Научные аргументы в пользу существования бога

«Глупец сказал в своем сердце: Бога нет» – вот что написано в Псалме (Пс. 14.1; Пс. 53.1). Между тем, на протяжении веков человеческое любопытство пытается найти доказательства существования Бога.

Неоспоримым фактом является то, что многие люди глубоко убеждены в несуществовании Бога, утверждая, что противоположная точка зрения оскорбляет их разум (на примере блестящего биолога Ричарда Докинза). Но было бы неуместно и неверно полагать, что атеисты – это люди, которым не хватает разума или знаний. Некоторые из атеистов выдающиеся умы. Интересно, что есть также люди, которые с гордостью называют себя агностиками, признавая как атеистов, так и верующих (потому что некоторые верят в существование Бога, а другие в Его небытие), фактически и ни один из них не может доказать истинность своих убеждений.

Зачем нам нужны доказательства?

На самом деле, люди, которые верят, не нуждаются в доказательствах, но это не означает, что наша вера иррациональна или противоречит тому, что предлагает разум. В христианстве всегда существовало мнение, что концепция Бога может быть достигнута в некоторой степени посредством логического мышления, которое еще не является верой, но оно может стать отправной точкой для установления личных отношений с Богом. Рино Каммиллери в книге «Является ли Бог католиком?» писал: «Я не думаю, что Бог создал людей, а затем играл в прятки с нами, не давая нам никаких шансов на успех в этой игре». Итак, Бог ведет себя как тот, кто дал достаточно сигналов и посылов, но не дал окончательной уверенности, вытекающей из знания.

Вместо доказательства существования Бога было бы лучше поговорить об аргументах, предпосылках или (как св. Фома Аквинский) о «путях». Бог открывает для нас много путей, чтобы мы могли познать Его и полюбить Его. Давайте посмотрим на «доказательства», представленные ниже.

1. «Доказательство» от существования воинствующих атеистов

Некоторые крайние, борющиеся атеисты так энергично выступают против идеи Бога, что это их одержимость, становится чем-то, что почти составляет смысл их существования. Создается впечатление, что, как это ни парадоксально, Бог прочно и постоянно присутствует в их жизни, постоянно принуждая отрицать Его существование.

Фото: Google images

2. «Доказательство» от существования Вселенной и нас самих

Согласно Библии, Бог рассказал нам о себе, то есть открыл себя, но Бога также можно узнать интуитивно и естественно из его произведений. Глядя на величие природы и космоса естественным образом, мы приходим к выводу, что должна быть какая-то причина всего. Там должно быть что-то, что объясняет все это.

Фото: Google images

3. «Доказательство» чудес

Первое «чудо св. Январь» в присутствии папы. Конечно, есть и такие, которые говорят, что чудес не бывает. Ну … Исцеления могут быть результатом нашего мозга, чьи возможности мы не знаем. Сила внушения может многое сделать. Пусть знаменитое «чудо солнца» в Фатиме будет коллективной галлюцинацией. Тем не менее, как объяснить существование так называемых саван Манопелло, образа Богоматери Гваделупской и многочисленные подтвержденные евхаристические чудеса?

Люди собрались в ожидании обещанного чуда. Фото: Google images

4. «Доказательство» из личного опыта верующих

Вера творит чудеса с незапамятных времен среди миллиардов людей во всем мире мы сталкивались с убеждением, что Бог существует. Люди приходят к такому выводу не по философским соображениям, а по личным, субъективным контактам с Богом. Миллионы людей, живущих сегодня, могут также подробно описать свой опыт общения с Богом.

Фото: Google images

5. «Доказательство» от желания Бога

Наша жизнь – это постоянная гонка, поиск и стремление к самореализации. Каждый человек чувствует в своей жизни определенные потребности и желания, в которых существует что-то реальное. Мы чувствуем голод, и есть еда, чтобы удовлетворить этот голод. Мы также испытываем жажду знаний, поэтому мы черпаем знания из книг и других источников.

6. «Доказательство» св. Ансельмы

Святой Ансельм, архиепископ Кентерберийский (который жил в 11-м веке), представил причудливый аргумент в пользу существования Бога, который до сих пор шокирует. Ансельм предложил блестящее и довольно точное определение Бога, и оно гласит: «Бог — это нечто, за пределами которого больше нельзя думать».

Святой Ансельм Кентерберийский. Фото: Google images

7. «Доказательство» от морали

Те, кто читал «Мастер и Маргарет» Михаила Булгакова, наверняка помнят разговор Воланда с Берлиозом и поэтом, который, не зная, что их собеседником был сатана, объявил, что они атеисты, как и подавляющее большинство населения своей страны.

Бал Сатаны. Фото: Google images

Верите ли вы в существование Бога?

Источник

Огромное количество людей в мире верит в Бога, чуть меньше тех, кто отрицает наличие какой-либо Божественной сущности. Каждая из сторон приводит определенные доводы в свою пользу. Атеисты полагают, что бога нет, потому что:

10. Его никто не видел

Единственным способом, который мог бы доказать существование бога, является возможность воочию увидеть его и его сверхъестественные возможности, как например, исцеление неизлечимых больных или воскрешение умерших. Но ни разу за всю историю человечества подобного рода случаи зафиксированы не были.

9. Сотворение мира богом противоречит научным данным

Возраст Земли составляет примерно 4 миллиарда лет, Солнце, как и многие другие звезды, появилось еще раньше. В Библии же указывается цифра в 6000 лет. Есть и другие неточности: так, солнечный свет и растительный мир были созданы богом раньше, чем Солнце, что противоречит логике. Соответственно, сведения, содержащиеся в Библии, нельзя рассматривать в качестве доказательства существования бога, наоборот, если они неверны, то и все остальное, касаемо бога, можно считать ошибочным.

Читайте также:  Петр 1 польза или вред

8. Богов слишком много

За все время существования религий количество всевозможных богов перевалило за 3 миллиона. Имена некоторых из них пока остаются на слуху, но большинство уже забыто. То есть и современные боги живут только до тех пор, пока в них кто-то верит, а это противоречит постулату о вечности бога.

7. Создания бога несовершенны

Если бог совершенен и создал человека по образу и подобию, то почему его творения имеют определенные изъяны?! Почему люди подвержены болезням и вообще смерти? Этот момент можно рассматривать как доказательство отсутствия бога, в противном случае возникает резонный вопрос: если бог все-таки создал все неидеальное живое, стоит ли поклоняться такому Творцу?!

6. Все может иметь научное объяснение

В древности практически все, что происходило вокруг, люди объясняли действиями богов: греки считали, что гром и молния – следствие гнева Зевса, а землетрясения возникают из-за Посейдона. Сейчас большинство явлений имеет научное объяснение, и несмотря на то, что еще остаются необъясненными некоторые моменты, нет ни одного случая, когда теистическое объяснение пришло бы на замену научному.

5. Вера в бога – явление социальное

Многое зависит как от семьи, так и общества, в котором вырос тот или иной человек. Люди, воспитанные в семье верующих, в большинстве случаев будет придерживаться тех же взглядов на религию, что и родители. В бедных странах процент верующих гораздо выше, чем где-либо. Многое зависти и от уровня образования – чем образованнее человек, тем он сильнее подвержен идеям атеизма. Все это говорит в пользу того, что бог является продуктом культур.

4. Если даже большинство верит в бога, это еще ничего не значит

Некоторые уверены, что большое количество верующих является доказательством существования бога. Однако такое утверждение вряд ли можно считать достаточным основанием, ведь, как известно, в истории были периоды, когда и рабство воспринималось как нечто само собой разумеющееся.

3. Проблема зла

В данном случае вопрос стоит таким образом: если существует бог, олицетворяющий добро, почему наряду с ним есть место злу? Почему бог допускает всевозможные проявления зла, из-за которых страдают невинные люди?! Многие говорят о том, что дети отвечают за грехи своих родителей, разве это не противоречит мнению о доброте бога?!

2. Существование атеистов

Еще одним доказательством отсутствия бога многие называют тот факт, что в мире немало мест, где атеизм одержал власть над религиями. Однако ни разу бог не попытался доказать тем, кто в него не верит, сам факт своего существования. Или на крайний случай, не стер их с лица земли.

1. Разнообразие религиозных учений

У каждой религии свое представление о боге, причем нередко то, что для мусульман кажется правильным, христианами может восприниматься как богохульство. Поэтому даже если допустить наличие бога, остается открытым вопрос, богу какого вероучения стоит поклоняться как истинному?!

В любом случае, на сегодняшний день вопрос о том, есть ли бог, остается открытым, так как ни одного доказательства его существования, равно как и доказательства его отсутствия нет. А может в этом и заключен весь божественный замысел?!

Ссылка на статью, полностью противоположной этой! Доказательства о том, что Бог существует! Кто же прав!?!?!?

Источник

ßçûê — îäèí èç ãëàâíûõ ïðèçíàêîâ, âûäåëÿþùèõ ÷åëîâåêà èç æèâîòíîãî ìèðà. Íåëüçÿ ñêàçàòü, ÷òî æèâîòíûå íå óìåþò îáùàòüñÿ äðóã ñ äðóãîì. Îäíàêî ñòîëü âûñîêîðàçâèòàÿ, óïðàâëÿåìàÿ âîëåé ñèñòåìà çâóêîâîé êîììóíèêàöèè ñôîðìèðîâàëàñü òîëüêî ó Homo sapiens. Êàê æå ìû ñòàëè îáëàäàòåëÿìè ýòîãî óíèêàëüíîãî äàðà?

