Нод польза овощей и фруктов
Скворцова Ольга
Конспект НОД «Овощи и фрукты — полезные продукты» в старшей группе
Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, полезных для растущего организма детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С.
2. Различать витаминносодержащие продукты питания (овощи, фрукты).
3. Познакомить, как витамины влияют на организм человека.
4. Активизировать употребление в речи существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты).
5. Узнавать овощи и фрукты с участием различных анализаторов.
6. Вызывать интерес и потребность к правильному питанию.
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, речевые способности детей.
2. Развивать познавательный интерес; восприятие детей.
3. Активизировать словарь.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью,
самостоятельность, выдержку.
Предварительная работа: дидактические игры на повторение материала, чтение стихов и рассказов о фруктах и овощах, беседы о пользе овощей и фруктов.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением продуктов питания; картинки с изображением различных фруктов и овощей; овощи и фрукты (целые и нарезанные на дольки,сказочный персонаж Лунтик, корзинки, ваза.
№ Части, методы и примеры Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей
1 Вводная часть
Организационный момент: Д/игра «Назови ласково свое имя».
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это? (Лунтик). Давайте с ним познакомимся.
По очереди называют каждый свое имя
2
Основная часть
Загадки
В: Лунтик принес нам подарки. Все они в корзине. А узнаем, что принес нам Незнайка, когда отгадаем загадки (яблоко, лук, лимон, огурец, картофель,чеснок, морковь, свекла).
Я – крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
А ещё румяное
Детям всем желанное (яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (картошка)
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)
Сложно без неё прожить –
Борщ уж точно не сварить
И не сделать винегрета,
Чтоб был красного он цвета. (Свёкла)
Всем его полезно есть,
Он помощник при простудах,
С ним вкусней, острее блюда.
Отломи скорей зубок – узнаёшь его? (Чеснок)
Сейчас нам нужно помочь Лунтику разложить овощи и фрукты в корзинку и вазу.
В: Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи).
А что у нас лежит в вазе? (фрукты)
В: Ребята, расскажите Незнайке, для чего нужны овощи и фрукты?
– Мы- витамины- не таблетки
И не вкусные конфетки!
Мы живет в продуктах,
Овощах и фруктах.
Мы несем здоровье вам,
Помогаем тут и там.
Дети называют отгадки
Д: Овощи и фрукты нужны для того, чтобы кушать, готовить вкусную еду,
укреплять здоровье человека витаминами.
3 В:А сейчас послушаем,что расскажет нам Лунтик о витаминах.
Л: Витамины бывают в таблетках. Вот такие. А еще они живут в разных продуктах. Особенно витаминов много в овощах и фруктах, что делает их вкусными и полезными. Витаминов много, у каждого есть свое имя, все они важные, но самые главные из них – это витамины А, В, С.
В: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубки, вам нужен витамин А (называем овощи и фрукты, в которых есть витамин А).
В: Витамин В помогает работать самому главному нашему органу – сердцу. Он улучшает настроение. Если вы часто плачете, вам нужен витамин В (называем картинки).
Витамин С – это витамин здоровья. Он укрепляет весь организм, помогает защититься от простуды, быть бодрым. Если часто болеете, вам нужен витамин С (показываем и называем продукты)
Дети смотрят на картинки и называют овощи или фрукты в которых есть витамины А,В,С
Дети выполняют соответствующие тексту движения
4 Физкультмитутка Мы капусту рубим
Мы капусту режем
Мы капусту солим
Мы капусту мнем
И морковку трем
(вся игра повторяется 3 раза)
5 Презентация В: Дети,а сейчас мы посмотрим презентацию о витаминах: А, В, С.
6 Игра «Какой?»
В:А сейчас, ребята, Лунтик с вами поиграет. Давайте поиграем в игру «Какой»
В: Игра «Какой?»:
Сок из малины – малиновый сок.
Сок из яблок –
Сок из груш –
Сок из слив –
Сок из апельсинов –
7 Игра «Угадай-ка»
В: Теперь поиграем в игру «Угадай – ка»: на ощупь определяем овощи или фрукты, рассказываем, что можно из них приготовить.
Это морковка. Из неё можно приготовить салат, сок, добавить в суп.
8 Игра «Угадай на вкус»В: Очень любит Лунтик игру «Угадай на вкус» Это помидор. Он кислый
9 Заключительная часть
Итог занятия
В:Итог: ребята, все овощи и фрукты очень полезны и витамины в них крепко дружат. Витамины необходимы для здоровья человека. Поэтому надо больше есть овощей и фруктов. Особенно детям, чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми.Давайте вспомним пословицы о витаминах и здоровье:
В: Прощаемся с Лунтиком.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить и конечно фрукты.
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
Мария Перкон
НОД с детьми средней группы познавательной направленности «Польза овощей и фруктов»
Пояснительная записка к НОД
познавательной направленности
«Польза овощей и фруктов»
М. С. Перкон
Воспитатель I квалификационной категории
Образовательная деятельность познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Средняя группа, дети 4-5 лет.
Численность: 11 человек
Социальное положение: среднее
Психологическое состояние: норм. Дети давно посещают группу детского сада, вновь прибывших детей нет.
Общая атмосфера в группе: спокойная, доброжелательная.
Представленный конспект – является авторской разработкой,построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Цель занятия: Закрепить знания детей о пользе овощей и фруктов.
Задачи:
• способствовать развитию умения классифицировать предметы по теме «Овощи и фрукты»;
• способствовать формированию представления о витаминах;
• познакомить детей с правилами посадки лука;
• Создавать условия для развития внимания, памяти, мышления;
• Поощрять умение выслушивать друг друга, вовлекать в совместную деятельность.
При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: физически развитый, овладевший культурно – гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).
Для достижения цели были использованытакие методы и приемы: наглядный метод (использование наглядности на занятии, наглядно-практический метод (с какого дерева можно собирать яблоки, подбор овощей и фруктов, посадка лука, словесный метод (загадывание загадок, беседа, инсценировка Ю. Тувим «Овощи», прием эмоциональной заинтересованности (организационный момент, игра «Угадай на вкус», игровой прием (проблемные ситуации, использование звуковых эффектов (пальчиковая гимнастика под музыку, использование спокойной музыки в основной части деятельности).
Деятельность проводилась с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции.
Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, обыгрывают проблемные ситуации, участвуют в трудовой деятельности. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
В середине занятия проводится физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Анализ работы детей: в ходе занятия дети проявляли интерес, активность в ответах и практической деятельности, внимательность.
Смена деятельности послужила хорошему усвоению материала, атмосфера сотрудничества была на протяжении всего занятия.
На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
Содержание НОД.
Задачи:
1. способствовать развитию умения классифицировать предметы по теме «Овощи и фрукты;
2. Способствовать формированию представления о витаминах;
3. Познакомить детей с правилами посадки лука;
4. Создать условия для развития внимания, памяти, мышления
5. Поощрять умение выслушивать друг друга, вовлекать в совместную деятельность.
1. Организационный момент.
Гости сидят в группе, а дети с воспитателем на экскурсии на кухне. После экскурсии дети заходят в группу.
В-ль: Пока мы с вами были на экскурсии у нас в группе что-то изменилось.
(Выслушиваем детские высказывания). Правда в группе выросло дерево, не простое, а сказочное.
Почему оно сказочное?
(на нем растут и яблоки, и лимоны, и бананы, и вишни)
В-ль: Как назвать все, что растет на дереве одним словом?
(Фрукты)
В-ль: Значит это какое дерево?
(фруктовое)
В-ль: А где растет много фруктовых деревьев
(в саду)
(Воспитатель незаметно прикрепляет на крону огурец)
В-ль: А вы ничего необычного не заметили?
(огурец появился)
В-ль: Огурец-это гость откуда? Разве из сада?
(нет, с огорода)
В-ль: Что же нам с ним делать?
(надо его убрать)
В-ль: А куда?
(у нас есть огород)
(Подходят к заборчику с парником)
В-ль: Что же здесь растет?
(Воспитатель загадывает загадки, а дети достают отгадки – овощ.)
• Здесь весною пусто, летом выросла …. (капуста);
• Собираем мы в лукошко очень крупную ….(картошку)
• Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку)
• Помогает деду внук – собирает с грядок (лук)
• Он круглый и красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней (помидора);
• Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал, он лоснится от похвал очень важный (баклажан).
В-ль: Что-то я устала, пойду посижу и поиграю. (Пальчиковая гимнастика)
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
От засолки, не от скуки,
Ох, устали наши руки.
Чтоб здоровым сильным быть надо овощи любить. Все без исключения. В этом нет сомнения.
(Стук в дверь Встречаем девочку-хозяйку с корзинкой овощей.)
Инсценировка Ю. Тувим «Овощи»
Девочка: Ешьте больше овощей – будете вы здоровей!
В-ль: Огромное спасибо хозяюшке за добрый совет.
Что можно приготовить из овощей, фруктов.
(ответы детей)
В-ль: Чтобы что-то сварить, надо знать овощи и фрукты на вкус, попробуем отгадать?
Игра «Угадай на вкус».
