Ныряние для грудничков польза и вред
Вот незадача,нам в бассейн начинать ходить через неделю-две по мере формирования группы,а я тут на статью наткнулась о грудничковом плавании и как-то мне нехорошо стало от мысли,что я поведу своего маську в большое водное пространство.В общем,кому не лень,почитайте,что думаете по этому поводу?
“Методика раннего плавания очень распространена, рекомендуема врачами. Бассейны для грудничков существуют при поликлиниках.
Вместе с тем, на сегодняшний день нет никаких статистических данных о том, что это действительно улучшает здоровье детей. Не проводилось НИ ОДНОГО многофакторного исследования этого вопроса.
Сама методика исходит из одного, причем чисто умозрительного, посыла. Раз у младенцев существует плавательный рефлекс, который к трем месяцам угасает, раз для новорожденного жидкая среда – комфортное место, а вообще плавание – хорошая гимнастика, – нужно приучать ребенка плавать (а то и нырять!) как можно раньше.
Узнать у самого младенца, насколько для него полезно то, что с ним проделывают, невозможно, поэтому сторонники раннего плавания стараются особенно на реакцию ребенка не смотреть, а смотреть только на свою теорию.
Как младенцы реагируют на плавание и «проныривание»? Есть дети, которые улыбаются и даже хохочут при проведении этой процедуры. Есть дети, которые кричат и плачут. Первый тип реакции автоматически и, кстати, зачастую ошибочно воспринимается взрослым как одобрение младенцем происходящего. Второй тип реакции не всегда настораживает, – маленькие дети вообще много плачут.
Рассуждение, на котором основывается методика, обнаруживает недостаток информации и целостного видения ситуации. К сожалению, для нашей педиатрии это не редкость.
Во-первых, плавают младенцы рефлекторно, то есть не так, как большие дети. Все рефлексы новорожденных – это так называемые защитные рефлексы, они сохраняются первое время для использования в критических ситуациях, когда надо спасти жизнь. Например, хватательный рефлекс нужен для того, чтобы уцепиться за что-то в чрезвычайных обстоятельствах. Плавательный рефлекс помогает не захлебнуться в течение несколько секунд, пока мама не подхватит из воды. Вызывая или стимулируя эти рефлексы, мама ставит (искусственно) новорожденного в ситуацию спасения своей жизни. Заставляя погружением младенца в воду работать плавательный рефлекс снова и снова, мы снова и снова создаем для малыша стрессовую ситуацию, ситуацию с чрезвычайными обстоятельствами.
Кроме того, любой физиолог подтвердит, что рефлекс, призванный угаснуть, не имеет смысла поддерживать искусственно, – он всё равно угаснет. Любой инструктор по раннему плаванью добавит, что навыки плавания у младенца теряются с угасанием рефлекса, и подросшего ребенка всё равно приходится учить заново.
Во-вторых, стресс добавляется большим пространством воды. В матке малыш также находился в жидкой среде, но там он не дышал легкими. Перед ним не вставала жизненно важная задача держать свое тело на плаву для того, чтобы не задохнуться: там тесно. Новорожденный ребенок абсолютно беспомощен перед глубиной. Он еще не в состоянии осознать всю ситуацию в комплексе, предугадать, что взрослый достанет его из воды и не даст утонуть. В естественных условиях, даже проплыв под водой, он не сможет самостоятельно выбраться на берег и спастись. Поэтому плавание и ныряние воспринимается малышом как опасные для его жизни инстинктивно, автоматически. Он переживает состояние плавания, а тем более, ныряния, как состояние практически смертельное.
В-третьих, младенцу, которого помещают в поддерживающие его полноценное физическое развитие условия, специальная гимнастика просто не нужна. А усиленная мышечная нагрузка для ребенка, не умеющего ползать, неестественна. Уже накоплены данные о негативных последствиях динамической гимнастики.
Поэтому спорт лучше оставить до того времени, когда ребенок сможет ясно дать понять родителям, насколько ему нравится то, что с ним проделывают.
В-четвертых, сегодня уже есть данные, указывающие на то, что грудничковое плавание часто отрицательно сказывается на здоровье малыша.
