Может многодетная семья отказаться от земли в пользу квартиры
Президентом РФ подписан закон, дающий гражданам, имеющим в семье троих и более детей, возможность самостоятельного выбора оптимальных для них способов государственной поддержки. К примеру, они смогут вместо выделяемого участка получить жилую площадь.
Наряду с этим, субъектами РФ могут быть выставлены требования, касающиеся обязательной постановки таких граждан на учет как лиц, имеющих потребность в жилье либо «оснований дополнительного характера» для внесения их в учетный список.
Какие основания имеются в виду, документом не разъясняется. Упомянутый ФЗ начал действовать с 01.03.2015 г. Сегодняшний этап предполагает право таких семей претендовать на землю.
Наряду с этим, существуют требования, выдвигаемые Федеральным законом Российской Федерации от 14.06.2011 г. под №138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и ЗК РФ», об обязательном обеспечении таких участков, надлежащими коммуникациями и сетями.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Жилье вместо земли многодетным семьям: закон
Жилая недвижимость вместо положенной земли может предоставляться многодетным семьям, руководствуясь законодательной поправкой, подписанной президентом. Положение действует с 01.03.2015 г. Замысел состоит в том, что многодетные семьи, которых законодательство обязано обеспечивать участками под индивидуальное жилое строительство, имеют возможность отказа в пользу квартирной площади.
Причиной мотивировки к разработке подобного проекта, стал отказ множества семей от предлагаемых им участков, поскольку при получении таковых, они в автоматическом порядке выпадали из перечня претендующих на жилье, соответственно, снимаясь с учета нуждающихся.
Квартиры взамен участков должны выдавать в соответствующих муниципальных образованиях, к тому же, с использованием финансов муниципалитетов.
Для участия в подобной программе, семьям выдвигается ряд условий, для того чтобы претендующие на жилье за прошедшие 5 лет не ухудшали условия своего обеспечения:
- не реализовывали жилье;
- не продавали землю;
- не регистрировали в собственной жилой площади третьих лиц.
Все условия приобретения жилья должны быть согласованы на местах. Законным основанием для получения жилой недвижимости станет заключение договора соцнайма с теми семьями, ситуация которых прямо указывает на возникновение острой нужды в жилплощади.
Таким образом, при условии предоставления семье выбора между участком и жильем, она обязана располагать статусом нуждающейся в недвижимости.
В данном аспекте не выставляется ограничений по участию в программе семьям, которые располагают жильем, однако, ее фактическая жилплощадь должна иметь несоответствие с санитарными нормами при расчете на одного человека.
Отдельные муниципалитеты говорят о том, что претендуя на жилплощадь, нужны определенные преимущества, кроме фактического количества детей в семье и явной потребности в обеспечении жильем.
Однако когда семья является участником программы, то в ее силах поменять условия начисления льгот на жилплощадь по личному решению. Если же семья до настоящего момента не участвовала в программе, поскольку не преследовала цели получения земли, то она также может в любой момент пополнить ряды претендующих.
Винить чиновничью систему в бюрократизме практически невозможно, поскольку положением о предоставлении семьям жилья, большая часть ответственности перекладывается на систему местного правового регулирования.
Но следует помнить, что при воплощении данной программы в жизнь, им нужно будет отсылать отчеты в высшие инстанции и искать пути ее возможной реализации.
На текущем этапе, в программе могут принять участие семьи:
- Не имеющие в распоряжении собственной жилой недвижимости либо имеющие недостаточную жилую площадь;
- Проживающие в жилье, которое признано аварийным или которое не подлежит восстановительным работам;
- Являющиеся малоимущими;
- Проживающие в конкретном регионе определенное время (в связи с решением, принятым муниципалитетом);
- Имеющие российское гражданство.
Жилплощадь может быть предоставлена в отдельном уполномоченном для этого муниципальном образовании. На сегодня, этот вопрос находится в компетенции высшего звена регионального исполнительного комитета, отвечающего за развитие и внедрение программы. С возникшими вопросами обращаться нужно именно к самому представителю комитета.
Когда семья находится на административном учете как крайне нуждающаяся в жилой площади, однако, без регистрации ее участником в получении участка, подобный аспект отмечается во время внесения в учет по новой программе, поскольку ему принадлежит ключевая роль.
Таким образом, для получения жилья вместо земли, нужно находиться на учете в местном исполкоме администрации, уполномоченной на распоряжение вверенным ей жилресурсом.
Очередь образовывается буквально во всех региональных участках РФ, однако, ее продвижение происходит везде в разном темпе.
