Надувание шаров польза для детей

Казалось бы воздушные шарики – это всего лишь детская забава, что полезного в них может быть, кроме как украсить ими нужное пространство для придания праздности, ну или просто поиграть с ребенком, кидая его друг другу. Ан нет! Польза есть, причем немалая и очень действенная.
Во-первых, психологическая польза: российские психологи приходят к общему мнению, что практически для всех людей ощущение счастья и праздничного настроения с детства связывается именно с воздушными шариками! Уже во время надувания хочется в них играть, подбрасывать, хохоча шлепать им кого-то из своей компании, а потом с энтузиазмом и креативом развешивать их, украшая помещение или дачный участок. Казалось бы, шарики и шарики, что в них особенного. А оказывается, что это простое – как впрочем и все гениальное на свете – и недорогое изобретение приносит как взрослым, так и детям радость, которую не купишь и за миллион. И неспроста шарики изготавливают ярких насыщенных цветов – для поднятия эмоций и настроения. В психологии эту методику называют цветотерапией.
Во-вторых, это огромная польза для здоровья: при надувании шарика делается вдох и усиленный выдох в него. Это действие повышает эффективность вентиляции легких и газообмен. При таком ритме дыхания повышается внутреннее бронхиальное давление, раскрываются мелкие, спавшие до этого бронхи, а также при этом в газообмен включаются дополнительные, не дышавшие ранее участки легких. Тем самым у нас увеличивается объем легких, повышается выделение углекислоты, и организм удается намного легче усваивать кислород.
Потому крайне полезно надувать шары пожилым людям, ограниченным в движении, особенно если им рекомендован постельный режим. Хорошей терапией надувание воздушных шариков становится и для тех людей, у которых после пневмонии сохранились остаточные явления. Это занятие позволит им быстрее избавится от последствий данного заболевания.
Также это веселое занятие придет на помощь родителям, детки которых часто простужаются. Ведь даже самый обычный кашель может не проходить неделями и оставаться в виде покашливаний. И вот тут на помощь приходит дыхательная гимнастика, которая направлена на развитие дыхания. Во время нее ребенок, не подозревая, как бы учится правильно дышать. У маленького ребенка легкие недостаточно развиты и поэтому с ними просто необходимо работать. Многие детки дышат поверхностно и часто, это неправильно, ведь при этом в легких будет остаточный воздух, и они не могут наполнится полностью свежим кислородом, и от этого не поступают к органам в нужном объеме. И здесь на помощь могут прийти дыхательные упражнения.
Какие-то сложные и непонятные деткам методики им могут не понравится. А надувание и сдувание воздушного шарика обязательно увлечет ребенка. Ведь это так забавно) При этом надо ненавязчиво поконтролировать ребенка – Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох долгим через рот. Всего лишь несколько минут в день такого упражнения – и ваш ребенок научится правильно дышать. Дыхательные упражнения желательно делать два раза в день в течение 10 минут. Перед этим хорошо проветрите комнату. И обязательно делайте это упражнение не менее, чем через час-полтора после еды. Присоединитесь к вашему ребенку, превратите это занятие в веселую игру. И результат, как психологический, так и оздоровительный, долго не заставит себя ждать.
Рекомендуем к прочтению:
1. Правда о кондиционерах. Мифы и польза, о которых знают не все
2. Укусы клещей. Оказывается полезны…
3. Муж и дача-огород. Совместим несовместимое
4. Табак. Польза применения в быту
Если данная статья была Вам интересна, то, пожалуйста, поставьте лайк и не забудьте на нас подписаться!)
Людям, оказавшимся на карантине физическое безделье следует разнообразить регулярными занятиями, улучшающими вентиляцию лёгких
Фото: Shutterstock
Одна из главных загадок COVID-19 – он, в отличие от других острых респираторных вирусных инфекций, почему-то щадит детей, подростков, но жесток к пожилым и людям преклонного возраста. Хотя грипп, прочие ОРЗ и даже другие коронавирусы, его собратья, прежде всего бьют по старикам и детям. По статистике китайских медиков, в возрастной группе 0-20 лет всего один процент заболевших COVID-19. Но болезнь у них проходит в легкой форме. Больше всего больных – среди ветеранов за 80 лет. Риск смерти у них – 15 процентов.
НЕ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ВИРУСУ ПОКОРНЫ
– Эта статистическая закономерность в разных странах примерно одинакова, – говорит доктор Александр Котровский. – Хотя национальные особенности питания и образа жизни, климатические условия, уровень здравоохранения и социального обеспечения отличаются, иногда значительно.
– Вот еще один парадокс. Медики сходятся в мнении, что самая здоровая диета в мире – средиземноморская. Французы, испанцы, итальянцы… Но именно Италия сейчас стала главным очагом пандемии в Европе, смертность там самая высокая в Старом Свете. У испанцев, французов ситуация немногим лучше.
– Специалисты всех стран в тупике: почему COVID-19 столь «разборчив»? Инфекция новая, природный иммунитет к ней еще не выработался, вакцину для прививок пока не разработали, лекарств специфических нет. Вроде бы все возрасты должны быть ему покорны. Однако некоторые, к счастью, оказались в «привилегированном положении». Непонятно, почему.
В своем анализе я исходил из того, что новый коронавирус поражает легкие. В случае обострения болезни человек погибает от пневмонии.
Проанализировав возможные причины, пришёл к выводу: статистические закономерные отличия заболеваемости и тяжести течения COVID-19 в различных возрастных группах населения прямо связаны с повседневной вентиляцией легких. Чем она лучше, тем меньше риск заразиться, а при заражении недуг протекает в более лёгкой форме и наоборот.
Начнём с младшего возраста.
Физически здоровые дети подвижны, активны, состояние покоя для них утомительно. Они не сидят на месте, скачут, прыгают, бегают, шумят… В это время дыхание становится глубоким, альвеолы (сотни миллионов пузырьков в легких, участвующие в акте дыхания, – Ред.) хорошо вентилируются. Статистика констатирует, что они крайне редко заболевают COVID-19, а уж если это происходит, то в лёгкой форме.
Аналогично ведут себя подростки вне уроков. Молодежь уже менее активна физически. Однако она регулярно устраивает себе разгрузки от покоя: дискотеки, спортивные игры. Даже фанаты на стадионах в полной мере задействуют резервный объем воздуха во время “кричалок”, что прекрасно вентилирует лёгкие.
С 30-40 лет физическая активность падает, а заболеваемость COVID-19 растёт. Как и смертность. В пенсионном возрасте преобладает спокойный, размеренный образ жизни. Даже походка изменяется, напоминая больше прогулочную. В результате низкой физической активности дыхание становится стабильно – спокойным, неглубоким, что негативно сказывается на легочной вентиляции. В этой же возрастной группе высокая заболеваемость во всех странах.
В пенсионном возрасте преобладает спокойный, размеренный образ жизни. Даже походка изменяется, напоминая больше прогулочную
Фото: REUTERS
У ветеранов за 75-80 лет тенденция ухудшения вентиляции лёгких продолжается, т. к. начинает преобладать сидяче-лежачий образ жизни. Эта возрастная группа с самым высоким риском заражения COVID-19 и вероятностью тяжёлого течения заболевания с непредсказуемым финалом. И чем старше, чем менее подвижен человек, тем больше нужно приложить усилий для благополучного выздоровления, особенно лежачих больных.
Корреляция между уровнем легочной вентиляции и риском заражения этой инфекцией с более тяжёлым течением прослеживается у людей, страдающих диабетом, артериальной гипертензией (гипертонией), онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такие разные болезни, но больных объединяет одно – низкая физическая активность и, как следствие, неглубокое дыхание с недостаточной вентиляцией альвеол.
