Не доставляют пользы сокровища неправедные правда же избавляет от

Не доставляют пользы сокровища неправедные правда же избавляет от thumbnail

Распечатать

профессор Александр Павлович Лопухин

С гл. X начинаются «Притчи Соломона» (Притч 10.1) о характере общем содержании, назначении и цели которых было сказано в начале книги Притчей (Притч 1.2–6). Если в гл. I-IX развитие мысли о значении мудрости шло последовательными и связными периодами, то отселе с гл. X по XXIX включительно идет ряд приточных изречений разнородного содержания, так что почти каждый стих есть самостоятельное целое, отдельная притча, не имеющая видимой связи ни с предыдущим ни с последующим. По содержанию своему эти приточные изречения относятся ко всевозможным отношениям и условиям жизни. Пред взором читателя, в свойственном жизни человеческой разнообразии здесь проходят попарно: богатый и бедный, мудрый и глупый, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, господин и раб, царь и подданный и под. Относясь каждая к отдельным явлениям жизни, все притчи в совокупности, однако, выражают цельное воззрение на жизнь, законченное мировоззрение свящ. писателя. По форме своей притчи эти образуют двухстрочия, обе части которого находятся обыкновенно в отношении противоположности (в гл. X-XV) – исключительно или представляют собой так называемый антитетический параллелизм, в котором одно полустишие выражает обратную сторону истины выражаемой в другом (см. напр., еще в Пс 2.6; Еккл 2.14).

Притч.10:1. Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорче­ние для его матери.

Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. Притч 1.8, 15.20, 17.25).

Притч.10:2 Не доставляют по­льзы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

Притч.10:3 Не допустит Го­с­по­дь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

Притч.10:4 Ле­нивая рука делает бедным, а рука при­лежных обогащает.

Притч.10:5 Собира­ю­щий во время лета – сын ра­зу­мный, спящий же во время жатвы – сын бес­путный.

Притч.10:6 Благослове­ния – на голове праведника, уста же беззакон­ных заградит насилие.

Притч.10:7 Память праведника пре­будет благо­словен­на, а имя нечестивых омерзеет.

При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) – типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. – «Сокровища неправедные» – нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» – бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна “правда” (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в Притч 11.4. В ст. 3 противополагаются, во-первых, “душа» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία) праведника – и “стяжание” или алчность (евр. гавва, ср. Мих 3.7; по LXX ζωὴ, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс 32.19, 36.25), напротив, злым и похотливым желаниям нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4–5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт 3.19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный», т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4–5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6–7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и – бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс 111.6; Сир 44.13; сн. Мф 26.13).

Притч.10:8. Мудрый сердцем при­нимает заповеди, а глупый устами пре­ткнет­ся.

Притч.10:9. Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто пре­вращает пути свои, тот будет нака­за­н.

Притч.10:10. Кто мигает глазами, тот при­чиняет досаду, а глупый устами пре­ткнет­ся.

Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи – лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: ὁ δὲ ᾿ελέγχων μετὰ παρρησίας είρηνοποιεῖ; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит».

Притч.10:11. Уста праведника – источник жизни, уста же беззакон­ных заградит насилие.

Притч.10:12. Ненависть воз­буждает раз­доры, но любо­вь по­крывает все грехи.

Притч.10:13. В устах ра­зу­много находит­ся мудрость, но на теле глупого – розга.

Притч.10:14. Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая по­гибель.

Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого – в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод (Притч 18.4, 20.5), то речь праведного – по ее прямоте и назидательности – называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4.8; Иак 5.20; 1Кор 13.4), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9), вообще всячески содействует миру. В ст. 13–14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив – к своей гибели (ст. 14).

Притч.10:15. Имуще­с­т­во богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.

Притч.10:16. Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.

Притч.10:17. Кто хранит наставле­ние, тот на пути к жизни; а отверга­ю­щий обличе­ние – блуждает.

Притч.10:18. Кто скрывает не­на­висть, у того уста лживые; и кто раз­глашает клевету, тот глуп.

