Неясности закона толкуются в пользу

Неясности закона толкуются в пользу thumbnail

“Главная книга”, 2007, N 14
ТРАКТУЕМ НЕЯСНОСТИ
ЗАКОНА В СВОЮ ПОЛЬЗУ
(Применение п. 7 ст. 3
Налогового кодекса на практике)
По итогам
проверки вашей организации доначислен
налог, пеня и штраф. Произошло это потому,
что норма закона, которой вы
руководствовались при расчете налога, была
по-разному истолкована вами и налоговиками.
Обжаловать начисление спорных сумм налога,
а также пени и штрафа, видимо, придется в
суде.
Закон что дышло?
Одним из
базовых принципов налогового
законодательства является принцип
определенности налоговых норм, который
заключается в том, что акты
законодательства о налогах и сборах должны
быть сформулированы таким образом, чтобы
каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить .
Отсюда вытекает еще одно правило: все
неустранимые сомнения, противоречия и
неясности актов налогового
законодательства должны толковаться в
пользу налогоплательщика (плательщика
сборов) . Для начала разделим понятия:

неясность (неопределенность, непонятность)
нормы законодательства. Она возникает,
когда в законе (ином нормативном акте)
отсутствует четкая и понятная
формулировка, которая позволяла бы
однозначно понимать и исполнять требования
закона. Как следствие, одно и то же
положение закона (иного нормативного акта)
налоговики и налогоплательщики начинают
толковать (трактовать) по-разному. Например,
норма законодательства содержит слова и
выражения, значения которых не установлены
налоговым законодательством, а в разных
областях права или в разных сферах
деятельности эти слова и выражения могут
иметь различные значения. Также неясности
норм возникают по причине пробелов в
законодательстве, когда отсутствуют нормы,
регулирующие какой-либо вопрос;

противоречия норм законодательства, то
есть наличие двух и более норм, по-разному
регулирующих одни и те же отношения.
Противоречия могут возникнуть между
нормами одного нормативного акта (скажем,
две статьи Налогового кодекса противоречат
друг другу) или между нормами разных
нормативных актов одного уровня (скажем,
двух приказов Минфина).
Примечание

Существует несколько способов разрешения
противоречий. Вот лишь основные правила.
Правило 1 . Если противоречат друг
другу акты, имеющие разную юридическую
силу, то применяется акт, обладающий
большей юридической силой.
Правило
2 . Если противоречат друг другу акты
одинаковой юридической силы, но изданные в
разное время, то приоритет имеет позже
изданный акт.
Правило 3 . Если общая
норма противоречит специальной норме, то
приоритет имеет специальная норма.

Подробно об устранении противоречий между
актами мы рассказывали в журнале “Главная
книга”, 2005, N 5.
Конечно, мы можем, увидев в
законодательстве неясность или
противоречие, руководствоваться таким
пониманием нормы, которое нам наиболее
выгодно. Однако в случае несогласия
налогового органа с занятой нами позицией
свою правоту придется доказывать. Причем
представляется более правильным
обратиться в суд, а не в вышестоящий
налоговый орган. Маловероятно, чтобы
налоговики добровольно признали наличие
неясностей (противоречий, пробелов) в
налоговом законе. По их мнению, в
большинстве случаев никаких неясностей и
противоречий нет. Ведь у них действует свой
принцип понимания налоговых законов: есть
сомнения – заплати налог и спи спокойно.
Поэтому местом реализации нормы п. 7 ст. 3 НК
РФ будет суд.
Но идти в суд с одной лишь
фразой о несовершенстве налогового
законодательства бессмысленно. Поскольку
четких критериев оценки спорных норм права
на предмет ясности, определенности и
непротиворечивости пока не установлено,
судьи стараются не утруждать себя
самостоятельным созданием такой оценки.
Доказывать факт наличия неясностей
(противоречий, пробелов) в законе придется
вам самим, после чего перед судом надо
поставить вопрос о применении п. 7 ст. 3 НК РФ
. Итак, для того чтобы решение было принято
судом в вашу пользу, нужно запастись
вескими аргументами.
Внимание!
Толкование неясностей и коллизий
налогового законодательства в пользу
налогоплательщиков является не правом, а
обязанностью суда.
——————————–
Пункт 6 ст. 3 НК РФ.
Пункт 7 ст. 3 НК
РФ.
Часть 1 ст. 65 АПК РФ.
“Как только
вы примете нашу точку зрения, мы с вами
сразу
согласимся”
В первую очередь
надо постараться убедить суд в
допустимости того толкования спорной нормы
закона, к которому вы прибегли. Доказывайте,
что именно такое решение вопроса, несмотря
на наличие неясностей (пробелов) в
законодательстве, было для вас очевидно.
Полезно сослаться на следующие документы,
свидетельствующие о правильности именно
вашей позиции.
1. Письма Минфина или
налоговых органов, подтверждающие ваше
мнение. Желательно выбрать письма
“посвежее”. Неплохо также привести ряд писем
по спорному вопросу, демонстрирующих, что у
компетентных госорганов сложилось
однозначное определенное мнение на данный
счет, сходное с вашим.
Причем в этом
случае неважно, даны ли разъяснения
компетентных должностных лиц финансового
или налогового органа непосредственно вам
по вашему запросу, адресованы ли
разъяснения неопределенному кругу лиц или
представляют собой ответ на запрос иного
лица (главное, чтобы ситуация в письме
соответствовала вашей).
Пример.
Налоговики упорно пытались исчислить НДФЛ
с компенсаций работникам, занятым на
тяжелых работах, работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, предусмотренных
трудовыми (коллективными) договорами ,
несмотря на мнение Минфина, который
неоднократно (в 2005, 2006 гг.) указывал, что
такие компенсации включать в налоговую
базу по НДФЛ не нужно . В конце концов
черту подвел Высший Арбитражный Суд РФ,
подтвердив справедливость мнения Минфина
.
Пример. Порой сам Минфин, отвечая на
заданные ему вопросы, апеллирует именно к
норме п. 7 ст. 3 НК РФ. К примеру, финансовый
орган отмечает, что ни Налоговым кодексом,
ни Законом о госрегистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним не
предусмотрена уплата пошлины за
регистрацию прекращения прав на
недвижимость или регистрацию соглашений о
прекращении ограничения прав на
недвижимость. Соответственно, при
регистрации соглашения о расторжении
договора участия в долевом строительстве
или соглашения о расторжении договора
аренды пошлину платить не надо .
2.
Судебные решения по спорному вопросу, в
которых суд занял сторону
налогоплательщика.
Пример. Платить ли
НДС с суммы неустойки, полученной продавцом
(исполнителем по договору подряда) при
нарушении покупателем (заказчиком)
договорных обязательств? Действующее
законодательство позволяет трактовать
этот вопрос и так и эдак. А вот суды сразу
определились: пока ни одного решения в
пользу налоговиков не принято (см. рубрику
“Судебные споры” в издании “Главная книга.
Конференц-зал”, 2007, N 5, с. 57).
Пример.
Игровой автомат – один, а объектов обложения
налогом на игорный бизнес – несколько. Так
считает налоговая инспекция в ситуации,
когда установлен игровой автомат, имеющий
один корпус, выполняющий одну игровую
программу, но позволяющий играть
одновременно нескольким лицам (например,
“Столбик”, “Ромашка”, “Электронная рулетка”)
. Но арбитражная практика показывает, что
суды расценивают такие игровые автоматы в
качестве одного объекта налогообложения
независимо от количества игровых мест. И
налог с них разрешают платить как с одного
объекта . Аргументация судов проста: НК РФ
не содержит слов (или словосочетаний),
указывающих на то, что азартные игры должны
проводиться последовательно или
одновременно с участием одного или
нескольких играющих, а игровой автомат
должен иметь только один купюроприемник,
одно игровое поле или одно посадочное
место. Поэтому в силу п. 7 ст. 3 НК РФ такой
спор решается в пользу
налогоплательщика.
Что касается судебной
практики: чем выше инстанция, тем лучше.
Если по спорному вопросу имеется
постановление Пленума ВАС РФ, то это вообще
замечательно. Тогда достаточно сослаться
на него в суде, чтобы с большой степенью
вероятности получить защиту нижестоящим
судом именно ваших интересов . Также
хорошо, если подобный спор рассматривался
Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ и
был решен в пользу выбранной вами
позиции.
Если аналогичные споры ВАС РФ
не рассматривались, то можно и нужно
привести положительные судебные решения,
принятые судом кассационной инстанции
округа, в котором слушается ваше дело.