Çàãàäêà ïðîèñõîæäåíèÿ ÿçûêà ïî ïðàâó çàíèìàåò ñâîå ìåñòî â ðÿäó ãëàâíûõ òàéí áûòèÿ: ðîæäåíèÿ Âñåëåííîé, âîçíèêíîâåíèÿ æèçíè, ïîÿâëåíèÿ ýóêàðèîòè÷åñêîé êëåòêè, îáðåòåíèÿ ðàçóìà. Ïðîèñõîæäåíèå ÿçûêà íå áûëî îäíîìîìåíòíûì è ñêà÷êîîáðàçíûì. Âåäü ó ìëåêîïèòàþùèõ âñåõ äåòåé ðîæàþò è ðàñòÿò ìàìû, è äëÿ óñïåøíîãî âûðàùèâàíèÿ ïîòîìñòâà ìàòåðè è äåòåíûøè — â êàæäîì ïîêîëåíèè — äîëæíû äîñòàòî÷íî õîðîøî ïîíèìàòü äðóã äðóãà. Ïîýòîìó òàêîé òî÷êè âî âðåìåíè, äî êîòîðîé ïðåäêè ÷åëîâåêà íå óìåëè ãîâîðèòü, à ïîñëå êîòîðîé ñðàçó çàãîâîðèëè, êîíå÷íî æå, íå ñóùåñòâóåò.

Ìîçã, à íå êîñòè

Ïðîèñõîæäåíèå ÿçûêà áûëî ÷àñòüþ àäàïòàöèè äðåâíèõ ïðåäñòàâèòåëåé íàøåé ýâîëþöèîííîé ëèíèè â òîì íàïðàâëåíèè, êîòîðîå âîîáùå õàðàêòåðíî äëÿ ïðèìàòîâ. À õàðàêòåðíî äëÿ íèõ íå îòðàùèâàíèå êëûêîâ, êîãòåé èëè ÷åòûðåõêàìåðíîãî æåëóäêà, à ðàçâèòèå ìîçãà. Î÷åíü âàæíî è òî, ÷òî ïðèìàòû — æèâîòíûå ãðóïïîâûå. ×òîáû èì óñïåøíî âîñïðîèçâîäèòü ñâîþ ÷èñëåííîñòü, ÷òîáû èõ ïîòîìñòâî íå òîëüêî ðîæäàëîñü, íî è äîæèâàëî äî êàêîãî-òî ïðèëè÷íîãî âîçðàñòà è ñàìî äîñòèãàëî ðåïðîäóêòèâíîãî óñïåõà, íóæíû óñèëèÿ âñåé ãðóïïû, íóæíà îáùíîñòü, ïðîíèçàííàÿ ìíîæåñòâîì ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé. ×åì äîëüøå äåòñòâî, òåì áîëüøå òðåáîâàíèé ê ñïëî÷åííîñòè ãðóïïû — à çíà÷èò, è ê ðàçâèòèþ ñðåäñòâ êîììóíèêàöèè.

Ñóùåñòâóåò ãèïîòåçà, ñîãëàñíî êîòîðîé ðàçäåëåíèå îáùèõ ïðåäêîâ ÷åëîâåêà è ñîâðåìåííûõ ÷åëîâåêîîáðàçíûõ îáåçüÿí øëî ïî ñðåäàì îáèòàíèÿ. Ïðàùóðû ãîðèëë è øèìïàíçå îñòàëèñü â òðîïè÷åñêèõ äæóíãëÿõ, à íàøè ïðåäêè âûíóæäåíû áûëè àäàïòèðîâàòüñÿ ê æèçíè ñíà÷àëà â ðåäêîëåñüå, à ïîòîì è â ñàâàííå, ãäå âåñüìà âåëèêè ñåçîííûå ðàçëè÷èÿ è âñåÿäíîìó ñóùåñòâó èìååò ñìûñë îðèåíòèðîâàòüñÿ â îãðîìíîì êîëè÷åñòâå äåòàëåé îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.  òàêîé ñèòóàöèè îòáîð íà÷èíàåò áëàãîïðèÿòñòâîâàòü òåì ãðóïïàì, ó ÷ëåíîâ êîòîðûõ âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü íå òîëüêî ïîäìå÷àòü, íî è êîììåíòèðîâàòü óâèäåííîå ñ ïîìîùüþ òåõ èëè èíûõ ñèãíàëîâ. Ñ ýòîé ñòðàñòüþ ê êîììåíòèðîâàíèþ ëþäè íå ðàññòàëèñü è ïî ñåé äåíü.

