Ничто не имеет большей практической пользы как хорошая теория

Ничто не имеет большей практической пользы как хорошая теория thumbnail
pic_2020_01_35.jpg

Художник Н.Колпакова

Мало найдется изречений, которые приписывались бы такому количеству авторов, как это. Пожалуй, самая экзотическая версия принадлежала советскому партийному идеологу, академику философии Леониду Ильичеву:

Нет ничего практичнее, говорил Л.И.Брежнев, чем хорошая теория.

(«Философия и научный прогресс», 1977.)

Брежнев действительно это сказал — в отчетном докладе на XXV съезде КПСС 24 февраля 1976 года. Правда, он не приписывал себе авторство этой мудрости:

Правильно говорится: нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Мы прекрасно знаем, что полноводный поток научно-технического прогресса иссякнет, если его не будут постоянно питать фундаментальные исследования.

Вообще же почти все предполагаемые авторы изречения — немецкие ученые и философы. Вот их неполный перечень:

психолог Курт Левин (1890—1947),

физик Герман Гельмгольц (1821—1894),

физик Макс Планк (1858—1947),

химик Юстус Либиг (1803—1873),

химик Роберт Бунзен (1811—1899),

философ Иммануил Кант (1724—1804).

Однако чаще всего называется имя австрийского физика Людвига Больцмана (1844—1906), основателя молекулярно-кинетической теории.

В 1890 году Больцман, в то время профессор экспериментальной физики в Университете Граца, получил приглашение на кафедру теоретической физики в Мюнхене. На торжественных проводах, устроенных его коллегами 16 июля того же года, он произнес речь «Значение теории». Здесь содержалась мысль, весьма похожая на интересующее нас изречение:

Помимо своей духовной миссии, теория есть еще и самое практичное из всего, что можно помыслить; в известном смысле это квинтэссенция практики.

В 1920 году в американской печати появилось рекламное объявление Исследовательской лаборатории «Дженерал электрик», озаглавленное «Каковы размеры атома?» Здесь говорилось:

Целые годы могут быть потрачены на то, что кажется всего лишь «теоретическими» исследованиями. Однако нет ничего практичнее хорошей теории. Все современное машиностроение основано на ньютоновских законах тяготения и движения — теорий, изложенных в форме неизменных принципов.

В прошлом теории, созданные путем чисто научных исследований, выходили обычно из университетских лабораторий, после чего получали практическое применение. Исследовательские лаборатории «Дженерал электрик» одной из своих целей ставят изучение еще непознанного в том же духе, не имея в виду непосредственной коммерческой выгоды. Рано или поздно мир выиграет от таких исследований в области чистой науки.

В XIX веке знаменитое изречение еще не приписывалось физикам или химикам. В «Лекциях по психиатрии» Карла Диттмара (1878) читаем:

Как верно заметил Хаген, нет ничего практичнее хорошей теории.

Имелся в виду Фридрих Вильгельм Хаген (1814—1888), немецкий врач-психиатр.

Тремя годами раньше немецкий педагог Карл Кер писал:

Я (…) полностью поддерживаю высказывание Дёрпфельда: нет ничего практичнее хорошей теории, и прежде всего ее правильного применения.

(«Практика народной школы», введение, 7-е изд., 1875)

Именно здесь изречение появилось в своей канонической форме. Но кто такой Дёрпфельд и что говорил он?

Фридрих Вильгельм Дёрпфельд (1824—1893) был видным деятелем народного образования. В 1873 году вышло первое издание его наиболее известного труда: «Основы теории учебного плана, преимущественно в восьмилетней и средней школе». Эпиграфом к книге поставлено изречение:

Хорошая теория — самое практичное из всего существующего.

В XX веке эту мудрость приписали физику Роберту Кирхгофу (1824—1887), который был учителем Больцмана.

За 40 лет до книги Дёрпфельда, в 1833 году, в Лейпциге вышел в свет 12-й том «Энциклопедии медицинских наук» Фридриха Людвига Майснера (1796—1860). В статье «Теория» говорилось:

Нет ничего более ценного, чем хорошая теория.

И это самая ранняя цитата-предшественник, которую мне удалось отыскать.

Источник

       Íåò íè÷åãî ïðàêòè÷íåå, ÷åì õîðîøàÿ òåîðèÿ.
 70-å ãîäû ÿ âûïèñûâàë ñåðèþ áðîøþð «Ìàòåìàòèêà è êèáåðíåòèêà». Íåíàêàçóåìî.
È âîò, ïðèìåðíî â 1976 ãîäó â î÷åðåäíîé áðîøþðå ñðåäè 3 ïóáëèêàöèé îêàçàëàñü ñòàòüÿ ñ íåâèííûì íàçâàíèåì «Ìàòåìàòèêà è áîëüøèå ñèñòåìû». 
Ê ñîæàëåíèþ, ÿ íå íàøåë ýòó ñòàòüþ â Èíòåðíåòå, ïðèä¸òñÿ ïåðåñêàçàòü ïî ïàìÿòè.
Äî ñèõ ïîð óäèâëÿþñü, êàê ñîâåòñêàÿ öåíçóðà ïðîïóñòèëà å¸ â ïå÷àòü. Ñåé÷àñ âû ïîéì¸òå ïî÷åìó.
Àâòîð íà÷àë ñ áåçîïàñíîãî îïðåäåëåíèÿ, ÷òî ñ÷èòàòü áîëüøîé ñèñòåìîé.
Áîëüøîé îí ñ÷èòàåò ñèñòåìó, îáëàäàþùóþ î÷åíü ñëîæíûìè âíóòðåííèìè ñâÿçÿìè.
Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ ïàðîâîç íå ÿâëÿåòñÿ áîëüøîé ñèñòåìîé, à ìóðàâåé – ÿâëÿåòñÿ.
Âîò åùå íåñêîëüêî ïðèìåðîâ áîëüøèõ ñèñòåì:
òåëåâèçîð, ëþáîå æèâîòíîå, ñòàÿ æèâîòíûõ, ïîïóëÿöèÿ ëþáûõ îðãàíèçìîâ, (â òîì ÷èñëå è ëþäåé), ãîñóäàðñòâî â öåëîì è åãî ÷àñòè (ýêîíîìèêà, ïîëèòèêà,…).
Ïîêà ÷òî, íèêàêîãî êðèìèíàëà. Ìîæíî ñîãëàñèòüñÿ.
Äàëüøå åù¸ îäèí íåâèííûé ïàññàæ: ëþáóþ ñèñòåìó, êàê áîëüøóþ, òàê è î÷åíü ìàëåíüêóþ, ìîæíî îòíåñòè ê îäíîìó èç äâóõ òèïîâ, â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêàÿ ó íå¸ «îáðàòíàÿ ñâÿçü».
À ñèñòåì áåç îáðàòíîé ñâÿçè íå ñóùåñòâóåò. È òóò æå äâà íàãëÿäíûõ ïðèìåðà «Ìàÿòíèê âíèç» è «Ìàÿòíèê ââåðõ»
 
 Îáå ñèñòåìû ñîñòîÿò òîëüêî èç 2-õ ýëåìåíòîâ: ñòåðæåíü è ãèðÿ.
Íà íèõ äåéñòâóåò åäèíñòâåííàÿ ñèëà – âåñ ãèðè.
 ðàâíîâåñèè ýòà ñèëà íàïðàâëåíà âåðòèêàëüíî, âäîëü ñòåðæíÿ. Ïîëîæåíèå ñòàáèëüíî.
Åñëè îòêëîíèòü ìàÿòíèê, ñèëó âåñà ìîæíî ðàçëîæèòü íà 2 ñîñòàâëÿþùèå – âäîëü ñòåðæíÿ è ïîïåð¸ê åãî.
Ïîñëåäíÿÿ ñîñòàâëÿþùàÿ è îáðàçóåò «îáðàòíóþ ñâÿçü».
Ó «Ìàÿòíèêà âíèç» îáðàòíàÿ ñâÿçü ñîïðîòèâëÿåòñÿ îòêëîíåíèþ, «îòðèöàåò» åãî è íàçûâàåòñÿ «îòðèöàòåëüíîé».
Ó «Ìàÿòíèêà ââåðõ» îáðàòíàÿ ñâÿçü ïîìîãàåò îòêëîíåíèþ, «äîïîëíÿåò» åãî è íàçûâàåòñÿ «ïîëîæèòåëüíîé».

Ïåðâàÿ ñèñòåìà ïîñëå îòêëîíåíèÿ îò ðàâíîâåñèÿ âîçâðàùàåòñÿ ê íåìó, âòîðàÿ – óäàëÿåòñÿ.
Ïåðâàÿ ñèñòåìà óñòîé÷èâà ê ñëó÷àéíûì îòêëîíåíèÿì, âòîðàÿ – íåóñòîé÷èâà.
Òîæå íåò íè÷åãî, ÷òî ìîãëî áû íàñòîðîæèòü öåíçóðó.
Íà ïðèìåðå ïðîñòåéøåé ìåõàíè÷åñêîé ñèñòåìû (êèðïè÷) àâòîð ïîêàçûâàåò,
 ÷òî ñèñòåìà òåì óñòîé÷èâåå, ÷åì íèæå å¸ öåíòð òÿæåñòè (Ö.Ò.).
 