Если такая судебная практика по вашему
округу отсутствует, то следует
проанализировать судебную практику по
интересующему вас вопросу по всем округам и
сопоставить количество дел, в которых суды
поддержали или не поддержали позицию
налогоплательщика по существу вопроса.
Подготовьте сводную таблицу судебных дел,
из которой было бы видно, что на вашей
стороне большинство судов. Сами судебные
решения распечатайте из справочной
правовой системы

Читайте также:  Польза куриных яиц для мужчины
Статья: Недвижимость глазами инвестора (особенности учета участия в долевом строительстве) (Елина Л.А.) (‘Главная книга’, 2007, n 14)
 »

Читайте также

Источник

1. Определение понятий презумпции правоты и невиновности налогоплательщика

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П “По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”” налог – это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Налоговые правоотношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, предполагают субординацию сторон, одной из которых – налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой – налогоплательщику – обязанность повиновения.

Возлагая на налогоплательщика данную обязанность, государство предусмотрело для него ряд гарантий, включающих, в том числе норму п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), называемую презумпцией правоты налогоплательщика:все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На первый взгляд, формулировка п. 7 ст. 3 НК РФ достаточно проста и понятна.

Однако отсутствие нормативных определений терминов “неустранимые”, “сомнение”, “противоречие”, “неясность” вызывает много споров, как в теории, так и на практике.

Возможность применения положений п. 7 ст. 3 НК РФ усложняется еще тем, что, как правило, спор возникает между налогоплательщиком и налоговыми органами в отношении прошедших налоговых периодов двух-трехлетней давности, когда по поводу толкования той или иной нормы еще не было единой позиции у самого уполномоченного органа в области налогов и сборов, не накопилось единообразной судебной практики, в то время как на момент спора позиция и практика окончательно сформировались, то есть сомнения, противоречия и неясности были устранены.

Читайте также:  Польз и вред сливочного масла

Презумпция правоты налогоплательщика тесно связана с презумпцией его невиновности, установленной п. 6 ст. 108 НК РФ, однако эти презумпции не тождественны.

Презумпция правоты налогоплательщика применяется, если речь идет о сомнениях, противоречиях и неясностях актов законодательства о налогах и сборах, а презумпция невиновности налогоплательщика – при установлении виновности лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, когда оцениваются собранные налоговым органом по делу о налоговом правонарушении доказательства субъективной стороны, в том числе учитывается и презумпция правоты налогоплательщика.

Переходя к толкованию слов “сомнение”, “противоречие”, “неясность”, следует согласиться с их определениями, данными А.В. Деминым*1:
_____
*1 Налоговое право России: Учебное пособие / А.В. Демин. – РУМЦ ЮО, 2006.

“Под сомнением понимают невозможность для правоприменителя однозначно истолковать подлежащий применению нормативный акт из-за наличия в нем противоречий или неясностей. Противоречие – это наличие двух норм одинаковой юридической силы и взаимоисключающего содержания. Конкурирующие нормы могут содержаться как в тексте одного нормативно-правового акта, так и в разных актах одного уровня. Неясность – наличие пробелов или оценочных категорий, не позволяющих однозначно установить действительную волю законодателя”.

2. Ситуации, при наличии которых возможны сомнения, противоречия и неясности в применении законодательства о налогах и сборах

Анализ практики применения законодательства о налогах и сборах позволяет выделить ситуации, при наличии которых возможны сомнения, противоречия и неясности:

– наличие редакционных неточностей.

В настоящее время общепризнанным является тезис о низком юридическом качестве и неэффективности некоторых актов российского налогового законодательства.

При часто вносимых в акты законодательства изменениях и дополнениях повышается риск совершения юридических и технических ошибок и, как следствие, возникновение разночтений в правопонимании содержания налогово-правовых норм;

– противоречие общей и специальной нормы, наличие двух и более законных альтернативных вариантов решения спора, каждый из которых достаточно обоснован и имеет право на существование.

Наличие двух или нескольких противоречащих норм (коллизия норм) является проблемой не только налогового законодательства.