Читайте также:  Настой из меда лимона и чеснока польза

Ðåàãèðîâàòü çâóêàìè íà êàêèå-òî îêðóæàþùèå ÿâëåíèÿ óìååò íå òîëüêî ÷åëîâåê: ó ìíîãèõ âèäîâ æèâîòíûõ åñòü, íàïðèìåð, ïèùåâûå êðèêè, êðèêè íà ðàçíûå òèïû îïàñíîñòè. À âîò ðàçâèòü òàêèå ñðåäñòâà, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ìîæíî áûëî áû êîììåíòèðîâàòü âîîáùå âñå ÷òî óãîäíî, íàâåøèâàòü ñëîâåñíûå «ÿðëû÷êè» íà ðåàëüíîñòü â áåñêîíå÷íîì êîëè÷åñòâå (â òîì ÷èñëå èçîáðåòàòü íîâûå â ïðåäåëàõ ñîáñòâåííîé æèçíè), — ýòî óäàëîñü òîëüêî ëþäÿì. Óäàëîñü ïîòîìó, ÷òî â âûèãðûøå îêàçûâàëèñü ãðóïïû, ó êîòîðûõ ýòè êîììåíòàðèè áûëè áîëåå âûðàæåííûìè è áîëåå äåòàëüíûìè.

Âñõðþêíóë îò äîñàäû

Ïåðåõîä ê çâóêîâîé êîììóíèêàöèè ìîã íà÷àòüñÿ ñ òîãî âðåìåíè, êîãäà íàøè ïðåäêè ñòàëè ðåãóëÿðíî èçãîòàâëèâàòü êàìåííûå îðóäèÿ. Âåäü ïîêà ÷åëîâåê äåëàåò îðóäèÿ èëè äåëàåò ÷òî-òî ýòèìè îðóäèÿìè, îí íå ìîæåò êîììóíèöèðîâàòü ñ ïîìîùüþ æåñòîâ, êàê øèìïàíçå. Ó øèìïàíçå çâóêè íåïîäêîíòðîëüíû âîëå, à æåñòû ïîäêîíòðîëüíû, è êîãäà îíè õîòÿò ÷òî-òî ñîîáùèòü, òî âõîäÿò â ïîëå çðåíèÿ «ñîáåñåäíèêà» è æåñòàìè èëè èíûìè äåéñòâèÿìè ïîäàþò åìó ñèãíàë. À ÷òî äåëàòü, åñëè ðóêè çàíÿòû?

Ïåðâîíà÷àëüíî íèêòî èç äðåâíèõ ãîìèíèä è íå äóìàë, ÷òîáû â ýòîé ñèòóàöèè ÷òî-òî «ñêàçàòü» ñîðîäè÷ó. Íî äàæå åñëè ó íåãî íåïðîèçâîëüíî âûðâåòñÿ êàêîé-íèáóäü çâóê, âåëèêà âåðîÿòíîñòü, ÷òî ñîîáðàçèòåëüíûé ñîðîäè÷ ïðîñòî ïî èíòîíàöèè ñìîæåò äîãàäàòüñÿ, â ÷åì òàì ïðîáëåìà ó áëèæíåãî. Òî÷íî òàê æå, êîãäà ÷åëîâåêó ñ ðàçíûìè èíòîíàöèÿìè íàçûâàþò åãî èìÿ, îí óæå çà÷àñòóþ ïðåêðàñíî ïîíèìàåò, ñ ÷åì ê íåìó îáðàòÿòñÿ — ñ óïðåêîì, ïîõâàëîé èëè ïðîñüáîé. À âåäü åìó åùå íè÷åãî íå ñîîáùèëè. Åñëè ýâîëþöèîííûé âûèãðûø áóäóò ïîëó÷àòü òå ãðóïïû, ÷ëåíû êîòîðûõ ïîíèìàþò ëó÷øå, îòáîð áóäåò ïîîùðÿòü âñå áîëåå òîíêèå ðàçëè÷èÿ â ñèãíàëå — ÷òîáû áûëî ÷òî ïîíèìàòü. À ïîäêîíòðîëüíîñòü âîëå ïðèäåò ñî âðåìåíåì.

Ðàçâèâàåì àïïàðàò

Äëÿ òîãî ÷òîáû ëó÷øå ïîíèìàòü (à ïîòîì è ïðîèçíîñèòü), íóæíû ìîçãè. Ðàçâèòèå ìîçãà ó ãîìèíèä âèäíî ïî òàê íàçûâàåìûì ýíäîêðàíàì (ñëåïêàì âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ÷åðåïà). Ìîçã ñòàíîâèòñÿ âñå áîëüøå (à çíà÷èò, óâåëè÷èâàþòñÿ âîçìîæíîñòè ïàìÿòè), â ÷àñòíîñòè, ðàñòóò òå åãî ó÷àñòêè, íà êîòîðûõ ó íàñ ðàñïîëîæåíû «çîíû ðå÷è» (çîíà Áðîêà è çîíà Âåðíèêå), à åùå — ëîáíûå äîëè, çàíÿòûå âûñøèìè ôîðìàìè ìûøëåíèÿ.