Притч.10:19. При многословии не мино­вать греха, а сдержива­ю­щий уста свои – ра­зу­мен.

Притч.10:20. Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтоже­с­т­во.

Читайте также:  Голубая глина внутрь в чем польза

Притч.10:21. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка ра­зу­ма.

В этих семи стихах говорится главным образом о земных благах, ценности их и способе приобретения и употребления. Возвышающее самочувствие и самонадеянность человека, значение богатства и принижающее на человека действие бедности (ст. 15) – факт опыта. Премудрый этим изречением предостерегает – богатого от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедного от лености, приводящей к бедности и нищете. При этом как богатство, так и бедность рассматриваются главным образом с нравственной точки зрения: богатство, предполагается, должно быть приобретено жизненной мудростью и средствами нравственно-безукоризненными и в свою очередь должно быть употребляемо на дела мудрости, любви и благочестия; напротив, бедность, являющаяся следствием лености и других пороков, может, в свою очередь, приводить к новым порокам. Что Премудрый рассматривает богатство и бедность главным образом с моральной точки зрения, показывает следующий стих – 16-й, где прямо говорится, что прочны лишь приобретения праведника, а стяжания нечестивого ведут ко греху, – а равно и ст. 17-й, где уже со всею определенностью выступает нравоучительное направление и содержание речи: говорится о спасительности хранения учения мудрости и о гибельности пренебрежения обличением (ср. Притч 12.1): не принимающий обличения не только сам гибнет, но, через пагубную силу примера, губит и других (Мф 15.14). В следующих ст. 18–21 говорится преимущественно о правильном, спасительном и неправильном, гибельном пользовании даром слова: осуждается злоречие по адресу ближнего (ст. 18), вообще празднословие, неизбежно приводящее ко греху (ст. 19, ср. Притч 13.3, 21.23; Еккл 10.14; Сир 20.7, 22.31, 28.25; Мф 12.35), похваляется, напротив, обдуманное слово праведного (20а) как назидательное для многих (21а), в противоположность пустому, бессодержательному слову нечестивого (20б, 21б.)

Притч.10:22. Благослове­ние Го­с­по­дне – оно обогащает и печали с собою не при­носит.

Притч.10:23. Для глупого пре­ступное деяние как бы забава, а человеку ра­зу­мному свой­с­т­вен­на мудрость.

Притч.10:24. Чего страшит­ся нечестивый, то и по­стигнет его, а желание праведников исполнит­ся.

Притч.10:25. Как про­носит­ся вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.

Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого – праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого – вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4; Иов 3.25), а конец его – внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27; Иов 1.19).

Притч.10:26. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ле­нивый для по­сыла­ю­щих его.

В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл.; Притч 12.27, 19.24).

Притч.10:27. Страх Го­с­по­день при­бавляет дней, лета же нечестивых сократят­ся.

Притч.10:28. Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых по­гибнет.

Притч.10:29. Путь Го­с­по­день – твердыня для непорочного и страх для дела­ю­щих беззаконие.

Притч.10:30. Праведник во веки не по­колеблет­ся, нечестивые же не по­живут на земле.

Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2, 9.11; сн. Иов 8.13; Пс 109.6).

Притч.10:31. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечет­ся.

Притч.10:32. Уста праведного знают бла­го­приятное, а уста нечестивых – раз­вращен­ное.

Об устах праведного и нечестивого и плодах их.

Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Свт. Иоанн Златоуст

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Сщмч. Киприан Карфагенский

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Блаж. Иероним Стридонский

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Беда Достопочтенный

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Евагрий Понтийский

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти

См. Толкование на Притч. 10:1

Лопухин А.П.

Ст. 2-7 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный. Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет

При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) – типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. – «Сокровища неправедные» – нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» – бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в ст. 4 гл. XI. В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душа» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία) праведника – и «стяжание» или алчность (евр. гавва, ср. Мих III:7; по LXX ζωὴ, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс XXXII:19; XXXVI:25), напротив, злым и похотливым желанием нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4-5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт III:19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный», т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4-5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6-7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и – бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс CXI:6; Сир XLIV:13; сн. Мф XXVI:13).

Читайте также:  О пользе дрожжей для кишечника

Источник

Синодальный перевод

1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.

2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

5 Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.

6 Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.

9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.

11 Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.

14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.

15 Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.

16 Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.

17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.

18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.

20 Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.

21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

22 Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.

23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.

24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.

25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.

26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.

27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.

28 Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.

29 Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.

30 Праведник вовеки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.

32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.

Толкование Далласской семинарии

III. Притчи Соломона (10:1 – 22:16)

В этом разделе книги Притчей Соломона содержится 375 изречений и пословиц. Одна какая-то мысль во всей ее полноте умещается в 2-х строках или более каждого стиха. В главах 10-15 продолжается тема, превалирующая в главах 1-9, – тема противопоставления праведных (или мудрых) нечестивым (или безрассудным). Остальная часть раздела (16:1 – 22:16) характеризуется более разнообразной тематикой.

Большая часть стихов в главах 10-15 построена по принципу контраста (так называемого антитетического, или прямо противоположного параллелизма), грамматически выраженного во второй строке стиха через частицу «же», союз «а» и т. п. В 16:1 – 22:16, напротив, лишь немногие стихи «контрастны»; большая же часть их построена или на сравнении (синонимический параллелизм), или по принципу развития, дополнения мысли, выраженной в первой строке (синтетический параллелизм); для таких стихов характерен союз «И», которым нередко начинается 2-ая строка.

Частая смена темы (от одного стиха к другому) представляется намеренной; этим читателя побуждают вдуматься в мысль, выраженную в одном стихе, прежде чем перейти к следующему стиху. Однако время от времени встречаются два или более следующих друг за другом стихов, которые связаны между собой общей темой или «ключевым словом».

К примеру, в 10:4-5 говорится как о лени, так и о прилежании, усердии, а в 10:11,13-14,18-21,31-32 – о речах добрых и злонамеренных. В каждом из стихов в 16:1-7 встречаем слово «Господь», а «ключевым словом» в каждом из стихов в 16:12-15 является «царь»; в 15:16-17 каждый стих начинается со слова «лучше», а в 11:9-12 – с одной и той же еврейской буквы; каждый нз стихов в 12:9-11 посвящен устроению сельской домашней жизни.

А. Притчи, противопоставляющие праведную жизнь неправедной (главы 10-15)

Прит. 10:1. Относительно «Притчей Соломона» в разделе «Авторство и время написания Притчей» во Вступлении. При том, что авторство Соломона не по длежит сомнению в отношении глав 1-9 (1:1) и глав 25-29 (25:1), а также – 10:1 – 22:16, им написано около 84 процентов всей книги; конечно, все написанное Соломоном создавалось по вдохновению от Божественного Автора, Святого Духа.

«Контрастность» первого стиха в этой главе – в противопоставлении мудрого сына глупому. Автор не хочет сказать, что сын глупый не огорчает отца или что мудрый не радует матери (сравните 1:8; 15:20; 17 25), но хочет в этом изречении – притче подчеркнуть особую печаль материнского сердца о неудачном сыне. Для приточной литературы типично такое, как здесь, «выступление парами»: в одной строке «отец» – в другой «мать».

Прит. 10:2. Сокровища, неправедно нажитые, если и будут на протяжении какого-то времени радовать владеющего ими, то в конечном счете пользы ему они не принесут. Это первая мысль краткого изречения-притчи; вторая же как бы определяет обратную сторону медали: правда (в значении праведных намерений и поступков), напротив, избавляет от смерти («смерть» в Притчах употребляется не только в собственном, узком, смысле слова, но и в значении несчастного горестного существования).

Прит. 10:3. Господь позаботится о праведном человеке. Этой мысли противопоставляется мысль о том, как поступит Он с нечестивыми: осуществлению их злых, разрушительных намерений (понимаемых здесь под словом стяжание) Господь помешает. Стих в целом, как это часто бывает в притчах, формулирует некое общее правило, знающее исключения; так бывает обычно: угодные Богу люди не страдают от голода, и далеко не все зловещие планы нечестивых осуществляются.

Прит. 10:4-5. Тема этих стихов – усердие и лень. Первое есть свойство разумного, праведного человека, вторая – «беспутного». Любовь прилежных к труду, их умение все делать в свое время (стих 5) обогащает их, тогда как нерадивых лень ведет к бедности. Развитие мысли, с которой начинается стих 3, можно проследить в стихах 4-5: любящих труд праведников благословляет сам Господь, поэтому обычно (выше) они голода не терпят.

Прит. 10:6-7. Не во всех, но в очень многих стихах этого раздела жребий праведных и жребий нечестивых противопоставляются друг другу. Типичны в этом смысле стихи 6-7. В первой части стих 6 говорится о благословениях, которыми благословляется праведник; во второй его части – «характеристика» беэзаконников, о незавидной судьбе которых говорится во второй части стиха 7. Требует особого пояснения фраза уста же беззаконных заградит насилие (стих 6б), которая повторяется в стихе 11б. Это «заградит» означает одно из двух: либо что «беззаконные» скрывают, не выдают в неосторожной речи вынашиваемые ими планы зла, насилия, либо, напротив, -то, что сходящее с уст их пышет (как бы «переполняя уста» их) ненавистью, насилием.

Читайте также:  Как есть гречку с пользой

Тут вспоминаются слова Иисуса Христа: «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6:45). В стихе 7 Соломон имеет в виду, что самая память о добрых делах праведника будет вдохновлять на них потомков, станет для них источником духовных благословений; что же касается нечестивых, то большинству людей поскорее захочется забыть о них, ибо даже имя их будет вызывать у них омерзение.

Прит. 10:8-9. Мудрый сердцем подлежит обучению, а тот, кто глуп, слишком много болтает попусту (он человек глупый устами), чтобы чему-нибудь научиться; такого не ждет ничего хорошего (он преткнется). Склонность к пустой болтовне часто ассоциируется в Притчах с глупостью, последствия которой печальны (сравните 13:3). Кто ведет себя честно, непорочно (ходит в непорочности; стих 9), того (подразумевается) защищает Бог (стих 18:10): он ходит безопасно; тот же, кто ходит кривыми путями, рано или поздно будет наказан (сравните 28:18).

Прит. 10:10-12. Здесь о том, как зло и добро сказываются на человеческих взаимоотношениях. «Мигающие глаза» (имеется в виду, хитро, недобро мигающие) часто символизируют в Библии злые намерения (сравните 6:13; 16:30; Пс. 34:19); они, естественно, могут обернуться печалью, бедой (здесь причиняет досаду) для тех, на кого направлены. Относительно второй части стиха 10 комментарии на вторую часть стиха 8. Уста праведника – источник жизни (стих 11а), ибо то, что сходит с уст его, вселяет в слушающих утешение и бодрость (сравните 13:14; 14:27; 16:22).

Толкование второй части этого стиха в комментарии на вторую часть стиха 6. Взаимная ненависть не может не вести к раздорам между ненавидящими друг друга, но любовь покрывает (в значении «прощает») дурные поступки других людей, проявляет к грешникам снисходительность, всячески содействуя миру (1Кор. 13:5; Иак. 5:20; 1Пет. 4:8).

Прит. 10:13-14. Еще один ракурс противопоставления разумного и глупого. Первый говорит мудрые вещи, второй же подвергается неприятностям. Тут может подразумеваться и следующее: разумный легко усваивает знания, они у него всегда наготове (В устах у него), и тогда, в частности, когда их надо преподать другим; глупого же приходится сечь розгой в процессе обучения. В стихе 14 та, очевидно, мысль, что и попусту мудрые своими знаниями не разбрасываются («не мечут бисера перед свиньями»), но знают, когда, как и в каком обществе воспользоваться ими (они сберегают знание). Глупый же человек навлекает на себя беду (погибель) тем, что говорит не то и не к месту.

