О пользе чтения для старшеклассников

Лекция для школьников.

«О пользе чтения».

Подготовила: Тугушева М.А.

Цель – убедить в  пользе чтения.

Оформление и оборудование – выставка книг, рисунки по теме “Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, наставленных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами…. Учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют далекие от наших глаз вещи…..”- сказал Ян Амос Коменский.

С чего все начиналось, вы знаете?

Давайте заглянем в историю. Первая книга….

Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда еще не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его “Илиаду” и, “Одиссею” издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как их назвали греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.

Один человек завел у себя библиотеку из этих людей-книг. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен был стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учебных предметах. Заговорил о том, как люди пировали в старину.

-Об этом есть славное местечко в “Илиаде”- сказал Ицел.- Приведите ко мне “Илиаду, “- приказал он управляющему.

Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:

– Прости, господин! У “Илиады” заболел живот! Он не может подняться!

С появлением письменности книги стали записывать.

Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги каких только книг не придумывали. На них писали иглой. Подравняв края, листы сшивали ниткой, предварительно обрезав края. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.

Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.

А вы что скажите о книгах, которые можно растопить? Речь пойдет именно о восковых книгах. Это изобретение, как и множество других, принадлежат древним грекам. Восковые книги представляли собой  несколько табличек – дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.

Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – желтым или окрашенным в черный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них продевались шнурки , которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тот час стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.

Представьте себе, вы взяли себе почитать  длинную – предлинную шагов в 100. Именно такими были книги  древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу то же нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми разными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.

Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустить руку, свиток сразу свернется. Начинай сначала, потом появились книги кожаные, т. е. написанные на пергаменте. Для пергамента придумывали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: эта, как правило, огромный, тяжеловесный том в прозрачном переплете из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплет  от царапин, на нем укрепляли медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундук, Тем более, что она запиралась замочками и застежками. Дорогие книжные переплеты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.

С появлением бумаги, самого дешевого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались в ручную.

На греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями. Это  алфавит древнего языка. Ученые определили, что диску 4000 лет. Вот вам пред история книгопечатания.

А теперь интересные факты.

Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывались цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.

Думаю, ребята, вы поняли, как книги всегда ценились и какими сокровищами считались.

С большим уважением говорили о книгах многие классики. Вот одно из них, послушайте.

О пользе, которую принесет труд, выложенный в чтение:

“Во – первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своими собственным, законно полученными достоянием, в- третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу…..”

Сейчас проведем маленький тест. Каждый из вас получит листочек на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом мы проведем итоги и выясним, какой жанр литературы самый популярный в нашем классе.

Повторяются ли произведения, и если повторяются то какие.

Снова в печке огонь шевелится,               С Доброй помощью карт секстанта

Кот клубочком свернулся в тепле,          С полустертой запиской в руке

И от лампы по книгам ложится               Капитана, несчастного гранта,

Мирный круг на вечернем столе.            Но безвестном найдем островке.

Вот и кончены наши заботы:                   Ты увидишь леса Ориноко,

Спит задачник, уснула тетрадь.               Города обезьян и слонят

Руки тянутся к книге. Ну что ты?               Шар воздушный, плывя невысоко,

Будешь, мальчик, сегодня читать?           Ляжет тенью на озеро Чад.

Сжаты льдом без огня и  компаса,           А в коралловых рифах, где рыщет

В полумраке арктических стран              “Наутилус”, скиталец  морей,

Мы спасем чудака Гаттераса,                    Всколыхнется глухое кладбище

Перейдя ледяной океан.                             Затонувших в бою кораблей.

По ущельям, подземными озерами     Что прекрасней нет таких приключений

По пещерам во тьме и пыли,                     Веселее открытий, побед,

Совершим с непреклонным задором   Мудрых странствий, счастливых  крушений,        

Путешествие к центру земли.                     Перелетов мез звезд и комет.

                                                                     И прочитанный том закрывая,

                                                                     Благодарно сходя с корабля,

                                                                         Ты подумай, мой мальчик, какая,

Читайте также:  В чем польза белого риса

                                                                     Тайны полная ждет нас земля.

Послушайте, что сказал Борис Пастернак:

“Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся – и больше ничего.”

Токование – забота природы о сохранения пернатых, ее внешний звон в ушах. Книга как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушенная собой, заслушавшаяся…

Без нее духовный род не имел бы продолжения. Он перевелся бы. Ее не было у обезьян.

Ее писали. Она росла, набиралась ума, видала виды,- и вот она выросла и – такова. В том, что ее видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.

