Монахи и их польза и вред
бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов Синий Барс 9 месяцев назад Давайте разбираться в вопросе тщательно, ибо он неоднозначен. Зачем нужен институт монашества? В первую очередь необходимо уточнить: зачем он нужен… а кому именно? Если атеисту – так и отвечать бесполезно, все равно не поймет и не примет. И если, предположим, такой вопрос задал атеист, так он будет и общество представлять из подобных себе, как бы не объясняли, в конце концов решит, что монахи не нужны. Собственно говоря, такая ситуация случалась и в советском государстве, и в других. Атеисту лишь так скажу: монах тебе и не вредит. Он трудится по силе своей, и монастырь ничего не требует от мирян, находясь на самообеспечении (внимание: не требует. я не сказал : не просит. это личное дело каждого – откликаться на просьбу или нет), а зачастую приносит и реальную пользу вот тому внешнему обществу. Подбирает, лечит, дает работу и еду бомжам. Заботится о сиротах. Ведет культурные программы (во многих монастырях есть музеи). Многие монахи – неплохие психологи, которые помогают избавляться мирянам от таких зависимостей, как алкоголь и т.п. Если, по странности, такой вопрос задаст религиозный человек, так тоже и отвечать-то странно, поскольку ответ прост до изумления: монашествующие, уйдя от мира светского, имеют время и силы молиться о всем христианском мире, не будучи уязвленными мирской суетой. Но самый интересный ответ будет для человека, который вовсе еще не определился в своей вере, а также в выборе религии (что не одно и то же). Я бы сказал такому человеку: если ты допускаешь, что Господь есть над миром нашим, то поверь, что молитва к Богу – не пустой звук. Если ты выстраиваешь жизнь свою так, что за тебя есть, кому искренне молится из ближних твоих – очень возможно, что ты человек достойный. А если ты человек средний, заурядный, или, не дай Бог, оступившийся… Кто помолится за тебя? Только те, кто всю жизнь свою посвятил служению Богу и молитве Господней. То есть монахи. Их неустанная просьба облегчит судьбу души твоей. И если ты на распутье – очень и очень возможно, что достойный монах тебе поможет, не осуждая, а принимая таким, какой ты есть. Когда ты увидишь свет Господень, тогда монах укажет и путь к Господу. И этот путь вовсе не значит замыкания в стенах монастырских. Это значит, например: брось пить (а монах поддержит) и живи светло. Будь добрее к семье своей (и монах добрым словом наставит), и будет всей семье лучше. Ну и так далее. Я ооочень прошу не оставлять под моим ответом комментариев с осуждением жизни монашествующих. Так меня можно оскорбить не на шутку. Я не спорю с тем, что и среди монахов бывают недобрые и нечестные. Но не нужно по паршивой овце судить все стадо. Просто поверьте, что я знаю, о ком говорю. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Norik-2 9 месяцев назад в ДВУХ СЛОВАХ – монахи и монашки молятся ко Господу Богу и всем небесным силам, всем святым о нас с вами, о всех православных, и ,часто,и не православных людях, о нашей стране,об обретении Царствия Небесного.Вместе с молитвой монастыри помогают людям в трудных ситуациях, могут приютить на время или навсегда,помочь пережить трудности. Помогают детям, школьникам, если монастырь стоит вблизи школы,больным – если рядом с больницей. Поскольку монастыри живут на собственные средства, монахам приходится еще трудится и физическим трудом. Т.е. содержание монастыря, выращивание фруктов и овощей,скота,сбор трав,ягод и грибов,лов рыбы. Некоторые монастыри живут еще и экскурсиями, сбором подаяния, продажей треб и свечей. Насчет пользы обществу – жизнь в монастыре, если кто интересуется,должна показывать, как и зачем быть рядом с Богом. А поскольку Бог есть любовь, то значит,своим примером монахи ведут мирян к свету любви,чтоб все жили по заповедям Божьим и обрели Царствие Небесное. ovro1 9 месяцев назад По большому счету монастырь ничем не отличается от обычного колхоза. Там есть свое “правление”, есть свои “бригадиры” и рабочие, которые подразделяются на нанятых и “послушных”. Есть распорядок