О пользе березы для детей

О пользе березы для детей thumbnail

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ  

«ЗДОРОВЬЕ»

Беседа «Целебные свойства березы»

     Задача.  Формировать представления о пользе и целебных свойствах березы. Активизировать внимание и память детей.

     Ход беседы.

     Педагог.  Растительный мир Земли очень разнообразен. Что относится к растительному миру?

     Дети. Деревья, кустарники, травы, цветы.

Педагог выставляет на мольберт картинку с изображением леса.

     Педагог.  Что дают человеку растения?

     Дети.  Пищу, дрова, бумагу, лекарство.

     Педагог.  Правильно. Растения дают нам строительный материал (доски), топливо (дрова), материал (сырье) для производства бумаги, лекарства, мебели, корм для скота, пушнину; грибы, ягоды, орехи.

Педагог предлагает детям познакомится с картинками, лежащими на столе, и выставить соответствующие на мольберт..

     Растительный покров важен для человека еще и потому, что он играет лечебную и оздоровительную роль. На природе мы прекрасно отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом.

     Как вы думаете, почему в лесу дышится легче?

     Дети.  Там нет машин. Там воздух чистый.

     Педагог.  Правильно. Растения поглощают углекислый газ и другие вредные вещества из воздуха, а выделяют кислород. Одно дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для суточного дыхания трем людям.

     Сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве. Отгадайте старинную народную загадку.

                                       Стоит дерево, цветом зелено.

                                       В этом дереве – четыре угодья:

                                       Первое – больным на здоровье,

                                       Второе – людям колодец,

                                       Третье – от тьмы свет,

                                       А четвертым – старым (дряхлым) пеленанье.

     Педагог.  Правильно, это береза. Чем полезна береза для человека?

     Дети.  Береза дает человеку дрова, березовый сок и бересту.

     Педагог. Давайте вспомним загадку. «В этом дереве четыре угодья» – это четыре пользы, которые дает людям береза. Первая польза – «больным на здоровье» – это  париться в бане березовым веником, готовить лекарство из почек.

Как и в старину, в настоящее время также  готовят лекарства из березовых почек и бересты, а березовыми веничками парятся в банях – болезнь выгоняют.

Педагог показывает детям пачку с березовыми почками. Предлагает взять в руки несколько почек и рассмотреть их.

     Вторая польза –   «больным на здоровье» – это утолять жажду березовым соком. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.  Вот как об этом написал один писатель Л.Сонин: «Звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Дятел, пробив острым крепким клювом кору, лакомится живительной влагой. Улетит дятел – слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи, бабочки лимонницы и крапивницы».

     А поэтесса Т.А. Шорыгина написала красивое стихотворение «Березовый сок».                            

                                            На березе поутру

                                            Дятел продолбил кору.

                                            Льется на песок

                                            Золотистый сок,

                                            А лесной народ

                                            Сок душистый пьет.

                                            Дятел длинным языком

                                            Капли сока лижет,

                                            Бабочка уселась ниже –

                                            Пьет прозрачным хоботком.

                                            Муравьи и мошки

                                            По березе гладкой

                                            Ползут, как по дорожке,

                                            За капелькою сладкой.

                                            Всех береза напоила,

                                            Сладким соком оделила!

     Третья польза – «от тьмы свет» – это освещать жилище лучиной, печь топить березовыми дровами. В старину в деревнях темными долгими вечерами при свете березовой лучины (тогда не было электричества) женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили, вышивали.

     Четвертая польза – «дряхлым пеленанье» – значит связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать прохудившиеся лукошки, корзинки. Бересту вы уже видели и знаете, какая она на ощупь.

     Видите, какое щедрое и доброе дерево береза!

     Педагог.  Мы говорили о пользе этого замечательного дерева. Назовите, какими же целебными и полезными свойствами обладает береза?

Источник

Ольга Пархачёва
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 5–6 лет по ознакомлению с окружающим миром «О пользе берёзы»

Задачи-

Ведущая образовательная область – здоровье.

Дать представления о пользе берёзы для здоровья человека.

Закрепить представления о пользе берёзового сока, чаги, листьев, почек для здоровья человека.

Способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни.

Интеграция ОО.

ОО «Познание» – Способствовать расширению и углублению представлений детей о деревьях родного края.

. Дать детям сведения о традиционной посудной утвари коми, изготовленной из бересты.

– Учить детей делать выводы, при экспериментировании с берестой.

– Конкретизировать представления о бересте, как о гибком, пластичном и лёгком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари.

ОО «Безопасность»– закрепление правил техники безопасности с горячей водой.

ОО «Коммуникация»– Развивать умение аргументировать свои суждения.

– Обучать детей делать выводы, подводить детей к самостоятельному поиску причин.

– Приобщать детей к богатству коми речи, расширять их словарный запас.

– Приобщать детей к богатству коми речи, расширять их словарный запас.

-Упражнять в умении выражать свои впечатления от красоты искусства.

-Познакомитьдетей с новыми словами: чага, кыдз.

ОО «Художественное творчество»-Формировать у детей самостоятельность в выборе орнамента при рисовании.

. Учить детей царапать палочками узор на бересте.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Зал оформлен в виде леса – берёзы. Звучит щебетание птиц. Дети с педагогом заходят под музыку.

Читайте также:  О пользе ягод белой смородины

– Ребята, посмотрите вокруг и догадайтесь, о чём мы будем беседовать?

– А каком дереве? Как вы догадались? Ребята, а что вы знаете о берёзе? Расскажите, пожалуйста. берёзы белый ствол, парятся в бане веником).

– Да, а ещё говорят, если у тебя болит голова, надо постоять у берёзы, обнять её и болезнь пройдёт. Знаете ли вы, что раньше в магазинах не продавали лимонад, соки, как у нас сейчас, и люди вместо лимонада пили очень полезный для здоровья берёзовый сок – он снижает температуру, в этом соке очень много минеральных веществ, которых так не хватает нашему растущему организму. Хотите попробовать? Угощайтесь. Какой сок на вкус? Ещё очень полезны почки и листья берёзы – завариваешь чай, получается очень полезный отвар. Листьями берёзы издревле полоскали волосы в бане девушки. Посмотрите – это, чага берёзовая. Отвар из чаги лечит болезни желудка и живота. Потрогайте чагу, на что она похожа? Раньше не было ни аптек, ни лекарств, и люди в основном лечились травами и меньше болели.

Давайте присядем на полянку.

– Знаете ли вы, что раньше в Древней Руси, когда не было ни бумаги, ни ручек, ни альбомов – люди писали на бересте. Вы уже знаете, что береста – это берёзовая кора. Писали палочкой. Давайте попробуем нарисовать узор? Пробуем. Легко ли царапать палочкой?

Хотите сравнить бумагу и бересту? Скомкайте бумагу, легко ли её мять? Какая бумага по вашему мнению?. Теперь попробуйте скомкать бересту. Получается? Почему? Сделайте вывод – бумага мягкая, по сравнению с берестой. Береста – грубая, плотная.

Послушайте щебетание птиц. Так и хочется прилечь и отдохнуть. (Релаксация под спокойную музыку).

Отдохнули? А сейчас мы с вами превратимся в мастеров и проведём опыт с берестой. Потрогайте полоски из бересты, какие они, расскажите. (твёрдые, не сгибаются). Можно ли сделать из такой бересты поделку? Теперь мы свами будем работать с горячей водой, будьте осторожны. Посмотрите, я кидаю наши полоски в горячую воду, что происходит? Береста моментально скручивается. Теперь я вытащу полоски, потрогайте и расскажите, что произошло с берестой? Береста стала гибкой, пластичной, мягкой. Теперь из неё можно делать всё, что хочешь. Ведь не зря бересту называют «прабабушкой бумаги».

Ребята, посмотрите, мы с вами попали на выставку берестяных изделий. Берёза нам даёт много красивых вещей, поделок, картин. У народа коми очень широко применялись поделки из бересты. Береста по коми «Кыдз», повторите. Посмотрите, какая разнообразная утварь (посуда). Раньше, ведь не было заводов, которые выпускали игрушки. Это сейчас, мы можем пойти и купить любую игрушку. И наши прабабушки и прадедушки, для своих внучат мастерили игрушки своими руками. Вот они посмотрите, поиграйте. (шур-шур, рожок, кукла). Но из бересты можно делать не только игрушки и посуду, но и картины. Посмотрите. Хотите ли, вы сами попробовать изготовить картину из бересты? Тогда давайте сделаем так, вы заберёте домой очищенную бересту, и дома с родителями смастерите картину, можете нарисовать или царапать палочками любой сюжет, узор. А после мы оформим выставку вашего творчества. Согласны? А интересно, что вы расскажете родителям о берёзе, бересте? Что посоветуете маме, если у неё заболит голова? На этом наше знакомство с берёзой закончилось, но впереди нас ждёт ещё много нового и интересного. Я вас научу делать из бересты разные поделки, мы познакомимся с декоративно- прикладным творчеством коми народа. Согласны?

