О пользе бассейна для детей инвалидов
Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.
Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и др.
Плавание как лечебногреабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокине-зотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода», «движение», «лечить» наиболее полно отражает сущность данного метода. В его основе лежит применение с лечебной целью физических упражнении в воде в сочетании с подводным массажем и используемыми в водной среде средствами ортопедического характера.
Подводный массаж и ортопедические средства применяются в специальных лечебных учреждениях, а вот лечебным плаванием и лечебной физкультурой вы сможете заниматься самостоятельно, «ели хорошо усвоите инструкции и принципы выполнения упражнений.
Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Термические особенности холодной воды повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и способствуют закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Поэтому наблюдающееся при ограничении подвижности в суставах снижение силы, сопровождающееся болевыми ощущениями лечебная гимнастика в воде имеет преимущества над гимнастикой на суше.
Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300—400 г, а при плавании это усилие возрастает несколько десятков раз, увеличивая силу мышц, действуя на все кожные покровы вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата. При этом возникают так называемые антигравитационные рефлексы, помогающие в ориентации, сохранении равновесия. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Немаловажным является тот факт, что обучение плаванию ребенка с ОВЗ проходит в группе с другими детьми и взрослыми. Это организует процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. Данная работа осуществляется в несколько этапов:
- формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. Родители и педагог способствуют развитию эмоционального отклика у ребенка на присутствие взрослого, действий, направленных на него, эмоционального общения;
- формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»);
- формирование способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, подражательные способности);
- формирование навыков социального поведения. Ребенка включают в режимные моменты, учат понимать обращенную речь взрослого.
Одной из целей совместных занятий в бассейне является развитие предпосылок к коммуникативной деятельности. В процессе проведения индивидуальных занятий в бассейне инструктор по плаванию создает ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций с предметами в воде, а затем в совместной с другими детьми деятельности.
Что же дает ребенку с ОВЗ плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. В воспитании ребенка раннего возраста с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие.
Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи.
Возникновение плавания относится к древнейшим временам и связано с необходимостью освоения человеком водной среды, чтобы не погибнуть в борьбе за существование.
Древние греки высоко ценили этот жизненно необходимый навык, приравнивая его к умению читать и писать. Плавание доставляет людям много радости, удовольствия, служит прекрасным средством отдыха, укрепляет здоровье, способствует закаливанию. Оно помогает стать человеку сильным, ловким, выносливым, смелым, чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях.
Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и др.
Благотворное влияние плавания на организм человека известно с древних времен. Никакой другой вид физической деятельности не сравнится с занятиями в воде, из которой мы состоим более чем на 60%. Относительная невесомость тела в водной среде, горизонтальное (без опорное) его положение, позволяют разгрузить позвоночник. Постоянно двигаясь в таком положении, позвоночный столб испытывает совершенно другие (по сравнению с вертикальным положением тела, в котором человек проводит более 2/3 жизни) нагрузки и перемещения отдельных позвонков, соответственно разгружая нервные окончания, которые они как бы сжимают.
Помимо этого, регулярные занятия плаванием разносторонне влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формируют правильную осанку и сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Плавные и ритмичные движения пловца в воде улучшают кровообращение и обмен веществ, укрепляют сердечнососудистую систему. Кожа человека промывается и очищается от пота и грязи, что облегчает кожное дыхание.
Но как быть, если ребенок инвалид по зрению? Полная или частичная утрата зрения: слепота или слабовидение; приводящих к социальному дефекту, к социальной недостаточности, является одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья. Слепота является трагическим финалом тяжелых заболеваний глаз и создает значительные трудности в приспособлении к жизни и окружающей среде, так как 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор и нарушение его функций приобретает первостепенное значение для жизнедеятельности, ограничивая столь необходимые категории жизнедеятельности, как способность к передвижению, ориентации, обучению, самообслуживанию.
Реабилитация инвалидов в нашей стране – это процесс и координированная система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Главная задача реабилитации, направленная на восстановление, замещение или компенсацию нарушенных функций, – максимально возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, предотвращение формирования психологического комплекса неполноценности, подготовка к социальной интеграции гражданина.
Основные принципы реабилитации:
– единство и взаимодействие различных форм реабилитации;
– дифференциация реабилитационных мер, индивидуально личностный подход, определяемый факторами, обуславливающими инвалидность и уровень реабилитационного потенциала инвалида.
Возможность проведения реабилитационных мероприятий тесно связана с наличием определенного реабилитационного потенциала – комплекса биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.
Врачебные и педагогические наблюдения говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность – вялым, как правило, страдающим каким либо недугом. Слепой ребенок, ребенок с остаточным зрением в этом смысле не является исключением. Отсутствие зрения как бы является предусловием малоподвижного образа жизни. Это в корне не правильно. «Функция творит орган» – вот властный биологический закон, который должны знать все: родители, воспитатели, учителя, тренеры. Чаще всего дети, имеющие остаток зрения, занимают лидирующее положение в различных сферах не только в повседневной деятельности, но и в спортивной.