А недавно думали, что сцены в книге – инсценировки, это – заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащий в нас.”

Не умение найти и сказать правду – недостаток, которою никакими умением говорить неправду не покрыть. Книга – живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть.

Сейчас я прочитаю строки из статьи: “ Вещи и книги А. И. Лиходеева. Мне кажется, что именно напрасно про книги так, что начинаешь осознавать всю их ценность. Хочется поделиться с вами тем, что я узнала. Я выписала эти строки и хочу их вам прочесть.

“Овеществленные мысли ждут нас, когда мы еще не появились на свет и сопровождают нас всю жизнь.

Но всех нетерпеливее нас ожидают книги.

Вещи не требуют собеседника. В вещах есть что – то безразличное, даже высокомерное. Они созданы для того, чтобы служить и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. Им неважно, кому они служат. Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. Они живы, пока живут, живут, пока служат.

Книги без собеседника мертвы.

Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости, в них вложены страсти.

Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет.

Мы размышляем о своем бытие, а в книгах уже давно были проложены троны наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области  уже давно изобрели.

Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей или вовсе не все равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы.

Люди одинаково пользуются вещами. Для того, чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по своему. Один читает в ней то что написано , другой не то, что написано, а то что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живет в книгах.

Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, не численное, предопределенное.

Время мудрее вещей. Книги мудрее времени.

Потому что время, попавшее в книгу застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

Время покорно книгам. Иногда оно жжет их и топчет в отчаянии и злобе.

Но и пепел, и грязь остаются на страницах. Время уходит, а книги шелестят (листьями) крыльями…..

Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто еще не родился, с тем кто ушел навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…..”

Вероятно, книги тоже собираются на новогодний пир.

Им это легко сделать – для этого  не нужно сходить с полок.

Они собираются на пир самый беззвучный, который можно себе представить, и поднимают молчаливые тосты.

Они поднимают тосты за своих собратьев, которые радуются и должны родиться, чтобы сказать о нас.

И веселятся весельем мудрости….

Воистину золотые слова. Но мне хотелось бы завершить наш разговор египетским прославлением писцов; которое перевела на русский язык Анна Ахматова

                                     Человек угасает, тело его становится прахом,

                                     Все близкие его исчезают с земли,

                                     Но писание заставляют вспоминать его

                                     Устами тех, кто передает это в уста других.

                                     Книга нужнее построенного дома,

                                     Лучше гробниц на Западе,

                                     Лучше роскошного дворца,

                                     Лучше памятника в храме.

Да, действительно: человек умирает, а за него после смерти правительствует Книга. Книга в литературе – то же, что ноты в музыке. Книга, по существу говоря, всего лишь нотная тетрадь духа. В ней изначально заложено нечто живое, некая животрепещущая сила, даже…. власть.

Цените книги, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.

Источник

Сценарий первого урока в 2016 –2017 уч. г. для 7 класса

«Год чтения: побеседуй с мудрецами»

Подготовила:

Челик Е.Т., учитель физики и информатики

Раздольненской ОШ IIII ступеней, Старобешевского района.

Цель: донести до учащихся смысл общения человека с книгой; расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность и эрудиция; воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.

Оформление:

Оформление доски: высказывания мудрецов и их портреты; карточки с пословицами, кроссвордом, заданиями, памятки «Правила обращения с книгой».

Ход урока

Организационный момент-приветствие.

    Дорогие ребята! Рада видеть ваши добрые, сверкающие лица. Я поздравляю вас с праздником, первым днем учебного года. Пусть этот год будет для вас мирным, добрым, счастливым и творческим.

    Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

      Сегодня, в век компьютерных технологий и телевидения, люди стали меньше читать, а некоторые и вовсе не читают.

      Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения.

      Читайте также:  Польза и вред листового салата для организма человека

      2016 год на территории Донецкой Народной Республики объявлен Годом чтения. Вот и наш первый урок посвящен книгам.

      Цель нашего урока: убедиться, что книга испокон века является другом человека. И что без книги в любое время не обойтись, она украшает нашу жизнь, делает ее богаче.

      Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведьчеловек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг.

      Книга – источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

      Работа по теме урока.

        1. Прочитайте пословицы, записанные на карточках:

        – Хорошую книгу читаешь – знания свои умножаешь.

        – Чтение – к мудрости движение.

        – Кто много читает, тот много знает

        – Одна книга тысячу людей учит.

        – Хорошая книга — лучший друг.

        – Дом без книги – день без солнца.

