Научный текст и его польза

Научный текст и его польза thumbnail

Рецензии и аннотации, методические пособия и диссертации, статьи и заметки – это главные представители научного стиля. Он востребован в каждом университете, на громких событиях в научном мире, конференциях и других знаменательных мероприятиях.

Его используют немногие, а большая масса людей вовсе не любит с ним работать. Всё дело в том, что тексты в научном стиле сложные для восприятия, обработки и анализа. Но они бы не существовали, если бы были абсолютно бессмысленны. А раз есть такая потребность – нужно уметь их создавать.

Особенности научного стиля

Научный текст и его пользаЯзык науки существует скорее на письме, хотя конечно в устной речи он тоже отчасти применяется, например, на конференциях, лекциях, во время чтения научных докладов и проч. Он отличается в зависимости от отрасли науки, учёной степени автора и многих других факторов. Неизменно одно: у научного стиля есть свои характерные черты, которые не спутать с другими. К ним относят:

– Отсутствие автора. Для передачи любых мыслей и идей скорее будет использоваться множественное число третьего лица. Например, «мы пришли к выводу», «авторы резюмируют» и проч. Однако в некоторых случаях научный стиль может подразумевать применение речи от первого лица.

– Использование характерной лексики. Обилие научной терминологии, специфических выражений и других сложных для восприятия обычного человека фраз – это естественно. Но именно благодаря такой черте тексты в научном стиле звучат солидно, мощно и авторитетно. Важно: применение терминов сопровождается их дальнейшей интерпретацией.

Научный текст и его польза– Преобладание длинных предложений. По негласным правилам копирайтинга одно предложение не должно превышать 20 слов. Но в научном стиле всё в точности наоборот: это может быть 40 и более слов. Безличные фразы с обилием пассивных конструкций могут занимать целый абзац, и это не ошибка с точки зрения оформления работы.

– Использование клише. Так называемые канцеляризмы, тривиальные обороты речи и другие клише характерны научному стилю. Более того, без этих словосочетаний вы вряд ли смогли бы отличить научный от публицистического стиля.

– Преобладание статики в тексте. В большинстве случаев при написании любого текста автор думает о его ритме. Ритм – это звучание слов и предложений в тексте. Но научным текстам скорее характерна противоположная черта – статика. Она достигается за счёт использования минимального количества глаголов, преобладанием существительных, наречий и прилагательных.

– Применение вводных слов. Другими словами – воды. Такие конструкции в информационном стиле – табу, а в научном – желанные и необходимые. Они создают дополнительную статичность и добавляют вес предложениям. В это время в копирайтинге вода считается существенным недостатком: водностью называют совокупность слов и речевых оборотов, которые не несут смысловой нагрузки. Проще говоря, это лишние конструкции. Их удаление не влияет на смысл текста и даже облегчает его прочтение.

Кроме перечисленных особенностей научного текста, стоит также упомянуть важность содержания, стандартизацию, официальность, точность изложения, наличие важной информации.

Научный текст и его польза

Как написать научный текст

Независимо от ваших мотивов, принцип создания научного копирайтинга один: шаг за шагом. Если в условиях коммерческих текстов авторы скорее сосредоточены на использовании живого языка и продающим месседжем, то при работе с научной статьёй нужно забыть всё, что вы знали ранее. Именно те особенности текста, с которыми вы боролись ранее в своих работах (пассивный залог, водность, стандартная структура), будут важны для вашей предстоящей работы.

Начиная со структуры и заканчивая вычиткой на ошибки/опечатки, процесс написания научного текста будет кардинально отличаться от продающего копирайтинга.

Шаг #1. Структура научного текста

Научный текст и его пользаВ продающих текстах пользуются спросом разнообразные формулы копирайтинга, перевёрнутые пирамиды и другие хитрые приёмы подачи информации. Но научный текст приемлет только последовательную структуру: вступление, основная часть и заключение. Важно придерживаться логики в структурировании статьи, делать абзацы взаимосвязанными. Например, если вы делаете анализ, его нужно подкрепить выводом.

Заключение имеет большое значение в научном тексте. Если в традиционном копирайтинге это способ повторно суммировать всё вышесказанное, то в научной статье выводы – последняя возможность автора заинтересовать читателя и мотивировать его перечитать материал снова.

Шаг #2. Способ изложения материала

Повествование в науке не приемлет ярких сравнений, аналогий, риторических вопросов. Научный текст должен быть сухим и логичным, раскрывать информацию и описывать взаимосвязи. Он полностью противоположен живой разговорной речи, которая так востребована в статьях для блога и посадочных страницах. Минимум эмоций, больше точности и жёсткости в словах – это подходящая манера изложения в научном стиле.

Читайте также:  Польза массажа головы и волос

Для достижения такого эффекта стоит использовать безразличную форму повествования и не ассоциировать текст с конкретной личностью. Также помните, что ваша статья или рецензия не создана для развития диалога с читателем.

Шаг #3. Лексика и словарный запас

Научный текст и его польза«Соответственно», «исходя из», «следовательно», «примечательно» – эти и многие другие аналогичные выражения ставят крест на современном продающем тексте. Но они важны и нужны, если вы пишите в научном стиле. Это общие слова и словосочетания, которые подходят для связи ваших предложений.

Кроме обобщённых фраз, в научном стиле есть широкий словарный спектр в зависимости от области знаний. Например, в медицинской тематике будут использоваться характерные для медицины выражения, а юриспруденции – многочисленные юридические термины.   

Шаг #4. Факты и примеры

В научном тексте важно использовать проверенные факты, анализировать материал согласно актуальным исследованиям, приводить яркие примеры. Всё те же требования актуальны для копирайтинга независимо от стиля, но особенности фактажа могут отличаться.

Так, в традиционных текстах для придания содержимому экспертности достаточно привести цитату авторитетного человека. В научном тексте желательно использовать больше статистики и подтверждённых фактов. Если приводите примеры, они также должны основываться на других исследованиях, а не переходить на страницы текста из жизни как басня.

Шаг #5. Требования к тексту

Научный текст и его пользаВ копирайтинге есть правило: чем проще текст – тем он доступнее для целевой аудитории. В научных текстах всё наоборот: читабельность и понятность не стоят на вершине приоритетов. Именно поэтому широко используются длинные предложения и сложные грамматические конструкции.

Не менее важны ссылки на используемые источники и соблюдение авторских прав. Если в современном копирайтинге для сайтов мы больше говорим о технической уникальности, то в научной статье вам необходимо упомянуть всех учёных и писателей, чьи идеи использованы в тексте.

Важно безоговорочно следовать требованиям нормативных документов, например, оформлять абзацы, рисунки, список литературы, титульные листы строго по рекомендациям методических пособий.

Резюме

Научный текст и его пользаТаким образом, научный стиль – это ни в коем случае не пережиток прошлого. Он нужен и востребован, просто значительно реже, чем продающий копирайтинг. Оттого авторов, способных умело писать научные статьи, рецензии и доклады, значительно меньше, чем мастеров инфостиля. Это не хорошо и не плохо, это просто факт.

Есть ситуации, в которых необходим только информационный текст: минимум воды, больше фактов, живой слог и активный залог повествования. Это касается большинства современных интернет-магазинов и компаний, которые мечтают выстроить доверительные отношения с клиентом. В противовес есть другие ситуации, когда нужны сухие, серьёзные и весомые по своему авторитету материалы: для выступления на узкоспециализированных конференциях, публикации методического пособия, защиты диссертации.

Научный стиль в чистом виде применяется значительно реже, чем его ответвления. Как раз околонаучные подстили можно встретить повсеместно. Например, научно-популярный для журналов, научно-учебный для методических пособий и проч.

Если перед вами стоит задача написать текст в академическом стиле – нужна основательная подготовка. Здесь важно всё: от использования правильных форм глаголов до ритма предложений. Учитывайте особенности структуры, письменной или устной речи, выбранного подстиля – и вы сумеете создать достойный копирайтинг с привкусом науки.