Различные физические упражнения, игры, занятия спортом, которыми так увлекаются дети любого возраста, благотворно воздействуют на деятельность всех систем организма, создают бодрое, жизнерадостное настроение. Под влиянием занятий формируются положительные черты характера, совершенствуется эмоциональная сфера.
В нашей школе учатся дети с разной степенью потери зрения. В одном классе есть дети слепые и имеющие хороший остаток зрения, и конечно дети с остатком зрения – это лидеры. Но работая с детьми не первый год, мною было замечено, что дети, которые стали заниматься плаванием, как одним из аспектов вида реабилитации ребенка инвалида по зрению, – спортивные занятия вызывают положительные сдвиги на физическом уровне.
Значительный процент лиц, имеющих сколиоз, плоскостопие, дефекты осанки. Такая патология осанки, как сутулость, влияет на активное (работающие мышцы) положение позвоночного столба. Типичными признаками этого являются изменяющееся положение покоя и подчеркнуто выработанное, но кратковременное выпрямление осанки. Ослабление выправки угрожает сутулостью, которая не компенсируется позвоночным столбом, и такие виды патологии, как круглая, уплощенная спина, выраженный лордоз, у слабовидящих сочетаются с поражением ног. Не только слепые, но и слабовидящие отстают от нормы по показателям подвижности суставах, мышечной работоспособности, координации, ритму, точности движения. Ослабление осанки может быть улучшено с помощью плавания и целенаправленных мышечных упражнений, причем мускулатура живота так же важна, как и мускулатура спины. Наибольшее отставание у незрячих проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. Отмечено значительное положительное воздействие циклических физических упражнений, а плавание относят именно к таким видам спора, на состояние двигательной системы, что приводит к заметному улучшению осанки, устойчивости, подвижности и выносливости.
Развитие моторики с помощью спортивных занятий по плаванию, представляет собой важнейшее условие функционирования организма слепых и слабовидящих. В то время как для нормально видящих на первом месте стоят такие основные формы, как сила, быстрота и выносливость (по сравнению с координацией и подвижностью), у слабовидящих преобладающее значение занимают координация (в педагогике применяются термины умение, сноровка, ловкость), а затем выносливость. Улучшение координации достигается с помощью повторяющихся упражнений целенаправленного движения (оттачивание стилей плавания). При этом из сознательного направленного в кору головного мозга посыла возникает бессознательный процесс, который охватывает соответствующий отдел мозга и приводит к вырабатыванию навыка оптимального типа движения, которое можно назвать двигательный автоматизм, или моторно–динамический стереотип. Наряду с моторикой, плавание слабовидящих детей улучшает сенсорную чувствительность. При полном или выпадении светочувствительности спорт мобилизует другие виды чувствительности и этим улучшает представление об окружающем мире. Причем занятие плаванием является не, только средством улучшения общесоматического состояния, но и важнейшим социально-психологическим фактором, так как возникает возможность показать, каких выдающихся результатов можно добиться даже в условиях значительного снижения или отсутствия функции различных органов. Этот последний аспект чрезвычайно важен как для осознания собственных возможностей, так и в качестве примера для других.
Практика доказала возможность широкого участия слепых и слабовидящих в спортивном движении на международном уровне; многие виды спорта при определенных условиях проведения тренировок и соревнований становятся доступными для лиц с глубоким слабовидением вплоть до практической и абсолютной слепоты.
Занимаясь развитием спортивной и физической деятельностью на уровне отдыха, школы, соревнований, спортивной школы олимпийского резерва №80, с которой завязалось тесное сотрудничество, совместно с администрацией школы, медицинским персоналом школы и спортивных диспансеров, я рассматриваю плавание, как важнейшее средство развития инвалидов по зрению, так как этот спорт формирует личность, дает самоуважение. Систематические занятия плаванием учат детей владеть своим телом. Влияние занятий сказывается не только на уровне развития двигательных способностей, физических качеств, но и на улучшении телосложения, на выработке правильной осанки, что особенно важно, так как в более позднем возрасте исправить ее дефекты значительно труднее, ребенок становиться атлетически правильно сложенным, более уверенным в своей жизни.
РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ в дошкольном учреждении
В настоящее время действующим законодательством предусмотрены различные виды ДОО либо групп в них со следующей направленностью: общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная или комбинированная.
