Натуральная и денежная повинность крестьян в пользу помещиков
Картина «Косцы (Страдная пора)». Художник Г. Г. Мясоедов. 1887 г.
В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.
Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.
Правовой статус крестьян
Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.
Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.
Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.
На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.
Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.
Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.
Читайте также:«Хроники крепостного права: от установления до отмены».
Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.
Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.
Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.
Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.
В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.
Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.
Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.
Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.
Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).
Виды крестьянских повинностей
Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.
Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).
Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.
Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину,
«…церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».
Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».
Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.
———————————-
Понравилась статья?
- Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
- Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.
Барщина и оброк – это разновидности феодальной зависимости крестьян от землевладельцев, которые появились на Руси в эпоху формирования крепостной зависимости. Они были установлены между владельцами земель и людьми, которые проживали на этих землях. Те крестьяне, которые не могли себе позволить выкупить землю (потом они и вовсе потеряли это право), были вынуждены всю жизнь арендовать её у помещиков. Плата взималась деньгами, продуктами труда, либо трудовой повинностью.
Что такое барщина
Что означает понятие «барщина»? Барщиной называется принудительный труд крестьян в хозяйстве землевладельца. Она могла исчисляться как продолжительностью времени, так и объёмом работы. Барщина существовала на Руси ещё в эпоху «Русской Правды» (XI век) и практиковалась в некоторых регионах России вплоть до конца 1880-х годов. Определение «барщина» в западных регионах страны звучало как «панщина» (от слова «пан», а не «барин»).
Эта повинность крестьянина в пользу феодала получила широкое распространение в XVI веке, когда везде стало затруднительным брать оброк деньгами или продуктами. Основная часть крестьян жила очень бедно, и с них попросту нечего было взять. Поэтому была введена трудовая повинность: за пользование землёй крестьянин должен был бесплатно работать в хозяйстве помещика своим инвентарём.
Землевладелец сам определял, какие обязанности должны
были выполнять его крестьяне на барщине: обрабатывать землю, заготавливать
сено, работать на ремонтных и строительных работах и т.д. Барщина была также
распространена среди монастырских крестьян (люди отрабатывали свою повинность на
землях, принадлежащих монастырям).
Часто использовалась комбинированная феодальная
зависимость: часть арендной платы крестьяне вносили оброком, а часть –
отрабатывали барщиной.
Указ о трехдневной барщине
В 1797 году император Павел I своим указом от 5 апреля ограничил барщину тремя днями в неделю, а также запретил привлекать крестьян к работам в хозяйстве помещика по воскресеньям и праздничным дням. Эти ограничения соблюдались повсюду в России и в последующем.
Отмена барщины
Барщина и оброк просуществовали очень долго, несмотря
на то, что они были явными пережитками феодализма.
Эти повинности сохранялись даже после ликвидации крепостного права. Причинами
тому было экономическое состояние страны, которое не могло подстроиться под
новую систему отношений, а также грабительская сущность реформы: объявленные
свободными крестьяне ещё должны были откупиться от помещиков, и мало у кого были
средства на это. Они на протяжении десятилетий продолжали называться
«временнообязанными».
Крестьяне – определение
Крестьяне – это сельское население, занятое в
сельскохозяйственном производстве. Первоначально это были свободные
земледельцы. В раннем Средневековье они попали в экономическую и политическую
зависимость от феодалов. Именно крестьяне являются основой всего русского
народа.
По самой распространённой версии, слово «крестьянин» произошло
от слова «христианин» в старорусском произношении. Главное отличие крестьянина
от фермера состоит в том, что он живёт, главным образом, натуральным хозяйством
и бо́льшую часть сельхозпродукции выращивает не на продажу, а потребляет в
своей семье и отдаёт феодалу.
Что такое оброк
Оброк – одна из форм феодальной ренты, платёж феодалу в денежной либо в натуральной форме. Он взимался помещиками с крестьян, как арендная плата за пользование землёй.
При оброчной системе повинностей крестьяне имели
возможность сами распоряжаться своим временем. В этом смысле они были более
свободными, чем те, кто отрабатывал свою повинность барщиной. Они были меньше
привязаны к земле, поэтому могли заработать и «на вольных хлебах» – различными
промыслами, извозом и прочими видами деятельности, не обязательно связанными с
сельским хозяйством. Основная часть государственных крестьян несли оброчную
форму повинности.
Оброк просуществовал в натуральной форме до 1861 года,
а в денежной форме – до 1863 года.
Натуральный оброк
В понятие
«оброк» включалась любая дань, которую феодал взимал с крестьян: деньгами,
продуктами сельского хозяйства, ремесленными изделиями и даже людьми
(холопами).
Поскольку крестьяне жили натуральным хозяйством и
деньги у них водились редко, натуральный оброк, выплачиваемый сельхозпродуктами
(прежде всего, зерном) был более распространённым, чем денежный.
Платить
оброк крестьяне перестали уже вскоре после манифеста от 18
февраля 1861 года, зато с них начали взимать выкупные платежи. А вот барщина в
истории нашей страны задержалась дольше: в целом ряде регионов её практиковали
вплоть до 1888 года, когда обязательные отношения крестьян к помещикам были
прекращены законодательством. Термин
«барщина» при этом мог уже не употребляться, но сущность отношений
землевладельцев с крестьянами оставалась той же.
Проверьте свои знания
Когда барщина получила широкое распространение?
в 16 веке
в 17 веке
в 18 веке
в 14 веке
Кто ввел указ о трехдневной барщине?
Петр I
Павел I
Николай II
Александр I
В какой день было запрещено работать на помещика ?
Субботу
Четверг
Воскресение
Пятницу
До какого года сохранялся натуральный оброк?
до 1841 года
до 1861 года
до 1851 года
до 1871 года
До какого года крестьяне платили барщину в России ?
до 1888 года
до 1898 года
до 1878 года
до 1889 года
Что такое барщина и оброк
Добавьте Ваш комментарий
2 307 просмотров
Зависимых людей в усадьбах помещика было много. Каждый из них выполнял возложенные на него обязательства. Самыми многочисленными жильцами в поместье были крестьяне. Повинности крепостных крестьян были обширны: строительные работы, подати натуральными продуктами, работа на фабриках и заводах, переезд с хозяевами на новые места и т.д.
Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян
Крепостные крестьяне выполняли следующие виды повинностей:
барщина;
оброк
натуральный;
денежный;
другие обязательства.
Крестьяне должны были отдавать часть выращенных продуктов помещику, а так же работать на его полях. Позже повинности перевели на деньги. Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества.
Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк – он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т.п. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян – они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.
Барщина – работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали.
Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней (3-4 дня в неделю). За пропущенные дни полагался штраф – начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.
Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно – целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.
Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.
В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем (Фландрия, селения Шампани, Орлеан). В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. В Германии в конце XIII века началась сильная раздробленность феодальных земель. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.
Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.п.
Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т.д.
Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену – право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.
Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.д. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.
Под оброком понимают подать крепостных крестьян, которые отдавали барину. Оброк мог выплачиваться продуктами (натуральный) или деньгами (денежный). Он взымался с результатов работы крепостных крестьян – с «излишков производства». В XV веке барщина стала заменяться оброком, что было выгодно крестьянам.
Первые упоминания об оброке можно встретить в исторических источниках века. Тогда он носил натуральную форму. Его размер стал фиксироваться только в XIV веке. Тогда товарно-денежные отношения начинают играть большую роль в жизни людей, и оброк приобретает денежную форму. Наглядным примером может служить Новгород в XVI веке: крестьяне у помещика облагались барщиной, а монастырские и государственные – денежным оброком. К середине XVIII веко он достигает максимального рассвета в связи с развитием рыночных отношений. Размер оброка за первую половину XVIII века вырос в 3 раза. Это стало основным вопросом в классовой борьбе крестьян.
Так же под оброком понимают аренду свободных земель, лесов и лугов. Тогда это называлось «отдача в оброк». Это могли быть леса для охоты, угодья бортников, дикие поля, места для ловли рыбы и свободные паханые земли. Вместе с пустыми землями крестьянин получал государственные льготы на определенное время. Он освобождался от повинностей и платил только договорную ренту.
В городской местности отдавались в оброк места для торговых лавок. В этом случае оброк имел форму наемной платы за право использования места или земли. Как видно, оброком называли два разных понятия: принудительные выплаты с хозяйств и добровольные выплаты за землю.
Крепостной оброк крестьян
Оброк стал главным способом получения прибыли от работы крестьян. С первого взгляда он была необременительной. Каждый год крестьянин должен был платить своему хозяину определенную денежную сумму. В остальном он был относительно самостоятельным. Помещиков так же устраивала оброчная система. Она позволяла получать гарантированную ежегодную прибыль без ведения хозяйственных дел. Оброк чаще встречался в нечерноземных и малоплодородных районах. Натуральное хозяйство редко приносило «живые» деньги. Крестьяне стали ездить на заработки в города. Они работали на фабриках, занимались извозом или каким-либо ремеслом. Начиналось формироваться специализация целых сел: в Павлово работали кузнецы и мастера-замочники и т.п.
Но в большей части крепостной оброк ставил крестьян в тяжелое положение. Кроме денежных выплат помещики требовали поставку продуктов, сена, дров, льна и холста. Для наглядного примера приведем перечень господских поборов в селе Гуслицы:
• 3270 рублей деньгами;
• 11 тыс. пудов сена, дров и овса;
• 100 баранов;
• 40 тыс. огурцов;
• 250 ведер капусты;
• 200 куриц;
• 5 тыс. яиц;
• грибы и ягоды сколько потребуется.
Дополнительно крестьяне ежегодно предоставляли плотников и других рабочих для строительства зданий различного назначения, рытья прудов и др. Они должны были содержать управителя с семьей. Помещик мог в любое время отправить крестьянина на его лошади куда угодно.
При переезде помещика на новую вотчину туда же забирались и крестьяне. Они сами должны были организовать свой переезд и проживание на новом месте. Иногда им компенсировали оставшиеся на старом месте крепостные. Мнение крестьян никто не учитывал.
Но были и порядочные помещики. Если они требовали дополнительно продукты с крестьян, то включали растраты в общую сумму денежного оброка.
Часто оброк становился индивидуальной повинностью. Он назначался определенным людям, которые занимались ремеслом или искусством. Хорошие помещики выбирали талантливых детей у крестьян и посылали их учиться. После обучения они приносили большую прибыль, отдавая большую часть заработанных средств господину.
Денежный оброк крестьян
Денежный оброк представлял собой денежные выплаты. Он рассчитывался от вырученной суммы после реализации своего урожая.
Денежный оброк для крестьян был наиболее выгодной формой повинностей. Они получали относительную самостоятельность и независимость в ведении своих хозяйств. Часто попытки помещика замены оброка на барщину встречались крестьянами негативно. Начинает складываться сложная система выплат повинностей. Денежный оброк смешивается с барщиной.
Даже при отсутствии барщины и натурального оброка у крестьян, они оказывались в полной нищете. Денежный оброк в таком случае поднимался неимоверно высоко. Наложенные платежи разоряли хозяйство крестьян. Например, у генерал-аншефа Леонтьева крестьяне были настолько в плачевном положении, что обратились с жалобой к императрице. В челобитной они сообщали, что даже после продажи своих домов, никто из них не сможет выплатить возложенный денежный налог. При всем этом Леонтьев бьет и мучает не только мужчин, но и детей с женами.
Помещики периодически пересматривали размеры денежного оброка, больше учитывая не доходы крестьян с земель, а от неземельного промысла.
Позже в XIX веке крестьяне начинают заниматься отходничеством. Оно помогала выплатить денежный оброк, который к тому времени вырос вдвое при значительном сокращении земельных наделов.
В 1861 году происходят попытки освобождения крестьян, барщина заменяется на денежные выплаты. В 1863 году введен обязательный выкуп.
Оброк в пользу помещиков остался в прошлом, а оброчные платежи сделали выкупными.
Натуральный оброк крестьян
Натуральный оброк включал в семя не только всевозможные сельскохозяйственные продукты (овощи, вино, зерно), но и разные ремесленные изделия.
Натуральный оброк был более распространен во время генезиса феодализма. Это была наиболее удобная форма эксплуатации крестьянского труда. Но уже во время расцвета феодализма натуральный оброк начал совмещаться с барщиной. В эпоху разложения феодального строя помещики опять перешли на оброк, но преимущественно денежный.
В Киевской Руси в XI века феодальные отношения нуждались в появлении продуктового оброка. Первоначально он носил форму дани. В XIII веке важность натурального оброка растет с ростом имущественного расслоения и хозяйственной самостоятельности крестьян. Появляются фиксированные размеры выплат.
Оброком были обложены более половины всех крестьян в европейских частях России. Можно сказать, что он стал тяглом, который имел фиксированный размер и не учитывал желания и возможности крестьян.