Нет пользы от странствий если повсюду таскаешь самого себя

Сенека приветствует Луцилия!
(1) Ты полагаешь, будто ни с кем, кроме тебя, такого не бывало, и, словно делу невиданному, удивляешься тому, что и долгое странствие, и перемена мест не рассеяли твоей тоски и угнетенности духа. Но менять надо не небо, а душу! Пусть бы ты уехал за широкие моря, пусть бы, как говорит наш Вергилий1, «города и берег исчезли», — за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки. (2) То же самое ответил на чей-то вопрос и Сократ: «Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?» — Та же причина, что погнала тебя в путь, гонится за тобою. Что толку искать новых мест, впервые видеть города и страны? Сколько ни разъезжай, все пропадет впустую. Ты спросишь, почему тебе невозможно спастись бегством? От себя не убежишь! Надо сбросить с души ее груз, а до того ни одно место тебе не понравится. (3) Пойми, ты теперь в таком же состоянии, как та пророчица, которую наш Вергилий изобразил исступленной и воспламененной чужим духом, почти уже овладевшим ею:
Точно вакханка, она по пещере мечется, будто
Бога может изгнать из сердца2.
И ты мечешься туда и сюда, чтобы сбросить давящее бремя, а оно, чем больше ты скитаешься, тем делается тягостнее. Так менее тяжек для корабля груз, закрепленный неподвижно, а груз, наваленный неравномерно, перевешивает на один борт и скорее топит судно. Что бы ты ни сделал, все обернется против тебя, самими разъездами ты вредишь себе: ведь больному не даешь ты покоя. (4) Зато когда избудешь эту беду, всякая перемена мест станет тебе приятна. Пусть тебя сошлют на край земли, пусть заставят жить в любой глуши у варваров, — такое пристанище, вопреки всему, окажется для тебя гостеприимным. Важно, каким ты приезжаешь, а не куда приезжаешь, — и поэтому ни к одному месту не должны мы привязываться всей душой. Надо жить с таким убеждением: «Не для одного уголка я рожден: весь мир мне отчизна»3. (5) Будь тебе это ясно, ты не стал бы удивляться, что не помогает новизна мест, когда ты, наскучив одной страной, перебираешься в другую: ведь и первая пришлась бы тебе по душе, если б ты все считал своим. А сейчас ты не путешествуешь, но скитаешься и мечешься, гонимый с места на место поисками того, что есть везде: ведь всюду нам дано жить правильно. (6) Есть ли что суетливей форума? Но и там можно жить спокойно, если деться некуда. Хотя, если б можно было располагать собою, я бежал бы от одного вида, не то что от соседства форума: как есть гиблые места, подтачивающие самое крепкое здоровье, так есть места вредные для тех, чей дух хотя и благороден, но еще не совершенен и до конца не излечен. (7) Я не согласен с теми, кто бросается в волны и, любя жизнь беспокойную, каждый день мужественно сражается с трудностями. Мудрый терпит такую участь, но не выбирает ее и предпочитает мир сражению. Мало пользы избавиться от своих пороков, если приходится спорить с чужими! — (8) «Тридцать тиранов4 окружали Сократа — и не сломили его мужества». — Разве дело в том, сколько господ? Рабство всегда одно! Кто его презрел, тот и в толпе повелителей будет свободен.
(9) Пора кончать письмо, но прежде надо заплатить пошлину. «Знать свой изъян — первый шаг к здоровью». — По-моему, замечательны эти слова Эпикура. Ведь кто не знает за собой изъяна, тот не желает его искоренить. Сперва следует изобличить себя, потом исправляться. А те, которые хвалятся пороками, — неужели, по-твоему, думают они о лекарствах, если считают свои грехи добродетелями? Поэтому, сколько можешь, сам себя выводи на чистую воду, ищи против себя улик! Сначала выступи обвинителем, потом — судьей и только под конец — ходатаем. Иногда стоит самому себе быть обидчиком! Будь здоров.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Письмо XXVIII
Сенека приветствует Луцилия!
Ты полагаешь, будто ни с кем, кроме тебя, такого не
бывало, и, словно делу невиданному, удивляешься тому, что и
долгое странствие, и перемена мест не рассеяли твоей тоски
и угнетенности духа. Но менять надо не небо, а душу! Пусть
бы ты уехал за широкие моря, пусть бы, как говорит наш
Вергилий, “города и берег
исчезли”1,
за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки.
То же самое ответил на чей-то вопрос и Сократ: “Странно
ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты
повсюду таскаешь самого себя?” Та же причина, что
погнала тебя в путь, гонится за тобою. Что толку искать
новых мест, впервые видеть города и страны? Сколько ни
разъезжай, все пропадет впустую. Ты спросишь, почему тебе
невозможно спастись бегством? От себя не убежишь! Надо
сбросить с души ее груз, а до того ни одно место тебе не
понравится.
