На пользу общества в школе
Школа! Как быстро пролетают школьные годы… Кто-то вспоминает о них с теплотой и ностальгией, кто-то наоборот, — пытается быстрей выкинуть из памяти время проведённое там. Но, как-бы мы к ней не относились, ясно одно: школа — это одна из важных ступеней во взрослую жизнь.
Порой мы даже не задумываемся, что приобрели в школе, а ведь это очень обширный багаж: в котором и знания, и дружба, и первая любовь, и первое предательство.
Чтобы школьные годы не прошли зря, а только с пользой для вас, нужно осознать всю важность своего пребывания там, нужно видеть её практическую пользу.
Развивай заинтересованность
В чём польза от учебы в школе? Она поможет приобрести мудрость, а с хорошим школьным образованием ты всегда как с надежными «друзьями».
Среди них:
Мыслительные способности. Школа поможет развить то, что называется «мудростью и разумом». Приобретая их, человек учится решать свои проблемы, а не надеяться, что его всегда будут выручать другие.
Социальные навыки. Общение с разными людьми в школе дает возможность усовершенствовать такие качества, как сострадание, взаимопонимание, а также терпимость, уважение к другим и умение сочувствовать. Ведь все это очень пригодится во взрослой жизни!
Практическая польза. Школа способна научить правильному отношению к труду, а это поможет тебе найти и не потерять работу. Чем больше расширяешь познания об окружающем мире, тем лучше понимаешь себя и принципы, по которым живешь. Имея твердые убеждения, ты сможешь отстаивать свои взгляды, проявляя уважение к другим.
Подведем итог. Поскольку без образования не обойтись, не стоит зацикливаться на том, как тебе не нравится школа. Вместо этого лучше развить к ней интерес, поразмышляв над вышеприведенными аргументами. Возможно, у тебя найдутся и другие аргументы.
Будь организованным. Немного усилий, потраченных на то, чтобы стать организованным, окупятся с лихвой: у тебя будет больше времени, меньше беспокойств и лучше успеваемость.
Представь, что ты заходишь в магазин за какой-то конкретной вещью, но все товары лежат вразброс, в полном беспорядке. Сколько времени потребуется, что-бы найти нужную тебе вещь? Не проще ли, если все разложено по полочкам и везде есть надписи, где какой товар? К учебе в школе можно применить тот же подход. Каким образом?
Составь план. Приучите себя составлять план для всех своих дел: домашних заданий, экзаменов и разных встреч. Это поможет вам видеть главное и все успевать.
Совет: Составь список дел в блокноте либо сделай заметку в телефоне или каком-то другом электронном устройстве.
Не откладывай на потом. Легко сказать: «Сделаю после». Лучше приступать к делам сразу — особенно к урокам.
Совет: Запланируй делать уроки как только приходишь домой, прежде чем включишь телевизор или начнешь заниматься чем-то другим интересным.
Держи в порядке школьные принадлежности. Бывало ли, что ты приходил в класс и обнаруживал, что забыл тетрадь, ручку или книги? Но можно избежать такой неприятности. Как? Всегда собирайте школьную сумку заранее.
Совет: Держи свою школьную сумку или рюкзак в чистоте и порядке, чтобы все можно было легко найти.
Подведем итог. Организованность поможет не нервничать, ничего не забывать, не опаздывать и не чувствовать, что на важные дела не хватает времени.
Ну что, попробуешь начать? Определи какую-то одну область, в которой тебе не мешает стать более организованным. Затем посоветуйся с друзьями и родителями, как можно в этом улучшиться.
Проси помощи. Поддержка других очень важна. И не только в школьные годы, но и в дальнейшей взрослой жизни. Кто мог бы помочь тебе достичь успехов в учебе? Это могут быть кто угодно: родители, дедушка с бабушкой, другие родственники, или друзья.
Совет: Для начала спроси маму или папу, как они справлялись с предметом, который тебе дается с трудом. Если у них были хорошие успехи, можно попросить их о помощи.
Учителя. Большинство учителей будут рады узнать, что какой-то ученик искренне хочет учиться лучше, и с удовольствием ему помогут.
Совет: Просто скажи учителю: «Мне трудно дается этот предмет, но я хочу подтянуться. Что бы вы посоветовали?»
Зрелые друзья. Возможно, тебе мог бы помочь хороший друг семьи. Такая поддержка имеет двойную пользу. Во-первых, ты получишь нужную помощь. Во-вторых, ты научишься при необходимости полагаться на поддержку других, а это пригодится тебе во взрослой жизни. Запомни: в большинстве случаев успех — это результат усилий многих, а не одного.
Совет: Спроси родителей, кто из зрелых друзей мог бы тебе помочь.
Подведем итог. Нет ничего зазорного в том, чтобы просить помощи. Ну что, попробуешь начать? Выбери двух — трех человек, которым тебе хотелось бы подражать. Мог бы кто-нибудь из них помочь тебе в учебе?
Поддерживай свое здоровье
От состояния здоровья зависит успеваемость в школе и качество жизни. Продолжительность нашей жизни напрямую зависит от нашего здоровья, поэтому о нем нужно заботиться. Как же поддерживать его в порядке?
Отдых. Если человек постоянно недосыпает, то у него усталый вид, притупляется мышление, появляется вялость и может даже развиться депрессия. Достаточный же сон придает бодрости и энергии. От него зависит физический рост, работа мозга и иммунной системы, а также эмоциональное здоровье. И для этого нужно всего-то хорошо выспаться!
Совет: По возможности старайся ложиться спать в одно и то же время.
Питание. Подростки быстро растут. Например, с 10 до 17 лет у большинства мальчиков вес мышечной массы тела увеличивается вдвое. Девочки тоже быстро вырастают, а для роста требуется строительный материал и энергия. Поэтому предоставь своему организму необходимое питание.
Совет: Обязательно завтракай. Если ты «подзаправишься» перед уроками, это улучшит концентрацию внимания и кратковременную память.
Физическая активность. Упражнения помогают укрепить мышцы и кости, иметь хорошую фигуру, повысить выносливость, умственные способности и иммунитет, а также снимают стресс и улучшают настроение. Кроме того, физическая активность доставляет удовольствие, ведь есть так много интересных игр и занятий!
Подведем итог. Достаточный сон, сбалансированное питание и умеренная физическая активность помогут твоему организму слаженно работать. А это, в свою очередь, повысит твою успеваемость в школе.
Ну что, попробуешь начать? Регулярно занимайся физкультурой. В течение месяца понаблюдай за тем, сколько ты спишь и как питаешься. Подумай, в чем тебе стоит улучшиться.
Поставь перед собой цель
Учеба в школе обретает смысл и становится интереснее, когда ты знаешь, что тебе даст образование. Учиться в школе без цели — все равно что бежать дистанцию, у которой нет финишной черты. Цель поможет тебе сосредоточиться на главном и подготовиться к взрослой трудовой жизни. Как поставить перед собой цель?
Спроси себя: «Как я собираюсь зарабатывать на жизнь?» Не откладывай на потом ответ на этот вопрос. Подумай об этом уже сейчас. Зачем? Вот пример. Перед тем как отправиться в путешествие, тебе бы сначала пришлось решить, куда поехать. Затем бы ты посмотрел на карту, чтобы определить наилучший маршрут. То же самое и с учебой в школе. Подумай о том, какую профессию выбрать. А затем реши, как достичь своей цели.
Предостережение. Нередко у молодых людей есть лишь одна заветная мечта, — например, стать музыкантом. Ни о чем другом они и думать не хотят. Но какой подход был бы более благоразумен?
- Подумай, какие у тебя есть способности. Например, нравится ли тебе сфера обслуживания? А может ты хороший механик? Любишь ли ты считать? Или что-то ремонтировать? Разбираешься ли в финансах?
- Какие у тебя есть варианты. В чем раскрываются твои способности? Не зацикливайся на единственной «профессии своей мечты», лучше обдумай несколько вариантов. Подходи к вопросу практически. Например, если ты решишь переехать, будет ли в другой местности спрос на профессию, которую ты изберешь? Не нужно ли будет влезать в большие долги, чтобы выучиться?
- Обдумай свои возможности. Когда сделаешь выбор, исследуй рынок труда там, где ты живешь. Знаешь ли ты, куда можно устроиться на работу? Если да, то принимает ли эта компания учеников? Есть ли там курсы профессиональной подготовки?
Совет: Поговори с родителями, учителями и зрелыми друзьями. Поищи информацию в местной газете или Интернете.
Подведем итог. Цель поможет тебе определиться в жизни и знать, зачем ты учишься.
Ну что, попробуешь начать? Пока ты еще учишься в школе, подумай над тремя вышеприведенными советами. Запиши свои цели и обсуди их с родителями.
Что могут сделать родители?