À äàëüøå íà÷èíàåòñÿ íàñòîÿùàÿ êðàìîëà!
Öèòèðóÿ êëàññèêîâ, íà÷èíàÿ ñ Ìàðêñà è Àäàìà Ñìèòà è êîí÷àÿ ñàìûìè ñîâðåìåííûìè,
àâòîð ñîîáùàåò, ÷òî â ýêîíîìèêå àíàëîãîì ïåðâîé êàðòèíêè ÿâëÿåòñÿ
ïëàíîâàÿ ýêîíîìèêà, à àíàëîãîì âòîðîé – ðûíî÷íàÿ.
Ïåðâóþ, ìîë, íåòðóäíî ñâàëèòü, à âòîðóþ ñâàëèòü âîîáùå íåëüçÿ.
È ïîñëå ýòîé ôðàçû îí ïðîñòî ñòàâèò òî÷êó, ñ÷èòàÿ òåìó èñ÷åðïàííîé.
Äàëüøå – áîëüøå. Ãîâîðÿ î ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìå, àâòîð íåïðèíóæäåííî îòìå÷àåò,
÷òî ñèñòåìà, óïðàâëÿåìàÿ èç îäíîãî öåíòðà (îäíîïàðòèéíàÿ!) ìåíåå óñòîé÷èâà,
÷åì óïðàâëÿåìàÿ èç ðàçíûõ êîíêóðèðóþùèõ öåíòðîâ, èáî èìååò âîçìîæíîñòü
ñðàâíèâàòü âàðèàíòû ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé è âûáèðàòü ëó÷øåå.
Ýòî ê ÷åìó æå îò ïðèçûâàåò, ñêàæè ìíå, ïðåñâÿòîå Ïîëèòáþðî?
À îí è íå ïðèçûâàåò. Îí îïÿòü ñòàâèò òî÷êó, è – íè ñëîâà áîëüøå.
Äàëüøå ñëåäóåò ïîíà÷àëó íå î÷åíü ïîíÿòíûé òåðìèí «Çàïàñ ìîùíîñòè ïî ëþáîìó èç ðåãóëèðóåìûõ ïàðàìåòðîâ»
Íàì ñîîáùàþò, ÷òî óñòîé÷èâàÿ ñèñòåìà äîëæíà òàêèå çàïàñû èìåòü, èíà÷å åé êðàíòû.
È ïàðà óáèéñòâåííûõ ïðèìåðîâ:
Ïðåäñòàâüòå ñåáå, ãîâîðÿò íàì, òåëåâèçîð. Âäðóã ïðèíèìàåìûé ñèãíàë íåìíîãî îñëàá.
Âû ïîäêðó÷èâàåòå ðåãóëÿòîð ÿðêîñòè è âñ¸ ÎÊ. À âîò, åñëè ïîäêðóòèòü óæå íåêóäà, äåëî ïëîõî.
Íó, áîã ñ íèì, ñ òåëåâèçîðîì. Âîçüìåì ÷òî-íèáóäü ïîèíòåðåñíåå. 
Ïðîìûøëåííîñòü, íàïðèìåð.
 ÑÑÑÐ âñå ïðîìûøëåííûå îáúåêòû ðàáîòàþò ñî 100 ïðîöåíòíîé îòäà÷åé, çàãðóæåíû ïîëíîñòüþ.
À â ÑØÀ, ïî èõ ñòàòèñòèêå, – òîëüêî íà 85%. Ýòî ôîêóñû ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè.
Ýòî çíà÷èò, ÷òî 15% âñåãî áåñïîëåçíî ïðîñòàèâàåò. Íåïîðÿäîê, ãîñïîäà êàïèòàëèñòû.
Íî âîò ÷òî-òî ñòðÿñëîñü: çåìëåòðÿñåíèå, íåóðîæàé, ýïèäåìèÿ, âîéíà, èíîñòðàííàÿ êîíêóðåíöèÿ…
Íóæíî ðåçêî óñèëèòü âûïóñê ÷åãî-òî. Ãîñïîäà êàïèòàëèñòû «ïîäêðó÷èâàþò ðåãóëÿòîð ÿðêîñòè»,
À íàì åãî «ïîäêðóòèòü óæå íåêóäà».
Òàê ÷òî æå â ýòîì ñëó÷àå âõîäèò â «ëþáîé èç ðåãóëèðóåìûõ ïàðàìåòðîâ»?
À âñ¸ âõîäèò: îáîðóäîâàíèå, ñûðü¸, òîïëèâî, òðàíñïîðò, ñâÿçü… È ëþäñêîé ðåçåðâ, â òîì ÷èñëå.
Áåçðàáîòèöà, äðóãèìè ñëîâàìè. È îïÿòü òî÷êà. Óìíûé íå ñïðîñèò, äóðàê íå ïîéì¸ò.
Âîçâðàùàÿñü ê êàðòèíêå «Ìàÿòíèê ââåðõ», ìîæíî ïîíÿòü, ÷òî íàì äàëè åù¸ è òåîðåòè÷åñêèé ïðîãíîç íà áóäóùåå ÑÑÑÐ.
 ñàìîì äåëå, ëåãêî ïîíÿòü, ÷òî áóäåò, åñëè óäåðæàòü îòêëîí¸ííûé ìàÿòíèê íå óäàñòñÿ.
Îí íà÷í¸ò ïàäàòü âíèç. Ïîìíèòå, ÷òî ïðîèçîøëî ñ ýêîíîìèêîé áûâøåãî ÑÑÑÐ â 90-å ãîäû?
À êîãäà îí îñòàíîâèòñÿ? Êîãäà ïðåâðàòèòñÿ â «Ìàÿòíèê âíèç», ïåðåéä¸ò ê ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå.
×òî è íà÷àëî ïðîèñõîäèòü â 2000-å ãîäû.
Òî åñòü, åù¸ â 1976 ãîäó ýòà òåîðèÿ ïðåäñêàçàëà, ÷òî ñèñòåìà ñ ïîëîæèòåëüíîé îáðàòíîé ñâÿçüþ îáðå÷åíà.
Ëþáàÿ ñèñòåìà â ðåçóëüòàòå êàêèõ-òî âíåøíèõ èëè âíóòðåííèõ ïðè÷èí ìîæåò îòêëîíèòüñÿ îò ðàâíîâåñèÿ.
Åñëè îáðàòíàÿ ñâÿçü îòðèöàòåëüíà, ñèñòåìà áóäåò ïûòàòüñÿ âåðíóòüñÿ â ðàâíîâåñèå.
 ïðîòèâíîì ñëó÷àå áóäåò äîâîëüíî ïðîòèâíî. Ñèñòåìà íàâñåãäà ïîòåðÿåò ðàâíîâåñèå. Ðóõíåò, òî áèøü.
Ìàëî òîãî, õî÷åò îíà èëè íåò, îáðóøèâøèñü, îíà ïðåâðàòèòñÿ â äðóãóþ ñèñòåìó, íà ýòîò ðàç – ñ îòðèöàòåëüíîé îáðàòíîé ñâÿçüþ.
Òî åñòü, ñèñòåìà ñ ïîëîæèòåëüíîé îáðàòíîé ñâÿçüþ, (÷èòàé –  ÑÑÑÐ ñ åãî ïëàíîâîé ýêîíîìèêîé), ðàíî èëè ïîçäíî ðàçâàëèòñÿ.
È íà÷í¸ò ïåðåõîäèòü ê ýêîíîìèêå ðûíî÷íîé.
Âîèñòèíó, íåò íè÷åãî ïðàêòè÷íåå, ÷åì õîðîøàÿ òåîðèÿ.
                = = Â. Äàâèäîâè÷, Èçðàèëü, 24.06.2020 = =