Ó íåïîñðåäñòâåííîãî ïðåäêà ÷åëîâåêà íàøåãî âèäà — Homo heidelbergensis — áûë óæå âåñüìà ïðèëè÷íûé êîìïëåêñ ïðèñïîñîáëåíèé ê àðòèêóëèðîâàííîé çâó÷àùåé ðå÷è. Âèäèìî, îíè óæå ìîãëè äîâîëüíî õîðîøî óïðàâëÿòü ñâîèìè çâóêîâûìè ñèãíàëàìè. Êñòàòè, ñ ãåéäåëüáåðãñêèì ÷åëîâåêîì ïàëåîàíòðîïîëîãàì î÷åíü ïîâåçëî.  Èñïàíèè, íà òåððèòîðèè ìóíèöèïàëèòåòà Àòàïóýðêà áûëà îáíàðóæåíà ðàñùåëèíà, ãäå òåëà äðåâíèõ ãîìèíèä îêàçàëèñü íåäîñòóïíû õèùíèêàì, è îñòàíêè äîøëè äî íàñ â ïðåêðàñíîé ñîõðàííîñòè. Óöåëåëè äàæå ñëóõîâûå êîñòî÷êè (ìîëîòî÷åê, íàêîâàëåíêà è ñòðåìå÷êî), ÷òî ïîçâîëèëî ñäåëàòü âûâîäû î ñëóõîâûõ âîçìîæíîñòÿõ íàøèõ ïðåäêîâ. Îêàçàëîñü, ÷òî ãåéäåëüáåðãñêèå ëþäè ìîãëè ëó÷øå, ÷åì ñîâðåìåííûå øèìïàíçå, ñëûøàòü íà òåõ ÷àñòîòàõ, ãäå ðàáîòàþò ïðèçíàêè çâóêîâ, êîòîðûå äîñòèãàþòñÿ àðòèêóëÿöèåé.

Èãðà íà äèàôðàãìå

Àðòèêóëÿðîâàííàÿ çâó÷àùàÿ ðå÷ü — äåëî íåïðîñòîå, ïîòîìó ÷òî ðàçíûå çâóêè ïî ïðèðîäå ñâîåé ðàçíîé ãðîìêîñòè. Òî åñòü åñëè ÷åðåç ðîòîâóþ ïîëîñòü ïðè ðàçíîé àðòèêóëÿöèè ïðîãîíÿòü îäèí è òîò æå çâóêîâîé ïîòîê, òî çâóê «à» áóäåò ñàìûì ãðîìêèì, à, íàïðèìåð, «è» — ãîðàçäî òèøå. Íî åñëè ñ ýòèì ñìèðèòüñÿ, òî ïîëó÷èòñÿ, ÷òî ãðîìêèå çâóêè òèïà «à» íà÷íóò ãëóøèòü äðóãèå, íå ñòîëü ãðîìêèå çâóêè ïî ñîñåäñòâó. Ïîýòîìó íàøà äèàôðàãìà, äåëàÿ óäèâèòåëüíûå òîíêèå äâèæåíèÿ òèïà âäîõà íà âûäîõå, àêêóðàòíî «âûïðàâëÿåò» íàø çâóêîâîé ïîòîê, ÷òîáû ãðîìêèå çâóêè áûëè íå ñëèøêîì ãðîìêèìè, à òèõèå íå ñëèøêîì òèõèìè.

Áîëåå òîãî, âîçäóõ íà ãîëîñîâûå ñâÿçêè ïîäàåòñÿ ïîðöèÿìè, ñëîãàìè. È íàì íå íàäî ìåæäó ñëîãàìè íåïðåìåííî äåëàòü âäîõ. Êàæäûé îòäåëüíûé ñëîã ìû ìîæåì ñîâìåñòèòü ñ äðóãèìè ñëîãàìè, è ïðèäàòü ýòèì ñëîãàì ðàçëè÷èÿ — êàê äðóã îòíîñèòåëüíî äðóãà, òàê è âíóòðè ñëîãà. Âñå ýòî òîæå äåëàåò äèàôðàãìà, íî äëÿ òîãî ÷òîáû ìîçã ìîã ñòîëü âèðòóîçíî óïðàâëÿòü ýòèì îðãàíîì, ÷åëîâåê ïîëó÷èë øèðîêèé ïîçâîíî÷íûé êàíàë: ìîçãó ïîíàäîáèëñÿ, êàê ìû ñåé÷àñ ãîâîðèì, øèðîêîïîëîñíîé äîñòóï â âèäå áîëüøåãî êîëè÷åñòâà íåðâíûõ ñâÿçåé.

Âîîáùå, ñ ðàçâèòèåì çâóêîâîé êîììóíèêàöèè ôèçèîëîãè÷åñêèé àïïàðàò ðå÷è ñóùåñòâåííî óñîâåðøåíñòâîâàëñÿ. Ó ëþäåé óìåíüøèëèñü ÷åëþñòè — îíè òåïåðü íå òàê âûñòóïàþò âïåðåä, à ãîðòàíü, íàïðîòèâ, îïóñòèëàñü.  ðåçóëüòàòå ýòèõ èçìåíåíèé ó íàñ äëèíà ðîòîâîé ïîëîñòè ïðèìåðíî ðàâíà äëèíå ãëîòêè, ñîîòâåòñòâåííî, ÿçûê ïîëó÷àåò áîëüøóþ ïîäâèæíîñòü êàê ïî ãîðèçîíòàëè, òàê è ïî âåðòèêàëè. Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ïðîèçâîäèòü ìíîãî ðàçíîîáðàçíûõ ãëàñíûõ è ñîãëàñíûõ.

È, ðàçóìååòñÿ, çíà÷èòåëüíîå ðàçâèòèå ïîëó÷èë ñàì ìîçã. Âåäü åñëè ìû îáëàäàåì ðàçâèòûì ÿçûêîì, òî íóæíî ãäå-òî õðàíèòü òàêîå áîëüøîå êîëè÷åñòâî çâóêîâûõ îáëèêîâ ñëîâ (à êîãäà — çíà÷èòåëüíî ïîçæå — ïîÿâëÿþòñÿ ÿçûêè ïèñüìåííûå, òî è ïèñüìåííûõ òîæå). Êóäà-òî íóæíî çàïèñàòü êîëîññàëüíîå êîëè÷åñòâî ïðîãðàìì ïîðîæäåíèÿ ÿçûêîâûõ òåêñòîâ: âåäü ìû íå ãîâîðèì òåìè æå ñàìûìè ôðàçàìè, ÷òî ñëûøàëè â äåòñòâå, à ïîñòîÿííî ðîæäàåì íîâûå. Ìîçã òàêæå äîëæåí âêëþ÷àòü â ñåáÿ àïïàðàò äëÿ ãåíåðàöèè âûâîäîâ èç ïîëó÷åííîé èíôîðìàöèè. Ïîòîìó ÷òî åñëè âûäàòü ìíîãî èíôîðìàöèè òîìó, êòî íå ìîæåò äåëàòü âûâîäû, òî çà÷åì îíà åìó? È çà ýòî îòâå÷àþò ëîáíûå äîëè, â îñîáåííîñòè òî, ÷òî íàçûâàåòñÿ ïðåôðîíòàëüíîé êîðîé.

Читайте также:  Сухие помидоры польза и вред

Èç âñåãî âûøåñêàçàííîãî ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî ïðîèñõîæäåíèå ÿçûêà áûëî ýâîëþöèîííî äëèòåëüíûì ïðîöåññîì, íà÷àâøèìñÿ çàäîëãî äî ïîÿâëåíèÿ ÷åëîâåêà ñîâðåìåííîãî âèäà.

Ìîë÷àùèå ãëóáèíû âðåìåíè

Ìîæåì ëè ìû ñåãîäíÿ ïðåäñòàâèòü ñåáå, êàêèì áûë òîò ïåðâûé ÿçûê, íà êîòîðîì çàãîâîðèëè íàøè äàëåêèå ïðåäêè, îïèðàÿñü íà ìàòåðèàë æèâûõ è îñòàâèâøèõ ïèñüìåííûå ñâèäåòåëüñòâà ìåðòâûõ ÿçûêîâ? Åñëè ó÷åñòü, ÷òî èñòîðèÿ ÿçûêà íàñ÷èòûâàåò áîëåå ñîòíè òûñÿ÷ ëåò, à ñàìûå äðåâíèå ïèñüìåííûå ïàìÿòíèêè — îêîëî 5000 ëåò, òî ÿñíî, ÷òî ýêñêóðñ ê ñàìûì êîðíÿì ïðåäñòàâëÿåòñÿ êðàéíå ñëîæíîé, ïî÷òè íåðàçðåøèìîé çàäà÷åé. Ìû äî ñèõ ïîð íå çíàåì, áûëî ëè ïðîèñõîæäåíèå ÿçûêà óíèêàëüíûì ÿâëåíèåì èëè ðàçíûå äðåâíèå ëþäè èçîáðåòàëè ÿçûê íåñêîëüêî ðàç. È õîòÿ ñåãîäíÿ ìíîãèå èññëåäîâàòåëè ñêëîííû ñ÷èòàòü, ÷òî âñå èçâåñòíûå íàì ÿçûêè âîñõîäÿò ê îäíîìó êîðíþ, âïîëíå ìîæåò îêàçàòüñÿ, ÷òî ýòîò îáùèé ïðåäîê âñåõ íàðå÷èé Çåìëè áûë ëèøü îäíèì èç íåñêîëüêèõ, ïðîñòî îñòàëüíûå îêàçàëèñü ìåíåå óäà÷ëèâûìè è íå îñòàâèëè äîøåäøåãî äî íàøèõ äíåé ïîòîìñòâà.

