Налог выплачиваемый в пользу церкви

Церковный налог — налог на прибыль физических лиц для финансирования через государство той религиозной конфессии, членом которой является налогоплательщик (относит себя данный налогоплательщик)[1]. Действует в странах: Германия, Австрия, Хорватия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Италия, и в некоторых кантонах Швейцарии. Размер церковного налога колеблется от 0,004 % (в Хорватии) до 2 % (в Финляндии) от налогооблагаемого дохода налогоплательщика.

Примеры церковного налога по странам[править | править код]

  • В Германии церковный налог высчитывается не как % от налогооблагаемого дохода, а как % (8 или 9 % в зависимости от коммуны) от суммы самого подоходного налога[2]. Собираться он может как церковью, так и налоговой службой страны. В 2010 году было собрано приблизительно €9,2 миллиардов. Налог был прописан ещё в статье 137 Веймарской конституции 1919 и в статье 140 немецкого Основного закона 1949. 20 апреля 2016 года депутат бундестага Александр Радван (от ХСС) неожиданно (в интервью газете) предложил взимать с мусульман Германии специальный налог на совершение религиозных обрядов[3], чтобы таким образом заменить финансирование мечетей из-за рубежа (запретить заграничное финансирование мечетей предложено генеральным секретарем этой же партии в апреле 2016[4]).
  • В Австрии любая признанная религиозная группа может собирать церковный налог по ставке 1,1 %, хотя в настоящее время только католическая церковь использует эту возможность и собирает налог сама (на сбор налога уходит 15 % его поступлений). Церковный налог обязателен для католиков в Австрии — он был введен Гитлером ещё в 1939. После войны его оставили, так как сочли способствующим независимости церкви от государства.
  • В Дании размер церковного налога устанавливается коммунами (эквиваленты районов в РФ) индивидуально и составляет от 0,42 % до 1,48 % (в среднем 0,88 %) от налогооблагаемого дохода. Распределением налога занимается министерство церкви (дат. Kirkeministeriet)[5]. В 2013 году было собрано примерно 6,3 миллиардов датских крон, 5,2 миллиарда крон были выданы местным церквям, а 1,1 миллиарда крон центральным органам церкви[6].
  • В Швеции вера налогоплательщика влияет на то, какая конфессия/церковь получит церковный налог (швед. Kyrkoavgift) размером в 1 % от налогооблагаемого дохода. Но проблема в том, что многие жители Швеции не знают про этот выбор или не делают его. По умолчанию, любой житель Швеции, не указавший своё вероисповедание, платит церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь). Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен заявить о своем выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу).[7]. Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они «по умолчанию» остаются «членами» Шведской церкви согласно налоговой статистике. Кроме того, привыкшие к порядку шведы, часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству (частью которого до 2000 года и была Церковь Швеции), а не к церкви.[8] Из-за этого Церковь Швеции часто называют «церковью неверующих» — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа[9].

Церковный налог с неверующих, отказ от церковного налога[править | править код]

В некоторых странах налог с неопределившихся по поводу конфессии налогоплательщиков берут в пользу государства (на культурные, гуманитарные программы или на содержание памятников культуры и кладбищ) или в пользу основной (государственной) религии или распределяют между всеми конфессиями пропорционально доле определившихся с конфессией налогоплательщиков. В некоторых странах можно сменить конфессию или отказаться платить налог в связи с своим неверием или отсутствием своей конфессии в списке действующих (которым государство перечисляет налог).