Прит. 10:15-16. В стихе 15 – констатация житейского факта: богатство ограждает (до известной степени) от бедствий (в других стихах книги Притчей содержится предостережение против чрезмерного упования на него; 11:4; 23:4-5); первой мысли этого стиха противопоставляется вторая: всегдашняя скудость средств к существованию есть неразрешимая проблема для бедных. На тему материальной обеспеченности и притча в стихе 16. В ней говорится о том, что результаты трудов праведного гарантируют ему безбедную жизнь, тогда как успех нечестивого (то, чем он овладел, чего достиг, – подразумевается, нечестным путем) послужит лишь совершению им нового греха.

Прит. 10:17. Здесь часто повторяющаяся в притчах мысль о пользе следовать добрым советам и наставлениям и о бедственном положении тех, кто не склонны принимать обличение.

Прит. 10:18-20. В каждом из этих стихов рассматриваются разные аспекты «пользования словом». В стихе 18 речь о лживом слове, возбуждаемом ненавистью. Скрывающий свою ненависть к другому лжет или лицемерит, когда говорит с ним или о нем; вторая мысль стиха 18 развивает первую: говорящий ложь в адрес того, кого ненавидит, клевещет на него; клеветать же удел безрассудных.

В стихе 19 – о пользе сдерживать язык, ибо при многословии не миновать греха. В стихе 20 «языку» лгуна, клеветника, лицемера противопоставляется язык праведного, который уподоблен «отборному серебру». Ничтожество в стихе 20 означает то (в противовес серебру), что ценности вообще не имеет; таково сердце… нечестивых (т. е. вся их внутренняя суть).

Прит. 10:21. Здесь пасут в значении «питают», причем «питают» не в буквальном, а в духовном смысле этого слова: слова, сходящие с уст праведного, служат полезным назиданием для многих – так может быть прочтена эта строка. Мысль же второй строки в том, что глупые не могут духовно напитать и самих себя, они страдают (умирают не обязательно следует понимать тут буквально) от недостатка разума.

Прит. 10:22. Подчеркивается, что благословение Господне, которое (подразумевается) удел разумного и трудолюбивого, приносит только радость, печаль же никогда ему не сопутствует.

Прит. 10:23. Отсюда и до конца главы (в большинстве стихов) «глупый», который ассоциируется с «нечестивым», противопоставляется в том или ином смысле разумному (праведному). В этом стихе кесил (глупый, твердолобый; толкование на 1:7) веселится, совершая преступное дело; противопоставление ему «разумного», которому присуща мудрость, показывает, что в библейском понимании мудрость была явлением нравственного порядка.

Прит. 10:24-25. Здесь поучение Соломона имеет, вероятно, целью убедить людей, еще не до конца сформировавшихся, не имеющих большого житейского опыта, что, выбирая между нечестием и праведностью, следует иметь в виду не немедленные их плоды, а те, которые дадут о себе знать какое-то время спустя. Многие нечестивые боятся, говорит он, что ответное зло постигнет их – и так оно и происходит.

Праведники же живут под защитой Господней, и не это ли их главное желание! Бог благословляет одних и насылает бедствия на других. Так, внезапно налетевшим вихрем может быть уничтожено все имущество нечестивого, да и он сам (сравните 1:27; 6:15; 29:1); что же касается праведника, то его жизнь и благополучие зиждутся на более твердом основании (сравните 10:9,30; 12:3).

Прит. 10:26. Лень вредна не только для самого ленивого, но и для тех, кто пошлет его по какому-то поручению, либо понадеется на него в исполнении какого-нибудь дела.

Прит. 10:27-30. Перспектива праведников, которые следуют путем, угодным Господу (стих 29), т. е. исполняют заповеди Его, – долголетие, добрая надежда, чувство безопасности. Нечестивые же, как правило, лишены всего этого.

Прит. 10:31-32. Снова противопоставление «уст» праведных и нечестивых (сравните стихи 11-14, 18-21). В стихе 32 та мысль, что уста праведного произносят слова дельные, уместные, добрые, а уста нечестивых – такие, которые противны здравому смыслу, морали и любви.

Источник