Пойми, ты теперь в таком же состоянии, как та пророчица,
которую наш Вергилий изобразил исступленной и
воспламененной чужим духом, почти уже овладевшим ею:
Точно вакханка, она по пещере мечется, будто
Бога может изгнать из
сердца.2
И ты мечешься туда и сюда, чтобы сбросить давящее бремя,
а оно, чем больше ты скитаешься, тем делается тягостнее.
Так менее тяжек для корабля груз, закрепленный неподвижно,
а груз, наваленный неравномерно, перевешивает на один борт
и скорее топит судно. Что бы ты ни сделал, все обернется
против тебя, самими разъездами ты вредишь себе: ведь
больному не даешь ты покоя.
Зато когда избудешь эту беду, всякая перемена мест
станет тебе приятна. Пусть тебя сошлют на край земли, пусть
заставят жить в любой глуши у варваров, такое
пристанище, вопреки всему, окажется для тебя гостеприимным.
Важно, каким ты приезжаешь, а не куда приезжаешь, и
поэтому ни к одному месту не должны мы привязываться всей
душой. Надо жить с таким убеждением: “Не для одного уголка
я рожден: весь мир мне
отчизна”3.
Будь тебе это ясно, ты не стал бы удивляться, что не
помогает новизна мест, когда ты, наскучив одной страной,
перебираешься в другую: ведь и первая пришлась бы тебе по
душе, если б ты все считал своим. А сейчас ты не
путешествуешь, но скитаешься и мечешься, гонимый с места на
место поисками того, что есть везде: ведь всюду нам дано
жить правильно.
Есть ли что суетливей форума? Но и там можно жить
спокойно, если деться некуда. Хотя, если б можно было
располагать собою, я бежал бы от одного вида, не то что от
соседства форума: как есть гиблые места, подтачивающие
самое крепкое здоровье, так есть места вредные для тех, чей
дух хотя и благороден, но еще не совершенен и до конца не
излечен.
Я не согласен с теми, кто бросается в волны и, любя
жизнь беспокойную, каждый день мужественно сражается с
трудностями. Мудрый терпит такую участь, но не выбирает ее
и предпочитает мир сражению. Мало пользы избавиться от
своих пороков, если приходится спорить с чужими!
“Тридцать
тиранов4
окружали Сократа и не сломили его мужества”.
Разве дело в том, сколько господ? Рабство всегда одно! Кто
его презрел, тот и в толпе повелителей будет свободен.
Пора кончать письмо, но прежде надо заплатить пошлину.
“Знать свой изъян первый шаг к здоровью”.
По-моему, замечательны эти слова Эпикура. Ведь кто не знает
за собой изъяна, тот не желает его искоренить. Сперва
следует изобличить себя, потом исправляться. А те, которые
хвалятся пороками, неужели, по-твоему, думают они о
лекарствах, если считают свои грехи добродетелями? Поэтому,
сколько можешь, сам себя выводи на чистую воду, ищи против
себя улик! Сначала выступи обвинителем, потом судьей
и только под конец ходатаем. Иногда стоит самому
себе быть обидчиком!
Будь здоров.
Сократ — величайший древнегреческий философ. Его учение и взгляд на жизнь ознаменовали новый период в античной философии. В его философии человек и духовные ценности занимали первое место, а потом уже все остальное. Прошло уже много времени после смерти философа, но его учение не теряет актуальности и в наше время. Предлагаем вашему вниманию 40 цитат Сократа, которые помогут вам по-другому посмотреть на свою жизнь и поступки.
За деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.
Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
Если вам ответили молчанием, это еще не значит, что вам не ответили.
Я не афинянин, не грек, я гражданин мира.
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
Надо принимать даже насмешки комиков: если они поделом, то это нас исправит, если нет, то это нас не касается.
Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
Жизнь без испытаний – это не жизнь.
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей. (Сократ, V в. до н.э.)
Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?
Завоевывай себе друзей не пустой лестью, а искренними словами любви.
Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми.
Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Часто люди, зная, как надо поступать хорошо, поступают всё же плохо.
Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.
Берегись, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.
Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Богатство не меняет нравов: оно их подчёркивает.
Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
Творец в своих произведениях должен выражать состояние души.
Кто мудр, тот и добр.
Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.
Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
Сократа спросил один из его учеников:
— Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоём челе признаков печали? Ты всегда в хорошем настроении.
Сократ ответил:
— Потому что я не обладаю ничем таким, о чём стал бы жалеть, если бы его утратил.
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное.
Однажды кто-то сказал Сократу:
— Вон тот говорит о тебе плохо.
Сократ заметил:
— Что же делать, если он хорошо говорить не научился?
Один человек спросил у Сократа:
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
– Три сита?
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Недавно я наткнулась на довольно странную статью, где было написано, что чувство одиночества более присуще интровертам. Тем, кто в отношениях больше ценит качество, а не количество. Им, якобы, труднее найти и построить близкие отношения, поэтому они чаще страдают от одиночества.
Я думаю, что люди путают чувство одиночества с уединением. Любому здоровому человеку, безусловно, нужно общество людей (всё же мы социальные животные), но так же необходимо и уединение. А интровертам его требуется больше. Таковы особенности их психики (точнее, нервной системы).
Только в уединении нет никаких страданий, в нём нет никакой боли, печали, горечи и тоски. В уединении есть особое наслаждение. Уединение – это возможность остаться наедине с самым главным человеком в своей жизни – с самим собой. Возможность насладиться тишиной и заметить себя.
В обществе других людей наш фокус внимания обращен к ним и почти нет возможности обратить внимание на себя. На свои планы, желания, чувства, мечты…
Проблема возникает тогда, когда, оставаясь наедине с собой, человек встречается с огромной зияющей дырой, со звенящей пустотой внутри себя, с тоской и болью… Вот это и есть чувство одиночества. Тогда человеку не понять того, кто способен наслаждаться уединением. Ему обязательно нужно “прилепиться” к кому-то, чтобы как-то наполниться…
А для того, чтобы радоваться жизни, никто не нужен рядом. ВООБЩЕ никто…
Да, очень приятно разделить с кем-то радостные моменты жизни. Тем более, что радость – это не колбаса, её не становится меньше, когда ею делишься с другими. Но если в сегодняшнем дне никто не смог разделить с тобой эту радость – это не становится проблемой.
Счастливый человек радуется возможности встречи и радуется возможности уединиться. Человек несчастный трудно переносит уединение, потому что в нем он проваливается в болезненную пустоту…
И самое парадоксальное то, что чувство одиночества, порой, еще острее возникает в окружении других людей. У человека есть семья, друзья, коллеги, но он буквально задыхается от чувства одиночества… Он безуспешно пытается найти кого-то, кто мог бы избавить его от этой тоски.
Только поиски остаются безуспешными, потому что человек не понимает, что потерял самого главного, самого важного в своей жизни – самого себя. Вот его-то и стоит вернуть себе и никого больше. Остальные подтянутся.
Но странное дело – люди часто ищут себя где угодно, но только не внутри себя. Посещают различные места силы, находят великих Гуру, в надежде обрести себя.
Но ведь еще Сократ говорил: “Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя? Та же причина, что погнала тебя в путь, гонится за тобою”. Правда Сократ это говорил о пороках – что не удастся убежать от них. Но то же самое можно сказать и о трудных чувствах – от них тоже убежать невозможно.
Время Гуру уже давно закончилось. Уже давно никто не обладает уникальными знаниями о жизни и счастье. Места силы? Центр вашего мира находится под вашими ногами – это главное место силы.
Поэтому, однажды, важно набраться храбрости и остановиться… И развернуться лицом к себе. И встретиться с теми трудными чувствами, от которых так хотелось всегда убежать. И разобраться с ними. И отыскать, наконец, под этими завалами себя – настоящего… Живого… Радостного…
Если хочется, конечно…
Но проделать эту трудную работу самостоятельно, в одиночку, бывает крайне сложно. Во многом, именно для того, чтобы сопроводить человека и поддержать его на пути к встрече с чем-то трудным для себя, и нужен специалист – психолог, психотерапевт. То есть второй человек, рядом с которым, опираясь на которого, можно, наконец, разобраться в себе, вернуть себе себя…
Вам так же может быть интересно:
✔️ Может ли мужчина сделать женщину счастливой? Нет. И вот почему.
✔️ Секс – это дело добровольное
✔️ Синдром лягушки в кипятке. А ваша жизнь не подвергается опасности?
Если данная статья вам понравилась, поставьте лайк???? и подписывайтесь на мой канал, если вас интересует психология.
Copyright © Ирина Шевцова 2019. Все права защищены.
При копировании статьи или части статьи ссылка на первоисточник обязательна.
Подробная биография
древнегреческий философ (дата рождения до н.э.) , Греция
1 января 469 г.
философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человек
1 января 469 г.
древнегреческий философ (дата рождения до н.э.) , Греция
философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человек
Подробная биография
26
/ 33
Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?
- цитаты великих людей
С этой цитатой также читают:
Дейл Карнеги
20 цитат
Конфуций
30 цитат
Омар Хайям
45 цитат
цитаты великих людей:
Дмитрий Хворостовский
2 цитаты
Великие мужчины о прекрасных женщинах
1 цитата