В некоторых школах далеко не идеальные условия для учебы. Что вы можете сделать, чтобы ваши дети, несмотря на трудности, извлекли наибольшую пользу из обучения? Вот некоторые советы.
Проявляйте инициативу. Вместо того что-бы сосредоточиваться на проблемах, решить которые не в вашей власти, подумайте о том, что вы можете сделать.
Если вашему ребенку не дается какой-то предмет или он не справляется с нагрузкой в школе, попробуйте вместе найти разные пути решения проблемы. Например, нужно ли создать дома удобное рабочее место для ребенка? А может быть помочь ему составить график, чтобы он успевал делать самое главное? Или ему требуется помощь репетитора? Можно также посоветоваться с классным руководителем и другими учителями, ведь они ваши союзники, а не враги.
Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не упускал из виду цель обучения. Образование призвано помочь ребенку вырасти всесторонне развитым, ответственным человеком. Его главной целью не должно стать обогащение. Исследования показывают, что многие молодые люди преследуют в обучении именно эту цель — разбогатеть.
Пусть ваш ребенок учится, преодолевая трудности. Многие учителя сетуют, что с родителями бывает еще труднее, чем с детьми. Иногда мама или папа спешат вмешаться и выразить протест, когда у ребенка возникают проблемы в учебе или он плохо справился с контрольной.
Учителя считают: «Спасая» детей от трудностей, такие родители оказывают своим чадам медвежью услугу, они мешают им «приобретать свой собственный опыт, принимать решения, падать и подниматься, исправляя свои ошибки. Если родители слишком активно вмешиваются, чтобы решать проблемы своих детей, а дети сами ничего для этого не делают, родители становятся сильнее, а дети — слабее. И тогда в самостоятельной жизни дети уже не смогут справляться с трудностями.
Сохраняйте благоразумие, планируя, как долго детям учиться. Как уже упоминалось ранее, образование поможет вашим детям стать ответственными людьми, но как много надо учиться, чтобы достичь этой цели?
Не думайте, что достойный уровень жизни обязательно предполагает университетское образование. Есть и другие варианты, требующие меньших затрат. Порой человек, владеющий каким-то ремеслом, зарабатывает не хуже, чем выпускник университета.
Подведем итог. Сегодня школы далеки от совершенства, и дети подчас сталкиваются с такими проблемами, о которых еще несколько десятилетий назад никто не слышал. И все же ваш ребенок может добиться успеха в школе, если вы его поддержите!
Образование призвано помочь ребенку вырасти всесторонне развитым, ответственным человеком.
На всем протяжении существования человечества люди стремятся к прогрессу и развитию во всех сферах. Образование – не исключение. Во все времена школы так или иначе участвовали в жизни города, тем самым не только расширяя свои образовательные возможности, но и принося пользу обществу.
Одни традиции забываются и уходят в прошлое, другие – активно внедряются. Понятно лишь одно: участие школ в жизни города – практика, способная вывести качество современного российского образования на новый уровень. Однако без освоения успешного опыта предшественников бессмысленны попытки создать инновации. Именно поэтому сотрудники Московского городского педагогического университета Глеб Камкин и Александр Левинтов провели исследование, в котором проанализировали позитивный отечественный и зарубежный опыт участия школ в жизни города.
Начнем с зарубежа…
Культурная жизнь
В отличие от России, в зарубежных странах многие события, начинающиеся на базе школ, затем выходят за их пределы и непосредственно происходят в городе. Огромное количество песенных, литературных и танцевальных конкурсов, начинаясь в школах, выходят на районный или городской, региональный, а после и национальный уровень. Особенно активно такие конкурсы проводятся в США, Канаде, Украине, Турции и ряде других стран.
Помимо конкурсов и разовых проектов, в ряде лучших школ существуют различные формы организации внеучебной работы. Так, в одной из лучших школ Нью-Йорка (HSAS) сосуществуют шахматный клуб, клуб документального кино, драматический театр, клуб дебатов, организация журналистов «Здравый смысл», множество спортивных клубов, журнал для обучающихся английскому языку как иностранному, модель ООН, организация по защите прав женщин и др.
В Польше, Украине и Молдове развиты школьные экскурсии не только образовательно-воспитательного, но и производственно-практического характера. Это связано с ранней профориентацией тех школьников, которые не собираются получать высшее образование.
Наука и школа
В США и многих развитых странах Европы дополнительное образование достаточно дорогое, так как все полученные навыки и знания высоко оцениваются при трудоустройстве. Однако существуют и различные кружки, существующие на средства благотворительных организаций. Правда во многих из них родителям приходится вставать в длинный лист ожидания, чтобы записать ребенка. Такие кружки существуют, например, в Кремниевой долине (штат Калифорния, США) и других технологически продвинутых городах и регионах. Интересный проект летнего кемпинга для билингвов и русскоязычных детей существует в Каринтии (Австрия). Летние лагеря вроде AwesomeMath или Epsilon Camp открывают двери для учеников, которые любят математику, но не обязательно числятся в юных гениях.
Большое количество и популярность летних лагерей, кемпингов и разнообразных кружков позволяет сделать вывод, что все это является очень востребованным и полезным при трудоустройстве подрастающего поколения в будущем.
Волонтерское движение
В ряде стран волонтерская деятельность является обязательной. Например, в США школьники по закону обязаны уделять этому как минимум несколько десятков часов в год. Однако последующая добровольная волонтерская деятельность играет ту же позитивную роль, что и участие, и победа школьников в олимпиадах, творческих и научных конкурсах, спортивных соревнованиях. Таким образом, волонтерские движения не только имеют образовательно-воспитательный характер, но и стимулируют человека к саморазвитию и деятельности вне зоны комфорта.
Тематические, исследовательские, биографические и краеведческие задания
В школах за рубежом существуют специальные кружки, в которых занимаются теми или иными заданиями. Например, фонд «Шалом» организовал в школе № 5 Белостока двухгодичный конкурс «На общей земле», посвященный польским евреям. В Бресте в качестве задания была предложена экскурсия по улице Гоголя, в рамках которой также рассматривалась эстетика фонарей. Жители Украины и Беларуси проводят линейки памяти погибших ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС — уроженцев городов и территорий.
А что у нас?
Советский и постсоветский опыт участия школ в городской жизни также впечатляет разнообразием.
Культурная жизнь города
Учителя возили детей на экскурсии и в поездки по городам СССР, водили в театр и цирк. Дети из малообеспеченных семей получали бесплатные билеты на лучшие новогодние праздники. Школьникам, наиболее активно участвующим в общественной работе, давали бесплатные путевки в Артек и другие всесоюзные пионерские лагеря. В школах проводились литературные и танцевальные вечера, досуговые и тематические мероприятия. Самое распространенное явление этого порядка — смотр художественной самодеятельности. Это актуально и сейчас. Кроме того, сегодня стали регулярными научно-практические конференции для школьников.
Школа и наука
Здесь в основном приходится говорить об олимпиадах. Пионерами в проведении олимпиад были математики. История Московской математической олимпиады ведется с 1935 года. В наши время олимпиадное движение переживает бум, который подогревается изменением правил приема в вузы: победителей олимпиад стали принимать без экзаменов, приравнивая их результаты к 100 баллам ЕГЭ. У этой медали тут же появилась обратная сторона: желание победить нечестным путем спровоцировало рост коррупции.
Сбор металлолома, макулатуры и другого утиля/вторсырья
Сбор металлолома проводился несколько раз в течение учебного года. Собирался в основном бытовой и городской металл, бесхозный и откровенно мусорный. Одно время заводы расплачивались со школами за сырье, но такая практика существовала не всегда. Наиболее отличившиеся в сборе получали возможность участвовать в экскурсии на металлургические заводы города, что само по себе было очень интересно. Победа в сборе металлолома шла в зачет соревнования между классами, пионерскими и комсомольскими школьными организациями.
Был популярен и сбор макулатуры, который также шел в зачет соревнований. Традиция сбора макулатуры сохранилась и в современной школе вместе с соревнованиями классов, но обрела стойкий коммерческий характер, став одной из немногих возможностей для школы иметь некоторую сумму наличных денег. 2-5 тысяч рублей, вырученных за макулатуру, идут на приобретение призов и грамот для всевозможных соревнований.
Озеленение города
Источник фото: АиФ Омск
Это была одна из наиболее распространенных форм вклада школ в городскую жизнь, особенно в районах массовой застройки. Вместе с жильцами домов школьники обсаживали деревьями и кустарниками дворы и улицы, а позже белили стволы, подвязывали растения и проводили другие озеленительные работы. Участки озеленения, как правило, закреплялись за школами, и это было настоящее «зеленое шефство».
День птиц и юннатская работа
Весной на уроках труда дети мастерили скворечники, которые в День птиц, 1 апреля, вывешивали на деревьях парков, скверов, улиц и дворов. Подобные акции проводятся и в наши дни.
Уборка и благоустройство городских территорий, субботники
Школы взяли на себя ответственность за благоустройство примыкающего участка города. Вскоре это перетекло в ленинские субботники дважды в год: весной (день рождения В.И. Ленина — 22 апреля) и осенью. Сегодня субботники успешно продолжаются.
Шефская работа с детскими садами и детскими домами
В незначительной, но посильной степени школы брали на себя шефство над этими учреждениями: собирали ношенную, но крепкую одежду и обувь, мастерили самодельные игрушки и елочные украшения, готовили немудреную сладкую выпечку, собирали книжки из семейных библиотек, подарки и т.п.
Тимуровское движение
В 1940 году вышла повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», в том же году появился фильм, снятый по этой повести. И книга, и фильм были очень популярны — так возникло тимуровское движение: помощь школьников пионерского возраста семьям военнослужащих, одиноким старикам и многодетным семьям. Одновременно это было и воспитательным мероприятием (тем, что на Западе называется социальными работами), и реальной помощью наиболее незащищенным слоям населения. Сегодня подобного рода занятия называются волонтерством.
Работа в городских колхозах и совхозах
Во время летних каникул многие школьники работали там либо организованно, либо индивидуально. Часто за работу платили не деньгами, а, например, частью собранного урожая. Городские дети работали на полях по желанию, а сельские в течение одного-двух месяцев серьезным образом участвовали в уборке урожая, для чего начало учебного года сдвигалось на соответствующий период, что шло отнюдь не на пользу учебному процессу.
Праздники
Все крупные советские праздники, а также торжественные мероприятия разного масштаба, от съездов КПСС до районных партийных и комсомольских конференций, сопровождались приветствиями и поздравлениями пионеров и школьников. Это был заметный вклад в политическую и культурную жизнь города на всех уровнях — от общесоюзного до местного.
Туристические клубы и объединения
Источник фото: ЮГА.ру
Увы, этот вид образовательной деятельности почти исчез из школьной практики. Причина — невозможность создать безопасные условия для детских и семейных туристических походов.
Поисковые отряды
Пионерские поисковые отряды разыскивали забытых героев, ветеранов войн и революций, восстанавливали реноме и авторитет этих людей, их общественную значимость. Эта деятельность продолжается. Три года назад ребята школы № 707 нашли родственников двух погибших летчиков, пригласили в Москву и показали им школьный музей боевой славы. Люди были благодарны.
Добровольное спортивное общество «Юность»
ДСО «Юность» объединяло физкультурников и спортсменов школьного возраста, проводило многочисленные местные, районные и городские спортивно-физкультурные соревнования, состязания и мероприятия. Клубы «Кожаный мяч» и «Золотая шайба» были необычайно популярны в 1960-е – 1980-е годы. Еще более массовыми были стихийные занятия детей физкультурой: летом — дворовый футбол, волейбол, настольный теннис, зимой — лыжи и коньки. Наряду с ЖЭКами и парками, школы создавали у себя катки и хоккейные коробки, примитивные спортивные площадки, доступные и детям, и взрослым.
Детский досуг
Организованная досуговая деятельность достаточно успешно противостояла так называемому «влиянию улицы». Дворцы и дома пионеров сосредотачивали, как и школы, многочисленные и разнообразные кружки, студии, спортивные секции.
Выборные кампании
Школы были наиболее распространенным, но далеко не единственным местом проведения выборных мероприятий. Выборы осуществлялись также в техникумах, ПТУ, учебных институтах, в кинотеатрах и домах культуры, библиотеках. В выборах участвовали не только школьные учителя. Теперь это — практически исключительная прерогатива школ.
Такой богатый зарубежный и отечественный опыта участия школ в жизни города дает пищу для размышления о том, что современной российской школе есть, что перенять. Очевидно, что поддержка любых видов деятельности, не противоречащих общечеловеческим нормам, ведет к уважению личности и поддержке начинаний ученика. Благодаря этому развивается не только дополнительное образование, но и городская инфраструктура. Ведь живя в огромном мегаполисе, мы просто не можем быть оторванными от него.
Какие именно пути решения данного вопроса предлагают сотрудники Московского городского педагогического университета, читайте во втором выпуске сборника «UniverCity: Города и Университеты», подготовленном специалистами Института системных проектов МГПУ:
Камкин Г., Левинтов А. Очерк мировой и отечественной практики участия школ в жизни города // UniverCity: Города и Университеты / Под ред. С.Н. Вачковой. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – С. 9-33. – (вып.2).