В дошкольном учреждении комбинированного вида (в котором проходит моя педагогическая деятельность) в группах вместе со здоровыми детьми находятся также и дети с ослабленным здоровьем: с дисфункцией речи; с патологией опорно-двигательного аппарата; с нарушением зрения; с проблемами психического развития; с поведенческими расстройствами; дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Особую группу – аллергическую – посещают дети, страдающие пищевой аллергией. Тенденцией последнего столетия стало увеличение аллергических заболеваний. Атопический дерматит, ангионевротические отеки, крапивница, гастроинтестинальные симптомы пищевой аллергии все чаще встречаются у детей, начиная с грудного возраста.
Для этих детей свойственно: снижено эмоциональное самоощущение, стрессовая неустойчивость (агрессия, неврозы, раздражение, расторможенность, плаксивость, повышенная утомляемость, угроза возникновения приступа болезни); гиподинамия, повышенный риск к инфекциям, к заболеваемости.
В работе с детьми факторы здоровьесбережения являются приоритетными.
Мне, инструктору по плаванию, в начале учебного года, учитывая
особенности таких детей, приходится вносить коррективы в рабочую
программу и планы. Для этого необходим тщательный отбор средств и методов
для образовательной деятельности при участии врача дошкольного
учреждения.
Дети с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение играм, связанным с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Они не могут без помощи взрослого организовать самостоятельную игру или включиться в группу играющих сверстников, не проявляют желания участвовать в коллективных играх. Двигательное развитие воспитанников происходит замедленными темпами. И применением игровых приемов стараюсь вызывать желание у детей к потребности в движениях и вселить уверенность в собственных возможностях.
Составляя комплекс упражнений для детей с ослабленным здоровьем, учитываю ряд общих гигиенических требований:
а) нагрузка должна возрастать по мере повторения упражнений и определятся изменением их содержания;
б) обязательным условием является формирование навыков рационального дыхания;
в) налагается запрет на любую физическую и психическую перегрузку;
г) формировать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Помимо групповой деятельности провожу индивидуальную работу для закрепления тех или иных двигательных навыков. Ослабленные дети нуждаются в снижении общего объема физической нагрузки, на какой-то определенный период в зависимости от сложности заданий.
Упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания проводятся как во время сухой разминки (кричалки, пищалки, речёвки), так и во время плавания в бассейне (упражнение «Пузыри» – вдох – выдох в воду). Активные движения в воде: плавание с поддерживающими предметами – досками, надувными кругами, нарукавниками; бег, прыжки, подвижные игры в воде способствуют снятию психо-эмоционального напряжения.
Но плавание в бассейне детям с атапическим дерматитом в период обострения крайне не желательно. Поэтому плавание заменятся сухой разминкой в спортивном зале. Повышенная двигательная деятельность (упражнения направленные на развитие крупной моторики, подвижные игры) также способствует сжиганию белка, играющего роль в возникновении аллергии.
Малоподвижность как вынужденная форма поведения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата приводит к гиподинамии и гипокинезии. Формирование потребности в двигательной активности является одной из актуальных проблем адаптивной физической культуры, т.к. способность к мобильности создает условия для коммуникативной, профессиональной, культурной деятельности, что облегчает социализацию и интеграцию инвалида в обществе. Занятия по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности в данном случае являются незаменимым средством в решении данной проблемы [1, с. 68].
Значительная роль в улучшении общего состояния ребенка с ДЦП принадлежит занятиям плаванием. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи [2, с. 42]. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций – радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности.
Во время плавания активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме того, оно корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спастичность, способствует расслаблению мышц.
Подбор комплекса упражнений по плаванию в бассейне для детей с ДЦП индивидуален. Сначала дети выполняют движения только с помощью взрослого. Виды упражнений: приседания, прыжки на месте, держась за бортик, работа ног как при плавании кролем, держась за бортик в положении на груди и на спине; прыжки с продвижением вперёд, бег на месте и бег по бассейну с помощью плавательной доски и с помощью инструктора по плаванию; ныряние, бросание мяча вдаль, плавание с надувным кругом на груди и на спине. Температура воды в бассейне -30-31градус С. Освоившись в акватории бассейна, дети начинают выполнять упражнения самостоятельно, держась за поручень или свободно двигаясь по бассейну.
На начальных этапах дети занимаются, ни с кем не общаясь, кроме взрослого, в уголке бассейна и заняты только собой. Постепенно они стараются выполнять все задания наравне со сверстниками и включаются в участие в подвижных играх. Исчезает чувство неуверенности, перестают бояться, что у них не получится как у других детей.
Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность плавания для реабилитации детей с ОВЗ. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ОВЗ и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников. В частности, у детей исчезает страх при погружении в воду, они могут выполнять задержку дыхания, многократный выдох в воду.
Таким образом, оздоровительно-коррекционная работа положительно влияет на развитие детей, укрепление их здоровья, нормализацию социально-адаптивной сферы.
Литература
- Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
- Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов- на Дону: Феникс, 2001-213 с.
- Ногаллер А. М. Пищевая аллергия.— М.: Медицина, 1983-186 с.