Читайте также:  Выход учредителя из ооо в пользу ооо

Источник

С афоризмами вечно какая история – всех их знают, но установить, кто именно это сказал первым, оказывается довольно трудно.

Выражение, вынесенное в заголовок поста,  я впервые встретил где-то у Г.П. Щедровицкого. В среде методологов оно было распространено. Повторял его и Мацкевич (правда, не помню на кого он ссылался). Обычно, высказывание приводили, когда в аудитории кто-нибудь просил “поменьше абстракции” и че-нить “поближе к практике” (а такие всегда находятся с завидной регулярностью).

Позже, я узнал, что это было одно из любимых выражений Курта Левина (это один из моих любимых психологов). И я допускаю, что, например,  Зейгарник ( “незавершенный гештальт!”) могла рассказать об этом кому-то из психологов, с которыми общался  Щедровицкий (это, конечно, чистый домысел, но как иначе могла попасть фраза к московским методологам?)  Но, дело в том, что Курт Левин никогда не настаивал на своем авторстве. Как раз наоборот, вероятнее всего, он просто повторял кого-то из классиков. Кого же?  Левин, как известно, в молодости был под впечатлением успехов современной ему физики и пытался привнести в психологию целый ряд методов “галилеевой”, как он выражался, науки.  Вероятно, следовало бы поискать где-то там.

И, действительно. Интернет предлагает просто удивительное разнообразие имен, главным образом физиков, кому приписывается фраза. Здесь и Альберт Эйнштейн, и Нильс Бор, и Энрке Ферми и Эрнст Резерфорд, и Луи де Бройль, и Тодор Карман, и Людвиг Больцман, и, наконец, Густав Роберт Кирхгоф.  Год назад, в “Новой газете” биолог Михаил Гельфанд опубликовал заметку в которой утверждал, что помимо перечисленных физиков, выражение приписывают также советскому физику Николаю Боголюбову, а кроме тог Давиду Гильберту, Дмитрию Менделееву, Карлу Марксу, Фридриху Энгельсу, Ленину и даже Леониду Ильичу Брежневу!
И самое смешное, что все эти люди действительно говорили нечто подобное!!!

