Не все что мы делаем должно приносить пользу
Христианская свобода. Почему апостол Павел отказался от мяса?
Многие считают, что апостол Павел не ел мяса, потому что был аскетом. Так ли это? Анализ Священного Писания показывает, что причина была совсем в другом. Особенно ярко это видно в Первом послании к Коринфянам.
Известно, что ап. Павел проповедовал Евангелие среди язычников, у которых был обычай приносить животных в жертву богам и вкушать жертвенное мясо.
Иисус Христос, придя в мир, принёс Себя как Агнец в Жертву за грехи всего человечества и, тем самым, отменил все другие жертвы, в том числе и иудейские.
Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Псалтырь 50:19)
Благую весть о Спасении через Жертву Христа и проповедовал ап. Павел среди язычников, его трудами многие крестились. Однако, первые христиане продолжали жить среди идолопоклонников, дружили с ними, если за одним столом.
На таких трапезах постоянно присутствовало идоложертвенное мясо, т.е. то, которое сначала приносилось в жертву, а потом шло в употребление. Такое мясо продавалось и на рынках, при чём очень часто его невозможно было отличить от обычного. Получалось, что христиане ненароком могли съесть жертву идолу, и это их очень смущало.
Апостол Павел, как и другие совершенные христиане, считал идолов за ничто, а идолжертвенное чистой пищей. Он писал:
об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор 8:4),
Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор 8:8).
В отличии от него, новообращенные христиане с опаской относились к отрицанию богов, в которых верили прежде, и к их жертвам. Поэтому, поедая идоложертвенное, чувствовали себя оскверненными и укоряемыми собственной совестью:
некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1 Кор 8:6-7).
Получалось, что когда ап. Павел ел мясо, не вникая в его происхождение, поскольку не считал это важным, тем самым вводил в искушение несовершенных, и поступал не на пользу другим членам Церкви.
Совершенный становился искусителем, несовершенный – искушаемым.
Понимая это, ап. Павел писал о христианской свободе:
Все мне позволительно, но не все полезно;
все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор 10:23).
Истинный христианин должен думать не только о пользе для своего развития, но и о назидании других членов Церкви. Вот почему, апостол Павел отказался от мяса:
если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор 8:13).
Христианская свобода должна исходить не из личных интересов, а из общих, потому что все христиане – члены единого Тела Христова (Церкви).
Ап. Павел предупреждал и других христиан:
Берегитесь .., чтобы … свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо … от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос (1 Кор 8:9-11)
согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа (1 Кор 8:12).
Апостол подчеркивал очень важную мысль о приоритете любви над знанием. Во всём, что мы делаем, надо исходить из любви. Она поможет увидеть, что на сердце у другого, и подскажет, в каких случаях, как поступать:
знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор 8:1-3).
В то же время ап. Павел строго предупреждал о том, что христиане не должны участвовать в трапезах, о которых заведомо известно, что они посвящены языческим богам:
я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор 10:20-21).
Это опасно, потому что несовершенные христиане могут быть вовлечены в общение с бесами и склониться к идолопоклонству.
Таким образом, отказ апостола Павла от мяса не имеет никакого отношения ник аскетизму, ни к идеологии современного вегетарианства.
Читайте также: Конфликт Петра и Павла: Антиохийский инцидент
Изображения с сайта Pixabay.com
Статья о том, как получать удовольствие не только от результата, но и от процесса достижения целей. Информация будет полезна тем, кто стремится к цели или находится в поиске того, к чему стремиться.
Почему удовольствие от процесса важнее
Люди стремятся к благополучию жизни. Приятные ощущения появляются у человека уже от мыслей о том, «чего бы хотелось». Долгожданный отпуск на берегах диких островов в жарких странах, покупка действительно хорошей машины, стильных вещей, подчеркивающих личностные особенности человека, постройка собственного дома и другие привлекательные объекты, которые иногда становятся целями людей.
Конкретная цель выглядит в уме человека как заключительный, желаемый результат. Удобно воспринимать реальность, как движение от точки «А» в точку «Б». Эти рубежи находятся исключительно в Уме Человека. В действительности всё существует как непрерывный процесс. Поэтому купленный автомобиль, построенный дом, одежда и другие ценности становятся для человека обыденностью. Количество эндорфинов максимально в момент достижения цели, а затем плавно снижается до обычного уровня.
