Ницше о пользе и вреде истории для жизни рецензия

Р. И. Фаезова, Г. Б. Сайфутдинова Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Summary. A work of Friedrich Nietzsche, “On the Use and Abuse of History for Life” was written in October – November 1873 and published in February 1874. In this paper contains a critical analysis of the overall situation in historical scholarship in the second half of XIX century, examines the influence of history on the formation of the world people as well as present their own view of history of Friedrich Nietzsche.

Key words: critical analysis of the general situation in a historical science; the concept of the history of Friedrich Nietzsche.

В cвоей работе «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше выступает с позиций идеализма против отношения к истории как к науке. Он противопоставляет этому взгляду собственную концеп­цию, основанную на интуитивном понимании истории и философии жизни. Также характеризуются и критически оцениваются попу­лярные во времена Ницше концепции истории Гегеля и Эдуарда фон Гартмана. Работа Ницше интересна современному историку не только своей оригинальностью, но и тем, что некоторые её положе­ния актуальны до сих пор, а также тем, что отражение взглядов Ницше можно видеть в современной ситуации в теории и методоло­гии истории [1]. Служить жизни – основное требование Ницше к ис­тории. Он связывает появление истории с психологической способ­ностью человека помнить то, что уже произошло. В результате, он считает, что история зависит от психологических особенностей лю­дей и должна соответствовать их определённым психологическим запросам. На основе этого деления людей на психологические типы он выделяет три «рода» истории: монументальный, антикварный и критический. Монументальная история нужна деятельному челове­ку, который ведёт борьбу и нуждается в образцах для подражания, учителях, которых не может найти среди современников. Польза этого рода истории заключается в том, что человек учится пони­мать, «что-то великое, что некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно», и это даёт ему силы пройти свой путь с большим мужеством [2]. Антикварная история необходима для вос­питания уважения к прошлому своего народа, с детства прививает человеку любовь к Родине, предкам, чувство общности судьбы со своим народом. Благодаря этому виду истории люди хранят и бере­гут свидетельства истории, памятники прошлых лет. Ницше так ха­рактеризует критическую историю: «человек должен обладать и от времени до времени пользоваться силой разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше; этой цели дости­гает он тем, что привлекает прошлое на суд истории, подвергает по­следнее самому тщательному допросу и, наконец, выносит ему при-говор.»[2]. Некоторые положения работы Ницше признаются и со­временными учёными как актуальные.

Библиографический список

1. Коломийцев В. Ф., Блок М., Поппер К., Медушевский О. М., Тош Д. Филосо­фия и методология истории. – М., 2002.

2. Ницше Ф. «О пользе и вреде истории для жизни» // Сочинения. – В 2 т. -М., 1990. – Т. 1. – С. 159.

  1. КРАТКИЙ анализ работы м. вебера
  2. 1 Понятие жизни в философии Ф. Ницше. “Воля к власти”
  3. Ситуация для анализа «Любите ли вы свою работу?»[1]
  4. В наши задачи в рамках настоящей работы не входит подробный позитивный экономический анализ истории права.
  5. ГЛАВА 7 ПОЛЬЗА ДУШЕВНОГО ЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ
  6. 2. Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, длительных и интенсивныхфизических нагрузок, острых эмоциональных воздействий:
  7. «Активное воображение» — это метод, который ис­пользуется в работе с бессознательными содержаниями.
  8. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  9. 2.2.3. Нужна ли смерть жизни (для жизни)?
  10. КРАТКИЙ СПИСОК КНИГ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛИЗМА-
  11. 3.2.2. Краткий анализ исследований психогенных расстройств в экстремальных ситуациях
  12. И. Г. Гердер МЫ УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ, А НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ (1800 г.)
  13. Краткая история библейского кода
  14. Краткая история английской контактерши
  15. Краткая история китайского самородка

Источник

Вещь интересная, но для Ницше, я бы сказала, довольно слабая. Или, может, это издержи моего персонального восприятия – потому что я как недоисторик никак не могу согласиться с тем, что он говорит про вред истории. Умом понимая, что он прав, все равно буду упорно держаться за свое чувство *самостоятельной* ценности истории – в смысле, ценности как знания, которое просто существует, а не как знания, которое можно использовать для чего-то другого. “Мы, современные, ничего не имеем своего; только благодаря тому, что мы нагружаем и перегружаем себя чужими эпохами, нравами, искусствами, философскими учениями, религиями, знаниями, мы становимся чем-то достойным внимания, а именно ходячими энциклопедиями”. И, разумеется, в энциклопедии интересно содержание, но никак не обложка, то есть опять же чужое, а не мы.