дня, который начинается довольно рано и заканчивается довольно поздно. В процессе подготовки ответа я зашел на форум, где игумен Александр (Пахомов) отвечает на вопрос – чем занимаются монашествующие. Вот к примеру распорядок дня Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого мужского монастыря, где настоятелем служит сей игумен: Согласитесь – чем-то похож на армейский. А если сюда добавить еще внутренний “устав” (довольно строгий!), то практически и различий не будет – особо не забалуешь!) Желающие могут пройти по ссылке и ознакомиться с правилами жития-бытия в монастыре. От себя добавлю только то, что выполнять роль “лежебока” там не получится, а за проступок типа “напился”, можно вылететь оттуда безо всяких яких, а за попытки “полюбить” – тем паче!) Кто уходит в монастырь? как мне представляется – идут люди слабые, не нашедшие себя в этой жизни. Молодые девчата – от разочарования в любви, если это женщины средних лет – значит не сложилась семейная жизнь или карьера, если женщина в возрасте – значит хочет на старости лет пожить спокойно, без забот о пропитании. А почему идут в монастырь по доброй воле мужики, у меня четкого ответа нет… евген33 9 месяцев назад Своим житиём показывают пример обществу, как надо поступать, когда уже нет желания грешить и служить общественной жизни в миру. То есть движет ими желание принять постриг в монахи или монашки и служить своей религии в затворничестве и в молитве. Уходят в монахи чтобы не согрешать от мирской жизни и придать себя служению в кельи и в труде на территории монастыря. Хотят возможно кто-то царствия небесного, а кто-то от алиментов прячется, у всех личное дело и причины, кто-то говорит служению Богу себя посвещают, наверное не врут. Обществу есть польза, меньше будет грехов совершаться в мирской жизни, ведь часть людей от общества уединилась в стенах монастырских. А ещё общество в котором есть монашество радуется о том что за него кто-то молится и страдает во спасение. Грешат и тешат себя эйфорией прощения и обретения царства небесного. Интересно если бы все люди в монахи ушли, наверное вымерли бы все люди на земле через какое то время и переселились все в царство небесное. sailor063 9 месяцев назад Мне кажется, это нужно интровертам или тем, кто просто устал от суеты, а так же тем, кто верит, но боится загробной жизни. Но выбор, на мой взгляд, мягко говоря странный. От суеты можно сбежать гораздо рациональней. Насчет пользы обществу сомневаюсь. Молодой московский человек 9 месяцев назад Зачем-то нужны. нужны могу сказать , что это явление,которое называется монахи и монашество , для управления людьми. монахи- это ФСБ- шники,мне кажется. какую они сами пользу приносят обществу: неизвестно. kpsr 9 месяцев назад Главная задача монашествующих- молится за все грехи мира и простить Господа Бога о прощении этих грехов. Отсюда понятно – что это нужно людям верующим. Нужно затем, чтобы наш мир с божьей помощью существовал как можно дольше. В экономическом смысле- монашествующие не приносят пользы обществу. В духовном смысле польза их огромна, но не измерима. Aleksandr6052 9 месяцев назад Эти люди ведут богоугодный образ жизни. Поэтому служат на Земле образцом поведения для остальных членов человеческого общества. Они, в отличие от других, почти не грешат. По поводу нужности для общества, скорее можно усомниться в развращённых светских людях, чем в монахах. Турук Макто 9 месяцев назад Чтобы кто-то работал, кто-то должен молиться. Монахи улучшают духовное состояние человечества в целом. На самом деле, оставаться в миру и быть верным Господу гораздо сложнее, потому спешить в монахи не следует, если нет особой тяги. Знаете ответ? |
В миру бытует мнение, что жизнь священников и уж тем более монахов, легка и беззаботна: знай себе, молись, а уж верующие люди обеспечат и хлебом, и деньгами. Все далеко не так. На ежедневную молитву в монастырях отводят около 5–6 часов, примерно столько же отводится на сон: все остальное время монахи работают, не покладая рук, неся различные послушания — от уборки территории или огородничества до ухода за больными.
При этом совершенно необязательно, что послушание устанавливают в зависимости от образования: архитектора могут отправить убирать коровник, а бывшего учителя математики — чистить картошку на монастырской кухне.
Количество монастырей
Всего в РПЦ насчитывают 455 мужских монастырей и 471 — женский, причем, часть из них расположена странах СНГ, а около 50 монастырей находятся в других иностранных государствах. В восьмидесятых годах в СССР было всего 14 действующих обителей, поэтому большинство монастырей были отстроены заново уже после развала Советского Союза.
Количество насельников в монастырях может быть самым разным — от пяти человек до двухсот (именно столько монахов спасаются в известнейшей и древнейшей подмосковной обители — Троице-Сергиевой Лавре (Сергиев Посад), основанной в 1337 году.
Монахи без дела не сидят
Если монастырь находится в большом городе и имеет какую-либо значимую святыню, то большую часть его доходов, действительно, могут составлять пожертвования и доход от паломников, которые останавливаются на ночлег и питаются в трапезной монастыря, заказывают требы, ставят свечи и покупают различные освященные предметы — образки, крестики, иконы и книги.
Может показаться, что в таких монастырях жить легче, но это не так. Большого труда стоит организовать жизнь и постой паломников, их пропитание: монахи трудятся на огороде, чтобы вырастить овощи и фрукты, затем их надо собрать и заготовить (летом в некоторых монастырях города Серпухова в день заготавливают до 200 банок одних только соленых огурцов), заложить овощи на хранение, потом — приготовить из заготовок вкусную и питательную пищу; а при гостинице обязательно должна быть прачечная.
Получается, что одни монахи следят за порядком на территории монастыря, другие — работают в храмах, третьи — обеспечивают исправность отопительного оборудования, электропроводки, осуществляют текущий ремонт, причем в женских монастырях тяжелую мужскую работу делают монахини — например, в отдаленных монастырях с помощью бензопилы заготавливают на зиму дрова.
Самым богатым монастырем страны считают московский ставропигальный (подчиненный патриархии) Покровский монастырь, куда стекаются паломники со всей страны поклониться чудотворной иконе и мощам Матроны Московской.
При этом богатые обители часто становятся источником бизнеса для местных жителей, которые пускают паломников на постой, организуют экскурсии по местным достопримечательностям, открывают возле монастырей столовые и сувенирные лавки. Так случилось в Дивеево, в Козельске, где находится Оптина пустынь, в Печорах.
Мед, яблоки и форель
Намного сложнее финансовые дела обстоят в отдаленных монастырях, где монахам всегда приходилось искать способы заработка: им требуется не только одежда и еда, но и необходимо содержать и ремонтировать помещения, платить за свет и тепло. Вот и приходится содержать пасеки, разбивать сады и даже пахать землю.
Подобным образом всегда жила Валаамская обитель — до революции здесь была построена обширная ферма и работало 30 производств: смоляной и кожевенный заводы, гончарные мастерские, кирпичный завод и завод по изготовлению свечей.
В XXI веке у монастыря есть обширное молочное стадо, в старом здании фермы насельники Валаама открыли сыроварню, на которой по лицензии производят знаменитые итальянские сыры «Качотта», «Рикотта» и «Монастико»; на рыбных фермах монахи выращивают в год около 100 тонн форели, разводят птиц (в том числе и павлинов) и увеличивают площади монастырских садов, на которых выращивают яблоки, грецкие орехи и виноград — то есть не только обеспечивают пропитанием себя и других, но и поддерживают экономику страны.
Отдаленная женская Сретенская обитель в Бурятии находится в ста километрах от столицы республики Улан-Удэ. Местность возле монастыря оживает только в летний сезон, когда мимо на Байкал едут туристы, и поэтому 30 монахинь завели свое подсобное хозяйство, в котором держат пуховых коз. Лечебное молоко и творог идут на продажу, а из теплой шерсти и пуха насельницы монастыря вяжут шали, варежки и носки.
Богородице-Казанский мужской монастырь в селе Коробейниково (Алтайский край) тоже находится в отдалении от ближайших городов; паломники, посещающие обитель ради чудотворной иконы Богородицы, бывают здесь по праздникам. Так что здесь монахи, которые своими руками отстраивают обитель, ориентированы на изготовление сельхозпродукции: у монастыря есть около 100 Га полей и техника.
На полях насельники выращивают пшеницу, из которой потом пекут хлеб и просфоры; картофель, капусту, томаты; на монастырской ферме есть стадо молочных коров, птица. Зимой монахи тоже не сидят без дела — заготавливают дрова и пиломатериал для строительства и нужд столярной мастерской, в которой делают киоты, распятия, кресты, наличники и мебель.
Точно так же живут и многие другие большие и малые монастыри по всей русской земле. Большим подспорьем для существования обителей являются различные, в том числе и православные, ярмарки, на которых монахи могут реализовать свою продукцию — от молока и меда до ручной вышивки или искусно написанных икон.
Но несмотря на это, многие монастыри все равно нуждаются — и не только потому, что средств не хватает, но и потому, что они занимаются благотворительностью, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни, ведь каждый, кто ушел в монахи, дает обет нестяжания.
Кто такой монах и зачем люди уходят в монастырь? Какие у монахов обеты и какие бывают виды (степени) монашества? Кто такие послушники? Когда монашество возникло в христианстве и почему оно возникло? Рассказываем.
Монах — кто это?
Монах — это тот, кто отдал свою жизнь служению Богу. Это не его выбор — а призвание. Многие в монастырь уходят, и лишь малая часть в итоге становится монахами, поскольку монашество это не умение, которое ты можешь освоить, а судьба.
Монах не прекращает жить на земле, не прекращает заниматься какой-либо работой для монастыря или для людей (это называется послушание), но каждая минута его жизни продиктована служению Богу, а не земным идеям, целям или идеалам.
Отныне он стремится жить подобно ангелу, а не человеку. Единственный стержень и смысл его жизни — молитва.
Чем монашеское призвание отличается от выбора?
Представим: в мире нет монастырей. Но окажутся люди, которые все равно будут стараться жить по-монашески — видя, что деньги это пыль; жить безбрачно и чисто, но не от «комплексов», а по пониманию вещей; жить — преумножая любовь.
Монашеские обеты
Монах дает обеты безбрачия, послушания и нестяжания.
Обет безбрачия
В своем глубоком смысле этот обет означает не просто отказ иметь жену (или мужа, если это монахиня), сколько понимание: пол больше не имеет значения, его больше нет. Монах ушел от мира, а вне мира — только души.
Обет послушания
Монах отказывается от своих желаний. Воля и силы воли остаются при нем, но отныне они направлены на молитву и желание постоянно сопребывать со Господом.
В монастыре этот обет образуется в форме беспрекословного послушания настоятелю. И это не раболепие и покорность, а радость и мир, поскольку в отречении от эго обретается настоящая свобода.
Обет нестяжания
Если человек становится монахом, из вещей ему уже ничего не принадлежит — даже шариковая ручка. И не потому что это запрещено (хотя, это запрещено), а потому что не нужно.
Душа, познавшая хотя бы раз Господа, соприкоснувшаяся хотя бы раз с Величием Духа Святого, теряет интерес ко всему земному. Все земное меркнет, как для юноши, влюбившегося в девушку, теряют значимость большинство обстоятельств.
Здесь, в монастыре, все вещи становятся ненужными, а в руках остаются только те, которые нужны по-необходимости: книги, телефон. Да и это — собственность не монаха, а монастыря.
Степени монашества
Монашеский путь имеет несколько степеней, но если говорить в самых общих чертах, то этапа три (если не два):
- Подготовка (трудник, послушник)
- Монашество
- Схимонашество (правильнее — схима)
Подготовка к монашеству может растянуться на несколько лет — бывали случаи, когда человек оставался послушником почти всю жизнь.
Пострижение в монахи наступает только тогда, когда настоятель монастыря безоговорочно убежден, что монашество — действительно призвание для этого человека, а не его эмоциональный или ситуативный выбор. Назад пути уже не будет: возвращение «в мир» равноценно, если можно сказать, самоубийству.
От настоятеля требуется большой опыт и духовная мудрость, чтобы понять — пришел момент для пострижения или нужно ждать еще, «проверять» человека. Послушник при этом, — разумеется, — может быть уверен, что для монашества создан, но пройдут годы, первоначальный духовный «пыл» спадет, и жизнь в монастыре станет для него не освобождением от мира, а горем.
Пострижение в схиму — это высшая степень монашества — «равноангельская». Она подразумевает, что монах освобождается от всех внешних послушаний (иными словами, уходит «в затвор», хотя для этого можно и не быть схимонахом), и его единственным и непрестанным деланием становится молитва. В русской традиции в схиму, как правило, постригают самых великовозрастных монахов.
Послушания в монастыре
Монастырь — большая семья. Она живет не только духовной жизнью (хотя, это основное), но и тем, без чего жизни на земле быть не может: хозяйством, пропитанием, жильем.
Послушания — это те дела и та работа, которую делают монахи в свободное от богослужений и молитвы время.
В послушании соединяются две цели:
- Чисто хозяйственная: монастырь нужно держать в порядке, монахов нужно кормить, это должен кто-то делать.
- Воспитательная: молиться денно и нощно это не умение, а Дар, который обретают единицы. Свободное от молитвы время станет бездельем. А безделье — худший враг человека и еще более худший для монаха.
Задача настоятеля монастыря — видеть и понимать: кого на какое послушание лучше направить: кто справится со столярными и хозяйственными работами, кто — c уходом за участком, кто — с готовкой пищи; кому можно доверить организационные работы, а кого, возможно, — от послушания освободить вообще.
Молитва в монастыре
При всей обязательности, которую послушания имеют в монастыре, они для монахов не главное. Главное делание иноков — это молитва.
Молитва в монастыре присутствует в трех формах:
- Богослужения
- Молитва в келье
- Молитва во время послушаний и всего остального времени
В большинстве монастырей любое послушание к началу богослужения должно быть остановлено — даже, если оно не закончено. Монах должен присутствовать на службе. Исключения могут быть для слабых здоровьем.
В некоторых монастырях такой строгости нет. Например, если братия в обители небольшая и на каждого монаха в течение недели ложится слишком много. В таком случае, монах по благословению настоятеля может пропустить ту или иную службу. Но лишь для того, чтобы молиться в другой форме: за каким-либо делом или келейно.
Келейная молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально.
Что касается молитвы во время послушаний и во все остальное время, то под этим подразумевается, что монах ни секунды жизни старается не проводить в пустом созерцании или праздномыслии. И постоянно, — за работой или в любую минуту бодрствования, — читает про себя какую-либо молитву — чаще всего, молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).
Когда возникло монашество в христианстве
Монашество возникло лишь в IV веке, в то время как множество святых было и до этого. Это главный довод против тех, кто считает, что быть монахом — «лучше», чем жить в миру.
Иисус Христос присутствовал на бракосочетании в Кане Галилейской и тем самым благословил семейную жизнь. И то, и то монастырь — только разный по форме. И там, и там можно пасть; и там, и там — обрести жизнь Вечную.
Монашество — это любовь к Богу, а любовь к Богу это не одежды, а образ жизни и мысли.
Как возникло монашество? Люди начали уходить в пустыню, поскольку понимали, что конкретно их мир «тянет» вниз и они уходят тем самым от своего призвания.
Основателем монашества считается преподобный Антоний Великий. В пустыню уходили и до него, но только ему своей святостью удалось собрать вокруг себя большую братию. Из явления как бы «случайного» монашество с тех пор стало неотъемлемой частью христианской традиции.
На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Присоединяйтесь!