Моральный идеал это истина добро красота польза

Категории этики, как уже отмечалось, разделяются на структурные (или абстрактные) и сущностные (или конкретные).
Рассмотрим некоторые структурные категории этики. Прежде всего, к ним принадлежат такие категории как ценность, благо, идеал, норма.
Мир человека, это мир ценностей. Ценности – это значимые для человека объекты (материальные и идеальные).
В широком понимании ценностями называют обобщенные, стойкие представления о чем-то, что преобладает, лучше другого, благо; как о том, которое отвечает определенным потребностям, интересам, намерениям, целям человека, группы людей, общества.
Ценности различаются:
• по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро и другие;
• по качеству: позитивные и негативные (наслаждение – страдание, польза – вред, слава – позор, добро – зло и другие).
Одни ценности считают практическими, другие – духовными. Различают также высшие ценности (позитивные) и более низкие (негативные).
В ценности оказывается отношение индивида к какому-то предмету, событию, явлению, в котором отображается признание это чего-то как важного, значимого для человека. Важнейшие ценности человека определяют ее „систему координат” – систему ценностных ориентаций.
Благо – общее понятие, что используют для указания позитивной ценности предметов и явлений. Представление людей о благо формируются в процессе и на основании практического отношения человека к внешнему миру. Под благом понимают все то, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Благо не следует отождествлять с вещами, возводить только к оценке, благо также не отождествляется с пользой. Не все, что полезно является благом, и наоборот. Например, лекарства, избыточное употребление еды, косметики и другое.
Блага разделяются на материальные (средства удовлетворения первичных потребностей) и духовные (удовлетворяют вторичные потребности), реальные (объективная и субъективная оценка совпадают) и иллюзорные (объективная оценка – негативная, а субъективная – позитивная), личных и общественных.
В современной аксиологии (учение о ценностях) и этике высшее благо называют идеалом.
Моральный идеал – это:
1) наиболее полное, универсальное, абсолютное моральное представление о благе и обязанности;
2) образ совершенства в отношениях между людьми или – в форме общественного идеала – такой уклад общества, который способен обеспечить это совершенство;
3) безусловный высший образец моральной личности.
Как элемент морального сознания идеал в то же время является и ценностным представлением, потому что он утверждает определенное, безусловное, позитивное содержание поступков, и императивным представлением, потому что это содержание подлежит обязательному выполнению.
В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: только идеалом определяется содержание добра и зла, надлежащего, правильного и неправильного. Идеал – общий нормативно ценностный стандарт, универсальный критерий суждений и действий.
Норма – одна из простых форм морального требования. Моральная норма является двойной: элемент моральных отношений и форма морального сознания.
С одной стороны, это норма поведения, обычай, который постоянно воспроизводится в однотипных поступках большого количества людей как моральный закон, который является обязательным и для каждого отдельного человека. В любом обществе существует потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяемых ситуациях, люди вели себя определенным образом. Эта потребность практически реализуется через моральную норму.
Моральное требование, которое выражается в виде норм, отображается и в моральном сознании как свод соответствующих правил, заповедей. Моральное сознание формулирует моральную норму в виде приказа, который в равной степени касается всех людей и выполнять его нужно неуклонно в разных ситуациях. Примером моральной нормы является Декалог.
К сущностным категориям этики принадлежат такие категории, как добро и зло, обязанность, обязательство, совесть, справедливость, польза, дружба, любовь и другие.
Добро – наивысшая ценность для индивида, позитивное значение явлений и событий в отношении к идеалу. Добро приближает к идеалу, зло – отдаляет. Зло – это противоположность добра.
Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью (злом) добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления морального и аморального.
Зло – категория этики, которая по своему содержанию является противоположностью добру, а также понятие морального сознания, которое является наиболее обобщенным выражением представлений об аморальном, о том, которое противоречит требованиям морали, заслуживает осуждение; и являет собой общую абстрактную характеристику негативных моральных качеств.
Злом считаются такие негативные качества человека как зависть, гордыня, месть, напыщенность.
Зависть является проявлением зла. Чувство зависти искажает личность и отношения между людьми, пробуждает желание, чтобы другие испытали неудачи, несчастья, показывая себя не из лучшей стороны перед коллегами, руководителем, товарищами. Очень часто зависть толкает людей на осуществление аморальных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжелых грехов, потому что все другие грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.
Напыщенность также считается злом. Напыщенность характеризуется неуважительным, презрительным отношением к людям.
Месть всегда направлена в прошлое, потому она ничего не может изменить. Иногда она бывает направленная не только против того, кто причинил зло, но и против его родных, близких людей. Даже тогда, когда месть рассматривается как отплатная справедливость, она все равно месть, потому что в процессе такой борьбы можно „заразиться” злом и причинить еще больше зло.
Добро и зло осознаются как особые ценности, которые не касаются природных явлений и событий, потому что последние лежат по ту сторону добра и зла.
ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА — три идеала античной Греции, сформулированные как внешние первоосновы общества, цивилизации. Истина, красота и добро, дополняя друг друга, образуют нечто вроде положительного единства. истина превыше всего, тут же укажут на достоинства красоты и добра. . Разумеется, истина (правда), красота (прекрасное) и добро – это идеалы, рядом с которыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение (и ложь), безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек – это, естественно, дело его философского выбора, его свободы, его ответственности перед собой лично и перед другими. ИСТИНА – сущность науки, соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. Часть духовной сущности человека. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности — степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий. ДОБРО – сущность нравственности, предмет этики, общее понятие духовного сознания, характеризующее положительную оценку предметам и явлениям, способствующим Жизни. Часть духовной сущности человека. КРАСОТА – предмет эстетики, наслаждение человека предметами и привлекательными явлениями своего существования. Часть духовной сущности человека.
“Красота — это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели”. Здесь особенно важны сопутствующие этому определению оговорки. Помимо идеала красоты, Кант устанавливает”идею нормы” — своего рода идеальное воплощение внешнего облика. Норма красоты – средняя величина для данного класса явления. Его можно и просто вычислить, найдя средние показатели размеров тех или иных частей тела. Что касается четвертого определения прекрасного — “прекрасно то, что познается без посредства понятия как предмет необходимого благоволения”, — то здесь мы не узнаем ничего принципиально нового. Суждение вкуса обязательно для всех. Почему? Условие необходимости, которую предполагает суждение вкуса, есть идея “общего чувства”, базирующегося на известной уже нам “свободной игре познавательных сил”. Прекрасное вызывает интерес только в обществе, это средство общения и показатель общительности. “Красотой вообще (все равно, будет ли она красотой в природе или красотой в искусстве) можно назвать выражение эстетических идей”. Более отчетливо, чем в аналитике прекрасного, опосредующая роль эстетики видна в аналитике возвышенного. Начать с того, что, по Канту, красота “сама по себе составляет предмет удовольствия”, а удовольствие от возвышенного без “умствования” вообще невозможно. “Возвышенное в собственном смысле слова не может содержаться ни в какой чувственной форме, а касается только идей разума”.
Истина, добро и красота поняты в их своеобразии и сведены воедино. Единство истины, добра и красоты находит дополнительное обоснование в учении об искусстве. Искусство, по Канту, может быть механическим (если оно реализует познание) и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения (например, искусство “молоть всякий вздор”, сюда же относится сервировка стола). Изящные искусства содействуют “культуре способностей души”, они дают особое “удовольствие рефлексии”, приближая сферу эстетического к сфере познания. Кант (одним из первых в истории эстетики) дает классификацию изящных искусств. Основанием для деления служит способ выражения эстетических идей, то есть красоты. Различные виды искусства – это различные виды красоты. Может быть красота мысли и красота созерцания.
1. Верны ли следующие суждения?
А. Всякий человек является личностью.
Б. Человеком рожаются, а личностью
становятся.
а. Верно только А.
б. Верно только Б.
в. Верно А и Б.
г. Оба суждения неверны.
2. Верны ли следующие суждения?
А. Новорожденный
младенец может стать личностью только
а человеческом обществе.
Б. Новорожденный младенец может стать
личностью и вне человеческого общества.
а. Верно только А.
б. Верно только Б.
в. Верно А и Б.
г. Оба суждения неверны.
3. Человека от любого животного отличает
способность:
а. К общению (обмену информацией с себе
подобными).
б. К взаимопомощи (оказанию поддержка
попавшим в опасную ситуацию).
в. К подражанию (усвоению форм и поведения
других).
г. К сотрудничеству (совместному
изготовлению орудий труда).
4. К какому понятию относится данное
определение:
“Процесс усвоении индивидом на
протяжении его жизни социальных норм
в культурных ценностей того общества,
к которому он принадлежит”?
а. Адаптация.
б. Образование.
в. Воспитание.
г. Социализация.
5. Верны ли следующие суждения?
А.
Социализация осуществляется в ходе
стихийного влияния на человека жизненных
обстоятельств.
Б. Социализация осуществляется в
результате целенаправленного воздействия
общества через систему образования.
а. Верно только А.
б. Верно только Б.
в. Верно только А и Б.
г. Оба суждения неверны.
6. Диалог и обмен мнениями в форме монолога
и реплик являются формами:
а. Коммуникации.
б. Общения.
в. Как общения, так и коммуникации.
г. Не являются ни общением, ни коммуникацией.
7. Моральный (нравственный) идеал – это:
а. Истина.
б. Красота.
в. Добро.
г. Польза.
Эстетический идеал – это:
а. Истина.
б. Добро.
а. Красота.
г. Польза.
Социальный идеал – это:
а. Истина.
б. Красота.
а. Добро.
г. Польза.
8. Известный философ И. Кант писал:
“Если существует наука, действительно
нужная человеку, то это та… из которой
можно научиться тому, каким надо быть,
чтобы быть человеком”. Какая это
наука?
а. Социология.
б. Педагогика.
в. Философия.
г. История.
9. Психология относится к разряду каких
наук?
а. Естественнонаучных
б. Гуманитарных
в. Экономических
г. Технических
10.
Образование это?
а. Процесс передачи накопленного опыта
от старшего поколения младшему.
б. Целенаправленный процесс овладения
людьми знаниями, навыками и умениями с
учётом требований современной жизни и
деятельности.
VII. Диагностические методики. Тест «Насколько хорошо ориентируетесь в языке невербального общения?»
Что говорят вам мимика и жесты?
Вы считаете,
что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение душевного
состояния человека в данный конкретный
момент;
б) дополнение к речи;
в) предательское проявление нашего
подсознания.
Считаете
ли вы, что у женщин язык мимики и жестов
более выразителен, чем у мужчин?
а) да; б) нет; в) не знаю.
Как вы
здороваетесь с очень хорошими друзьями?
а) радостно кричите: «Привет»;
б) сердечным рукопожатием;
в) вы слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением
руки;
д) целуете друг друга в щеку.
Какая
мимика и какие жесты, по вашему мнению,
означают во всем мире одно и то же?
(дайте три ответа).
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
д) когда подмигивают;
е) когда улыбаются.
Какая часть
тела «выразительнее» всего?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
Какая
часть вашего собственного лица наиболее
выразительна, по вашему мнению? (дайте
два ответа).
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) углы рта.
Когда вы
проходите мимо витрины магазина, в
которой видно ваше отражение, на что
в обе вы обращаете внимание в первую
очередь?
а) на то, как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь,
часто прикрывает рот рукой, в вашем
представлении это означает, что…
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете
внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с
вами, отводит глаза, это для вас признак…
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать
типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он
это делает потому, что…
а) первый шаг всегда делают именно
мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять,
что хотела бы чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужествен для того,
чтобы рискнуть получить от ворот
поворот.
13. У вас создалось впечатление, что
слова человека не соответствуют тем
“сигналам”, которые можно уловить
из его мимики и жестов. Чему вы больше
доверитесь?
а) словам;
б) “сигналам”;
в) он вообще вызывает у вас подозрение.
14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца
направляют публике “сигналы”,
имеющие однозначно эротический характер.
Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они “заводят” публику;
в) это выражение их собственного
настроения?.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную
детективную киноленту. Что с вами
происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой
клеточкой своего существа;
в) закрываю глаза при особо страшных
сценах.
16. Можно ли контролировать свою
мимику?
а) да;
б) нет;
в)только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы “изъясняетесь”
преимущественно…
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство
ваших жестов…
а) “подсмотрены” у кого-то и
заучены;
б) передаются из поколения в
поколение;
в) заложены в нас от природы.
19. Если у человека борода, для вас это
признак…
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть
черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив,
чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что левая и
правая стороны лица у и отличаются друг
от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых
людей.
Подсчитайте число очков:
1. | А-2 | Б-4 | В-3 | |||
2. | А-1 | Б-3 | В-0 | |||
3. | А-4 | Б-4 | В-3 | Г-2 | Д-4 | |
4. | А-0 | Б-0 | В-1 | Г-1 | Д-0 | Е-1 |
5. | А-1 | Б-2 | В-3 | Г-4 | Д-2 | |
6. | А-2 | Б-1 | В-3 | Г-2 | Д-3 | Е-2 |
7. | А-1 | Б-3 | В-3 | Г-2 | Д-0 | |
8. | А-3 | Б-1 | В-1 | |||
9. | А-3 | Б-2 | В-2 | Г-1 | ||
10. | А-3 | Б-2 | В-1 | |||
11. | А-0 | Б-3 | В-1 | |||
12. | А-1 | Б-4 | В-2 | |||
13. | А-0 | Б-4 | В-3 | |||
14. | А-4 | Б-2 | В-0 | |||
15. | А-4 | Б-0 | В-1 | |||
16. | А-0 | Б-2 | В-1 | |||
17. | А-3 | Б-4 | В-1 | |||
18. | А-2 | Б-4 | В-0 | |||
19. | А-3 | Б-2 | В-1 | |||
20. | А-4 | Б-0 | В-2 |
Вы набрали 77 — 56 очков. Браво! У вас
отличная интуиция, вы обладаете
способностью понимать других людей,
у вас есть наблюдательность и чутье.
Но вы слишком сильно полагаетесь в
своих суждениях на эти качества, слова
имеют для вас второстепенное значение.
Если вам улыбнулись, вы уже готовы
поверить, что вам объясняются в любви.
Ваши “приговоры” слишком
поспешны, и в этом кроется для вас
опасность, можно попасть пальцем в
небо! Делайте на это поправку, и у вас
есть все шансы научиться прекрасно
разбираться в людях. А это ведь важно
и на работе, и в личной жизни, не так ли?
55 — 34
очка. Вам доставляет
определенное удовольствие наблюдать
за другими людьми, и вы неплохо
интерпретируете их мимику и жесты. Но
вы еще совсем не умеете использовать
эту информацию в реальной жизни, например
для того, чтобы правильно строить свои
взаимоотношения с окружающими. Вы
склонны скорее буквально воспринимать
сказанные вам
слова и
руководствоваться ими. Например, кто-то
скажет вам: “Мне с вами совсем
не скучно”, сделав при этом кислую
мину. Но вы поверите словам, а не
выражению лица, хотя оно весьма
красноречиво. Развивайте интуицию,
больше полагайтесь на ощущения!
33 — 11 очков. Увы, язык мимики и жестов
для вас — китайская грамота. Вам
необыкновенно трудно правильно оценивать
людей. И дело не в том, что вы на это
не способны. Просто в не придаете этому
значения и очень напрасно. Постарайтесь
намеренно фиксировать внимание на
мелких жестах окружающих вас людей,
тренируйте наблюдательность. Помните
пословицу: тело — это перчатка для
души. Немного понимать душу другого —
верное средство самому не попасть в
капкан одиночества.
Ночевник
М.Н. Психология общения и бизнес. – М.,
1995, с.173.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #