Назовите три примера в пользу разделения властей

В чем состоит принцип разделения властей? Зачем нужно разделение властей? Кто придумал теорию разделения властей? Что такое законодательная, исполнительная и судебная власть? Какие функции они выполняют? Как организовано разделение властей в РФ?

Reuters

Разделение властей – это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

  • Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

  • Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

  • Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

  • Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

  • Все власти равны и автономны.

  • Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

  • Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их – ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений – объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха – король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк – отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей – предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

Шарль Луи де Монтескьё – французский просветитель, автор теории разделения властей

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма – разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей – одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 10 Конституции РФ

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ – это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты – Государственной Думы, и верхней палаты – Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть – по партийным спискам, часть – по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ – это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть – это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ – это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

Читайте также:  Монофторфосфат натрия вред или польза

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» – президентской – невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами – как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является – президент или премьер-министр.

Президент России Владимир Путин на церемонии инаугурации. 2018 год. Фото: Reuters

За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов – это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей – один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

Источник

Введение

Принцип разделения властей —это одна из самых известных и используемых концепций либерализма. Сейчас этот принцип закреплён во многих государствах, в том числе в России, США и Украине. Но далеко не все знают даже примерную историю этого принципа

Начнём с того, что этот принцип первыми придумали далеко не либералы. Мало того, даже не в Новое время — его сформулировали ещё в Античности. Принцип разделения властей в современной интерпретации предполагает разделение государственной власти на три или более ветви для повышения эффективности её деятельности и предотвращения злоупотребления. Сейчас основной принцип этой концепции сводится к тому, чтобы одно и то же лицо или коллектив не занимались судом, исполнением обязанностей государства и изданием законов, так как это неизбежно ведёт к узурпации государственной власти. Как правило, создание этого принципа приписывают либо Джону Локку, либо Шарлю Луи де Монтескьё, но они лишь развили существовавшие до них концепции.

Аристотель

Аристотель 384-324 г. до н.э.

Начнём с Древней Греции, а именно с Аристотеля, с четвёртой книги его труда “Политика”. В качестве одной из задач написания данного трактата можно выделить построение идеального полиса. Данный трактат пользовался большой популярностью, не только в античности, но и вплоть до Новейшего времени. Его фактически можно назвать трудом, заложившим основы политологии и теории государства и права. Рекомендую к ознакомлению.

В «Политике» уже была описана классическая трёхчленка, затронуты механизмы взаимодействия ветвей власти, выделены их функции и много чего ещё. Но самое интересное — это процесс замещения должностей и то, что он предлагал использовать принцип разделения властей абсолютно в каждой формации, а не только в демократиях и политиях. Относительно замещения должностей нужно отметить, что он часто прибегал к жребию, использовал цензовую систему и был сторонником установления малых сроков замещения должностей. Насчёт цели этого разделения можно поспорить, так как, с одной стороны, оно является умозрительным и не жёстким, с другой стороны, Аристотель показывает, как с помощью использования этого принципа достигнуть общего блага. По большей части, разделение властей Аристотеля является умозрительным разделением и данный принцип выполняет скорее даже управленческую, а не политическую (анти-узурпаторскую) функцию. У Аристотеля происходит некая объективизация трёх ветвей власти: он сразу говорит о должностных лицах, законодательном органе и судебных органах, как об отдельных группах органов власти, а не об абстрактных отдельных ветвях власти. Более того, рассуждения о разделении властей Аристотель ведёт с точки зрения того, как при том или ином виде государственного устройства будут функционировать эти ветви. Говоря о способах организации исполнительной, законодательной и судебной ветвей, он сразу же рассказывает, как она должна выглядеть в разных видах государственного устройства — в политиях, аристократиях, демократиях, олигархиях, монархиях и тираниях.