В-ль: Вы попробовали, определили овощи, какие они были на вкус?
Игра «Мимическая зарядка»
• Представьте, что вы кушаете вкусный, сладкий банан.
• Представьте, что вы кушаете кислый лимон.
• Представьте, что апельсин упал вам на голову.
• Представьте, что вы откусили яблоко и увидели там червяка.
Игра «Свари борщ и компот» по командам.
(Звонит телефон)
В-ль: Кто же это может быть? Айболит? Посылка для ребят? Конечно, сейчас получу.
(в коробке письмо)
Если лук вы кушать будете, все болезни позабудете.
В-ль: Лук и другие овощи и фрукты очень полезно кушать свежим.
(Достает из посылки мешочек с луком)
В-ль: Что мы можем с ним сделать?
(скушать, покрошить в салат, пожарить, посадить)
В-ль:Что же для этого нужно?
(стаканчики, земля, вода)
(Дети готовятся к посадке самостоятельно. На полке стоят стаканчики, земля в уголке для труда, подготавливают место, застилают клеенкой и вместе с воспитателем сажают лук.
Выясняют, что нужно для роста лука и куда стаканчики лучше всего поставить.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду-М., 1991.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М., 1985.
3. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Издательство «Учитель», 2009.
4. Носкова Т. А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. -К., 2008.
5. Петрова Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. -М., «Школьная Пресса» 2006.
6. Хрестоматия. Ю. Тувим «Овощи»
7. Шорыгина Т. А. Фрукты. Какие они? – М. ,2007.
КОНСПЕКТ НОД
« Овощи, фрукты- полезные продукты»
Воспитатель:
Сурикова Л.И.
Программное содержание:
1. Обобщение и закрепление знания детей о пользе овощей для нашего организма.
2. Формирование представления детей о нитратах, в какой части растений они концентрируются.
3. Закрепление умения отгадывать загадки.
4. Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Пособия:
карточки с изображением овощей, муляжи овощей и фруктов, овощи натуральные, плакат с изображением овощей, таблица о содержании нитратов в определенных частях овощей.
Предварительная работа:
занятия по темам «Овощи. Витамины», отгадывание и составление загадок, беседы о пользе овощей и фруктов, о лечении и профилактике простудных заболеваний растениями.
Словарная работа:
пассивный словарь – ионизация, профилактика, компресс , активизация словаря- нитраты
Ход занятия:
Орг.момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Предлагаю вам поздороваться с ними песенкой.
Здравствуйте, ладошки! – Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! – 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! – Пружинка.
Топ-топ-топ! – Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! – Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! – 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! – Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! – 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! – Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! – 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! – Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! – 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! – Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! – Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! – Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здравствуйте! – Машут руками над головой.
Основная часть:
В: Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите, пожалуйста, на стол, что вы видите на нём?
Д: Овощи и фрукты.
Нескольким детям воспитатель предлагает разложить потом фрукты и овощи на две кучки. Остальные ребята проверяют правильность задания.
Затем другие дети делят овощи на те, у которых съедобны корнеплоды и те, что растут на поверхности земли.
В: Сегодня мы поговорим с вами об овощах. Обращает внимание на плакат. Есть ли от них польза нашему организму и какая?
Д: Они полезны для роста, там много витаминов. Они полезны для зубов. Их едят, чтобы не болеть…(другие варианты)
В: Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма.
В: Ребята, как нашему организму полезны витамины, содержащиеся в овощах, так и им для роста требуется питание, витамины. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?
Д: Навозом, золой, удобрениями – поливают, посыпают, кладут в землю.
В: Да, все это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладет в землю слишком много этой подкормки и удобрений. Ребята. Вспомните, иногда мама пересаливает еду, что тогда происходит? Меняется ли вкус блюда?
Д: Оно становится невкусным, горьким, не хочется кушать…
В: Вот и с овощами так же. Лишние удобрения откладываются в растениях, которые делают овощи для нас неполезными. Называются такие отложения нитратами. Мы их не видим, но они коварны, как микробы. Вы знаете, что такое микробы?
Д: Они бывают на грязных овощах и фруктах, на руках, от них может заболеть живот…
В: А что нужно делать, чтобы микробы не попали в наш организм?
Д: Мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты, не поднимать еду с земли…
В: Всё правильно, молодцы. Сейчас я вам расскажу, что нужно сделать, чтобы нитраты не попадали к нам в организм. Он выбирает определённые части растений, а какие, я вам сейчас расскажу.
Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь. (Загадывает загадки о капусте).
Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка
Д: Это капуста.
В. предлагает вспомнить детям пословицы, поговорки, загадки о капусте
Капуста нас не только кормит, но и лечит. Вы знаете, как может лечить капуста?
Д: Прикладывать при кашле на грудь, от головной боли на виски.
В: Правильно, капуста хороша для компрессов. Как же правильно употребить капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов?
Возможно, дети не ответят.
В: В зеленых листьях и в кочерыжке. Их надо убирать, не использовать в пищу.
Воспитатель удаляет с капусты зелёные листья и убирает кочерыжку.
Ребята, предлагаю вам немного поиграть пальчиками. Скажите, пожалуйста, какие блюда можно готовить из капусты?
Д: Суп, щи, борщ, салат, потушить, посолить…
В: Предлагаю посолить капусту. (физминутка)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём. (выполняют движения по тексту)
В: Следующая загадка:
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок –
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке жёлтый и соленый.
Д: Это огурец.
Вспоминают другие загадки про огурец.
В: А как вы думаете, в огурце бывают нитраты?
Дети: Нет. Да.
В: Огурец – очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить.
В снимает кожуру ножом.
В: Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!”
И зелен и густ на грядке вырос куст.
Подкопай немножко – под кустом…
Д.: Картошка!
В: У картофеля нитраты в основном содержатся в кожуре, потому мы её и счищаем. Показывает как.
В: Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид- похож на мяч.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
Д: Арбуз!
В: А как вы думаете, где в арбузе больше всего содержится нитратов? Мы увидеть этого не можем, но больше всего нитратов содержится в мякоти около корочки этих ягод. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.
В: Мы все с вами любим зелень, что растёт в огороде. Назовите ту, которую вы знаете, и какую пользу она приносит?
Д: Петрушка, зелёный лук, кинза…В них витамины, они придают вкус салату…
В: Но она тоже может содержать нитраты в своих листьях. Для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.
В: Следующие загадки:
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
Д: Лук.
Находят лук
В: Кто-нибудь знает поговорку про лук?
Д: Лук от семи болезней лечит.
В: Как можно лечиться луком?
Д: Нарезать и положить на тарелочки.
В: Правильно, это называется ионизация воздуха. А ещё?
Д: Закапать в нос при насморке сок лука. (др варианты)
В: Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. А сок с медом хорош при лечении кашля.
В: Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать (показывает как).
В: А что ещё мы делаем, чтобы не заболеть?
Д: Делать гимнастику, много гулять, делать прививки, есть овощи и фрукты…
В: Давайте сделаем сейчас дыхательные упражнения для профилактики простудных заболеваний
Мы будем вдыхать через нос, а выдыхать нужно через рот. Причем при выдохе через рот, живот нужно втягивать.
Упражнение N1 – «Надуваем шарик»
«Надуваем шарик» – делаем глубокий вдох и разводим ручки в стороны. Воспитатель произносит фразу: «Шарик лопнул». Затем медленно соединяем ладони на уровне груди и делаем громкий выдох: «ш-ш-ш». Повторять упражнение 5 раз.
Упражнение N2 -«Обдуваем плечи»
Руки опущены, ноги на ширине плеч. Поворачиваем голову налево и, сложив губы трубочкой, дуем на плечо. Голова прямо – делаем вдох, теперь точно так же направо – выдох. Голову опускаем к подбородку – выдох, голова прямо – вдох. Голову – вверх, губы в трубочку – выдох, голова прямо – вдох. Повторить упражнение 5-10 раз.
Заключительная часть:
В: О чём мы сегодня говорили на занятии?
Что нового вы узнали?
Что такое нитраты?
Где они скапливаются?
Как сделать так, чтобы они не попали к нам в организм и овощи приносили бы нам только пользу?
Как нам может помочь то, что вы узнали на занятии?
Дети отвечают с помощью воспитателя.
Культура
Содержание нитратов в частях растений
Много
Не очень много
Мало
Свекла
Кожура корнеплода – много
Верхняя часть корнеплода – не очень много
Мякоть – мало
Лук зеленый
Около корня
Сама луковица
Зеленые листья
Укроп
Корни
Стебли, черешки
Листья
Дыня, арбуз
Основание плода у черешка; слой, прилегающий к корке
Верхушка плода
Средняя часть плода
Капуста
Зеленые листья, кочерыжка
Основание листьев
Средняя и внутренняя часть кочана
Лук репчатый
Около корня
Наружная чешуя
Средняя и внутренняя часть луковицы
Морковь
Сердцевина, нижняя часть
Листья
Мякоть без сердцевины
Помидоры
Корни
Стебли, листья
Плоды
Огурец
Основание плода, кожура, стебли, корни
Листья
Мякоть плода
Картофель
Кожура клубня
Глазки клубня
Мякоть клубня