Источник

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности. Жанры, в которых он функционирует, в основном письменные:

  • научные статьи и заметки,
  • методические пособия и монографии,
  • рецензии и аннотации,
  • курсовые, дипломные и кандидатские работы для получения или защиты ученой степени.

В устной форме научный стиль представлен жанрами выступлений – научными докладами, лекциями.

Примеры разговорного стиля: пример 1, пример 2, пример 3.

Научный стиль: понятие, признаки и примерыСтатью о других стилях речи читайте здесь.

В научном стиле выделяют ряд некоторых черт, отличающих его от иных функциональных стилей текста. Причем данные черты характерны для любой сферы научной деятельности – технической, гуманитарной, естественнонаучной.

Среди черт научного стиля прежде всего выделяются такие:

  1. Безличность автора – или сухое «мы» (предполагаем, делаем вывод, считаем и др.), или полное отсутствие указания на автора; монологичность речи.
  2. Обилие научной терминологии; масса речевых клише; минимум экспрессивно-эмоциональной лексики (а то и полное ее отсутствие).
  3. Преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами, и, как следствие, – статичный, медленно читаемый и трудный для восприятия текст.
  4. Логичность и тезисность изложения.
  5. Обилие вводных слов, сложные конструкции предложений с массой приточных. Предельная насыщенность предложений словами, уточняющими различные понятия (явления).
Читайте также:  Массаж на всю спину польза и вред

Надоело самому делать домашку?

Закажи выполнение домашней работы у >>>наших партнеров и получай только отличные оценки

Также можно заказать рефераты, эссэ, курсовые работы и все, что только могут придумать твои учителя

 Научный стиль: разбор примера

Давайте разберем пример собственно научного текста.

Отрывок из статьи:

Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.

Главные стилевые черты в данном отрывке таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», монологичность, однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, стандартизованность, четкость изложения.

Дополнительно можно назвать черты следующие:

1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);

2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей);

3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);

4) использование глаголов в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа (принято называть, представлены, получили);

5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

Таким образом, при подобном взаимодействии образуются подстили разбираемого стиля речи:

  • научно-популярный – очерки, лекции;
  • научно-публицистический – статьи, очерки, заметки;
  • научно-информативный – патентные описания, аннотации;
  • научно-учебный – учебники, методические пособия, лекции, рефераты;
  • научно-справочный – словари, каталоги;
  • собственно научный – статьи, монографии, диссертации, доклады.

Рассмотрим примеры некоторых подстилей.

Научно-популярный стиль: разбор примера

Отрывок из статьи:

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

Стиль данного текста – научно-популярный.

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

  • слова широкого употребления: автор, положение, люди;
  • термины: стагнация, Солнечная система;
  • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
  • абстрактная лексика: мир, познание;
  • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

4В морфологии данного текста следует выделить:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

Синтаксис имеет следующие особенности:

  • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
  • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
  • в предложениях используется обычный порядок слов – прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
  • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.
Читайте также:  Hepa фильтр вред и польза и вред

Научный стиль: понятие, признаки и примерыНаучно-публицистический стиль: разбор примера

В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.

Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.

А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.

Отрывок из статьи:

При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания. Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия. Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.

Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.

Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.

Лексика:

  • общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;
  • термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;
  • разговорные слова: нагромождаем, браковать;
  • абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;
  • речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

 Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

  • тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;
  • используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;
  • наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;
  • характерно употребляются глаголы настоящего времени  в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;
  • над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;
  • отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

Синтаксис: 

  • в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;
  • по цели высказывания – повествовательные и побудительные;
  • эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;
  • стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;
  • цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

Научный стиль: понятие, признаки и примеры

Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Кроме того, несмотря на преобладание ярких черт научного и публицистического стиля, в данном отрывке отмечаются также и черты стиля художественного – объемные предложения с большой смысловой нагрузкой и др.

Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Источник