Несли повинность в пользу князя

Какими правами в обществе они обладали?

Анонимный вопрос  ·  13 ноября 2018

13,2 K

Смерды – крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.

Рядовичи – крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.

Закупы – должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.

Холопы(другое название – челядь) – люди, попавшие в полную зависимость от феодала.

Изгои – это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.

Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные – платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные – принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные – по аналогии, работали на государство.

Только вот какой именно период истории Вас интересует?

В чём отличие «смерда» от «людина» в Древнерусском Государстве?

В XI веке началась кодификация права Древнерусского государства. К тому времени на Руси уже сложились феодальные отношения и различные классы общества. Собственно, поэтому и потребовалась кодификация права, поскольку обычное право (око за око и т.д.) уже не удовлетворяло интересам усложнившегося феодального общества.

Точную разницу в правовом положении установить сложно, ведь составители древнерусских правд при составлении кодексов сразу переходили к сути. Для них не было нужны отдельные статьи с описанием правового статуса и отличий – они просто пользовались этими словами, точно зная, кто смерд, а кто людин.

Мы же можем лишь по контексту понять смысл этих слов. Так вот “людин” – это форма единственного числа от слова “люди”. А люди – свободные полноправные члены общины. Община – это коллектив, связанный круговой порукой, общими обязательствами. Важно, что слово “людин” употребляется вместе с названиями других полноправных сословий, например “аще будет болярин или людин или варягъ”.

Слово же “смерд” в “Русской правде” упоминается в контексте зависимого сословия, например, “если смерд умрет, то наследство князю” или “если смерд мучает смерда без княжеского повеления”. По контексту видно, что смерды – свободные, но зависимые от князя люди. По сути это первые крепостные.

Также надо упомянуть, что вира за убийство людина – 40 гривен. А за убийство смерда такое же, как и за холопа – полностью лишённого прав раба – “за смерда и холопа 5 гривен,а за робу – 6 гривен”. Отличие в 8 раз.

Прочитать ещё 8 ответов

Можно ли рассматривать раздробленность Руси в начале XII века как закономерный этап исторического развития?

Да, можно. Этому было несколько причин:

1) Развивались города-княжеские центры. Они уже были не только средоточием управленческих функций княжеских наместников, но и местом ремесел, торговли и т.п.

2) Углублялось дружинное (затем боярское) землевладение. Если раньше, в конце X-XI вв. основные доходы дружины составляли перераспределение дани/штрафов/податей с населения и отправление гос. службы, то с XII века и далее основным источником дохода становится эксплуатация земельных владений посредством крестьян.

3) Ослабление торгового пути “из варяг в греки” – возможно, главной “скрепы”, которая соединяла отдельные земли в единое государство.

4) Ослабление “внешнего фактора”. После серии громких побед над половцами в начале XII века натиск степняков значительно ослаб, и князьям уже не нужно было единство. Они предпочитали жить обособленно, каждый “держа отчину свою”.

По моему мнению, эти причины наиболее существенны в процессе распада единого Древнерусского государства.

Прочитать ещё 1 ответ

Чем занимался в древней Руси крестьянин-земледелец?

Журналист, реконструктор. Сфера интересов: военная история, фестивали исторической реконст…  ·  vk.com/hird_perovskogo

В вашем вопросе уже содерижится ответ. Крестьянин-земледелец занимался, конечно же, земледелием. Именно за этой работой он проводил большую часть своей жизни. Крестьянин был вынужден трудиться на своём участке земли, чтобы прокормить семью и заплатить владельцу этой самой земли. Также внимание уделялось и скотоводству. При скудости почв и неблагоприятном климате дополнительным источником существования крестьянских хозяйств было занятие промыслами. Значительным подспорьем выступали рыболовство и бортничество. Могли заниматься гончарским, ткацким, плотницким и кузнечным делом.

Конечно, время от времени крестьяне отдыхали. Но полное безделье они могли позволить себе только в праздничные дни. А имеющееся свободное время часто посвящали богослужению. Ни о каких путешествиях в далёкие страны, естественно, речи быть не могло. Даже на какие-либо развлечения времени мало. Очень непросто приходилось крестьянам на Руси. Да и не только на ней. У простолюдин во все времена была суровая и незавидная жизнь.

Прочитать ещё 2 ответа

Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости 1861 кратко?

Всего в Положении 207 пунктов.

Читайте также:  Какая польза от бананов детям

Вот самые основные:

  1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

  2. Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

  3. Крестьяне, за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные <…> повинности: работою или деньгами. <…>

  4. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранны

  5. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями:

Где появились первые берестяные грамоты Древней Руси?

https://vk.com/berestyanye_gramoty – сообщество Берестяных грамот

Немного дополню и уточню предыдущий ответ.

  1. Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года в Новгороде (сейчас – Великий Новгород).

  2. Есть информация, что до революции тоже находили в Новгороде надписи на бересте, но больше ничего про это не известно (всё утеряно).

  3. Самая ранняя относится к первой четверти XI века.

  4. Какая именно грамота самая древняя сказать точно нельзя. Около пяти грамот между собой в этом плане “спорят”.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Контрольная работа по истории 6 класса, III четверть.

Вариант 1.

Часть А.

1. 988 год – это год:
1) призвание варягов на Русь, 
2) крещение Руси, 
3) объединения Киева и Новгорода,
4) начало княжения Святослава.

2. Любечский съезд князей, принявший решение: “Каждый да держит отчину свою”-состоялся в:

1) 945. 
2) 1019. 
3) 1097. 
4) 1113.

3. Укажите годы правления князя Игоря.

1) 879–912.
2) 912–945. 
3) 962–972. 
4) 980–1015.

4. Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.

1) Рюрик. 
2) Святослав. 
3) Игорь. 
4) Олег.

5. Слова летописи: “Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул” – обращены к князю:

1) Святославу. 
2) Олегу. 
3) Владимиру Мономаху. 
4) Игорю.

6. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1) смердами, 
2) рекрутами, 
3) посадниками, 
4) волхвами.

7. Объясните значение слово вотчина:

1) форма взимания дани, введённая Ольгой; 
2) погодная запись событий;
3) крупная земельная собственность, передаваемая по наследству;
4) налог в пользу христианской церкви.

8. Походы князя Владимира Мономаха привели:

1) к разгрому половцев, 
2) к разгрому печенегов, 
3) к победе над шведами,
4) к присоединению вятичей.

9. Храм Святой Софии был возведён в Киеве в XI в. в честь разгрома:

1) хазар, 
2) шведов, 
3) печенегов. 
4) немцев.

10. Князь Владимир Мономах написал:

1) “Слово о полку Игореве”. 
2) “Поучение детям”. 
3) “Правда Ярославичей”.
4) “ Житие Бориса и Глеба”.

Часть В.

1. Соотнеси имена князей и время их правления.

1) Игорь. 
2) Владимир Мономах. 
3) Рюрик. 
4) Святослав.

А) 862–879. 
Б) 912–945. 
В) 1054–1068. 
Г) 962–972. 
Д) 1113–1125.

2. Назови авторов произведений Древней Руси.

1) “Поучение детям”. 
2) “Повесть временных лет”. 
3) “Слово о законе и Благодати”.
4) “Слово о полку Игореве”.

3. К восточным славянам относятся:

А) поляки, 
Б) болгары, 
В) русские, 
Г) украинцы, 
Д) словаки, 
Е) белорусы.

Выбери правильный ответ: 
1) АБВ. 
2) БВГ. 
3) АГД. 
4) ВГЕ.

4. Щит на ворота Царьграда прибил князь_______________

5. Сбор дани с подвластного населения назывался___________

Часть С.

Изучите документ и ответьте на вопросы:

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшие в земле хазарской или в Тавриде, присылали в КИЕВ мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение.

Первые послы были из волжских или камских болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утверждённая там счастливым оружием аравитян. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских: не может быть без него – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно: отцы наши не принимали веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их Отечество. “В Иерусалиме,– ответствовали проповедники:– но бог во гневе расточил нас по землям чуждым” И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества.– Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: Благо добродетельным и горе злым! Крепися, ответствовал философ – И будешь в раю с первыми.

Читайте также:  Польза и вред от молокоотсоса

Владимир, отпустив философа с дарами и с великою честию, собрал бояр и градских старцев, объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. “Государь! – сказали бояре и старцы:– всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству” – и великий князь отправил 10 благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моления унылые, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты: наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! Сказал император и зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинными отвлечениями, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершил литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…

Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключая словами: “Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной!”. Владимир желал слышать мнение бояр и старцев. “Когда был закон греческий,– сказали они,– не был бы лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решился быть христианином.

(Карамзин Н.М. “История государства Российского” Т1.Гл.9)

Вопросы.

1–3. Почему Владимир отверг ислам, католическую религию, иудаизм?
4. Что поразило Владимира в рассказе византийского философа?
5. Почему великий князь остановил свой выбор на вере греков

Контрольная работа по истории 6 класса, III четверть.

Вариант 2.

Часть А.

1. 882 г. – это год:

1) призвание на Русь варягов, 
2) начала княжения Игоря, 
3) съезда князей в Любече,
4) объединения Новгорода и Киева.

2. Укажите дату восстания древлян:

1) 912. 
2) 945. 
3) 962. 
4) 980.

3. Укажите годы правления Владимира Мономаха:

1) 962–972. 
2) 980–1115. 
3) 1019–1054. 
4) 1113–1125.

4. Принятие христианства на Руси связано с именем князя:

1) Владимира Святославича. 
2) Ярослава Мудрого. 
3) Владимира Мономаха.
4) Святослава Игоревича.

5. Создание первого письменного свода законов Древней Руси – “Русской правды” – связано с именем князя:

1) Юрия Долгорукого. 
2) Владимира Мономаха. 
3) Ярослава Мудрого. 
4) Олега Вещего.

6. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1) холопами, 
2) смердами, 
3) рядовичами, 
4) закупами.

7. Полюдьем в Древней Руси называли:

1) походы в Византию, 
2) походы против степняков – кочевников, 
3) сход общинников в Древней Руси, 
4) форму взимания дани с подвластного населения.

8. Что было следствием принятия “Русской правды” Ярослава Мудрого?

1) Кровную месть заменили штрафом – вирой. 
2) Были введены “заповедные лета”.
3) Были введены “урочные лета”. 
4) Полюдье было заменено повозом.

9. К памятникам зодчества Древней Руси IX–XII вв. относится:

1) Десятинная церковь в Киеве; 
2) Троице– Сергиев монастырь; 
3) храм Василия Блаженного; 
4) церковь Вознесения в Коломенском.

10.”Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить” – Этими словами начиналась (лось):

1) “Задонщина”. 
2) “Повесть временных лет”. 
3) “Поучение детям. 
4) “Слово о полку Игореве”.

Часть В.

1. Соотнесите имена князей и время их правления:

1) Олег. 
2) Владимир Красное Солнышко. 
3) Ярослав Мудрый. 
4) Ольга.

А) 1019–1054. 
Б) 945–962. 
В) 1125–1132. 
Г) 879–912. 
Д) 980–1015.

2. Правильно назови первое строение каменного зодчества Киевской Руси.

1) Первая каменная церковь в Киеве. 
2) Собор, заложенный в честь победы Ярослава над печенегами. 
3) Первый крупный монастырь на Руси. 
4) Красивейшие ворота при въезде в Киев.

3. Во времена КИЕВСКОЙ Руси шла борьба с кочевыми племенами:

А) половцами, 
Б) Тиверцами, 
В) кривичами, 
Г) печенегами, 
Д) хазарами, 
Е) древлянами.

Найди правильный ответ: 
1) АБВ. 
2) ГДЕ. 
3) БГЕ. 
4) АГД.

4. “Иду на вы” – предупреждал врагов о начале войны князь____________________

5. Собрание на Руси, в котором участвовало всё мужское население________________

Часть С.

Прочитай отрывок из рукописи на персидском языке, относящейся к первой половине IX в

“Эта страна обширна, её жители непокорны, держаться вызывающе, воинственна одна часть их (руссов) – рыцарство.

Читайте также:  В чем польза бананов после тренировки

Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба(Киев) – место пребывания царя. Там в(Киеве ) выделываются разнообразные меха и ценные мечи”.

Назовите факты, указывающие на наличие государственности Руси.

Какие факты опровергают норманнскую теорию?

Почему многие историки называют Киевскую Русь раннефеодальным государством?

Когда возникло государство Киевская Русь?

Источник

Тест по Древней Руси и Феодальной раздробленности на Руси

Новгород был феодальной республикой. В чём это выражалось?

1. власть сохранялась за вече;

2. Новгород выбирал князя на княжество;

3. новгородское население делилось на граждан и не граждан;

2. В период феодальной раздробленности на Руси князья обладали правом:

1. сбора налогов;

2. объявлять войну и заключать мир;

3. вершить суд;

4. верны все ответы.

3. В период феодальной раздробленности Боярская дума представляла совет при князе:

1. со старшими дружинниками и боярами;

2. с окольничими и думными дьяками;

3. с думными дворянами и дьяками;

4. с купцами.

4. Боярская дума в древней Руси — это:

1. городское самоуправление;

2. совещательный орган при князе;

3. законодательный орган;

4. прообраз парламента.

5. Определите причины феодальной раздробленности на Руси:

1. слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства;

2. была создана система обороны страны и бояре не нуждались в помощи великого князя;

3. города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение;

4. верны все ответы.

6. Каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:

1. Русь потеряла свою независимость;

2. произошёл спад экономического развития;

3. начались междоусобные войны;

4. произошёл расцвет Руси.

7. К единению князей призывал автор:

1. “Моление Даниила Заточника”;

2. “Слова о полку Игореве”;

3. “Сказание о погибели Русской земли”;

4. Былины об Илье Муромце.

1. Даты 862 г., 882 г. связаны:

1. с ключевыми событиями образования Древнерусского государства

2. с борьбой Древней Руси с хазарами

3. с княжением Ярослава Мудрого

4. с походами Владимира Мономаха

2. 988 год — это год:

1. призвания на Русь варягов

2. крещения Руси

3. объединения Киева и Новгорода

4. битвы на реке Калке

Какое из событий произошло позже всех других?

1. восстание древлян

2. крещение Руси

3. призвание варягов

4. объединение Киева и Новгорода

Какое из событий произошло позже всех остальных?

1. крещение Руси

2. Невская битва

3. Куликовская битва

4. призвание варягов

5. Княжение Ярослава Мудрого относится:

1. к XI в.

2. к VIII в.

3. к XIII в.

4. к XIX в.

6. Любечский съезд князей, принявший решение: «Каждый да держит отчину свою», — состоялся:

1. в 1097 г.

2. в 988 г.

3. в 1240 г.

4. в 1223 г.

Проверяем знание фактов

Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.?

1. Рюрик

2. Святослав

3. Олег

4. Ярослав Мудрый

2. Слова летописца: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул» — обращены к князю:

1. Святославу

2. Олегу

3. Владимиру Мономаху

4. Игорю

3. Храм Св. Софии был возведен в Киеве в XI в. в честь разгрома:

1. печенегов

2. монголо-татар

3. шведов

4. немцев

4. Создание первого письменного свода законов Древней Руси — Русской Правды — связано с именем князя:

1. Юрия Долгорукого

2. Александра Невского

3. Ярослава Мудрого

4. Олега Вещего

5. К памятникам зодчества Древней Руси IX— XII вв. относятся:

1. Десятинная церковь в Киеве

2. Троице-Сергиев монастырь

3. храм Василия Блаженного

4. храм Святой Софии в Киеве и Новгороде

6. «…Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить» — этими словами начиналась (лось):

1. «Задонщина»

2. «Повесть временных лет»

3. «Поучение детям»

4. «Слово о полку Игореве»

7. Установите соответствие между именами князей и связанными с ними событиями:

Ярослав Мудрый
Владимир Святославич
Олег
Владимир Мономах
объединение Киева и Новгорода
разгром половцев
крещение Руси
составление Русской Правды

Применяем основные понятия и термины

1. Полюдьем в древности называли:

1. походы в Византию

2. походы против кочевников-степняков

3. форму взимания дани с подвластного населения

4. сход общинников

2. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1. холопами

2. смердами

3. рядовичами

4. закупами

3. Община у восточных славян называлась:

1. вервью

2. вирой

3. полюдьем

4. пожилым

4. Свод законов Древней Руси — это:

1. Русская Правда

2. Судебник

3. «Домострой»

4. Стоглав

5. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1. волхвами

2. посадниками

3. рекрутами

4. смердами

Источник