О пользе физкультминуток в школе

Князькова Анастасия Валерьевна

ГБС (К)ОУ школа №9 г.Новороссийск

nastia_29@lits.ru

Польза физкультминуток на уроках в начальных классах.

С началом учебного года  активность обучающихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности обучающихся в учебное время. Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.

         Основная задача учителя на уроке – создать условия для недопущения переутомления, своевременно снять его при возникновении. У школьников признаки переутомления появляются после 12-15 минут после непосредственной образовательной деятельности.
Утомление может проявляться по-разному: нарушением осанки и координации движений. рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, восстанавливают силы ребенка,  дают отдых мышцам, органам слуха. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, снять статическое напряжение.
          Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов.
        При подборе гимнастики для глаз учитывается  возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме.

В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.

Источник

                                  Комитет по народному образованию

Администрации  Солнечногорского района Московской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тимоновская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов

«Роль физкультминуток в учебно-воспитательном процессе для ученика»

                                                                                    Учитель нач. классов

                                                                            Ларионова Т.Н.

г. Солнечногорск–7

2013 г.

       Сегодня, как никогда, остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учёба.

      Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

     Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются  физминутки.

Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

• уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время (так называемые большие формы занятий);

• малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

         К малым формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.

      Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

       Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил  школьника, особенно школьника младшего возраста.

Можно представить процесс восстановления сил ученика на уроке по следующей схеме:  

Цель: восстановление физических и духовных сил —› Средство достижения цели: физминутки —› Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

Основные требования к проведению физкультминуток:

– проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты урока, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

Читайте также:  Урбеч из расторопши польза и вред

– в 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока.

-подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;

– отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

– комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида урока и его содержания;

– необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;

-проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;

– при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях ;

– продолжительность всего комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели;

– во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.

–  во время проведения контрольных и некоторых практических уроков (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят;

– обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

          Любой учитель начальных классов может сказать о важности физкультминутки на уроке, но не все учителя знают способы, как действительно провести интересную и увлекательную физминутку.

Классификация физминуток.

           Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.

          Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Эти упражнения способствуют организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся. Все мы понимаем, как важен настрой на рабочий день.

  1. Танцевальные.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

  1. Оздоровительные

Оздоровительные физминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа.

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

Мозговая гимнастика

         Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.

 Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

 «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

 «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Гимнастика для глаз.

         Физминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Рекомендуемые упражнения:

1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2. Горизонтальные вправо-влево;

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;

4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную). Предлагается глазами « нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

6. Письмо носом.

7. Упражнение  “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

8. Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.

          Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически,  то ощутим быстрый результат.

Пальчиковая гимнастика.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления. Сюда можно отнести упражнения:

–  “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

– “Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

– “Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,

– “Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

-“Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, – -“Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

– «Солим капусту»

  1. Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

  1. Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  1. Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

  1. Двигательно-речевые физминутки.

В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”.

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”…

“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи.

И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.

Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон!

Читайте также:  В чем польза бизнеса для общества

Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)

  1. Дидактические игры с движениями.

–  Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте,

– “Зверь-птица-рыба”

Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

  1. Психогимнастика.

– “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

–  Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение.

Релаксация для снятия напряжения (включается музыка для релаксации).

– Приведу пример урока по УМК «Перспектива» по теме «Мы в семье».

«Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Вы чувствуете благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность. Может быть, придет мысль, что яблоня заботится о вас, как в сказке «Гуси-лебеди» или «Крошечка-Хаврошечка».

       Учитель дает детям возможность некоторое время побыть наедине с музыкой, а затем говорит: «А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Посмотрим на это дерево. Вот это дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?

– Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приемы проведения физминуток.

Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»

Источники информации

  1. Авилова С. А., Калинина Т.В.

Игровые и рифмованные формы физических упражнений

Волгоград: изд. «Учитель», 2008.

  1. Ковалько В.И.

Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер

Москва: изд. «Вако», 2007.

  1. Ежемесячный научно-методический журнал  Министерства образования РФ. «Начальная школа», 2005.№4, №11.
  2. «Начальная школа», 2008 №9.
  3. Богословский В.П., Мейксон Г.Б.

Методические рекомендации по организации занятий физической культурой и спортом в группах продлённого дня

Москва, 1983.

  1. Интернет
  2. Исаева С.А.

Физкультурные минутки в начальной школе

Москва: изд. «Айрис-пресс», 2003.

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н.

Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям

Ярославль: изд. «Академия развития», 1998.

Источник

Современные дети относятся к классу гиперактивных, они не могут долгое время заниматься одним делом, а тем более усидеть на месте. Поэтому вчерашним дошколятам очень сложно адаптироваться к урочной системе. Психологами рекомендовано проводить физминутки для начальной школы. Такие перерывы способствуют отдыху детей и поддержанию внимания на протяжении учебного процесса. Легкие упражнения способствуют быстрому усвоению материала. Кроме того, любое отклонение от рабочего процесса вызывает интерес у ребят. Физминутка – это положительные эмоции учащихся. Снять физическое напряжение позволяют упражнения двигательного характера. Необходимо дать ребенку возможность встать, попрыгать на месте, промаршировать, выполнить приседания. Упражнения должны быть действенными, но простыми. Физические минутки помогают малышу вернуться к образовательному процессу с новыми силами. Роль физминуток в образовательном процессе Начальная школа – это этап закладки образовательных умений и навыков у детей 7-10 лет. И от того, насколько успешно он пройдет, зависит дальнейший успех ребенка в области науки. Принято считать, что все методы для достижения главной цели хороши. В данном случае роль физминуток на уроках в начальной школе имеет незаменимый характер, поскольку такие занятия позволяют: проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления; активизировать внимание детей в нужный момент времени; поднять настроение; действовать коллективно; правильно выполнять команды и просьбы педагога-организатора. Видовое разнообразие физминуток У каждого учителя начальной школы имеется педагогическая копилка с большим количеством физминуток. Все дело в том, что они должны быть направлены на активизацию различных видов деятельности у детей.

Виды физминуток в начальной школе: для физической активности; для снятия перенапряжения со зрительного аппарата; для гимнастики пальцев рук; для устранения искривления осанки; для снятия общего переутомления. Все эти виды упражнений должны присутствовать в жизни младшего школьника на ежедневной основе. Потребность ребенка в двигательной активности, по мнению психологов, должна составлять не менее 240 минут в день. Нарушение этой рекомендации может повлечь за собой необратимые последствия как в физическом, так и в психическом развитии. Основные цели проведения упражнений Физминутки проводят для того, чтобы: помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни; снять перенапряжение; научить правильному отдыху во время занятий; способствовать активации необходимого вида деятельности; сохранить здоровье младшего школьника. Учителю начальных классов не стоит бояться потери учебного времени из-за проведения физминутки на уроках в начальной школе. Поскольку если не выделить несколько минут детям для отдыха, то внимание их к изучаемой теме будет потеряно полностью уже на 20 минуте занятия, а, следовательно, материал не будет усвоен. Как провести физминутку в начальной школе? Уроки физической культуры в школе дают детям только 10% необходимой активности, а значит, остальные 90% лежат на плечах классных руководителей и родителей. Безусловно, сейчас в рамках нового образовательного стандарта предусмотрено посещение каждым ребенком внеурочных занятий по физическому воспитанию, но этого тоже не хватает. Поэтому физминутки для начальной школы должны быть предусмотрены как на уроках, так и на переменах. Целесообразно в конце учебного дня, на последнем занятии, упражнения проводить дважды за урок, чтобы снять переутомление с детского организма. Для того чтобы провести физминутку, учитель должен хорошо знать своих учеников, и как только замечено, что треть всего классного коллектива начала отвлекаться, необходимо приостановить занятие и провести пару упражнений. Подбор упражнений проводится при подготовке к уроку и направляется на тот вид деятельности, который больше всего используется в ходе занятия. Участие в отдыхе принимать должен каждый ребенок. Для младших школьников 3-4 классов можно предложить проведение физминуток самими ребятами по очереди.

Физминутки на переменах. Безусловно, у каждого ребенка начальной школы в силу своего возрастного развития после урока наступает потребность в двигательной активности. Им нужно выплеснуть всю накопившуюся энергию. Поэтому на переменах должны быть организованы активные игры, в противном случае дети будут бегать по коридорам, сшибая все на своем пути. Веселые физминутки для начальной школы будут незаменимым помощником для педагога-организатора. В данном случае целесообразно поиграть с детьми в «Птичьи гнезда», «Выше ноги от земли», «Цепи, цепи кованы». Список подвижных игр может быть намного больше. Единственное, что нужно помнить, выбирая ту или иную игру, – это где она будет проводиться и каковы сезонные условия в случае использования ее на улице. Только правильно спланированный отдых может обеспечить сконцентрированное внимание ребенка на занятии.

Читайте также:  Яйца перепелиные польза для сердца

Физминутки в домашних условиях. Качество образовательного процесса во многом зависит от правильности его построения. Выполнение ребенком начальной школы домашнего задания не должно быть процессом принуждения. А этого невозможно достичь, не используя баланс отдыха и трудовой деятельности. Педагогу начальных классов необходимо в обязательном порядке ознакомить родителей с правильной организацией отдыха у детей во время выполнения уроков. Учитель на родительском собрании показывает упражнения, используемые им часто на занятиях. Акцент в данном случае нужно делать на то, что усвоение материала зависит во многом от степени усталости ребенка. Не нужно на него кричать и принудительно заставлять завершать работу. Остановитесь, проведите физминутки. Для начальной школы их наличие очень необходимо ребенку, поскольку от этого зависит не только образовательный процесс, но и психическое развитие малыша. Родители и педагоги должны строить обучение на единых требованиях и правилах, иначе ничего хорошего не получится. Упражнения в начальной школе Проведение физминутки на уроках в начальной школе позволяет, играя с детьми, направлять их деятельность на оздоровление организма. Упражнение для пальчиков «Лошадка» Педагог проговаривает слова: «Вот помощники мои, их как хочешь поверни. По дороге белой гладкой скачут пальцы, как лошадки. Чок – чок – чок. Скок – скок – скок. Скачет резвый табунок». При выполнении данного упражнения дети изначально кладут руки на парту ладошками вниз, затем вертят ими в разные стороны и в конце выполняют постукивающие движения пальцами.

Физминутки для глаз в начальной школе. Упражнения, направленные на снятие нагрузки с глаз, имеют очень большое значение, поскольку они позволяют сохранить зрение на более долгое время. Упражнение «Бабочка» Спал цветок (дети должны закрыть глаза) и вдруг проснулся (ученики выполняют действие моргания глазами), больше спать не захотел (руки у ребят должны подняться вверх и глазами они следят за их действием), встрепенулся, потянулся (выполняется действие потягивания), взвился вверх и улетел (дети выполняют действие имитации полета руками и одновременно поворачивают голову то в левую, то в правую стороны). Безусловно, упражнений таких великое множество, главное – иметь желание проводить такие занятия. Какими должны быть физминутки в начальной школе? Учащиеся начальной школы отличаются от детей среднего звена. Все дело в том, что весь их образовательный процесс строится на эмоциональном уровне. Поэтому и физминутки для начальной школы должны вызывать у детей массу положительных эмоций. Только при желании принимать участие в них ребенок может получить расслабление и отдохнуть. Чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции, современный учитель может использовать множество различных факторов – это упражнения, проделанные с любимыми героями, при наличии в классе интернет-ресурса, сопровождение выполняемых упражнений в стихотворной или музыкальной форме. Музыкальные физминутки на уроках в начальной школе – это незаменимые помощники, они дают возможность педагогу не только расслабить детей в физическом плане, но и воспитывать чувство прекрасного, а также развивать слуховые навыки ребенка. Кто проводит физминутки в начальной школе? Упражнения, направленные на оздоровление ребенка, должны проводиться на регулярной основе. Безусловно, в первом классе данные занятия ведет педагог. А вот начиная со второго класса, проведение физминуток для начальной школы можно доверить самим учащимся, сначала под контролем учителя, а затем на самостоятельной основе. Кроме этого, интернет-ресурс может облегчить задачу классного руководителя, и провести упражнение способен виртуальный герой, который является любимым у большинства детей в классе. Проведение данных упражнений происходит при помощи использования интерактивной доски. Упражнениями для физминуток должен владеть каждый педагог в школе, поскольку дети обучаются не только у классного руководителя, такие уроки, как английский язык, музыка и изобразительное искусство, ведут часто учителя-предметники. Они тоже должны проводить физминутки. Обеспечение двигательной активности ребенка на уроке Дети очень быстро устают на уроке сидеть в одном положении. Поэтому законодательством по образовательному процессу предусмотрено наличие моментов отдыха для учащихся. Проводя веселые физминутки на уроках в начальной школе, учитель заряжает детей необходимой для них энергией. Очень хорошая игра, которая обеспечивает двигательную активность ребенка, носит название «Если нравится тебе, то делай так». Учащиеся быстро запоминают простые правила и с большим удовольствием принимают участие. Ребятам необходимо повторять все действия за педагогом. Учителям начальной школы рекомендовано дважды в течение занятия проводить физические упражнения. Лучшими моментами считаются периоды перед изучением нового материала и до начала этапа актуализации знаний.

Музыкальные паузы на уроках начальной школы. Музыкальная физминутка для начальной школы является помощником в приобщении детей к искусству. Кроме того, она может выполнять следующие функции: развитие воображения; развитие слуховых навыков; положительный эмоциональный настрой; обеспечение музыкального развития; развитие творческих способностей детей. Данный вид физминутки может использоваться не только на уроках музыки или изобразительного искусства – особенно они хороши на уроках иностранных языков, где ребята в момент отдыха знакомятся с фольклором других стран. Значение физминуток Несмотря ни на какие доводы, значение физминуток в начальной школе очень велико. Они помогают учителю: разнообразить ход урока; повышают умственную работу мозга; способствуют увеличению функции кровообращения; снимают излишнее напряжение; позволяют ребенку свободно переключиться с одного вида деятельности на другой; активизируют дыхательную функцию детского организма. Послесловие Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующее заключение. Наличие физминуток на уроках в начальной школе – это не прихоть педагога, а неотъемлемая часть образовательного процесса для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Кроме этого, используемое многообразие правильно организованного отдыха у учащихся начальной школы помогает следить за их здоровьем и избегать возникновения ситуаций травмирования детей на переменах. Педагогам и родителям стоит помнить, что дети первой ступени обучения, как губки, впитывают все, что им говорят. И правильная выработка умения совмещать отдых и труд в данном возрасте окажет огромную помощь им во взрослой жизни. Но разработку физминуток стоит проводить с учетом особенностей детского организма. Это должны быть легкие упражнения.

Источник