Но кто-то же был первым?! Набор имен, все же, не оставляет сомнений в том, что оригинал фразы звучал вовсе не по-русски, а по-немецки.

                                                                    “Es gibt nichts Praktischeres als eine gute Theorie.”

Именно это утверждал, по-крайней мере, Курт Левин.
А в варианте Тодора Кармана фраза звучит:

                                                                           “Nichts ist praktischer, als eine gute Theorie.”

Но все же Карман и Левин, хоть и люди примерно одного поколения,  –  не первоисточник.
Как на первоисточник часто ссылаются на Людвига Больцмана. Действительно, Больцман в одном из своих писем написал нечто подобное в 1890 году.
Вот его фраза:

                            “daß … die Theorie auch das denkbar praktischste, gewissermaßen die Quintessenz der Praxis sei.”

Как видим, смысл весьма близок, и все же это другая фраза.

Но вот такая закавыка. Больцман учился в Берлине у Кирхгофа (ага, того самого, который придумал “абсолютно черное тело”).  И надо же, именно Кирхгофу также приписывают авторство этого афоризма. Кирхгоф был старшим современником Больцмана, а высказывал он следующее:

                                                                  “Eine gute Theorie ist das Praktischste was es gibt.”

Как видим, эта фраза весьма близка  утверждению Левина и Кармана.  Но был ли Кирхгоф первым?
Версия с Марксом и Энгельсом конечно интересна, но боюсь, что она не прокатывает. Маркс много чего интересного высказывал, например, это (про “критику оружием” и “обалдевание массами”):

“Die  Waffe der Kritik kann allerdings die Kritik der Waffen nicht ersetzen, die materielle Gewalt muss gestürzt werden durch materielle Gewalt, allein auch die Theorie wird zur materiellen Gewalt, sobald sie die Massen ergreift.”

Мысль умная, спору нет. Но все же, это не то, о чем мы говорим. Вполне возможно, что я ошибаюсь и у Маркса есть подобное высказывание. Но где??

Вернемся, однако, к  Кирхгофу. Родился он в Кенигсберге в 1824. И там же окончил университет. Вас это не наводит на размышления? Ну да, конечно! 
Если побродить по немецким сайтам, то приходишь к убеждению, что немалое число немцев совершенно убеждено: фраза  “Es gibt nichts Praktischeres als eine gute Theorie”  принадлежит … Канту.  Да-да! Вот так вот, ничтоже сумняшеся и пишут в сотнях статей: Кант сказал и точка! А где сказал, кому шепнул?? Попробуйте найти источник!

Нужно признать прямо, что Кант не оставил письменных свидетельств, в которых такая фраза была бы зафиксирована буквально.
И тем не менее, немцы усвоили Канта туго. Если не букву, то дух!
Мало кто знает, но у Канта есть небольшая работа, в которой он разбирается с тем самым предрассрудком,  ответом на который стал наш афоризм.  Работа была написана в 1793 году и называется Über den Gemeinspruch: Das mag gut sein  für die Theorie, taugt aber nichts in der Praxis.В русском переводе это звучит: О ПОГОВОРКЕ «МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО И ВЕРНО В ТЕОРИИ, НО НЕ ГОДИТСЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ»

Не правда ли, знакомые интонации?! Каждому из нас

нечто подобное приходилось слышать множество раз. И именно в ответ на эту аргументацию Георгий Петрович Щедровицкий и его ученики неизменно повторяли: “Нет ничего практичнее хорошей теории!”.

Читайте Канта! Он все подробно объяснил немцам еще в 1793 году. Нет смысла приводить здесь всю работу. Она вся посвящена доказательству того, что без теории никакой практики и быть-то не может. Не бывает-с!

Итак, подытожим. В том виде, как мы это употребляем сегодня, высказывание, вероятно (источник?), действительно пошло от Кирхгофа. Или даже возможно его кенигсбергских учителей (Франц Нейман?). Но основу заложил Кант. Немецкие физики лишь воспроизвели кантов ход мысли.

Читайте также:  Варенье из еловых шишек польза и противопоказания как принимать

P.S.  Закончить же, я хотел бы знаменитыми высказываниями, которые, лишь по видимости, оппонируют нашему изречению. Их великое множество, но я отберу всего три.
1. Самое известное сравнивает не теорию и практику, а теорию и жизнь. И это, конечно, один веселый мужичок с рожками:
                                                                            Grau, teurer Freund, ist alle Theorie,
                                                                            Und grün des Lebens goldner Baum.

2. В 50-60-х годах в Советском Союзе профессия “физик-теоретик” – это было каста небожителей. А уж после того как на экраны вышла картина Михаила Ромма “Девять дней одного года” с Алексеем Баталовым, дивчонги писали от физиков-теоретиков просто кипятком. В этой связи известный интеллектуальный хулиган Петр Леонидович Капица высказался перед студентами так:

Я вчера закончил чтение очередного бестселлера: «Джентльмены предпочитают блондинок».
Очень интересная книга – погони, стрельбы … 
Книга кончается словами главной героини, блондинки, кстати: «Любовь – конечно, хорошая вещь, но золотой браслет остается навсегда».  Так вот, перефразируя слегка слова героини, я хочу сказать: «Теория – конечно, хорошая вещь, но золотой эксперимент остается навсегда!».

(в ответ теоретики “умыли” Капицу, кстати, именно фразой “Нет ничего практичнее хорошей теории!”)

3. И, наконец, на закуску, высказывание Эйнштейна, которое персонально касается любителей потрындеть про “сочетание теории и практики” и, которое мне очень нравится:


“Theorie ist, wenn man alles weiss, aber nichts funktioniert.
Praxis ist, wenn alles funktioniert, aber niemand weiss warum.
Hier ist Theorie und Praxis vereint: nichts funktioniert… und niemand weiss wieso!”

Источник

О том, какое образование предлагает абитуриентам отделение прикладной математики и информатики ГУ-ВШЭ, какие карьерные перспективы ожидают студентов, рассказывают заведующий отделением Сергей Кузнецов и научный руководитель Фуад Алескеров.

Расскажите, пожалуйста, как проходил набор студентов на ваше отделение в прошлом году и как вы оцениваете уровень подготовки нынешних первокурсников.

Сергей Кузнецов
Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов: Мы принимали студентов не только по результатам единого госэкзамена, но и по результатам школьных олимпиад разного уровня. В итоге к нам поступили 75 студентов на бюджетную форму обучения и 12 — на коммерческую. Если сравнивать два набора — 2008 года по итогам вступительных экзаменов и 2009 года по результатам ЕГЭ и олимпиад — то можно отметить, что общий уровень подготовки нынешних первокурсников выше, чем в предыдущем году. Несмотря на то, что качество некоторых олимпиад вызывало сомнения, совершенно очевидно, что призеры олимпиад — хорошо мотивированные ребята, и, к счастью, в прошлом году этот канал не подвергся заметной коррупции. У нас есть некоторые опасения, что в этом году ситуация может измениться к худшему, потому что этот канал поступления в престижные вузы не мог остаться незамеченным теми, кто делает свой нелегальный бизнес на образовании.

Нескольких студентов мы отчислили по итогам зимней сессии, и пять первокурсников были переведены с бюджетной на коммерческую форму обучения, поскольку не справлялись с программой и вынуждены были перейти на индивидуальный план обучения. Если учесть, что у нас практически удвоился прием (в 2008 году мы набрали всего 45 студентов), то процент отчислений не увеличился и остался вполне умеренным.

Фуад Алескеров: Преподаватели, работающие с первокурсниками, считают, что качество прошлогоднего приема — выше, чем в 2008 году. Распространенные опасения, что ЕГЭ «снизит уровень» принимаемых студентов, я считаю необоснованными. Репутация ВШЭ играет значительную роль в том, какой контингент абитуриентов сюда поступает. Всем очевидно, что здесь — сложные программы обучения и надо основательно трудиться, чтобы с ними справиться. Те, кто покупал высокие оценки ЕГЭ, в Вышку документы не подавали и, я думаю, не будут пытаться, поскольку это — совершенно бессмысленная трата сил, времени и средств.

Что вы можете рассказать о специфике обучения на вашем отделении? Чем ваши программы отличаются от программ других вузов этого же профиля?

Сергей Кузнецов: Наша образовательная ниша — это математическое моделирование процессов в экономике, обществе и информационных системах. Мы не ориентируем студентов на такие классические направления в прикладной математике, как газо-, гидро- или аэродинамика. Изучение физических и технологических процессов — это не наш профиль.

Фуад Алескеров: Я бы сказал, что наши студенты получают такое качественное образование, что если им захочется заняться изучением летательных аппаратов, они  вполне смогут это сделать. Но мы действительно ориентированы на социальную, экономическую и информационную сферы деятельности. Что для нас важнее всего и чему мы пытаемся научить студентов, это — корректной постановке научных и прикладных задач, в отличие от большинства вузов нашего профиля, где их учат главным образом — решать поставленные задачи.

Задачи в математике часто  вытекают из самой теории, а прикладная математика востребована в решении жизненных ситуаций, когда словесную суть проблемы надо перевести на язык формул и найти эффективное решение. У наших студентов наработаны базовые знания, которые вполне позволяют им с этим справляться. Сегодня наши старшекурсники и магистранты решают очень серьезные математические задачи, которые имеют абсолютно конкретное приложение. Простой пример: недавно мы провели научный семинар, на котором студентка 3-го курса отделения рассказывала о применении теории групп в коллективном выборе. В этой работе с одной стороны представлена мощная математика, а с другой — решение совершенно конкретной, практической задачи.

