О народных песнях в чем их польза
Музыка представляет собой язык звуков, который неотделим от природы. Звуки имеют огромное влияние на человеческую психику и на организм в целом. Это воздействие может быть как созидающим, так и уничтожающим, поскольку различные стили музыки могут оказывать различное воздействие на физическое и эмоциональное здоровье человека.
Влияние музыки на человека определено, прежде всего, его психоэмоциональным состоянием. Если музыка гармонирует с этим состоянием, то она, по мнению ученых, оказывает положительное влияние на человека. В том случае, если этой гармонии нет, то влияние музыки на человека будет весьма негативным.
Современная популярная музыка не блещет текстами песен, как правило – это набор незамысловатых фраз. Музыкальное сопровождение данных текстов, похоже до безобразия, это как правило, ритмичное повторение барабанов, плюс другие инструменты. А нам, как известно, еще шаманы использовали ритмичное постукивание в свои барабаны (камлание) для того, чтобы войти в транс или ввести других в транс. А когда человек в трансе сознание не контролирует, то что человеку говорят и это все идет сразу в подсознание, минуя критическую оценку сознания. Выходит так, что тексты современных, популярных песен идут, минуя наше сознание сразу в подсознание. Вот этим и объясняется то, что стоит человеку раз услышать подобную «попсовую» песенку и он будет ходить и мычать ее весь день.
Для того чтобы шаману легче было ввести человека в транс, для этого применяли табак. Одурманенный табаком человек под ритмичное постукивание шамана еще быстрее впадал в транс. В наше время, для того, чтобы эффективнее вводить толпы молодежи в транс, используют табак, пиво, водку, а так же современную технику. Клубы, где любит «тусить» молодежь, оснащена и современной светотехникой, все моргает и крутится, всюду из колонок доносится громкое «бацканье», внимание молодых людей и так рассеяно, а тут еще и одурманивающие напитки, а иногда это и синтетические наркотики. Думаю понятно, что от такого влияния музыки ни чего хорошего ждать не стоит. Тут присутствуют все элементы используемые при зомбировании. Вот вам и пример влияния современной популярной музыки на человека.
Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».
И не стоит забывать историю, когда в фашисткой Германии, огромному количеству людей перед выступлением Гитлера проигрывали возбуждающие марши. Этим и объясняется гипнотический талант Гитлера. После такой обработки немцы были готовы воевать со всем миром.
Влияние музыки на интеллектуальные способности человека
Психологами совместно с неврологами выполнялся следующий эксперимент. Отбирали кандидатов и регистрировали деятельность мозга до и после прослушивания современной популярной музыки. Кроме того, использовались тесты на запоминание, просили запомнить 20 слов. Во время прослушивания сборников популярных песен оказалось весьма заметным резкое снижение числа активных точек в правом полушарии и небольшое уменьшение активных точек в левом. Тест с запоминанием после прослушивания музыки, давался значительно труднее, чем до прослушивания.
Испытуемые только через час вернулись к нормальному состоянию. Вывод: негативный результат влияния популярной музыки очевиден.
Влияние рок музыки на человека
Не только одна популярная музыка негативно влияет на человека, это еще и тяжелый рок.
Тут тоже используется и ритм, частота чередования света, громкость. Переизбыток высоких или низких частот серьезно травмируют мозг. Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). Мощность на рок концертах с каждым годом только растет и уже давно перешло за 20 тысяч ватт. Музыканты и певцы на данных выступлениях одеты, как правило, вызывающе и угнетающе (подражание темным силам), все их поведение только и делает, что насаждает насилие плюс тексты песен, особенно зарубежных исполнителей, которые прямо призывают к насилию и восхваляют темные силы. Кроме насилия тяжелая рок-музыка способствует злоупотреблению наркотиками. Вы, наверное, замечали как подростки после концертов рок-группы выходили на улицы и нередко крушили, ломали что попало под руки. В Америке зафиксировали, что с приходом рок-музыки возросли случаи суицида.
Влияние музыки на растения
Уже не раз проводились данные эксперименты. Брались одинаковые семена, сажались в одинаковые условия, словом было соблюдено все, что могло отразиться на их росте.
Первую группу семян помещали под 3-х часовое воздействие тяжелого рока
Вторую группу семян под «попсовую» музыку на тоже самое время.
