Ну погоди польза и вред

МОСКВА, 29 авг – РИА Новости. Российские психологи одобряют идею ограничения детей от вредной информации на телевидении, однако считают, что некоторые советские мультфильмы, такие как “Ну, погоди!”, “Винни-Пух” или “Чебурашка”, которые могут попасть под ограничение в связи с вступлением в силу нового закона, должны остаться нетронутыми, поскольку уже стали классикой.
Некоторые СМИ в среду сообщили, что ВГТРК будет показывать “Ну, погоди!” после 23.00 в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2012 года закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, согласно которому мультфильм попадает под категорию “18+” – в частности, в ряде сцен волк курит. Советник председателя ВГТРК Виктория Курчер пояснила РИА Новости, что в медиахолдинге еще не приняли решение о переносе мультфильма на вечернее время, пока идет лишь предварительное обсуждение телевизионной продукции, которая может попасть под запрет в связи с новым законом.
Замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов заявил ранее, что мультфильм “Ну, погоди!” относится к художественной продукции, так что его следует рассматривать как культурную ценность и не ограничивать во времени показа на телеканалах.
Винни Пух, Чебурашка, кто следующий?
Вице-президент Российского общества психологов, академик Российской академии образования Александр Асмолов считает “Ну, погоди!” одним из самых ярких классических детских произведений, который психологи рекомендуют детям для просмотра. “С моей точки зрения мультфильм “Ну, погоди!” является одним из самых ярких детских художественных произведений, который дает детям возможность для воображения и развития. Поэтому психологических противопоказаний к таким мультфильмам у меня нет”, – сказал он.
Асмолов также высказался против того, чтобы вырезать из “Ну, погоди!” сцены курения. “Я считаю, что коверкать классику, а “Ну, погоди!” – это классика, это дело безнадежное и приводящее к тому, что мы талант подменяем бездарностью”, – сказал он.
“Мультфильм “Ну погоди!” не подпадает под действие закона, поскольку в законе четко сказано, что сцены курения недопустимы только тогда, когда они направлены на пропаганду курения, либо оправдывают курение. В мультфильме “Ну погоди!” сцены, связанные с курением табака используются в отрицательном смысле и не оправдывают курение, а наоборот направлены на осуждение курения”, – сообщили РИА Новости в комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Глава комитета Елена Мизулина является одним из авторов данного закона.
Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова считает, что Волк в мультфильме позиционируется как отрицательный персонаж, поэтому он курит и хулиганит.
“Волк – отрицательный персонаж. Никто себя с ним не идентифицирует. Он и дымом давится в мультике, ничего хорошего в этом нет. Он шалопай и хулиган – дети понимают, что это пример плохого поведения. Нельзя вообще запретить сказки и мультфильмы, где есть плохие герои, потому что так у ребенка будет формироваться однобокое сознание. С другой стороны, если положительные герои курят, это, наверное, неправильно”, – сказала она.
Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева считает, что закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” приводит в тупик телевизионные компании. По ее словам, некоторые собираются отказаться от показа мультфильмов, другие хотят вырезать сцены, которые подпадают под запрет. “Как выходить из этой ситуации телекомпаниям, я не знаю. Думаю, что это предмет для дискуссий профессионалов и общественности”, – сказала она РИА Новости.
Дозорцева вспомнила, что старый фильм “Два капитана”, который недавно транслировался на одном из телеканалов, также подпадает под запрет “Там (в фильме) курят просто беспрерывно и учителя, и основные герои. Какая здесь должна быть возрастная градация, сложно сказать”, – добавила она.
В свою очередь Асмолов напомнил, что закон может запретить демонстрацию мультфильма про Винни Пуха, который может быть обвинен в том, что обворовывает пчел, про Чебурашку, которого называют “безродным космополитом”. “Тем самым Чебурашка является непонятным несуществующим животным, угрожающим детскому сознанию” – сказал психолог.
Чебурашка, Гена, Бонифаций и другие любимые герои старых мультиков >>
Буква закона против классики
Детей нужно защищать от негативной информации, уверен Асмолов. “Но надо защищать их не отрицательными санкциями, а созданием позитивных образцов в этой жизни. Поэтому когда мы через отрицание ищем защиты, не предлагая альтернативных путей, мы проигрываем. Закон должен дать позитивную дорогу и позитивное развитие”, – полагает он.
Этот закон очень нужен и важен, поскольку то, что сейчас показывают по телевизору, не совсем то, что нужно смотреть нашим детям, считает Дозорцева. “Но многие детали этого закона, его техническая реализация еще не до конца отлажена и проработана. Я думаю, что мы еще будем встречаться с рядом проблем, которые будут возникать на практике”, – полагает она.
Если жестко следовать букве закона, то действительно, в этих мультфильмах есть противоречия. Но с другой стороны, уже много поколений наших россиян выросли на этих мультфильмах, ничего страшного с ними не случилось, считает Дозорцева.
Закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” был принят Госдумой в декабре 2010 года и подписан президентом в начале 2011 года. Закон вводит несколько степеней ограничения: “6+”, “12+”, “16+” и “18+”. К категории “18+” относятся информация, которая побуждает к опасным для жизни действиям или самоубийству, оправдывает противоправное поведение, провоцирует желание употреблять наркотики, алкоголь или табак, либо заниматься проституцией, бродяжничеством и играть в азартные игры, ставит под вопрос семейные ценности и уважение к родителям, содержит нецензурную лексику или порнографические эпизоды.
«Ну, погоди!» культовый мультфильм с долгой историей. На нем выросло не одно поколение советских детей, вот только детям нынешним приключения Зайца и Волка, кажется, чуждым. Алексей Дурново разбирается в причинах.
Волк
Розовая рубашка нараспашку, черные брюки, кепка или шапочка, в зубах папироса, иногда, в довесок, еще и галстук в горошек — так почти во всех сериях «Ну, погоди!» одет Волк. Образ создан не просто так, он содержит в себе определенный культурный код. Любой человек, чье детство пришлось на 60-е или 70-е, с легкостью узнает в Волке дворового гопника с замашками будущего уголовника.
Волк как вечная угроза мирному быту
Еще один штрих — походка. Волк переминается с ноги на ногу (с задней лапы на заднюю лапу), а затем начинает выхаживать вразвалочку. Он не подходит к Зайцу, которого мечтает съесть, он к нему подваливает. Создатели мультфильма точно попали в образ, именно поэтому одежда Волка почти никогда не менялась. Перед вами подворотный хулиган, вредитель, антисоциальный элемент, добра от него не жди.
Волк разрушает колхоз
Но с момента выхода первой серии «Ну, погоди!» прошло уже почти тридцать семь лет. В этот срок уложились кардинальные перемены в жизни страны. Гопники-то никуда не делись, но вот внешний вид их изменился. В 90-е они носили кожаные куртки, косухи и цепи, чуть позже стали модными тяжелые сапоги, типа «Мартинс». Но розовая рубашка, папироса во рту и матросские брюки ушли в небытие. Появись гопник в таком виде в нынешнем дворе, сам получит лещей от товарищей. И современные дети, смотря «Ну, погоди!» уже не видят того, что видели их отцы и деды. Вместо опасного хулигана, они видят придурка в розовой рубашке. Образ остался, только сигнал для зрителя пропал. Пропал он и еще из целого ряда деталей, в том числе и из почти всех декораций, в которых разворачиваются действия мультфильма.
Ехали Медведи на мотоцикле с коляской
Вот Волк стыдливо прячется от бдительных медведей-милиционеров. Те патрулируют улицы на мотоцикле с коляской. Так ведь нет уже в наши дни ни милиции, ни подобного транспорта в ее автопарке. У нас есть полиция на автомобилях, причем чаще иностранного производства. Мотоцикл с коляской канул в лету. Нет, они существуют, в глухих провинциях на сельских дорогах регионального значения, но не более того.
Когда вы последний раз видели полицию на мотоцикле с коляской?
К тому же, те медведи-милиционеры на мотоцикле с коляской патрулировали улицы именно в поисках таких вот волков в розовых рубашках и черных брюках. Бдительное око стражей закона следит за порядком на улице, и если кто-то кое-где… Но сама эта парадигма отношений тоже ушла. И чтобы объяснить нынешним детям глубокий драматизм этой сцены, нужно читать им целую лекцию, начиная чуть ли не с 1917-го года. В противном случае тебя спросят: «А почему он от них прячется?». И будут правы, ибо в этих синих медведях уже совсем не угадывается образ доблестной советской милиции.
Бегемот, арбузы и сеточка
Или вот еще вполне обычная сцена. Грузный мужчина в кепке и с сеточкой останавливается, чтобы купить арбуз и давит его руками. Этот мужчина тоже умеет обращаться с хулиганами. При встрече с ними он наведет порядок самостоятельно, не дожидаясь медведей на мотоцикле с коляской. Грузные мужчины, конечно, остались. Но они играют в городки и не ходят с сеточками по улицам. То есть ходят, но не в таких масштабах, потому что сеточка давно перестала быть основным средством транспортировки продуктов.
И, конечно же, Свинья с тазом в метро
Таких примеров еще очень и очень много. «Ну, погоди!» чрезвычайно точно воспроизводит советский быт своего времени, отправляя зрителей в культовые места, можно сказать, на знакомство со скрепами. Как на экскурсию. Вот вам Спартакиада народов СССР, вот вам дом культуры, хотите колхоз с колодцем и уборкой урожая, — вот вам колхоз. А еще музей космонавтики (потому что космос — наша гордость), обязательно грандиозная социалистическая стройка, на которой Волк срывает производство, многоэтажка, бульдозер и даже круизный теплоход, который, почему-то, заплывает в воды кишащие акулами.
А ведь ребенок может спросить: «Зачем она везет таз в метро?»
Все это осталось в «Ну, погоди», но в реальности этого уже нет. Те скрепы устарели. За тридцать семь лет выросло поколение, которое не помнит Олимпиады 80-го года, не знает, что такое колхоз и никогда не участвовало в социалистическом строительстве. Про телефонные будки и говорить нечего. Дети, рожденные в XXI-м веке, плохо понимают даже смысл существования стационарного телефона в квартире. Звонить из таксофона, за 15 копеек, боже, да зачем же? А ведь в «Ну, погоди!» именно с будкой связана одна из самых драматичных сцен, та самая, где Заяц запирается на ракетку, а Волк пытается его выкурить. А еще ребенок со всей простотой может спросить, например: «Зачем она везет таз в метро?» Логично, ведь теперь можно вызвать такси или положить его в собственную машину. Не говоря уже, что ценность таза для стирки в последние годы несколько уменьшилась.
Знаменитое выкуривание Зайца из телефонной будки
Сам сюжет «Ну, погоди!» очень тесно переплетен с этими декорациями. Они часть действия, а не просто его фон. Если бы Волк просто гонялся за Зайцем, щелкая зубами, все было бы значительно проще. У детей не возникал бы миллион вопросов, который сильно затрудняет им понимание происходящего.
По «Ну, погоди!» можно изучать советский быт
Оно, конечно, по «Ну, погоди!» можно изучать советский быт, вот только не все дети к этому готовы. Они садятся смотреть мультфильм, чтобы получить удовольствие, а не для того, чтобы обогатиться знаниями о том, как жили их родители или, даже, дедушки с бабушками. От непонимания происходящего им становится скучно, и этот лихой Волк, гениально озвученный Анатолием Папановым, и добрейший Зайчик с голосом Клавдии Румяновой тоже перестают быть интересны.
Продолжение легендарного советского мультфильма «Ну, погоди!», которое сейчас делает киностудия «Союзмультфильм», вызывает массу споров.
А что думает об этом один из создателей советского мультсериала про Волка и Зайца? И почему «Ну, погоди!» вообще хотели закрыть? Об этом «АиФ» рассказал писатель и сценарист Александр Курляндский.
«А Сашка-то о-го-го!»
Валентина Оберемко, «АиФ»: Александр Ефимович, как человек, причастный к этому мультсериалу, объясните, в чём секрет популярности «Ну, погоди!» не только у детей, но и у взрослых. Ведь популярность эта выдержала такую проверку временем!
Александр Курляндский: Популярность – в концентрации смешного. Заяц – он такой весь из себя положительный, правильный. А Волка все любят за то, что он нестрашный и всё время попадает в неприятности. Это весело! Вот у Диснея в мультиках волк, как правило, жуткий, его надо бояться, а наш – милый и глупый.
Но в советское время, когда мы только придумали «Ну, погоди!» и показывали сценарии про Волка и Зайца различным режиссёрам, им было не смешно. Они удивлялись: «Зачем? Почему? А в чём идея? Что тут вообще такого?» Тогда же искусство было очень нравственным. И если бы мы не встретили Вячеслава Котёночкина, возможно, мультфильма не было. Он единственный, прочитав историю про Волка и Зайца, сказал: «А в этом что-то есть». Котёночкину удалось создать из этих историй тот мультик, который уже много лет смотрит вся страна.
Камов, Хайт и я, в свою очередь, пытались делать серии «Ну, погоди!» разнообразными, брали какие-то знакомые всем ситуации из жизни и помещали туда Волка и Зайца. Это была, например, консерватория, в которую многие ходили на концерты, или стройка, где я сам когда-то работал инженером. И все ситуации, в которые попадали Волк и Заяц, зрители могли, что называется, примерить на себя.
– А как вас с вашими художественными талантами занесло в инженеры?
– Отец считал, что я должен жить социально сытой инженерной жизнью, что-то чертить, что-то строить. Работать там, где замечательные отношения, где девочки молодые. И сперва его очень не устраивало моё занятие сочинительством. А я ведь ещё и в армии побывал, и улизнуть из неё мне помог только Карибский кризис, когда пошли сокращения сотрудников.
Равно как и подаренная мне возможность улизнуть из технической профессии – счастье. Потому что это была совершенно не моя жизнь. Хотя жил ею я довольно весело. А когда стал более-менее известным, когда нас стали читать, слушать, смотреть по ТВ, когда друзья папины стали говорить: «А Сашка-то о-го-го!» – Тогда папа поменял свою позицию насчёт моего будущего.
– А на «Союзмультфильм» вас кто привёл?
– Эдик Успенский. Мы с ним очень дружили – мы ведь оба были выходцами из технических институтов. Нас на студии попросили сделать что-то смешное для детей. Ну, мы сели, подумали, стали перебирать персонажей и дошли до Волка и Зайца. Мы искали персонажей, которые смогут концентрированно насытить мультфильм разными трюками, погонями. Ведь на тот момент мы как раз были мастерами трюков и смешных реприз. Зайцу и Волку эта задача оказалась по плечу.
Волка нашли в подворотне
– У Волка и Зайца были человеческие прототипы?
– Зайца придумали сразу, безо всяких прототипов. А вот образ Волка Котёночкин очень долго не мог поймать. Поэтому в первых сериях он совсем другой. Но однажды Вячеслав Михайлович шёл домой и в какой-то тёмной подворотне увидел парня. Тот стоял, перебрасывая папироску из одного угла рта в другой, у него рубашка была расстёгнута, пузо вывалилось. Это был он – Волк! Персонаж тут же был перерисован. Голос для Зайца тоже был найден очень быстро – им стала Клара Румянова. А вот на Волка сначала пробовали Владимира Высоцкого. Но Володя был запрещён, его ни в какую не хотели подпускать к детскому мультфильму. Тогда Котёночкин предложил для озвучки Папанова. И это было 100%-ное попадание.
– А когда вы поняли, что с Волком и Зайцем попали в десятку, что мультфильм стал мегапопулярным?
– Это была вторая или третья серия. Мы сначала гадали, сколько же всего сделаем эпизодов. Думали, что будет максимум 5. Но, как видите, ошиблись. Уже после 3-й серии мой домашний телефон просто разрывался. А вот после выхода 6-й серии один из наших соавторов, Феликс Камов, эмигрировал в Израиль. Мы всей группой его провожали и чувствовали спинами, как за нами наблюдали. Нас практически сразу выкинули из титров мультфильма. Какое-то время 6 серий «Ну, погоди!» шли без имён авторов.
Мы были уверены, что мультфильм закроют. Но тут Анатолию Папанову пришлось получать очередную награду в Кремле. И Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный у него поинтересовался: «Почему же нет продолжения «Ну, погоди!»?» Оказалось, что его внуки очень любят этот мультик и давно ждут новых серий. Тогда Папанов честно сказал, что один из создателей уехал в Израиль. «Кто-то уехал, но кто-то же остался», – парировал Подгорный. Этот разговор потом передали не только нам, но и руководству «Союзмультфильма». И руководство очень правильно испугалось и решило продолжить создание «Ну, погоди!».
Фото: www.globallookpress.com
– А попугай Кеша – герой ещё одного суперпопулярного мультика – как появился у вас?
– Как-то режиссёр Валентин Караваев предложил мне вместе поработать. Мы задумали большой философский фильм, который нам, конечно же, зарубили. Но мы решили не расходиться, а придумать что-то ещё. В это время кто-то из знакомых мне рассказал печальную историю: у них вылетел из окна попугайчик, и они не знают, как его найти. Вот сидели мы с Валей, думали-думали, я начал напевать: «Родительский дом, начало начал» – и понял, что фильм есть.
К озвучке попугая привлекли Гену Хазанова. Мы с ним познакомились, ещё когда я учился в институте. Мы тогда с Хайтом написали для него пародию на знаменитого спортивного комментатора Николая Озерова. Многие помнят, как Гена делал сценку про попугая. Конечно, он сразу согласился озвучить и нашего Кешу.
– Считается, что сегодня наша мультипликация выбирается из ямы, в которой оказалась в 1990-е. «Союзмультфильм» помимо новинок пытается создавать и продолжения советских мультиков. Как вы относитесь к новым веяниям в анимации?
– Я редко специально смотрю наши современные мультфильмы. Это происходит только случайно. И, как правило, мне кажется, это очень плохо – за редким исключением. Ещё лет 10 назад мне нравился мультфильм про Машу и Медведя. Он был сделан профессионально и качественно. А то, что сейчас делают, – в основном безликое. У нас сейчас происходит большой конфликт со студией «Союзмультфильм», потому что они хотят продолжать «Ну, погоди!», но в другом формате. У них и Волк другой по характеру, и Заяц другой. Мы делали одну серию за 8–9 месяцев. А они за год хотят состряпать 14 серий. Мы пишем письма протеста. И это совершенно неденежная история. Просто мы не хотим, чтобы детям испортили впечатление от «Ну, погоди!», не хотим, чтобы они разочаровались. К чему это всё приведёт, не знаю. Сначала мне предлагали быть руководителем группы, которая делает продолжение «Ну, погоди!», но, когда я увидел сценарии, понял, что их сочиняют люди, у которых напрочь отсутствует чувство юмора и которые совершенно оторваны от персонажей. Я отказался. Все продолжения, переделки наших всеми любимых советских мультиков, как правило, неудачны. Продолжение «Простоквашино» я даже специально не смотрел, потому что Эдик Успенский был для меня близким человеком.