Научная конференция польза и вред
муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 8 города Аткарска Саратовской области
Выступление на научно – практической конференции
по теме
«Польза и вред продуктов, полученных в результате генетических изменений».
Авторы проекта:
учащиеся 8 «Б» класса.
Руководитель проекта:
Уткова Татьяна Станиславовна.
2013 год
Введение.
За последние годы в прессе и на телевидении все чаще появляется информация о генетически модифицированной продукции. Причем среди выступающих есть как сторонники этой продукции, так и ярые противники.
Нас заинтересовал этот вопрос, и мы тоже решили поучаствовать в этом споре. Когда речь заходит о генетически модифицированных продуктах, воображение тут же рисует грозных мутантов. Но, может быть, нам просто не хватает информации?
Во-первых, многие просто не знают, какие продукты являются генетически модифицированными, или, по-иному, трансгенными. Во-вторых, путают их с пищевыми добавками, витаминами и гибридами. А почему употребление трансгенных продуктов вызывает такой ужас у многих людей? Как влияет генномодифицированная продукция на здоровье человека и окружающую природу? Знает ли покупатель о происхождении трансгенных продуктов? Ответы на все эти вопросы мы хотели бы осветить в своей работе.
Цель работы:
изучить распространение генетически модифицированных продуктов и отношение учителей и учащихся к генетически модифицированным продуктам.
Задачи работы:
1. Выяснить, что такое генетически модифицированные продукты.
2. Изучить влияние генетически модифицированных продуктов на здоровье человека.
Какие продукты относятся к генномодифицированным?
Генная инженерия – революционно новая технология, находящаяся на самых ранних экспериментальных стадиях развития. Генные инженеры во всем мире разрезают, вставляют, перекомбинируют, располагают в ином порядке, редактируют и программируют генетический материал.
Генетически модифицированные организмы – это организмы – бактерии, растения, животные, в которые встроены чужеродные гены с целью улучшения его полезных свойств. К примеру, для выведения морозоустойчивого помидора в его гены встроили ген арктической камбалы; для выведения породы свиней с нежирным мясом им встроили ген шпината; для выведения риса, устойчивого к вредителям, в его гены добавили ген человеческой печени, а для выведения засухоустойчивых сортов пшеницы ей встроили гены скорпиона.
1.
Несомненно, польза от генномодифицированных продуктов есть, и заключается она в экономической выгоде. Они помогают в решении многих вопросов по снабжению населения сельскохозяйственными продуктами, в том числе в случае голода или засухи. Темпам роста населения планеты площадь пахотных земель, которые используются для выращивания овощей и злаков, не только не соответствует, она еще и уменьшается. Поэтому ГМ растения и их выращивание могут позволить в несколько раз увеличить урожайность сельхозкультур. Также это поможет значительно снизить затраты на производство, что скажется на конечной стоимости продукта, которая будет в разы меньше.
Однако, несмотря на такие положительные стороны, большинство биологов говорят о том, что неизвестно, как скажется на здоровье человека употребление ГМП в будущем, по прошествии нескольких поколений.
Чем опасны генетически модифицированные продукты?
Все растения, полученные методом генной инженерии должны проходить испытания на безопасность. В этом-то и суть проблемы. Общественность никто не посвящает в результаты таких исследований. Многие исследования такого рода осуществляются за счет финансирования компаний-производителей, которым выгоден положительный результат, ведь генномодифицированные продукты помогут не только окупить все затраты, но и получить огромную прибыль. А результаты исследований на животных показывает не всегда положительные результаты.
Так, например, при проверке безопасности одного из сортов модифицированного картофеля выяснилось, что его употребление в пищу может привести к изменениям в составе крови и внутренних органов. И, несмотря на это, сорт был одобрен и широко применяется людьми в пищу.
Конечно, сам по себе трансген, употребляемый людьми, видимого вреда не нанесет, поскольку внедриться в генный код людей не сможет. Тем не менее, этот ген будет блуждать по организму, и стимулировать синтез белков, которые не предусмотрены природой для человеческого организма. Поэтому, каков результат такого синтеза будет в будущем можно только предполагать.
Многие ученые говорят о возможных опасностях, которые связаны с употребление ГМП. Среди них можно отметить пищевой вред, а именно, нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, появление различных небезобидных аллергических реакций.
Кроме того, результатом употребления продуктов, содержащих ГМО, может быть и нарушение структуры слизистой желудка, устойчивость микрофлоры кишечника к антибиотикам. Это может привести к медицинским проблемам – невозможности вылечивать многие заболевания.
2.