В случае коллизии норм законодательных актов применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное; при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 N 199-0);

– неопределенность толкования терминов.

Использование законодательством о налогах и сборах специфических терминов создает трудности для восприятия налоговых обязанностей не только налогоплательщиками, но и правоприменительными органами.

Положения ст. 11 НК РФ, в соответствии с которыми институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, создают немало оснований для наличия неопределенностей в толковании терминов.

Это происходит, в частности, из-за того, что многие понятия, имея идентичное или схожее содержание, называются в налоговом законодательстве иначе, чем в гражданском, семейном и других отраслях законодательства.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.04.2005 N А12-25718/04-С60 отмечено, что отсутствие в налоговом законодательстве толкования терминов “оптовая торговля” и “розничная торговля” свидетельствует о неопределенности содержания правовой нормы;

– нечеткое определение круга лиц, на которых распространяется действие нормы, либо нечеткое установление какого-либо из элементов налогообложения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Читайте также:  Сметана в чем польза для почек

Неопределенность содержания норм законодательства о налогах и сборах, использование в налоговом и ином отраслевом законодательстве противоречиво толкуемых понятий влечет различное их понимание и применение, чем нарушается равенство прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, подрывает доверие к закону и действиям государства.

Конституционным Судом Российской Федерации указывалось в постановлениях от 08.10.1997 N 13-П, от 11.11.1997 N 16-П, от 28.03.2000 N 5-П, от 20.02.2001 N 3-П, что формальная определенность налоговых норм предполагает и достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному дискриминационному ее применению государственными органами, должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым – к нарушению принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.01.2007 N 48-О-О отметил, что некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании законоположения, хотя и затрудняет уяснение его действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что оно является неопределенным, расплывчатым, не содержащим четких стандартов и, следовательно, не отвечающим принципам налогового законодательства в правовом государстве;

– возложение на налогоплательщиков дополнительных обязанностей, не предусмотренных законодательством.

В определении от 16.10.2003 N 329-О Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

В то же время в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 324-О указано, что отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме. Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации указал на связь права налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС с уплатой этого налога в бюджет поставщиком;

– наличие неоднозначной, противоречивой судебной практики (то есть когда по одному и тому же вопросу разные суды делают разные выводы).

Данное обстоятельство уже само по себе свидетельствует о том, что до момента применения нормы и раскрытия ее содержания ВАС РФ или Верховным Судом Российской Федерации в соответствующем судебном акте данная норма не имела единообразного толкования.

3. Применение презумпции правоты налогоплательщика

Среди специалистов нет единого мнения относительно того, к каким словам относится слово “неустранимые” в п. 7 ст. 3 НК РФ. Одни авторы считают, что слово “неустранимые” относится только к слову “сомнения” (так как акты не могут сомневаться), другие же считают, что слово “неустранимые” относится не только к сомнениям, но и к законодательным противоречиям.

По нашему мнению, в качестве неустранимых должны рассматриваться только те сомнения, противоречия и неясности, которые оказалось невозможным устранить, несмотря на использование известных методов толкования.

Из этого следует, что закрепленная п. 7 ст. 3 НК РФ презумпция правоты налогоплательщика должна применяться при разрешении налоговых споров только в качестве крайней меры, когда все иные юридические средства исчерпаны.

Несмотря на терминологические споры относительно самого п. 7 ст. 3 НК РФ, судебная власть, действующая на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия, при разрешении налоговых споров устанавливает оптимальное сочетание государственных, общественных и частных интересов, оценивает определенность соответствующей нормы и нередко указывает на презумпцию правоты (добросовестности) налогоплательщика.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что налогообложение как ограничение права собственности законно настолько, насколько это установлено законом. В спорных ситуациях действует презумпция правоты собственника, поступающего наиболее выгодным для себя способом. В то же время наличие сомнений, противоречий и неясностей как результат внутреннего убеждения налогоплательщика либо как мнение государственных органов само по себе недостаточно для применения п. 7 ст. 3 НК РФ. Для этого необходимо, чтобы сомнения, противоречия и неясности носили неустранимый характер. Только в этом случае данные обстоятельства, выявляемые в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях, устраняются путем толкования этих норм правоприменительными органами (судами) в пользу налогоплательщика.

Источник