Источник

Елена Чувилина
Конспект НОД «Береза — символ России» в средней группе

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.

Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.

Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; бумага белого цвета формата А5, фломастеры.

Ход НОД

I. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)

Отгадав загадку, вы узнаете что это за картинки. Послушайте внимательно

1. Загадки про деревья, лес.

1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)

2. Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

3. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

4. Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)

Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.

-Что это? (Лес.)

– Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)

– Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)

-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)

-Красиво в лесу? Вам там понравилось?

Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.

II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы – длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)

Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

-Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Береза украшает наши города. Это красивое дерево. О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев

2. Стихотворение. «Люблю березку русскую»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится.

Воспитатель:– В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.

3. Физкультминутка «Деревья»

Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать – (Приседания)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души (Шагают на месте.)

Читайте также:  Русская парная вред и польза

И на место вновь пошли.

4. Про березу много пословиц, примет, загадок.

Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете;

летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.

Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.

Загадки про березу.

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Береза.)

3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза.)

4. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой стоит под горой. (Береза.)

5. Разбежались по опушке

В белых платьях подружки. (Березы)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.

5. Игра «Узнай и назови»

Воспитатель задает вопросы детям:

– Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)

– Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)

– Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)

– Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)

– А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)

– Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)

– Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?

(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)

-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)

-Какое дерево называют кудрявым (береза)

-Какое дерево называют русским (береза)

6. Упражнение «Покажи и назови части дерева».

Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

7. Игра «Плоды и листья».

Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить плоды и листья березы, соединить в пары.

8. Физкультминутка.

Выросли деревья в поле (руки вверх)

Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)

Вправо – влево, взад – вперед

Так деревья ветер гнет. (наклоны корпусом)

Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна. (руки опустили, голову поднимаем вверх)

Наступила тишина. (опустили голову вниз)

9. Рисование березы.

Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и нарисовать. Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, с черными пятнами, веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем ниже, тем длиннее. Самостоятельная деятельность.

III. Заключительная часть. Подведение итогов

10. Рефлексия.

Вопросы:

-С каким деревом вы сегодня познакомились?

-Что вы нового сегодня узнали о березе?

-Какое дерево рисовали?

-Что вам понравилось на занятии?

Конспект НОД «Береза — символ России» в средней группеО пользе березы для детейО пользе березы для детейО пользе березы для детейО пользе березы для детей

Источник

Полное название работы

Что даёт берёза людям?

Направление

Биология

Фамилия, имя, отчество автора

Навныка Яна Витальевна

Фото автора

Территория, населённый пункт

Красноярский край, город Шарыпово

Наименование образовательного учреждения

МБОУ СОШ №2

Класс

Место выполнения работы

МБОУ СОШ №2

Руководитель, e-mail,

Контактный телефон

Васильева Тамара Константиновна, toma .vasileva 2018 @ mail.ru, учитель начальных классов,

8-906-916-76-84

А вы знали?

Есть такая старинная загадка:

Стоит дерево кудряво,

На этом дереве семь угодьев:

Первое угодье – хворому здоровье,

Другое угодье – разбитому крепость,

Третье угодье – заперто море,

Четвёртое угодье – малому угроза,

Пятое угодье – в ночи свет,

Шестое угодье – по дорожке след,

Седьмое угодье – всему миру масло.

Это загадка о березе, а отгадка такова:

Больным берёза даёт лекарства – это первое угодье, а связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки – это разбитому крепость. Третье угодье – это возможность как из моря напиться, утолить жажду берёзовым соком. Малому угроза – это прутик из веточки берёзы. В ночи свет – это берёзовая лучина, освещающая в старину жилище. И печь топить берёзовыми дровами хорошо: и жара, и света много. Шестое угодье – по дорожке след – это след от берестяных лаптей. А всему миру масло – это дёготь.

Актуальность выбранной темы

Почему я выбрала именно эту тему? Потому, что я очень люблю белоствольную красавицу! Много читала о ней, учила стихи, была на выставке живописных картин, летом ездили с семьёй в берёзовую рощу, слушала песни о берёзе. А вот о её пользе для людей ничего не знала, поэтому решила изучить сама, рассказать своим одноклассникам о пользе берёзы и о том, что это дерево достойно уважения, восхищения, бережного отношения и защиты.