Также возможно снижение уровня здоровья, связанное с накоплением в организме гербицидов, поскольку ГМ растения имеют свойство их накапливать. Употребление продуктов генной инженерии может спровоцировать развитие онкологических заболеваний.
В настоящее время многие учёные связывают с появлением ГМП в рационе человека с различными видами аллергиями, бесплодием у многих семейных пар, с увеличением раковых заболеваний.
Влияние ГМО на окружающую среду.
Помимо опасности для здоровья человека, учеными активно обсуждается вопрос, какую потенциальную угрозу несут биотехнологии для окружающей среды.
Уже сейчас некоторые исследования показывают, что ГМ-кукуруза уничтожают ВСЕХ насекомых вне зависимости от того, вредные ли они для урожая или нет. Нарушается экологический баланс в ареале обитания. Некоторые виды комаров успели выработать иммунитет к новым видам пестицида ДДТ. Ничем их теперь не убьешь… ГМ-растения скрещиваются с обычными, что приводит к тому, что сорняки того же подвида (например ГМ-кукуруза передала гены обычной дикой кукурузе, которая по сути является сорняком) становятся невосприимчивыми к гербицидам. Даже появился такой термин – суперсорняк!
Поэтому есть вероятность вымирания многих видов растений. Радикально настроенные экологи предупреждают, что употребление генномодифицированных продуктов расшатывает генофонд, результатом чего может стать возникновение мутантных генов и их носители также будут мутантами.
Так или иначе, но все опасения и предупреждения относительно употребления генномодифицированных продуктов станут явными не ранее, чем по прошествии полвека, когда сменится поколение людей, питающихся трансгенной пищей.
Осторожно, скрытое ГМО.
Естественный вопрос гражданина России – как обезопасить себя и своих детей? К сожалению исключить из рациона ГМО сегодня очень трудно, но можно дать несколько общих советов, как свести к минимуму его употребление.
Не употребляйте фаст-фуд.
Отдавайте предпочтение цельным, непереработанным продуктам.
Не стоит покупать торты, пирожные, печенье промышленного производства. Старайтесь готовить выпечку и другие продукты сами.
Избегайте продуктов мясопереработки: сосисок, колбас, сарделек и т.д.
3.
Лучше употреблять в пищу цельное мясо травоядных животных.
Питаться рекомендуем сезонными растительными продуктами и лучше отечественными. Покупать эти продукты лучше не в супермаркетах – где они могут быть импортного производства, а на рынках и у сельчан.
Если фрукты и овощи на рынке кем-то погрызенные и червивые, это хорошо. Если это едят черви, значит и нам можно.
Не покупайте продукты не в сезон.
Молоко следует покупать привозное от фермерских хозяйств.
Домашние яйца и куры более полезны.
В магазинах ищите товары с надписями «Без ГМО», «Без сои».
Однако, как показывают независимые экспертизы, такие надписи не являются гарантией того, что продукт действительно не содержит ГМО.
Часто производители сметаны заменяют в ней животный белок на соевый, а за счёт вкусовых добавок мы этого не чувствуем. Чтобы определить подделку, рекомендую растворить чайную ложку сметаны в стакане кипятка: подделка выпадет в осадок, а настоящая полностью растворится.
ГМО чаще содержатся в импортных продуктах, чем в отечественных. С особой опаской надо относиться к продуктам из США, Канады, Аргентины, Бразилии, Китая, Испании, так как там распространено выращивание ГМО.
ГМО с наибольшей вероятностью содержится в продуктах с большим сроком годности, чем в продуктах с малым сроком годности.
ГМО чаще содержатся в дешёвых продуктах, чем в дорогих.
ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЯ.
Покупая импортную продукцию, прежде всего, внимательно изучите символы, нанесенные на упаковку.
Обратите внимание на специальную маркировку, которая указывается на то, что товар произведен с использованием опасных для здоровья консервантов. Это буква “Е” и трехзначное число.
Е102, Е110, Е120 , Е124, Е127,- опасен
Е103, Е106, Е 111, Е 121, Е 125, Е 126, Е 130- запрещён
Е104, Е 122, Е 141, Е 150, Е 151, Е 161, Е 173, Е 180- сомнителен
Е 131, Е 141 Е210 – Е271 –канцероген
Е220 – разрушает витамин В12
Е221 – Е226 – нарушает деятельность желудочно-кишечного тракта
Е230, Е231, Е233 – нарушает функцию кожи
Е250, Е251 – противопоказан при гипертонии
Е311,Е312 – вызывает сыпь
Е320,Е321 – содержит много холестерина
Е338, Е340, Е341, Е407, Е450,Е46, Е462,Е463,Е465 – нарушают пищеварение.
4.
Мы хотим обратить ваше внимание на названия некоторых фирм, которые поставляют ГМ-сырьё своим клиентам в России или сами являются производителями таких товаров:
- Крафт Фудз (торгует под марками: леденцы Холлс, жевательная резинка Дирол, Стиморол, кофе Якобс, Мксфел хаус, шоколад Воздушный, Кедбери, Пикник, Алпен гольд, чипсы Эстрела);
- Пепси Ко (торгует под марками: напитки Пепси, Севен Ап, Миринда, чипсы Лейс, соки Тропикана, Я, Тонус, Фруктовый сад, Долька, Привет, молочные продукты Домик в деревне, Веселый молочник, Вимм-Билль-Данн, Чудо, Фругурт, детское питание Агуша, Здрайверы);
- Хейнз (производит кетчуп Пикадор, а также кетчуп, майонез, соусы и детское питание марки Хейнз);
- Марс (кондитерские изделия А.Коркунов, Сникерс, Марс, Дав, Милки Уэй, Твикс, Баунти, резинка Орбит, Джуси Фрут);
- Келогс (сухие завтраки, крекеры, тосты, вафли);
- Юниливер (торгует под марками: чай Липтон, Брук Бонд, Беседа, майонез, кетчуп и соусы Кальве, Балтимор, маргарин Пышка, Делми, мороженое Альгида, Инмарко, приправа Кнор);
- Нестле (торгует под марками: кофе Нескафе, напиток Несквик, шоколод Натс, Шок, приправа Магги)
Список можно продолжать.
Но при этом просьба обращайте внимание на упаковку товара, если на этикетках вы встречаете знаки ГОСТ сделаны по государственному стандарту, ТУ сделаны по техническим условиям, РСТ (добровольная сертификация), то это даёт гарантию того, что мы используем не генетически модифицированные продукты.
5.
В ходе работы мы провели анкетирование среди учителей и учащихся школы.
Были заданы следующие вопросы.
1. Что такое Гм- продукты?
2.Какие продукты к ним относятся?
3.Стали бы их употреблять?
4.Наносят ли они вред?
5.Какой вред наносят продукты ГМО?
В результате анализа анкет, были выявлены следующие результаты.
(НА ЭКРАНЕ)
Вывод:
В ходе проведенного нами социологического опроса мы выяснили, что большинство употребляет в пищу трансгенные продукты, хотя предполагают, что они вредны.
Заключение
Генетически модифицированные продукты стали одним из достижений биологии ХХ в. Но основной вопрос – безопасны ли такие продукты для человека, пока остается без ответа. Большинство людей не знают о ГМП и возможных последствиях их использования. Раньше люди боялись стихийных бедствий, войн, теперь становится опасно есть мясо и овощи. Чем выше технология, тем выше риск. Людям следует постоянно помнить о простой закономерности: всякая технология имеет очевидные плюсы и неизвестные минусы.
Приобретать или нет генномодифицированные продукты каждый человек решает для себя сам. Выбор за вами.
6.
Список используемой литературы:
1. Красовский О.А. Генетически модифицированная пища: возможности и риски // Человек, 2002, № 5, с. 158-164.
2. Мякинина Т.М. Генетически модифицированные продукты. Опасности истинные и мнимые. – М.: Чистые пруды, 2008.
3. Свердлов Е. Что может генная инженерия. // Здоровье, 2004, № 1, с. 51-54.
4. Чечилова С. Трансгенная пища. // Здоровье, 2004, № 6, с. 20-23.
5. Интернет ресурсы:
https://www.humanities.edu.ru
medportal.ru/enc/nutrition/supplements/6/
kp.md
www.5ballov.ru
7.
Слайд 1
“Компьютер: польза или вред”. Раздел: Окружающий мир. Учебный год: 2015-2016 Автор: Карасёва Юлия, г. Реутов, школа №7, 3 «В» кл . Руководитель: Кузёмина М.А. Объект исследования: Компьютер. Методы и средства: Анкетирование, изучение научной литературы, анализ собранного материала. Цель работы: Изучить проблемы, связанные с воздействием компьютера на организм человека. Задачи: 1. Выявить основные вредные факторы при работе за компьютером, а так же узнать положительные стороны его использования. 2. Провести опрос среди учеников нашего класса с целью выявить отношение ребят к использованию компьютера. 3. Систематизировать полученные данные. 4. Разработать рекомендации для детей и родителей по использованию компьютера.
