Не в пользу граждан и бизнеса
Минфин планирует направлять конфискованные деньги в ПФР – соответствующий законопроект с поправками в Гражданский кодекс ведомство уже внесло в Правительство. Речь идет о ситуациях, когда владелец крупной суммы не смог доказать законность происхождения средств. Коснутся ли новые положения только чиновников-коррупционеров или пополнять бюджет ПФР таким способом будут за счет простых граждан? Это «МК» выяснил у эксперта Национального антикоррупционного комитета, адвоката Виктора Цымбала.
Сам Минфин назвал законопроект техническим. Аналогичные поправки в 2018 году уже были внесены в Бюджетный кодекс. Они расширили перечень доходов Пенсионного фонда конфискованными денежными средствами, а также финансами, вырученными от реализации коррупционного имущества, обращенного в доход государства. Нынешние поправки в ГК нужны для синхронизации с нормами Бюджетного кодекса, пояснили в Минфине.
– Виктор Анатольевич, почему на Ваш взгляд Минфин выбрал именно ПФР в качестве копилки для коррупционных денег?
– Скорее всего, государство столкнулось с тем, что в ходе борьбы с коррупцией появились такие большие средства, которые надо было куда-то определять. Я думаю, что со временем, если потребуется, будут внесены новые поправки и определен какой-то другой фонд. Государство просто не ожидало такой большой эффективности от мер по борьбе с коррупцией.
– Не получится ли, что новые правила ударят по простым гражданам? Есть ли грань – вот это коррумпированный крупный чиновник, у него мы конфискуем и передаем в ПФР, а это мелкий бизнесмен или учительница, их мы не трогаем?
– Формально под действие закона подпадают только чиновники и приравненные к ним лица. Это военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и так далее. Но есть оговорка – «а также члены их семей».
– То есть, если вы не чиновник или не родственник сотрудника ФСБ, то бояться нечего и собирать доказательства законности происхождения денег не надо?
– К сожалению, здесь могу только расстроить. На практике по конкретным делам, которые уже рассмотрены судами, мы видим, что имущество запросто конфискуется у лиц, которые вообще никак не связаны со взяточником. Это может быть, например, добросовестный покупатель автомобиля и квартиры, которыми когда-то владел коррупционер. В 99% случаев такой человек, как правило, не знает, на какие доходы приобретено это имущество.
– Если судить по уголовным делам экс-полковника Дмитрия Захарченко, чекиста Кирилла Черкалина и других крупных коррупционеров, складывается впечатление, что суды автоматически конфисковывали все, что заявляла прокуратура. В случае с деньгами доказать что-либо будет так же сложно?
– К сожалению, сейчас тренд борьбы с коррупцией перевешивает многие понятия о законности. Пока не удалось создать баланс между обвинительной частью и доводами обвиняемого или ответчика. Посмотрите на роль прокурора. С одной стороны, в уголовном деле он поддерживает обвинение. С другой, в гражданском процессе об обращении имущества в доход государства представляет сторону истца. То есть, именно по его иску изъятое имущество конфискуется не в рамках уголовного процесса, а в рамках гражданского дела.
– Другими словами, чтобы конфисковать у человека все деньги, даже не нужно будет ждать приговора суда? «Не пойман – не вор» здесь не работает?
– Нет, к сожалению, совершенно не работает. Решения о конфискации выносятся задолго до приговора, пока человек еще даже не признан коррупционером.
– Существует ли какой-то порог по сумме? Например, лежат у меня в тумбочке 10 тысяч рублей, и я точно понимаю, что ко мне никто не придет с вопросом «откуда деньги». А если сто тысяч, то точно придут.
– В Налоговом кодексе есть «спящая» статья. Она пока не применяется, но все идет к тому, что применяться начнет уже скоро. В ней говорится, что граждане – все без исключения – обязаны подтверждать свои расходы на сумму свыше 600 тысяч рублей. Купил что-то на такую сумму, должен отчитаться, откуда взялись деньги. До 2000-х аналогичное правило распространялось на покупку домов, стройматериалов и машин. Например, когда я покупал свою первую машину году в 98-м, в декларации писал, где кредит брал, и так далее. Повторюсь, пока эта статья «спящая». Но с учетом того, что сейчас у нас единая цифровая налоговая база, государство будет спрашивать за крупные траты не только с чиновников. У простых граждан налоговая декларация будет формироваться по тому, сколько вы потратили, за минусом того, сколько вы заработали. И если между этими двумя суммами есть разница, за нее придется отчитываться. Пока все это только апробируется, обкатывается. Но нынешнее законодательство постепенно начинает протягивать руки и к простым гражданам.
