О перспективах нко как поставщиков общественной пользы
Дискуссия станет одной из серии мероприятий в рамках проекта Агентства социальной информации (АСИ), на основе которых будет разработана и запущена информационно-просветительская кампания по продвижению деятельности российских некоммерческих организаций и повышению доверия к ним. Цель мероприятия – обсудить с максимально широким кругом заинтересованных организаций и экспертов итоги исследования «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы», проведенного в 2013 году группой «ЦИРКОН» по заказу АСИ, и выработать предложения для разработки новой информационно-просветительской кампании по продвижению деятельности российских НКО и улучшению их имиджа.
Организаторы – Общественная палата Алтайского края, Алтайская краевая общественная организация «Молодые журналисты Алтая», Алтайская краевая общественная организация «Поддержка общественных инициатив», Агентство социальной информации.
С 2009 года АСИ совместно с другими российскими НКО проводит информационную кампанию «Так просто!», направленную на продвижение волонтерства и благотворительности и повышение доверия к НКО. Ее особенность – продвижение благотворительности и волонтерства через демонстрацию конкретных возможностей участия в них через НКО. Основное послание кампании 2009-2012 годов — «помогать НКО просто, и эта благотворительная/волонтерская помощь – «обоюдоострая», двойная возможность, польза от которой есть и благополучателю, и тому, кто помогает». АКОО «Молодые журналисты Алтая» выступала региональным партнером в реализации этой кампании в Алтайском крае.
Идея нового этапа кампании – продвижение НКО как поставщиков социальных услуг, организаций, к которым можно обращаться в той или иной жизненной ситуации или для совместного решения какой-то проблемы. АСИ планирует опираться на выводы исследования «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы», чтобы разработать новый этап информационной кампании, задачи которого – формирование имиджа НКО, основанном на понимании, какие услуги и в каких рамках они могут предложить обществу, а также для осуществления деятельности по расширению доступа НКО к рынку социальных услуг.
В программе:
11.00 — презентация итогов исследования «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы» и результатов кампании «Так просто!»
Выступят: Сергей Канарев — руководитель Алтайской краевой общественной организации «Молодые журналисты Алтая»
Светлана Чуракова — руководитель Алтайской краевой общественной организации «Поддержка общественных инициатив»
11.30 — обсуждение и выработка предложений
Вопросы для обсуждения:
Какова, на ваш взгляд, приоритетная целевая группа кампании по продвижению НКО как поставщиков услуг?
Какие услуги могут быть самыми понятными для целевой аудитории?
Какие преимущества услуг НКО надо продвигать в кампании?
Какова может быть мотивация представителей целевой аудитории для обращения в НКО за услугами?
Каковы мотивы НКО участвовать в кампании?
Что НКО готовы сделать для своего продвижения в рамках кампании (усовершенствовать свой сайт, размещать публичные отчеты, поддерживать профиль в базе «Так просто!», проявлять активность в блоге «Так просто!», участвовать в конкурсе историй, разрабатывать социальную рекламу, проводить мероприятия и т.п.)?
Дискуссии также проводятся в Архангельске, Москве, Нижнем Новгороде, Пензе при поддержке организаций – участников сети АСИ в рамках проекта «Информационно-просветительская кампания по продвижению российских НКО», реализуемого Агентством социальной информации. При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствие с распоряжением Президента РФ от 29.03.13 № 115-рп».
Место проведения дискуссии — конференц-зал Армянского культурного центра.
В рамках дискуссии, организованной Пензенским фондом местного сообщества «Гражданский союз» и Агентством социальной информации, были представлены результаты социологического исследования о перспективах НКО как поставщиков общественной пользы и обсуждались возможные подходы к организации информационной кампании по продвижению НКО в этом качестве.
В обсуждении приняли участие около 30 человек – представители НКО, органов власти и экспертного сообщества. В том числе министр общественных связей и массовых коммуникаций Пензенской области Алексей Илика и министр труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Елена Столярова.
Представленные участникам дискуссии результаты исследования, которое было проведено в 2013 году Исследовательской группой «Циркон» по заказу Агентства социальной информации (АСИ), станут отправной точкой для разработки всероссийской информационно-просветительской кампании по продвижению НКО в качестве поставщиков общественной пользы для населения. Такую кампанию планирует организовать АСИ. Она будет направлена на формирование в обществе позитивного отношения к деятельности некоммерческих организаций и популяризацию их деятельности. Организаторы ставят перед собой задачу способствовать формированию имиджа НКО, основанного на понимании того, какие услуги и в каких рамках они могут предложить обществу, а также деятельности по расширению доступа НКО к рынку социальных услуг.
