Музыка для детей польза и вред

Чаще всего первой музыкой для маленьких детей являются колыбельные песни, которые заботливые мамы напевают своим крохам, не имея никакого музыкального образования. Более современные родительницы, будучи беременными, слушают классическую музыку регулярно, полагая, что таким образом мелодии великих композиторов благотворно повлияют на общее развитие плода. И действительно, согласно многочисленным исследованиям, те малыши, которые в утробе матери и после рождения прослушивали классику, легче справляются с логическими задачами, они спокойны, их психика более устойчива к раздражителям разного рода, их творческий потенциал значительно выше в сравнении с детьми, с которыми прослушивание музыки не практикуют. Но все ли так безоблачно? В чем заключается главная польза музыки и в каких случаях она может нанести непоправимый вред психическому здоровью ребенка?
Польза классической музыки
Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей. Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.
В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:
- положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
- улучшает восприятие нового материала;
- стимулирует память;
- нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
- развивает творческое и логическое мышление;
- формирует коммуникабельные навыки;
- воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
- помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.
Существует 3 неопровержимых факта, доказывающих пользу музыки.
- Музыка оказывает благотворное влияние на все участки головного мозга. Классические мелодии хороши тем, что в одночасье активизируют мозговые участки, которые отвечают за речь и эмоции ребенка, его физическое, социальное и умственное развитие.
- Гармония души и тела. Прослушивание классических произведений благотворно влияет на духовный мир человека, превозносит его эмоциональное и интеллектуальное начала, улучшает физическое состояние, причем происходит все это одновременно. Тот, кто хоть единожды внимательно слушал классику, наверняка ощущал это невероятное чувство, когда внутри тебя происходит что-то необъяснимое, ликует душа, перехватывает дух… Для растущего организма эти ощущения необходимы, как воздух и вода.
- Пение – прекрасный способ установить крепкую психологическую связь между ребенком и родителем. Когда родители поют своему малышу колыбельные, он учится любить, понимать эмоции и настроение, распознавать интонации.
Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Ненавязчиво включайте мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха. Выбирайте разный репертуар и обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включайте ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и используйте с удовольствием.
Как классика влияет на здоровье детей?
Отдельно хочется затронуть тему влияния классических мелодий на здоровье ребенка. Существует такое понятие, как музыкотерапия. Ученые доказали, что музыка способна излечить человека от многих заболеваний. Под музыкотерапией понимают метод, в котором музыка используется, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения двигательных и речевых расстройств, страхов, поведенческих отклонений и т.д. А ведь на сегодняшний день детей с подобными проблемами очень много, и виной всему темп современной жизни, за которым взрослые пытаются угнаться, забывая о самом дорогом – о своих детях. Часто свою любовь и заботу родители заменяют компьютерами, планшетами и телефонами. Вследствие этого дети становятся малообщительными, замкнутыми, появляются проблемы с поведением. Одним из лучших методов решения этой проблемы и является музыкотерапия, где музыка – бесценный помощник.
Музыкотерапия состоит из совокупности методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы ребенка, а также из практических упражнений и занятий, которые способны нормализовать психическое состояние детей. Правильно подобранная музыка способна снять усталость, сконцентрировать внимание, расслабить и раскрепостить, взбодрить и улучшить настроение. При этом используется не только прослушивание музыки, но и пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация и пр. С помощью музыки дети с различными проблемами (слабовидящие, с ДЦП, задержкой психического развития и т.д.) учатся понимать чувства и различать настроения, которые передает мелодия. Именно это позволяет сформировать чувственный контакт с окружающим миром и, как следствие, психоэмоциональная сфера детей меняется в корне, причем в лучшую сторону.
Влияет ли классическая музыка на развитие личности ребенка?
Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:
- воспитать музыкальный вкус;
- привить эмоциональную отзывчивость;
- привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
- укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
- развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
- расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
- уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
- развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
- воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.
Более того, дети, которые регулярно посещают музыкальные кружки, учатся пению и игре на музыкальных инструментах, реже попадают в «плохие» компании, поскольку музыка отвлекает от опасных увлечений и дает детям правильное позитивное направление в жизни.
Может ли музыка нанести вред ребенку?
Безусловно, не вся музыка полезна для подрастающего поколения в одинаковой мере. Правильно подобранные мелодии способствуют всестороннему развитию детей. Но сегодня существует много музыкальных направлений, которые разрушают психику ребенка и не несут никакой полезной информации. К примеру, поп-музыка, шансон, реп – все это бессмыслица, музыка для развлечения, но никак не для развития интеллектуальных способностей ребенка, его психоэмоционального и физического здоровья.
Что касается рока и прочей тяжелой музыки, то ее влияние на живые организмы не просто негативное, но и вовсе разрушительное. Исследования показали, что громкая, мрачная музыка тормозит рост растений, разрушает структуру молекул воды, а снежинки от такого звучания из прекрасных и идеальных превращаются в настоящее безобразие. И поскольку человек – неотъемлемая часть природы, то влияние тяжелой музыки на развитие ребенка так же губительно, ведь в процессе прослушивания рока в организме человека выделяется стресс-гормон, который стирает информацию из мозга.
Учитывая все вышесказанное, можно уверенно сказать, что польза классической музыки для развития ребенка очевидна. Поэтому, если у вашего малыша есть желание или способности к музицированию, не медлите ни минуты – запишите кроху в музыкальную школу. Это отличный способ сделать ребенка успешным и счастливым.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Вам известно, что благодаря произведениям Моцарта, известный французский актер Жерар Депардье вылечился от заикания? Ученые уже давно доказали: музыка имеет оздоравливающий эффект для человека.
Влияние музыки на всестороннее развитие детей
Мозг – одна из сложнейших в мире структур «умных» нейронных связей. В их сети существуют свои вибрации. Когда музыка нравится слушателю, в этот момент ритмы композиции совпадают с ритмами нейронных связей человека, и в сером веществе вырабатывается дофамин. Данный гормон отвечает за хорошее настроение, и организм человека получает установку: «мне хорошо». Дискомфорт, тревоги сменяются на умиротворение, настроение улучшается, повышается качество обменных процессов.
Ученые уверены, ощущение счастья наступает не только в момент прослушивания полюбившейся композиции, но и в предвкушении или воспоминании о ней. Например, когда вы напеваете полюбившуюся мелодию на кухне, становитесь чуть-чуть счастливее.
Наверное, поэтому в Японии занятия по музыке входят в обязательную школьную программу. Дети не только знакомятся с музыкальной культурой, но и учатся игре на музыкальном инструменте и искусству пения.
Роль музыки в жизни детей
Польза занятий музыкой для детей нужно учитывать в процессе физиологического развития ребенка. Пение и игру на духовых инструментах рекомендуют детям, страдающим болезнями дыхательной системы. На занятиях ребят учат правильно дышать используя грудобрюшной и смешанный тип дыхания, когда диафрагма и легкие работают поочередно в зависимости от того какой звук необходимо воспроизвести. Известны случаи, когда ребенок полностью излечивался от астмы, после нескольких лет занятий.
Хоровым пением рекомендуют заниматься детям, страдающим заиканием. Заикающемуся ребенку с трудом дается произношения первого слога в слове. В момент пения слова «цепляются» одно за другое, ребенок подстраивается под коллектив, и даже если заикается, ошибки никто не слышит. Психологический дискомфорт снижается, и недуг отступает.
Для самых маленьких детей рекомендуется включать негромкую и мелодичную музыку, преимущественно классику или современные инструментальные композиции. А вот рока и рэпа пока следует избегать, поскольку большое количество ударных инструментов отрицательно воздействует на эмоциональный фон детей. Если ребенок приучается к слишком громким звукам и ритмам, он становится беспокойным.
Музыка должна быть ритмичной, но при этом не агрессивной. Под ритмичную музыку дети могут потанцевать или сделать утреннюю зарядку. А перед отходом ко сну лучше послушать расслабляющую и спокойную музыку. Некоторые родители сегодня приучают дошкольников к музыкальным сказкам из своего детства. Яркие и запоминающиеся мелодии, голоса первоклассных артистов и интересные сюжеты позитивно влияют на развитие ребенка. Музыкальные сказки способствуют развитию воображения и творческого мышления.
Хотя некоторые взрослые считают, что классическая музыка сложна для детского восприятия, не обязательно начинать знакомство сразу с произведений Баха или Малера. Многие композиторы писали яркие и запоминающиеся мелодии, которые подходят и для детского и для взрослого восприятия. Например, «Детский альбом» П.И.Чайковского знакомит малышей с музыкальной культурой разных стран, а «Петя и Волк» С.С.Прокофьева дает представление о звучании музыкальных инструментов в игровой форме.
Любовь ребенка к музыке может перерасти в серьезное увлечение. Благодаря нему он может начать писать собственные сочинения или профессионально играть на музыкальном инструменте. Но даже если он и не станет в будущем профессиональным музыкантом, у него разовьется эстетический вкус и способность отличать качественную музыку от некачественной.
Как музыка влияет на развитие ребенка?
Польза музыки для детей неизменна. Все грамотные родители знают: мелкая моторика развивает мозг. Двигательный и речевой центры серого вещества тесно связаны. При игре на музыкальных инструментах всегда задействованы пальцы рук. Например, на фортепьяно или на аккордеоне ребенок сначала играет поочередно каждой рукой, в процессе обучения обе руки начинаются двигаться одновременно, причем по-разному. В этот момент нейронные сигналы между двумя полушариями мозга распределяются равномерно. Натренированный таким образом мозг лучше воспринимает и усваивает любую информацию. В это связи уровень IQ музыкантов выше, чем у людей, не испытывающих интереса к нотам.
Уже замечено: дети, регулярно посещающие музыкальные занятия, опережают сверстников в интеллектуальном развитии. Развивается не только моторика рук, но и моторика речи. Юные музыканты быстрее осваивают технику чтения и точнее выражают свои мысли.
Когнитивные психологи призывают ввести обучение игре на музыкальном инструменте в обязательную школьную программу. Специалисты уверены, тогда детям не придется зубрить грамматику английского языка, благодаря гармоничной работе двух полушарий информация будет усваиваться в разы быстрее.
Польза классической музыки
Польза классической музыки для детей не подлежит сомнению. Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей. Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.
В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:
- положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
- улучшает восприятие нового материала;
- стимулирует память;
- нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
- развивает творческое и логическое мышление;
- формирует коммуникабельные навыки;
- воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
- помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.
Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Ненавязчиво включайте мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха. Выбирайте разный репертуар и обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включайте ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и используйте с удовольствием.
С какого возраста ребенку можно слушать музыку?
Все мы знаем, что первые 1,5 недели малыш находится под охраной природы, то есть он еще плохо слышит и видит, дабы не испугаться шума и яркости этого мира. Однако он прекрасно ощущает доброту и нежность, ему приятны ласковые слова, медленные мелодии. Поэтому, музыку ребенок может слушать с первых дней его жизни, но самое главное — не переборщить с этим.
Мозг младенца получает такое колоссальное количество информации каждый день, что нужно помогать ему еще и правильно её усваивать. Чтобы у ребенка одинаково хорошо развивались оба полушария мозга, необходимо слушать музыку, потому что именно мелодия воспринимается обоими полушариями, улучшая межполушарные и внутриполушарные связи.
Как сказал писатель Василий Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».
Дайте возможность ребенку познакомиться с музыкой не с целью воспитать музыканта, а дать шанс развиться личности гармонично.
О пользе музыки для детей.
Сегодня тема, которую мне хочется обсудить с вами помимо основных занятий – это музыка. А точнее путешествие малышей в этот безграничный мир чувств, звуков, эмоций, а может статься и мир тяжелейшего труда. О мамочках, которые будут проводниками в этом огромном мире и о возможных ошибках, которые, я уверена, вы никогда не совершите.
Лет пять назад, случайно в одной из телевизионных передач я услышала, что «коэффициент умственного развития детей повышается при прослушивании произведений А. Моцарта». Толком, не зная, ни что такое коэффициент умственного развития, ни как он определяется, я побежала за кассетой с произведениями этого великого композитора. Ставила я эту кассету довольно часто, когда мой малыш спал. К сожалению, сама я не отношусь к числу восторженных ценителей музыки, и была уверена, что малыш в этом вопросе пойдет по моим стопам. Но что-то произошло. Не знаю, что оказало такое воздействие, то ли музыка Моцарта, то ли генетическая предрасположенность, но логические задачи стали для моего малыша любимыми уже с двух лет. А более подробно, что такое «эффект Моцарта» мне удалось узнать лишь недавно.
Я думаю, что и вам, милые мамочки, будет это интересно. Правда нам придется немного потерпеть, читая текст со скучной научной терминологией, так как видоизменить его без потери смысла, не представляется возможным.
Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание в начале 1990-х годов, благодаря новаторским исследованиям в калифорнийском университете города Ирвин. Доктор философии Х. Раушер и его коллеги провели исследование по воздействию музыки Моцарта на студентов и подростков, тестировался пространственный интеллект (по стандартной интеллектуальной шкале Стэфорда-Бине). Результаты оказались на 8-9 пунктов выше у тех студентов и подростков, которые прослушивали в течение 10 минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Хотя, справедливости ради надо заметить, что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять –пятнадцать минут.
В отличие от студентов у дошкольников интеллектуальные способности повышались покрайне мере на один полный день. Какой же результат будет у младенцев? К сожалению данных, об этом, пока нет.
Что же за чудеса творит музыка с мозгом человека? «Музыка Моцарта способна разогреть мозги»- утверждал Гордон Шоу. Физик-теоретик и исследователь, после того, как были объявлены результаты исследований. Он же предположил, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот простая и монотонная навязчивая музыка могут дать противоположный эффект. Вот оно как, оказывается. Так что милые мамочки, прежде чем окунуть малыша в поток музыкальных звуков, сто раз подумайте, что они ему принесут добро или зло. Ну что касается зла, звуки обладают и силой разрушения, ну к этому мы еще вернемся (смотрите данные приведенные в таблице) А теперь давайте разберемся, что же это такое «пространственный интеллект» и как его можно использовать.
Существует еще одно объяснение «эффекта Моцарта». Прослушивания музыки Моцарта, по мнению ученых, позволяет «упорядочить огневую мощь» нейронов в коре головного мозга. Это в особой степени усиливает творческие процессы правого полушария, которые связанны с пространственно – временным мышлением. Это как «модельное упражнение», улучшающая симметрическую организацию, которая связана с высшими функциями полушарий мозга.
Говоря более простым языком, музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению. Если выразится образно, музыка дает возможность попадать в цель меньшим количеством ударов.
Я узнала пару дней назад, что кроме «эффекта Моцарта» есть «эффект Брамса», «эффект Гершвина», «эффект Синатры». Правда особыми знаниями в этой области я похвастать не могу, поэтому привожу вам лишь таблицу, которая поможет определить, как играет музыка с нашим телом, душой и мозгом.
Мелодичная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди) Дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности. |
Классическая музыка Гайдана и Моцарта. Способствует повышению концентрации, памяти и пространственного восприятия. |
Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) Пробуждает индивидуальность, активизирует симпатию. |
Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр, Ревель) Вызывает приятные образы в сновидениях. |
Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, в основе которых лежат африканские мелодии. Обостряют юмор и иронию, повышают общительность. |
Рок музыка в исполнении Элвиса Пресли и Майкла Джексона Может снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме. |
Рок музыка, музыкальный ритм которой составляет до 120 ударов в минуту. Разрушающей силой обрушивается на любой организм, тем более детский |
Ну а теперь, после того как мы узнали, какая сила скрывается за простым словом музыка, давайте постараемся разобраться, стоит ли в программу обучения наших малышей включать еще и музыкальные занятия или целесообразней использовать это время для компьютерных игр или чего-то другого.
Ответить на этот же вопрос попытались ученые группы Раушера и Шоу. К эксперименту они привлекли три группы дошкольников. Первая обучалась игре на пианино, основным музыкальным интервалам, тонкой моторной координации, музыкальной нотации и игре по памяти. Вторая группа малышей получала компьютерные уроки, треть же занималась по другим методикам. И что вы думаете, какой результат был после шести месяцев занятий? Первая группа «музыкантов» превзошла в тестировании пространственно – временных навыков на 36%. И эффект от этих занятий не исчезал.
Милые мамочки, несмотря на эти исследования, не спешите усаживать вашу крошку за пианино. Это может оказаться айсбергом, у которого мы видим лишь небольшую часть надводной красоты, а что скрыто водой?
Занятия музыкой можно разделить на любительское, где малыш может стать музыкально образованным любителем – это студии, клубы, репетиторы. И профессиональное, где хотите вы этого или нет, ваш карапуз уже получает профессию- это музыкальная школа. И вот здесь уже не церемонятся, здесь малыша попадает под тяжелейшей пресс труда. И если у ребенка нет к этому особых дарований, этот пресс неподъемен. Музыка становится ненавистна на всю оставшуюся жизнь, а дома начинаются упреки, слезы и уговоры. Так что милые мамочки, реально оцените возможности вашего крохи, не те, что вы хотели бы в нем усмотреть, а действительные, живущие в вашем малыше. К тому же образованным любителем он сможет стать всегда. Правда, это мое мнение, и оно ни в коем случаи не претендует на истинное. Чтобы вас в этом убедить, хочу познакомить вас с Региной Адамовной Нартыш-Блук музыкальным педагогом гимназии №8, и специалистом по ускоренной методике обучения музыкой детей в возрасте 3-х лет и старше. В отличие от меня она вся принадлежит музыке и свято верит, что музыкально неодаренных детей просто нет. Но я хочу рассказать, как ее мама выбрала для нее этот путь.
В тридцатые годы оперный театр был местом посещения элиты общества, к которому и относилась мама Регины Адамовны.
Посещение же мамой оперы «Сказки Гофмана» закончилось тем, что она уснула прямо в партере. Проснувшись, она твердо решила, что ее дочь станет более музыкально совершенна, и сможет по-настоящему оценить это великое искусство. Так судьба девочки была решена, и великое счастье, что у девочки оказался, идеальный слух и музыка стала ее жизнью. А если бы нет?
Милые мамочки, мне очень хочется вас попросить: предоставьте вашим детям возможность прожить свою жизнь самостоятельно, они не могут и не должны продолжить вашу, даже если она безупречна. И вы сможете стать счастливыми родителями, видя своих счастливых детей.