Цель работы: Узнать какую пользу приносит берёза людям.

Гипотеза: Если мы будем знать больше о березе и ее лечебных свойствах, это позволит бережно относиться к ней и воспитает любовь к природе.

Для достижения поставленной цели я должна решить следующие задачи:

1.Изучение литературы по выбранной теме;

2. Проведение анкетирования учеников третьих, четвертых классов и родителей для того, чтобы выявить, знают ли они, что даёт берёза людям;

3. Организация выставки изделий из бересты в школьном музее;

4. Организация выставки книг о березе в школьной библиотеке;

5. Рисование на тему: «Русская береза» и оформление выставки на третьем этаже школы;

6.Создание уголка в музее «Береза и её лечебные свойства»;

7.Оформление альбома «Что даёт берёза людям?;

8. Презентация проекта;

9.Встреча с мастерами, которые занимаются берестой;

10.Расширить общий кругозор одноклассников, развить их познавательную активность;

Для решения задач буду использовать следующие методы работы:

– метод подбора и изучения материала по теме;

– метод анкетирования;

– описательный и поисковый.

Исследовательская часть.

Чтобы раскрыть тему работы, я провела анкетирование среди обучающихся 3-4 классов. Результаты анкетирования показали, что обучающиеся затрудняются ответить на главный вопрос анкеты: приносит ли пользу берёза людям? Почему я считаю, что выбранная тема актуальна?

Ответы и результаты анкетирования

Ученики 4-х классов имеют поверхностные знания об оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении березы в жизни человека.

Оздоровительное значение. Лечит ли берёза людей? (9 вопрос)

15 учеников из 95ответили: да, лечит; 20-нет; 69-не знаю.

Хозяйственное значение. Используют ли берёзу в хозяйстве?(5 вопрос)

На этот вопрос 10 учащихся ответили да, 16-нет, а 69-незнаю.

Эстетическое значение. Кто из этих стран занимается берестой? (10 вопрос)

Кто из этих стран занимается берестой? Ребята не знают, потому что ответили: Япония-46, Китай-33, а Россия-16, хотя плетение из бересты – это исконно русский промысел. Поэтому я считаю, что тема моего исследования актуальна. Значение берёзы в нашей жизни очень велико, независимо от того, рассматриваем ли мы её использование в хозяйстве или в культуре русского народа. К сожалению, мало кто знает, что береза – это не только красота и изящество, символ России, но и очень полезное растение, помогающее вылечить массу заболеваний, избавиться от проблем с кожей. Древние славяне верили, что все деревья делятся на добрые и злые. Они считали берёзу добрым деревом. Современные биоэнергетики подтверждают, что это дерево обладает огромной положительной энергией, и советуют людям время от времени подзаряжаться этой энергией. Для этого надо просто прислонится спиной к стволу берёзы и постоять так некоторое время.

Полезные свойства и применение Березы

Береза является кладезем всех полезных свойств, и у неё ценны не только древесина, но и листья, почки, цветочные сережки, сок, камбиальный слой или заболонь, а также гриб, который растет на поверхности березы и называется он гриб Чага. Также из березы готовят активированный уголь (карболен) и березовый деготь, это все целебные свойства березы для человека.

Берёзовые почки

Целебные свойства для человека имеют берёзовые почки, которые собирают ранней весной, сразу после схода снега, они содержат в своем составе эфирное масло, смолистые вещества, также в них много сапонинов, фитонцидов, витаминов, дубильных веществ.

Поэтому, благодаря такому содержанию, березовые почки применяются при стоматите, заболеваниях печени, при радикулитах и болях в суставах, для лечения отеков сердечного происхождения, также как мочегонное, при бронхитах и трахеитах, как отхаркивающее средство и при ожирении.

Применяют березовые почки в виде настоев, отваров, компрессов и в составе сборов с другими травами.

Берёзовые листья

Листья березы имеют богатый состав – эфирные масла, фитонциды, витамин C, каротин, растительные гликозиды, дубильные вещества, никотиновая кислота и прочие элементы. Отвар из березовых листьев применяется как дезинфицирующее и антисептическое средство, мочегонный и желчегонный препарат.

Читайте также:  Красный редис польза и вред

Настой из молодых листьев березы используют как стимулирующее средство, назначают при расстройствах нервной системы, почечных коликах, желтухе, как противовоспалительное и витаминное средство.