Дискуссия в Пензе является первой из серии запланированных дискуссий, которые пройдут еще в пяти городах России (Архангельск, Барнаул, Москва, Нижний Новгород). Цель этих обсуждений – выработать в максимально широком кругу заинтересованных организаций и экспертов конкретные рекомендации для разработки кампании.
Развитие некоммерческого сектора невозможно без специальных усилий по продвижению НКО, формированию их позитивного имиджа, уверены организаторы дискуссии.
Опросы населения показывают, что большинство людей не имеют своего собственного мнения по поводу того, чем занимаются НКО, не знают, в чем может быть польза для них, и поэтому не особо склонны ни помогать им, ни пользоваться их услугами: люди не доверяют, не обращаются к НКО, не знают, в каком случае надо обращаться. Более того, с лета 2012 года имидж НКО формируется скорее в негативном ключе за счет кампании «НКО – иностранные агенты», отмечают организаторы.
В сложившейся ситуации НКО стоит, прежде всего, стремиться к повышению качества своей работы, считают участники дискуссии. «Мы должны стремиться к высоким стандартам и требовать от партнеров, органов власти того же. Это повлияет не только на общий результат, но и улучшит наш имидж», — подчеркивает один из участников обсуждения, директор Общественного фонда «АнтиСПИД» Сергей Олейник.
По мнению представителей органов власти Пензенской области, которые присутствовали на мероприятии, одним из основных вопросов в развитии положительного имиджа НКО является вопрос доверия граждан к деятельности общественных организаций. Как заявила министр труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Елена Столярова, «люди боятся неизвестного и хотят быть уверены, что их не обманут».
Заместитель министра общественных связей и массовых коммуникаций Владимир Перов считает, что помочь НКО может активная работа с местными СМИ. Перов рекомендовал общественным организациями проводить регулярные мероприятия с СМИ, а не от случая к случаю. Освещение мероприятий НКО в СМИ должно способствовать повышению доверия к конкретным НКО у населения, уверен чиновник.
Как один из эффективных способов, как можно доносить до населения информацию о мероприятиях НКО, участники привели пример создания в социальной сети Вконтакте «Афиши городских сообществ». На страничке «Афиши» активные горожане регулярно обмениваются информацией о мероприятиях в гражданском секторе. Этой страничкой пользуются защитники бездомных животных, велосипедисты, волонтеры, экологи и другие, которые публикуют объявления, афиши, приглашения на мероприятия, направленные на решение местных проблем в обществе.
По мнению директора Общественной организации молодых инвалидов «Бригантина надежды» Алишера Избасарова, в продвижении НКО нужно делать ставку на личности. «Мы опрашивали своих клиентов и увидели, что они могут не знать названий самых известных организаций, но они хорошо запоминают имя конкретного человека, который им помог, например, в суде. Нужно продвигать конкретных людей в организации – реальных героев».
По словам заместителя директора Пензенского фонда местного сообщества «Гражданский союз» Екатерины Федотовой, участники дискуссии отмечали, что общественным организациям необходимо уделить особое внимание своей публичной отчетности. Причем площадку отчетности не стоит ограничивать только интернет-пространством. Рассылка писем, регулярные встречи с бизнесом, презентации по итогам работы, встречи с населением могут значительно дополнить методы открытости и прозрачности НКО, уверены участники обсуждения. «Все это поможет защитить население от мошенников и псевдо-НКО, а также повысить доверие населения и узнаваемость НКО», — говорит Федотова.
Дискуссия проведена в рамках проекта «Информационно-просветительская кампания по продвижению российских НКО», реализуемого Агентством социальной информации. При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствие с распоряжением Президента РФ от 29.03.13 № 115-рп.
История кампаний по продвижению НКО
АСИ оказывает информационную поддержку НКО и гражданским инициативам с 1994 года, и проблемы доверия организаций третьего сектора во многом формируют повестку организации.
