О пользе детских обучающих a

Купить обучающие карточки>>
Обучающие карточки или, как их еще называют по-другому, карточки развивающие – это очень интересный и полезный наглядный материал для знакомства ребенка с окружающим миром, начиная с самого раннего возраста. На таких карточках, как правило, изображены яркие веселые образы-картинки, а также дана буквенная или цифровая информация. Причем, на одной обучающей карточке, чаще всего, содержится один образ, сопровождаемый соответствующей информацией, поскольку именно такой вариант подачи считается наиболее оптимальным для обучающего процесса с маленькими детьми.
По большому счету, все развивающие карточки, содержащие обучающую информацию, можно разделить на три большие группы, в каждой из которых множество подгрупп.
Во-первых, это карточки с картинками, которые знакомят малыша с представителями животного и растительного мира, погодными явлениями, географическими и прочими понятиями окружающей действительности. Эта группа является самой малочисленной, поскольку просто картинки, в «чистом» виде, расплывчато-информативны, а маленьким детям более полезны направленно-конкретные сведения.
Второй и самой многочисленной категорией по праву считаются карточки, содержащие, помимо картинок, еще и четкую буквенную информацию по принципу «одна буква алфавита – один образ, название которого начинается на эту литеру». Таких карточек может быть бесконечное множество, поскольку именно столько слов начинается на ту или иную букву. С помощью «буквенных» карточек дети помладше узнают предметы, вещи и явления, а ребятишки постарше – учатся составлять слоги, слова и предложения – то есть, читать и писать. Сложно переоценить значение таких обучающих карточек для развития речи, а также формирования человеческого мышления практически во всех его аспектах. Малыши, даже самые маленькие, с большой заинтересованностью разглядывают карточки с картинками. И порой, родители бывают удивлены, что едва начав разговаривать, малыш уверенно озвучивает персонажи, которых никогда не встречал «в живую». Хотя удивляться тут совершенно нечему. Младенческая память довольно быстро выдает детям образы, когда-то заложенные в нее с помощью карточек с картинками. Детям детсадовского и младшего школьного возраста по таким картинкам с буквами довольно легко выучить алфавит, а впоследствии – уже тренировать технику чтения. Обучающие карточки помогут им быстрее усваивать материал, развивать ассоциативное и логическое мышление, пополнять собственную сознательную систему реально-конкретных, а также абстрактных образов.
Третьей, довольно пространной категорией карточек, являются карточки с числовыми наборами – те, на которых, помимо цветных картинок, размещена еще и цифровая информация. Малыш в состоянии достаточно легко запомнить предлагаемые ему числа, сопровождаемые интересными и даже забавными образами. Кроме того, маленький ребенок может так научиться счету и простейшим математическим действиям – сложению и вычитанию. Психологи рекомендуют показывать ребенку обучающие карточки начиная с годовалого возраста. Именно с этого момента малыш способен качественно воспринять предлагаемую ему информацию. Причем, начинать нужно с карточек простых, где есть только одна картинка-образ, чтобы не рассеивать детское внимание. Показывая карточку, родитель или другой человек, который развлекает маленького ребенка, должен рассказывать, что или кто изображен на карточке, какие звуки он умеет издавать, что кушает и т.д.
Тематика обучающих карточек может быть самой разной. Одни наборы направлены на знакомство с основными понятиями окружающего мира, другие призваны научить малыша буквам или цифрам, третьи – способствовать развитию логики, четвертые – познакомить ребенка со счетом или понятиями «больше-меньше» и т.д. В зависимости от тематики карточных комплектов, их делят на те, которые можно предложить совсем крохам и те, в которых смогут разобраться уже ребятишки постарше. Разнятся и картинки, которыми в карточках сопровождается та или иная полезная информация. Конечно, многое зависит от фантазии художника-иллюстратора, но чем карточки «старше», тем точнее и более детализированы художественные образы, которыми они дополнены.
Обучающие карточки могут быть односоставными – то есть, содержать какой-то один сюжет, либо состоять из нескольких информационных полей. Например, те карточки, которые направлены на развитие у малышей логического мышления, всегда содержат картинки, иллюстрирующие определенную причинно-следственную связь. На одном – как правило, большем поле карточки – может быть изображено дерево, а на отдельных полях, меньшего размера – плоды этого вида деревьев и их листья. Таким образом, маленький ребенок очень скоро усвоит, что на сосне растут шишки вкупе с хвойными иглами, а на дубе созревают желуди, и его листочки имеют красивую форму, которую нельзя спутать ни с какой другой. Карточки, несущие обучающую функцию, делаются из самых разных материалов. Однако, чаще всего, из бумаги различного вида или же пластика. Последние – гораздо более долговечны, чем первые, и могут выдержать даже очень пристальное детское внимание. Пластиковым картинкам не страшны засовывания в рот, попадание влаги и остатков пищи, сгибы и скручивания маленьких «изучателей». И если раньше бумажные карточки были ярче и веселее, то современные технологии, активно использующиеся сегодня при производстве товаров детского ассортимента, позволяют нанести не менее «живые» и детализированные изображения на какую угодно, а тем более, пластиковую поверхность. Однако, бумажные обучающие картинки остаются не менее популярными, в том числе, из-за небольшой, доступной каждому стоимости.
Если в семье растет маленький ребенок или несколько малышей, то обучающие карточки – это, скорее, необходимость, нежели просто игрушка. Более того, детские психологи и педагоги рекомендуют иметь в домашнем «арсенале» сразу несколько красочных комплектов, поскольку они могут стать основой для увлекательнейших и полезнейших, для развития маленькой личности, занятий. Ведь карточки различных тематик дополняют своим содержанием одни другие. Простые темы могут быть вполне продолжены более сложными. Например, познакомившись с основными видами животных и растений, ребенок легко воспримет информацию, что один поросенок и еще один поросенок составят великолепную поросячью пару. То есть, соответствующая информационная карточка, обучающая счету, будучи положенной сразу после тех, что изображают свинок, наглядно проиллюстрирует удваивание свиного поголовья. И таких уроков можно придумать массу! Выбирая для своего ребенка очередной карточный набор, обязательно стоит обратить внимание на его качество. Не нужно приобретать для маленьких детей комплекты сомнительного содержания, с тусклыми невнятными изображениями. Необходимо помнить, что речь идет о начальном развитии малыша, когда в его сознание закладываются основополагающие образы и сведения, которые будут оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь.
Купить обучающие карточки>>
Психологи бьют тревогу: дети осваивают планшеты, смартфоны задолго до того, как начинают ходить и внятно разговаривать. Хорошо это или плохо? Есть ли альтернатива кибериграм? Можно ли рисовать песком и светом? Корреспондент “РГ” узнал, как с пользой сыграть на интересе малышей к новым технологиям.
Мобильный понарошку
На многочисленных форумах родители жалуются: ребенок хочет взять в детсад смартфон. Что делать? Да, высокотехнологичные игрушки среди малышей идут сегодня “на ура”. Кнопки, тачскрины, джойстики… Все пищит и мигает. У “владельца” гаджета сразу находится море друзей.
Но психологи предупреждают: не стоит идти на поводу у ребенка и давать с собой гаджет. Так вы можете оказать ему медвежью услугу, ведь, когда он станет взрослым, друзей просто с помощью смартфона уже не заведешь…
Другое дело – игрушки-“пустышки”, имитирующие сотовые телефоны. Они есть не только в каждом доме, где растет дошкольник, но и в детских садах, как правило, уже обычное дело. Нажимаешь на кнопку и в ответ слышишь: “Привет, как дела?”. Эмоции зашкаливают.
– Вредных экранов, за которыми детям сидеть не рекомендуется, тут нет, а развивающая составляющая налицо. По таким телефонам малыши с удовольствием “звонят” друг другу, играют в мам и пап, – рассказывает детский психолог Екатерина Батракова.
По такому же принципу работают и игрушечные ноутбуки. Сидишь, как взрослый, за “компьютером”, нажимаешь на клавиатуру – гаджет называет нужную букву. Так можно выучить не только буквы, но и слова, цифры, цвета, фигуры.
Стоимость детских киберигрушек зависит от производителя и электронной “начинки”. Простые обходятся в пару сотен рублей, а качественные устройства – от тысячи и более. Кстати, как утверждают эксперты, они могут быть весьма полезными в плане развития детей: развивают мелкую моторику у малышей, тренируют зрительное и слуховое восприятие.
Но вот что касается здоровья, то медики практически едины: детям до семи лет можно “общаться” с гаджетами не более получаса в день. Правда, речь идет о настоящих устройствах, а не об игрушках.
Интерактив за партой
Главная задача электронной доски – не просто показать картинку, а в игровой форме чему-то научить. “Сложи в одну корзинку овощи с грядки, а в другую – сладкие фрукты”, – такая задачка стоит перед малышом. Один из плюсов: в школе это занятие уже не будет ему в новинку, ребенок быстрее включится в учебный процесс.
Но есть и минусы. Правда, касаются они уже не ребенка, а взрослых. Допустим, сенсорная доска последней модели стоит около 1,5 миллиона рублей. Любой ли детский сад сможет ее “осилить” самостоятельно? Конечно, нет.
Как магнитом дошколят притягивают и интерактивные столы. Это универсальный обучающий прибор: что может быть интересней, чем вместе собрать мозаику, сосчитать все цвета на картинке, помочь зверятам найти своих родителей? Воспитатели подчеркивают: эти задачи не такие простые, как кажутся, – дети учатся не перебивать друг друга, а действовать сообща.
Но опять же, какова цена вопроса?
– Детские сады перешли на подушевое финансирование и сами распоряжаются, куда потратить деньги: купить интерактивный стол, который стоит 400 тысяч рублей, или, например, отремонтировать лестницу. Далеко не у всех есть возможность приобрести такие дорогие обучающие игрушки. К тому же в детсаду IT-технологии все-таки имеют не такое большое значение, как в школе, – считает Светлана Тимушкова, руководитель дошкольного структурного подразделения школы N1423.
Надо сказать, что новые технологии в садиках воспитатели стараются использовать в комплексе, совмещая виртуальную картинку и реальную игру. Вот пример. Перед группой дошколят – экран, на котором извергается вулкан. Вскоре картинка оживает: педагог показывает ребятам уже реальный макет вулкана и проводит простейший химический опыт – сода, уксус, немного красной краски. Увидев извержение в миниатюре, малыши должны его нарисовать.
– Новые технологии открывают много возможностей для развития, детям можно показать то, что раньше они бы не увидели вживую, – говорит воспитатель Юлия Барышникова. – Но нельзя ограничиваться только экраном. Рисование, лепку из пластилина, “живые” игры заменить сложно.
На две кочки вперед
В прошлом году в одном из столичных детских садов проводился эксперимент “Цифровой детский сад”. Для нескольких групп закупили планшеты, разработали специальные развивающие игры.
“Помоги собачке перейти болото: прыгни на две кочки вперед, потом на три вправо, и на три влево”, – такие простые задания предлагались ребятам. Если малыш ошибался, виртуальный друг падал в воду. А если собака успешно доплывала до другого берега, она радостно лаяла и виляла хвостом.
– Наш опыт показал, что у детей, которые занимались на планшетах, значительно повышались мотивация и самооценка. За правильно выполненные задания им начислялись баллы. Сказать, что ребята занимались с удовольствием, – не сказать ничего, – замечает методист Елена Кириллова. – Это был пусть первый, но очень успешный опыт их применения в детских садах.
Вопрос о том, заниматься дошкольнику на планшете или нет, остается открытым. С одной стороны, согласно санитарным нормам и правилам ребенок может заниматься за компьютером 7-10 минут два раза в неделю. При этом детям младше трех лет находиться за экраном вообще не рекомендуется.
С другой стороны, эти нормы уже устарели, так как разрабатывались с учетом мониторов компьютеров. У планшетов совсем другие параметры.
В стиле техно
Отдельная категория гаджетов – современные музыкальные инструменты для творчества и арт-терапии. Их используют для занятий с особенными детьми: с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна. Один из таких – музыкальный луч, саундбим. Это устройство похоже на стойку для микрофона, только на конце – ультразвуковые сенсоры, которые улавливают движения и переводят их в звуки. Ребенок как будто играет на невидимом инструменте, перебирает пальцами, руками по воздуху, а в ответ слышится мелодия. Можно настроить этот гаджет под звуки арфы, трубы, органа, скрипки.
Кстати, в кабинетах психологов многих детсадов можно часто встретить “продвинутую песочницу”. Дно такого ящика с песком – прозрачное стекло, под которым установлены светодиоды. Нажимаешь на пульте кнопку – цвета меняются автоматически, кроме того, их можно настроить вручную.
– У ребенка – море положительных эмоций. Он рисует светом, песком, перебирает его пальчиками, – рассказывает психолог Екатерина Батракова. – А разноцветная подсветка создает ощущение чего-то сказочного, таинственного. Для таких занятий я приглушаю свет.
Есть подозрения, что у ребенка талант к музыке? Тогда стоит присмотреться к миниатюрным синтезаторам. С одной стороны, это просто игрушки с упрощенным управлением, а с другой – первые гаджеты, которые помогут развить у ребенка слух и любовь к музыке. Разноцветные клавиши, множество “звучащих” кнопочек – играть с ним гораздо интереснее, чем включать стиральную машинку или СВЧ.
Полезные изобретения для родителей
Электронная колыбельная – ночник. Сама определит, когда малыш проснулся, проиграет спокойную музыку под мягкий свет.
“Умные” часы для мамы и ребенка. Браслеты-часы, надетые на руку родителя и ребенка, с помощью 3G и GPS укажут маме или папе, в какую сторону убежало их дитя.
Термометр-липучка. Он больше похож на игрушку, чем на медицинский инструмент, крепится ко лбу ребенка.
Всвязи с объявленым режимом самоизоляции из-за короновируса, все школы перешли на онлайн обучение школьников.
Но перевести обучение детей на онлайн формат оказалось не так просто, и есть очевидные минусы такого обучения. Их мы и рассмотрим в этой статье:
1. Не хватает компьютеров на всю семью.
Так как многие родители перешли на удаленную работу из дома, то нужно минимум 3 ноутбука или компьютера на семью, ведь обучение школьников происходит в дневное время, как и рабочие часы родителей. А если в семье 2 или 3 ребенка школьного возраста, то реализовать онлайн обучение еще сложнее.
Во многих семьях для детей есть планшет, где ребенок смотрит ютюб или играет в игры, но для онлайн обучения планшеты часто не подходят.
2. Вред долгого нахождения за компьютером.
По нормам СанПина ребенок средних классов должен находится за компьютером по 45 мин в день. Ну хорошо, для современных детей это сложно реализуемо, и поэтому среднее время составляет 2-3 часа в день.
При долгом нахождении перед экраном у ребенка ухудшается зрение, нарушается осанка, происходит утомляемость нервной системы.
Обязательно нужно делать перерывы на физкультминутку или на смену вида деятельности. Но сейчас у родителей и так хватает дел и не всегда есть возможность следить за тем сделал ребенок перерыв или нет, правильно он сидит перед компьютером или развалился на стуле нарушая осанку.
Последствия такого сидения за компьютером родители еще увидят.
3. Плохое качество интернета
Для крупных городов это может звучать дико, ведь мы уже привыкли просто включать видео из сети в HD качестве и не думать о том что будут проблемы в просмотре. Но в регионах, в селах и отдаленных деревнях с интернетом зачастую просто Беда. Если и есть оператор связи, то только 1, и не у каждой семьи есть потребность в подключении дорогого пакета с высокой скоростью – хватает что бы проверить сообщения в соцсетях, и уже хорошо. Ни о каком 4G не приходиться говорить. Поэтому смотреть онлайн занятия – это из области нереального. Ребенок элементарно не может получить необходимые знания.
Но даже если с интернетом все хорошо, могут возникнуть следующие технические проблемы:
4. Не работает обучающая платформа, либо просто висит.
Не все родители в состоянии разобраться как там включить обучение ребенку, но если с этим нужно разобраться 1 раз, то есть и другие технические проблемы.
Программа видеоконференций очень тормозит, сайт дневник ру, яндекс учебник и пр. часто перегружены, поэтому не всегда получается загрузить страницу и прочитать ДЗ. Родители дожидаются ночи, смотрят и делают задания ночью или поздним вечером. Думаю не стоит говорить о том – усвоил ли ребенок материал в этот момент.
Примерно так выглядит среднестатистический родитель, который весь день проработал дома за компьютером, а ночью еще нужно домашку с ребенком сделать.
5. Нет вовлеченности ребенка и контроля за обучающим процессом.
Дети и подростки часто не заинтересованы в обучении, поэтому придумывают разные варианты, как сделать видимость учебы или какая может быть причина не делать задание.
И ставят свое фото или видео перед вебкамерой, что бы была видимость присутствия на занятии. Кто то ломает камеру или микрофон, или создает искусственные помехи для работы оборудования.
Часто дети элементарно не слушают и не вникают в материал, потому что домашняя обстановка располагает к играм и другим делам, но точно не к занятиям.
Получается одна видимость, и никакой пользы и знаний.
______________________________
В этой статье мы рассмотрели только технические причины почему онлайн уроки вредны и не приносят пользы. В следующей статье углубимся в образовательный процесс и узнаем почему сами уроки не несут никакой пользы, а только добавляют головной боли родителям.
Продолжение статьи здесь
А что вы думаете о онлайн обучении детей, есть от этого какая то польза, или только головная боль для родителей?
Фото: Unsplash
Родительские курсы могут навредить, если вы не самоэффективный родитель. Эксперты ВШЭ рассказали, почему мамы и папы идут учиться, что означают книги в семье и как выбрать родительские курсы, которые пойдут на пользу
Материал подготовлен в коллаборации с IQ.HSE.RU.
Катерина Поливанова и ее коллеги из центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ опросили более 2 тыс. родителей с детьми в возрасте 1—12 лет в 2016 году. Около 10% опрошенных живут в Москве, 15% — в других городах-миллионниках, а оставшиеся 75% — в средних и малых городах. Результаты представили в проекте «Современное родительство».
Почему родители идут учиться
На хороших курсах для родителей не только дают знания, но и работают с личностью. Матери и отцы учатся самостоятельно принимать решения и ориентироваться в проблемах. В идеале им нужно прийти к «родительской самоэффективности» — ощутить себя уверенными и компетентными воспитателями, отмечают исследователи. Такие родители лучше воспитывают детей. Например, решают проблемы, а не кричат на ребенка.
По данным исследования, больше половины родителей хотят посещать занятия по воспитанию и развитию ребенка. Среди них 64% матерей и 45% отцов. При этом 36% опрошенных мам 11% пап уже посещали занятия для родителей.
Обычно родители идут учиться, чтобы:
узнать больше о воспитании;
получить разные варианты решения проблем и задач, связанных с ребенком;
под воздействием родительского сообщества или «тусовки заинтересованных».
Какие родители ходят на занятия
Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.
Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:
Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.
Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.
Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.
Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.
Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.
Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.
Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.
Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.
Лекция Людмилы Петрановской о том, почему дети уходят в гаджеты и как с этим быть
При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.
Мифы о родительстве
Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.
- Так правильно
Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.
Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.
- Это ненормально
У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.
В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.
Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания
Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.
- Я плохой родитель
На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.
Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.
Как научиться родительству
Выбирайте обучающие программы, на которых преподаватели помогают самостоятельно решать проблемы, а не рассказывают «как правильно». Такое обучение не вгоняет в чувство вины и беспомощности, повышает вашу родительскую самоэффективность. Учиться всему и сразу не нужно. Старайтесь стать самоэффективным родителем:
Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?
Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.
Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.
Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.
Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.
Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.
Родителям важно «невмешательство» — отсутствие критики, оспаривания решений и сомнений других людей. При этом многие родители не могут отказаться от помощи: не с кем оставить ребенка, накормить, отвести в школу. Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка. Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода.
Как выбрать родительские курсы
- «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
- Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
- Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
- Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.