Налоги в пользу государства в московской руси
По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.
Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.
С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.
Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.
Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).
Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.
Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.
Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.
С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.
К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.
Не платишь своим, будешь платить чужим
Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.
Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.
Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.
Платить будем, а по головам считать не дадим
Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.
Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.
С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.
Выход собирали, а про себя не забывали
Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.
Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.
В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.
Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.
***
Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.
Читайте также:
История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи
История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи
История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть
Литература:
Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX – начало ХХ в. М., 2006.
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
Начавшийся во второй половине XVI в. процесс объединения удельных княжеств вокруг Москвы в конце XV в. завершился созданием централизованного Московского государства и освобождением страны в 1480 г. от татаро-монгольского ига. Это создало предпосылки для ускорения темпов хозяйственного развития. В сельском хозяйстве был достигнут домонгольский уровень производства. Быстро росли новые города. Развивались ремесла. Все это способствовало расширению торговли не только внутри страны, но и с зарубежными странами.
Необходимость обустройства земель Московского государства, защита их от постоянной угрозы нападения с юга и запада требовала увеличения средств, направляемых в виде налогов в государственную казну.
С освобождением Руси от татаро-монгольского ига прекратилась уплата ордынского выхода и начала складываться налоговая система Московского государства. Взимаются старые пошлины — мыт, танга, весчее, воспичее. Вводится пятно — пошлина с купли-продажи лошадей. В конце XV в. прямым налогом стала подать. Условной единицей податного обложения стала соха, которая измерялась в четях (около 0,5 десятины).
Размер сохи зависел от качества земли и социального положения плательщика. Сельская соха была определена для служилых людей в 800 четей “доброй” земли, 1000 четей “средней” земли и 1200 четей “худоти”. Для церквей и монастырей — 600, 700, 800 четей соответственно, для земель обрабатываемых крестьянами — 500, 600, 700 четей.
В единицу сохи для городской земли включалось 40 дворов “лучших торговых людей”, 80 средних, 160 дворов “молод III их посадских людей” и 320 “слободских людей”. Размер подати достигал 20 руб. в год.
В 1679 г. вместо посошного обложения вводится подворный налог. Сумма налога определялась властями, а крестьянская община и посад раскладывали сумму налога между отдельными дворами.
С середины XVI столетия в Московском государстве взимался налог деньги. Он имел целевое назначение — для выкупа пленных и помощи им в обустройстве хозяйства после возвращения из плена. В 1679 г. этот налог был заменен на стрелецкие деньги — налог, предназначенный для содержания стрелецких полков.
В XVII в. нередко взимались чрезвычайные налоги, которые назывались деньга пятая, деньга десятая, деньга пятнадцатая. Эти налоги взимались на военные нужды в размере 20, 10 и 7% с доходов торговых людей.
Вошедшие в состав России народы Поволжья (с XV в.), а затем и Сибири (с XVII в.) платили подать в казну –ясак. До XVII в. этот налог уплачивался мехами, а затем деньгами. Налог взимался с мужского населения 18—50 лет (позже 16—60 лет). Этот налог взимался до 1917 г.
Косвенные налоги собирались с ряда товаров, главным образом вина, соли. Нередко в поисках дополнительных доходов власти существенно повышали косвенные налоги. Так, в 1646 г. налог на соль вырос с 5 до 20 коп. за пуд. Для населения стало невозможным заготавливать на зиму в достаточном количестве важнейший продукт питания -рыбу, что привело к Соляному бунту, следствием которого стало снижение этого налога.
За сотни лет существования винной монополии в России накопился большой опыт. В рамках винной монополии изготовление и продажа винно-водочных изделий находились в ведении государства, а доходы от этой деятельности поступали в казну. Уже в X в. была введена медовая дань. При Иване III (XV в.) государство взяло на себя право варить мед, пиво. Важным источником бюджетных доходов со второй половины XVI в. стали винные откупа, т.е. доходы от продажи алкогольных напитков. С откупщиком заключался на торгах контракт на продажу в питейном заведении (кабаке) алкогольных напитков. При этом определялись цена напитков и время их продажи. Доход от продажи поступал в казну. Откупщик же получал доход от продажи алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда) и продажи еды.