Семьи, получившие землю, вне зависимости от того, довольны ли они ее качеством, вычеркивают из списка на получения участка.
Помимо этого, при получении надела, они в автоматическом режиме подлежат извлечению из списка претендующих на жилье, если располагались в таком. Кроме того, они теряют свое право постановки их на очередь.
Помимо указанных общих для всех правил, есть и такие, которые принимаются в отдельных регионах, с присущей им специфической тенденцией. Множество регионов уверенно провалили практическое внедрение программы, касающейся обеспечения семей участками, однако, вопросы по этому поводу будут решать уполномоченные федеральные органы, принимая конкретные меры на местах.
Образцовым стал Волгоградский регион, где успех реализации программы достиг показательного уровня: переселенцами на данном этапе строятся отдельные поселки с развитой инфраструктурой для размещения многодетных нуждающихся семей. Конечно, если брать данный регион для сравнения, то продвижение очереди здесь крайне ускорено.
Говоря же о наиболее больших городах, Москве и Санкт-Петербурге, можно наблюдать довольно медленное продвижение очереди, но подобная проблема основана на вполне обоснованных причинах.
Население, численность которого, в сравнении с другими населенными пунктами, непомерно высока, приводит к дефициту земель, с перспективой заселения семьями незанятых земель муниципальных образований. Поэтому именно в подобных городах возникала первопричина замены предоставления участка на жилплощадь.
Как получить квартиру вместо земельного участка многодетным семьям
Когда вы уже находитесь в очереди за получением земли как семья, относящаяся к многодетной, однако, земля вами не получена, нужно обратиться с заявлением в местный исполком, расписав тот факт, что получение квартиры для вас более желательно, нежели участка.
Когда вы пребываете в очереди за жилплощадью, и ранее не стояли в очереди за получением земли, следует составить заявление о том, что свою жилищную проблему вы намереваетесь решить, получив вместо земли квартиру.
Если вашей семье не присвоен статус малоимущей или испытывающей острую потребность в жилплощади, получить его вы сможете, также направив заявление для участия в упомянутой программе.
Сам статус подтверждается с предоставлением ряда документов:
- Паспорта;
- Свидетельства, подтверждающего заключение либо расторжение брака;
- Свидетельства, удостоверяющего рождение детей;
- Соответствующих документов о том, что срок вашего проживания в регионе составляет более пяти лет.
Помимо указанной документации, решением комиссии с вас могут истребовать и дополнительные документы для подтверждения семейного материального уровня:
- Справки о получаемых доходах;
- Документов, характеризующих жилплощадь.
С подобным перечнем документации (и сделанными с них копиями), необходимо прийти в исполком для подачи заявления. ФЗ не предусматривает оплату госпошлины при постановке на учет до этапа предоставления жилплощади.
Написание заявления производится на имя уполномоченного лица, с упоминанием его должности, ФИО по установленной форме.
В случае принятия в регионе типовой формы заявки, вам должен быть выдан бланк таковой, который необходимо заполнить по каждому пункту.
Если же предусматривается свободная форма изложения, то в качестве образца можно использовать следующую схему:
- В правом углу сверху пишется должность, а также ФИО местного главы администрации;
- Немного ниже — личные данные с адресом;
- В средней части указывается названия документа: «Заявление»;
- Далее разъясняется цель, с которой подается заявка – получение жилой площади взамен земли;
- Обосновывается просьба тем фактом, что ваша семья носит статус многодетной, и ей по закону должен отводиться для использования отдельный участок;
- Перечислите весь список документации, которую вы прилагаете к документу, и которые удостоверяют право претендовать на надел;
- Ставится дата и личная подпись (не забудьте после расшифровать ее).
Срок, в течение которого заявление рассматривается комиссией, устанавливает местная власть. Преимущественно он должен составлять до 30 суток от даты, когда подано заявление.
Так или иначе, вам сообщат о том, когда нужно будет прибыть с целью получения данных о принятом решении. В отведенный для вас день, нужно будет явиться, и получить решение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Если решение оказалось положительным, будет выполнена постановка семьи на административный учет как претендующей на жилую площадь.
Если последовал отказ, причина его должна обосновываться и оформляться в определенном виде – выписки из общего заседания. Следует внимательно прочитать этот документ.
Есть вероятность, что будет необходим новый список документации, подтверждающий право требования предоставления жилья. При подобных обстоятельствах, общий алгоритм остается неизменным, но немного корректируется с учетом указанных поправок.
Если вы оцениваете представленные аргументы, как ничтожные, то у вас есть 10 суток для их опротестования в суде. Если же отказ комиссии аргументирован действующими законодательными постановлениями, смысла в протесте нет.
Преимущественно отказ в разрешении на участие в программе обосновывается следующим образом:
- Если семья не относится к статусу малоимущей, а документы по жилплощади не дают повода оценивать ее жилищную обстановку, как острую;
- Когда у одного из членов семьи нет российского гражданства;
- В случае лишения (ограничения) родителей прав в отношении их детей;
- При проживании семьи в регионе меньше чем 5 лет;
- При установлении факта намеренного ухудшения жилищных условий.
В перечень обоснований отказа могут включаться и другие причины, представленные в решении комиссии, заседание которой проводилось в рамках вопроса выделения жилья взамен земельного участка.
Тонкости учета и получения жилья будут напрямую связываться с особенностью решений, принимаемых в этом вопросе на местах. Следует упомянуть, что далеко не всеми регионами четко сформирована структура подобного процесса.
Однако без предварительного общего обсуждения, большая часть регионов в качестве приоритетных условий выставила такие как «нуждаемость» и «острая нуждаемость».
В зависимости от регионального решения, условия, при которых получается помощь, могут быть разными, к примеру, льготной постановки в очередь за жильем, выделения жилья с большей, по отношению к имеющейся, площадью.
Есть даже программа, предусматривающая льготное получение стройматериалов, однако, при условии выбора семьей участка для целей строительства.
Множество административных образований в качестве льготного условия могут предложить ипотеку с наличием льгот. Требуется всего лишь рассмотреть все имеющиеся предложенные приоритеты, после чего принять решение в пределах своих возможностей.
Компенсация
Компенсация наличными взамен получения участка, утверждения пока не получила. Но подобный выход из положения все же возможен, если комиссией принято соответствующее решение.
Если для вас приемлем именно последний вариант, то нужно следовать упомянутой ранее схеме и рекомендациям, данным для приобретения жилья взамен земельного участка. Подача заявления будет осуществляться в адрес того же лица, и в совокупности с тем же пакетом документации.
Решение вопроса будет отнесено на рассмотрение той же комиссии. Разница в этом случае будет состоять в том, что взамен предусмотренной по закону земли, запрашивается денежная компенсация в размере стоимости указанной недвижимости.
Если говорить о муниципалитетах таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, а также их областей, инициация этого вопроса возможна только со стороны органа местного самоуправления.
Здесь подобный вопрос будет решен более взвешенно. При региональном рассмотрении вопроса, утверждение компенсации напрямую будет зависеть от наличия соответствующей статьи финансирования.
Не нужно удивляться и сразу предъявлять претензии после озвученного отказа, поскольку в условия программы оказания госпомощи семьям не включены отдельно положения об обязательной выплате денежной компенсации, подобное решение может быть принято органом самоуправления исключительно в добровольном порядке.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
1. Доверие к рекламе с чересчур низкой ценой.
Кто из вас не встречал рекламу вроде этой: “Земля с действующими коммуникациями (электричество, магистральный газ, водопровод) на берегу озера – 15 т.р. за сотку”? Нужно скорее звонить, договариваться о просмотре! Но у каждого ли при этом возникает вопрос: “С чего бы это, при наличии стабильно высокого спроса на землю с коммуникациями в живописных местах, собственник решил расстаться с нею за символическую цену – в 10 раз ниже рыночной”? В лучшем случае, приехав на просмотр, вы увидите голое поле, заросшее бурьяном, от которого до ближайшего озера минимум 5 км. Обещанный участок вы сможете посмотреть только на схеме, потому что подъехать к нему невозможно – дорог нет. Из коммуникаций вам покажут только технические условия, и то, если повезет. В худшем случае, вам доведется столкнуться с юридически проблемной землей: плохая юридическая история, суды, залог земли в банке – также могут стать причиной демпинговой цены.
Следствие: минимум – потерянное зря время и разочарование; максимум – покупка обещаний, которым не суждено сбыться, т.к. выпонить эти обещания за такие деньги не возможно. Да их никто и не собирался выполнять.
2. “Главное купить землю, а остальное приложится”.
Весьма распространенный способ “обкэшивания” земельных активов крупными землевладельцами – продажа размежеванных по несколько соток земельных наделов без дорог и коммуникаций. Они не хотят этим заниматься, т.к. это очень сложно, дорого и долго, а земли у них слишком много. От первого случая их отличает то, что они не обманывают покупателя и ничего ему не обещают. Взамен низкой цены на “пустые” участки, они рисуют покупателям следующую перспективу: когда все участки будут распроданы, собственники объединятся в ДНТ или СНТ, выберут активного председателя, сложатся средствами, проведут коммуникации и построят дороги. Но, как показывает обширная практика, “потом” уже ничего не происходит. Заставить всех собственников проучаствовать в благоустройстве поселка практически не реально. Либо все работы финансирует только часть жителей, – которым больше надо, либо процесс и вовсе замирает.
Следствие: вы рискуете купить участок в чистом поле, которое так никогда и не станет поселком. Альтернатива – вам придется финансировать благоустройство поселка за себя и еще за несколько нерадивых соседей.
3. “ИЖС – хорошо, “дачка” – плохо”.
Расхожее заблуждение, связанное с отсутствием четкого понимания статуса различных категорий и видов разрешенного использования (ВРИ) земли. “ИЖС” (Индивидуальное жилищное строительство) – это вид разрешенного использования внутри категории “земли населенных пунктов”. “Дачное строительство” – это вид разрешенного использования внутри категории земель сельхозназначения. И в том, и в другом случае оформляется свидетельство о праве собственности на землю, разрешено возведение индивидуального дома и надворных построек, подведение всех коммуникаций, прописка, круглогодичное проживание. Однако, прежде чем построить дом на участке ИЖС, необходимо согласовать проект и получить разрешение на строительство в местной администрации. Эта процедура далеко не бесплатна и может занять до года. На дачной земле собственник может начать строительство сразу после получения свидетельства о собственности, т.к. проект всего поселка уже прошел согласование. Немаловажным преимуществом дачной земли является более низкая ставка земельного налога. Для примера, в Серпуховском районе собственник дачного участка в 20 соток платит налог примерно 3 400 руб. в год. Налог на такой же участок в соседней деревне составляет 22 000 руб. в год.
Следствие: покупая ИЖС – участок, вы усложняете и удорожаете процесс строительства, и платите более высокие налоги, при полном отсутствии явных преимуществ перед “дачной” землей.
4. Пренебрежение правовым статусом земли.
В зависимости от того, какую юридическую модель продажи участков выбрал застройщик (он же собственник земельного массива), существуют два основных вида собственности на дачные участки: общедолевая и индивидуальная. Если застройщик до начала реализации проекта создал ДНП, и внес весь массив в уставный капитал этого ДНП, то каждый покупатель вынужден войти в ДНП и приобрести долю в праве на общедолевую собственность. Другой вариант предполагает индивидуальное право собственности на каждый отдельный участок, т.к. все участки отмежеваны и на каждое оформлено свидетельство. ДНП в таких поселках тоже создается, но лишь для решения совместных коммунальных вопросов. Фактически, такие поселки – это конгломерат независимых собственников, где членство в ДНП является добровольным, а право собственности бесспорным. Первый же вариант более рискованный, т.к. каждый собственник в значительной мере зависит от воли сообщества и его лидеров, в т.ч. в плане распоряжения своим участком. Иногда покупатели не уделяют должного внимания этим тонкостям при выборе участка.
Следствие: приобретая участок в виде доли в праве на общедолевую собственность, вы рискуете попасть в зависимость от неких решений и правил, принятых еще до вас, и без вашего участия, а все ваши действия с участком должны получить одобрение общего собрания.
5. “В поселке должна быть собственная инфраструктура”.
В поселках, расположенных в глухих, удаленных местах, где на 20 км в округе только один сельмаг, застройщик вынужден строить собственную инфраструктуру. Иначе он ничего не продаст. Разумеется, это преподносится покупателям как неоспоримое благо и преимущество. Однако продавцы умалчивают, во что обойдется жителям содержание этой инфраструктуры, и какова будет дальнейшая судьба объектов в том случае, если они окажутся невостребованными жителями. В поселках с собственной инфраструктурой коммунальный платеж достигает 10 000 – 15 000 р. в месяц. Такие инфраструктурные объекты как магазины и рестораны, как правило, существуют как отдельный бизнес и должны приносить прибыль, ну или хотябы окупаться. Если жители поселка не могут обеспечить нужную прибыль, то на территорию начинают пускать людей извне. Идеально, когда поселок расположен в тихом живописном месте, но при этом в ближайших окрестностях есть вся привычная горожанину инфраструктура. Это очень ценное сочетание, и встречается не часто.
Следствие: выбирая участок в поселке с собственной инфраструктурой, вы вынуждены нести расходы по ее содержанию, даже если вы ею не пользуетесь, а ваш поселок со сременем рискует превратиться в территорию, доступную для всех желающих.
6. “Только “большая вода”.
Вы мечтаете выйти из дома рано по утру, и спуститься с удочкой к реке, или в жаркий летний день отдохнуть с семьей на берегу озера? Не вы один. Отдых у воды очень популярен среди москвичей. Поэтому, покупая участок в непосредственной близости от природного водоема (река, озеро), будьте готовы к шумному соседству с компаниями отдыхающих, и горами мусора, которые остаются после них. Преградить гражданам доступ к берегам водоемов никто не имеет право. А если к берегу нет другого прохода и проезда, кроме как через ваш поселок, то вам придется и вовсе отказаться от контроля доступа не вашу территорию. Разумеется, что продавцы поселков у воды будут убеждать вас, что вопрос с доступом посторонних лиц на “вашу” беговую территорию урегулирован. Однако следует помнить, что нет законных способов преградить доступ к воде всех желающих. А расчистка береговой линии от мусора неизбежно ляжет на плечи жителей поселка. Конечно, водоем нужен, желательно большой, и не один. Но лучше, чтобы он находился на удалении от 1 до 5 км. от вашего поселка.
Следствие: выбирая поселок в непосредственной близости от природного водоема, вы рискуете получить нежелательное соседство в виде шумных компаний отдыхающих, антисанитарии в береговой зоне, а то и вовсе поток посторонних людей, добирающихся к “большой воде” по территории вашего поселка.
7. “Большой поселок – это плохо”.
Бесспорно, у маленьких поселков есть ряд преимуществ. Однако, и недостатки тоже есть, и о них необходимо знать. Основной недостаток – значительные платежи на содержание поселка в пересчете на одного жителя, т.к. есть расходы, которые не зависят от количества домовладений. Например, обслуживание инженерных сетей. В маленьких поселках коммунальный платеж составляет минимум 10 000 – 15 000 в месяц. Кроме того, выбирая участок в маленьком поселке, оглядитесь вокруг. И если вы увидите свободные поля, будьте уверены, что со временем они также будут застроены, а “ваш” маленький поселок – это, скорее всего, лишь первая очередь более крупного проекта. Прокладка инженерных коммуникаций к любому поселку весьма хлопотна и затратна. На малеком поселке эти затраты не окупаются.
Следствие: покупая участок в маленьком поселке, будьте готовы к значительным коммунальным платежам, и дальнейшему развитию незастроенных территорий поблизости.
8. “Водопровод и канализация должны быть центральными”.
Уезжая за город в погоне за чистым воздухом и приятными глазу пейзажами, большинство из нас не готово расставаться с привычными городскими удобствами, главным образом, инженерными коммуникациями. Поэтому многие покупатели рассматривают только те поселки, где “все коммуникации – центральные”, избегая вариантов с локальными очистными сооружениями и индивидуальными скважинами. Однако, следует знать, что “центральные” водопровод и канализация в загородном поселке – это абсолютно не аналог городским системам жизнееобеспечения. По сути, это те же локальные септики и скважины, только большего масштаба. Данные системы крайне дороги в оформлении и строительстве, поэтому застройщики поселков идут на это лишь по причине необходимости, а именно:
слишком глубокое залегание питьевого водоносного горизонта;
нахождение поблизости свалки, кладбища, скотомогильника, животноводческой фермы;
нахождение поблизости природного водоема, обеспечивающего водой населенные пункты.
Бесперебойная работа этих стистем зависит от ряда факторов: от погодных и природных условий, до добросовестной работы УК и сознательности соседей. У поселков с централизованной подачей воды и водоотведением есть и еще ряд существенных недостатков, например:
непрозрачность тарифов и платежей на обслуживание и техниченскую поддержку этих систем;
зависимость от УК, которая может использовать полное или частичное отключение этих систем как аргумент в конфликтах с жителями поселка.
Следствие: приобретая участок или дом в поселке с “центральным” водоснабжением и канализацией, узнайте, нет ли поблизости свалок, скотомогильников, или кладбищь, а также, будьте готовы к:
перебоям в работе системы, особенно в экстремальных погодных условиях;
ослаблении напора воды, особенно в период полива огородов;
к никем не регулируемым тарифам на водоснабжение и водоотведение, устанавливаемым вашей УК;
высоким коммунальным платежам, значительная часть которых идет на техническое содержание и ремонт этих систем;
в случае конфликта с УК быть отключенным от централизованной подачи воды.