Цель может быть экстра приятной и доставлять максимум удовольствия, а может быть средней или вовсе нейтральной. Это вопрос отношения, которое зависит от конкретных, личностных особенностей человека. Процесс также имеет свою градацию отношения. Поговорка – «цель оправдывает средства», как раз об этом. И если момент достижения цели – это непродолжительный отрезок времени, то процесс достижения цели это 90% затраченного времени.
Очевидно, что удовольствия от жизни будет больше, если не только цель, но и весь путь, процесс, движение к цели, будет приносить удовольствие. Просыпаться каждый день с улыбкой и радоваться новому дню возможно, только когда есть процесс приносящий удовольствие. Даже обладая нескончаемыми ресурсами и имея возможность тратить крупные суммы каждый день, человек привыкает и это уже не приносит удовольствия. Только осознанная деятельность и понимание ценности своих поступков приносит долгосрочные приятные ощущения и радостное фоновое состояние, а также мотивирует стараться и находить лучший вариант в совершаемых действиях.
Как получать удовольствие от процесса
«Ты не находишься во вселенной, ты и есть вселенная, её неотделимая часть. Точка фокусировки, в которой вселенная осознаёт саму себя» (с.) Экхарт Толле.
Человечество – единый организм, состоящий из клеточек – конкретных людей. Увеличиваются и становятся больше те процессы, которые являются полезными и нужными для человечества, для вселенной. Если деятельность человека полезна для других, он получает благодарность и чувствует ценность своей деятельности.
Действительно классно делать то, что приносит реальную пользу и радость другим людям. Достижение своих личных целей становится второстепенным результатом, а при их большом количестве – подтверждением того, что деятельность реально полезная и нужная, то есть на неё есть спрос и люди готовы платить.
Чтобы получать удовольствие от процесса, нужно идти своим путём и быть на своём месте, принося пользу другим людям. Если человек идёт своим путём, то этот путь радостный, интересный и увлекательный, есть мотивация стараться и находить лучший вариант в совершаемых действиях. Осознание и внимательное отношение к смыслу своей деятельности, понимание ценности своих действий для других людей и стремление сделать больше — вот что приносит ощутимое ощущение удовольствие от процесса.
«Делай добро и приноси реальную пользу людям
Старайся отдать больше, чем получаешь и будешь получать больше, чем сейчас»
связаться с автором
Информационный продовольственный сервис. Мы знаем всё о продуктах питания и тех кто их… · tvoyproduct.ru
Здоровая пища — это тот набор продуктов питания, который приносит пользу для организма. В здоровой пище содержится максимальное количество витаминов, полезных микроэлементов, минералов и белков.
Здоровая пища может быть как растительного, так и животного происхождения. Более подробно о здоровом питании вы можете почитать в разделе здоровье на нашем сайте: https://tvoyproduct.ru/news/list/2
Дежурный тренер проекта S10.run. Помогаю людям найти себя в беге. Делюсь знаниями. · blog.s10.run
Сейчас трудно найти действительно здоровую пищу. Промышленное сельское хозяйство и животноводство интенсивного типа не делают пищу особенно здоровой. Поэтому самая здоровая пища – это минимально необходимое количество пищи. Лучше есть существенно меньше, чем чуть чуть больше. Из составляющих: чем больше зеленой травы тем лучше, заправлять салаты лучше оливковым маслом… Читать далее
И действительно, если питаться даже ограниченным набором продуктов, но из своего огорода, а не кучами суперфудов… Читать дальше
На самом деле организм всегда сам подскажет, что ему нужно в данный момент. Если действительно настроиться на “полезность”, а не на “удовольствие”, заходя в магазин.
Мне интересно все: начиная от бизнеса и права – заканчивая модой и…
Здоровая пища – это залог крепкого здоровья и хорошего самочувствия. Ведь нашему организму нужно откуда-то брать энергию.
Здоровая пища включает в себя полезные элементы, необходимые нашему организму. Это может быть мясо нежирных сортов, некоторые морепродукты, зелень, овощи и фрукты.