С 2009 года АСИ совместно с другими российскими НКО проводит информационную кампанию «Так просто!», направленную на продвижение волонтерства и благотворительности и повышение доверия к НКО. Она имела позитивный эффект и стала ответом на интерес общества к теме благотворительности, волонтерства и гражданской активности. Ее особенность – продвижение благотворительности и волонтерства через демонстрацию конкретных возможностей участия в них через НКО. Основное послание кампании 2009-2012 годов — «помогать НКО просто, и эта благотворительная/волонтерская помощь – «обоюдоострая», двойная возможность, польза от которой есть и благополучателю, и тому, кто помогает».
В 2010 году в Пензе прошли мероприятия в рамках кампании «Так просто!»: транслировались ролики на радио «Эхо Пензы», на центральных улицах города были размещены баннеры сити-формата, проводился фестиваль «Добрая Пенза».
В результате проведения кампании увеличилось количество обращений в НКО от граждан с предложениями оказать финансовую и волонтерскую помощь, увеличилось количество независимых волонтерских групп. Гораздо большее количество людей стали понимать, что такое некоммерческие организации и благотворительная деятельность.
Идея нового этапа кампании – продвижение НКО как поставщиков социальных услуг, организаций, к которым можно обращаться в той или иной жизненной ситуации или для совместного решения какой-то проблемы. Кампанию планируется запустить в 2014 году.
Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
Вовлечение социально ориентированных НКО в качестве поставщиков социальных услуг становится трендом, некоммерческие организации рассматриваются как перспективный и выгодный поставщик услуг, отмечают участники межрегиональной конференции, посвященной развитию системы социальных услуг для семей с детьми. Среди сильных сторон СО НКО как поставщика услуг эксперты называют экономическую эффективность, клиентоориентированность, высокую долю нематериальной мотивации специалистов НКО, гибкость, инновационность.
Межрегиональная конференция «Развитие системы социальных услуг для семей с детьми. Взаимодействие государства, общества и некоммерческого сектора» проводится 9-10 сентября в Москве по итогам работы благотворительной программы «Межрегиональный информационно-методический ресурсный центр для СО НКО» Благотворительного фонда «Дорога к дому» (Череповец, Вологодская область). Программа реализуется на средства компании «Северсталь» и Минэкономразвития РФ. Цель конференции – предоставить и обобщить успешный опыт работы специалистов некоммерческого сектора в решении социальных проблем. В конференции участвуют ведущие российские специалисты-эксперты в области социальной и психологической работы по теме профилактики социального сиротства, жестокого обращения с детьми, домашнего насилия, добровольчества, социального предпринимательства.
НКО — перспективный и выгодный поставщик услуг, считают участники конференции.
Во-первых, социальные услуги НКО по сравнению с услугами государственных учреждений дешевле. НКО обходятся гораздо более скромными средствами, им проще привлекать внебюджетные средства, гранты, налаживать партнерство с бизнесом, отмечают эксперты.
Помимо этого, все НКО ориентированы на клиентов. В отличие от госучреждений, они готовы работать и в праздники, и в выходные, и в нерабочее время.
«Ни разу ни в одном регионе мы не услышали вопросов от НКО о том, а что мы будем делать, если отказ от новорожденного в родильном доме случится 1 января? У НКО так вопрос не стоит. Они будут выезжать в любое время суток в силу своей гибкости и подвижности. В госучреждениях в силу специфики это не всегда получается», — говорит директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова.
Как обращают внимание эксперты, у специалистов НКО достаточно высокая доля нематериальной мотивации. «Это вызвано исторически. НКО начинали свою деятельность с самоорганизации, с сочувствия различным целевым группам, они направляли свои силы на решение проблем. Изначально в НКО собирались люди, которые не были материально заинтересованы», — поясняет Марова.
Еще одной сильной стороной НКО эксперты называют гибкость, поскольку у таких организаций больше возможностей отработать какие-то инновационные услуги, это требует меньше согласований, различных типов документов для утверждения.
Чтобы НКО были полноправными поставщиками социальных услуг, требуется ряд шагов как от них самих, так и от государственных учреждений.
В первую очередь, как считают участники конференции, НКО должны заниматься обеспечением и развитием качества реализации социальных услуг.
«Мы не можем считаться качественными априори, потому что мы добрые и создали НКО по зову сердца. К сожалению, это не качество и не синоним нашей деятельности», — подчеркивает Александра Марова, отмечая, что семьям требуется сопровождение всегда, а не только на время действия гранта. Качество своей деятельности, по ее словам, НКО могут показывать, привлекая средства из разных источников, в том числе бизнеса, а не только рассчитывая на государственные деньги.