Берёзовый веник.

Берёзовый веник в бане способствует заживлению ран, ссадин, очищает кожу от сыпи и угрей. Хорошо помогает после физических нагрузок, снимает боль и напряженность в мышцах. А его главное достоинство в том, что он способствует улучшению вентиляции в легких.

Берёзовый сок.

Берёзовый сок — очень ценный продукт, оказывающий благотворное влияние на весь организм человека. В нем содержится много полезных для организма веществ и витаминов, выводит токсины и шлаки, поэтому он ценен при интоксикации и других заболеваниях, вызванных нарушением обмена веществ в организме. Берёзовым соком моют лицо и волосы. Он улучшает общее состояние кожи, удаляет перхоть, улучшает рост волос.

Берёзовый гриб – чага.

Чага – удивительное творение природы. Вырастая из маленькой споры до огромных размеров, тело гриба напитывается полезными веществами благодаря березовому соку и различным компонентам, присутствующим в дереве, на котором он развивается. Активные компоненты и микроэлементы – такие как, например, калий, цинк, железо, полисахариды – участвуют во всех процессах работы органов человека, когда хоть одного из них в организме не хватает – появляется заболевание. Восполнить важные полезные вещества можно, принимая средства гриба чаги. Таким ценным природным лекарством можно лечить заболевания кишечника, печени, проводить профилактику онкологических болезней.

Дёготь.

Березовый деготь – это натуральный продукт, который получают благодаря процессу сухой перегонки верхней части коры молодых деревьев. На вид продукт похож на маслянистую темную жидкость, которая в свою очередь имеет весьма специфический аромат. Современное производство подразумевает использование железных котлов, которые трамбуются корой и герметично закрываются. Во время подогрева береста (кора) распаривается в закрытом пространстве, и выделяет деготь. Весь процесс обычно занимает более 10-ти часов и позволяет получить из 50-ти килограмм исходного сырья около 15-ти килограмм дегтя в чистом виде. В первую очередь, это вещество применяется для лечения различных кожных заболеваний: чесотка, некоторых видов сыпи, грибковых кожных заболеваний, дерматитов, почесух и т.д.

Берёзовый уголь.

При прокаливании древесины получают берёзовый уголь. Из остывших углей делают активированный уголь, который используют для отчистки воды и воздуха, а лекарственный активированный уголь применяют при заболеваниях желудка, различных отравлениях. Свежие ожоги и гноящиеся раны посыпают порошковым углем, не смывая его часа 2. Постепенно проходит боль, а следом – и ожог. Так же борются с гноящимися ранами.

Берёзовая древесина.

Около 70 лет должна расти береза для того, чтобы стать сырьем для деревообрабатывающей промышленности. Для отопления жилых помещений предпочитают использовать именно березовые дрова, поскольку они не содержат вредных смол, не образуют копоть во время горения, что позволяет без опаски готовить пищу. Горят такие дрова долго, равномерно.

Берёзовая кора.

Береста – наружная часть коры берёзы, состоящая из отделяемых друг от друга тонких прозрачных слоёв. В древние времена, когда ещё люди не умели изготовлять бумагу, на бересте писали. Эти берестяные грамоты, пролежав в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми. В период сокодвижения с березы снимают бересту с помощью специального ножа, который имеет ограничитель по глубине. На этом месте быстро вырастает тонкая коричневая «барма», которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность дерева. Лучше всего собирать бересту с поваленного дерева, она имеет большую устойчивость к воздействию бактерий и грибков. Береста применяется в изготовлении элементов домашней утвари, корзинок и коробов, ковшей, обуви, ранее служила материалом для письма и создания книг.

Березовый кап.

Порой на Берёзе можно увидеть наросты — кап — на разрезе они имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, декоративных деталей мебели. Кап считается ценным поделочным материалом, так как обладает красивой текстурой. Не зря по ценности этот материал можно сравнить с драгоценными металлами. Связано это не только с красивой текстурой, но и с тем, что найти хорошее сырье очень сложно. Только 5-10% подходят для художественных работ. Из него изготавливают эксклюзивные вазы и шкатулки, ручки для ножей и журнальные столики, шахматные доски и настольные лампы. По своей красоты такие изделия ничем не уступают карельской березе. Но работа с капом требует особых навыков, так как обычные приемы обработки древесины тут не подходят. Кроме того, подготовка капа к обработке может занять от года до трех лет.

Интересные факты о березе:

Свое название береза получила как производное от имени древнеславянской богини Берегини, которую считали покровительницей добрых начинаний и помыслов.

Лучина из березы является неизменным атрибутом русского быта: ее свет надежно и долго освещал крестьянские избы, а берестяные свитки хранят артефакты истории до сих пор, поражая своей сохранностью за счет уникальных смолистых веществ, содержащихся в березовой древесине.

Одно их самых роскошных яиц великого Фаберже изготовлено в 1917 году из древесины карельской березы.

Береза часто встречается в геральдических канонах, например, изображение этого дерева есть на юбилейной монете РФ, выпуск которой был посвящен городу Великий Устюг.

Что мы узнали о березе?

  • На нашей планете существует около ста видов берез.

  • Почки и листья березы активно применяются в медицине как жаропонижающее, бактерицидное, мочегонное и ранозаживляющее средство.

  • Слово «береза» в праславянском языке является производным от глагола «белеть, светлеть».

  • Большинство берез вырастают до 30-45 метров при обхвате ствола до 150 сантиметров. Есть в этом роду и кустарники, едва приподнимающиеся от земли.

  • Кора берез имеет белый цвет благодаря смолистому веществу бетулину. Оно защищает дерево от неблагоприятных внешних факторов, в том числе от паразитов.

  • Березы могут расти практически на любой почве – влажной, болотистой, сухой и каменистой.

  • Средняя продолжительность жизни берез – около 100 лет, хотя некоторые деревья доживают до 400 лет и более.

  • Березовые дрова считаются самыми лучшими.

  • Березовые веники – не только обязательный атрибут русских бань, но и корм для скота, который заготавливают на зиму.

  • Из березовой древесины делают лыжи, игрушки, фанеру и приклады для огнестрельного оружия. Капы (наросты, образующиеся на разных частях берез) благодаря красивому рисунку древесины используют для вырезания табакерок, портсигаров, шкатулок и декоративных деталей мебели.

  • Береста (березовая кора) — прекрасный материал для плетения корзин, лаптей, лукошек и коробов.

  • В древности бересту использовали в качестве бумаги – она не боится влаги, благодаря чему до наших дней дошло множество записей XI—XV веков.

  • Народности, населяющие Дальний Восток и Север, делают из бересты лодки и строят себе жилища (чумы).

  • Березовый сок, сбор которого начинается после первой весенней оттепели, используют для приготовления разнообразных напитков. Одно крупное дерево способно дать больше ведра сока в день без вреда для себя.

  • Согласно древним народным верованиям, запах березы помогает уберечься от сглаза и спасает от меланхолии. Считалось также, что березовый сок, собранный в определенные дни марта и апреля, способен очистить кровь.

Вывод исследования

Берёза – полезное дерево для людей. Я поняла, работая над своей темой, откуда такая любовь и уважение народа к этому дереву. Берёза издавна и лечила, и согревала, и оберегала людей.

Ни одна таблетка не лечит от такого количества болезней, как берёза.

Это дерево действительно является деревом жизни и здоровья для человека. Она полезна от листьев и почек до самых корней.

Исследование показало, что и в настоящее время люди нашей местности пользуются дарами берёзы. Широко используют древесину, бересту, ветки в своём хозяйстве, но редко применяют то, что даёт берёза, в качестве лечебного сырья, оберегов, посуды.

Березу использовать надо только при крайней необходимости как можно бережнее. Я много интересного узнала, работая над своей темой. Теперь я смогу рассказать ребятам о пользе берёзы и о том, что это дерево достойно уважения, восхищения, бережного отношения и защиты.

Список литературы:

О.В.Коняева, Азбука живой природы, Родничок, 1999. Астрель. Тула.

Афанасьев А.В. Резьба по дереву. – М.; Культура и традиции,2002.408с.

Р.И. Сизова , Р.Ф. Селимова , 2012. Изд. РОСТ., Смоленск. Учусь создавать проект.

  • Википедия — свободная энциклопедия

  • Медицина – https://medicina.dobro-est.com

  • Я здоров – https://www.ayzdorov.ru

  • Большой вопрос – https://www.bolshoyvopros.ru

  • Ваш Айболит – https://www.vashaibolit.ru

  • Лесные деревья – https://лесные.рф

  • Книга здоровья – https://knigazdorovya.com

  • Наш зеленый мир – https://nashzeleniymir.ru

Источник