Здоровая пища для человека это фрукты, овощи, каши злаковые, рис, мясо не хдоровая пища так как содержит потогенную микрофлору присущую животным наситилям бактерий которые разлогают мясо, у которых короткий кишечник. Если человек будет есть мясо, темболее плохо приготовленое, рано или поздно его будут медленно но верно убить разлогая в прямом смысле слова эти бактерии… Читать далее
Какие есть продукты с отрицательной калорийностью?
Мечтающим не голодать и худеть посвящается. Фраза «ешь и худей» воплощаются в реальность.
Отрицательная калорийность – это когда организм тратит больше калорий на переваривание продукта, нежели получает вместе с ним.
К примеру, вы съели на ужин морковь, калорийностью 10 ккал, а потратили на переваривание 12 ккал. Отсюда и берётся минус в калорийности.
В основном, таким эффектом могут похвастаться овощи: тыква, баклажан, томаты, капуста, кабачок, перец, сельдерей, репа, руккола, цукини и другие. Из фруктов: клубника, яблоко, грейпфрут, клюква, ананас, малина, мандарин.
Также входят некоторые травы и специи. А ещё очень полезный продукт – грибы, который богат белком.
Потреблять их лучше всего в сыром виде. Можно готовить овощные и фруктовые салаты.
Потому что в процессе приготовления теряется очень много полезных свойств. И, конечно же, клетчатки.
Ну и для любителей мяса: нежирная рыба, индейка, язык, куриная грудка.
Дочитали до конца? Выдохнули, обрадовались и пошли «сжигать калории».
Прочитать ещё 3 ответа
Какой завтрак самый полезный?
По образованию — журналист. Работаю в социальной сети. Учусь на гештальт-терапев…
Например, ленивая овсянка с фруктами и ягодами. “Ленивая”, потому что ее не нужно варить: она готовится заранее вечером, а утром следующего дня вы можете беззаботно насладиться уже готовым завтраком. Я делаю так: в банке смешиваю 1/2 стакана овсяных хлопьев, 1/2 стакана замороженной черники (или другой ягоды), любой измельченный фрукт (грушу, хурму, виноград без косточек, банан, что угодно), добавляю 2 чайные ложки мёда или джема на сахарозаменителе (у меня фруктоза), 2 чайные ложки льняного масла, молотую корицу по вкусу. Заливаю получившуюся смесь 1,5 стаканами нежирной ряженки, перемешиваю, затем закрываю банку крышкой и отставляю до утра. В таком завтраке есть всё, что нужно организму: медленные углеводы из овсяных хлопьев дают энергию на несколько часов, ряженка богата белком, льняное мало служит источником полезных жиров (полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 и Омега-6), а фрукты и ягоды дают организму необходимые витамины, минералы и клетчатку.
Прочитать ещё 2 ответа
Кухня какой страны самая здоровая?
Аналитик, учусь на магистра фин.менеджмента, люблю Италию, папа – шеф-повар
Во всем мире первое место по здоровой кухне является японская кухня, благодаря которой японцы являются долгожителями и не имеют проблемы с лишним весом и болезнями, с ним связанными. В основе японской кухни очень мало мяса, молока, животных жиров и простых углеводов. Японская кухна состоит из рыба, водорослей, морепродуктов, овощей, сои и рис, редко свинина, курица и яйца. И всегда самые свежие продукт, только что выловленные или пойманные или выращеные.
Какая пища идеально подходит человеческому организму?
Натуральные мясо, овощи, фрукты. В целом, всё. Небезосновательно говорят о том, что лучше усваивается пища, произрастающая в том же регионе, где вы и проживаете. Если задумались о здоровом питании, в своих поисках наверняка натолкнетесь на людей отказавшихся от мяса, не соблазнитесь. Можете обратить внимание, что разговоры о пользе отказа от мяса имеют второстепенный характер, а первостепенный- это лишь жалось к убиваемым животным.
Каким образом у человека развиваются вкусовые предпочтения в еде?