Третья группа семян под классику, музыка Баха на 3 часа.
Спустя определенное время, когда семена взошли и подросли, выяснилось, что самые маленькие растения это в первой группе, потом во второй и самые высокие и здоровые в третье группе.
Подобные эксперименты проводились не раз, и на других растениях и оценивали плоды растений. Везде было замечено негативное влияние тяжелой и популярной музыки.
Как это ни удивительно, но фактором восприятия музыки является еще и национально-культурная принадлежность лица. К примеру, представитель Европы не всегда будет испытывать ощущение комфорта при прослушивании восточных мотивов, а длительное воздействие такого рода музыки может вызвать у него сильное психическое расстройство. Точно так же жителям восточных стран вряд ли придётся по вкусу западная музыка.
И все-таки ученые считают, что благотворное влияние музыки на человека уже доказано. Специалисты считают, что имеют значение не только ритм, стиль, тональность музыки, но и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение. Звучание каждого музыкального инструмента имеет свое влияние на конкретную систему организма человека.
Самое благотворное влияние на человека оказывают народные композиции. Этническая музыка дает возможность успокоиться и расслабиться. Народная музыка, возвращая человека к его историческим корням, помогает открыть энергетические центры и нормализовать жизненный поток. Народная музыка очищает пространство от негатива, насыщает энергией биополе человека. Дадим Вам маленький совет. Чтобы понять, какое влияние оказывает музыка именно на Вас, попробуйте во время прослушивания разных стилей музыки прислушаться к себе, понять какие ощущения и эмоции вызывает у вас данное музыкальное произведение.
«Душа русского народа вся отражена в песне, как в зеркале. В ней он изливал и грусть безысходную, и радость, и веселье», — считал Митрофан Пятницкий, основатель знаменитого на весь мир хора, исполнитель и собиратель фольклора.
Лейся, песня
Этномузыковеды считают, что фольклор — это выражение народных знаний и представлений о мире и человеке. Чтобы понять русскую народную музыку, нужно представить себе уклад жизни того времени, когда она зародилась. Крестьяне все время проводили за работой — то в поле, то по дому: сенокос, заготовка дров, сбор грибов и ягод, стирка, готовка, прядение, вязание, вышивание… Занятия монотонные, долгие, утомительные. Новостей немного, все сплетни давно известны, воду в ступе толочь не всем по нраву — вот и сопровождали все песней.
Работают жнецы — поют. Бабы идут за водой — поют. Солдаты на привале — поют. Чтобы человек ни делал, чем бы ни занимался, он всегда мог петь. Это помогало самому скрасить тоску, отогнать злые силы, призвать на помощь добрые, померяться умением с соседом, себя показать и на других посмотреть. Общая песня объединяет, делает человека частицей своего народа и в социальном, и в историческом плане.
А почему именно песня? Здесь все просто: она доступна всем, и исполнять ее можно в любое время. Пропевались и заговоры на удачу, на помощь добрых сил в задуманном или уже начатом деле. А когда была возможность, подыгрывали песенникам на рожках, свирелях, свистульках, трещотках и ложках, а иногда и гуслях. В VIII веке появилась балалайка, в XIX — гармошка.
Календарные песни
Каждое время года знаменовалось своими песнями. В русском календаре сошлись две традиции: христианская и языческая, существовавшая ранее. Многие праздники наложились друг на друга, например, встреча зимы с летом, древнее Встречанье совпало с церковным Сретением, отмечаемым 14 февраля.
Встреча весны, Пасха
У древних славян было два крупных сезона: лето и зима, когда природа живет и засыпает. Приход весны имел большое значение, потому что начинался новый земледельческий цикл. Очень важно было задобрить богов, призвать благословение на свою землю.
Пелись заклички, «жаворонки», в которых звали весну и просили ее принести с собой «ясно солнышко, тепла дождичка» — того, что нужно для щедрого урожая, приплода скота. В этот период разрешались даже особые исполнительские приемы, например, гуканье, которое оказывало особое магическое действие на природу.
Ой, весна-красна, что ты нам принесла? Красным девушкам пы зялёнам вянку, Малым детушкам па краснам яйцу, Молодым молодушкам па люльке, па чапцу. Средокрестные песни сопровождали время, когда «пост переломился». В это время пекли кресты, которые хранили до первого выезда в поле, где пахарь его съедал сам или отдавал лошади.
В некоторых местах заклички заменяли ранневесенними хороводами, для которых было очень важно, что идти нужно посолонь, то есть по солнцу. А дальше — Пасха, на которую в некоторых губерниях исполнялся волочёбный обряд: в первые три дня по дворам ходили ряженые — волочёбники — и пели особые песни, в которых благословляли хозяев. В конце обычно звучали слова «Христос воскресе — сын Божий».
Ряженые изображали духов предков, пришедших из иного мира, их надо было всячески задабривать. Пойти по дворам мог любой. В основном это были старики и дети, а вот молодым незамужним девушкам это строго запрещалось, чтобы не накликать беды. Если же хозяева в шутку начинали отказываться от подношения, их «запугивали» такими припевками: Кто не дасть яечка — дак сдохнеть овечка; Кто не дасть кока — вырветь вока. Волочёбные песни плавно переходили в егорьевские или микольские, которые связаны со скотоводческими обрядами. Свет — Ягорья по полю ходить, Христос воскрес, сын Божий! По полю ходить, коров пасеть, Христос воскрес, сын Божий! К Егорию обращались, и просто выгоняя на пастбище коров: «Батюшка Ягорий, спаси нашу скотинку, всю животинку, от волка-медведя, от всякого зверя».
В народную традицию вошло и исполнения тропаря Пасхи. Его пели «наперялив, наперябив или наперямену». Канонический текст не меняли, а вот напев преобразовали в народный, кое-где дополнив его своим припевом.
В верхнем Поволжье был другой пасхальный обходной обряд — вьюнишник. Он продолжал начавшееся на Масленицу чествование новобрачных. Молодых величали как состоявшуюся семейную пару. При этом дети тоже могли пригрозить чрезмерно домовитой хозяйке: «Не дашь яйца — потеряешь молодца».
Взрослые пели пожелания добра и процветания, поучения, как правильно жить, а завершали пение величальным рефреном «Ой, вьюница, ой, молодая!» или «Вьюнец-молодец, вьюница-молодица!»
Летние праздники, уборка урожая
На Троицу и Купалу считалось, что граница в потусторонний мир истончается и на землю приходит всякая нечисть — жечь костры и плести венки нельзя, чтобы не навлечь беды. Но именно эти действия позволяют заглянуть в будущее. В это время провожают весну и встречают лето. Обряд в разных местах носит название «проводы русалки», «проводы или похороны кукушки», «Купала».
Все плохое провожали, сжигали старые вещи, куклу-купалу. В этот же период были и противоположные, свадебные традиции, когда женили Русалку и Руслаима, Ведмедя и Ведмедицу, Кукушку и Кокуна. Троицкие и купальские песни пели по дороге к месту, где проходит ритуал, во время завивания венков, кумления. Русальные песни на Брянщине во время хода с куклой русалки, в купальскую ночь — купальные песни-обереги: «Выйди, ведьма, с жита вон, а не выйдешь — то сожжем».
Такое пение сопровождали ритуальными шумами — битьем по металлу или дереву, чтобы прогнать нечистую силу.
После «макушки лета» начиналась жатва. Это единственный обряд, не приуроченный ни к какому церковному празднику. Жатвенные песни распространены в Псковской, Смоленской и Брянской областях, на границе с Украиной и Белоруссией. При уборке ржи (жита) исполнялись житвенные, а яровые хлеба жали с яринными.
Зажиночные знаменовали начало страды, жатвенные звучали во время работы на поле, а дожиночные — по окончании работ. Были песни и замашные (при уборке конопли), льняные, картофельные, восенные. Когда уставшие жнеи шли с работы, вся деревня слышала песню: Ох, наша жита реденька, забалела сярединка, Ой, нам пора дамой идти, на тёплаю вячерюшку, На тёплаю вячеряшку, на мягкую пастелюшку. А когда крестьянин видел край поля и приближался долгожданный конец работы, он пел: Как на нашей нивке сягодни обжинки. Слава Богу! Видить моё око, что край недалёко. Слава Богу! До краю дожнемся, горелки напьемся. Слава Богу!