Читайте также:  Польза зеленого укропа для организма человека

Законодательную власть Аристотель выводит на первый план и называет наиболее важной ветвью власти в государстве. Полномочия законосовещательного органа широко выходят за пределы исключительно законодательной деятельности, так как в качестве предмета деятельности обозначается не просто законотворческая деятельность, а «дела государства». Рамки полномочий Аристотель выделяет следующим образом: 

Законосовещательный орган правомочен решать вопросы о войне и мире, о заключении и расторжении союзов, о законах, о смертной казни, об изгнании, о конфискации имущества, об избрании должностных лиц и об их отчетности. Решение всего этого круга дел может быть поручено либо всем гражданам, либо части их (например, какому-нибудь одному должностному лицу или нескольким), или же решение некоторых дел может быть предоставлено всему составу гражданства, а решение других – части его. Демократическим началом является то, когда все граждане решают все дела, поскольку к такого рода равенству демократия и стремится.

То есть кроме законодательной функции этот орган занимается дипломатическими, надзорными, судебными и административными функциями. Примерно так же, выходят за пределы законодательной деятельности и полномочия большинства парламентов, в том числе российского. Но вот судебных функций (касательно смертной казни и конфискации имущества) у подобных органов, как правило, нет.

Когда Аристотель говорит о демократиях, надо иметь в виду, что демократии Аристотель относит к «неправильным» режимам. Правильной альтернативой он считает политии. В качестве одного из способов замещения должностей, подходящих политии, он выделяет следующий способ:

Если же для некоторых дел должностные лица назначаются по выбору, а для других – по жребию (в последнем случае либо непосредственно по жребию, либо по жребию из числа предварительно намеченных кандидатов) или если при замещении должностей применяются совместно и избрание и жребий, то в таком случае мы имеем дело отчасти с аристократией, отчасти с политией в собственном смысле.

Чем он примечателен? В первую очередь он примечателен тем, что используется жребий, данный способ использовался в античности для того, чтобы гарантировать сменяемость власти и то, что никакая группировка не захватит власть полностью. Кроме того, не стоит забывать, что в греческой традиции, в том числе, и у Аристотеля преобладают крайне малые сроки замещения должностей. Скрещение механизмов жребия и малых сроков замещения с одной стороны, устраняет риски узурпации власти и злоупотребления, а с другой стороны, может негативно влиять на качество управления. Последнюю проблему можно решить с помощью отбора кандидатов. Рассуждения Аристотеля об исполнительной власти несколько сумбурны и не дают чёткого представления о том, как должна быть устроена исполнительная власть, хотя вопросы о предельном количестве должностей однозначно им ставятся, но только вопросы, к сожалению, без удовлетворяющих ответов.

Говоря о судебной власти Аристотель предлагает делить суды по следующим основаниям: из кого судьи набираются, что подлежит суду, как замещаются судьи. Разделение судов по юрисдикции у Аристотеля имеет характер жёсткого разделения специализации и дробления. В частности из 8 видов судов, выделяемых Аристотелем, суд по делам об убийствах делится ещё на несколько видов суда. Отличительной особенностью является наличие особых судов для судов между иностранцами. При этом сами иностранцы не имеют права самостоятельно выступать в других судах, в суде за них может выступить другой гражданин. В качестве механизма замещения должностей он предлагает соединение жребия и избрания.

Полибий

Полибий. Родился в 200 г. до н.э.

И если Аристотель много времени не уделял взаимодействию между ветвями, то Полибий наоборот строит свои рассуждения именно на этом. Обратимся к 6 книге “Всеобщей истории” Полибия. Полибий понимает, что государство нуждается в механизме, обеспечивающим его надёжность, и предлагает своеобразный рецепт по уравновешиванию государства. В качестве образцов он берёт Спарту и Рим. Спартанский законодатель Ликург разделил власть в государстве не просто между тремя ветвями или тремя институтами, он разделил её между тремя формами правления. Ликург совместил демократию, аристократию (или скорее даже геронтократию) и монархию (царизм). Высшими органами государства были — народное собрание, совет старейшин и два царя. Причина диархии царей объясняется мифом о первых царях, но чёткого объяснения нет. В качестве одной из версий является объединение двух общин или двух народов, а иногда за автора диархии принимают Ликурга, что явно не совсем корректно, однако, существовала традиция относить все предписания относительно общественной жизни именно ему.