Ницше, разумеется, по-своему прав, что накопление бесполезных знаний – вещь бесполезная и местами очень даже вредная. Потому что место в голове и в душе они занимают, но ничего не дают для развития личности и для деяний этой личности. Ну да, история “нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности”, но с каких пор развлечение стало считаться “удобным уклонением”?)

Хотя не могу не согласиться с позицией относительно великих людей и великих деяний: что это как раз люди, которые не оглядываются на историю. Иначе они потратили бы все силы на ее разглядывание и анализ, и на великие деяния уже ничего бы не осталось. Ну да, “каждый деятель любит свое деяние в бесконечно большей степени, чем оно того заслуживает” – иначе он вообще не стал бы этим заниматься! Впрочем, Гитлеру не помешало бы извлечь урок из истории Наполеона, заметим в скобках 😉 Впрочем, есть и позитивный вариант такого “оглядывания” – т.н. “исторические люди”, в которых обращение к прошлому вызывает стремление к будущему, то есть попытку сделать в будущем лучше и извлечь уроки. “История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу, кто нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти такивых между своими современниками и в настоящем”. Красиво сказано, но я вижу здесь ошибку: нет пророков не только в своем отечестве, но и в своем времени, современники еще не успели посмертно заслужить авторитет, достаточный, чтобы на них обратил внимание тот, кто ищет великих авторитетов, но ведь после своей смерти они уже не изменятся, следовательно, в истории ищут не столько личность, сколько авторитет, созданный последующим временем. Хотя Ницще очень верно замечает, что если что-то великое хоть раз существовало, значит, оно может повториться и еще раз, что в некоторой степени воодушевляет. При этом “только тот, кто строит будущее, имеет право быть судьей прошлого” – что логично) другим просто не понять.

Читайте также:  Чай его вред и польза и вред

Как всегда, Ницше выдает очень много разноплановых мыслей на заданную тему, по сути, не объединенных единой канвой. Итак, другой аспект “вреда истории” – вопрос искусства и признания в искусстве. “Искусство может быть убито искусством же”, и тут нельзя спорить, потому что все много раз это видели: “авторитеты” от искусства, то есть критики, которые сами никогда и ничего не создают, говорят молодым художникам и авторам: да вы все неправильно делаете, вот смотрите, как делал Рафаэль. А у вас что за мазня? Встали и вышли со своим кубизмом. итд Вот вам и вредное влияние истории искусства на развитие искусства.

Подводя итог – Ницше обложил историю как мог)) и что она по сути “замаскированная теология”, и что эти проклятые факты никому не нужны, и уж тем более не образуют в совокупности никаких законов, и что под грузом фактов только задыхается все новое, самая реальная жизнь. И что если человек добродетелен хоть в чем-то, то “потому, что восстает против слепой власти фактов, против тирании действитльного и подчиняется законам, которые не тождественны с законами исторических приливов и отливов”. На мой взгляд – Ницше сначала упорно создает себе врага в виде истории, обладающей какими-то специфическими признаками (которые, разумеются, все имеют место – в отдельных случаях и иногда), а потом упорно с ним борется и торжественно побеждает)) Впрочем, он довольно часто так делает, и в деталях его блестящий ум всегда оказывается на высоте, да и наблюдение за процессом борьбы вызывает восхищение и доставляет чисто эстетическое удовольствие читателю.

Источник

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Эссе*

Код372924
Дата создания09 января 2018
Страниц 4

Мы сможем обработать ваш заказ 14 июля в 12:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Описание

Анализ работы Ницше «Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни» …

Содержание

Неисторическое следует отличать от над-исторического.
Неисторический взгляд предполагает веру в лучшее будущее, взгляд на прошлое ради понимания настоящего и веры в лучшее будущее. История развивается от плохого к хорошему. Этот взгляд только кажется историческим, но по сути он неистоический.
Над-исторический взгляд предполагает «…мир в каждое отдельное мгновение… как бы остановившимся и законченным». Это значит, что акцент с прошлого переносится на настоящее, внутри которого необходимо сочинить, придумать, построить свое будущее не оглядываясь назад. События в прошлом, часто носили случайный характер, поэтому тратить время на выявление причин и закономерностей пустая трата времени. Чрезмерное внимание к прошлому ведет к пресыщению. События и люди перестают различаться и наводят скуку.
Тем не менее, в конце статьи Ницше приходит к выводу, что неисторическое и надисторическое могут быть лекарством против исторической болезни, т.е слепого преклонения перед историей.
Под неисторическим теперь понимается искусство и способность забывать.

Введение

Через все эссе, Ницше проводит мысль о том, что при избытке исторического сознания, при зацикленности на прошлом, жизнь разрушается, а вслед за ней умирает и история.
Зачем нужно знать историю ? Как к ней относится ? История это красивая антикварная драгоценность или она прямо влияет на нашу деятельность в настоящем ? История в качестве красивой антикварной безделушки вызывает у Ницше глубокую ненависть.
Животные счастливы, потому что не помнят о прошлом, они живут в настоящем. Человек не может научиться забвению, он прикован к нему намертво. Именно забвение, согласно Ницше, необходимое условие счастья. Куда бы ни пошел человек прошлое его преследует. Оно лежит на плечах тяжелым грузом, мешает идти вперед. Неспособность забывать приводит к потере себя, субъект рассыпается. Способностью помнить и забывать необходимо управлять. Память должна подчиняться человеку, а не человек памяти. Успеха добьется только тот, кто освоит навык управления памятью.
Где найти ту меру когда неспособность забвения оказывается опасной для сохранения жизни и в какой мере необходимо оставить способность помнить, чтобы не скатиться до уровня животного ? Помнить необходимо лишь то что пойдет на пользу. Найти необходимую границу поможет инстинкт или интуиция. Историческая память мешает вернуться к непосредственным желаниям и влечениям, мешает развитию здорового организма, но отказаться от нее совсем нельзя. Из неисторического рождаются самые великие дела.