ОЗДОРАВЛИВАЕМ ЛЕГКИЕ
– Такое легкое объяснение про роль вентиляции легких?!
– Возможно, я ошибаюсь. Буду весьма рад, если мою концепцию проверят в медицинских НИИ. Но других-то версий пока нет. А время не ждет. Болезнь уже в России! В ближайшем будущем, судя по прогнозам, очень многим россиянам придется с ней столкнуться. Надо срочно готовиться!
– Как?
– Оздоравливать легкие! Легочная вентиляция в норме зависит от частоты и глубины дыхания. Редкое, но более глубокое эффективнее более частого, но менее глубокого. Объясню на конкретном примере. Два человека одной комплекции в состоянии покоя. У одного частота дыхания 20 в минуту, объем воздуха при вдохе и выдохе – 300 миллилитров. Минутная вентиляция лёгких равна 6 литрам. У другого частота дыхания в два раза реже – 10 в минуту, зато объем воздуха при вдохе и выдохе вдвое больше – 600 мл.
Физически здоровые дети подвижны, активны, состояние покоя для них утомительно
Фото: Shutterstock
– Позвольте, товарищ доктор! 600 мл умножить на 10 – получаются те же самые 6 литров вентиляции в минуту.
– Казалось бы, эффективность дыхания одинакова. Однако не все так просто. В дыхательной системе человека есть так называемое анатомическое мёртвое пространство – объем воздухоносных путей, в которых не происходит газообмена (носовая и ротовая полости, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы). Он содержит примерно 140 мл воздуха.
А теперь давайте проведём окончательный подсчёт. В первом случае из 300 мл свежего воздуха до альвеол дойдет только 160 мл, т. к. 140 уйдет на вытеснение к альвеолам воздуха из анатомического мёртвого пространства. Запомним – только 160 мл свежего воздуха. Во втором случае дыхание более глубокое и из 600 мл свежего воздуха до альвеол дойдет больше: 600 мл – 140 мл=460 мл.
В первом случае частота дыхания 20 в минуту, значит, минутная вентиляция альвеол равна 160мл × 20 =3200мл.
Во втором случае частота дыхания 10 в минуту, т. е., минутная вентиляция альвеол 460 мл × 10=4600 мл. Так что глубокое дыхание повышает эффективность альвеолярной вентиляции на 40% даже в состоянии физического покоя.
При физической же нагрузке увеличивается потребность в кислороде, поэтому наряду с увеличением частоты дыхания увеличивается объем вдыхаемого воздуха. В этом случае вентиляция альвеол несравненно лучше.
ШАРИК ВАМ В РУКИ!
– Что конкретно делать лично мне, журналисту из зоны риска (66 лет) и читателям «Комсомолки», чтобы уберечься от коронавируса, а в случае болезни облегчить ее течение, элементарно выжить?
– Сейчас, в связи с пандемией, все вдруг вспомнили о гигиене рук. Постоянно моют их с мылом. И это правильно. Также необходимо в любом возрасте уделять особое внимание гигиене лёгких. Нормализуя их вентиляцию с помощью глубокого дыхания, тренажеров, физкультуры, спорта.
Людям, оказавшимся на карантине вынужденное двухнедельное физическое безделье следует разнообразить регулярными занятиями, улучшающими вентиляцию лёгких
Фото: Shutterstock
Людям, оказавшимся на карантине в стационаре или дома вынужденное двухнедельное физическое безделье следует разнообразить регулярными занятиями, улучшающими вентиляцию лёгких. При госпитализации больного COVID-19 его надо обучить правильному дыханию и контролю эффективности вентиляции лёгких, дыхательной гимнастике. Это, на мой взгляд, необходимо включить в число приоритетных медицинских мероприятий профилактики осложнений.
А сейчас несколько простых и эффективных упражнений.