Îò ïðàÿçûêà ê ïðàïðàÿçûêó

Íî âìåñòå ñ òåì äâèæåíèå ê èñòîêàì â ðóñëå ñðàâíèòåëüíî-èñòîðè÷åñêîãî ÿçûêîçíàíèÿ èäåò. Ýòîò ïðîãðåññ ìû íàáëþäàåì áëàãîäàðÿ ìåòîäàì ðåêîíñòðóêöèè ÿçûêîâ, îò êîòîðûõ íå îñòàëîñü íè åäèíîãî íàïèñàííîãî ñëîâà. Ñåé÷àñ óæå íè ó êîãî íå âûçûâàåò ñîìíåíèé ñóùåñòâîâàíèå èíäîåâðîïåéñêîé ñåìüè ÿçûêîâ, çàêëþ÷àþùåé â ñåáå ïðîèçîøåäøèå èç îäíîãî êîðíÿ ñëàâÿíñêóþ, ãåðìàíñêóþ, ðîìàíñêóþ, èíäî-èðàíñêóþ è íåêîòîðûå äðóãèå æèâûå è âûìåðøèå âåòâè ÿçûêîâ. Ïðàèíäîåâðîïåéñêèé ÿçûê ñóùåñòâîâàë ïðèìåðíî 6−7 òûñÿ÷ ëåò íàçàä, íî ëèíãâèñòàì óäàëîñü äî îïðåäåëåííîé ñòåïåíè ðåêîíñòðóèðîâàòü åãî ëåêñè÷åñêèé ñîñòàâ è ãðàììàòèêó. 6000 ëåò — ýòî âðåìÿ, ñîïîñòàâèìîå ñ ñóùåñòâîâàíèåì öèâèëèçàöèè, íî ýòî î÷åíü ìàëî â ñðàâíåíèè ñ èñòîðèåé ÷åëîâå÷åñêîé ðå÷è. Ìîæíî ëè äâèãàòüñÿ äàëüøå? Äà, ìîæíî, è âïîëíå óáåäèòåëüíûå ïîïûòêè âîññîçäàíèÿ åùå áîëåå ðàííèõ ÿçûêîâ ïðåäïðèíèìàþòñÿ êîìïàðàòèâèñòàìè ðàçíûõ ñòðàí, â îñîáåííîñòè Ðîññèè, ãäå ñóùåñòâóåò íàó÷íàÿ òðàäèöèÿ ðåêîíñòðóêöèè òàê íàçûâàåìîãî íîñòðàòè÷åñêîãî ïðàÿçûêà.

À ÷òî åñëè ýòî ñëó÷àéíîñòü?

Îñòàåòñÿ ëèøü âîïðîñ âåðèôèêàöèè ïîëó÷àåìûõ ðåçóëüòàòîâ. Íå ÿâëÿþòñÿ ëè âñå ýòè ðåêîíñòðóêöèè ñëèøêîì ãèïîòåòè÷åñêèìè? Âåäü ðå÷ü èäåò óæå î ìàñøòàáå áîëåå äåñÿòêà òûñÿ÷ ëåò, è ÿçûêè, ëåæàùèå â îñíîâå ìàêðîñåìåé, ïûòàþòñÿ èçó÷àòü íå íà áàçå èçâåñòíûõ ÿçûêîâ, à íà îñíîâå äðóãèõ, òàêæå ðåêîíñòðóèðîâàííûõ. Ãëàâíûì äîêàçàòåëüñòâîì ðîäñòâà ÿçûêîâ ÿâëÿþòñÿ ðåãóëÿðíûå çâóêîâûå ñîîòâåòñòâèÿ â îáëàñòè íàèáîëåå óñòîé÷èâîé (òàê íàçûâàåìîé áàçèñíîé) ëåêñèêè. Ïðè âçãëÿäå íà áëèçêîðîäñòâåííûé ÿçûê òèïà óêðàèíñêîãî èëè ïîëüñêîãî òàêèå ñîîòâåòñòâèÿ ëåãêî óâèäèò äàæå íåñïåöèàëèñò, è äàæå íå òîëüêî â áàçèñíîé ëåêñèêå. Ðîäñòâî ðóññêîãî è àíãëèéñêîãî, îòíîñÿùèõñÿ ê âåòâÿì èíäîåâðîïåéñêîãî äðåâà, êîòîðûå ðàçäåëèëèñü îêîëî 6000 ëåò íàçàä, óæå íåî÷åâèäíî è òðåáóåò íàó÷íûõ îáîñíîâàíèé: òå ñëîâà, êîòîðûå çâó÷àò ïîõîæå, ñêîðåå âñåãî, îêàæóòñÿ ñëó÷àéíûìè ñîâïàäåíèÿìè èëè çàèìñòâîâàíèÿìè. Íî åñëè ïîñìîòðåòü âíèìàòåëüíåå, ìîæíî çàìåòèòü, íàïðèìåð, ÷òî àíãëèéñêîìó th â ðóññêîì âñåãäà ñîîòâåòñòâóåò «ò»: mother — ìàòü, brother — áðàò, óñòàðåâøåå thou — òû…