Кроме того, нужно быть готовым соответствовать правилам и процедурам, относиться к государственным структурам как к партнерам, уметь находить баланс интересов, реалистичные решения, активно продвигать себя как некоммерческую организацию на рынке социальных услуг.
Определенные шаги навстречу НКО требуются и от государственных структур. Это активная позиция по отношению к социально ориентированным НКО на уровне региона, развитие площадок и инструментов диалога (общественные советы, рабочие группы), поддержка и консультирование НКО, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие инструментов финансирования социально ориентированных НКО (гранты, субсидии, аутсорсинг).
«На наш экспертный взгляд, взаимное движение НКО и государственных органов к улучшению своих слабых моментов позволит достичь того, чтобы НКО интегрировались в муниципальные, областные модели и совместно с государством решали актуальные задачи», — резюмирует Александра Марова.
Фото: vk.com/dorogakdomy
Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
Привлечение НКО в сферу оказания услуг населению – один из нынешних приоритетов государства. Доступ к этому рынку открывает для НКО огромные возможности, и с точки зрения налаживания более тесных контактов с населением, и в смысле повышения финансовой устойчивости. Насколько НКО к этому готовы и способны ли конкурировать с другими участниками рынка? Конкуренция будет жесткой: ведь услуги населению – это практически гарантированный спрос, а значит сверхстабильный источник дохода.
АСИ представляет результаты специального исследования «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы», выполненного по заказу агентства группой ЦИРКОН. Основные выводы исследования, в котором принимали участие 335 руководителей НКО и 25 представителей региональной и муниципальной власти с опытом взаимодействия с некоммерческим сектором, таковы.
Разгосударствление социальных услуг – своевременная и неизбежная мера
Так думают большинство участников исследования. В той или иной степени готовы участвовать в этом процессе более 80% НКО, представители власти согласны оказывать им всяческое содействие. 46% НКО предпочли бы обойтись без посредников, чтобы заинтересованные потребители обращались к ним напрямую. Примерно треть считают возможным включение в схему госструктур, либо в роли оператора, распределяющего запросы (11%), либо в роли непосредственного заказчика социальных услуг (21%).
В целом организации третьего сектора готовы расширять свою деятельность, осваивать новые виды услуг и работать с новыми аудиториями. В то же время некоторые НКО подчеркивают, что это ресурсоемкий процесс, и потому рассчитывают на кадровую и финансовую поддержку.
Опрошенные представители власти интерпретируют вопросы финансирования НКО почти исключительно в привычных им проектных категориях – в соответствии с моделью софинансирования, когда наличие собственного или привлеченного финансирования является обязательным условием получения государственного или муниципального гранта. Обязательность такой схемы респонденты объясняют требованиями избежать потребительского отношения некоммерческих организаций к распределяемым бюджетным деньгам.
Какие услуги можно делегировать третьему сектору
Представители НКО и органов власти примерно одинаково очерчивают круг социальных услуг, которые могут быть делегированы третьему сектору: соцзащита и соцобеспечение, просвещение, работа с молодежью и другие услуги социокультурного и гуманитарного содержания. Нельзя передавать в управление НКО услуги в сфере основного образования (дополнительного – можно) и здравоохранения.
Готовность к условиям рыночной конкуренции
Заявляют о готовности работать в рыночных реалиях примерно половина НКО-участниц исследования, в большей мере это характерно для организаций, имеющих опыт оказания платных услуг. Интересно, что наиболее комфортным конкурентом респонденты считают другие некоммерческие организации. Почти две трети НКО сообщают, что ради выхода на рынок социальных услуг или укрепления позиций на нем могли бы сменить свои стратегические приоритеты.
Успех НКО на рынке, по мнению представителей третьего сектора, будет зависеть в первую очередь от того, насколько государство готово создавать для этого благоприятные условия. НКО рассчитывают, что власти будут задавать «правила игры» — обеспечат законодательное и административное содействие процессу разгосударствления социальной сферы, предоставят НКО равный доступ к государственному и муниципальному заказу, будут проводить честные конкурсы. При этом НКО осознают, что и от них самих многое зависит – им предстоит обеспечить качество «продукта» и эффективное продвижение организации в роли поставщика социальных услуг.
Помешать им выйти на рынок соцуслуг, как отмечают НКО, могут в том числе кадровые проблемы, нехватка помещений и вообще материально обеспечения, а также инертность органов власти и эмоциональные перегрузки персонала НКО. У некоторых организаций опасения вызывает необходимость адаптации уставных документов к новым видам деятельности.
Преимущества НКО в качестве субъекта социальных услуг
НКО, по мнению респондентов, обеспечат персонализированный подход, расширится спектр предоставляемых социальных услуг, будет ниже их себестоимость, будет меньше бюрократических процедур. 74% опрошенных представителей НКО в той или иной степени уверены, что некоммерческие организации оказывают соцуслуги более качественно, чем государственные или муниципальные учреждения, 62% – более качественно, чем коммерческие.
Риски разгосударствления социальной сферы: мнение НКО
В числе рисков, с которыми может быть сопряжено делегирование государственных полномочий, представители НКО называют возможную коммерциализацию социальной сферы, отсутствие стандартов и возникающую в связи с этим вероятность потери качества оказания услуг, отсутствие нормативного оформления процесса разгосударствления, неготовность чиновников к преобразованиям и т.д.
Риски разгосударствления социальной сферы: мнение экспертов
Фото с сайта fondpcc.ru
Александра Марова, директор Фонда профилактики социального сиротства: ментальность душевности против ментальности профессионализма
Первый минус, который я вижу в наших НКО, – неумение выстраивать партнерские взаимоотношения с органами исполнительной власти. Мы ударяемся в крайности. Одна крайность: мы хотим, чтобы нас воспринимали как равноправных партнеров и чего-то у них (органов власти) просим, а потом выходим в Интернет и пишем: чиновники-гады, ничего делать не хотят. Не стоит после этого удивляться тому, что доверия к нам мало – это разумная реакция любого нормального человека. Другая крайность – когда мы, сияя, говорим: смотрите, какие мы хорошие, давайте дружить. Органы власти начинают воспринимать нас как кого-то, кто просто крутится рядом. Такие заигрывания тоже никак не способствуют выстраиванию равноправных партнерских отношений.
Далее – отсутствие финансовой устойчивости. На гранты сроком действия с сентября по октябрь существовать невозможно, социальные услуги требуют продолжения за рамками всех грантов.
Огромная проблема – отсутствие кадровой политики у НКО. На внутренней мотивации и душевных качествах на рынке далеко не уедешь. Профессиональная деятельность сотрудников НКО часто фрагментарна: сегодня могу, завтра не могу, ушла в отпуск, в декрет, душевный порыв иссяк. Деятельность организации на 25-м месте после всего другого важного. Мы на полном серьезе относимся к руководителю, который рассказывает такую, например, историю. Появилась информация об отказе в роддоме, надо срочно ехать туда. А сотрудник говорит: у меня ребенок болеет, врач будет завтра, и тогда я точно скажу, смогу я послезавтра или нет. Вопрос качества услуги – это два-три часа, никак не два-три дня! И у руководителя нет инструментов воздействия на работника, потому что у них в организации все хорошие и добрые… Еще пример. Дальневосточная организация, они говорят: мы очень сильно хотим много всего сделать – построить социальную гостиницу для мам, содержать социальную службу, но нет ресурсов. Звоню, говорю, что нашла для них финансирование, есть фонд, который готов дать деньги, там под миллион рублей на год. Так они развели канитель на два месяца – ползаявки написали и кто-то в отпуск ушел…
Я думаю, государство потому и не доверяет НКО. Давая большие деньги, выходя на аутсорсинг, государство выступает гарантом качества услуг, оказываемых населению. Как можно гарантировать качество при таком непрофессиональном подходе? Отсутствие менеджмента, системы управления, неготовность к любым изменениям – вот что это такое. НКО, участвовавшие в исследовании, говорят: мы не готовы [к соцуслугам], потому что устав надо менять… Это что, сложно? При профессиональном подходе открывается любая дверь, выстраиваются любые переговоры, меняется любой устав! Это вопрос качества НКО, качества менеджмента, качества руководителя. Что он выстраивает в своей организации: ментальность душевности или ментальность профессионализма?
Никто не хочет быть гарантом услуг низкого качества. Потому-то и слышны все чаще разговоры о том, что разгосударствление – это когда НКО новые услуги отрабатывают, а потом, как деньги кончатся, у них надо все забрать и передать в госучреждения, посадить на гособеспечение…
Николай Слабжанин, исполнительный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS»: главное – сформулировать услугу
У нас нет стандартов услуг, нет контроля за соблюдением этих стандартов. Например, в сфере работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, нет ни одной организации, которая могла бы четко отслеживать качество услуг, которые она предоставляет. Есть только попытки. В этом направлении стоит работать…
Мне кажется, сила НКО, оказывающих социальные услуги, состоит в том, что они берут на себя то, что не берут другие. Они берут на себя просветительскую и инновационную составляющие. Скажу про любимую организацию – про «Детские деревни – SOS». У нее есть четкие стандарты оказываемых услуг. Но все равно это инновационная деятельность. Просто она несколько затянулась – на 17 лет! Это услуга, которая направлена на решение проблемы, практически не решаемой силами НКО. Зато ее может поддержать госзаказ. Вопрос в том, чтобы эта услуга была сформулирована, была передана, и, самое главное, была принята заказчиком. В данном случае государством.
Фото с сайта philanthropy.ru
Ольга Евдокимова, директор Evolution&Philanthropy: мы отчитываемся валом
Отсутствуют не только стандарты оказания услуг как процесса, но и стандарты оценки этих социальных услуг. В последнее время наша фантазия ограничена тем, что оцениваем объемы оказанных услуг. То есть валом отчитываемся. Для того чтобы перейти на следующую ступень, хоть как-то договориться о методах оценки социальных результатов для «клиента» – здесь ничего не делается.
SOS-Kinderdörfer (Детские деревни – SOS) – одна из немногих организаций, которые оценивают результаты. Потому что программы, которые в дальнейшем будут переданы государству, должны иметь очень сильную доказательную базу, не оставляющую сомнений в том, что это не просто потраченные деньги, это, действительно, индивидуальная польза.
Фото с сайта cmo.khabkrai.ru
Леонид Перцов, руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города»: при оценке стоимости оказания услуг чиновники должны оценивать все затраты
Экономика оказания услуг – крайне важный вопрос. Очень часто, когда говорят о каких-то действиях общественного сектора, упоминают об «эффективности бюджетных расходов». Эти слова верны по существу, но использовать их надо с большой осторожностью.
Как в бюджетном секторе сейчас устроено финансирование учреждений? Текущая деятельность по оказанию услуг финансируется на основе государственного (муниципального) задания. Расходы на оказание услуг включают, прежде всего, заработную плату, коммунальные услуги, расходные материалы и т. д. Амортизация, то есть возврат стоимости оборудования и помещений, как правило, не включается в текущее финансирование! Условно здание служит 15 лет, 1/15 стоимости здания фактически является частью стоимости услуг, оказанных в течение года. Но в отчетность эта часть стоимости в явном виде не входит и финансируется отдельно. А в частной организации в стоимость будут включаться все реальные затраты. Например, есть частная некоммерческая школа. Она должна либо платить стоимость аренды помещений, либо учитывать часть стоимости приобретенного помещения при оценке своих затрат. Соответственно, когда мы сопоставляем прямые бюджетные расходы на оказание одних и тех же услуг, у государственных и муниципальных учреждений они чаще всего ниже. Но если мы проанализируем, сколько служит помещение, как часто в нем делают ремонт, как используется оборудование, и вычислим полную стоимость услуг, то частный поставщик может оказаться столь же или даже более эффективен. Но чтобы эффективность расходов оценить, необходимо проделать специальный расчет, а не просто взять механически цифры из отчетности.
Органам государственной власти и местного самоуправления, привлекающим внешних поставщиков, во-первых, можно порекомендовать проводить такую аналитическую работу. Во-вторых, если принято решение, что часть услуг будет уходить в негосударственный (немуниципальный) сектор, подумать о передаче части государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование либо в аренду на льготных условиях с тем, чтобы уравновесить эту разницу. Аутсорсинг не должен быть самоцелью. Просто регионы и муниципалитеты, оказывая услуги населению, должны представлять, какие способы выгоднее, какие обеспечивают оказание более качественных услуг. И, исходя из этого, принимать решения о переносе каких-то услуг в негосударственный сектор. Или о том, что такой перенос в существующих условиях не оправдан.