1. Встаньте прямо. Руки опущены. Медленно поднимая руки вверх, делайте глубокий-глубокий вдох. Слегка разведя над головой руки в стороны, медленно опускайте их, совершая полный выдох. Одновременно наклоняя туловище вниз.
Каждый час выполняйте упражнение 5-10 раз.
Кто не может делать стоя, больные, ветераны, садитесь на стул, глубоко дышите, поднимая и опуская руки.
Важное условие – не допускайте головокружения. В этом случае уменьшите глубину вдоха-выдоха, тренируйтесь медленно.
2. Надуваем воздушный шарик.
Нас, советских студентов-медиков, профессора учили профилактике застойной пневмонии и пролежней. Это беда лежачих больных. Застойная пневмония может печально закончиться, как и пневмония при COVID-19. Профилактика была простая – регулярно надувать воздушные шарики или резиновые мячики! Помогало.
Поэтому купите воздушные шарики либо надувные детские игрушки, но без ниппеля, чтоб воздух свободно выходил. И тренируйтесь каждый час по пять минут. Но помните о гигиене. Регулярно мойте игрушки изнутри и снаружи.
3. Выдох через воду.
Более доступный и гигиеничный способ вентиляции легких. Поскольку выдох производится в воду. Купите трубку диаметром 1-2 сантиметра и длиной метр-полтора. Наполните водой ванну, ведро или другую емкость. Один конец трубки погрузите в воду. А через другой выдыхайте воздух. Процедура – около пяти минут.
Несколько слов о домашних питомцах.
Песики, котики – замечательно, наш позитив. Но их хозяевам необходимо трижды в день проветривать квартиру, ежедневно делать влажную уборку, пылесосить. Иначе шерсть, эпителий животных попадут в легкие. А это риск более тяжелого протекания коронавирусной, да и другой инфекции.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ПЛЕВАТЕЛЬНИЦУ
– У ряда пациентов коронавирусная инфекция сопровождается диспепсическими явлениями, диареей. Я не исключаю, это связано с тем, что человек, откашливаясь, проглатывает мокроту, содержащую эти вирусы. У нас не принято сплевывать ее. Нужно иметь небольшую плевательницу: специальный стаканчик, баночку, другую емкость для мокроты. Понимаю, в общественном транспорте это вызовет шок, поэтому на людях с ней показываться не стоит. Но дома, в личном автомобиле обязательно сплевывайте в нее!
ИЗ ДОСЬЕ «КП
КОТРОВСКИЙ Александр Викторович, 73 года. Закончил Первый московский медицинский институт имени Сеченова. Кандидат медицинских наук. Имеет более 70 научных трудов по вопросам медицины, здорового образа жизни, 15 патентов в области здравоохранения. В 80-е годы разработал метод иммунно- ферментного анализа (ИФА) для специфической серодиагностики сифилиса. СССР первым в мире наладил тогда промышленный выпуск этих тестов ИФА.
P.S.
После разговора с доктором Котровским я заглянул в соседний хозяйственный магазин. Купил за 70 рублей метр белой полипропиленовой трубки, используемой в сантехнике. Диаметр 2 см. И регулярно выдыхаю через нее в ведерко, полное воды. Чем ближе конец трубки к дну ведра, тем больше сопротивление воды, эффективнее вентиляция легких, объяснил врач. Вечером залез в теплую ванну с пеной, морской солью. И трубку с собой взял, «побулькал». Понравилось. Совместил приятное с полезным.
Не секрет, что на нормальное речевое развитие влияет множество факторов. Если звукопроизношению и мелкой моторике уделяется достаточно много внимания, то есть некоторые важные физиологические процессы, которые также должны быть на определенном уровне. О том, какое влияние оказывает на развитие речи тренировка дыхания, а главное – какие игры предложить для этого малышу, Вы узнаете из сегодняшней статьи.
Почему это важно?