  • В Германии с осени 2012 года действует и обратное правило: все кто официально отказались платить церковный налог будут отлучены от немецкой католической церкви[10]. Существует мнение, что данная реакция вызвана тем, что многие германцы стали[11] заполнять заявления (в ЗАГСах и судах) о выходе из лона церкви именно с целью избежать налога. В 2010 году католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч, что сильно сказалось на доходах этих конфессий.
  • В Финляндии в 2012 году число таких «отказников» составило около 20 тысяч[12]. Выход из церкви оформляется очень просто: надо заполнить и отослать авторизованную форму на сайте www.eroakirkosta.fi (пример страницы отказа на шведском языке: https://www.eroakirkosta.fi/dynamic/index.php/svenska).
  • В Швейцарии церковный налог тоже постепенно перестает быть надежным доходом как католической, так и протестантской церкви. Кроме того, в ряде кантонов церковным налогом до сих пор облагаются и юридические лица. Такой «пережиток феодализма» раздражает некоторые партии, собирающиеся законодательно отменить церковный налог с юридических лиц, но Федеральный суд в Лозанне, как высшая юридическая инстанция, неоднократно выносил решения о соответствии такого рода налогов конституции страны. Поэтому партиям остается более сложный путь отмены — через референдум[13].
Читайте также:  Горчица польза и вред для женщин

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Церковный налог в Германии
  • Десятина

Источник

Анонимный вопрос

24 июля 2018  · 27,2 K

Вопреки расхожему мнению, Русская Православная Церковь платит налоги.

В первую очередь это социальные выплаты и НДФЛ (те самые 13%) с зарплат священников, а также всех прочих официально устроенных работников. Аналогично не имеет Церковь льгот по танспортному налогу и акцизам. Полностью облагается налогами коммерческая деятельность.

Налоговые льготы, которые как правило и вызывают споры, касаются только некоммерческой деятельности Церкви, как некоммерческой организации (и не только РПЦ, а любой религиозной организации в РФ). Сюда входят пожертвования, те самые свечки, проведение религиозных обрядов, религиозная литература, церковная атрибутика, иконы, богослужебные предметы, одежда религиозного назначения и т.п. Всё перечисленное освобождается от НДС и налога на прибыль. Церковь освобождена от уплаты налогов на имущество, которое используется в религиозных целях, а также от уплаты земельного налога на участки, где расположены религиозные и благотворительные сооружения. Если же имущество и строения не религиозного назначения – льготы не предусмотрены.

Таким образом налогами не облагается только религиозная, некоммерческая сфера деятельности Церкви, не ставящая цели получения прибыли.

Всё что вы перечисляете, создаёт огромный финансовый оборот (о чём мне поведал один мой знакомый, особо… Читать дальше

А может церковь поможет прихожанам? Пусть покупают продукты на пожертвования и носят продукты пенсионерам, не?

Работаю в сфере автоматизации бизнеса. Пишу про бизнес и финансы, веду подкаст-рубрику с…  · obretu.ru

Необходимо понимать, что церковь может заниматься разными видами деятельности. Если мы говорим о некоммерческой деятельности, то там много различных налоговых льгот.
Пожертвования полностью освобождаются от налогов. Деятельность со свечками, кстати, тоже. Покупка различных церковных предметов прозодит без начисления НДС. В целом, различные налоговые… Читать далее

В смысле “белая”? Кассой с пожертвований они пользуются, как рождественской копилкой. Зарплата это так, для… Читать дальше

Коротко о себе : моим родителям не стыдно.

По большому счету церковь в России освобождена от большей части налогов. У нее есть огромные льготы в уплате налогов. Однако, она все-таки оплачивает транспортный налог и подакцизные сборы на косметику, парфюмерию, спиртное и пр.

На каком основании церковь занимает помещение? На каком договоре?

Почему церковь не платит налоги?

Researcher, Institute of Physics, University of Tartu

РПЦ как и большинство других т.н. “религиозных объединений” рассматривается законодательством РФ как некоммерческая организация. Несмотря на очевидную коммерческую составляющую, связанную с оплатой треб, продажей свечей, книг и т.д.

Является ли церковь налогоплательщиком?

Русская православная церковь (РПЦ) является плательщиком следующих налогов:

  1. Транспортный налог. Уплачивается в таких же размерах, как и другими налогоплательщиками.

  2. Акцизы с товаров, подлежащих налогообложению этим видом налоговых платежей (НК РФ, ст. 181): спиртосодержащие напитки, производимые в монастырях, лекарственные средства, парфюмерия, косметика.