Фрагмент работы для ознакомления

Историческое событие познанное историком целиком и полностью становится мертвым, т.к вопросов больше не остается. Оно становится не интересно. Хотя и сохраняет потенциальную силу повлиять на историка как на человека, а не ученого. История должна служить жизни, а не наоборот. История как строгая наука принесет больше вреда чем пользы.
В какой мере жизнь нуждается в истории ? Жизнь нуждается в услугах истории, но всегда важно помнить, что «избыток истории вредит жизни».
Ницше различает три рода истории — монументальный, антикварный и критический.
Монументальная история принадлежит человеку «деятельному и стремящемуся», антикварная «охраняющему и почитающему», критическая «страждущему и нуждающемуся в освобождении».
В целом «История принадлежит прежде всего деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу…» Человек идущий вперед, способный двигать историю вперед оглядывается на прошлое только чтобы перевести дух. Его цель счастье целого народа, история для него средство против покорности судьбе. Покорность судьбе его главный враг, он должен сам построить свою судьбу или умереть. Жизнь только ради жизни не стоит того, чтобы волноваться о ней. Это возвышает до олимпийских богов и научает снисходительному презрению.
Великие свершения прошлого могут служить примером и поводом к действиям великого человека. Если они были возможны в прошлом значит могут быть возможны сейчас. Но важно помнить, что монументальная история вдохновляющая смелые натуры на подвиги может оказаться в руках эгоистов и злодеев. Воодушевление превращается в фанатизм. Эгоисты и злодеи способны только на одиозные поступки, особенно в масштабах мировой истории.
Антикварное отношение к истории способно только сохранять жизнь, точнее бальзамировать ее как египетскую мумию, но не способно давать жизнь новому как это возможно при монументальном отношении. При антикварном отношении историков любая мелочь из прошлого превращается в сокровище лишь благодаря своему возрасту и ореолу святости, который ее окружает. Здесь совсем нет чуткости к новому, которая есть в монументальном отношении.
Отношение к событиям прошлого хорошо видно на примере искусства. Многие думают, что шедевры прошлого сделаны, чтобы их слепо копировали и лишь немногие понимают, что они сделаны вопреки своему настоящему, они нарушают правила принятые в их время и именно через нарушение развивается искусство. Художник настоящего должен понимать, что на шедевры прошлого можно равняться только в смысле их смелости, инаковости общепринятому канону. Современный художник должен создать свой собственный шедевр через отрицание общепринятого.
Критическое отношение к истории предполагает способность «…разбивать и разрушать прошлое, чтобы иметь возможность жить дальше…» Ради этого он должен судить историю как за все хорошее так и за все плохое что в ней было.
Благодаря критическому взгляду часто можно увидеть сколько несправедливости заключается в существовании какой-либо вещи, например, династии или практики в широком смысле слова. Такая вещь должна быть уничтожена без сожаления и сантиментов.
Современный человек привык иметь дело с множеством разрозненных исторических фактов, которые превращают его в «ходячую энциклопедию».
Как правило, такие люди совершенно не видят связи истории, которую они вызубрили и жизнь, которой они живут. Такого понимания от них никто и не требует. Многознание исторического знания ее пониманию не научает. Понять историю значит видеть ее прямую связь с поступками людей, с тем как они жили, что делали и чего не делали. Напротив, у тех современников, кто привык действовать наблюдается не знание и не понимание закономерностей исторических процессов. Между ними стоит требование понимать историю как строгую науку, т.е объект академического изучения в рамках институтов.
История как наука превращается в архив бесполезных, разрозненных сведений. Таким образом, мы можем наблюдать с одной стороны знание истории, но не желание что-то делать, а с другой, желание делать, но не знание истории.
Знание множества исторических фактов без понимания значения хотя бы одного приводит к поверхностному отношению к истории вообще. Как следствие отсюда слабость личности, не желание что-то менять в жизни. Избыток исторического знания рождает иллюзию знания справедливости, иронию к себе, цинизм и эгоизм. В идеале разрыв между формой и содержанием, внутренним и внешним должен быть преодолен. Современный человек превращается в пассивного созерцателя исторических событий. История подавляет инстинкты, превращает личность в собственную тень, заставляет человека носить маски удобные для социума. Иными словами, мешает быть самим собой. Вместо того, чтобы учить человека быть честным с самим собой и с другими, история обманывает его сообщая только хорошее. Обманутые люди не смогут построить культуру отвечающую их действительным потребностям.
Философия теряет свой смысл когда превращается только в историю философии. Античные философы шли на смерть за свои убеждения, поэтому их слова стоили дорого, слова современных мыслителей ничего не стоят, потому что не связаны ни с каким действием и оттого похожи больше на пустую, наукообразную болтовню.
Понять историю могут только сильные личности, слабых она превращает в форму людей, слабый человек становится собственной функцией, играет роль человека нежели живет человеком с большой буквы.

Читайте также:  Курдюк бараний и его польза и вред

Список литературы

Список литературы
Ф. Ницше «Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни»
https://nietzsche.ru/works/main-works/history/

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник

Фридрих Ницше

Несвоевременные размышления: «О пользе и вреде истории для жизни»

Предисловие

«Мне, во всяком случае, ненавистно все, что только поучает меня, не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности». Эти слова Гёте, это его задушевное ceterum censeo могло бы служить вступлением к нашему рассуждению о положительной или отрицательной ценности истории. Ибо в этом рассуждении мы намерены показать, почему поучение без оживления, почему знание, сопряженное с ослаблением деятельности, почему история, как драгоценный избыток знания и роскошь, нам должны быть, по выражению Гёте, серьезно ненавистны, – а именно потому, что мы нуждаемся еще в самом необходимом, и потому, что все излишнее есть враг необходимого. Конечно, нам нужна история, но мы нуждаемся в ней иначе, чем избалованный и праздный любитель в саду знания, с каким бы высокомерным пренебрежением последний ни смотрел на наши грубые и неизящные потребности и нужды. Это значит, что она нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности или тем менее для оправдания себялюбивой жизни и трусливой и дурной деятельности. Лишь поскольку история служит жизни, постольку мы сами согласны ей служить; а между тем существует такой способ служения истории и такая оценка ее, которые ведут к захирению и вырождению жизни: явление, исследовать которое в связи с выдающимися симптомами нашего времени теперь настолько же необходимо, насколько, может быть, это и тягостно.

Я стремился изобразить чувство, которое неоднократно меня мучило; моей местью ему пусть будет то, что я его теперь предаю гласности. Может быть, это изображение побудит кого-нибудь заявить мне, что и он тоже испытал это чувство, но что мне оно известно не в его чистом, первоначальном виде и что я выразил его далеко не с подобающей уверенностью и зрелостью понимания. Таково, может быть, мнение некоторых; большинство же скажет мне, что это – совершенно извращенное, неестественное, отвратительное и просто непозволительное чувство или даже что я показал себя в нем недостойным того могущественного тяготения нашего времени к истории, которое, как известно, ясно обнаружилось за последние два поколения, в особенности среди немцев. Но во всяком случае тем, что я беру на себя смелость дать точное описание природы моего чувства, я скорее способствую охране господствующих приличий, чем подрываю их, ибо я таким образом доставляю возможность многим рассыпаться в комплиментах перед подобным направлением времени. Я же приобретаю для себя еще нечто, что для меня гораздо дороже, чем общественное благоприличие, именно, возможность получить публичное поучение и строгое наставление насчет смысла нашего времени.

Несвоевременным я считаю также и это рассуждение, ибо я делаю в нем попытку объяснить нечто, чем наше время не без основания гордится, именно, его историческое образование, как зло, недуг и недостаток, свойственные времени, ибо я думаю даже, что мы все страдаем изнурительной исторической лихорадкой и должны были бы по крайней мере сознаться в том, что мы страдаем ею. Если же Гёте был прав, когда утверждал, что, культивируя наши добродетели, мы культивируем также и наши пороки, и если, как это известно всем, гипертрофированная добродетель – каковой представляется мне историческое чувство нашего времени – может сделаться столь же гибельной для народа, как и гипертрофированный порок, – то почему бы не дать мне возможности сказать то, что я думаю? К моему оправданию, не умолчу также и о том, что наблюдения, вызвавшие во мне упомянутые выше мучительные ощущения, сделаны мною в значительной части над самим собою и только в целях сравнения над другими и что я, оставаясь сыном своего времени, пришел к столь несвоевременным выводам лишь в той мере, в какой я вместе с тем являюсь питомцем прежних эпох, особенно греческой. Некоторое право на это дает мне, как мне думается, также и моя специальность классического филолога: ибо я не знаю, какой еще смысл могла бы иметь классическая филология в наше время, как не тот, чтобы действовать несвоевременно, т. е. вразрез с нашим временем, и благодаря этому влиять на него, – нужно надеяться, в интересах грядущей эпохи.

Читайте также:  Козинак из воздушного риса польза

1

Погляди на стадо, которое пасется около тебя: оно не знает, что такое вчера, что такое сегодня, оно скачет, жует траву, отдыхает, переваривает пищу, снова скачет, и так с утра до ночи и изо дня в день, тесно привязанное в своей радости и в своем страдании к столбу мгновения и потому не зная ни меланхолии, ни пресыщения. Зрелище это для человека очень тягостно, так как он гордится перед животным тем, что он человек, и в то же время ревнивым оком смотрит на его счастье – ибо он, подобно животному, желает только одного: жить, не зная ни пресыщения, ни боли, но стремится к этому безуспешно, ибо желает он этого не так, как животное. Человек может, пожалуй, спросить животное: «Почему ты мне ничего не говоришь о твоем счастье, а только смотришь на меня?» Животное не прочь ответить и сказать: «Это происходит потому, что я сейчас же забываю то, что хочу сказать», – но тут же оно забывает и этот ответ и молчит, что немало удивляет человека.

Но человек удивляется также и самому себе, тому, что он не может научиться забвению и что он навсегда прикован к прошлому; как бы далеко и как бы быстро он ни бежал, цепь бежит вместе с ним. Не чудо ли, что мгновение, которое столь же быстролетно появляется, как и исчезает, которое возникает из ничего и превращается в ничто, что это мгновение тем не менее возвращается снова, как призрак, и нарушает покой другого, позднейшего мгновения. Непрерывно от свитка времени отделяются отдельные листы, выпадают и улетают прочь, чтобы внезапно снова упасть в самого человека. Тогда человек говорит: «Я вспоминаю» – и завидует животному, которое сейчас же забывает и для которого каждое мгновение действительно умирает, погружаясь в туман и ночь и угасая навсегда. Столь неисторически живет животное: оно растворяется в настоящем, как целое число, не оставляя по себе никаких странных дробей, оно не умеет притворяться, ничего не скрывает и в каждый данный момент является вполне тем, что оно есть, и потому не может не быть честным. Человек же, напротив, должен всячески упираться против громадной, все увеличивающейся тяжести прошлого; последняя или пригибает его вниз, или отклоняет его в сторону, она затрудняет его движение, как невидимая и темная ноша, от которой он для виду готов иногда отречься, как это он слишком охотно и делает в обществе равных себе, чтобы возбудить в них зависть. Поэтому-то его волнует, как воспоминание об утраченном рае, зрелище пасущегося стада или более знакомое зрелище ребенка, которому еще нет надобности отрекаться от какого-либо прошлого и который в блаженном неведении играет между гранями прошедшего и будущего. И все же играм ребенка также наступает конец: слишком рано отнимается у него способность забвения. Тогда научается он понимать значение слова «было», того рокового слова, которое, знаменуя для человека борьбу, страдание и пресыщение, напоминает ему, что его существование, в корне, есть никогда не завершающееся Imperfectum. Когда же смерть приносит наконец желанное забвение, то она похищает одновременно и настоящее вместе с жизнью человека и этим прикладывает свою печать к той истине, что наше существование есть непрерывный уход в прошлое, т. е. вещь, которая живет постоянным самоотрицанием, самопожиранием и самопротиворечием.

Если счастье, если погоня за новым счастьем в каком бы то ни было смысле есть то, что привязывает живущего к жизни и побуждает его жить дальше, то может быть циник ближе к истине, чем всякий другой философ, ибо счастье животного, как самого совершенного циника, служит живым доказательством истинности цинизма. Самое крошечное счастье, если только оно непрерывно и делает человека счастливым, конечно, есть несравненно большее счастье, чем величайшее счастье, которое появляется только как эпизод или, так сказать, как мимолетное настроение, как безумный каприз среди постоянных страданий, страстей и лишений. Но как для самого маленького, так и для самого большого счастья существует только одно условие, которое делает счастье счастьем: способность забвения, или, выражаясь более научно, способность в течение того времени, пока длится это счастье, чувствовать неисторически. Кто не может замереть на пороге мгновения, забыв все прошлое, кто не может без головокружения и страха стоять на одной точке, подобно богине победы, тот никогда не будет знать, что такое счастье, или, еще хуже: он никогда не сумеет совершить того, что делает счастливыми других. Представьте себе как крайний пример человека, который был бы совершенно лишен способности забывать, который был бы осужден видеть повсюду только становление: такой человек потерял бы веру в свое собственное бытие, в себя самого, для такого человека все расплылось бы в ряд движущихся точек, и он затерялся бы в этом потоке становления: подобно верному ученику Гераклита, он в конце концов не нашел бы в себе мужества пошевелить пальцем. Всякая деятельность нуждается в забвении, подобно тому как всякая органическая жизнь нуждается не только в свете, но и в темноте. Человек, который пожелал бы переживать все только исторически, был бы похож на того, кто вынужден воздерживаться от сна, или же на животное, осужденное жить только все новым и новым пережевыванием одной и той же жвачки. Таким образом, жить почти без воспоминаний, и даже счастливо жить без них, вполне возможно, как показывает пример животного; но совершенно и безусловно немыслимо жить без возможности забвения вообще. Или, чтобы еще проще выразить мою мысль: существует такая степень бессонницы, постоянного пережевывания жвачки, такая степень развития исторического чувства, которая влечет за собой громадный ущерб для всего живого и в конце концов приводит его к гибели, будет ли то отдельный человек, или народ, или культура.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник