На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы thumbnail

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

А.С.Пушкин. 19 октября. 1825

«Для Общей Пользы» – девиз Лицея

200 лет Императорскому Царскосельскому лицею в 2011 году:

• Что почитать?

• Статьи

• Сценарии к Дню Лицея

• Электронные ресурсы

Императорский Царскосельский Лицей открылся 19 октября 1811 года. В его стенах выросли Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Александр Горчаков, Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие выдающиеся деятели России.

В воспитании молодого поколения важную роль всегда играли великие примеры.

День 19 октября вошел в нашу историю как день, знаменующий великие традиции русского Просвещения, русского Воспитания – воспитания свободной творческой личности, высокого общественного служения, бескорыстной самоотверженной дружбы – всего того, что символизирует поэтическое представление о легендарном Пушкинском лицее.

Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:

«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».

Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г., а первый набор состоялся в 1811 году.

Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности.

Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Федоровичем Малиновским и Егором Антоновичем Энгельгардтом.

В стихотворении «19 октября» 1825 года А.С.Пушкин обращается к своим лицейским друзьям, он благословляет день открытия Лицея, он отдает дань уважения и своим лицейским наставникам:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

А вот пушкинские строки, посвященные Александру Петровичу Куницыну, которого Пушкин ценил более всех преподавателей:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

строки из стихотворения из «Была пора…»(1836)

Строки признания его заслуг:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

О лекциях Куницына Пушкин «вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти сохранил неизменное уважение».

А на экземпляре книги «История пугачевского бунта», подаренном учителю, поэт сделал надпись: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности».

У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы. Секрет их популярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».

Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…» Спустя год родился ответ — знаменитые строки Пушкина:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А.Энгельгардту.

Одна из самых известных — после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Прощальный гимн лицеистов, написанный 18-летним Антоном Дельвигом!

Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея (финал)

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде – да,
неправде – нет.
В несчастье – гордое терпенье.
И в счастье –
всем равно привет!
Шесть лет промчалось,
как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья,
руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может,
здесь сроднила нас!

Антон Дельвиг,

первые числа июня 1817 года

Лицеисты первого выпуска, конечно, запомнили все стихотворение наизусть, и каждая строка из него звучала для них как пароль. Пушкин в дальнейшем несколько раз пользовался этим стихотворением Дельвига именно как паролем, позволяющим несколькими словами восстановить в сознании лицейских друзей атмосферу их юности.

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда — с самого первого выпуска — был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.

Читайте также:  Дневной сон польза или нет

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

«Для общей пользы» было написано на медали, которая вручалась каждому воспитаннику Царскосельского лицея.

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Еще первые лицеисты говорили, что Лицей – это не стены, принципы обучения и близость к царским покоям. Лицей – это дух.

Идеалы, которые олицетворял Лицей, – служение Отечеству, честь и достоинство, бескорыстный труд , любовь к Пушкину и русской словесности, верность долгу, – все эти ценности продолжали жить. Живут они и сегодня – пусть и в немногих сердцах.

А ведь только идеалистами, этими “лицеистами без Лицея”, мы все и живы. Что будет, если они уйдут? Вот тогда, очевидно, Лицей как явление русской жизни закроется навсегда, и будущие поколения будут лишь гадать о “тайне Лицея”, им уже неподвластной…

Так в чем же загадка Царскосельского лицея?

В том, что там учились только дети дворян, уже получившие достаточное образование для учебы в этом учреждении? Или в том, что лицей был расположен в красивейшем предместье Петербурга и сама природа благотворно влияла на детские и юношеские души? Или в том, что их наставниками были умные и добрые люди, обладающие к тому же педагогическими талантами? Или в том, что мальчики были оторваны от дома, шумный класс заменил им тихую семью? А может, секрет «лицейского духа» крылся в том подъеме, который испытала русская нация после разгрома Наполеона? Или звали к служению Отечеству памятники, установленные в честь русской боевой доблести?

А может все это вместе и стало той загадкой, сподвигнувшей юного Пушкина на пронзительные искренние слова:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Нынче лицеев в России не счесть. А останутся ли в памяти выпускников их лицейские годы, как остались они в памяти гениального поэта и его товарищей? Будут ли они столь трепетно и нежно вспоминать свои лицейские дни ? Пронесут ли дружбу через всю жизнь и столь же честно и безоглядно послужат Отечеству ?

Ежегодно в этот день, 19 октября, в гости к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходят школьники, артисты, поэты, музыканты. Звучат стихи о золотой осенней поре, дружбе, верности, братстве и преданности идеалам юности.

Какая царская нынче осень в Царском Селе!
Какие красные листья тянутся к черной земле,
Какое синее небо и золотая трава,
Какие высокопарные хочется крикнуть слова.

Б.Окуджава

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы
«Пушкин-лицеист».
Памятник установлен в Лицейском садике
в 1900 году. Скульптор Р.Р.Бах.

Герб Лицея

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения.

https://clubs.ya.ru/4611686018427410136/replies.xml?item_no=222663

Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.

https://kayrosblog.ru/post189361238/

Источник

Двадцать пятый выпуск сезона 2010-2011.

Евгений Сортинов

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Игру начинает Евгений Сортинов

Выбранный вариант игры: рисковый.
Выбранная несгораемая сумма: 50 000 руб.

Вопрос 1 (500 руб.)

Кто или что ходит по цепи кругом в поэме Пушкина?
A: мяч кручёный
B: кот учёный
C: шпик копчёный
D: вор непрощённый
Правильный ответ — В

Вопрос 2 (1 000 руб.)

Какую песню поют на ночь?
A: хороводную
B: величальную
C: колыбельную
D: плясовую
Правильный ответ — С

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Третий вопрос успешно пройден!

Вопрос 3 (2 000 руб.)

Как назвали устройство, выручающее горнолыжников в тёплые зимы?
A: нежная тушка
B: снежная пушка
C: смешанная сушка
D: громкая хлопушка
Правильный ответ — В

Вопрос 4 (3 000 руб.)

Как астрономы называют звёзды невысокой светимости?
A: зелёный пигмей
B: синий гном
C: красный карлик
D: жёлтый недомерок
Правильный ответ — С

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Благодаря своим неплохим знаниям игрок выигрывает 5 тысяч рублей

Вопрос 5 (5 000 руб.)

Что, с точки зрения зоолога, необычно в фигурке «Золотого льва» — главной награде Венецианского кинофестиваля?
A: хвост в виде змеи
B: небольшие рога
C: наличие крыльев
D: 6 когтей на каждой лапе
Правильный ответ — С

Вопрос 6 (10 000 руб.)

Что происходит в Ватикане во время конклава?
A: карнавал
B: сошествие благодатного огня
C: театральный фестиваль
D: выборы папы римского
Правильный ответ — D

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Первая попытка обернулась неудачей

Вопрос 7 (15 000 руб.)

Какого цвета были глаза у Эраста Петровича Фандорина?
A: карие
B: голубые
C: зелёные
D: серые
Игрок реализует своё Право на ошибку: первый ответ — С, второй ответ — В.
Правильный ответ — В

Вопрос 8 (25 000 руб.)

Кем была Лайка — первая собака, отправленная в космос?
A: шпицем
B: лайкой
C: таксой
D: дворнягой
Евгений берёт подсказку 50:50 — остаются варианты А и D.
Правильный ответ — D

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Разговор с другом

Вопрос 9 (50 000 руб.)

Какой российский предприниматель дал своим пятерым детям имена Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра?
A: Сергей Третьяков
B: Савва Мамонтов
C: Козьма Солдатёнков
D: Никита Демидов
Участник использует подсказку Звонок другу: Сергей Семёнович, знакомый Евгения, склоняется к варианту B.
Правильный ответ — В

Вопрос 10 (100 000 руб.)

Что дало название единице массы карату?
A: семена
B: камни
C: песчинки
D: бусины
Правильный ответ — А

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Зал не смог помочь участнику…

Вопрос 11 (200 000 руб.)

На гербе какого заведения был начертан девиз «Для общей пользы»?
A: Московский университет
B: Царскосельский лицей
C: Морозовская больница
D: Смольный институт
Игрок пользуется подсказкой Помощь зала: A — 4 %, B — 7 %, C — 68 %, D — 21 %.
Ответ игрока — С
Правильный ответ — В

Читайте также:  Какие польза на организм от витамина е

Выигрыш: 50 000 руб.

Юлия Синякина

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

В игру вступает Юлия Синякина

Выбранный вариант игры: рисковый.
Выбранная несгораемая сумма: 50 000 руб.

Вопрос 1 (500 руб.)

Какие суда, если верить популярной песне, «в Одессу Костя приводил»?
A: байдарки
B: шаланды
C: яхты
D: ледоколы
Правильный ответ — В

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

И мы начинаем игру!

Вопрос 2 (1 000 руб.)

Как в народе иногда называют мобильный телефон?
A: саксофон
B: тромбон
C: труба
D: валторна
Правильный ответ — С

Вопрос 3 (2 000 руб.)

В каком городе находился дом, на крыше которого жил Карлсон?
A: Стокгольм
B: Карлсбад
C: Карлсруэ
D: Упсала
Правильный ответ — А

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Результаты зрительского голосования

Вопрос 4 (3 000 руб.)

Что делает крокодил, поедая пищу?
A: чихает
B: плачет
C: плюётся
D: ругается
Юлия использует подсказку Помощь зала: A — 8 %, B — 70 %, C — 22 %, D — 0 %.
Правильный ответ — В

Вопрос 5 (5 000 руб.)

Какой крылатой фразы не было в фильме «Кавказская пленница»?
A: «Шляпу сними!»
B: «А где бабуля»?
C: «А что, часовню тоже я?»
D: «Студентка, комсомолка, спортсменка»
Правильный ответ — В

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Дибров намекает на подсказки

Вопрос 6 (10 000 руб.)

Какая порода собак родом из Мексики?
A: ши-тцу
B: папильон
C: хин
D: чихуахуа
Участница решает реализовать своё Право на ошибку: первый ответ — В, второй ответ — D.
Правильный ответ — D

Вопрос 7 (15 000 руб.)

Какая из этих единиц массы наименьшая?
A: золотник
B: грамм
C: унция
D: карат
Участница берёт подсказку Звонок другу: сестра Юлии, Ирина, точно не знает, но подозревает, что верный ответ — D.
Правильный ответ — D

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Героиня решает не рисковать и забирает выигранные деньги

Вопрос 8 (25 000 руб.)

В каком городе нет Софийского собора?
A: Владимир
B: Киев
C: Великий Новгород
D: Полоцк
Юлия берёт подсказку 50:50 — остаются варианты А и С.
Далее она решает не рисковать и забирает деньги.
Правильный ответ — А

Выигрыш: 15 000 руб.

Владимир Дадонкин

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Владимир Дадонкин

Выбранный вариант игры: рисковый.
Выбранная несгораемая сумма: 400 000 руб.

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

В качестве несгораемой выбраны 400 тысяч рублей

Вопрос 1 (500 руб.)

Что продают в кинотеатрах?
A: воздушную кукурузу
B: земляную гречку
C: водяную перловку
D: огненное пшено
Правильный ответ — А

Вопрос 2 (1 000 руб.)

Какую часть жилетки предлагают, когда не хотят давать ничего?
A: воротник
B: лацкан
C: карман
D: рукава
Правильный ответ — D

Вопрос 3 (2 000 руб.)

Каким блюдом Демьян угощал соседа в басне Крылова?
A: щи
B: уха
C: каша
D: кисель
Правильный ответ — В

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Вопрос заставил призадуматься

Вопрос 4 (3 000 руб.)

Какой музыкальный интервал разделяет соседние белые клавиши рояля?
A: секунда
B: минута
C: час
D: год
Правильный ответ — А

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

«Берём в руки пультики и голосуем…»

Вопрос 5 (5 000 руб.)

Кто такой или что такое венерин башмачок?
A: цветок
B: бабочка
C: птица
D: рыба
Владимир берёт подсказку Помощь зала: A — 73 %, B — 19 %, C — 3 %, D — 5 %.
Правильный ответ — А

Вопрос 6 (10 000 руб.)

Что не принято делать с помощью непроливайки?
A: поить младенцев
B: писать чернилами
C: строить дома
D: рисовать красками
Правильный ответ — С

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

Интригующий момент

Вопрос 7 (15 000 руб.)

Какой природный объект Карелии называется Кивач?
A: скала
B: водопад
C: озеро
D: пещера
Участник использует подсказку Звонок другу: знакомый участника считает, что верный ответ — A.
Сомневаясь в ответе, он решает реализовать своё Право на ошибку: первый ответ — А, второй ответ — В.
Правильный ответ — В

Вопрос 8 (25 000 руб.)

Какой бард написал слова песни «Какое небо голубое»?
A: Булат Окуджава
B: Юлий Ким
C: Юрий Визбор
D: Сергей Никитин
Владимир решает взять подсказку 50:50 — остаются варианты А и С.
Правильный ответ — А

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

На гербе какого заведения был начертан девиз для общей пользы

К сожалению, Владимир не унесёт ни копейки из студии

Вопрос 9 (50 000 руб.)

За что Зевс разгневался на бога медицины Асклепия?
A: научил людей лечиться
B: воскрешал мёртвых
C: лечил людей амброзией
D: не вылечил возлюбленную Зевса
Ответ участника — А
Правильный ответ — В

Выигрыш: 0 руб.

Вопрос для телезрителей (10 000 руб.)

Как метил свои пули злодей из романа Майн Рида «Всадник без головы»?
A: К.К
B: Т.Т
C: М.М
D: С.С
Правильный ответ — А

Интересные факты

  • Все три раза во время использования подсказки Право на ошибку игроки давали правильный ответ лишь со второй попытки.

См. также

  • Обзор выпуска от 30 апреля 2011 года
  • Обзор выпуска от 9 апреля 2011 года

Источник

Как уже сообщала “ЛГ”, во Всероссийском музее А.С. Пушкина прошли торжественные мероприятия, явившиеся прологом открытия Года литературы в России.
На вопросы “ЛГ” отвечает отдавший более четверти века своей жизни Всероссийскому музею А.С. Пушкина его директор, доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член Пушкинской комиссии РАН Сергей НЕКРАСОВ.

– Когда-то молодой Пушкин написал: “Старик Державин нас заметил…” И в этом было что-то провидческое, ведь в этом собирательном слове “нас” оказался не только он сам, но и другие знаковые имена – В. Кюхельбекер, А. Дельвиг…
– Когда-то Державин “заметил” юного лицеиста Пушкина. Сейчас же, 200 лет спустя, пришло время “заметить” культуру в целом и литературу в частности. На смену завершившемуся Году культуры в Россию пришёл Год литературы. И это очень хорошо, потому что позволит привлечь внимание к нашей словесности, к её истории, к её состоянию, к литературным музеям. Мне кажется, что сама судьба, сама история дала нам прекрасный пролог к началу этого Года литературы. В эти дни мы отмечаем 200-летие знаменитого лицейского экзамена, того самого экзамена, на котором патриарх русской поэзии Г. Державин, услышав оду “Воспоминания в Царском Селе”, признал Пушкина своим преемником. Произошло знаменательное событие: тысячелетняя русская литература, ведущая свою историю с самых ранних веков, вступила в золотой век, век Пушкина. И это для нас чрезвычайно важно. Та лицейская встреча, конечно же, соединила предшествующий литературный век с веком новым, сохранив при этом преемственность и непрерывность развития русской литературы. В начале ХХ века художник Репин создал замечательное полотно “Пушкин на лицейском экзамене” – это стало наглядным, зримым воплощением начала нового этапа русской литературы, о котором мы сейчас говорим.
– Известно, что каждый выпускник получал медаль, на которой был начертан девиз лицея – “Для общей пользы”. Уже можно сказать, что и этот праздник вполне соответствует девизу лицея.
– Мы начали мероприятия с научной конференции “Державинские чтения”. Это наша давняя традиция. Согласно ей, конференция проводится в Музее-усадьбе Г.Р. Державина в Санкт-Петербурге и посвящается его творчеству и творчеству авторов, составлявших его ближайшее литературное окружение, а также проблемам литературы, языка, истории, культуры и искусства XVIII – начала XIX в. В конференции принимают участие видные филологи, историки, философы, культурологи, искусствоведы, сотрудники как петербургских учреждений культуры, музеев, научно-исследовательских учреждений: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Институт лингвистических исследований (ИЛИ) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и др. Приезжают гости из Тамбова, Петрозаводска, Сургута, Череповца, Великого Новгорода, а также исследователи русской литературы из США и Республики Татарстан. Проведение конференции – возможность откровенно поговорить о роли литературы в современном обществе. И мы эту возможность не упускаем. Знаковым событием для нас явилось также открытие медиацентра Всероссийского музея А.С. Пушкина. Здесь всё богатство новейших технологий ХХ столетия соединяется с традиционными ценностями, хранящимися в нашем музее. В нескольких представленных в трёх залах медиакнигах содержится информация о тех музейных предметах, которые мы храним и которые редко, а зачастую – никогда, не выставляем на всеобщее обозрение. Сейчас все наши раритеты “оцифрованы” и доступны многим. Мы выставили в нескольких витринах личные вещи лицеистов, связанные с жизнью лицея и с “лицейским экзаменом”: серебряную ложку В. Кюхельбекера, бокал, из которого Пушкин и Кюхельбекер пили шампанское, образок, принадлежащий другу Пушкина Матюшкину. Всем известно, что, когда в 1817 году завершалось обучение лицеистов первого выпуска, директор лицея Е. Энгельгардт предложил им обменяться кольцами. Были изготовлены золотые кольца, в которые были вставлены небольшие “вставки” из чугуна. И поэтому лицеисты стали называть себя – “чугунниками”.
– А как относились лицеисты к основателю лицея императору Александру I?
– Император воспринимался ими и был таковым как создатель лицея. Когда он умер, лицеисты решили своеобразно отметить его память – они заказали специальные траурные кольца в память императора Александра I c указанием на них даты его ухода.
Есть у нас ещё один предмет – одна миниатюра. Она принадлежала В. Жуковскому. А он подарил её профессору математики и точных наук Карцеву в императорском лицее. Помните, в воспоминаниях Пущина содержится эпизод, когда Карцев вызвал Пушкина к доске, а он долго не мог решить задачу… И когда профессор наконец спросил Пушкина: “Чему же равняется X?”, лицеист Пушкин, обаятельно улыбнувшись, ответил: “Нулю”. Умный профессор на это промолвил: “У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём… Садитесь… Пишите стихи”. Так вот, мы в канун празднования лицея получили этот замечательный экспонат, который представлен в витринах нашего видеоцентра. Кстати, видеоматериалы – это особый способ рассказа и показа сокровищ нашего музея. Мы очень рады тому, что теперь у нас есть подаренная нам к празднику Президентской библиотекой оцифрованная “Грамота, жалованная Императорскому Царскосельскому лицею императором Александром I 22 сентября 1811 года”. И за это мы благодарим генерального директора Президентской биб­лиотеки А. Вершинина… Есть у нас и отдел книжных сокровищ – это редкие книги. Есть книги основного фонда – это вся пушкиниана, масса альманахов, издания XVIII века и т.д.
– То есть имя Александра I неотделимо от лицея?
– Император много сделал для создания и развития заведения и оказывал ему особое покровительство. В честь этого в фойе лицея мы в эти праздничные дни торжественно “открыли” бюст императора, созданный ещё при его жизни. Его нахождение долгое время не было известно, но затем удалось установить, что он находится в частной коллекции. Приобрести этот бесценный для нас старинный памятник мы смогли в конце прошлого года на средства Министерства культуры России. Ничего лишнего на монументе решили не писать. Оставили лишь одну пушкинскую строку: “Он основал лицей”. Я выше упомянул директора императорского Царскосельского лицея Егора Антоновича Энгельгардта – и это имя для нас очень важно. Это он придумал лицейский герб – сову, сидящую на лире, это он решил, что нужно иметь лицейскую прощальную песню, музыку для которой написал учитель музыки лицея Петер де Фергюсон на стихи Антона Дельвига. Эта песня стала гимном лицея.
– Нынешние торжества в лицее – это событие не только для Северной столицы в Год литературы…
– Безусловно. И хотя нам никто официально не поручал называть наши торжества открытием Года литературы в России, мы считаем честью для себя проводить мероприятия, посвящённые 200-летию встречи Г. Державина и А. Пушкина, именно в этот год. Как мне кажется, об этом и многом другом со знанием дела сказали участники круглого стола “Царскосельский лицей: торжества и повседневная жизнь”.
Мы рады были приветствовать здесь заместителя министра культуры РФ Е. Мило­взорову и ректора Литературного института им. Горького А. Варламова, и, конечно же, мы признательны нашим писателям и всем творческим людям. Было очень трогательно наблюдать, с каким внутренним волнением они возлагали цветы к памятнику поэта. И, конечно же, украшением праздника стали артисты БДТ им. Товстоногова, которые вместе с хоровой студией подарили всем незабываемый концерт. Праздник был неформальным – это была тёплая встреча единомышленников. Но самым главным для нас является вовсе не то, как прошёл праздник. Главное для нас – что останется в душах тех, кто был в эти дни вместе с нами.

Читайте также:  Образец заявления на отказ от вычета в пользу супруга образец

Беседу вёл Владимир КАМЫШЕВ

Источник