О пользе гербариев для детей

Впереди лето, а значит, нашим детям снова откроется целый мир красочной, удивительной и разнообразной природы. Можно просто собирать цветочные букетики (и выбрасывать, когда они завянут). А можно заняться увлекательным делом – созданием собственного семейного гербария.

Что такое гербарий

Гербарий – это коллекция специальным способом засушенных растений. Растения гербария обязательно располагают на твердом основании (чаще всего на листах плотного картона) и снабжают этикеткой с названием. Научные гербарные коллекции относятся к достоянию государств. Ими пользуются ученые, медики, фармацевты. Одна из лучших коллекций мира собрана Н.И. Вавиловым и сотрудниками его института и хранится в России.

Польза гербариев для детского развития

1. Засушенные цветы и травы – наглядный образец живой природы для ребенка, намного более наглядный, чем картинки и даже фото. И намного более эмоциональный, ведь засушенный цветок можно рассмотреть особенно внимательно, погладить и даже ощутить легкий аромат.

2. Составление гербариев развивает в детях внимательность, память, умение сравнивать, находить общие признаки, объединять в группы, делать выводы и, конечно, в простой и непринужденной форме прививает интерес к ботанике и любовь к родной природе.

3. Засушенные растения – замечательные воспоминания для всей семьи о летних днях, проведенных на даче, в походе или даже в другой стране. С самыми маленькими можно создавать простые тематические альбомы на тему «Наши прогулки», «Лес», «Луг», «Желтые цветы» и т.д. С детьми постарше можно собирать растения определенного семейства, только лекарственные растения и т.д., при этом  желательно использовать справочник растений.

4. Гербарий – уникальный домашний «музейный экспонат», который можно передавать из поколения в поколение, демонстрировать гостям дома и бесконечно пополнять новыми элементами.

Как собирать и сушить растения

Сбор растений – интересный труд, который под силу даже малышам при соответствующей помощи и мотивации со стороны взрослых. Если вы хотите сделать эту работу по-настоящему исследовательской, запаситесь необходимыми инструментами:

  • ножницы для срезания цветов и трав (а если хотите сохранить растение с корнем, то и небольшая лопатка);
  • листы плотного картона для транспортировки срезанных растений;
  • большая папка или плотный пакет, куда складывают растения, переложенные картоном;
  • много газет или другой легкой, гигроскопичной бумаги для засушивания растений.

Если уж совсем серьезно подойти к вопросу, то потребуется и гербарный пресс – две деревянные рамки с сеткой, между которыми закладываются растения в газетных листах. В прессе сушка происходит на солнце. Можно заменить пресс большими старыми книгами или старыми (неглянцевыми) журналами, просто положив будущий экспонат между страницами и прижав сверху грузом. Примерно через две недели растения будут полностью высушены.

Растения для гербария собирают в сухую погоду, выбирая самые крупные и здоровые образцы. Не принято отрывать часть листьев и вообще каким-то образом придавать «товарный вид» растению, нужно только красиво и максимально естественно уложить его на лист. Высушенные экспонаты нужно расположить на листах белого картона и аккуратно пришить к нему нитками. Можно использовать клей ПВА или клейстер. Не забудьте приклеить в правый нижний угол этикетку с названием. Хранить гербарий рекомендуется в сухом вентилируемом месте, переложив листы калькой.

Простой и удобный способ оформить домашний гербарий – расположить его в деревянных рамочках для фото. Правильно высушенные цветы будут не только долго храниться за стеклом, но и украшать дом круглый год.

Источник

Гербарий – интересное занятие, которое можно реализовать и в городе, и – тем более – в деревне. Кроме того, составление гербария можно сделать интересным для детей от 4 до 18 лет и старше.. ))

Простые правила

Давайте сначала вспомним несколько общих правил составления гербария. Казалось бы, они очень простые, но не все их помнят.

Растения для гербария собирают в сухую погоду, иначе при сушке они потеряют природную окраску. Если растения оказались влажными, перед закладкой в пресс их подсушивают с помощью любой бумаги, которая хорошо впитывает влагу.

Если собираетесь заготавливать гербарий вместе с корнями, то инструменты для выкапывания растений должны быть простыми, прочными и удобными для ношения (садовые совки, нож, стамески).

С корнем засушили только подорожник, так как ребенок его выдрал случайно. Поговорили про корни, зачем они, какие бывают.. А так с корнями, конечно, жалко растение заготавливать для гербария..

Растения, собранные во время одного такого «набега», можно обозначить ботаническим термином гербарный сбор.

При оформлении гербария необходимо сформировать альбом или тетрадь, где, помимо самого листика, цветочка, стебелька, будет записано (серьезно или с юмором):

– где (парк около дома или координаты сбора: 3°04′00″ широты, 37°21′33″ долготы),

– когда (самое чудесное лето, когда Вовке было 5 лет или 12:00 12.08.2020 года);

Мы подписали просто “Лето-2019”

– кем собраны растения (мамой и Славой или Ивановым Вячеславом Андреевичем);

– что собрано (это самый главный пункт).

Без этих данных гербарий с точки зрения ботаники теряет научную ценность, а с точки зрения семейной и воспитательной – теряются вехи развития.

Почему название растения в нашем случае – самый важный пункт? Для ребенка 4-8 лет освоить названия основных растений – хороший навык, который поможет ему получить знания об окружающем мире и живой природе . Кроме того, можно использовать крупные и четкие буквы при написании названий для тренировки чтения, если это актуально для ребенка. Если это еще не актуально, то возможно, будет актуально через полгода – зимой – когда вы вспомните и откроете альбом с гербарием. Он напомнит о лете и позволит не забыть растения.

Итак, окончательную, чистовую этикетку составляют при оформлении гербария после уточнения названия растения, можно вместе с ребенком открыть книгу или интернет-статью с краткой характеристикой растения и его названием. Не следует брать в гербарий много экземпляров одного и того же растения – одного листа вполне достаточно – при этом нужно объяснить ребенку, что лишние листья (цветы, стебли) рвать не нужно.

для своего гербария подобрали и тетрадь в тему ))

Высушенные для гербария растения должны сохранить характерный для них внешний вид и цвет, а также некоторую эластичность – взрослый должен показать, как это сделать. Закладка – самый ответственный момент при изготовлении гербария. Прежде всего, надо расправить свежее растение на листе так, чтобы ее части, по возможности, не налегали друг на друга, и сохранялось естественное положение частей растения. Между листьями, налегает друг на друга, или побегами полезно проложить кусочки гигроскопичного бумаги. По науке собранные растения сушат в специальных гербарных прессах. Но мы сушили в толстой книге, как в нашем детстве.

Обрыв Гончарова и высушенный листик ))

Для малышей чудо засохшего листика, сохраненного «для науки» – будет настоящим чудом.

«Окологербарные» идеи

Ваши дети уже не малыши? Гербарий всё равно можно сделать интересным, познавательным и веселым занятием. Например, можно соорудить подушку-думку с ароматными лекарственными растениями. Дети собирают и сушат ароматные растения (мяту, лаванду, липу, ромашку), а затем изготавливают подушечки, в которые вкладывают душистые цветы и листья. Аромат этих трав способствует здоровому и крепкому дневному сну детей.

Организовать это можно следующим образом. На информационном этапе, во время наблюдений в окружающей среде, есть интересные игровые занятия и развлечения, дети знакомятся с внешним видом лекарственных растений, узнают об их значении в жизни людей. Познакомившись с правилами сбора лекарственных растений, дети срезали их, заполняя корзину растениями, вязали в пучки для сушки, с родителями собирали информацию о применении и использовании растений в народной медицине, подбирая легенды, стихи, поговорки, пословицы и загадки про каждую лекарственное растение. Из собранных трав дети изготавливают гербарий, подушки-думки, благодаря которым в дальнейшей работе закрепляются знания о внешних признаках растений, их название, строение.

Подушка – отличная идея для ребят старшего возраста

Что это дает? У детей повысится уровень знаний о растениях, их значении в жизни человека и способах их применения. Опыт говорит о том, что при реализации такого «проекта» у ребят развилась любознательность, наблюдательность, навыки исследовательско-поисковой деятельности; обогатились представления о связи человека с природой, о здоровом образе жизни; обогатился словарный запас по данной теме.

Идеи не новые и очень простые, но, возможно, окажутся вам полезны. Спасибо, что дочитали!

Читайте также:  Пальма арека польза и вред для дома

Источник

Людмила Баженова
Проект «Гербарий. Что это?» (средняя группа)

Участники проекта: средняя группа: дети, воспитатели и родители

Цель – формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностного отношения к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

Задачи:

Познакомить детей с гербарием (сбор, засушка, оформление).

Расширять представления о деревьях, травянистых растениях Вологодской области.

Приобщать к процессу познания.

Развивать наблюдательность, память, связную речь.

Сплотить детский коллектив.

Привлечь родителей к жизни детей в детском саду.

Проблема:

Изучение растений начинается еще в детском саду: детям рассказывается о многообразии растительного мира, об особенностях растений, об их вреде и пользе для человека и животных. Но никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел и засушил. Детям дошкольного возраста сложно запомнить названия деревьев. Гербарий,

созданный вместе с детьми, в этом поможет.

Реализация проекта:

1 этап: Организационно- подготовительный:

• Беседа с детьми «Какие деревья ты знаешь?»;

• Подготовка развивающей среды;

• Составление плана проекта.

2 этап: Основной

• Сбор гербария с детьми;

• Познавательные беседы о деревьях и кустах;

• Взаимодействие с родителями;

• Создание поделок из природного материала.

3 этап: Итоговый

• Создание и презентация альбома «Гербарий»

Предполагаемые результаты оправдались:

Экологические знания в процессе работы над проектом уточнялись и расширялись. Дети знают названия деревьев и кустов, ближайшего окружения. Дети знают, что такое гербарий и как его изготовить. Отмечен высокий уровень познавательной сферы и речевого развития детей. Дети, воспитатели и родители обнаружили, что деревья и кусты – это доступный и интересный объект для наблюдения и развития ребенка. В процессе проекта

дети получили множество положительных эмоций.

Что же такое гербарий?

Говоря простым языком, гербарий — это коллекция засушенных растений.

Первые упоминания о сборе гербария относятся к XVI веку, когда для сбора

и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо

впитывающий влагу из растений. А сегодня в магазинах можно найти

подходящие инструменты для сбора гербария: бумагу для приклеивания

образцов, этикетки, газетную бумагу или салфетки для засушивания

растений, папки, множество видов клея, прессы и т. д.

Сбором гербариев занимаются сотрудники различных учреждений:

ботанических садов, институтов ботаники и естествознания. Крупнейшие

коллекции растений, насчитывающие тысячи экземпляров, находятся в

разных уголках мира: в Национальном музее естественной истории, НьюЙоркском ботаническом саду, Ботаническом институте им. В. Л. Комарова

РАН, Королевском ботаническом саду Кью находится более 7 млн.

гербарных листов. В научных целях к сбору, оформлению и систематизации

гербария подходят профессионально: существует множество правил, от

которых нельзя отступать.

Для сбора гербария для себя или в учебных целях в школе не обязательно

следовать всем этим научным канонам, но некоторые правила значительно

упростят эту работу.

Как собрать гербарий?

Сбор гербария делится на три этапа:

• поиск и сбор растений;

• засушка растений;

• систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Собирать растения, конечно, можно спонтанно: например, увидев, красивый

экземпляр, а можно придерживаться определенной тематики. Например, на

уроках ботаники или окружающего мира учителя могут дать задание на лето

собрать гербарии по темам:

• сорняки;

• лечебные травы;

• ядовитые растения;

• цветы / цветковые растения (полевые, садовые);

• комнатные растения;

• различные формы соцветий;

• сложноцветные;

• и любые другие классификации.

Большое внимание нужно уделить сбору растений для гербария: от этого во

многом зависит, получится ли его сделать, будет ли гербарий представлять

интерес.

Правила сбора растений для гербария

• Растения собираются в сухую погоду, выбираются не смоченные дождем

и росой экземпляры, иначе засушить их будет очень трудно.

• Растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами,

клубнями, луковицами, плодами и цветками, в т. ч. водные растения.

• Если растение крупное и собрать его целиком не представляется

возможным, то берутся те части растения, по которым можно его

идентифицировать, опознать, составить представление о растении

целиком.

• Ветки деревьев и кустарников не обламываются, а срезаются ножом.

• Листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно

было посмотреть расположение листьев.

• Для гербария выбираются только развитые растения с цветками (пусть и

незрелыми) и плодами.

• Собираются растения без повреждений и признаков болезней, не

засохшие от жары.

• Для двудомных растений собираются как мужские, так и женские

экземпляры, а однодомных — как экземпляры с пестичными, так и с

тычиночными цветками.

• Для каждого растения берется несколько экземпляров про запас.

Для гербария нельзя собирать больные растения

Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, прилипшей

грязи и других растений и помещается в карман между двумя листами

бумаги. Сразу же растение расправляется таким образом, как оно росло:

• если листья ложатся один на другой, то между ними кладется слой

бумаги;

• один-два листа кладутся вверх изнаночной стороной, чтобы иметь

представление об обеих сторонах листа;

• если у растения крупные плоды или цветки, то под них нужно положить

вату, чтобы не было излома и повреждения при переноске;

• если растение слишком длинное и не помещается на листе, то его нужно

сложить зигзагом, но при этом внизу должны быть корни растения, а

верхушка должна быть обращена вверх.

По правилам, нужно вложить этикету, на которой указывается дата сбора

растения, кем оно было собрано, а также описание местности:

• название населенного пункта или координаты (можно посмотреть на

мобильных устройствах,

• рельеф,

• условия произрастания: степень освещенности, влажности, сторону света,

к которой обращен цветок или листья, плотность, с которой встречается

это растение на местности и др.

Можно сделать фотографии растения и места произрастания.

Для сбора растений лучше всего изготовить специальный переносной пресс,

представляющий собой две фанерки ДСП с просверленными для вентиляции

отверстиями, которые можно стянуть шпагатом или специальными

шнурками. Внутрь этого пресса вкладываются листы с бумагой, хорошо

впитывающей влагу, например, газетную или писчую бумагу, бумагупромокашку, косметические салфетки и т. п. Выкопанное растение

вкладывается между двумя такими листами, и между каждым растением

вкладываются дополнительные листы, чтобы растения не поломали друг

друга.

После сбора образцов уже дома нужно приступить к сушке гербария. Сушка

— не менее важный этап, чем сбор растений, потому что при неправильной

сушке растения могут не высохнуть, почернеть, обломаться, сгнить и т. д.

Как сушить гербарий?

В современности родители для сушки гербария применяют даже

микроволновые печи, но лучше сушить гербарий в естественной среде: в

прессе на открытом воздухе на ветру, на солнце, убирая на ночь в

помещение, или проглаживая утюгом через марлю или бумагу.

Для просушивания растений можно использовать уже

приготовленный пресс: листы бумаги, в которых лежит растение, т. н.

карманы, не переворачивая, складывают один на другой, предварительно

положив между ними дополнительные листы — собственно, все как при

сборе растений. Но при сушке нужно ежедневно менять листы бумаги на

новые, т. к. старые становятся влажными.

Крупные и объемные растения, в т. ч. цветы, можно сушить в песке. Для этого

речной или морской песок должен быть освобожден от всех примесей: его

промывают до тех пор, пока вода не будет идеально чистой, а затем закаляют

в печи на металлических противнях.

Конечно, к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между

листами книги, но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых,

засушенное растение может не сохранить форму.

Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и,

если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе.

Оформление гербария

Растения крепятся на гербарном листе, на котором, кроме самого растения,

обязательна этикетка, содержащая название на русском и латинском языках,

а также сведения о растении.

Сами растения к бумаге не приклеивают, а лишь поверх накладывают

тонкие 3-4 мм полоски бумаги. Чтобы листья и ветки не обломились, крепить

их нужно по центру листа, а не по краю. Толстые стебли можно прикрепить к

листу ниткой или леской.

Папка для гербария

Сами листы должны быть плотными — можно использовать картон или

Читайте также:  Бассейн польза и вред для фигуры

дизайнерскую бумагу, можно купить специальные готовые гербарные листы.

Листы между собой не скрепляются, но для гербария своими руками можно

использовать папку-скоросшиватель, которая позволит при необходимости

открепить любой лист.

Источник

Содержание:

  • Снаряжаем экспедицию
  • Собираем будущий гербарий
  • Сушим растения
  • Интересные факты
  • Как оформить альбом?
  • Вносим разнообразие

Кто из любознательных малышей не любит собрать во время прогулки букетик полевых цветов? Цветы простоят пару дней в вазе и вянут, вызывая огорчение юного натуралиста, а нередко и слезы. Но есть простой выход из подобной ситуации. Если растения засушить, они будут храниться очень долго и радовать малыша своими веселыми красками. Речь идет о гербарии.

Собирая растения, ребенок запоминает их названия и то, как они выглядят. Некоторые растения так похожи между собой, что отличить одно от другого непросто. Следовательно, малыш развивает внимание и наблюдательность. Высушивая растения, юный ботаник учится выполнять определенные правила, соблюдать последовательность действий. Оформление гербария потребует от малыша аккуратности и собранности, ведь сухие растения очень хрупкие. Кроме того, ребенок будет учиться работать со справочной литературой, расширять знания об окружающем мире. Пригодится и информация о свойствах тех или иных растений, их пользе для человека и животных, о том, что бывают растения ядовитые, с которыми нужно обращаться очень осторожно. Собирая с малышом растения и оформляя гербарий, вы получите уникальную возможность вновь окунуться в детство, заново откроете для себя удивительный мир, который мы почему-то перестаем замечать, едва становимся взрослыми. Попробуем?

Итак, что же такое гербарий? Говоря официальным языком, гербарий (от латинского herba – трава, растение) – ботаническая коллекция собранных и засушенных растений, оформленная и снабженная этикетками, предназначенная для научной работы. Конечно, мы не будем подходить к сбору гербария столь строго и официально. Мы внесем в это занятие элемент развлечения и творчества.

Снаряжаем экспедицию

Прежде чем приступить к сбору растений, нужно приготовить для этого нехитрые, но очень полезные приспособления. Это, прежде всего, гербарная папка. Сделать ее совсем несложно. Вам понадобятся два листа картона формата A3. Их складывают вместе и проделывают в углах отверстия. В отверстия вдеваются толстые шнурки или тесьма. Если шнурки затянуть и завязать, получим временный пресс для собранных растений. Внутрь папки положите старые газеты. Растения, предназначенные для коллекции, будем аккуратно вкладывать между газет в расправленном виде. Так вы сможете благополучно донести их до дома. К каждому растению можно приложить бумажную этикетку, где будет написано его название, место и время сборки. Если удастся привлечь в союзники папу, гербарную папку можно сделать из фанеры: она получится плотнее и надежнее. Нужно только хорошенько отшлифовать боковые поверхности фанеры, чтобы малыш не поранил руку о неровные края.

Для выкапывания растений пригодится маленькая лопатка или детский совочек (не пластмассовый, а металлический). Их с успехом заменит прочная ложка. Еще следует запастись пачкой бумаги небольшого формата и ручкой: они пригодятся вам для составления временных этикеток к растениям. Ну и конечно, не забудьте атлас-определитель растений, встречающихся в вашей местности. Немногие родители могут похвастаться хорошим знанием лютиков-цветочков и прочих зеленых друзей, растущих под ногами. Но в этом нет ничего страшного. Хорошая книга придет вам на помощь. А после таких ботанических занятий с малышом вы очень скоро без труда сможете различать растения, которые раньше казались вам на одно лицо. Главное – чтобы изображения растений в книге были хорошо прорисованы, а тексты написаны доступным ребенку языком.

Собираем будущий гербарий

Для сбора растений вовсе не обязательно выделять специальное время. Этим можно разнообразить обычную прогулку; главное – чтобы денек был сухой. Влажные от дождя или росы растения для гербария не годятся: они долго сохнут и могут испортиться. Отправляясь на прогулку, выбирайте каждый раз новое место: парк, лес, луг, берег реки, пустырь возле дома. Ведь каждое растение часто растет только в определенной местности. В лесу и возле реки вы встретите совершенно разных представителей флоры.

Начинать собирать гербарий лучше с самых простых, известных ребенку растений: ромашки, подорожника, тимофеевки, клевера и др. Никогда не срывайте одиночные растения, а выбирайте места их большого скопления. Таким образом вы не навредите данному виду. Рассмотрите вместе с малышом растение: какие у него листья, цветки, где растет, любит тень или солнце, влажную или сухую почву, растет везде или только в определенном месте. Затем выберите небольшое здоровое растение и аккуратно выкопайте его вместе с корнем. Тщательно отряхните с корней землю и положите растение в гербарную папку. Лучше брать по два одинаковых растения: одно для гербария, другое – запасное. Дома, после прогулки, сразу же выньте растения из папки и подготовьте их к сушке, иначе они начнут подсыхать, и потом уже будет сложно придать им нужный вид.

Сушим растения

Для того чтобы наш гербарий получился красивым и сохранился надолго, важно хорошенько высушить собранные растения. Есть два способа сушки: один – правильный, но долгий, другой – быстрый, но ненадежный.

Начнем с первого. Им обычно пользуются ботаники для того, чтобы растения не потеряли свою естественную окраску и фактуру. Возьмите старую газету, раскройте ее и уложите внутрь растение, аккуратно расправив листья, цветки, стебель. Старайтесь придать растению естественный вид. Некоторые листья можно специально отогнуть, чтобы была видна нижняя сторона: у многих растений она по-другому окрашена и имеет опушение. Не нужно обрывать листья, которые показались вам некрасивыми: растение должно выглядеть так, как оно росло на лугу или клумбе. Подобную операцию проделайте с каждым собранным растением, вкладывая его в отдельную газету. Такой футляр из газеты называется “рубашкой”. Теперь сложите газеты одна на другую, между ними проложите еще по несколько листов газетной бумаги или бумажные салфетки для впитывания влаги. Сверху сооружение придавите чем-нибудь тяжелым, например несколькими большими книгами. Сохнуть травы и цветы будут около двух недель. Только не забывайте каждые 2-3 дня перекладывать их новыми бумажными салфетками, иначе растения могут загнить. “Рубашки” менять не нужно.

Если же вам не хочется возиться и ждать так долго, можно высушить растения при помощи горячего утюга. И если с первым способом сушки малыш сможет справиться самостоятельно (а необходимость регулярно менять бумагу еще и поучит его ответственности), то во втором случае это вряд ли удастся. Все-таки горячий утюг – игрушка для взрослых. Итак, чтобы обойтись с зелеными друзьями наиболее щадящим образом, не спешите высушить растение сразу, многократно проезжая по нему утюгом. Заверните его в салфетки и газеты так, как говорилось выше, положите на гладильную доску и 1-2 раза прогладьте. Отложите гербарий на несколько часов, затем прогладьте снова. Повторите процедуру 3-4 раза до полного высыхания растения. Следите, чтобы утюг не был слишком горячим, иначе растение может сгореть и потерять естественную окраску – пожелтеть. Самый существенный недостаток этого метода сушки заключается в том, что листочки становятся гладкими и теряют свой естественный узор и ворсистость.

Интересные факты

Дайте малышу возможность оформить гербарий на свой вкус. Может быть, ему захочется расписать красивые рамки или сделать их из природного материала (листьев и лепестков растений). Или нарисовать подходящий фон для каждого растения – луг, лес, клумбу. Вместе с ребенком отыщите информацию о растениях из вашей коллекции: где растет, когда цветет и плодоносит, сколько лет живет. Сейчас выпускается такое множество всевозможной справочной и энциклопедической литературы, что сделать это не составит особого труда. А вот умение работать с такой литературой – очень ценный навык, который непременно пригодится ребенку в будущем.

Практически о каждом растении можно найти занимательные факты. Малышу будет интересно узнать, например, о том, что подорожник американские индейцы называли “след белого человека”. А все потому, что именно белые колонизаторы завезли в Америку семена этого растения на своей обуви. А желтенький первоцвет мать-и-мачеха получил свое I название из-за разной окраски нижней и верхней стороны листьев. Сверху лист темный, гладкий и холодный – мачеха, а снизу он светлый, теплый, опушенный мягкими волосками – мама. Названия некоторых растений говорят сами за себя, и очень полезно поразмышлять, почему чистотел или, скажем, пастушья сумка получили такие забавные имена. Сок чистотела сродни “зеленке”. И если им смазать мелкие ссадинки и ранки, они очень быстро заживают. Отсюда и название – чистотел. А если присмотреться повнимательнее к пастушьей сумке, можно заметить листочки, похожие на сердечки или крошечные сумочки пастухов.

Читайте также:  Радоновые ванны польза или вред

Многие растения используются в народном хозяйстве или в медицине. Об этом тоже можно поговорить с малышом. Так, например, зверобой лекари на Руси называли “травой от 99 болезней” и говорили: “Как нельзя без муки испечь хлеба, так нельзя без зверобоя лечить много болезней”. Некоторые дикие растения можно употреблять в пищу. Из колючей крапивы получается вкусный и полезный салат. А из желтых одуванчиков варят варенье. Многие травы или их семена в сушеном виде выступают в роли приправ: укроп, базилик, мята, кориандр, горчица. Все интересное, что удастся отыскать о растениях, можно записать или напечатать и добавить к вашей коллекции.

Интересна легенда и о сорной траве спорыше, которая растет повсеместно буквально под ногами. В народе ее называли топтун-травой за поразительную устойчивость к вытаптыванию. А наделила спорыш такой устойчивостью старая колдунья, которая очень хотела досадить людям. Однажды собирала колдунья в горах травы, устала и присела отдохнуть. Смотрит – поднимается из долины маленькая зеленая травка. Стала колдунья ее расспрашивать: “Куда путь держишь?” Трава отвечает: “Совсем от людей житья нет. Луга распахивают, отовсюду меня выгоняют. Вот и решила я в горы уйти, чтобы никому не мешать и чтобы мне никто не мешал”. Уговорила колдунья проворную травку вернуться обратно и наделила ее особыми свойствами. Теперь что бы человек ни делал, никак не получалось у него справиться с упрямой травой. Он ее и ногами топтал, и с корнем вырывал, и машинами выпалывал, а она как росла, так и растет. Решил человек приспособить спорыш себе на пользу. И оказалось, что трава эта и от болезней лечит, и для домашних животных полезный корм. Вот так и просчиталась колдунья: вместо зла дала человеку доброго помощника.

А еще полезно собирать стихи о цветах и деревьях, а самые лучшие из них – заучивать наизусть.

– Эй, ромашки.
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
– Не секрет, –
ответили ромашки, –
Нас носило солнышко
В кармашке! (В.Орлов)

Синий-синий василек.
Ты любимый мой цветок!
У шумящей желтой ржи
Ты смеешься у межи,
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой. (С Черный)

Так, рассматривая то или иное растение с разных точек зрения, кроха будет учиться всесторонне подходить к любому вопросу; это разбудит его исследовательский интерес.

Не советую вам сушить растения между страницами книг: растения сохнут плохо, а книги портятся. Исключение составляют тонкие цветочные лепестки. Их можно посушить в старых, ненужных книгах.

Как оформить альбом?

Способов оформления нашего сокровища существует великое множество. Сначала о том, как это делается по правилам. На лист формата A3 прикладывается высушенное растение и аккуратно приклеивается тонкими полосочками белой бумаги или пришивается нитка- ми в нескольких местах. Рядышком размещаются семена в пакетике и этикетка, где написано название рода и вида растения на русском и латинском языках, место и время сборки. Гербарии прокладываются пергаментными листами и собираются в папку-скоросшиватель. Но, так как вам с малышом нет необходимости готовить коллекции для научной конференции или музея, оформить их можно и иначе.

Для этого возьмите плотные альбомные листы, разместите на них растения и приклейте тоненькими полосками бумаги или пришейте ниткой. Небольшие растения поместятся на лист вместе с корнем, а большие разместите фрагментами: часть стебля, корень, лист, цветок. Рядом можно прикрепить пакетик с семенами. У трав и цветов с длинным стеблем (например, у злаков) еще до засушки этот стебель не обрезайте, а несколько раз согните, чтобы получились острые углы. Неплохо наклеить рядом картинку или фотографию растения целиком, особенно если это дерево или кустарник. Ее можно найти в энциклопедии или учебнике ботаники и нарисовать (отличная творческая работа!), распечатать из Интернета (а заодно и поучимся работать на компьютере!) или сфотографировать во время прогулки (развиваем наблюдательность и осваиваем фототехнику!). Не забудьте написать название растения на русском и по-латыни (а почему бы и нет?) и указать время и место сборки (луг, лес, поле, берег реки, горы Крыма, ботанический сад и т.п.). Если вы учите малыша читать по какой-нибудь методике, сделайте, например, крупную красную подпись (по Доману) или с выделением складов (по Зайцеву). Ребенку будет интересно почитать такую “живую” книжку, да еще и сделанную своими и мамиными руками.

Теперь помещаем наши листы в файлы, а файлы – в папку. Так коллекцию удобно смотреть, пополнять новыми экспонатами, и она довольно надежно защищена. При желании можно легко вытащить картинку из файла, поближе рассмотреть растение, потрогать пальчиком листья и стебель. Гладкие они или шероховатые, с волосками или без? Такие занятия развивают и наблюдательность, и чувство осязания. Для большей сохранности листы с засушенными растениями можно заламинировать. Они станут ярче, но тогда уже не будет возможности узнать, какие они на ощупь. А еще можно поместить гербарные листы в магнитные фотоальбомы (те, где фотографии прижимаются намагниченной прозрачной пленкой). И хранить удобно, и можно легко вытащить при необходимости.

Вносим разнообразие

Конечно, можно складывать все засушенные растения в одну папку. Но куда интереснее собрать несколько разных коллекций. Это может быть кол лекция сорных трав, комнатных растений или растений с бабушкиного огорода. Можно оформить отдельно лесные растения или растения, растущие на лугу. Можно собрать коллекцию лепестков садовых цветов или листьев деревьев и кустарников, выделив в отдельную группу, скажем, плодовые деревья. А золотая осень – самое подходящее время для сбора коллекции осенних листьев. Отправляясь отдыхать к морю или путешествуя в дальние страны, не забудьте и оттуда привезти несколько экзотических растений и листьев деревьев. Постепенно у малыша соберется замечательная коллекция, которая станет предметом особой гордости.

Из засушенных растений можно делать красивые поделки. Особенно хороши для этого лепестки различных цветов, сами цветки и разноцветные осенние листья. К гербарию это никакого отношения не имеет, но собирать материал для будущих поделок можно параллельно с коллекцией растений. И тогда дождливой осенью и холодной зимой у вас с малышом будет интересное занятие – делать красивые открытки, яркие картины и вспоминать о теплом лете.

Что же можно сделать из засушенных растений? Например, открытку в подарок бабушке, украшение на стену в виде сердечка или закладку для книги. Для этого из цветного картона нужно вырезать основу для будущей работы. Пусть малыш разложит на основе засушенные цветы и листья, чтобы получились красивые узоры. Теперь нужно капнуть капельку клея на заднюю сторону каждого цветка или листочка и прижать их к бумаге в нужном положении. Когда клей высохнет, оберните картинку прозрачной пленкой или заламинируйте. Красота готова!

Красивые картины получаются из осенних листьев. Для поделок их можно сушить и утюгом. Предложите малышу придумать композиции из разноцветных листочков: цветы, животные, всевозможные узоры и даже целые фантастические города. Можно попробовать нарисовать картину при помощи отпечатков листьев. Соберите с малышом несколько листочков разных деревьев. На нижнюю часть листа (там, где выступают жилки) нанесите ровный слой краски. Аккуратно положите лист на бумагу окрашенной стороной вниз, сверху прижмите сооружение салфеткой. Теперь можно убирать салфетку и листок, а на бумаге останется симпатичный отпечаток. Для осенней – картины сделайте на бумаге красные, желтые, зеленые и оранжевые отпечатки листьев разных деревьев. Можно поступить и иначе. На белый лист бумаги положите несколько листьев, лучше с рельефными краями (клен, дуб), а затем обмакните в жидкую краску старую зубную щетку и, проводя пальцем по щетинкам, забрызгайте сверху бумагу. Операцию можно повторить, используя краски разных цветов. Убираем листья, получаем белые силуэты на фоне крапинок.

Из высушенных растений можно сделать самодельное лото. Играть им будет куда интереснее и полезнее, чем покупным. Расчертите листы белого картона на шесть ?