Для произнесения звуков необходимо не только верное положение органов артикуляции. Нужна достаточной силы воздушная струя, размыкающая голосовые складки и проходящая через носовую и ротовую полости. Направление, сила и длительность выдоха во многом определяют четкость и звонкость проговариваемых слов. В логопедической практике чаще занимаются развитием фонационного (речевого) дыхания. Такой тип дыхания связан с использование голоса и произнесением звуков. Хочется прояснить этот момент, ведь родители могут решить, что их ребенок с легкостью задувает свечки на торте, значит, силы выдоха хватит и для речи. Нормальное физиологическое дыхание – это своего рода подготовительная ступенька к фонационному дыханию. Поэтому предлагаю начать с дыхательных упражнений без голоса. Тренировка дыхательных мышц, сердечно-сосудистой системы, управление циклами дыхания благотворно отразятся на всем организме. Научившись управлять физиологическим дыханием, ребенок получит надежную базу для речевого дыхания.
Многие специалисты используют комплексы дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой, тибетские практики, ци-гун, йога и т.д. Если начинаете применять определенную технику упражнений, то не смешивайте ее с другой (они часто противоречат друг другу: с паузами между циклами, громко или тихо, диафрагмой или грудью и т.д.). Поскольку речь идет о детях, то все же рекомендую пользоваться специальными игровыми методиками.
Итак, основной целью занятий будет формирование сильного и плавного выдоха через рот. Малыш научится выдыхать с разной скоростью, «экономить» воздух. Это поможет в будущем при произнесении слов и фраз не делать судорожных вдохов в самом неподходящем месте.
Помогалочки для взрослых:
- Учитывайте состояние здоровья ребенка. Если он простужен или имеет проблемы с оссудистой и дыхательной системами, то лучше отложить упражнения до выздоровления. И все же иногда (при кашле, когда провоцируют отхожение мокроты) такие игры будут очень полезны.
- Следите за правильностью выполнения заданий ребенком, показывайте все действия сами.
- Расскажите малышу, что сначала нужно набрать побольше воздуха (сильно вдохнуть носом или ртом).
- Чтобы дунуть, как следует, нужно сложить губы трубочкой (но не сжимать их), и не надувать щеки (даже упереть в них пальчики).
- Выдыхать нужно через рот. Если ребенок все равно продолжает дышать носом, то ему придется зажать ноздри. Кто-то даже использует мягкие разноцветные прищепки.
- Можно, конечно, выдохнуть одним махом, но пусть кроха попробует сделать это плавно, длительно – воздух кончился.
Внимание! Дыхательные упражнения нужно дозировать, иначе у малыша может возникнуть головокружение. Перемежайте их с другими играми, ограничьтесь 3-5 повторами.
Упражнения сопровождаются пояснениями, в чем заключается их польза, какие атрибуты приготовить для игр и подробные инструкции по их проведению. Подборка подойдет для детей дошкольного возраста и даже для самых маленьких – от 1,5 лет.
Утиное семейство
Польза: развивается сильный плавный направленный выдох, активизируются мышцы губ.
Вам понадобятся: резиновые утята и утка или любые плавающие игрушки, широкая емкость с водой.
Количество участников: 1 и более.
Как играть: На невысокий стол или табурет поставьте емкость с водой (таз, большую чашку). Покажите малышу утиное семейство и предложите поиграть. Расскажите небольшую историю:
– Мы пришли посмотреть, как на озере плавают уточки. Вот плывет мама-утка.
Подуйте на игрушку, пусть ребенок проделает то же самое.
Усложнение
Скажите: «Утятам нравится плескаться в воде, они отплыли от утки далеко. Наступил вечер и всем пора возвращаться домой. Поможем утке позвать деток «кря-кря!» (ребенок повторяет). Услышали утята и поплыли к маме. Помоги им доплыть быстрее». Воздух выдыхается с силой и в заданном направлении.
Бурлилка
https://youtu.be/4Jd4jmH4AQY
Польза: развивается сильный выдох ртом, приобретается умение дуть через трубочку, активная работа мышц губ.
Вам понадобятся: прозрачный стакан с питьевой водой, трубочки для коктейля разного диаметра.
Количество участников: 1 и более.
Как играть: Налейте в стакан воды (не больше половины), подуйте в воду через трубочку – на поверхности забурлят пузыри. Для начала лучше взять широкую трубочку (около 0,5 см), после малыш справится и с поддуванием в узкие трубочки.
– Посмотри, как я умею булькать! Попробуй так же. Держи трубочку и дуй в нее. Когда дуешь слабо, то булькает совсем мало. Когда дуешь сильно, то получается целая бурлящая буря! Давай устроим бурю!
Какую «бурю» устроил Ваш малыш? Такой простой прием позволяет узнать, насколько продолжительный и сильный выдох у ребенка.
Возможные сложности:
Малыш часто пьет сок или молочный коктейль через трубочку, пользуется упаковками-непроливашками. Он не сразу понимает, что от него требуется и вместо булькания просто пьет (поэтому не наливайте сок или непригодную для питья воду). Проведите подготовку: научите сдувать через трубочку легкие предметы (ватку, клочки бумаги и т.д.). Устройте «сеанс воздушной щекотки» пусть кроха подует через трубочку на свои руки – так проще ощутить воздушную струю из трубочки.
Ребенок кусает, грызет или перегибает мягкую трубочку. Просто замените ее на корпус шариковой ручки из твердой пластмассы.
Ребенок держит трубочку в губах, но выдыхает воздух через нос. Закрываем носик пальцами, повторяем попытку.
Дети любят эту игру, так что придется провести небольшую беседу. Иначе ваш карапуз будет булькать, где угодно. Предупредите его о том, что если пытаться делать бульки в пакете с соком, то все содержимое фонтаном выльется на самого шалуна. Умейте вовремя остановить булканье, иначе у ребенка может закружится голова.
Пенная шапка
Польза: развивается сильный ротовой выдох, тренируются губные мышцы.
Вам понадобятся: небольшая емкость с водой (стакан, контейнер), трубочки для коктейля разной толщины разного диаметра, жидкое мыло или шампунь.
Количество участников: 1 и более.
Как играть: Ребенок уже научился бурлить через трубочку, он не станет пить воду, гнуть трубочку.
– Сейчас я покажу тебе фокус (налейте в стакан немного жидкого мыла). Делаю волшебную жидкость (перемешиваете), которая умеет превращаться в пену (начинайте интенсивно дуть через трубочку). Много-много разноцветных пузырьков! Попробуй сам!
Эта игра может стать летним развлечением или забавой на детском празднике. Главное, чтобы все участники умели делать пену и не наглотались мыльной воды.
Праздничные свечи (многофункциональная игра)
Польза: развивается сильный длительный плавный выдох ртом; активно работают мышцы губ, вырабатываются навыки сюжетно-ролевой игры, последовательность действий.
Вам понадобятся: зефир или мягкое пирожное, свечки для торта, зажигалка или спички, игрушечный мишка.
Количество участников: только индивидуально (повышенное внимание!)
Как играть: Заранее выложите зефир на блюдце, установите свечи (можно начать с одной).
– Сегодня у медвежонка праздник – день рождения. Поможем ему приготовиться к прихоу гостей. Накроем стол (игрушечная мебель и посуда). Пришли гости (посадите у стола мишку и другие игрушки). Гости поздравляют мишку, поют ему песенку (любую знакомую). Мишка доволен, он приготовил угощение (принесите зефир с зажженными свечами). Сколько свечек на тортике (малыш считает)? Правильно, значит, мишке исполнился 1 год. Поможем ему задуть свечу! «Угощение» ставьте на расстоянии 20 см от ребенка. Предупредите малыша, что трогать свечу и ронять нельзя. После того, как свечи задули, угощение можно съесть.
Возможные сложности:
Сразу не получилось задуть свечу. Нужно попробовать снова, набирая в грудь воздуха и сильно выдувая его. Если свечей несколько, не надо гасить все одним выдохом, пусть подует на каждую.
Ребенок выдыхает воздух не том направлении – мимо пламени. Это происходит, если малыш забыл сложить губы трубочкой, о чем стоит напомнить. Скатайте широкую трубу из бумаги – она задаст верное направление воздушного потока.
Если резко и сильно дунуть, то угощение может перевернуться.
Усложнение: Отодвигайте свечу от ребенка (расстояние – до полуметра). Пробовать задуть свечу нужно, не приближаясь к ней. В этих случаях нужно взять уже не свечи для торта, а более устойчивые (в поставках или подсвечника), чтобы они точно не перевернулись.
Придумайте новую историю: гномик в своем домике гасит свет перед сном, разведчик тушит огонь, чтобы его не заметили, спасаем кошкин дом и т.д.
Пёрышко, лети!
Польза: развивается сильный плавный направленный выдох; активизируются мышцы губ.
Вам понадобится: птичье пёрышко или небольшое перо из бумаги.
Количество участников: 1 и более.
Как играть: Вначале можно просто положить перо на руку и попытаться его сдуть. Если все получилось, подкиньте перо, дуйте, чтобы оно не коснулось земли (снизу вверх). Теперь ребенок пробует повторить этот опыт. Полет пера нужно продлить, сильно дуя на него снизу.
Мыльный пузырь
Польза: развивается сильный плавный выдох и тренируются губные мышцы.
Вам понадобятся: вода, жидкое мыло или шампунь, немного сахара, емкость для раствора, трубочка (можно скатать из бумаги, расщепить один конец), проволочная рамка, воронка из горлышка пластиковой бутылки. Либо просто купите гтовый набор (только тот, где дуть надо самому, а не автоматические пускатели).
Количество участников: 1 и более.
Как играть: Малыши обожают забавы с мыльными пузырями. Сначала Вы сами выдуваете их, а кроха разглядывает и ловит. Дайте ребенку одно из приспособлений. Металлические рамки погружают в воду, но дуть на них необязательно, достаточно сделать движение руками. Так получаются довольно большие пузыри (их часто делают на детских праздниках). Если вы уверенны, что малыш не наглотается мыльного раствора, то дайте ему горлышко от бутылки, колечко для пузырей или трубочку. Пусть выберет себе тот, который ему больше нравится. Дело в том, что с некоторыми ребенку может быть трудно получить много красивых и крупных пузырей.
Внимание: Предупредите ребенка, что пить и втягивать в рот жидкость нельзя.
Дуделки-свистелки
Польза: развивается сильный плавный выдох; активно работают губные мышцы.
Вам понадобятся: игрушечные дудочки, любые свистульки и пищалки (желательно в виде животных и птиц).
Количество участников: 1 и более.
Как играть: Сложите игрушки в «волшебный мешочек», пусть ребенок вытягивает их по одной.
– Смотри, кто сегодня пришел петь нам! Красная птичка. Помоги ей спеть – подуй в свистульку.
Затем достать следующую игрушку. Повторить упражнение не более трех раз (без напряжения). Если играют несколько детей, то они так же вытягивают пищалки-свистелки из мешочка. Каждый играет свою мелодию по очереди, а в конце все устраивают общее выступление.
Музыкант
Польза: развивается длительный сильный выдох, тренируются губные мышцы.
Цель: развивается плавный длительный выдох, работают мышцы губ.
Вам понадобятся: губная гармошка, свирелька, дудочка или игрушечная труба.
Количество участников: 1 и более.
Как играть: Эту игру проводят тогда, когда малыш уже потренировался в других упражнения на развитие дыхания. Глубокий вдох, достаточная сила и продолжительность выдоха здесь очень важны. Убедитесь сами, какие из инструментов требуют больших дыхательных усилий, отложите их, выбрав податливые. Игра на губной гармошке часто дается труднее, чем на свирельке.
– Жил веселый музыкант, он ходил по городам и устраивал концерты. Музыкант играл на дудочке. Сегодня ты превратишься в такого музыканта. Поиграй, пожалуйста , для зайки.
Возможные сложности:
Нет звука. Ребенку нужно сглотнуть слюну (иначе она попадет в инструмент и исказит звук), обхватить мундштук губами, выдыхать только ртом (снова зажимаем нос, если нужно).
Не получается. Нужна тренировка. Отложите эту игру, тренируйте дыхание на упражнениях попроще.
Надуваем шар воздушный
Польза: развивается сильный плавный выдох, активная работа легких.
Вам понадобятся: воздушный шар (продавец может порекомендовать тонкий, который надуть легче), нитка.Количество участников: 1 и более.Как играть: Предложите ребенку надуть воздушный шарик, чтобы с ним поиграть. Напомните, что нужно сделать глубокий вдох носом, захватить губами отверстие шарика, выдохнуть ртом. Надувные игрушки иногда надувать немного легче, ведь у них есть клан, который можно закрыть, немного отдышаться и продолжить надувать.
Внимание: Это одно из самых сложных упражнений. Если у ребенка не получается надуть шарик, но он сделал несколько попыток, то похвалите его за старание, а потом сами надуйте шар.
От этой игры можно прейти к новой – «Не касаясь земли», волейбол. Вот несколько упражнений из логоритмики.
Шарик
Польза: регулируется мышечный тонус, развиваются мышцы плечевого пояса, снимается напряжение, синхронизируется речь с движением.
Количество участников: 1 и более.
Как играть: Предложите ребенку показать, как он надувает большой воздушный шар (движения по тексту).
Вот так шарик надуваем (руки сложены замком у губ),
И до облака взлетаем (разнять руки, поднимать их через стороны вверх, рисуя шар, голову поднять).
Шарик лопнул – выдыхаем (медленно опустить руки через стороны вниз, присесть на корточки),
Наши мышцы расслабляем (встать, руки свободно висят, голова поднята).
Брюшное, диафрагмальное или дыхание животом
Малыши – шарики
Польза: развивается диафрагмальное дыхание, активизируется контроль за дыханием.
Вам потребуется: гимнастический мат или коврик, куда мог бы лечь ребенок, собственный навык. Попробуйте сами подышать животом. Звучит просто, но на деле не у всех получается сразу, и пробовать иногда приходится неоднократно. О пользе такого типа дыхания вы можете найтиинформацию в книгах и интернете.
Количество участников: 1 и более.
Как играть: Ребенок ложится на спину, положив руки на живот.
– Сейчас мы превратим наши животики в воздушные шарики. Пока шарик не надули он плоский – твой животик тоже. Теперь вдохни так, чтобы надуть шарик в своем животе. Потрогай живот – он стал большой и круглый. Теперь выдыхай – шарик сдувай. Снова надуй шарик.
Возможные сложности:
Малыш вдыхает грудью. Посадите на живот малыша легкую мягкую игрушку, которую он видит, не поднимая головы. Попросите его вдохнуть животом так, чтобы игрушка приподнялась, а затем опустилась. Иногда можно слегка прижать грудную клетку малыша ладонью и попросить подышать, делая из животика шарик.
Много участников. Также раздайте детям мягкие игрушки – вы сразу увидите, как вздымаются и опускаются животики, у кого получается, а кому нужна помощь.
Рекомендую включить в комплекс игр и занятий с ребенком предложенные выше задания. Еще раз напоминаю, что для развития речи тренировка дыхания полезна и важна.
P.S. Расскажите о других дыхательных упражнениях для детей, которые Вы знаете.
Попробуйте провести со своим ребенком эти игры, опишите результат.
Хотите ли Вы узнать больше о речевом дыхании и его развитии?
Детский психолог
Анна Зубарева
Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком?
Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья: