Намаз ишрак и о его пользе

Количество ракаатов: от 2 до 4.
Время выполнения: через 15-20 минут после восхода солнца.
Хадис:“Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 ракаата намаза-ишрак, тот получит награду как за 1 хадж и 1 умру”. (передал Тирмизи)
В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллаh станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак.
Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца,
даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет намного меньше.
Великий шейх Султан Баhу (рахматуллаh ‘алейh) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение – в моменты распространения первых солнечных лучей духовность возрастает в тех, кто читает намаз-ишрак.
76. Аль-Баатыну (57:3)
Скрытый; Тот, Который знает как явное, так и скрытое обо всем; Тот, Чьи признаки явственны, а Сам на этом свете Невидим
Кто повторяет это прекрасное Имя Аллаhа 33 раз ежедневно, тот скоро начнёт постигать сокровенное, и восхищенная любовь к Аллаhу заполнит его сердце, инша-Аллаh. Все желания будут исполнены у того, кто искренне произнесет: “hуа Аввалю валь-Aaхыру ваз-Заахиру валь-Баатыну ва hуа ‘аля кулли щайин къадир.”
77. Аль-Ваалии (13:11) (42:9)
Правящий,
Властвующий над всем сущим
Кто повторит это прекрасное Имя Аллаhа 99 раз, тот будет защищен от всех непредвиденных бед. А кто повторяет это имя и дует в дом, тот дом будет защищен от вреда, инша-Аллаh. Чтобы покорить врага (а под врагом надо подразумевать и свое эго), надо повторять это Имя 11 раз в любое время или непосредственно перед встречей с врагом.
78. Аль-Мута’аaли (13:9)
Высочайший
Благодаря постоянному повторению этого прекрасного Имени Аллаhа все проблемы читающего скоро будут решены, инша-Аллаh. Более того, даже будут восстановлены утерянные силы и достоинство.
79. Аль-Барру (52:28)
Благостный; Дающий тем, кто просит
проявляя Милость к ним и делая им добро
Кто станет повторять это прекрасное Имя Аллаhа по7раз ежедневно, тот, инша-Аллаh, будет защищен от совершения таких больших грехов, как употребление алкоголя или легкомысленных связей. Благодаря постоянному повторению этого Имени любовь к земному уйдёт, а если прочесть 7раз и дунуть на новорожденного, то он будет защищен от зла, инша-Аллаh.
80. Ат-Тавваабу
(2:37) (2:128) (4:64) (40:3) (49:12) (110:3)
Принимающий покаяние, Благоприятствующий в покаянии, Приводящий к покаянию
Планы будут осуществлены без осложнений, если повторять это прекрасное Имя Аллahа многократно.
Кто прочтет это Имя (про себя) 10 раз в присутствии притеснителя, тот будет защищен от любого зла со стороны этого притеснителя. А того, кто повторяет это Имя 360 раз ежедневно после чтения намаза-духа, Аллах поставит на путь искреннего раскаяния.
81. Аль-Мунтакъыму
(32:22) (43:41) (44:16)
Наказывающий нечестивцев, но только после оповещения и предупреждения, если не опомнились
Кто угнетен и не может противостоять этому, пусть повторяет это прекрасное Имя Аллаhа три пятницы, одна за другой, и справедливость восторжествует, инша-Аллаh.
82. Аль-‘Афувву
(4:99) (4:149) (22:60)
Прощающий грешников
Аллаh простит того, кто повторяет это прекрасное Имя Аллаhа многократно. Очень рекомендуется читать после
повторения этого прекрасного Имени следующее дуа: “Аллаhумма иннакя ‘афуввун, тухыббуль-‘афва, фа‘фу ‘аннии.” Перевод: “О Аллах. Ты – Прощающий. Ты любишь прощать. Так прости меня.”
83. Ар-Раyуфу
(2:143) (2:207) (3:30) (9:117) (24:20) (57:9) (59:10)
Снисходительный,
Принимающий покаяния грешников
Чтобы побороть свою злость, надо прочесть салават-дуруд (т.е. салатуль-ибрахимия или последняя часть тахията – то, что читается во всех намазах после тахията в последнем ракаате, а именно):
Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав
Властитель всего сущего, Владыка Дня Суда. Аллаh абсолютно не нуждается ни в одном из Своих творений, в то время как все они нуждаются в Нём и находятся в Его власти | Тот, Который посылает испытания | искреннего чтения Аятуль-Курси | Adam Thorpe | COMPLEMENTARY INFORMATION |
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.023 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Ограничения в торговле
1. Алкоголь и прочие опьяняющие и одурманивающие средства.
Торговля, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, – это хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров. В шариатских источниках торговля рассматривается как переход права собственности дозволенного предмета торговли в Исламе, дающего пользу, взамен чего-либо, например денег.
Из этого определения становится ясным, что в Шариате предмет торговли должен быть дозволенным вообще,
добавлена 28 июня в 16:55
Голод телесной похоти и страстей может быть намного сильнее, чем голод живота
Пишет один шейх, да помилует его Аллах:
«Некоторые люди рассказали нам больше 15 лет тому назад, историю одной молодой девушки, к которой пришла смерть и было ей больше двадцати лет.
И это девушка была, той к которой очень часто приходили для сватовства.
Девушка была очень желанной среди людей. Однако отец этой девушки отказывал всем тем, кто приходил её сватать.
И когда это девушка находилась при смерти, он
добавлена 25 июня в 13:03
На заметку
При входе в туалет, является сунной говорить:
بِسْمِ اللَّهِ. اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبُثِ وَالْخَبَائِثِ
«БисмиЛлахи. Аллахумма инни а′узу бика миналь-хъубси уаль-хъабаис».
Что означает: «С именем Аллаха, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от порочности и дурных поступков (возможно также, что под «хъубс» и «хъабаис» имеются в виду шайтаны обоих полов)».
А при выходе:
غُفْرَانَكَ
«Гъуфранака / Прошу прощения».
Мы просим у Всевышнего прощения за то,
добавлена 23 июня в 20:39
добавлена 23 июня в 11:35
Страдания Билала (радиаллаху ‘анху)
Билаль (радиаллаху ‘анху) известен как сподвижник, возглашавший азан в мечети Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он был рабом-эфиопом одного из многобожников Мекки. То, что он принял Ислам, конечно же, не понравилось его хозяину, который стал подвергать его беспощадным пыткам.
Умаййа ибн Хальф в жаркий полдень бросал его на раскаленный песок и сверху клал ему на грудь тяжелый камень так, что он не мог даже шелохнуться. Затем он говорил ему: «Откажис
добавлена 22 июня в 23:35
АНАЛИЗ И КРИТИКА АКЫДЫ ИБН ТАЙМИИ | ЧАСТЬ 1/4 | АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ
Содержание:
1. О книге на которую написал комментарий ибн Таймия
2. Речь Всевышнего Аллаха в определённом творении или месте. Ответ различным группам.
3. “Чистые сунниты”
4. Клевета на имама ар-Рази
5. Отношение ибн Таймии к разуму
6. Отношение ибн Таймии к муфаввидам
7. Снисходительность к оппонентам
8. Тасальсуль – попытка уйти от критики философов
9. Ибн Тумарт ашарит?
10. Таухид улюхия и рубубия
добавлена 20 июня в 14:12
Почему ханафиты придерживаются взглядов Матуриди, а не Абу Ханифы?
Вопрос: Абу Ханифа является имамом не только в области фикха, но и в области акыды. Так почему ханафиты придерживаются взглядов Матуриди, а не Абу Ханифы?
Ответ:
Во времена имама Абу Ханифы сама «Акыда» еще не развивалась как самостоятельная отрасль науки. В то время фикх включал в себя не только акыду, но и моральные вопросы.
Имамы Ашари и Матуриди систематически разрабатывали традиционную суннитскую науку акыды.
По с
добавлена 17 июня в 18:42
добавлена 17 июня в 12:44
Можно ли читать намаз в ряду на расстоянии 1.5 метров друг от друга?
Вопрос: Ассаляму алейкум, хазрат! Некоторые братья после открытия мечетей отказываются приходить на джамаат-намаз, аргументируя это тем, что читать намаз в ряду на расстоянии 1.5 метров друг от друга – запретное новшество, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал соединять ряды. Что можно сказать этим братьям?
Ответ:
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Уа алейк
добавлена 16 июня в 17:31
Хлопки и свист в Исламе
Вопрос: Считается ли грехом в Исламе хлопать и свистеть? Если это так, то не могли бы вы, пожалуйста, привести доказательства из хадисов?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего
Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Существуют разные мнения о дозволенности хлопков в ладоши и свиста. Некоторые ученые считают это выражением приветствия, радости и удовольствия. Другим ученым не нравятся подобные проявления чувств, так как они считают их проявлением блаж
Вопрос:
В расписании намазов указано время фаджра и шурука. Время шурука – это окончание времени намаза фаджр. Раз мы не можем молиться сразу после наступления шурука, когда можно совершить намаз ад-духа? Сколько минут должно пройти после времени шурук, указанного в расписании намазов?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Начнем с того, что большинство классических ученых считает, что молитва после восхода солнца (ишрак) – это то же самое, что и молитва ад-духа. Именно поэтому в классических ханафитских книгах эти два намаза не упоминаются отдельно (см.: Абу Бакр аль-Джассас, Ахкам аль-Кур’ан, 3/559).
Тем не менее, обычно (особенно среди мусульман Индийского субконтинента) считается, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это два разных намаза. Намаз ишрак предпочтительно совершать сразу после восхода, а намаз ад-духа – попозже (см.: Heavenly Ornaments, с. 143).
Смысл этого в том, что, по моему скромному мнению, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) побуждал [мусульман] исполнять этот намаз сразу после восхода солнца. Наш господин Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Кто бы ни совершил утреннюю (фаджр) молитву в джамаате, затем сидел, читая зикр, пока не взойдет солнце, а потом совершил два ракаата, – они получат награду тех, кто совершил хадж и умру» («Сунан» Тирмизи, № 586).
В этом хадисе имеется в виду, что надо совершить желательную молитву сразу после восхода, а до этого человеку следует сидеть на том же самом месте, где он совершил фаджр, и читать дуа и другие формы зикра. Потом, когда солнце полностью взойдет, ему следует совершить намаз ишрак или ад-духа.
С другой стороны, есть множество хадисов, в которых дается совет совершать этот намаз попозже. Факихи также упоминают, что желательно совершить его в середине утра (ровно посредине между восходом и зенитом). Поэтому ханафитские ученые на Субконтиненте сочли, что это две разные молитвы, и об этом мы читаем в их книгах.
Однако в главных классических книгах ханафитов, таких как «Радд аль-Мухтар», «Аль-Фатава аль-Хиндийя», и других не говорится о том, что солят аль-ишрак и солят ад-духа – это две разные молитвы. В этих работах сказано, что это один и тот же намаз и он называется намаз ад-духа.
Автор «Умдат аль-фикх» в связи с этим говорит одну важную вещь. Он пишет, что есть две разных молитвы ад-духа. Первая из них известна как намаз аль-ишрак, время которого начинается после того, как солнце взойдет на высоту копья, и заканчивается в середине утра (то есть на полпути между восходом и зенитом). Этот намаз также известен как малая молитва ад-духа. Второй намаз известен как намаз ад-духа, и его время также начинается, когда солнце поднимается на высоту копья, а заканчивается с зенитом, хотя предпочтительнее совершать этот намаз до середины утра. Этот намаз также известен как большая молитва ад-духа. Согласно большинству знатоков хадиса и факихов, если человек исполняет молитву сразу после того, как солнце взойдет на высоту копья над горизонтом, то это будет считаться и намазом ишрак, и намазом ад-духа. Однако, если человек молится в середине утра, этот намаз засчитывается только как намаз ад-духа (см.: Саййид Заввар Хусайн, Умдат аль-фикх (урду), 2/302).
В свете этих слов из «Умдат аль-фикх», а также в свете взглядов классических ханафитских факихов, можно сказать, что намаз ишрак и намаз духа – это одно и то же. Однако, если человек исполнит эту молитву пораньше, когда солнце поднялось на высоту копья, он заработает дополнительную награду. А если он исполнит ее позже, она все равно будет считаться молитвой ад-духа. Поэтому многие праведники старались исполнять молитву ад-духа (или ишрак) сразу после того, как солнце поднялось на высоту копья.
Мы видим в разных ханафитских книгах, что о намазе ад-духа пишут, не упоминая про две разные молитвы. Например, в «Аль-Фатава аль-Хиндийя» говорится:
«И к желательным намазам относится намаз ад-духа. Его минимум – два ракаата, а максимум – двенадцать ракаатов. Его время – после восхода и до времени, когда солнце в зените (заваль)» (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
В многих хадисах нас побуждают совершать намаз ад-духа:
Наш господин Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что его любимый спутник (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует) советовал ему делать три вещи: поститься три дня в каждом месяце, исполнять два ракаата ад-духа и чтобы я совершал витр до того, как лягу в кровать» («Сахих» аль-Бухари, № 1981).
Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) исполнял четыре ракаата во время духа и добавлял к этому, что Аллах пожелал» («Сахих» Муслима, № 719).
Имам аль-Хаскафи упоминает (и это подтверждает имам Ибн Абидин), что, в то время как минимум – это два ракаата, минимальное достаточное количество ракаатов – четыре, потому что именно столько обычно совершал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) (см.: «Радд аль-Мухтар», 2/22-23).
Что касается вашего вопроса (сколько минут должно пройти после восхода, чтобы можно было совершить намаз ад-духа), то мы ответили на него выше. Этот намаз можно совершать после восхода, когда солнце взойдет над горизонтом на высоту копья. Это означает, что солнце становится ярким и на него становится трудно смотреть. Это примерно 15-20 минут после восхода солнца.
А Всевышний Аллах знает лучше.
[Муфтий] Мухаммад ибн Адам
Даруль Ифта
Лестер, Великобритания
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
daruliftaa.com
26743
Тaхaджyд-намаз («тахаджуд» — бодрствовать). Выполняется ночью, желательно в последнюю треть, до наступления фаджра. Совершается по желанию от 2 до 12 ракаатов.
«Лyчший нaмaз после нaмaзa фaрдa — это нaмaз, выполняемый глубокой ночью — нaмaз-тaхaджyд».
«Выпoлняй нoчнoй нaмaз тaxaджжyд – это пpиблизит тeбя к Аллахy, зaщитит от злa, зaпpeтит гpex и oчиcтит oт бoлeзнeй твoe тeлo».
«Нaмaз-тaхaджуд будет удерживaть человекa от совершения грехов и приблизит к Аллаху».
«Каждую ночь величие Господа «опускается» на нижнее небо по прошествии первой трети ночи. Восклицает Он: «Я – Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари».
Аввaбин-намаз («аввабин» — возвращение). Выполняется между ахшам до ясту намазами в количестве от 6 до 20 рaкaaтов по желaнию.
«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит награду, как за поклонение в течение двенадцати лет».
«Кто выполнит 20 ракатов после намаза аль-магриб, того Аллах одарит домом в раю».
Духa-намаз («духа» — первая половина дня до полудня, утро, сияние солнца). Совершается после полного восходa солнцa и до полудня. Совершается oт 2 до 12 ракаатов.
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». «Кто выполняет 2 ракаата намаза-зуха, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата – тот будет среди преданных; кто выполняет 6 ракаатов – тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов – тот будет среди благочестивых; а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллах построит в Раю дворец из золота».
«Кто постоянно читает 2 ракаата намаза-зуха, тому будут прощены грехи (малые), даже если их так много, как пены в море».
«В Раю есть врата, которые называются Зуха. В Судный день от имени Аллаха ангел возгласит: О вы, рабы Аллаха, которые старательно совершали молитву зуха, где вы? Это ваши врата, войдите в них по милости Аллаха!»
Ишрак-намаз. Читается в 2 ракаата спустя 40-50 минут после восхода.
«Если кто-то из вас совершив утренний намаз месте с джамаатом, проведет время в ожидании восхода в зикре, а после восхода совершит два ракаата намаза, заслужит саваб подобно совершению нафиля хаджа и умры».
Намаз омовения. Совершается после омовения в количестве 2 ракаата.
«Если кто совершит основательно омовение и затем двухракаатную молитву и во время молитвы будет оберегать себя от мирских мыслей, то Аллах простит ему все предыдущие его грехи».
Сафар-намаз. Совершается перед отправлением в путь, дальнюю дорогу. Читается в 2 рaкaaтa.
«Человек, собирaясь путешествовaть, не может остaвить домa ничего лучше чем 2 рaкaaтa, которые он выполнил перед отпрaвлением в путь».
Тауба-намаз. Намаз раскаяния, совершается в 2 ракаата.
«Если человек совершает грех, встает для очищения себя, далее совершает намаз и затем просит у Аллаха прощения, то не может быть так, чтобы Аллах не простил его».
Намаз-тахийят («тахийят» — приветствие). Совершается после входа в мечеть в количестве 2 ракаатов.
«Когдa кто-либо из вaс входит в мечеть, то пусть не сaдится, покa не выполнит 2 рaкaaтa».
Нaмaз-тaсбих («тасбих» — восхваление). Намаз – возвеличивания Всевышнего. Совершается в количестве 4 ракаатов.
«Тот кто прочитает намаз-тасбих, то Аллах Всевышний простит тебе десять видов грехов: первые и последние; старые и новые; совершенные сознательно и неосознанно; большие и маленькие; совершенные скрыто и явно».
Сайда Хайат
Тaхaджyд-намаз («тахаджуд» – бодрствовать). Выполняется ночью, желательно в последнюю треть, до наступления фаджра. Совершается по желанию от 2 до 12 ракаатов.
«Лyчший нaмaз после нaмaзa фaрдa – это нaмaз, выполняемый глубокой ночью – нaмaз-тaхaджyд».
«Выпoлняй нoчнoй нaмaз тaxaджжyд – это пpиблизит тeбя к Аллахy, зaщитит от злa, зaпpeтит гpex и oчиcтит oт бoлeзнeй твoe тeлo».
«Нaмaз-тaхaджуд будет удерживaть человекa от совершения грехов и приблизит к Аллаху».
«Каждую ночь величие Господа «опускается» на нижнее небо по прошествии первой трети ночи. Восклицает Он: «Я – Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари».
Аввaбин-намаз («аввабин» – возвращение). Выполняется между ахшам до ясту намазами в количестве от 6 до 20 рaкaaтов по желaнию.
«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит награду, как за поклонение в течение двенадцати лет».
«Кто выполнит 20 ракатов после намаза аль-магриб, того Аллах одарит домом в раю».
Духa-намаз («духа» – первая половина дня до полудня, утро, сияние солнца). Совершается после полного восходa солнцa и до полудня. Совершается oт 2 до 12 ракаатов.
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры». «Кто выполняет 2 ракаата намаза-зуха, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата – тот будет среди преданных; кто выполняет 6 ракаатов – тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов – тот будет среди благочестивых; а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллах построит в Раю дворец из золота».
«Кто постоянно читает 2 ракаата намаза-зуха, тому будут прощены грехи (малые), даже если их так много, как пены в море».
«В Раю есть врата, которые называются Зуха. В Судный день от имени Аллаха ангел возгласит: О вы, рабы Аллаха, которые старательно совершали молитву зуха, где вы? Это ваши врата, войдите в них по милости Аллаха!»
Ишрак-намаз. Читается в 2 ракаата спустя 40-50 минут после восхода.
«Если кто-то из вас совершив утренний намаз месте с джамаатом, проведет время в ожидании восхода в зикре, а после восхода совершит два ракаата намаза, заслужит саваб подобно совершению нафиля хаджа и умры».
Намаз омовения. Совершается после омовения в количестве 2 ракаата.
«Если кто совершит основательно омовение и затем двухракаатную молитву и во время молитвы будет оберегать себя от мирских мыслей, то Аллах простит ему все предыдущие его грехи».
Сафар-намаз. Совершается перед отправлением в путь, дальнюю дорогу. Читается в 2 рaкaaтa.
«Человек, собирaясь путешествовaть, не может остaвить домa ничего лучше чем 2 рaкaaтa, которые он выполнил перед отпрaвлением в путь».
Тауба-намаз. Намаз раскаяния, совершается в 2 ракаата.
«Если человек совершает грех, встает для очищения себя, далее совершает намаз и затем просит у Аллаха прощения, то не может быть так, чтобы Аллах не простил его».
Намаз-тахийят («тахийят» – приветствие). Совершается после входа в мечеть в количестве 2 ракаатов.
«Когдa кто-либо из вaс входит в мечеть, то пусть не сaдится, покa не выполнит 2 рaкaaтa».
Нaмaз-тaсбих («тасбих» – восхваление). Намаз – возвеличивания Всевышнего. Совершается в количестве 4 ракаатов.
«Тот кто прочитает намаз-тасбих, то Аллах Всевышний простит тебе десять видов грехов: первые и последние; старые и новые; совершенные сознательно и неосознанно; большие и маленькие; совершенные скрыто и явно».
Сайда Хайат
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.