Напоминай ибо напоминание приносит пользу верующим

«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «Аз-Зарийат»/ «Рассеивающие», аят 51).
Наверное, каждый мусульманин хоть раз, но слышал хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, говорит: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и тогда вы будете взывать к Нему, но не будет вам отвечено».
Вот только почему все чаще случается так, что разговор, начавшийся с «напоминания», заканчивается спором или конфликтом? Причина проста, и кроется она не только в непонимании и высокомерии того, кого призывают, но и в «некомпетентности» призывающего. Давайте вспомним несколько условий успешного призыва, которые располагают сердце человека к добру и истине.
– Уважение к личности «призываемого».
Знаете, почему многие призывы и порицания наталкиваются на ответную агрессию? Потому что они исходят с высокомерной позиции призывающего, который при виде плохого мнит себя чуть ли не посланным исправить человечество. Или это происходит в том случае, когда цель призывающего – продемонстрировать свои знания или сказать «для галочки», не заботясь о том, примет человек его слова или нет. Это, конечно же, мешает успеху призыва. Если призывая человека, вы видите в нем врага Ислама или невежественного грешника, то вы тем самым заставляете его защищаться. Да, он начнет защищаться и оправдывать свои деяния и убеждения. На самом же деле он защищается от вашего плохого мнения о нем, он приводит доводы в их пользу, как бы желая сказать: «Нет, я не так плох, как ты думаешь… Я так поступаю потому что…». Он чувствует себя разоблаченным, а его низость обнаженной. И тогда ему остается только одно – отрицать и защищаться. Чтобы такого не случалось, каждый призывающий должен видеть в человеке, совершившем ошибку или грех, не грешника и заблудшего, а потенциального брата, единомышленника, видеть в нем духовный потенциал. Он должен каждого человека уважать и ценить как уникальное творение Всевышнего. Такой подход даст ему больше шансов быть услышанным, а его словам – быть принятыми.
– Понимание собеседника и диалог «Говори с каждым согласно его разумению».
В призыве и напоминании следует учитывать особенности человека, которого вы призываете. То есть отталкиваться от его собственных убеждений и потребностей. Кто-то ошибается по причине незнания, кто-то совершает грех по причине беззаботности, кто-то не следует нормам по причине собственного видения норм морали. Если хотите быть услышанным, попробуйте сначала услышать доводы вашего оппонента: что он думает, что ему мешает, почему он хочет поступать так, а не иначе? Услышав его, вы поймете, что стало причиной, и, отталкиваясь уже от этих знаний, вы сможете привести его к истине. С ребенком нужно говорить иначе, чем со взрослым. К мягкосердечному следует подобрать несколько иные слова, чем к жестокосердному.
– Опирайтесь на особенности понимания вашего собеседника, «призываемого».
На кого-то больше действуют обещания наказания Всевышнего, кто-то более восприимчив к рассказам о вознаграждении, а кто-то усмирится при упоминании близости и милости Аллаха. Тот ключ, которым вы открываете дверь своей квартиры, непригоден для того, чтобы открыть дверь соседа. И хотя истина в глубине желанна для каждого сердца, ищите путь, по которому вы сможете открыть его для нее.
– Доброта, мягкость и терпеливость
Очень важны нравственные качества призывающего. Если ты добр, мягок и скромен, то ты будешь более убедителен, чем при использовании агрессии, жесткости и бескомпромиссности. В конце концов, если человек примет вас как личность, то считайте, что полдела сделано. Потому что человек охотнее прислушается к тому человеку, к которому его сердце расположено. А этого не может произойти, если призывающий обладает дурным нравом.
В Коране Всевышний говорит: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди с ним спор наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути и лучше знает тех, кто следует прямым путем» ( «Ан-Нахль»/ «Пчелы», аят 125). Как пишет АбдурРахман Ас-Саади к толкованию этого аята: «Если ты призываешь людей, будь то мусульмане или неверующие, следовать прямым путем твоего Господа, то руководствуйся полезными познаниями и праведными деяниями. Твои проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться истине словом и делом. А для того чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв с самых важных вопросов, которые люди могут понять и усвоить. Нужно относиться к людям с теплом и добротой, дабы им было легче принять истину». Терпеливость, доброта, мудрость и знания – это те черты, которые способствуют успеху наставления.
Однако нельзя забывать о том, что конечный результат достигается только по милости Аллаха. В суре «аль-Касас» («Повествование») Всевышний говорит: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем». Но верующие не должны прекращать напоминать и призывать, делая это «добром и мудростью». Потому что даже если человек в этом и не добьется успеха, возможно, Всевышний запишет ему за старание на Его пути великую награду. Ведь Всевышний любит творящих благое и оценивает дела согласно их намерениям…
Основа религии
28 декабря, 2011
napominai
Основы веры
بسماللهالرحمنالرحيم
Что такое основа религии, أَصْل الدِّين , в исламе? Что является необходимым минимумом веры, который делает человека мусульманином? Или по-другому: что тысячу четыреста лет назад значили для араба слова لا إله إلاّ الله محمد رسول الله (Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха)?
Основа религии, заключенная в этих словах, содержит 3 составные части, и отсутствие одной означает отсутствие самой основы, это:
- знание;
- признание и подтверждение истинности всего, о чем сообщил Аллах и Его посланник;
- решимость следовать повелениям Аллаха. Больше
Корова, 2:207
28 декабря, 2011
napominai
Читая Книгу Аллаха
Слова Всевышнего Аллаха:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ
Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам (Корова, 2:207). Больше
Уроки Корана
27 декабря, 2011
napominai
Читая Книгу Аллаха
Как известно, мусульманину следует регулярно читать Книгу Аллаха, Велик Он и Славен. Передал Абдулла ибн Амр:
Я сказал: О посланник Аллаха, за сколько дней мне прочитывать Коран? Он ответил: Читай за месяц. Я сказал: Я могу больше. Он сказал: Читай за двадцать пять дней«, и так далее, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал:» Тот, кто будет читать быстрее, чем за три дня, не поймет, что читает» (Ахмад, 6546, Абу Дауд, 1390, Шуайб Аль-Арнаут и Аль-Альбани сочли достоверным).Больше
Об испытаниях
27 декабря, 2011
napominai
Манхадж
الحمد لله رب العالمين
Много лет назад, когда я по Милости Аллаха, Велик Он и Славен, только начинал знакомиться с Его великой религией, мне довелось услышать от одного ищущего знания брата, короткий перевод-тафсир суры «Предвечернее время».
Мы помним эти великие аяты:
وَالْعَصْرِ* إِنَّ الْإِنْسَانَ لَفِي خُسْرٍ* إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
Клянусь предвечерним временем, что поистине, каждый человек несёт убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! (Предвечернее время, 103:1-3). Больше
Дела относятся к иману
25 декабря, 2011
napominai
Основы веры
Существует множество доказательств из Корана и Сунны, что действия человека входят в понятие веры. Например, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ — أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّونَ — شُعْبَةً، فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنِ الطَّرِيقِ، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الْإِيمَانِ
Иман включает семьдесят с лишним – или шестьдесят с лишним – ветвей, лучшая из них это слова «нет божества, кроме Аллаха», самая низкая — удаление препятствия с дороги. И стыдливость также является ответвлением имана(Муслим, 58 и другие).Больше
Что такое иман
25 декабря, 2011
napominai
Основы веры
Итак, начнем с самого важного, с того, что такое вера.
Правильно поняв этот вопрос, мы получим множество польз. Одна из них — это способность отличать иман от куфра, другая – не попасть в заблуждения, распространенные различными сектами.
Иман, вера в исламе – это убежденность в истинности всего того, о чём сообщил посланник Аллаха и следование этому в поступках.Больше
Правила успешного наставления
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Правила успешного наставления
В Коране Всевышний говорит: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «Аз-Зарийат»/ «Рассеивающие», аят 51). Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и тогда вы будете взывать к Нему, но не будет вам отвечено». Но часто случается так, что разговор, начавшийся с «напоминания», заканчивается спором или конфликтом. Причина этого – не только в непонимании и высокомерии того, кого призывают, но также в «некомпетентности» призывающего. Давайте перечислим некоторые условия успешного призыва, которые не ранят, а наоборот, расположат сердце человека к добру и истине.
Уважение к личности «призываемого»
Знаете, почему многие призывы и порицания наталкиваются на ответную агрессию? Потому что они исходят с высокомерной позиции призывающего, который при виде плохого мнит себя чуть ли не Мессией, посланным исправить человечество. Или это происходит в том случае, когда цель призывающего – продемонстрировать свои знания или сказать «для галочки», не заботясь о том, примет человек его слова или нет. Это, конечно же, мешает успеху призыва.
Если призывая человека, вы видите в нем врага Ислама или невежественного грешника, то вы тем самым заставляете его защищаться. Да, он начнет защищаться и оправдывать свои деяния и убеждения. На самом же деле он защищается от вашего плохого мнения о нем, он приводит доводы в их пользу, как бы желая сказать: «Нет, я не так плох, как ты думаешь… Я так поступаю потому что…». Он чувствует себя разоблаченным, а его низость обнаженной. И тогда ему остается только одно – отрицать и защищаться.
Чтобы такого не случалось, каждый призывающий должен видеть в человеке, совершившем ошибку или грех, не грешника и заблудшего, а потенциального брата, единомышленника, видеть в нем духовный потенциал. Он должен каждого человека уважать и ценить как уникальное творение Всевышнего. Такой подход даст ему больше шансов быть услышанным, а его словам – быть принятыми.
Понимание собеседника и диалог
«Говори с каждым согласно его разумению». В призыве и напоминании следует учитывать особенности человека, которого вы призываете. То есть отталкиваться от его собственных убеждений и потребностей. Кто-то ошибается по причине незнания, кто-то совершает грех по причине беззаботности, кто-то не следует нормам по причине собственного видения норм морали. Если хотите быть услышанным, попробуйте сначала услышать доводы вашего оппонента: что он думает, что ему мешает, почему он хочет поступать так, а не иначе? Услышав его, вы поймете, что стало причиной, и, отталкиваясь уже от этих знаний, вы сможете привести его к истине.
С ребенком нужно говорить иначе, чем со взрослым. К мягкосердечному следует подобрать несколько иные слова, чем к жестокосердному. Опирайтесь на особенности понимания вашего собеседника, «призываемого». На кого-то больше действуют обещания наказания Всевышнего, кто-то более восприимчив к рассказам о вознаграждении, а кто-то усмирится при упоминании близости и милости Аллаха.
Тот ключ, которым вы открываете дверь своей квартиры, непригоден для того, чтобы открыть дверь соседа. И хотя истина в глубине желанна для каждого сердца, ищите путь, по которому вы сможете открыть его для нее.
Доброта, мягкость и терпеливость
Очень важны нравственные качества призывающего. Если ты добр, мягок и скромен, то ты будешь более убедителен, чем при использовании агрессии, жесткости и бескомпромиссности. В конце концов, если человек примет вас как личность, то считайте, что полдела сделано. Потому что человек охотнее прислушается к тому человеку, к которому его сердце расположено. А этого не может произойти, если призывающий обладает дурным нравом.
В Коране Всевышний говорит:
«Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди с ним спор наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути и лучше знает тех, кто следует прямым путем» ( «Ан-Нахль»/ «Пчелы», аят 125).
Как пишет АбдурРахман Ас-Саади к толкованию этого аята: «Если ты призываешь людей, будь то мусульмане или неверующие, следовать прямым путем твоего Господа, то руководствуйся полезными познаниями и праведными деяниями. Твои проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться истине словом и делом. А для того чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв с самых важных вопросов, которые люди могут понять и усвоить. Нужно относиться к людям с теплом и добротой, дабы им было легче принять истину».
Терпеливость, доброта, мудрость и знания – это те черты, которые способствуют успеху наставления. Однако нельзя забывать о том, что конечный результат достигается только по милости Аллаха. В суре «аль-Касас» («Повествование») Всевышний говорит: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем». Но верующие не должны прекращать напоминать и призывать, делая это «добром и мудростью». Потому что даже если человек в этом и не добьется успеха, возможно, Всевышний запишет ему за старание на Его пути великую награду. Ведь Всевышний любит творящих благое и оценивает дела согласно их намерениям…
Ася Гагиева
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
добавлена 8 сентября в 18:32
Милостыня здорового человека лучше…
Когда человек здоров, его душа испытывает чувство жадности, так как он надеется еще пожить и боится бедности.
Если же человек болеет, то мирская жизнь становится для него никчемной, и милостыню дать в таком положении проще для души.
Здоровому человеку в отличие от больного смерть видится далекой, даже если она где-то рядом. Что же касается больного, то ему кажется, что смерть уже близка.
Здоровый человек боится бедности, ибо ему кажется, что впереди е
добавлена 8 сентября в 18:10
Спасение от высокомерия:
Всевышний Аллах сказал:
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (40:60).
Имам аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу этого аята: «Этот священный аят доказывает, что мольба является поклонением, т.к. Всевышний Аллах повелел Св
добавлена 8 сентября в 18:04
18 великих наставлений выдающегося сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведного халифа – ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)…
Имам среди учеников сподвижников – Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывал:
«‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) оставил людям восемнадцать высказываний, каждое из которых содержит в себе мудрость!
Он говорил:
1. Если кто-то ослушался Аллаха в отношении тебя, то ты не ослушайся Аллаха в отношении него.
2. Найди наилучшее опра
добавлена 6 сентября в 09:56
Шейх С. Рухайли: Что делать, если пропустил намаз и зашло время другого…
Остался один вопрос, связанный с темой последовательности намазов при восполнении (гада) пропущенного намаза — что делать, если, совершая пропущенный намаз, есть вероятность пропустить наступивший намаз?
Приведу пример: человек заснул перед намазом аср и спал до захода солнца. Он проснулся только после захода солнца и совершил омовение. При этом до конца намаза магриб осталось времени только на совершение одного намаз
добавлена 6 сентября в 09:51
Имам Ибн Кайим: Коран целиком пронизан единобожием..
Каждая сура Корана содержит два вида единобожия. Более того, даже каждый аят заключает в себе два вида единобожия, свидетельствует и призывает к нему (единобожию).
Потому что Коран либо сообщает нам об Аллахе: Его именах, атрибутах и деяниях, — что является единобожием познания. Либо же он призывает к поклонению одному Аллаху, у которого нет сотоварищей, призывая наравне с этим к оставлению поклонения кому-либо, помимо Него, — что являетс
добавлена 4 сентября в 17:21
Такова сущность мирской жизни…
—–/—–/—–/—–/——/——-
وَإِنَّا لَجَـٰعِلُونَ مَا عَلَیۡهَا صَعِیدࣰا جُرُزًا
Воистину, все, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок.
Коран.18:8
Тафсир Ибн Каси́ра..
Всевышний Аллах сообщил о непостоянстве, тленности, невечности, будущей гибели и разрушении этой земной жизни: ( وَإِنَّا لَجَاعِلُونَ مَا عَلَيْهَا صَعِيداً جُرُزاً ) «И Мы сделаем то, что на ней, возвышением, лишённым растительности» – т.е. Мы из украшения пре
добавлена 4 сентября в 10:21
Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы».
См. Ибн аль-Джаузи «Сайд аль-хатир» 601-602.
добавлена 4 сентября в 10:17
«Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута(1)!»
وَلَقَدۡ بَعَثۡنَا فِی كُلِّ أُمَّةࣲ رَّسُولًا أَنِ ٱعۡبُدُوا۟ ٱللَّهَ وَٱجۡتَنِبُوا۟ ٱلطَّـٰغُوتَۖ فَمِنۡهُم مَّنۡ هَدَى ٱللَّهُ وَمِنۡهُم مَّنۡ حَقَّتۡ عَلَیۡهِ ٱلضَّلَـٰلَةُۚ فَسِیرُوا۟ فِی ٱلۡأَرۡضِ فَٱنظُرُوا۟ كَیۡفَ كَانَ عَـٰقِبَةُ ٱلۡمُكَذِّبِینَ
Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заб
добавлена 31 августа в 06:21
Опровержение заблудших – это наилучший вид джихада
Шейх имамов аль-Бухари и Муслима – Яхья ибн Яхья говорил: “Защита Сунны лучше, чем джихад на пути Аллаха”. Его спросили: “Человек расходует свое имущество, переносит тяготы и воюет, а тот превосходит его?!” Он сказал: “Да, намного!” аль-Харауи в “Замм аль-калям” 1/112.
Также имам аль-Хумайди, учитель имама аль-Бухари, сказал: “Клянусь Аллахом, сражаться с теми, кто отрицает один хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), предпочтительней д
добавлена 31 августа в 06:14
| ДАТЬ САЛЯМ – СУННА
| ОТВЕТИТЬ НА НЕГО – ФАРД КИФАЯ
Хорошо известно, что дать первому салам является мустахабом (одобряемым), а ответ является обязательным (фард)
قال النووي رحمه الله : ” اعلم أن ابتداء السَّلامِ سنَّةٌ مستحبّة ليس بواجب ، وهو سنّةٌ على الكفاية ، فإن كان المسلِّم جماعة كفى عنهم تسليمُ واحد منهم ، ولو سلَّموا كلُّهم كان أفضل … وأما ردّ السلام : فإن كان المسلَّم عليه واحداً تعيَّنَ عليه الردّ ، وإن كانوا جماعةً كان ردّ السلام فرضَ كفايةٍ عليهم ، فإن ردّ واحد منهم سقطَ الحر