Научиться все оборачивать в свою пользу

Научиться все оборачивать в свою пользу thumbnail

6 способов обернуть неприятную ситуацию себе на пользу

Ошибки совершают все. Это абсолютно нормально. А вот как на них правильно реагировать – это уже совсем другой вопрос.

Допустим, вы пришли на свадьбу лучшего друга в брюках, которые вам великоваты и всё время норовят сползти вниз. Вам как-то удаётся удерживать их на месте, но вдруг, в тот момент, когда вы оказываетесь в центре всеобщего внимания, чей-то ребёнок дёргает вас за штанину и брюки моментально оказываются где-то на уровне коленей. У вас остаётся только одно желание – незаметно исчезнуть и никогда больше не встречаться со свидетелями вашего позора.

Другая ситуация: вы девушка на выданье, и вашей благосклонности добиваются два бойфренда. Вы встречаетесь с обоими, потому что никак не можете сделать выбор. Парни, естественно, о существовании друг друга даже не догадываются. И вот происходит «накладка» и они оба оказываются перед вашей дверью с букетами. Вы чувствуете, что совершенно уничтожены.

Или, скажем, у вас очень непростые отношения с боссом – железной леди, которая вечно недовольна вашей работой. Вы уверены, что она в «интересном положении», хотя она никому об этом и не говорит. И вот как-то раз, когда начальница находится в более-менее хорошем расположении духа, у вас совершенно случайно вырывается: «Поздравляю! И когда вы ждёте пополнения?» Повисает неловкая пауза, после чего на её глазах выступают слёзы. Оказывается, она просто сильно поправилась. Вам хочется провалиться сквозь землю.

Ещё одна ситуация: вам нужно подготовить выступление по теме, в которой вы как рыба в воде. Поскольку вы так хорошо знаете материал, то решаете не записывать будущее выступление и обойтись даже без тезисов. И вот вы выходите перед зрителями, открываете рот и… понимаете, что в вашей голове абсолютно пусто. Чистый лист. Вы в панике.

Жизнь полна ошибок и неловких ситуаций, это часть нормальной повседневной жизни. Но если ошибки – такое обычное дело, почему же мы так ужасно себя чувствуем, когда их совершаем?

Психолог Сильван Томкинс, один из первых исследователей человеческих эмоций, считал, что чаще всего мы испытываем чувство жгучего стыда по отношению к ситуации, от которой мы изначально ждём положительных эмоций, когда на пути к удовольствию возникает некое неожиданное препятствие. Радость моментально выворачивается наизнанку и становится кошмаром.

Задолго до того, как учёные научились регистрировать активность отделов головного мозга, Томкинс пришёл к заключению, что в такие минуты на физиологическом уровне происходит что-то, что наше подсознание интерпретирует как «конфуз».

Конечно, во многих случаях мы действительно совершаем ошибки – делаем то, что не должны были, или не делаем того, что следовало. Но понимание физиологической и химической составляющей может помочь научиться справляться с негативными эмоциями.

Проведённое недавно неврологическое исследование подтвердило теорию Томкинса – в ситуации, которая развивается «не по сценарию» наш мозг либо «концентрируется на негативном результате и воспринимает его как проблему, нуждающуюся в разрешении, либо реагирует на неприятную ситуацию как на угрозу». Первый случай позволяет нам учиться на своих ошибках, второй – мешает двигаться вперёд.

Так как мы можем справляться с неловкими, стыдными ситуациями и даже извлекать пользу из собственных ошибок?

Ниже вы найдёте шесть советов, которые опробованы временем и уже помогли многим людям:

Читайте также:  Овсяная каша польза как готовить

1. Признайте ошибку. Если вы допустили оплошность – скажем, на работе, попытайтесь понять, что именно было сделано не так. Если существуют «смягчающие обстоятельства» – можете попытаться объяснить их начальству, но будьте готовы к тому, что вас не услышат, а если и услышат, то не сразу. С другой стороны, и посыпать голову пеплом тоже не спешите. Если, например, вы завалили презентацию, то можете извиниться и сказать что-нибудь вроде «Мне действительно казалось, что я хорошо подготовлен. Но я не учёл, что так разволнуюсь перед аудиторией». Во время «выволочки» сосредоточьтесь на том, чтобы выяснить, что можно сделать, чтобы хоть отчасти исправить ситуацию. Выслушайте всю критику и ни в коем случае не жалуйтесь. Да, и в следующий раз постарайтесь лучше подготовиться.