КСТАТИ
В списке кандидатов на тотальную конфискацию пополнение. Генеральная прокуратура потребовала изъять и обратить в доход государства имущество бывшего сенатора Рауфа Арашукова и его семьи. «По результатам проверки установлено, что при заработной плате Рауля Арашукова (отец экс-сенатора – прим. «МК») за период с 2007 года по 2017 годы в размере 65 млн 917 тыс. рублей и Рауфа Арашукова за период с 2009 года по 2018 год – 15 млн 651 тыс. 125 рублей, они приобрели имущество на 1 млрд 469 млн 127 тыс 512 рублей», – сообщает пресс-служба ведомства. За годы работы в органах власти Арашуковы знатно обогатились, приобрели 75 объектов недвижимости, в том числе пять квартир, девять жилых домов, трехэтажный отель «Адиюх-Пэлас», ресторан, банный комплекс, семь земельных участков, 14 автотранспортных средств и другие предметы роскоши. Имущество записывалось на родственников, личных водителей и охранников. «Легальные источники дохода, которые позволили бы последним приобрести зарегистрированные на них объекты недвижимости и автотранспортные средства, отсутствуют» – заключила Генпрокуратура. Иск об обращении в доход государства богатств Арашуковых направлен в Верховный суд.
28 июля 2020 года в СМИ появилась сенсационная информация, что Минфин отправил в Правительство законопроект «о конфискации банковских вкладов россиян, которых уличили в незаконных доходах, и направлении этих средств в Пенсионный фонд России (ПФР)». Естественно, я захотел ознакомиться с «горячим» документом и получить личное представление о грядущем законе. Однако, как говорят в народе, меня ждал «крутой облом». В Интернете текста проекта не оказалось. Поэтому пришлось снова обратиться к СМИ, после чего появилось много вопросов.
Оказалось, что информация о законопроекте пришла из пресс-службы Минфина, куда одно из средств массовой информации обратилось за разъяснениями. Затем эти разъяснения (по принципу испорченного телефона) растиражировали остальные СМИ. В результате всё стало туманно и непонятно.
Например, одно информационное издание изящно написало, что «Бюджетный кодекс обязывает зачислять незаконно полученные и изъятые средства в пользу ПФР. При этом в Гражданском кодексе не говорится, что конфисковать могут как имущество коррупционеров, так и деньги, если не удастся найти доказательств законности их получения. Именно такие поправки и предложил Минфин». Из сказанного напрашивается простой вывод: Минфин предложил внести в ГК РФ норму, позволяющую конфисковать у коррупционеров не только имущество, но и деньги. Похвальное стремление. Только зачем огород городить? Ведь статья 130 ГК РФ и так относит деньги к движимому имуществу, а статья 243 ГК РФ говорит, что имущество (то есть движимое и недвижимое) может быть безвозмездно изъято по решению суда (конфисковано) в виде санкции за преступление либо в административном порядке. Какой тогда вообще смысл от этого уточнения?
Однако из заметки другого агрегатора новостей неожиданно выяснилось, что Минфин собирается внести изменения, вовсе не в ГК РФ, а «в Бюджетный кодекс, и этими поправками предлагается перечислять в Пенсионный фонд России (ПФР) денежные средства граждан, законность получения которых невозможно доказать». Получается, что поправки готовились не в ГК РФ, а в БК РФ? И, как понять фразу «денежные средства граждан, законность получения которых невозможно доказать»? К этой категории вообще-то можно отнести сотни тысяч россиян.