Мы создали проектно-учебную группу, в которой студенты работают над решением реальных проблем целого ряда компаний, применяя математические методы. Умение формализовать задачу дорогого стоит, поверьте мне. На самом деле этому учатся всю жизнь, но, если не сделать первые шаги в этом направлении именно в студенческие годы, то можно не научиться этому никогда.

Где востребованы выпускники вашего отделения?

Фуад Алескеров
Фуад Алескеров

Фуад Алескеров: Мы учим основам математического моделирования, которое очень востребовано на рынке труда. Наши выпускники работают в аналитических отделах крупных компаний и корпораций, в научно-исследовательских центрах и институтах, в банках, в университетах. Я могу с уверенностью сказать, к примеру, что Кирилл Погорельский, наш выпускник, знает про Международный валютный фонд, его устройство и математическое описание больше всех в стране. Александр Карпов, наш аспирант, лучше многих профессоров разбирается в задачах пропорционального представительства. Учиться у нас очень непросто, надо много трудиться, но зато мы готовим элитные кадры, которые умеют не только решать поставленные задачи, но и — что труднее и важнее — ставить их. Наши выпускники не работают рядовыми исполнителями, а руководят проектами.

Где бы наши студенты ни проходили практику, о них всегда очень высоко отзываются руководители компаний. Они мотивированы и хорошо образованы, а это — довольно редкое и востребованное сочетание в наши дни. Часть выпускников магистратуры мы пригласили на работу на кафедре и будем пополнять штат сотрудников своими, выращенными кадрами. Хочу отметить, что старшекурсники бакалавриата уже стали вести преподавательскую работу на младших курсах в качестве ассистентов. Это хороший показатель уровня нашего образования.

Сергей Кузцецов: Строго говоря, сейчас мы можем говорить только о выпускниках магистратуры, поскольку первый выпуск бакалавров состоится в этом году.

Читайте также:  Польза творога с медом и орехами

Часть наших магистров трудоустроилась в компаниях, занимающихся информационными технологиями, связанными с интернет-аналитикой и разработкой математических методов анализа данных. Скажем, группа выпускников этого года работает в компании «Яндекс». Если говорить о студентах бакалавриата, то часть студентов были вовлечены в курсовые проекты, связанные с анализом данных в телекоммуникационных сетях и прошли практику в компании «Мегафон», где ими очень заинтересовались как будущими сотрудниками. Сейчас они готовят курсовые и дипломные работы по анализу поведения клиентов в абонентской сети. Уровень их подготовки высоко оценен работодателями, и студенты уже получили приглашения на работу.

Насколько студенты вовлечены в научно-исследовательскую работу?

Фуад Алескеров: Мы ведем два общемосковских научных семинара, на заседаниях которых бывают российские академики, члены-корреспонденты Российской академии наук, профессора и научные сотрудники. На эти семинары приезжают зарубежные ученые с докладами и лекциями. Студенты обязаны посещать эти семинары, потому что научные дискуссии по актуальным проблемам современности представляют собой активную форму обучения корректной постановке и оптимальному решению сложнейших задач. Недавно на семинаре “Математические методы анализа оптимальных решений в экономике, бизнесе и политике” был представлен доклад профессора кафедры высшей математики на факультете экономики ГУ-ВШЭ Игоря Ядыкина по техногенным катастрофам, в котором он анализировал ситуацию на Саяно-Шушенской ГЭС и катастрофу в Чернобыле. Это был потрясающий доклад, глубокий, отлично проработанный и системный, с интереснейшими выводами.

Все без исключения студенты магистратуры вовлечены в научно-исследовательскую работу. К примеру, в группу под моим научным руководством входят шесть магистрантов, которые занимаются моделированием и анализом разнообразных банковских рисков, расчетами влияний в политических системах, проблемами коллективного выбора и другими важными изысканиями.

Научная работа и конкретные проекты очень взаимосвязаны, их нельзя разрывать. Иногда из какого-то исследования или анализа теоремы логично выходишь на проект, и часто, наоборот, из практической работы вытекает направление дальнейшего углубления в теорию. Именно так и идет продвижение к поставленным задачам. Мне очень нравятся слова основателя термодинамики Оскара Майера: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Сергей Кузнецов: Спектр работ и научно-практических интересов наших студентов разнообразен. Если говорить о конкретных направлениях их проектной деятельности, то сейчас это — групповые работы, связанные с моделями математического программирования для «Российских железных дорог», для страховых компаний, для компаний, работающих в телекоммуникационной сфере и аналитических интернет-компаний. Другая группа занимается контент-анализом текстов различной тематики.