2. Если вы случайно кого-то обидели, извинитесь, если есть такая возможность. В случае с мнимой беременностью начальницы вы могли бы улучить момент, когда окажетесь вдвоём и сказать что-то вроде «Мне очень неловко, я совсем не хотел вас оскорбить. Просто моя сестра и жёны двоих моих друзей беременны, и теперь мне везде мерещатся будущие мамочки». Вполне возможно, что она примет ваши извинения, но всё равно некоторое время будет поглядывать на вас с неприязнью. Этот инцидент должен научить вас думать, прежде чем говорить.

3. Не бойтесь брать на себя ответственность. Случай с двумя бойфрендами помог девушке, с которой действительно это приключилось, разобраться в своих чувствах, прекратить морочить парням головы и мучиться сомнениями самой. Если бы она сумела принять какое-то решение раньше, она потеряла бы одного или обоих воздыхателей и неловкости с появлением двух молодых людей перед дверью удалось бы избежать. Но иногда только такая встряска и может открыть нам глаза. Героиня этой истории, например, только в этот момент осознала, что ей не нужны серьёзные отношения ни с одним из бойфрендов. Может, не любила ни одного из них, а может ещё вообще не созрела для того, чтобы связать с кем-то свою жизнь. Как бы то ни было, но неприятная ситуация, в конечном итоге, помогла ей разобраться в себе.

4. Говорите с людьми – друзьями, родственниками, с теми, кому доверяете (но будьте осторожны откровенничая с коллегами по работе – неосторожное высказывание может сыграть злую шутку с вашей репутацией). Общение позволит вам избавиться от дискомфорта – по крайней мере, отчасти. Кроме того, кто-нибудь может помочь вам выпутаться из сложной ситуации. По крайней мере, ваши близкие наверняка напомнят вам, что все совершают ошибки, не только вы. Простите себя сами и отпустите ситуацию.

5. Помните, что ваши ошибки довольно быстро стираются из памяти других людей, разве что вы кого-то действительно сильно обидели. Однако даже в этом случае, если вы принесли искренние извинения и попытались исправить ситуацию, примите последствия вашей ошибки как есть и постарайтесь двигаться дальше. Не все умеют прощать, тут уж ничего не поделаешь.

6. И последнее. Если вы всё испробовали и ничего не помогает или не подходит в вашем случае, напомните себе, что стыд и неловкость, как и все человеческие эмоции – временное явление. И физиологическая и эмоциональная составляющая вашей неприятности переменятся. В «моменте» делайте всё возможное, чтобы не дать панике руководить собой. Просто подождите. Пройдёт совсем немного времени, и горькое чувство вас покинет.

Читайте также:  Морковный сок польза для желудка

Источник

В мае 2004 года на пресс конференции Филиппа Киркорова в Ростове на Дону журналистка местной газеты Ирина Ароян задала вопрос: «Чем обусловлено столь большое количество ремейков в вашем репертуаре?».

Киркоров был, мягко говоря, раздосадован вопросом и далее последовал известный многим ответ: «Я с вами не хочу разговаривать (…). Просто я не люблю разговаривать не с профессионалами, понимаете (…). Я не хочу, чтобы вы меня фотографировали. Вы мне надоели. Меня раздражают ваша розовая кофточка, ваши сиськи и ваш микрофон…».

Лидерская интерпретация

Затем последовала нецензурная брань в исполнении «звезды» и предложение «выйти вон». На выходе из зала пресс конференции телохранители Киркорова отнимают у журналистки фотоаппарат и диктофон и выводят технику из строя. Видеофрагменты скандальной пресс конференции публикуются сначала в Интернете, а потом по телевидению. Уголовное дело со штрафом в размере 60 тыс. рублей оказалось каплей в море по сравнению с репутационными потерями: вся концертная деятельность Ф. Киркорова была свернута до конца 2004 года, а последствия скандала были ощутимы вплоть до 2007 года.

В чем заключается ошибка Киркорова как спикера? Его предсказуемость.

Любой вопрос имеет свой подтекст и много смыслов, и плох тот спикер, кто не умеет ориентироваться в пространстве вопроса, интерпретировать его в соответствии со своими интересами.

Грамотный оратор путешествует в многомерном смысловом пространстве вопроса, и если у него спросят: «Чем обусловлено столь большое количество ремейков в вашем репертуаре?», он найдет что нибудь получше, чем «Я с вами не хочу разговаривать».

Помните, ваш главный враг – не провокатор, а ваша предсказуемость. И до тех пор, пока ваша реакция будет легко прогнозируема, вами будут манипулировать.

Как реагирует опытный лидер на такие провокации?

Во-первых, лидер поймет ваше намерение: ЧТО вы хотите, одновременно с этим проанализирует, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ вы этого хотите, после чего примет собственное решение: КАК на самом деле он решит вас понять. А после этого он сообщит вам, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ вы хотели ему сказать. В таких условиях манипулировать им будет очень непросто.

Повторю: лидерская интерпретация – это умение понимать вопрос или замечание собеседника, интерпретировать его так, как выгодно именно вам.

Процесс этот исключительно творческий, и я приведу здесь только самые эффективные интерпретации. Их пять:

  • контекстная (реальный смысл);
  • позитивная (услышать радость, конструктив и благодарность);
  • негативная (наезды, обвинения, недовольство);
  • вежливая, психотерапевтическая (услышать душевную боль, эмоции);
  • деловая (что теперь делать?).

Разберем для примера следующую ситуацию. Вы ведете переговоры с потенциальным деловым партнером, который очень недоволен предлагаемыми вами условиями сделки. Он наезжает на вас по поводу цены, сроков поставки и вообще ставит под сомнение вашу порядочность.

Услышав подобные обвинения, многие слабые переговорщики взрываются праведным гневом и хлопают дверями.

Но чтобы все-таки заключить сделку на выгодных условиях, вам важно научиться внушать людям понимание того, что именно стоит за их собственными словами (представляю сейчас удивление на вашем лице – читайте дальше, будет понятнее о чем речь!). Варианты здесь могут быть следующими:

Читайте также:  Массаж простаты страпоном польза и вред

1. «Вы меня хотите обмануть, много вас тут таких ходит!» – негативная интерпретация.

2. «Ценю сильных партнеров, которые умеют держать удар. Выдержите сейчас – будем сотрудничать дальше» – позитивная интерпретация.

3. «Я очень боюсь неудачи в бизнесе. Пожалуйста, развейте мои страхи!» – интерпретация психотерапевтическая.

4. «Предлагаю обсудить важные моменты нашего возможного сотрудничества. Если ваши ответы меня удовлетворят, мы с вами будем работать» – интерпретация деловая.

Прокрутив в голове все эти варианты, вы выбираете тот ответ, который приблизит вас к достижению цели.

Аналогично рассмотрим другую ситуацию: молодой человек опоздал, девушка его ждала и сердится. Обиделась. Как это проинтерпретировать? Итак,

– Я тут стою уже пятнадцать минут, а тебя все нет и нет!

Как можно понять слова девушки, что она хотела сказать на самом деле?

1. «Ты меня не любишь, уйди с моих глаз. Но не сразу – вначале я хочу с тобой поссориться. Жутко хочу!» – негативная интерпретация.

2. «Я тебя очень жду! Целуй быстрее, восполняй упущенное!» – позитивная интерпретация.

3. «Мне больно предположить, что я теперь для тебя не так ценна, как раньше… Развей мои страхи, пожалуйста!» – интерпретация психотерапевтическая.

4. «Быстрее уведи меня отсюда в какое-нибудь теплое место, и вообще я хочу мороженое!» – интерпретация деловая.

На какой интерпретации остановиться? Это ваше дело, в зависимости от того, что вы хотите достигнуть в итоге. Молодой человек решил выбрать позитив:

– Я тут стою уже пятнадцать минут, а тебя все нет и нет!
– Сердишься? Если бы не любила, то ведь не ругалась бы, согласись. Ну ругайся, ругайся, а я буду тебя целовать и просить прощения!

Конечно, бывают и противоположные интерпретации:

Семейная сцена
– Дорогая, ты не права! – говорит муж.
– Я не права? Ты хочешь сказать, что я вру? То есть брешу? Как собака? Мама, он меня сукой назвал!

Все также зависит от цели…

В общем, не отвечайте на негативные вопросы и замечания собеседника тем, что первым придет вам в голову. Вместо этого сперва решите, какой результат от беседы вы хотите получить, и выстраивайте свой ответ соответствующим образом.

Практический блок

Вам предлагается несколько потенциально конфликтных ситуаций. Подумайте, как вы можете интерпретировать упреки в свой адрес? И если вы решите реагировать не на исходную фразу, а на сделанную вами интерпретацию, то какой именно будет ваша реакция? Итак,

1. Уборщица в магазине, возя по полу грязную воду и едва не задев вас шваброй:
– Куда прете, не видите, тут люди полы моют!

2. В беседе с продавцом вы нажали голосом, продавец мгновенно отреагировал:
– А не надо тут орать!

3. Супруга выдает претензии домашним:
– Ну почему вы никогда не моете за собой посуду?! Что за свинство?

4. Руководитель по поводу не представленного вовремя отчета:
– Почему до сих пор не сделано? Сколько это будет продолжаться?

Возможные ответы на эти ситуации, а также возможный ответ Филиппа Киркорова журналистке доступны в закрытой части урока.

Научиться все оборачивать в свою пользу


8876

Источник