Философ по жизни. Скептик по масти
Сделаю попытку ответить на этот вопрос с позиции формирования условных рефлексов по Павлову. Иван Петрович Павлов выделял в поведенческой реакции человека проявление безусловных и условных рефлексов. Безусловные − это врожденные рефлексы данные нам матушкой-природой или Богом (зависит от вашего мировоззрения). Условные, или приобретенные, формируются в момент рождения и до конца жизни. Так вот, если у вашей супруги отсутствует талант к приготовлению борщя, и она его часто пересаливает, то у вас скорее всего появится отвращение к ее стряпне. Дело в том, что очень соленая пища воспринимается мозгом, как потенциально-опасная, и в данном случае срабатывает защитный безусловный рефлекс. Тот же механизм проявляется, когда вы принимаете пищу со вкусом горечи. Здесь рефлекс проявляется в виде рвотной реакции. Самый первый продукт, вкушаемый новорожденным − это материнское молоко, которое по всей видимости, является эталоном вкусового предпочтения, так как подкрепляется сладким вкусом молока (из-за содержания лактозы) и получения удовольствия от процесса сосания. Последние исследование показали, что в молоке матери содержатся бета-эндорфины, которые дополнительно воздействует на центр удовольствия ребенка. Следующим этапом формирование вкусового предпочтения, является − семейный рацион. Те продукту которые ребенок употреблял в семейном кругу будут вызывать приятные ассоциации. Будь, это, домашняя готовка или походы в Макдоналдс. Например, вспомните мультфильм “Рататуй”, где дегустатор вспоминает детство, когда отведал блюдо, состряпанное малышом Реми. Если попытаться понять, почему мы испытываем тягу к соленной, сладкой и острой пище. То скорее ответ кроется в физиологии человека, а именно концентрациях солей хлорида натрия и глюкозы в крови. Что бы поддерживать эти константы, человеку необходимо употреблять углеводы и минеральные соли. Скорее всего поэтому в древности человек селился рядом с источниками соли и злаковых культур. Пряности добавляют остроту ощущения при приеме пищи, так как возбуждают множество рецепторов языка, стимулируют пищеварительную систему и центр удовольствия мозга.
Прочитать ещё 2 ответа
Nikita Fin · 29 июня 2017
18,0 K
Для начала, никто никому ничего не обязан и не должен. Вы сам хозяин своей жизни.
Поэтому, каждый сам для себя решает, хочет ли он приносить пользу обществу( некоторым людям это приносит удовольствие, а для кого то в этом заключается целый смысл жизни ) или жить для себя.
а теперь представьте мир где все так думают. вы этому миру будете нужны только здоровый и платящий налоги.
Юрист, предприниматель, режиссер, психолог. Найди лишнее слово!
С точки зрения самовлюбленного и недалекого эгоиста никто никому ничего не обязан. Ты не обязан быть человеком разумным. Ты не обязан делиться с людьми знаниями. Ты не обязан любить людей. Ты не обязан уважать людей. Но только надо не забывать, что цивилизацию строили не такие му*аки, а нормальные ребята и девчата, которые хотели привнести что-то в наш непонятный и… Читать далее
Индивидуальный предприниматель, инвестор
Вы в вашем вопросе сразу подразумеваете что якобы кто-то кому-то что-то должен. Человек вправе для себя сам определять, должен он кому-то что-то или нет. Каждый индивид сам определяет жизненные ценности, установки, приоритеты в своей голове.
Если вы хотели услышать ответы от других людей – пожалуйста. Я отношусь к тем людям, которые живут для себя и мне безразлично, как… Читать далее
ну и отлично вы просто правильный человек с правильными ценностями
Москва, промышленный альпинист, сказочник
Если смотреть на картину в целом, то “жить для себя” подразумевает принесение пользы обществу. Так или иначе. Потому, что если общество в целом живёт хреново, то и тебе будет затруднительней жить в нём “для себя”.
я загораюсь и сгораю, чтобы снова загореть.
Если ты ничего не делаешь для общества, то и оно ничего не будет делать для тебя. Никто никому ничего не должен, но если хочешь жить со всеми благами современного мира (интернет, электричество, общ транспорт и другое), то, разумеется, плати.
Заинтересованный собеседник.
С точки зрения общества – обязан. На данный момент в любом обществе есть люди, приносящие ему пользу добровольно, добровольно-принудительно или же просто принудительно.