Какую международную деятельность ведут сотрудники и студенты отделения? Расскажите, пожалуйста, о совместных проектах и об их продуктивности.

Фуад Алескеров: Многие наши ребята не просто принимают участие в работе важнейших международных конференций, но и выступают там с докладами, которые получают высокую оценку международного научного сообщества. Особо хочу отметить тот факт, что у наших студентов уже есть весомые публикации в международных научных журналах.

У нас — обширные партнерские связи с ведущими университетами и научными центрами в Великобритании, Германии, Италии, Франции, Испании и США. В 2008 году мы подписали соглашение о сотрудничестве с университетом в Килле, и в прошлом году трое наших студентов выступили в Германии на очень представительном научном семинаре.

Сергей Кузнецов: У нас давние и прочные связи с Дрезденским политехническим университетом, из которого к нам приезжают профессора с лекционными курсами. Мы ежегодно намечаем планы совместной исследовательской работы со студентами и преподавателями из Германии. Недавно профессор Штефан Шмидт из Института алгебры Дрезденского политехнического университета начал читать для нас лекции в режиме on-line по количественным и качественным приближениям. Этот курс слушают студенты и в Москве, и в Нижегородском филиале ВШЭ.

Фуад Алескеров: Важно понимать, что успешная международная деятельность выстраивается постепенно, шаг за шагом. Здесь нельзя форсировать события. Как в строительстве, сначала необходимо заложить фундамент здания, потом подвести коммуникации, затем последовательно строить этажи, так и для того, чтобы механизм сотрудничества заработал в полную силу, нужны последовательные визиты студентов и преподавателей на стажировки и для участия в семинарах и конференциях.

В мае прошлого года у нас успешно прошел семинар по экспериментальной экономике, на который съехались ведущие ученые в этой области; летом мы проводили 17-ю международную конференцию по понятийным структурам, имеющую высокий мировой рейтинг. Сборник научных трудов по итогам конференции опубликован в серии Lecture Notes in Artificial Intelligence издательства Springer; в сентябре мы провели Школу для молодых ученых «Интеллектуальные методы для разработки и анализа данных», которую впервые транслировали по интернету для филиалов ВШЭ в Перми и Нижнем Новгороде.

В этом году мы проведем международную конференцию по коллективному выбору, в которой будут участвовать более двухсот западноевропейских и американских специалистов из крупных университетов. В следующем году планируем организовать крупную международную конференцию по нечетким и неточным множествам для анализа и разработки данных.

Причем я убежден, что мы должны активно сотрудничать не только с лидерами образования на Западе, но и с вузами, у которых нет широкой известности. К примеру, с нами готов подписать соглашение один из колледжей Кембриджского университета, и мы, разумеется, тоже в этом заинтересованы. Но вероятность того, что коллеги из Кембриджа будут приглашать наших молодых магистрантов или аспирантов на свои семинары или конференции, ничтожно мала. Вышка не может жить только контактами с перворазрядными университетами, прежде всего, потому, что нашим студентам и аспирантам необходимо выезжать в зарубежные образовательные центры, чтобы как можно раньше заявить о себе, рассказать о своих работах. Им чрезвычайно важно и полезно, чтобы их работы обсуждались, критиковались, публиковались. Группа, занимающаяся научным проектом, не должна замыкаться, ей нужны широкие связи и живой обмен идеями, иначе она консервируется и начинает производить продукт для «внутреннего использования». Активные контакты можно организовать только с университетами среднего уровня, которые искренне заинтересованы в обменных программах. Ставка исключительно на университеты-лидеры не особенно продуктивна для наших студентов.

Каким вы видите будущее отделения, что заложено в планах по перспективному развитию?

Фуад Алескеров: В самом ближайшем будущем в университете должен появиться факультет прикладной математики со своей научной базой и кафедрами. Сейчас все силы сосредоточены на двух кафедрах: кафедре высшей математики на факультете экономики  и небольшой кафедре анализа данных и искусственного интеллекта, а для развития нам пора расширить структуру и принципы управления подразделением, создать новые кафедры и организовать их продуктивное взаимодействие, вести отдельный прием студентов по математическим профилям.

Сегодня на отделении создан уникальный коллектив ученых, готовый корректно ставить и успешно решать важнейшие задачи в самых разных областях науки. Мы ведем перспективные и интереснейшие проекты для крупных компаний, в том числе, зарубежных. Однако, на мой взгляд, стоит сделать более активным взаимодействие с другими факультетами и отделениями ВШЭ. Я бы хотел, чтобы, например, специалисты с факультета менеджмента или социологии чаще обращались к нам со своими идеями и научными задачами, чтобы мы могли совместно разрабатывать новые проекты и вместе вести инновационную исследовательскую работу.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Источник