Слайд 2
За короткое время, прошедшее от появления первого компьютера до их массового применения, компьютерная техника завоевала весь мир. Сегодня невозможно представить себе инженера, экономиста или врача без использования компьютеров. Персональный компьютер (ПК) стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач. Использование компьютера позволяет по-новому организовать учебный процесс: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, пространственное воображение, умение находить зависимости, закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность прогнозировать результаты своих действий. Исходя из этого можно было бы сделать однозначный вывод, что компьютер – польза . Но, несмотря на все преимущества, которые предоставляет компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье человека.
Слайд 3
Основные вредные факторы, действующие на человека при работе за компьютером: Стеснённая поза, сидячее положение в течение длительного времени ( казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей – сколиоз .) Воздействие электромагнитного излучения монитора ( современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но ещё не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение… ) Утомление глаз, нагрузка на зрение ( именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у пользователя возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения ) Стресс при потере информации ( если в результате действия вирусов, поломке носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна… )
Слайд 4
Я решила выяснить, как мои одноклассники используют компьютер, что думают о его пользе и знают ли они об опасностях при его использовании. Для этого я попросила их заполнить небольшую анкету. 1. Для чего вы используете компьютер? а) Для обучения. б) Для развлечения. в) Для общения в социальных сетях. 2. Считаете ли вы, что компьютер вреден для здоровья? а) Да. б) Нет. в) Не знаю. 3. Сколько времени в день вы проводите за компьютером? а) До 30 минут. б) 1 час. в) Более 1 часа. 4. Соблюдаете ли вы правила при работе за компьютером? а) Да. б) Нет. в) Иногда. 5. В свободное время вы предпочитаете… а) Погулять. б) Поиграть. в) Заняться спортом. г) Провести время за компьютером.
Слайд 5
Для чего вы используете компьютер?
Слайд 6
Считаете ли вы, что компьютер вреден для здоровья?
Слайд 7
Сколько времени в день вы проводите за компьютером?
Слайд 8
Соблюдаете ли вы правила при работе за компьютером?
Слайд 9
В свободное время вы предпочитаете:
Слайд 10
Исходя из полученных данных, я делаю следующие выводы: У всех моих одноклассников есть компьютеры. Большинство используют компьютер для учёбы и развлечений. Подавляющее большинство считает его вредным для здоровья и старается соблюдать правила при работе за компьютером. Многие проводят за компьютером довольно много времени- 1 час и более, но они не уделяют ему всё свободное время.
Слайд 11
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА. Длительность непрерывных занятий для детей: 7-10 лет – 15 минут, 11-13 лет – 20 минут, 14-15 лет – 25 минут 16-17 лет – 30 минут. В течение недели школьник может работать с компьютером не более трех раз. Комната, в которой школьник работает за компьютером, должна быть хорошо освещена. Необходимо следить за соблюдением правильной осанки. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см. После 10-15 минут непрерывных занятий на ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Слайд 12
В целях безопасности следует следить за организацией рабочего места: Убрать со стола все лишние предметы. Нельзя работать за компьютером мокрыми руками.
Слайд 13
ПАМЯТКА ДЛЯ ЮНОГО ДОМАШНЕГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ. Работу на компьютере (как игры и общение в сети Интернет, так и выполнение домашних заданий) следует включить в режим дня и приучить ребенка ежедневно его исполнять. Комната, где находится компьютер, должна быть хорошо освещена (желателен рассеянный отраженный свет) и проветрена. Время работы ребенка за компьютером не должно превышать 1,5-2 часа. Через каждые 10-15 минут необходимо делать перерыв. Ребенку не следует работать на компьютере перед сном. Необходимо контролировать выбор ребенком компьютерных игр, следить, чтобы они не причинили вред детской психике. Объяснить ребенку, что при появлении ошибок и возникновении проблем следует сразу же обратиться за помощью к родителям. В случае безответственного отношения ребенка к работе на компьютере или в Интернете необходимо ввести пароль, закрывающий его доступ к ПК без разрешения родителей.
Слайд 14
Вывод: Компьютер такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электричество. Он даёт нам много информации. Он развивает память, способности, открывает интересный мир. Компьютерные игры помогают многому научиться. Интернет помогает общаться, искать и отбирать нужную информацию. Если следовать советам, как правильно работать за компьютером, то можно избежать всех неприятных моментов, которые вредны для нашего организма. И тогда компьютер станет лучшим другом, с которым можно поиграть, узнать что-то новое и полезное для себя и своих друзей.
Слайд 15
Список литературы: Магомерзаева Л.С . «Как не уставать за компьютером». Клечковская Л.С. «Энциклопедия для девочек» https://www.medroad.ru/raznoe/kompjuter-polsa-i-vred.html https://www.medroad.ru/zdorovie-detei/samochyvstvie-shkolnikov-polsovatelei-kompjutera.html