О пользе чтения житий святых

О пользе чтения житий святых thumbnail

жития святых

О пользе чтения Жития святых

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Трудно переоценить духовную пользу от чтения Жития святых! Поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — очень точно подходит к затронутой нами теме. Из чтения жизнеописания мы видим яркие примеры исполнения Божиих Заповедей. То есть, мы не просто слышим, что нужно исполнять Христову заповедь о любви, но и видим в многочисленных примерах, как сия заповедь была соблюдаема святыми Его угодниками, а значит, должна исполнятся и нами.

Святые — это христиане, с наибольшей полнотой осуществившие в своей жизни заповеди Христа о любви к Богу и ближнему. Среди святых были Апостолы Христовы и равноапостольные проповедники Слова Божия, преподобные монахи, праведные миряне и священники, святители-епископы, мученики и исповедники, страстотерпцы и бессребреники.

Об истории составления житийных текстов

Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение.

Первые христиане записывали события из жизни первых святых подвижников. Затем эти повествования стали собирать в сборники, составленные по календарю, то есть, по дням почитания памяти святых. Мученические акты, патерики, лимонарии, синаксари, прологи, Четьи-минеи – первые тексты, повествующие нам о христианском подвиге святых угодников Божиих.

Над собранием житий святых много лет трудился святитель Димитрий Ростовский, оставив нам 12 прекрасных томов, наполненных интересными и назидательными жизнеописаниями многих и многих святых угодников Христовых! Его труд по написанию сиих больших книг был настолько велик и красноречив, что он получил название «русского Златоуста»!

Среди православных людей существует такое предание: кто молится святителю Дмитрию Ростовскому, за того возносят молитву все святые, ибо он много лет трудился над описанием их житий и составил многотомный труд – «Книгу житий святых», другое название: Четьи Минеи.

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский

На этой книге были воспитаны многие поколения русского народа. До сих пор труды святителя Дмитрия переиздаются и с интересом читаются современниками.

А.С. Пушкин называл эту книгу «вечно живой», «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».

Святой Димитрий, будущий святитель Ростовский, родился в 1651 году в селе Макарове, в нескольких верстах от Киева. Свое образование он получил в Киево-Могилянской коллегии, а затем в Кирилловском монастыре. В 23 года (он принял монашеские обеты в 18 лет) будущий святитель становится известным проповедником. В 1684 году собор Киево-Печерской Лавры благословил его на составление житий святых. Для написания книги святитель Димитрий использовал первое собрание житий, которое было составлено святителем Макарием (середина 16 века).

Сборник житий святого Макария был прислан святителю Димитрию из Москвы патриархом Иоакимом. Первая книга Житий была завершена через четыре года — в 1688 году (сентябрь, октябрь, ноябрь). В 1695 году была написана вторая книга (декабрь, январь, февраль) и через пять лет — третья (март, апрелья, май). Завершал свой труд святитель Димитрий в Спасо-Иаковлевском монастыре Ростова Великого (июнь, июль, август).

Жития святых по-другому еще называют Четьи-минеи — книги для чтения (не богослужебные), где жития святых изложены последовательно на каждый день и месяц целого года («минеи» по-гречески означает «длящийся месяц»). В Жития святых святителя Дмитрия Ростовского, помимо самих жизнеописаний, вошли описания праздников и поучительные слова на события жизни святого. Святитель Дмитрий до самой своей кончины продолжал собирать новые материалы по житиям святых, которыми дополнял свои тома.

Спустя столетие, святитель Филарет Черниговский написал сокращенные Жития святых для более краткого чтения.

Также известна замечательная книга наших современников, протоиерея Константина Островского и Татьяны Вальдиной, под названием: Православное семейное чтение». В ней собраны Жития святых, которые были обработаны о. Константином и Татьяной для детского и семейного чтения.

Мы собрали жизнеописание святых угодников Божиих разных составителей: святителя Димитрия Ростовского, святителя Филарета Черниговского и священника Константина Островского,  которые были помещены в рубрику: Жития святых >>

Ежедневное чтение Житий святых, — залог нашей с Вами здоровой духовной жизни!

Помоги нам Господи в этом благом духовном делании!

Жития святых - полное собрание

Читайте также другие публикации: 

Чтение светской литературы удаляет от Бога

Рубрика детского чтения

 << На главную страницу            Духовное чтение >>

Источник

Книга 5. Поучение 62

I. Свт. Димитрий, митрополит Ростовский, день блаженного преставления коего ныне празднуется, родился в 1651 г., в местечке Макарове, близ Киева, и был назван Даниилом. Даниил с юных лет проявил в себе и способности, и усердие к науке. Окончив учение в Киевском училище, он 17-ти лет поступил в монахи в Кирилловский Киевский монастырь и назван был Димитрием. Отличаясь даром слова и ревностью к пастырскому служению, Димитрий проходил должность проповедника в разных городах и был игуменом в разных монастырях. Ему выпал жребий совершить великое дело на просвещение русского народа – составить жития святых. Собирать жития святых, известные под именем Четьих Миней, начал еще Макарий, митрополит Московский, живший в шестнадцатом веке. Потом Киевский митрополит Петр Могила захотел издать жития святых на более понятном языке, но умер, не исполнив своего намерения. По смерти его это дело поручено было св. Димитрию, бывшему тогда игуменом Батуринского монастыря. Этим делом он занимался 20 лет, в сане архимандрита в Чернигове и Новгороде северском и митрополита Ростовского. Собранные им жития святых, в 12-ти больших томах, представляют в великой степени назидательное чтение для православного русского народа. Петр Великий назначил Димитрия митрополитом Ростовским и Ярославским. В сане митрополита Димитрий явил великую ревность архипастыря. Он завел в Ростове училище, содержал его на собственные доходы, ревностно проповедовал слово Божие, подавал пример святой жизни и помогал нуждающимся. Чрез 43 года после смерти Димитрия честные мощи его обретены нетленными и в 1763 г. императрицей Екатериной II переложены в новую раку.

Читайте также:  Корень шиповник польза и вред для

II. Мы сказали, что святитель Димитрий составил жития святых под именем Четьих Миней, т. е. месячных чтений, над которыми он трудился около 20 лет, не щадя ни здоровья, ни средств. Составленные им жития святых есть драгоценный дар русской Церкви. Все православные должны их читать с великою любовью и усердием.

а) Что мы должны читать эти душеспасительные книги, это уже из того видно, что сказания, заключающиеся в них, почерпнуты из достоверных источников.

При составлении своих книг, святитель пользовался не только обыкновенными письменными старинными сказаниями о святых на разных языках, но иногда пользовался и откровением свыше, как сам он об этом свидетельствует. Ему, например, однажды явилась во сне св. великомученица Варвара с утешительным словом; ему являлся во сне и св. мученик Орест в то время, когда он трудился над составлением его жития. В одну ночь, – пишет святитель в конце жития св. мученика Ореста, под 10 числом ноября, – окончив письмом страдание св. мученика Ореста, за час, или меньше, до заутрени, лег я отдохнуть не раздеваясь, и в сонном видении узрел св. мученика Ореста, лицом веселым ко мне вещающего сими словами: Я больше претерпел за Иисуса Христа мук, нежели ты написал. Сие рек, откры мне перси своя и показа в левом боку великую рану, сквозь внутренности проходящую, сказав: сие мне железом прожжено; потом, открыв правую руку до локтя, показа рану на самом противоположном месте и рече: сие мне пререзано. Потом, преклоншеся, откры ногу до колена и показа на сгибе колена рану; такожде и другую ногу до колена открывши, такую же рану на таком же месте показа и рече: А сие мне косою рассечено. И став прямо, взирая мне в лице, рече: Видиши ли: больше я за Иисуса Христа претерпел, нежели ты написал! Я, против сего ничтоже смея сказати, молчал и мыслил в себе: Кто сей есть Орест? Не из числа ли пяточисленных? На сию мою мысль св. мученик отвеща: Не той я Орест, иже от пяточисленных, но той, его же ты ныне житие писал. Видел я, – прибавляет затем святитель, – и другого некоего человека важного, за ним стоящего, и казался мне такожде некий мученик быти, но той ничтоже изрече. А что сие видение я, недостойный и грешный, истинно видел, как написал, а не иначе, сие под клятвою моею священническою исповедую; ибо как тогда, так и теперь помню.

б) Отличаясь, кроме того, глубоконазидательным содержанием, ясным, живым и наглядным изложением, жития святых по своей простой и занимательной форме (форме рассказа) доступны для самых неподготовленных читателей даже из простого народа, которые издавна к ним привыкли, горячо их полюбили за ту духовную пользу, назидание и утешение, какие они всегда получают от них, и считают их для себя лучшей духовной пищей.

Живые и глубоконазидательные примеры христианской веры, надежды и любви к Богу и людям, неотразимо действуя на все духовное существо читателя, особенно на его сердце – источник духовно-нравственной жизни человека, без труда и напряжения мысли, к чему не все склонны и способны, скоро и прочно научат его всем главнейшим истинам христианской веры и благочестия.

Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского не потеряли и доныне своего важного значения и, можно сказать, никогда его не потеряют; по своей полноте, по изяществу изложения церковнославянской речью, по благочестивому духу, который дышит во всех сказаниях славившегося великим благочестием святителя и за святость жизни прославленного Богом нетлением мощей, Четьи Минеи – незаменимая книга для почитателей памятей святых, для желающих знать и поучаться их святыми житиями каждодневно.

III. Братия христиане! Будем читать жития святых и подражать им, и мы тем исполним заповедь апостола: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13:7). Между тем многие ли из нас имеют понятие даже о тех святых, имена которых они носят? Многие ли из нас имеют понятие о тех святых, которым посвящены их приходские храмы и памяти которых поэтому сотни лет и с особенным торжеством совершались и совершаются постоянно в той или другой местности? А когда так, когда мы не знаем жизни святых, можем ли мы подражать ей? Удивительно ли после этого, что, когда и говорит кто нам о том, чтобы мы старались подражать в жизни святым, мы принимаем такие наставления большею частью без должного внимания, а подчас и с явным нерасположением? Но мы приглашаемся подражать святым не в том, чтобы, подобно им, быть отшельниками от мира, столпниками, затворниками, юродивыми, мучениками и т. д., а в том, чтобы мы, подобно им, научились удалять те или иные нечистые пожелания, укрощать движение гнева, охранять себя от увлечения земными интересами и удовольствиями, укреплять в себе дух целомудрия, кротости, любви к Богу и ближнему, веру в загробную жизнь, от которой самые жестокие мучения не могли отклонить св. мучеников и т. д. Вот в чем каждый из угодников Божиих может быть примером для нас, и вот в чем должны мы подражать святым. Святой Афанасий Александрийский рассказывает о св. Антонии Великом, что этот великий подвижник, собирая сведения о ревнителях добродетели, в каждом из них изучал то, в чем тот преимуществовал пред другими: в одном наблюдал его приветливость, в другом – неутомимость в молитве, в одном замечал безгневие его, в другом – человеколюбие, кому удивлялся за его терпение, кому – за посты, и так, сочетавая воедино, что заимствовал у других, старался в себе одном явить преимущества всех. А в подобных уроках кто и из нас не нуждается и кому они не по силам?

Читайте также:  Есть ли польза от занятий на велотренажере

Источник

Для чего нам надо читать жития Православных святых?Как известно, жизнеописания святых православной церкви священники чаще всего рекомендуют читать начинающим, и не только, христианам. Почему это так важно?

Потому что, читая жития православных святых отцов церкви, мы напрямую видим воздействие благодати Божией на тех, кто верит в Иисуса Христа. Кроме того, жития святых   самый лучший пример христианской жизни. Даже с учетом того, что мало, кто сегодня способен повторить их подвиги,   все равно, чтение приобщает нас к благодати угодников Божиих, настраивает на покаяние и самосовершенствование.

Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимат. Посредством общения со святыми, видя их безукоризненную жизнь, которую они вели согласно заповедям Христовым, мы постепенно становимся способными к разумению Евангельской Истины. Кроме этого, у нас есть возможность узнать, какими должны быть настоящие Православные верующие, потому, как никто иной, нежели святые угодники Божие достигли в этом несказанных высот и являются для нас живым и явным примером в сем делании. Человек всегда стремится быть похожим на свой идеал, и если нашим идеалом станут святые, то, видя их непорочное жительство согласно евангельским заповедям, то сами мало-помалу приучим себя  следовать тем же путем.

Уже давно сами святые свидетельствовали, что достаточно трудно найти духоносных наставников, поэтому главными руководителями для желающих спастись должны стать подвижники истинной веры Православной, познакомится с которыми, мы можем, лишь читая их жития.

Смотря на чистую и непорочную жизнь святых отцов, наши души, словно в незамутненном зеркале, будут видеть свою грязь. Но, кроме того, что подвижники благочестия помогут нам рассмотреть свои грехи, они же могут и предложить и спасительное врачевство. Вот что писал Оптинский старец, иеромонах Никон Воробьев: «Когда человек начнет бороться с собой, будет стремиться идти путем евангельским, то ему святые отцы сделаются необходимыми и своими родными. Святой отец – уже родной учитель, который говорит душе твоей, и она воспринимает это с радостью, утешается. Как тоску, уныние, рвоту вызывали эти философии и всякие сектантские гадости, так, наоборот, как к родной матери, приходил к отцам. Они меня утешали, вразумляли, питали».

Однако есть определенное условие и в этом душеспасительном чтении: каждому следует избирать повествовании о житии тех отцов, которое наиболее соответствует его образу жизни. Например, отшельнику надо читать отцов, писавших о безмолвии; инокам живущим в общежитии, – отцов, написавших, наставления для монашеских общежитий; христианам, живущий посреди мира, – святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства.

«Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, -мысли твои находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь», – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). И еще: «Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, – они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга (Лк. 16:9)».

Читайте также:  Польза облепихового масла для лица

Таким образом, читая жития святых отцов, мы также на их примере наглядно видим, каким образом они достигли жизненной цели – спасения, и если мы будем иметь подобную им жизнь и мышление, то тоже, по благодати Божией, получим спасение и Царствие Небесное.

В заключение, хочется привести еще несколько высказываний преподобного Варсонофия (Оптинского) на тему того, насколько важно знакомиться с житиями Святых Отцов и, таким образом, как бы становиться соучастниками их земного странствия:

… Читайте Священное Писание, а также и Жития святых, особенно святых великомучениц Екатерины, Варвары, Ирины, Евдокии, потому что каждый святой дает частицу своей крепости читающему его Житие с верой и поможет при прохождении мытарств.

Когда мы читаем, хотя бы житие св. вмчц. Екатерины, то Святая начинает молиться за такого человека пред престолом Божиим, а молитва святых, конечно, немаловажна. Может быть, какая-нибудь душа была на краю погибели, но читая Жития святых, она привлекла их молитву за себя и была спасена. Приобретите эти книги: они уж не так дорого стоят, на другие и больше выходит, а благодаря чтению их мы приобретаем огромную пользу.

… Не вдавайтесь в многотрудное чтение, это совсем не полезно. Самым поучительным чтением являются Жития святых; здесь не дается теоретических знаний, но представляются живые примеры подражания Христу Спасителю. Святые да будут вашими наставниками, не имейте других учителей, чтобы не смущаться духом, особенно таких, которые стараются отвлечь от Православной Церкви, бегайте от таких наставников.

… Научиться бороться со своими страстями очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством в этом будет для вас чтение Житий святых. Мир давно уже его оставил, но не сообразуйтесь с миром, и это чтение много утешит вас. В Житиях святых вы найдете указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителем. Да поможет вам Господь.

… Вам я всегда советовал и советую читать Жития святых, и вы найдете в этом чтении великое утешение. Ваши скорби покажутся вам ничтожными по сравнению с теми, что претерпевали святые. Читая Жития святых, у вас явится желание, по возможности, подражать им. Вам захочется молиться и просить у Господа помощи, и Господь поможет.

В миру чтения Жития святых, а в особенности на славянском языке, совсем оставили; вы же не сообразуйтесь с обычаями века сего, а занимайтесь этим спасительным чтением.

… Если уж самим не вступать в монастырь, то, по крайней мере, читать описания жизни святых монахов и преподобных. Они нас могут многому научить.

Смотрит на нас теперь и мир злых духов и уже кует оковы, желая разрушить слова грешного Варсонофия, но не бойтесь! Господь спасет нас от их злой силы. Читайте Св. Писание, Евангелие, Послания, а также Жития святых. Великое значение имеет это чтение, но вот что грустно: Жития святых печатаются, может быть, некоторыми приобретаются, но большинство их не читает. А между тем, какую пользу можно извлечь из этого чтения! В нем найдем мы ответы на многие наши вопросы, они научат нас, как выйти из затруднительного положения, как устоять, когда мрак со всех сторон окутывает душу, так что кажется, будто и Бог нас оставил.

Когда-то раньше я говорил вам о моем гимназическом товарище. Учился он прескверно. Как-то гляжу, запустил он свои ручонки в волосы и весь углубился в чтение. Со свойственным мальчикам любопытством я стал заглядывать, что он читает. Запись с одной стороны, с другой оглавления не видно. Наконец, спрашиваю:

– Что ты читаешь?

– А тебе что?

– Да интересно, редкое явление (а он никогда ничего не читал).

– Отходи!

Ну, пришлось отойти. Позже смотрю, кончил он читать, отложил книгу и задумался. Я подошел.

– Что ты читал, скажи теперь!

Он показал мне лист с заглавием. Гляжу – жизнеописания знаменитых ученых и художников.

– Интересно? – спрашиваю.

– Очень. И знаешь что? Я буду знаменитым ученым!

– Ну, брат, многого захотел. Ты вот лучше уроки алгебры поаккуратнее учил бы, а то у тебя все двойки, да единицы!

– Нет, это кончено! Буду ученым!

И что же? Начал хорошо учиться, кончил прекрасно, а потом, как я слышал, и был, если не великим, то одним из значительных наших ученых.

Вот какое действие может оказать прочитанная книга: прочел и переменился. Так и на нас чтение Житий святых может подействовать благополучно.

Источник