Зимние песни: святки, масленица
Дальше шли святочные песни и колядование. Полевые работы давно закончены, урожай обработан, заготовки сделаны. Приходит Новый год, Рождество. Ряженые и колядовщики ходят по дворам, славят хозяев, желают им всяческих благ и собирают угощение. Исполняются и церковные песни, и народные колядки. Святочные гадания тоже сопровождаются песнями. Гадательные песни могли работать и как заклинания.
На святки молодежь собиралась на игрища (вечорки, вечереньки). На них не принято было работать, как на супрядках и посиделках, где пряли, плели лапти, сучили веревки. Пелись святошные, хороводные, плясовые песни. Хороводы предназначались для выбора пары. Выражение «припевать жениха» пошло оттуда.
Следом за святками приходила Масленица. После поста разговлялись, пекли блины, ходили друг к другу в гости и, конечно, пели: «Ах ты, Масленица-кривошейка! Устречаем мы тебя хорошенько!» Песни были разные, вся деревня «трещала».
Проводы зимы, встреча весны, шутливые перебранки между группами поющих, осуждение тех, кто не вышел замуж и не женился, — вот сюжеты масленичных песен. Веселились настолько шумно, возможно, и потому, что наступал Великий пост, во время которого было запрещено петь.
Песни «за жизнь»
Песнями сопровождались и все основные события в жизни человека: рождение и крестины, свадьба, похороны. Дети слышали сначала колыбельные, а потом потешки и прибаутки. Чуть вырастая, слушали сказки, скоморошины и небылицы, а потом и былины.
Лирические песни пели на посиделках и в поле за работой, и во время отдыха. Их основной сюжет — переживания влюбленных, парней, идущих на службу, молодых женщин, живущих при суровой свекрови, и так далее.
Мастеровой люд придумывал трудовые артельные припевки, даже выкрики разносчиков рифмовались и укладывались на музыку. Позвать подруг, с которыми отправились в лес по ягоды-грибы, тоже можно было с помощью припевок (лесных кличей). Русский народ выразил в песне всю свою жизнь. По песням этнографы восстанавливают многие обряды. К сожалению, сейчас интерес к народной музыке угасает.
Народная песня в том виде, как ее исполняла, например, Людмила Зыкина, — это не совсем то, что можно услышать на празднике в деревне, сохранившей свои традиции. Это концертное исполнение, которое развилось уже в конце XIX века, когда народные песни стали исполнять люди с музыкальным образованием.
Это очень красиво, легче в восприятии, способствует популяризации, но русский хоровод с пересеками, рожками и многоголосьем — это что-то сакральное, языческое, что заставляет вибрировать каждую клетку организма в заданном ритме. Это можно сравнить с камланием шаманов, горловым пением у бурятов, африканскими танцами под звуки тантамов — завораживает и уносит в неведомые дали. Наши предки так медитировали, хотя и не знали такого слова.
Специалисты говорят, что музыкальный язык — один из самых абстрактных. Он обретает смысл и значение только в определенной культурной традиции, и для того чтобы его понимать, нужно обладать слуховым опытом и знаниями. Поэтому слушайте фольклор — вам откроется много нового. А лучше посетите выступление народного коллектива из глубинки или казачьего хора — того, который придерживается старинных традиций.
Обновлено:
1 мая 2020 г.
Колыбельная песня – как много в этих звуках! Тепло и внимание, заботу и нежность, искреннюю привязанность и неисчерпаемую любовь передают родители своим малышам через эти простые и столь важные мелодии.
У меня две дочки и они обе, пока были маленькими, очень любили слушать мое пение перед сном, по крайней мере, мне так казалось. И могу сказать на собственном опыте, что это хорошо сближает.
Во-первых, во время исполнения колыбельной песни успокаивается не только ребенок, но и родитель – тихие напевы действуют умиротворяюще. Во-вторых, что может быть лучше и прекраснее спящего на руках младенца!
Дети очень быстро вырастают, поэтому нужно успеть дать им свою любовь и тепло – в частности через народные колыбельные песни. Тогда, я думаю, неразрывная связь с ребенком сохранится на всю жизнь.
В моей заметке вы сможете не только почитать о народных колыбельных песнях, но и насладиться их звучанием.