Не будь таких людей, не было бы и общества. Одним из признаков общества является “социальная структура”, а это – непосредственное взаимодействие и взаимосвязь социальных общностей (большая или малая… Читать далее
“С точки зрения общества – обязан.”
А кто выражает точку зрения общества? %)
Изучаю медицину и нутрициологию. Люблю танцы и музыку
Что есть общество? Давайте сформулируем вопрос так: “Обязан ли человек приносить пользу другим людям?”. Ответ: нет, не обязан, но вынужден, так как это обеспечивает его ресурсами к существованию. Это принцип обмена. Именно так работает рыночная экономика.
А вот если речь идет о безвозмездной помощи, то тут я согласен с Айн Ренд, что никто не обязан эту безвозмездную… Читать далее
Программист-разработчик, опыт 15 лет, менеджер проектов, владелец небольшого…
Тот, кто бесполезен для общества – может жить для себя, но либо очень плохо, либо на необитаемом острове. Если вы не сын миллионера, и не нашли клад – общество платит только за пользу, причём чем больше пользы – тем выше это оплачивается.
Если бы это было так, мы жили бы в идеальном мире)) К сожалению, по факту корреляция совсем нелинейная, поэтому… Читать дальше
Не обязан. Но, на наше счастье, в мире достаточно много людей, которым этого хочется – приносить пользу другим, и они делают какие-то очень хорошие вещи. Поэтому, в принципе, можно быть спокойным на этот счёт и решать за себя, как хочется, потому что альтруисты никогда никуда не денутся.
Вот это самый грустный ответ, потому что ни один эгоист никогда не задумается о том, что он не просто абстрагировал… Читать дальше
Дважды лауреат премии Президента РФ, вечный студент-юрист, эксперт TheQuestion…
Об абстрактной “пользе обществу” обычно голосят те, кто под прикрытием этого лозунга пытается удовлетворить свои персональные и вполне себе земные интересы. Именно такая ситуация наблюдалась в советской России: миллионы трудились “ради общего блага”; в итоге “общее благо” было доступно элитам, в то время как рабочие, крестьяне и прочие трудящиеся пребывали в бесправии… Читать далее
Доброго дня, уважаемый Артём. И вопрос таков: как вы считаете возможно ли комфортно жить свободномыслящему человеку в современном обществе?
Государственное и муниципальное управление
Доброго дня.
Вопрос неоднозначный и включает в себя довольно большой спектр неопределенных критериев. Например, свободомыслие в плане супружества, карьеры, политических тенденций или религиозных догм? Но стоит опять же определиться с тем, что такое это “современное общество” и где оно находится?
Допустим, я живу в Дании и высказываю свой политический протест. Меня за это не уволокут в автозак и не “впаяют” по административке 5-30 суток, как в России. Получается, что в Дании общество более современное и свободомыслящее, чем в России? А если в Ирландии выскажу свою атеистическую позицию, то рискую попасть даже под уголовное преследование. Это же не значит, что в Республике Ирландия менее современное общество, чем в России. Культурные ценности не распределяются как-то однородно, но везде по-разному. Если говорить о свободе в отношении устоявшихся догм, традиций и обычаев, то вполне возможно, но опять же существует огромное количество культур.
Ну ладно, возьмем, как пример, Россию. Как сказал А.Г. Невзоров: “Проблема этой несчастной страны – первобытное мышление и человек, который работает на его разжигание.” Лишь отчасти с этим согласен, потому что люди есть разные и было бы нелепо равнять всех по нескольким. В России много чего запрещено в плане инакомыслия, причиной чего является последовательная политика государства по подавлению развития гражданских институтов и инициатив, все также вдалбливается патернализм и униженное место человека в системе по отношению к власти, ура-патриотизм, принцип “светского государства” и многое другое. И поэтому открыто выражать свою позицию на любую тематику на территории России, не рискуя попасть под правовую или социальную – моральную и физическую – экзекуцию, думаю, невозможно.
Должен ли человек помогать другим?
Человек никому ничего не должен. Если не хочется помогать, но приходится, получаешь тот же стресс, что и при отказе в помощи. Поэтому нужно для себя решить точно и придерживаться выбранной линии поведения.