Ó ðóññêîãî ñ ÿïîíñêèì íåò, êàçàëîñü áû, ñîâñåì íè÷åãî îáùåãî. Êîìó ìîæåò ïðèéòè â ãîëîâó, ÷òî ðóññêèé ãëàãîë «áûòü» è ÿïîíñêèé «èðó» («áûòü» â ïðèìåíåíèè ê æèâîìó ñóùåñòâó) ÿâëÿþòñÿ ðîäñòâåííûìè ñëîâàìè? Îäíàêî â ðåêîíñòðóèðîâàííîì ïðàèíäîåâðîïåéñêîì çà ñìûñë «áûòü» îòâå÷àåò, â ÷àñòíîñòè, êîðåíü «áõóó-” (ñ äîëãèì «ó»), à â ïðààëòàéñêîì (ïðåäêå òþðêñêèõ, ìîíãîëüñêèõ, òóíãóñî-ìàí÷æóðñêèõ, à òàêæå êîðåéñêîãî è ÿïîíñêîãî ÿçûêîâ) ýòî æå çíà÷åíèå îòâîäèòñÿ êîðíþ «áóè-“. Ýòè äâà êîðíÿ óæå î÷åíü ïîõîæè (îñîáåííî åñëè ó÷åñòü, ÷òî ïðàèíäîåâðîïåéñêèì çâîíêèì ïðèäûõàòåëüíûì âñåãäà ñîîòâåòñòâóþò àëòàéñêèå çâîíêèå, à ñî÷åòàíèÿ òèïà «óè» áûëè â ïðàèíäîåâðîïåéñêîì íåâîçìîæíû). Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì, ÷òî çà òûñÿ÷åëåòèÿ ðàçäåëüíîãî ðàçâèòèÿ ñëîâà ñ îäèíàêîâûì êîðíåì èçìåíèëèñü äî íåóçíàâàåìîñòè. Ïîýòîìó â êà÷åñòâå äîêàçàòåëüñòâà âîçìîæíîãî ðîäñòâà îòäàëåííî ðîäñòâåííûõ ÿçûêîâ êîìïàðàòèâèñòû èùóò íå áóêâàëüíûå ñîâïàäåíèÿ (îíè êàê ðàç, ñêîðåå âñåãî, óêàæóò íà çàèìñòâîâàíèå, à íå íà ðîäñòâî), à óñòîé÷èâî ïîâòîðÿþùèåñÿ çâóêîâûå ñîîòâåòñòâèÿ ó êîðíåé ñî ñõîæèì çíà÷åíèåì. Íàïðèìåð, åñëè â îäíîì ÿçûêå çâóê «ò» âñåãäà ñîîòâåòñòâóåò çâóêó «ê», à «õ» âñåãäà ñîîòâåòñòâóåò «ñ», òî ýòî ñåðüåçíûé àðãóìåíò â ïîëüçó òîãî, ÷òî ìû èìååì äåëî ñ ðîäñòâåííûìè ÿçûêàìè è ÷òî íà èõ îñíîâå ìîæíî ïîïûòàòüñÿ ðåêîíñòðóèðîâàòü ÿçûê-ïðåäîê. È ñîïîñòàâëÿòü íàäî íå ñîâðåìåííûå ÿçûêè, à õîðîøî ðåêîíñòðóèðîâàííûå ïðàÿçûêè — îíè ìåíüøå óñïåëè èçìåíèòüñÿ.

Åäèíñòâåííîå, ÷òî ìîæíî èñïîëüçîâàòü â êà÷åñòâå êîíòðàðãóìåíòà ïðîòèâ ãèïîòåçû î ðîäñòâå äàííûõ ÿçûêîâ, ýòî ïðåäïîëîæåíèå î ñëó÷àéíîì õàðàêòåðå âûÿâëåííûõ ïàðàëëåëåé. Îäíàêî äëÿ îöåíêè òàêîé âåðîÿòíîñòè ñóùåñòâóþò ìàòåìàòè÷åñêèå ìåòîäû, è ïðè íàêîïëåíèè äîñòàòî÷íîãî ìàòåðèàëà ãèïîòåçó î ñëó÷àéíîì ïîÿâëåíèè ïàðàëëåëåé ìîæíî ëåãêî îòâåðãíóòü.

Îëåã Ìàêàðîâ Ñâåòëàíà Áóðëàê

Ñòàòüÿ «Çàãîâîðèò ëè èñòîðèÿ ðå÷è» îïóáëèêîâàíà â æóðíàëå «Ïîïóëÿðíàÿ ìåõàíèêà» (¹12, Äåêàáðü 2012).

https://www.popmech.ru/science/13261-kak-lyudi-obreli-yazyk/

Источник