В XVII столетии в России действовали следующие монополии: соляная (производство соли), винная (производство алкогольных напитков), монетная (изготовление денег), почтовая (связь), звериная (право на добычу пушнины), поташная (производство растительной щелочи). Эти монополии были крупнейшим источником доходов государственной казны. В 1680 г. общая сумма доходов, поступивших в казну, составила 243 123 руб., в их числе косвенные налоги достигали 55%.
Специальным органом по управлению государственными финансами был Казенный приказ, созданный в конце XV в., во главе которого стоял казначей. Однако сбором государственных доходов занимались и другие учреждения. Приказ большого дворца облагал налогом царские земли. Печатный приказ взимал пошлины за скрепление актов государственной печатью. Приказы, ведавшие территориями (Казанский, Сибирский и др.), собирали налоги на соответствующих территориях. Естественно, это отрицательно отражалось на качестве управления государственными финансами.
один из основных признаков государства – это выстроенная система налогообложения. на сегодняшний день каждый из нас понимает в каком размере и за что он должен отдать деньги государству. но было ли так всегда?
Самые первые налоги на руси назывались полюдье – это форма сбора дани которая не имеет четкого размера, а взымается только с покоренных или захваченных племен. после смерти князя Игоря (о нем я писал в предыдущей статье), которого приговорили к смерти из-за неудачной попытки взымания полюдья с древлянского племени, на руси была проведена первая налоговая реформа
После смерти своего мужа княгиня Ольга осознав не совершенство “налоговой системы” в государстве проводит колосальные изменения в этой области, устанавлия “УРОКИ” и “ПОГОСТЫ”. под погостами понималось точное место сбора дани, т.е. теперь князь или его дружина не занимались самостоятельным объездом территорий, народ сам приносил все необходимое в специально отведенные для этого места. Под уроками понимается ТОЧНЫЙ определенный размер дани, таким образом установился четкий размер дани, который нужно было заплатить населению. Дак на сколько много платили государству наши предки? необходимо понимать, что данные выплаты производились натуральным товаром (пушнина, мед, соль), но они были абсолютно гуманны и как правильно на плечи человека не ложилось обременение более чем 1/10 от его доходов.
кстати говоря суровые и воинственные татаро-монголы так же в мирное время взымали с покоренных народов десятину, т.е. одну десятую часть от финансового оборота государства.
гораздо тяжелее русскому человеку приходилось во времена крепостного права, когда крестьянин должен был платить помещику барщину или оброк, это представляло собой не только выплату помещику в виде материальных ценностей, но и принудительный труд в пользу него, нужно отметить что и продолжительность жизни в период крепостного права была даже ниже, чем в более древние, но свободные времена до 11-12 века.
с отменой крепостного права, государство подарив свободу крестьянам отставила на их плечи “Выкупной платеж”, это что то вроде современной ипотеки, но если по современным меркам то больше в два-три раза, и выплачивалась она не за недвижимость, а за свободу, дарованную государством и в пользу государства. интересная рокировочка, сначала страна сначала забирает свободу у населения, но потом ее отдает, только уже за деньги. это 19 век на дворе, если кто не ориентируется.
кстати при императоре, начиная с Петра, налоги взымались только с мужского населения, ибо полноценно трудопригодным считались мужчины, при том не важен был возраст, платили от мала до велика.
прекратило это все только революция 1905 установив щадящие условия труда, относительно предыдущих и отменив выкупной платеж совсем. в 1917 году к власти приходят большевики и в результате второй революции страна погрузилась в гражданскую войну, которая в свою очередь привела к Военному коммунизму. эта штука по своей паршивости может сравниться разве что с оброком и барщиной, ибо сопровождалась она принудительным трудом с 16 лет, изыманием имущества и вообще всего, чего захочет власть советов. после столь тяжелого времени государство вводит НЭП, как временную меру что бы дать населению и экономике хоть немного “подняться с колен”, суть этого явления я постараюсь описать в другой статье, поскольку оно того заслуживает. далее через не такой большой промежуток времени СССР встал на свой известный путь развития, который как налогами так и всем другим уже хорошо известен всем, если остались какие то вопросы, то я постараюсь ответить на них в комментарии.