Что такое народные колыбельные песни: историческая справка
Вполне возможно, что сколько человек существует на этой планете, столько и сопровождают его эти простые напевы. Ведь корни возникновения народных колыбельных песен уходят в глубокую древность, когда люди даже представить себе не могли современные блага нынешней цивилизации.
Могу предположить, что в пещерное время мама своему ребенку не пела, а скорее всего, просто издавала тихие, спокойные звуки в ритме укачивания, один раз попробовав и уяснив для себя, что они успокаивающе действуют на дитя.
Позже эти мелодии перестали быть лишь усыпляющими мотивами – у них появилась функция заговоров (оберегов) от напастей, болезней и горя, от всего зла, с которым ребенок мог встретиться на протяжении своей жизни. Ведь каждый день мог стать для него последним, кругом подстерегала опасность: дикие звери или враги из соседнего племени.
Конечно с того времени совершенно не сохранилось упоминаний о колыбельных песнях. Выяснить, что в действительности пелось в них и какие образы использовались, стало возможно только после изучения образцов письменности.
Изучением колыбельных песен и их видов в России стали заниматься относительно недавно, примерно 200 лет назад. Для этого специалисты ездили и собирали песни по деревням, записывая слова и мелодии.
Причем происходило это, думаю, не специально, а вкупе с другими народными обрядовыми песнями. Не было цели собрать именно колыбельные, так как считалось, что это не столь значимый материал, как, например, свадебные, трудовые, солдатские и другие песни.
Среди собирателей фольклора самыми известными являются: писатель и этнограф Владимир Иванович Даль; писатель и переводчик Пётр Васильевич Киреевский; музыкант и исполнитель Митрофаан Ефиимович Пятницкий; революционер и этнограф Иван Александрович Худяков.
После изучения подобного материала у разных народов стало ясно, что в простые напевы колыбельных песен вкладывались внутренние переживания и надежды матерей на то, какими вырастут их дети.
Каждой из них, конечно, хотелось, чтобы мальчики стали добрыми, сильными и смелыми воинами, а девочки стали красивыми и могли подарить здоровое потомство своему народу.
У некоторых народов было принято, чтобы мать придумала своему ребенку индивидуальную колыбельную песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Заключенные в ней слова-пожелания были для него оберегом и придавали сил в тяжелые времена.
Существовали в то время и такие колыбельные песни, которые, как считалось, помогали быстрее отойти в мир иной больному ребенку. Могу предположить, что делалось это из-за высокой смертности новорожденных: ведь лечения особого, кроме заговоров, не производилось, поэтому из жалости родители пели такие песни.
Разновидности колыбельных
Сюжеты народных колыбельных песен весьма разнообразны и на практике они зависят от настроения мамы, ее внутренних переживаний, чаяний и желаний. Различается несколько направлений.
- Колыбельная-просьба.
- Колыбельная-убеждение.
- Колыбельная-угроза.
- Колыбельная-повествование.
- Колыбельные-грёзы.
- Колыбельная-молитва.
Многие родители согласятся, что когда ребенок вечером очень долго засыпает, то это очень изматывает. Причины могут быть разные: яркий, насыщенный впечатлениями, день или наоборот – малыш много спит днем. В таком случае большинство мам предпочитают петь именно колыбельную-просьбу, упрашивая в них ребенка поскорее успокоится и уснуть.
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
В таких колыбельных песнях сюжет построен на том, что в доме все уже давно спят – и родные, и животные. А раз они уже в постели, то и малышу пора уснуть.
Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок…
Такие песни сочинялись, видимо, по той причине, что остальные виды колыбельных уже не работали. Не знаю, зачем еще было народу сочинять колыбельные-страшилки для своих любимых чад.
Конечно, в наше время детей подобными текстами не запугать, но в прошлом малыши были более впечатлительные, и подобные напевы действительно могли на них действовать. В них говорилось про разных страшных зверей, про плохих и злых людей, про бабайку, который приходит и забирает непослушных и долго не засыпающих детей.
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю –
С краю свалишься, переплачешься.
Придёт серенький волчок, тебя схватит за бочок,
тебя схватит за бочок и утащит во лесок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
Где волки воют, детям спать не дают.
В подобных напевах мама, бабушка или няня рассказывали ребенку о том, что происходит сейчас дома. В крестьянских домах всегда было работы невпроворот, поэтому перечисляли дела, которыми будут заниматься члены семьи, после того как малыш уснет.
Я качаю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Бабушка — коров доить,
Дедушка — дрова рубить,
Братец — печку растоплять,
А я Катеньку качать, аа – а, аа- а…
В них рассказывается о том, что малыш увидит в своих сновидениях. О добрых сказочных героях, о полетах и путешествиях, о возможности увидеть все, о чем он мечтает.
В сказке можно покататься на луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы…
В зависимости от веры родителей тексты подобных напевов были разными. Схожи в одном – все они были наполнены просьбами о том, чтобы их любимые малыши росли здоровыми, сильными, крепко спали и были послушными.
Успения Мать,
Уложи младенца спать
На тесовую кровать…
Мимо ангелы летели,
Сына крылышком задели,
Сына крылышком задели,
Сыну спать дольше велели…
Образы в колыбельных песнях
Вне зависимости от места проживания, языка, цвета кожи и верований, в народных колыбельных песнях присутствуют схожие образы и персонажи.
- Довольно часто в них пелось о различных предметах быта, которые окружали ребенка в доме, объяснялось их назначение и применение. Повседневная работа членов семьи и праздники также были темой для колыбельных.
- Еще в этих песнях рассказывалось об окружающем мире: о звездах, луне и солнце, ветре и дожде, цветах и деревьях. В них воспевалась красота и сила природы.
- Постоянными героями колыбельных были домашние животные, среди которых особо выделялся кот. Его усыпляющее урчание и тепло благотворно действовало на ребенка, его проказы и шалости были темой для песен, сами эти животные считались оберегами от сил зла. Не менее популярными в колыбельных напевах были петушки и курочки, собачки, коровки, овечки и лошадки.
- Нередко можно встретить в текстах этих песен и представителей дикой природы. Это медведи и волки, лисы и зайцы, птицы и даже лягушки. В основном о них пелось как о защитниках и покровителях, охраняющий здоровый сон ребенка.
- Есть колыбельные, в которых главными героями выступают страшные сказочные герои – Мамай, Бабай. Считалось, что страшилка перед сном отпугивает плохие сны и болезни, поэтому если ребенок часто плакал во сне или заболел, то такие напевы были одним из проверенных народных средств от подобных недугов.
- Дрема и Угомон – сказочные герои, которыми пугали непослушных малышей, не желающих засыпать. В таких колыбельных песнях пелось о том, что эти персонажи обязательно забирают таких вредных ребятишек и никогда не отпускают.
- В зависимости от вероисповедания родителей в колыбельных песнях разных народов часто присутствовали религиозные образы, которые знакомили малышей с немаловажной частью семейного уклада.
Колыбельные разных народов мира
Во всем мире миллионы матерей, отцов, бабушек и дедушек укладывают спать своих детей с помощью умиротворяющего ритуала пения и раскачивания младенца.
Этот обычай существует во всех культурах, начиная с самых ранних дней человечества – кажется, он проистекает из фундаментальной, глубоко человеческой потребности сопровождать самых маленьких, когда они засыпают, чтобы дать им чувство безопасности и принадлежности к своему роду.
Есть много сходств между колыбельными разных народов, но также много контрастов между отдельными регионами и континентами. В течение некоторого времени русские матери пели свои «баю, баюшки, баю», а южноафриканские бабушки и дедушки усыпляли малышей под «тула баба».
Далее я немного расскажу вам о колыбельных разных народов мира, а вы сможете бесплатно послушать эти песенки онлайн.
Русские народные колыбельные песни
В них встречается очень много персонажей-животных, например: кот, волк, заяц, птицы и другие. Также присутствуют сказочные образы Дрёмы, Бабайки и т.д. В связи с поголовной воцерковленностью в то время, часто в колыбельных можно было услышать слова мольбы к Богу, ангелам и святым.
Русские колыбельные песни были наполнены любовью, заботой и надеждой на то, что ребенок вырастет здоровым, сильным и счастливым. В крестьянских семьях няня или мама во время укачивания ребенка в люльке почти всегда одновременно занималась рукоделием.
В спокойные русские напевы вкладывалась любовь и мудрость поколений, которая воспитывала в малышах доброту и уважение к старшим. Подрастая, ребята сами становились нянями и, перенимая семейные традиции, исполняли своим младшим братьям и сестрам знакомые с детства напевы.
Украинские и белорусские народные колыбельные песни
Напевы украинских и белорусских колыбельных очень схожи с русскими. Даже смысл текста песен может быть понятен без перевода из-за схожести языка. Они такие же протяжные, нежные и певучие.
Украинская колыбельная называется «колисовка», а белорусская – «колыханка». В их основе использовались воспитательные образы. Они рассказывали о мужестве, решительности и стойкости мужчин, о красоте, чистоте и трудолюбии женщин.
Армянские и грузинские народные колыбельные песни
Эти песни протяжные и очень мелодичные. Однако это не просто успокаивающие мелодии – в них воспеваются героические подвиги предков, рассказывается о чести и достоинстве, храбрости и силе духа. Причем колыбельные песни по этой теме пелись для мальчиков.
Девочкам часто пели о материнстве и супружестве, мире и уюте в доме. Воспевалась женская красота и житейская мудрость. Уже с младенчества детей приучали почитать и хранить традиции своего народа.
Английские народные колыбельные песни
В отличие от мелодий кавказских народов, в английских колыбельных песнях не пелось об истории народа, о боевых сражениях и победах, не прославлялись подвиги героев. В них так же, как и в русских напевах, часто использовались образы разных животных.
В них пелось о родительской любви и заботе. Добрые сказочные существа были частыми персонажами мелодичных английских колыбельных песен.
Венгерские народные колыбельные песни
Венгерские народные колыбельные песни наполнены целыми сказочными историями о волшебных существах и природе. В них часто пелось об уснувшем небе, звездах и луне.
В лиричных и напевных мелодиях венгерских колыбельных можно было услышать истории о лесных животных, уснувших пастушках и их многочисленных стадах, рассказы о сказочных снах.
Польза колыбельных песен для малыша
О чём бы ни пелось в колыбельной песни, главным всегда был успокаивающий эффект. Проводилось целое исследование на тему влияния колыбельной песни на ребенка и родителей, в ходе которого был выявлен и доказан ряд положительных терапевтических эффектов. В частности:
- дети, вне зависимости от пола, одинаково восприимчивы к колыбельным песням;
- колыбельные песни укрепляют иммунную систему. Учеными доказано, что дети, которым поют перед сном, меньше подвержены вирусным заболеваниям;
- как и детей, так и самих родителей, колыбельная успокаивает и расслабляет;
- голос мамы или папы придает ребенку уверенность и доверие к окружающему миру;
- спокойные и нежные напевы колыбельной песни укрепляют нервную систему и развивают головной мозг.
Повторюсь, что это не пустые слова, а доказанные учеными из разных стран факты! Польза народных колыбельных песен для малыша очевидна.
Возрастные рекомендации
Ребенку до трех лет важно, чтобы родители сопровождали колыбельные песни простыми, понятными словами – это помогает малышу освоить речь. Народный фольклор идеально подходит для этих целей.
С трех лет возможно использование в качестве колыбельных не только песни, но и записи инструментальных спокойных мелодий.
Детям старшего возраста можно включать записи колыбельных исполненных голосом других исполнителей, главное, в этом возрасте присутствие родителей рядом.
Колыбельные песни очень важны в жизни маленького человека. Они не только успокаивают его, но и очень сближают с родителями.
Вывод
Многочисленные народные колыбельные песни не дают нам возможности отказаться от их исполнения своим малышам. Ведь сегодня любой человек может найти для себя ту самую колыбельную, которая будет передавать частичку любви вашему ребенку с помощью магии слов и волшебного, плавного напева.
И совет папам – не стоит стесняться своего голоса, даже если кажется, что вам «медведь на ухо наступил» – напевать своему ребёнку стоит однозначно! Поверьте, ребенку не так важно, как вы поёте, намного важнее просто слышать ваш успокаивающий голос!
Эта заметка, как и все другие на моем онлайн-дневнике, создана благодаря моему участию в проекте “Одна семья”.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы относитесь к народным колыбельным песням? Какие вы знаете? Желаю вам семейного благополучия и удачи вам во всех делах! С уважением, Соколов Павел.