3.Налог на добавленную стоимость уплачивается с товаров, не относящихся к предметам религиозного назначении. Такими предметами являются:

  • убранство интерьера;
  • алтарные шкафы;
  • троны;
  • подсвечники;
  • кадила;
  • пояса с молитвами;
  • кресты.
  • Льгота предусмотрена в ст. 149 гл. 21 ЕК РФ.
  1. Налог на имущество. Не подлежат налогообложению здания, служащие для религиозных целей: монастыри, храмы, приходы, школы.

  2. Налог на прибыль. При расчете не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.

Русская православная церковь освобождена от уплаты земельного налога.

С физических лиц, работающих в церковных организациях, взимаются и перечисляются в государственный бюджет налог на доходы физических лиц, отчисления в Пенсионный фонд.

Таким образом, церковь − такой же налогоплательщик, как и другие некоммерческие организации.

Прочитать ещё 2 ответа

Как вы относитесь к тому, что деньги на храмы выделяют из бюджета?

Прежде всего, давайте расставим точки над i. Деньги из бюджета на обслуживание храмов, естественно, выделяются. Наиболее часто встречаются ситуации, когда храм является памятником архитектуры и деньги выделяются на его реставрацию или поддержание в надлежащем состоянии. Оценить общую сумму таких бюджетных вливаний сложно, но периодически в СМИ появляются отдельные данные, например, по Москве:

По данным  Москомнаследия, в 2015 году на реставрацию 14 памятников церковной  архитектуры выделят субсидии в размере до 200 млн руб.

В программе “200 храмов” правительство Москвы безвоздмездно выделяет землю и, более того, обеспечивает “помощь в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций”. Земля под строительство религиозных объектов выделяется в соответствии с Земельным кодексом (39.10 п. 2). 

Важно отметить, что указанные нормы, как в случае с реставрацией исторических объектов, так и в случае с бесплатным выделением земли технически могут прилагаться к любым религиозным организациям, однако на практике в подавляющем большинстве случаев они служат для финансирования 2-3 религиозных организаций.

Именно поэтому я отношусь к финансированию религиозных объектов на бюджетные средства негативно. Во-первых, оно практически всегда дискриминационно, потому что ну вот не получается как-то выделять государственное финансирование на равных условиях всем религиозным организациям. Во-вторых, в светском государстве, каковым является Россия, религия – это частное дело граждан. Граждане и должны её финансировать из собственных средств.

Читайте также:  Польза второго имени или я поеду с вами

Почему это важно? Потому что для проектов, реализуемых из бюджета, возможность воспользоваться создаваемыми благами должна быть равной для всех граждан независимо от их религии и убеждений – в этом, по существу, ядро идеи светскости государства. Если, к примеру, на бюджетные средства строится парк или музей, то воспользоваться им может каждый гражданин, хоть православный, хоть буддист, хоть сатанист. Если же бюджетные ресурсы привлекаются к реставрации православного храма, то воспользоваться этим смогут только православные граждане. Допустим, я сатанист (или представитель какой-нибудь из ветвей альтернативного православия, если на то пошло) и захочу провести в этом же храме собственную религиозную церемонию – я не смогу это сделать: хотя он и отреставрирован на бюджетные средства, правила в нём устанавливает религиозная организация. В этом принципиальная разница.

В случае с объектами, являющимимся памятниками исторического наследия, если они переданы в собственность церкви (или любого другого собственника), полагаю, уместно возлагать на плечи собственника всю полноту финансового бремени за их сохранность в надлежащем виде. Это позволило бы религиозным организациям, являющимся собственниками объектов исторического наследия, взять на себя по-настоящему полезную функцию по его сохранению. Только контроллировать сохранность нужно достаточно строго.

Если же собственник не в состоянии обеспечить сохранность того или иного объекта, то в этом случае тоже есть решение: собственность всегда можно продать тому, кто сможет сохранность обеспечить, например, государству. В церквях, поддерживать состояние которых у религиозной организации нет ресурсов, можно размещать музеи и другие культурные объекты – как показывает опыт Исаакиевского собора, музеи вполне справляются с поддержанием исторического вида памятников архитектуры.

С другой стороны, вполне нормальна практика проведения богослужений в объектах, не являющихся церковной собственностью, как это было в том же Исаакиевском соборе. Я считаю, что это разумный компромис во многих случаях. Было бы, правда, здорово, если бы и такие решения принимались недискриминационно. В условном Исаакиевском сооборе те же альтернативные православные имеют не меньше оснований для проведения религиозных церемоний, чем Русская православная церковь.

Прочитать ещё 59 ответов

Источник

В России религиозные организации живут за счет пожертвований и религиозного бизнеса: продажа утвари, книжек, свечек и различных религиозных услуг. Но есть ряд причин, по которым лучше ввести церковный налог.

Что такое церковный налог?

Церковный налог – это налог, взимаемый государством с членов религиозных организаций для оказания финансовой поддержки приходам, храмам и священнослужителям.

Мне нравится пример с Германией, где церковный налог введен с середины 20 века. Каждый человек выбирает, платить ему налог или нет. И платит он налог в конкретную религиозную организацию. Разумеется, что религиозные общины могут получать при этом пожертвования.

Но для чего нужен церковный налог?

Мне удобнее всего разбирать пример с Русской православной церковью, потому что это самая крупная религиозная организация в России.

Во-первых, РПЦ претендует на звание духовного стержня России. Вот мы и увидим, какой процент людей будет поддерживать этот стержень материально. У нас ведь РПЦ говорит, что в России большинство верят в Бога, значит нужно поддерживать Церковь.

Церковный налог – отличный вариант такой поддержки со стороны верующих в Бога. Тем более, верующий может в любой момент отказаться от налога.

Во-вторых, государство выделяет огромные деньги на реставрацию церковного имущества, которые записывают в список “культурных объектов России”. Плюсом государство отдает Церкви огромное количество храмов на безвозмездной основе, хотя это большой вопрос, принадлежат ли эти храмы Церкви?

РПЦ несколько раз пыталась присвоить себе Исаакиевский собор

Все эти деньги государство выделяет из бюджета, который формируется за счет всех налогоплательщиков страны: атеистов, буддистов, христиан, агностиков и т.д. Неверующих в России больше 30%. Почему их налог должен уходить на реставрацию церковного имущества? Непонятно. Поэтому нужен церковный налог, который будет обеспечивать поддержку храмов и церковного имущества.

В-третьих, РПЦ имеет теневой доход от продажи книжек, свечек и прочей утвари. Этот доход не облагается налогом. Почему? Из-за того, что приходы Церкви регистрируются как некоммерческие организации, то для них действуют особые налоговые льготы.

Для РПЦ (и других религиозных организаций) отменен налог за землю, на религиозное имущество и на прибыль от доходов.

Если РПЦ не хочет платить налог, то пусть она получает деньги из бюджета страны на все свои нужды. Разумеется, что этот бюджет должен формироваться исключительно за счет церковного налога. Тогда все вопросы о теневом бизнесе церкви отпадут.

Бизнес внутри Казанского собора

Читайте также:  Мультиовощной сок со свеклой сады придонья польза

Интересно, что в Германии из 71% христиан налог платят только 24%. Так в каждой стране, где существует церковный налог. Я думаю, что в России из “80%” православных, налог будут платить 2-5% реально православных. Тогда всё встанет на свои места: и амбиции РПЦ, и проблема с принадлежностью храмов, которые можно использовать не только в религиозных целях.

Будет круто, если часть храмов передадут научным институтам на “безвозмездной основе”. Или обычным гражданам, которым нравится проводить время в храме без всяких богослужений. Там красиво, интересно смотреть фрески, иконы. Можно устраивать интеллектуальные вечера. Почему нет?

Я напомню, что в Российской Империи огромное число храмов принадлежали людям, а не Синоду. Священники были как наемники, которые приходили служить в приходской храм.

Источник

Страны мира существенным образом отличаются друг от друга по той степени, в которой религия отделена от государства. К примеру, Франция – государство сугубо светское. А вот в Германии существует такое явление, как церковный налог.

Платят его не все граждане страны, а только те, кто указывают в налоговой декларации свою конфессиональную принадлежность. Правда, пользуются такой возможностью не все конфессии, но, во всяком случае – основные. Уплата этого налога составляет примерно 70 процентов церковных доходов. А жертвуют в пользу церкви граждане 8 процентов от суммы своего подоходного налога. Сбор налога приносит даже прибыль в казну федеральных земель – за его организацию церкви уплачивают порядка 3 процентов от собранных денег.

Есть ещё несколько стран, где существует подобная система. В Америке такого налога нет, но бизнесмены, жертвующие финансовые средства церквям, освобождаются от налогов с уплаченных сумм. А вот в Греции, к примеру, все священники находятся на окладе у государства.

Интересно, что небезызвестный Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, впоследствии ставший патриархом в РПЦ МП заявил 21 марта 2001 года в интервью “Интерфаксу”, что выступает за то, чтобы часть подоходного налога каждого россиянина перечислялась религиозным организациям. По мнению митрополита, “каждый конкретный налогоплательщик будет делать заявку в налоговый орган, в адрес какой религиозной организации он бы хотел, чтобы отчислялась часть налога”. Он также отметил, что социальные программы Церкви в некоторых европейских странах, таких, как Италия (89% итальянцев платят церковный налог), Германия, Польша, возможны именно благодаря таким отчислениям. “Общество многого ждет от религиозных организаций, но оно должно дать согласие на финансирование социальной деятельности, – считает митрополит. – Если же человек не желает направлять средства в бюджет религиозных организаций, то эта часть подоходного налога уйдет государству”.

Тогда идея поддержана не была.

Вернётся ли к ней Кирилл вновь? Кто знает. С одной стороны – церковные бюджеты могут обрести неплохую подпитку. С другой – в общем-то, не факт, что подобное произойдёт. Вдобавок, может произойти жестокий конфуз – платить налоги у нас граждане не любят. Даже в суровые социалистические времена некоторые несознательные комсомольцы и, страшно сказать, члены партии, не хотели платить комсомольские и партийные взносы, составлявшие всего-то от одного до полутора процентов от зарплаты. А налоговая статистика – штука, которую особо не обманешь, там всё чётко, и в результате может вскрыться, что число прихожан, и, соответственно, степень влияния РПЦ на общество сильно преувеличены.

Неясна также мотивировка изъятия налога со всех граждан, а не только верующих, которая звучала в высказывании Кирилла. Если кто-то желает поддержать церковь – на здоровье, но при чём здесь неверующие? И куда государство направит сборы с неверующих?

В общем, Россия пошла своим собственным путём. Взамен церковного налога церковь получила множество налоговых льгот и преференций, а также прежде туристических, а теперь религиозных объектов, вроде Рязанского кремля и архипелага Соловки. Как можно понять – на прокорм. И теперь, как говорят, стала третьим по величине обладателем собственности в России, после Газпрома, и, если память не изменяет, РЖД.

Имеются и своеобразные случаи “церковного налога”, изымаемого у всех граждан. К примеру, общественности стало известно о крупном пожертвовании Ленэнерго РПЦ. Конечно, это акционерное общество, и дело владельцев, в каком направлении распорядиться прибылью. Однако это предприятие – монополист, и его право включать подобные затраты в коммунальные тарифы на электроэнергию (а более доходам Ленэнерго неоткуда взяться) многих возмутило.

Ещё один забавный случай – “церковный налог” наоборот. В Кургане местные власти попытались обязать церковников уплачивать налог в местный бюджет за оказанные ритуальные услуги. Попытка была безуспешной, понятно, почему – заглядывать в чужие карманы церковники любят, а свои держат плотно закрытыми.

Но вообще любопытно, что скажут портальцы по поводу церковного налога в России. Готовы ли вы его платить? Если да – то в каких размерах?

Источник