Система управление в Спарте

Читайте также:  Что такое белки и в чем их польза

В Спарте верховные органы отличались не только функциями и полномочиями, но и источниками формирования, что обеспечивало стабильность государственного строя. Это чем-то похоже на устройство демократии в федеративных государствах, где часть органов формируется от всего населения, а часть от субъектов федерации. Например, В США президента избирают от всех штатов через институт выборщиков, палату представителей от всех избирателей, а сенат от каждого штата по отдельности.

Так, Ликург уразумел, что все, о чем мы говорили раньше, совершается неизбежно и естественно, и убедился, что всякое государственное устройство, раз оно просто и сложилось по одному какому-либо началу, страдает неустойчивостью, ибо быстро вырождается в неправильную форму, ему соответствующую и сопутствующую по самой природе. Как для железа ржавчина, а для дерева черви и личинки их составляют язву, сросшуюся с ними, от коей эти предметы и погибают сами собою, хотя бы извне и не подвергались никакому повреждению, точно так же каждому государственному устройству присуще от природы и сопутствует ему то или другое извращение: царству сопутствует так называемое самодержавие, аристократии — олигархия, а демократии — необузданное господство силы. В эти-то формы с течением времени неизбежно переходят поименованные выше государственные устройства, как мы только что разъяснили. Ликург предусмотрел это и потому установил форму правления не простую и не единообразную, но соединил в ней вместе все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не прививалась сверх меры и через то не извращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля. 

Ликург спартанский 800-730 г. до н.э.

То есть Полибий предлагает использовать систему сдержек и противовесов, действующую в настоящее время, например, в США и других странах. И функция этой системы является достаточно близкой к классической функции разделения властей в либерализме — это противостояние произволу. На чём строилось противостояние царей, народа и старейшин? На том, что, несмотря на огромную власть царей у народа, было право возмущаться ими, но оно было ограничено советом старейшин, которые следили за соблюдением традиций и порядка, то есть для победы одного института над другим ему нужна была помощь третьего института. Таким образом, Ликург создал систему, которая обладает крайне сильной инерцией, то есть такую систему государственного устройства, которая обеспечивает одновременно и политическую стабильность и соблюдение сформировавшихся традиций и права. Однако, такая система имеет недостаток в виде слабой мобильности, потому что только в случае крайней необходимости она может совершить изменения для адаптации к новым условиям.

Кроме Спарты в качестве примера Полибий упоминает Рим. Там система похожая на спартанскую действовала до режима принципата. Были цари (позже консулы, ещё позже императоры), был сенат, были комиции (как народные, так и аристократические) и были народные собрания. С начала режима принципата вся власть начала постепенно уходить к принепсу (императору). В конце концов, наступил режим домината, когда вся власть была максимально централизована и объединена в руках одного императора, а позже разделена между разными императорами. Продержался режим домината около двух сотен лет, после чего империя пала. 

Заключение

Собственно, несмотря на все плюсы системы сложившейся в Риме, она всё же пришла к тому, что большую власть начали захватывать те, у кого в руках армия, в результате чего активный в военном плане Рим погиб под весом своих экспансионистских амбиций, уничтожив себя и свои традиции управления собственной же армией. Иронично, не так ли? Пала и Спарта, но скорее из-за вырождения спартанцев и внешних причин, а не из-за серьёзных пороков государственного строя. После падения режимов с разделением властей в Риме и Спарте об этом принципе можно было бы забыть полностью на десяток веков… Не всё так просто: после временной смерти этого принципа, схожую с разделением властей,концепцию установило христианство. 

Продолжение следует…

Автор – Антон Силаев

Подписывайтесь на наш паблик в ВК и на наш Telegram-канал

Источник