На мой взгляд, помогать нужно только в том случае, если видишь, что человек физически не сможет справиться сам, примеряя на себе подобную ситуацию. Помогая в мелочах, мы лишаем нуждающегося проявить себя полностью, избрать иной, приемлемый путь решения. Лишаем его возможности быть сильным (не обязательно в физическом смысле). По моему в этом и есть смысл жизни – преодолевать самому.
В нашем современном обществе большинство людей живут или просто-напросто существуют?
Философ по рождению, психолог по призванию, уч.степень.
Медиатор между вашими…
Смотря с какой целью задан вопрос.
Вам статистику? Это к социологам, надо смотреть опросы по разным параметрам от уровня удовлетворенности жизнью до целеполагания и осознанности (если такие данные вообще есть).
Если подтвердить некие субъективные ощущения, что большинство окружающих вас “существует, а не живет” – то вполне возможно, что да, но что вы будете делать с этой информацией дальше? Можно, например, погордиться, что уж “я-то живу, а не просто существую”. А можно начать менять окружение на “живущих” вместо “существующих”.
Прочитать ещё 1 ответ
Задали мне по обществознанию интересный вопрос и к нему надо 10 предложений:Никто из нас не живёт для себя и никто не умирает для себя?
Можно попробовать по рассуждать о социальной значимости религии, тем более, что цитата из Библии. Это слова апостола Павла и смысл их в том, что человек не сам принимает решение, когда прийти в этот мир, и не сам решает, когда уйти. Но и сама жизнь христианина не должна быть свободной, его жизнь должна быть посвящена Богу и спасению души. Для этого он рождается и для этого умирает. Полная фраза звучит так: Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя. А живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни (Послание к Римлянам). Апостола Павла можно считать создателем христианской церкви. Со своим учеником он объезжал первые христианские общины, в некоторые отправлял письма (Послания), в которых разъяснял суть веры. С позиций христианства человек создан Богом и Богу он должен посвятить свою жизнь. Надо сказать, что апостол Павел просит о немногом. Служить Богу, любить ближнего, не искушать его, не судить, не унижать. В своих посланиях он разрешает есть свинину (не то, что входит внутрь, оскверняет человека, а то, что исходит из сердца), не делать обрезание. Разрешает создавать семьи, при чём даже с неверующими. Семья воспринимается им как «необходимое зло», призванное уберечь от греха. При этом указывает, что, конечно, лучше жить без семьи и детей. (Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене). На случай, если бабушка спросит, почему никак не женишься))
Апостол Павел известен тем, что проповедовал среди язычников. И общая мягкость его посланий, вероятно, напрямую с этим связана. И тем не менее, мягко, но неуклонно, он вновь и вновь обозначает, что чем в большей степени христианин отдаётся служению Богу, тем лучше.
Нечто подобное нашло своё воплощение позднее и в атеистической морали. Когда религиозное учение для общества перестало быть актуальным, люди сами принялись выдумывать себе сверхзадачи, создавать своеобразные атеистические религии. Хотелось чувствовать принадлежность к чему-то большему и великому. Мысль, что жизнь конечна и живешь ты её для себя – пугала. Хотелось хоть какого-то бессмертия. Отсюда идеи – жить ради будущих поколений, строить коммунизм, распространять демократию. Жить не для себя – это, вообще, отличительная особенность человеческого рода. В доисторические времена оказывались более успешными и живучими те племена, члены которых были более альтруистичны. К примеру, были готовы кормить сирот, адекватно распределять пищу, заботится о больных. Эта альтруистичность, то есть желание жить не только для себя, люди пронесли через всю свою историю и на разных этапах развития она получала своё материальное воплощение в законах, морали, религии, философских учениях, а также во всевозможных глобальных проектах. Люди приобрели способность ограничивать свои желания и интересы. К чему, кстати, призывают все мировые религии. Они, как бы, помогали человечеству прокачивать этот скилл (еда есть, но нужно поститься – просто потому что нужно). А умение себя ограничивать подарило нам и наше главное преимущество – умение планировать на долгий срок вперёд. Говоря простым языком любой человек умеет сделать себе плохо сейчас (например, тяжелым трудом приобретая хорошее образование), чтобы стало хорошо когда-то потом (высокий уровень жизни). Так что, в каком-то смысле, религия органически связана с самой природой человека.