Стало интересно, и я принялся изучать другие СМИ. В итоге сложилась следующая картина — одни сайты и агрегаторы новостей уверены, что Минфин предложил проект изменений в БК РФ. Другие источники информации не менее настойчиво убеждают читателей, что Министерство финансов подготовило проект о внесении изменений именно в ГК РФ. Более того, один уважаемый новостной сайт даже заявил, что Минфин уже внес законопроект в Госдуму (!), и он предполагает возможность «отбирать у россиян серую зарплату». И плевать журналистам на то, что министерства и ведомства не обладают правом законодательной инициативы и не могут вносить проекты законов в Госдуму. Главное, хоть что-то напечатать громкое. Даже чушь.
Наконец, продираясь сквозь дебри неточностей, удалось выяснить, что Минфин готовил изменения в БК РФ, а Минюст — в ГК РФ. Иными словами, Минюст подготовил проект для внесения изменений в ГК РФ, а Минфин — текст для поправок в БК РФ.
Таким образом, из наших СМИ невозможно узнать ни о сути поправок, ни о том, какое министерство и в какой Кодекс их подготовило. Зато заметки о непонятно каких изменениях в непонятно какие Кодексы держались в рейтинге самых цитируемых новостей несколько часов подряд.
Паспорт проекта на сайте общественного обсуждения нормативных актов
Наконец, на сайте Федерального портала проектов нормативных актов я нашел «след» обсуждаемых законопроектов. Наверное, нашел. Потому, что, если исходить новостей, подаваемых в СМИ, нельзя быть ни в чем уверенным. Этот документ называется «О проекте внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части уточнения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Он обсуждался с 15 по 29 июля 2020 года. Ну и конечно, текста на сайте нет. Что же касается проекта изменений, подготовленного Минюстом, то его также не удалось найти. Поэтому анализировать просто нечего.
Гадание «на кофейной гуще» или, о чем может быть текст проекта
Трудно оценивать документы, которые и в глаза не только ты, но и никто другой не видел. Поэтому придется гадать на «кофейной гуще». Начну с того, что сам по себе ГК РФ уже предусматривает конфискацию денежных средств. Сначала Кодекс объявляет их имуществом (ст. 130 ГК РФ), а затем в статье 243 ГК РФ говорит о возможности конфискации имущества за совершенное преступление. Поэтому нет никакого смысла вносить в ГК РФ норму о конфискации денег. Точно также можно сказать, что «масло — масляное». Поэтому оставим утверждения о поправках, позволяющих «конфисковать деньги», на совести СМИ.
С другой стороны, возможно, что Минюст решился внести в ГК РФ поправки, дающие право конфисковывать деньги не только у коррупционеров, но и у их родственников, подчиненных или знакомых. Это я еще могу понять. Дело в том, что статья 243 ГК РФ предусматривает конфискацию имущества (в том числе и денег) по решению суда только у лиц, совершивших преступление или правонарушение.
В свою очередь родственники (или знакомые) коррупционеров, являющиеся номинальными собственниками денежных средств, официально чисты перед законом. Они не совершали никаких преступлений. Поэтому по статье 243 ГК у них ничего нельзя конфисковать. А следователи далеко не всегда могут доказать, что эти деньги получены преступным путем.
Поэтому, если внести соответствующие поправки в ГК РФ, то появится возможность конфисковать деньги у лиц, которые не могут доказать законность их происхождения. Вот это вполне реально. Здесь надо только изменить статью 243 ГК РФ. И — бинго! В этом случае действительно понадобятся корреспондирующие изменения в статью 146 БК РФ о том, что в ПФР зачисляются денежные средства, конфискованные у граждан, которые не могут доказать законность их происхождения.
Встает вопрос: может ли государство распространить подобные нормы и на граждан, которые имеют деньги во вкладах, но не могут доказать законность их происхождения? Большинство ответит на этот вопрос скептически. Полагая такое решение слишком радикальным.
Но есть и второй вариант изменений. И он, мне кажется, наиболее правдоподобным. Вполне возможно, что Минюст и Минфин просто решили «пощипать» федеральных и местных чиновников и их семьи: жен, детей, родителей и дальних родственников. Должностные лица периодически предоставляют сведения о доходах и имуществе, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. И если выяснится, что сумма денежных средств, поступившая на счета этих граждан, превышает их совокупный доход за отчетный период, то государство отберет их в казну. Если, конечно, родственники чиновников не докажут законность происхождения накопившихся активов. Для этого надо будет внести еще один пункт в статью 235 ГК РФ, позволяющий по решению суда и без уголовного преследования обращать взыскание на денежные средства чиновников (и их родственников), законность происхождения которых так и не была доказана. Это вполне логичный и банальный шаг. Поэтому, скорее всего, журналисты просто раздули сенсацию на пустом месте.
Впрочем, все это сотрясения воздуха и слова. Надо посмотреть тексты поправок.
© Кадр из фильма «12 стульев» (1976 г.)
Деньги, законность получения которых невозможно доказать, будут конфисковывать и перечислять в Пенсионный фонд РФ. Сегодня о готовящихся поправках в Гражданский и Бюджетный кодексы страны сообщило издание «Известия».
Как отмечается, речь идет о поправках в ст. 46 и 146 Бюджетного кодекса РФ в части уточнения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда, в частности о том, чтобы в ПФР перечислялись средства, в отношении которых нет доказательств законности их получения.
Новые нормы могут вступить в силу уже в конце этого года.
Сегодня, напоминает издание, такая практика действует с имуществом, приобретенным на неподтвержденные доходы. В 2020 году ПФР впервые получил 21,4 млрд рублей за конфискованную у чиновников недвижимость. Впрочем, добавляют «Известия», эта мера касается не только госслужащих — в прошлом году Конституционный суд подтвердил, что она грозит любому, кто не смог доказать законность приобретения.
В самом Минфине пояснили, что указанные поправки в закон о перечислении незаконно полученных денег в Пенсионный фонд нужны для синхронизации с нормами Гражданского кодекса. Например, сообщил представитель ведомства РИА «Новости», в Бюджетный кодекс хотят внести уточнения, что конфисковать в пользу ПФР могут не только имущество, но и деньги, если не удалось доказать законность их получения. «По сути — это техническая правка», — добавили в министерстве.
В соцсетях, однако, убеждены, что новые поправки ударят именно по простым гражданам.
Эксперты относительно этого вопроса держатся разных позиций. Так, некоторые юристы считают, что беспокоиться относительно таких нововведений гражданам не стоит.
«С точки зрения законодательства у государственных органов нет обязанности вообще доказывать сам факт коррупционного происхождения. Предполагается, что, если чиновник не может обосновать, откуда у него взялось это имущество, то презюмируется как фикция, что оно получено уже незаконным путем. Уже сейчас в принципе можно конфисковывать конкретные денежные средства, если чиновник не может обосновать, откуда он их взял, потому что под имуществом, согласно тому же гражданскому законодательству, понимаются и денежные средства. По поводу распространения этой практики на простых граждан, в зарубежных юрисдикциях есть подобные ситуации, когда установлена ответственность для людей, которые не могут обосновать, откуда у них взялись такие большие денежные суммы при конкретном доходе. У нас сейчас нет такой ответственности именно в плане конфискации, и вряд ли это будет возможно с учетом имеющихся позиций Конституционного суда. И на простых граждан это точно не будет распространяться», — заявил «Коммерсанту» партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Руслан Долотов.
В свою очередь, экономист Павел Усанов пояснил «Росбалту», что выгоды государству такая инициатива это не принесет, так как придется нести огромные издержки, связанные с процессом доказательства законности средств.
«Это безумная мера. Если государству не хватает денег, дешевле увеличить налоговую нагрузку, что оно в принципе уже начало делать, переходя к прогрессивной шкале налогообложения. Чиновники будут нести огромные издержки, связанные с процессом, ведь попытки обосновать, как именно ты получил определенную сумму денег, означают большой документооборот, большое количество контролирующих структур, увеличение бюрократического аппарата», — объяснил экономист. По его словам, если такая мера будет введена, в России появится теневой рынок, напоминающий структуры, которые сегодня позволяют командировочным отчитаться о своей поездке перед работодателем.
Организации будут помогать людям доказывать, что они получили доход легальным способом, «отмывать» деньги, пусть даже они и не были заработаны преступным путем. Экономист уверен, что в бюджет денег больше не поступит. Экономист усомнился, что эта мера связана с «экстраординарными проблемами» с Пенсионным фондом.
«Это просто очередная идея, как что-то отнять у людей», — добавил Усанов.
Накопления, законность которых соотечественники не смогут доказать, могут быть конфискованы в пользу Пенсионного фонда РФ (ПФР). Соответствующие поправки в Бюджетный и Гражданский кодексы готовит Министерство финансов, пишут «Известия».
Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Минфина, в Гражданский кодекс могут быть внесены поправки, согласно которым изъять могут не только имущество, купленное на незаконные доходы, но и средства, если гражданин не сможет доказать законность их происхождения.
Кто останется без накоплений?
Сейчас государство может конфисковать только имущество, купленное на неподтвержденные доходы. Изъять активы могут не только у чиновников и членов их семей, а вообще у всех лиц, которые подпадают под действие закона о контроле за расходами госслужащих.
Закон об изъятии денег, вырученных от незаконно нажитого чиновниками имущества, в пользу Пенсионного фонда был принят два года назад. А первый трансфер ПФР получил в этом году. По данным главы Генпрокуратуры Игоря Краснова, бюджет Пенсионного фонда пополнился на 21,4 млрд рублей.
Росфинмониторинг объем теневой экономики РФ за 2018 год оценил в 20 с лишним триллионов рублей. Это порядка 20% ВВП. Теоретически «жертвами» конфискаций накоплений могли бы стать граждане, задействованные в теневой экономике, но пока неизвестно, как именно Минфин предлагает проверять законность происхождения денег. Неизвестна и минимальная сумма сбережений, которая попадет в категорию подозрительных.
По мнению вице-президента Ассоциации юристов по ликвидации и банкротству, члена генерального совета общественной организации «Деловая Россия» Владимира Кузнецова, незначительные суммы вкладов вряд ли заинтересуют контролирующие органы.
«Начнем с того, что ваши условные 100 тысяч рублей, накопленные с заработных плат, никто не конфискует. Здесь в основном речь идет о работниках бюджетной сферы и государственных служащих, которые подают декларацию о доходах. Если, допустим, при проверке будет выявлено имущества и денежных средств на 5 миллионов рублей, а заработная плата у вас составляет 50 тысяч рублей, то возникнут вопросы. Важно уметь подтвердить свои доходы и предоставить отчет перед государством», — говорит эксперт.
Для государства конфискация неподтвержденных доходов в пользу ПФР — выгодная история, считает Кузнецов. «Таким образом государство пытается закрыть дыру дефицита в бюджете, которая составляет почти 120 миллиардов рублей. Конечно, конфискованными средствами здесь все не покроешь, но улучшения будут», — полагает он.
С другой стороны, если гражданин не оформлен официально на работе, не зарегистрирован как самозанятый или индивидуальный предприниматель, отследить его сбережения довольно сложно. Особенно если хранятся они не в банке, а в наличном виде дома. А те граждане, которые держат деньги в финансовых организациях и наверняка знают, что не смогут подтвердить законность их происхождения, просто заберут накопления. Соотечественники вот уже несколько месяцев выводят из банков валюту: в марте из девяти системно значимых кредитных учреждений «утекло» 3,8 миллиарда долларов валютных вкладов, в апреле — 1,1 миллиарда из десяти банков, в мае — 505 миллионов из семи организаций, а в июне — 600 миллионов из семи банков, передает РБК.
Ожидается, что нововведения могут вступить в силу уже в конце этого года.
Но пенсии не вырастут
Недавно в Министерстве труда и социальной защиты пообещали индексацию пенсий выше инфляции. «В 2021-2024 годах индексация выплат будет превышать уровень ожидаемой инфляции. С 1 января 2021 года пенсии проиндексируют на 6,3%, с 1 января 2022 года — на 5,9%, с 1 января 2023 года — на 5,6%, с 1 января 2024 года — на 5,5%», — говорится в сообщении ведомства. Речь об индексации пенсий неработающих пенсионеров.
Впрочем, по мнению главы комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослава Нилова, конфискованные в пользу Пенсионного фонда деньги на рост пенсий никак не повлияют.
«Конечно, коррупционные и прочие незаконно заработанные средства можно и нужно использовать для повышения пенсий, однако при действующем пенсионном законодательстве и существующей модели это не будет обеспечено», — цитирует парламентария REGNUM.