        Вопросы учителя:

        – Как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы детей)

        – Как вы думаете, что значит правильно читать книгу? (ответы детей)

        Нужно думать над книгой и до чтения, и во время чтения, и конечно же. Обдумывать прочитанное, когда книга уже закрыта.

        – Чему может научить книга? (ответы детей)

        2. Разгадывание кроссворда

        По горизонтали:

        2. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?   5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?  6. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.  

        По вертикали:

        1. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.   3. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?   4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?  

        3. «Собери пословицу»

        Задание

        1

        Кто другому яму копает,

        1

        тот о том и говорит.

        2

        Любишь кататься,

        2

        надо свой разум наточить.

        3

        Муж возом не навозит,

        3

        а с жуком связаться – в навозе оказаться.

        4

        Кто ест скоро,

        4

        от того и наберешься.

        5

        На охоту ехать –

        5

        по-волчьи выть.

        6

        Кто рано встаёт,

        6

        тому глаз вон.

        7

        Любовь не картошка –

        7

        враг мой.

        8

        У кого что болит,

        8

        тот сам в нее попадает.

        9

        На то она и щука,

        9

        чтобы не было оглядки.

        10

        Не говори о себе худо,

        10

        по уму провожают.

        11

        Чтобы других учить,

        11

        люби и саночки возить.

        12

        Кто старое помянет,

        12

        тому Бог даёт.

        13

        Не спеши языком,

        13

        молчание золото.

        14

        С пчелкой водиться – в медку находиться,

        14

        что жена горшком наносит.

        15

        По одежке встречают,

        15

        другие об этом позаботятся.

        16

        Слово – серебро,

        16

        спеши делом.

        17

        С кем поведешься,

        17

        тот и работает споро.

        18

        Язык мой –

        18

        не выбросишь в окошко.

        19

        С волками жить –

        19

        собак кормить.

        20

        Не давай повадки,

        20

        чтоб карась не дремал.

        Ответы

        1

        Кто другому яму копает,

        8

        тот сам в нее попадает.

        2

        Любишь кататься,

        11

        люби и саночки возить.

        3

        Муж возом не навозит,

        14

        что жена горшком наносит.

        4

        Кто ест скоро,

        17

        тот и работает споро.

        5

        На охоту ехать –

        19

        собак кормить.

        6

        Кто рано встаёт,

        12

        тому Бог даёт.

        7

        Любовь не картошка –

        18

        не выбросишь в окошко.

        8

        У кого что болит,

        1

        тот о том и говорит.

        9

        На то она и щука,

        20

        чтоб карась не дремал.

        10

        Не говори о себе худо,

        15

        другие об этом позаботятся.

        11

        Чтобы других учить,

        2

        надо свой разум наточить.

        12

        Кто старое помянет,

        6

        тому глаз вон.

        13

        Не спеши языком,

        16

        спеши делом.

        14

        С пчелкой водиться – в медку находиться,

        3

        а с жуком связаться – в навозе оказаться.

        15

        По одежке встречают,

        10

        по уму провожают.

        16

        Слово – серебро,

        13

        молчание золото.

        17

        С кем поведешься,

        4

        от того и наберешься.

        18

        Язык мой –

        7

        враг мой.

        19

        С волками жить –

        5

        по-волчьи выть.

        20

        Не давай повадки,

        9

        чтобы не было оглядки.

        «Литературные  анаграммы»

         Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

        МОТ → Т _ _  (Единица собрания сочинений.)

        (Том)

        ОПЕР → П _ _ _  (Инструмент писателя.)

        (Перо)

        РИНГ → Г _ _ _  (Русский писатель.)

        (Грин А.С.)

        МОНЕ → Н _ _ _  (Капитан из книги Ж. Верна.)

        (Немо)

        КОРТ → К _ _ _  (Нелюбимый жених  Дюймовочки.)

        (Крот)

        СИЛА → Л _ _ _  (Героиня многих басен И.А.  Крылова.)

        (Лиса)

        СТОПОР → П _ _ _ _ _  (Один из мушкетёров.)

        (Портос)

        ТОВАР → А _ _ _ _  (Создатель литературного  произведения.)

        (Автор)

        АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _  (Выдающиеся способности писателя.)

        (Талант)

        ФИРМА → Р _ _ _ _  (Предмет поиска поэтов.)

        (Рифма)

        РАК+СЛОН → К _ _ _ _ _ _  (В меру  упитанный персонаж   Астрид Линдгрен.)

        (Карлсон)

        Интерактивная беседа «Беседа с мудрецами»

        Великие люди были великими читателями. Известно, что Пуш­кин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский каби­нет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что по­падалось ему под руку. Пушкин скажет: «Чтение – вот лучшее учение…»

        Давайте вместе прочитаем высказывания мудрецов разных времён о роли книги в жизни человека. (Читаем высказывания на доске)

        Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. © Ф.Жанлис

        Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. © Вербер Бернард

        Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон

        Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. © Фрэнсис Бэкон

        Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.

        Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. © Эрнест Хемингуэй

        Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. © М. Лашков

        Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Д. Пеннак

        Коллекция книг — тот же университет. © Томас Карлейль

         Книги – самые молчаливые и самые верные друзья; они — самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя.© Чарльз Уильям Элиот

         Классика — это книга, которая никогда не закончит говорить то, что она должна сказать. © Итало Кальвино

        Прочитанная книга – это ещё одна прожитая жизнь. © Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст

        Я не верю в ту магию, о которой говорится в моих книгах. Но я верю, что нечто по-настоящему волшебное может произойти, когда вы читаете хорошую книгу. © Джоан Роулинг

        Я думаю, мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. © Франц Кафка

        Если вы хотите узнать человека, посмотрите, что он читает и как он читает. © Кери Хьюм

        Мир был создан для чтения. © Бетти Смит

        Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. © Джозеф Аддисон

        Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. © Даниэль Пеннак

        То, что вы читаете, изменит вас. © Дипак Чопра

        Книги — это самолет, и поезд, и дорога. Они — направление и маршрут. Они — дом. © Анна Квиндлен

        Читайте также:  Польза от свеклы на пару

        Я считаю, телевидение отлично способствует образованию. Каждый раз, когда кто-то включает телевизор, я иду в другую комнату и читаю книгу. © Граучо Маркс

        Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. © Ф. М. Достоевский

        Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги». © К Г. Паустовский

        – А как вы формируете круг своего чтения? Как вы решаете, что нужно читать, а чего читать не стоит? (ответы детей)

        Круг чтения действительно имеет очень большое значение для человека: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты”.

        Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: “Эта книга перевернула всю мою жизнь”. Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги.

        – Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя? (ответы детей)

        Хотелось бы дать вам мудрый совет одного библиотекаря: “Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему из хороших книг надо выбирать и читать только лучшие и, конечно, ни в коем случае не тратить свое драгоценное время на всякую ерунду”.

        Заключительное слово «Это интересно…»

          В наши дни люди читают очень много на самом деле. Бесчисленные сообщения, лента новостей нон-стоп, любимые блоги в Интернете… Но книги ничто не заменит. Именно чтение книг помогает человеку совершенствоваться так, как ни один другой способ. Чтение книг – универсальный способ сохранить живой ум на долгие годы. Способность переводить слова в мысленные образы хорошо сказывается на когнитивных функциях. Когда читаешь, словарный запас становится богаче, память улучшается, человек становится интересным рассказчиком.

          Вот интересные факты о чтении, которые заставят по-новому посмотреть на этот вид времяпрепровождения.

          М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

          В XVII веке Никола Гроллье де Сервьера придумал машину для ускорения чтения книг: подобие мельничного колеса с подставками для книг вместо лопастей, на которых одновременно помещалось несколько книг, раскрытых на требуемых страницах.

          Т. Эдисон читал сразу 2–3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.

          Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

          Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

          В мире существуют музеи, памятники и уличные скульптуры книг, артобъекты и различные виды искусств, удивительные книжные магазины и библиотеки, всевозможная рекламная продукция, посвященные книге. Даже дни дарения книг.

          Сколько хороших слов можно сказать о книге! А всегда ли мы благодарны книге, относимся ли мы к ней так как она того заслуживает?

          Вы в школе получаете учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить 4-5 ученикам. (Краткая информация об учебниках класса.)

          Чтобы напечатать учебник русского языка, требуется срубить 7 тысяч елей. Сколько же леса сохранят школьники, если будут бережно относиться к школьной книге.

          Давайте вместе проговорим правила обращения с книгой. 

          Правила обращения с книгой.

          1. Бери книгу только чистыми руками.

          2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

          3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

          4. Не перегибай книгу при чтении.

          5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

          6. Если книга порвалась – подклей ее.

          7. Не читай книгу во время еды.

          Подведение итогов (рефлексия)

            Какое настроение осталось после классного часа? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

            Примерные ответы детей:

            Не читал и читать не буду, на это нет времени.

            Читала и буду читать, Интернет и телевизор – это не то!

            Захотелось найти такую сильную книгу, чтобы она меня затронула, пока не нашел.

            Все равно не хочется читать толстые книжки – лучше достать краткий пересказ.

            А я все равно буду слушать аудиокниги – можно параллельно что-то полезное делать!

            Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
            Полезнее книги нет вещи на свете!
            Пусть книги друзьями заходят в дома,
            Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
            (С. Михалков)

            Список использованной литературы

            Аромштам М. Чтение как понимание [Электронный ресурс] – https://www.papmambook.ru/articles/638 /

            Гессе Г. Пять эссе о книгах и читателях // Иностранная литература. –2004. – № 10. – С. 211-231.

            Дуров П. 7 элементов системы образования XXI века [Электронный ресурс] –https:// slon.ru/ipad/7_elementov_sistemy_obrazovaniya_xxi_veka-786760 .xhtml

            Ильин И. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. – М., 2006.

            Колмановский И. Интервью с Д. Пенна ком // Даниель Пеннак: «Чтение – это PODAROK!» [Электронный ресурс] – https://pgbooks.ru/pg_recommend/life_with_kids/daniel-pennak-chtenie-eto-podarok.php

            Романичева Е. С. Вызовы и реалии современного школьного литературного образования // Русская словесность. – 2012. – № 5.

            Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. [Электронный ресурс] – https://www.centeroko.ru/public.htm

            Исаева Е.А. То, что отвлекает от чтения, надо сделать союзником в

            создании мотивации к чтению. // Русская словесность. – 2013. – № 6 –С.2-5. [Электронный ресурс] – https://gua.convdocs.org/docs/205/index-39316.html

            Как читать больше. [Электронный ресурс] – https://constructorus.ru/samorazvitie/kak-chitat-bolshe-knig.html или https://lifesimple.ru/blog/samorazvitie/56.html или https://vitamarg.com/article/samorazvitie/2566-kak-chitat-bolshe

            Информационные источники:

              https://chtenie-21.ru/ – портал «Чтение 21» «Познавай! Исследуй! Действуй!»

              https://www.livelib.ru/selection/1977

              https://tululu.org/article/40/ Большая бесплатная библиотека: Мечта любого книголюба
               

              По горизонтали:

              2. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?   5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?  6. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.  

              По вертикали:

              1. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.   3. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?   4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?  

              «Литературные  анаграммы»

               Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

              МОТ → Т _ _  (Единица собрания сочинений.)

              ОПЕР → П _ _ _  (Инструмент писателя.)

              РИНГ → Г _ _ _  (Русский писатель.)

              МОНЕ → Н _ _ _  (Капитан из книги Ж. Верна.)

              КОРТ → К _ _ _  (Нелюбимый жених  Дюймовочки.)

              СИЛА → Л _ _ _  (Героиня многих басен И.А.  Крылова.)

              СТОПОР → П _ _ _ _ _  (Один из мушкетёров.)

              ТОВАР → А _ _ _ _  (Создатель литературного  произведения.)

              АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _  (Выдающиеся способности писателя.)

              ФИРМА → Р _ _ _ _  (Предмет поиска поэтов.)

              РАК+СЛОН → К _ _ _ _ _ _  (В меру  упитанный персонаж   Астрид Линдгрен.)

              «Собери пословицу»

              1

              Кто другому яму копает,

               

              1

              тот о том и говорит.

              2

              Любишь кататься,

               

              2

              надо свой разум наточить.

              3

              Муж возом не навозит,

               

              3

              а с жуком связаться – в навозе оказаться.

              4

              Кто ест скоро,

               

              4

              от того и наберешься.

              5

              На охоту ехать –

               

              5

              по-волчьи выть.

              6

              Кто рано встаёт,

               

              6

              тому глаз вон.

              7

              Любовь не картошка –

               

              7

              враг мой.

              8

              У кого что болит,

               

              8

              тот сам в нее попадает.

              9

              На то она и щука,

               

              9

              чтобы не было оглядки.

              10

              Не говори о себе худо,

               

              10

              по уму провожают.

              11

              Чтобы других учить,

               

              11

              люби и саночки возить.

              12

              Кто старое помянет,

               

              12

              тому Бог даёт.

              13

              Не спеши языком,

               

              13

              молчание золото.

              14

              С пчелкой водиться – в медку находиться,

               

              14

              что жена горшком наносит.

              15

              По одежке встречают,

               

              15

              другие об этом позаботятся.

              16

              Слово – серебро,

               

              16

              спеши делом.

              17

              С кем поведешься,

               

              17

              тот и работает споро.

              18

              Язык мой –

               

              18

              не выбросишь в окошко.

              19

              С волками жить –

               

              19

              собак кормить.

              20

              Не давай повадки,

               

              20

              чтоб карась не дремал.

              Источник