Такие упражнения сильно увеличивают вероятность отитов, воспалений носоглотки, простуд и приступов астмы.
Вода из бассейна также попадает в пищеварительную систему ребенка, что зачастую приводит к расстройству пищеварения.
Плавание и проныривание грудничков негативно влияет на развитие вестибулярного аппарата. Постоянное впечатление о парении в пространстве без опоры, которое создает плавание, искажает способность ориентироваться в пространстве, может совсем устранить страх высоты, увеличивает склонность к головокружениям.
Плавание и проныривание могут привести к отказу от груди, плохому набору веса и «коликам», что подтверждает практика консультантов по грудному вскармливанию.
Многие врачи не одобряют ныряние из-за того, что наблюдают усугубление состояния шейного отдела позвоночника, перенесшего родовую травму.
Педиатры подтверждают, что ныряние вредно для детей с повышенным внутричерепным давлением.
Младенцу вообще опасно нырять до полного заращение обходного шунта в сердце, а это может диагностировать только врач, проведя соответствующие исследования.
Кроме того, реаниматологи в Филатовской детской больнице (Москва) рассказывают о том, что вынуждены спасать жизнь большому количеству грудничков, наглотавшихся воды во время плавания.
Далее. Поначалу малышу всегда страшно и неприятно, когда его купают в большом объеме воды. Но что вокруг него? Его мама или папа сопровождают купание звуками одобрения. Они воркуют над ним, улыбаются ему, хвалят, трясут разноцветными игрушками, отвлекая от ситуации. Ребенок со временем перестает принимать потенциально опасную ситуацию, как опасную. Чувство опасности уходит. «Мои родители мне рады, они улыбаются, и я буду улыбаться им в ответ, то что, я в воде не страшно, это хорошо, это не опасно». Кроме того, эта ситуация повторяется постоянно, она неотвратима, ее никак нельзя избежать. Остается только смириться. Постепенно плавание для ребенка становится привычным, нормой. Он перестает чувствовать опасность. И сейчас уже существуют наблюдения за детьми, с которыми активно занимались грудничковым «проныриванием», и которые в возрасте около года уже сами явно демонстрируют желание плавать и нырять.
Однако далеко не для всех малышей плавание со временем перестает быть стрессом. Часто встречаются стремящиеся плавать дети, которые также обнаруживают гиперактивность и приступы неконтролируемого возбуждения. Эти приступы хорошо снимает ныряние и плавание. Родители, не знакомые с признаками такого явления, как зависимость, в общем, радуются динамичности, силе и бесстрашию малыша. Однако в таких случаях говорить о здоровье не приходится. Дело в том, что частый стресс во младенчестве приводит к тому, что у детей происходит сбой в гормональной саморегуляции организма. Для того, чтобы поддерживать химическое (и эмоциональное равновесие), чтобы избегать перевозбуждения, организму малыша начинают требоваться ситуации, приводящие к дополнительному выбросу адреналина в кровь. Вырастая, такой человек может поддержать душевное равновесие, только испытывая время от времени стресс. (Экстремальные вида спорта например)
Следующее наблюдение за подросшими грудничками-пловцами состоит в том, что такие дети в любом водоеме считают себя в безопасности, как и в ванне. А ведь умение плавать не исключает возможности утонуть. В естественных водоёмах, в отличие от ванн и бассейнов, есть омуты, течение, подводные коряги и прочее.
Ну и, конечно, существует большое количество детей, которые отказываются плавать и нырять после 8-12 месяцев, когда у них появляется наконец, возможность отказаться.
А бассейны для малышей – это не более чем выгодный бизнес”.
Из статьи «Ошибки в воспитании детей грудного возраста»
3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:
– моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;
– проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.
Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.
Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?
Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора – асфиксию и стресс.
Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.
Само купание не вредно.
Вредно неправильно и не вовремя его начинать.
«В ванне наполненной с3х мес.находиться можно(с мамой),стало быть с мамой-папой на руках и в бассейне,море вам уже можно.Ребёнок же будет себя защищённым чувствовать на руках.
Мы рекомендуем (обычно) до 3-ех месяцев купать малыша в маленькой ванночке После трех и до шести купается то в маленькой ванноче (адаптационное), то в большой ванне с мамой (или папой, сестрой, братом). Мама лежит, деть у нее на груди возлежит. Может просто лежать, может на животе, может титю сосать Wink . Так организованное купание помогает ребенку познакомиться с опорой в воде. Ведь как все вы знаете ребенку очень важно чувствовать в воде опору, а не невесомость. Это помогает в дальнейшем чувствовать себя в воде уверенно. Ну потом он в ванночке садиться, утки там всякие, рыбки, потом встает. Ходит, бродит, потом должен начать учиться нырять «
https://www.darimmir.ru/azbuka_plavanie_grudnichkov
https://www.mosfamily.ru/articles/4_99
Первые девять месяцев своей внутриутробной жизни ребёнок проводит в водной среде, адаптируясь и приспосабливаясь к ней. В связи с этим многими специалистами поддерживается точка зрения, согласно которой приучать детей плавать нужно практически с момента их появления на свет. На житейском же уровне встречаются разные мнения на этот счёт. Так, одни убеждены, что плавание для грудничков способствует комплексному и всестороннему развитию; другие подобного оптимизма не разделяют, считая популярные занятия лишь новомодным трендом. Попробуем разобраться действительно ли полезно плавание для новорождённых.
Полезно ли новорождённым плавать
Отметим, что уже в момент появления на свет все дети могут плавать и задерживать дыхание. Это связано с особенностями той среды, в которой они развивались внутри утроба матери. Способность новорождённого плавать – это невиртуозное владение собственным телом, как в случае с профессиональными спортсменами, а врождённый рефлекс. Он утрачивается к 3–4 месяцу жизни грудничка. Именно поэтому родителям, решившимся практиковать плавание новорождённых, следует приступать к этому практически сразу после рождения. Если рефлекс угаснет, водные занятия нежелательны для ребёнка до достижения им 4–5-летнего возраста.
Грудничковое плавание дома в ванной или в бассейне с квалифицированным специалистом – это не способ вырастить будущего олимпийского чемпиона. Занятия направлены на достижение других целей, которые перечислены ниже.
- Пребывание в водной среде позволяет организму ребёнка стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его. Как следствие формируется крепкий приобретённый иммунитет, снижается риск подхватить вирусное заболевание. Практика показывает, что дети, приученные к плаванию с грудного возраста, болеют значительно реже своих сверстников.
- Польза грудничкового плавания очевидна и для сердечно-сосудистой системы. Во время пребывания в воде давление компенсаторных сил уменьшается, кровь начинает циркулировать быстрее. Постепенно это приводит к укреплению сердечной мышцы и сердечно-сосудистой системы в целом.
- Даже небольшие физические нагрузки в воде способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. По статистике плавающие дети быстрее начинают ползать, раньше сверстников делают свои первые шаги.
- Во время плавания малыш может отдохнуть, его мышцы расслабляются, снимаются спазмы. Подобного результата не всегда можно добиться даже посредством специального грудничкового массажа.
- Ранние плавательные упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку, что позволяет избежать развития заболеваний, связанных со спиной и позвоночником (например, сколиоза).
- Когда ребёнок плавает, он рефлекторно задерживает дыхание. Во-первых, это улучшает работу дыхательной системы. А, во-вторых, активизирует образование в крови эритроцитов (красных кровяных телец), и увеличивается уровень гемоглобина.
- Грудничковое плавание нормализует артериальное давление.
- Плавание увеличивает аппетит, поэтому ребёнок лучше набирает вес.
- На природном инстинктивном уровне дети испытывают потребность нырять в процессе купания. Это заставляет их чувствовать себя более защищённым, возвращает в зону комфорта. Помимо этого, затекающая в гайморовы пазухи при нырянии вода прочищает их, избавляя слизистые от бактерий и частиц пыли.
- Вода обладает успокаивающим эффектом. Младенцы, приученные к плаванию, более спокойны и менее боязливы. По ходу взросления они не приобретают навязчивых детских страхов.
А также мамам будет полезно знать, что во время плавания дети затрачивают много энергии, поэтому быстро и без особых проблем засыпают ночью, не тревожа родителей.
Что нужно знать родителям
Выше уже отмечалось, что дети обладают особыми рефлексами, позволяющими им удержаться на воде. Родителям, решившим развивать подобные природные способности, будет полезно знать, как научить новорождённого плавать. Сделать это совсем несложно, придерживаясь простых рекомендаций.
- Возраст. Плавание новорождённых в ванне можно практиковать по достижения ими 3–4 недель. Именно к этому сроку затягивается пупочная рана, а ребёнок начинает адаптироваться к окружающей среде.
- Ванна. Первые уроки плавания ребёнку следует давать в той же ванночке, в которой вы купали его до этого. Смена обстановки вызовет у ребёнка чувство страха и не даст желаемого результата. А также следует с ответственностью подойти в чистоте ванночки. Перед непосредственным купанием её следует мыть хозяйственным мылом, а 1–2 раза в неделю обрабатывать содой (дезинфицирующие средства не подойдут, поскольку могут вызвать у новорождённого аллергические реакции).
Таким образом, первые уроки должны проходить в привычной обстановке – в ванночке, по мере развития у малыша определённых навыков его можно перевести в большую ванну, а затем и в бассейн.
- Вода. Изначально она должна быть не ниже 35 и не выше 37 градусов. Градус можно понижать по мере адаптации новорождённого, тем самым закаляя его. Предельно низкое значение температуры – 32 градуса.
А также во время обучения нельзя переставать следить за поведением ребёнком. Например:
- Непрекращающийся детский плач во время погружения в воду может сигнализировать о неправильной температуре воды – она либо слишком горячая, либо холодная.
- Если спустя несколько секунд малыш успокаивается и перестаёт плакать – вы подобрали воду оптимальной температуры.
- Излишняя пассивность малыша во время купания говорит о том, что вода слишком тёплая. Она оказывает на него убаюкивающее воздействие.
Многие молодые родители волнуются об остывании воды в процессе плавания. Переживать не стоит, ведь это и есть одна из целей грудничкового плавания дома – закалить ребёнка.
Азы плавания в ванне
Все водные занятия с малышом должны проводиться спустя пару часов после приёма пищи, когда смесь или грудное молоко успело перевариться, а чувство голода ещё не наступило. И также плавать стоит только с выспавшимся и отдохнувшим ребёнком, иначе не избежать истерик и слёз.
Пошаговая инструкция, как научить грудничка плавать в ванной:
- Аккуратно придерживая ребёнка, опустите его в воду оптимальной температуры. Дождитесь от него первой реакции. Если малыш заплачет, не спешите сразу доставать его, дайте немного времени освоиться.
- Когда плач утих, переложите ребёнка в горизонтальное положение, слегка удерживая за спинку. Примечательно, что сами вы должны твёрдо стоять на ногах, склонившись над ванной.
- Когда поймёте, что малыш привык к воде, можете приступать к выполнению плавательных упражнений, о которых будет рассказано далее.
Отметим, что пол в ванной комнате обязательно должен быть покрыт специальными резиновыми ковриками, предостерегающими от возможности поскользнуться.
Упражнения в ванной для плавания грудничка:
- Укладываем ребёнка в горизонтальном положении на спинку, подстраховывая его тело ладонью снизу. Постепенно перемещаем руку со спины к затылку. По итогу – ребёнок самостоятельно держится на воде, а мама лишь страхует его, придерживая головку.
- Опускаем ребёнка в воду в диагональном положении животиком вниз. Мама должна быстро сориентироваться и подхватить голову малыша, поместив его подбородок в своей ладони.
- Опускаем ребёнка в воду в горизонтальном положении, спина обращена ко дну ванны, ноги размещены у одного из бортиков. Ощущая опору, он отталкивается от стенки, пробует самостоятельно плыть. Выполнять данное упражнение можно, только когда малыш уже освоится в воде, научиться держаться на её поверхности без поддержки.
- Опускаем новорождённого в воду животом вниз. Тело должно быть полностью погружено в жидкость, на поверхности остаётся только голова, которую за подбородок придерживает мама. Скоординировав ребёнка, продемонстрируйте ему, что в воде можно плескаться. Повторяя показанные действия, он со временем научится правильно грести.
- Когда малыш научится с лёгкостью проделывать перечисленные выше упражнения, нагрузку можно увеличить. Предполагается, что к этому моменту он уже будет не только держать своё тело на поверхности воды, но и самостоятельно передвигаться по её плоскости.
Итак, грудничок плещется в воде, мама страхует его. Неподалёку от него примерно в 10 сантиметрах, кладётся игрушка для купания. Ребёнок должен доплыть к ней. С течением времени расстояние между грудничком и игрушкой должно увеличиваться.
- Когда ваш малыш уже будет уметь самостоятельно плавать на относительно большие дистанции как на спине, так и не животе, начните делать с ним упражнение «восьмёрка». Оно предполагает визуальное повторение очертаний цифры грудничком.
- Поддерживая младенца за животик снизу, приподнимайте его над водой и погружайте обратно. Это упражнение способствует развитию координации, укреплению сердечно-сосудистой системы.
- Когда новорождённый привыкнет к воде, можно практиковать его ныряние. На рефлекторном уровне при полном погружении он задержит дыхание, поэтому не стоит бояться этого упражнения. Учить ребёнка нырять можно только по истечении 5–10 минут свободного плавания.
Ныряние делается следующим образом: крепко зафиксировав грудничка в руках, окунаем его с головой в воду на несколько секунд; повторяем процедуру до 5 раз.
Данные водные упражнения совсем несложные, но дают ощутимый результат. Кроме того, родители должны помнить, что плавание для малышей в бассейне возможно только после предварительной домашней подготовки в ванной.
Бассейн для новорождённых
Плавание новорождённого в бассейне — не просто процесс его обучения элементарным водным движениям; это способ всестороннего развития. Занятия здесь, как правило, начинаются с 2-месячного возраста, при условии, что ранее ребёнком уже были освоены базовые плавательные упражнения в домашней ванне.
Ведущие педиатры советуют посещать бассейн не более 3 раз в неделю. Продолжительность занятия для двухмесячного малыша составляет десять минут, по мере взросления она увеличивается на полминуты с каждым месяцем.
Советы по посещению общественного бассейна:
- Всегда надевайте на новорождённого детскую резиновую шапочку, которая защитит нежную кожу голову и волосы от жёсткой хлорированной воды.
- Оптимальное для детского организма время посещения – с 10 до 12 часов, старайтесь уложиться в этот временной интервал.
В бассейне вы можете тренировать с ребёнком те же упражнения, что вы осваивали в пространстве ванны, постепенно увеличивая их интенсивность. При желании можно записаться в соответствующую группу или нанять инструктора, специализирующегося на обучении новорождённых. Однако это не обязательно – правила, как научить грудничка плавать в бассейне, идентичны правилам для ванны.
Вред плавания в бассейне в грудничковом возрасте
В связи с возросшей популярностью грудничкового плавания интерес к данному феномену проявили и учёные. Последние исследования, проведённые в Европе, показали, что занятия в столь малом возрасте в общественных бассейнах причиняют вред дыхательной системе. Это связано с высокой концентрированностью воды, добавлением в неё хлора. Химические элементы способны вызывать у детей аллергические реакции, провоцировать развитие астмы и других хронических заболеваний.
Кроме того, хлорка вредна и для нежной детской кожи. Она сушит её, делает более восприимчивой к окружающей среде. В особых случаях от контакта с хлорированной водой на теле младенцев могут образовываться ярко-красные пятна, похожие на лёгкие ожоги.
Таким образом, плавание в общественных бассейнах действительно может быть опасно для малыша из-за содержания в воде хлора, но в настоящее время существуют и такие плавательные центры, где дезинфицирование осуществляется с помощью других средств. Так что чуткие родители всегда смогут найти альтернативу.