Молибден в масле польза или вред
С некоторых пор на рынке расходных материалов для автомобилей появились технические смазки с молибденовым составляющим. В большинстве случаев наличие молибдена в моторном масле подается как фишка, благодаря которой смазочный состав получает великолепные качества. С одной стороны, это соответствует истине, с другой стороны, все чаще попадаются отзывы о его вредном влиянии. Попробуем разобраться.
MoS2 обычно применяется в металлургической промышленности. К его положительным свойствам относится:
· Защищает от появления коррозии;
· Жароустойчив;
· Отличается хорошей вязкостью.
Эти характеристики заинтересовали изготовителей моторных масел. Они стали включать его в состав жидкости. Такие масла, кроме молибдена, имеют большое количество специальных присадок, которые помогают стабильной работе двигателя.
Сегодня в состав самых новых моторных жидкостей входит дисульфид молибдена. О влиянии его на работу двигателя нет однозначного мнения. Дело в том, что присутствие этого вещества по-разному сказывается на различных марках автомобилей.
Принцип работы молибдена
Все действия MoS2 напоминают работу графитовых частиц. В его основу входит графитовая платформа, имеющая вид тончайшей пластины. Соединение состоит из двух атомов серы, а также одного атома молибдена. В результате образуется сильная связь. Такое средство отличается мощной антифрикционной функцией. В состав масла входит:
· Керамика;
· Эстеры;
· Графит.
Молибденовый компонент выпускается и в качестве отдельной присадки. Ее можно добавлять в масло для улучшения его технических характеристик.
Положительное влияние молибдена
При создании моторного масла с молибденом учитывались все требования изготовителей автомобилей. Поэтому такие продукты обладают рядом очень полезных преимуществ:
· Применение модификаторов трения увеличивают энергосберегающие характеристики;
· Предотвращает появление задиров;
· Защищает от повышенного износа;
· Отличные антифрикционные показатели;
· Уменьшается сила трения;
· Противодействует перегреву двигателя.
В принципе, молекулы серы не способны создать мощное соединение, но совместно с MoS2 получается мощная связка. Когда такое вещество попадает в моторную жидкость, металлические поверхности начинают покрываться прочными защитными слоями.
Смазочная жидкость содержит минимальное его количество, поэтому оно не оказывает влияния на работу клапанной системы, рабочий процесс остается стабильным.
В современных смазках находится много специальных присадок. Это дает возможность дисульфиду молибдена образовывать добавочный смазочный слой. Он начинает действовать, если изменяются эксплуатационные свойства стандартной жидкости. Дисульфид молибдена продается сегодня в отделах автохимии.
При смешивании специализированного масла с MoS2 заметно улучшаются свойства автомасла. Молибден способен работать при очень низких или высоких температурах. Обыкновенная смазка не способна осуществлять такие действия.
MoS2 с серой способен выдержать 400 градусов. Такую присадку можно использовать и в других экстремальных условиях. Она нашла применение в точной механике, ее добавляют в различные пластические материалы.
Отрицательные моменты
Бытует мнение, что молибденовые добавки лучше использовать в больших силовых установках. Они совершенно не подходят для бензиновых систем. Причина проста – частицы соединения молибдена и серы имеют достаточно большие размеры. Они могут попасть в зону работу поршневых колец, что приведет к выходу из строя самого двигателя.
Смазка с молибденовой добавкой, когда температура достигает высоких значений, усиливает коксование. В результате нарушается работа поршневой системы. Через нее начинают проходить отработанные газы, увеличиваются термические нагрузки. Приходится ремонтировать двигатель. Именно этот фактор сдерживает многие мировые концерны рекомендовать широкое использование молибденовой добавки.
Чтобы уменьшить силу трения, невозможно обойтись без синтетической основы. Она должна состоять из искусственных сильнодействующих эфиров, свойства которых похожи на касторовое масло. Такие присадки стали часто добавлять в гоночные машины, так как они способны выдержать большую температуру.
В составе новейших смазочных продуктов немалый объем занимает кальций, который вступает в агрессивную реакцию с MoS2. Это происходит намного раньше, чем вещество успеет покрыть металлическую поверхность.
Прежде чем приобрести молибденовую добавку, автолюбитель должен узнать все положительные и отрицательные характеристики этого вещества. Добавив в смазку дисульфид молибдена, можно нарушить работу двигателя.
Если в состав техраствора не входят моющие присадки, молибденовая добавка будет надежно защищать топливную систему машины. В военное время молибден использовался в качестве смазки для танков. В случае неожиданной утечки смазывающей жидкости двигатель спасал молибден. Он продолжал работать. Такой эффект возникал из-за отсутствия в маслах военной техники специальных моющих добавок.
Вывод однозначен. Молибден можно добавлять в масло, когда в его составе отсутствуют моющие присадки.
https://prem-motors.ru/molibden-motornom-masle/
Масло с добавлением дисульфида молибдена (MoS2 ) – предмет споров многих автомобилистов. Некоторые считают, что MoS2 улучшает свойства моторной жидкости и позволяют ей лучше защищать детали от износа. Другие категорически против применения молибденовых присадок.
Так кто же прав?
Присадки в масло с дисульфидом молибдена
Немного истории
Дисульфид молибдена начал применяться в конце Второй мировой войны в США. Данный минерал использовали в составе смазок для металлургической промышленности, а также в качестве присадки к моторному маслу для двигателей внутреннего сгорания наземной техники и авиамоторов.
Американские специалисты отмечали превосходные антифрикционные и антикоррозионные свойства дисульфида молибдена.
Благодаря высокой смазочной способности MoS2 молибденовые авиационные масла могли выступать в роли аварийных смазок, т.е. позволяли двигателям некоторое время работать «насухую» – в случае повреждения картера или масляных магистралей.
Во время Второй мировой войны немецкие солдаты использовали дисульфид молибдена в качестве присадки в двигатели боевых машин. В случае повреждения силовых агрегатов и утечки масла они могли функционировать еще некоторое время.
Широкое внедрение MoS2 началось с компании Liqui Moly GmbH. Ее основатель – Ханс Хенле – обнаружил емкости с порошковым дисульфидом молибдена и решил использовать его в составе моторных масел.
В 1955 году он приобрел патент на применение этого минерала, а в 1957 году основал компанию, название которой дословно переводится как «жидкий молибден».
Порошок дисульфида молибдена
В конце 70-х гг 20 века Liqui Moly провела широкую рекламную компанию, которая положила начало серийному производству добавок.
Двум автомобилям Volkswagen Kaefer, в которых вместо моторного масла использовали только молибденовую присадку, удалось обогнуть озеро Бодензе с длиной береговой линии 273 километра.
Как работает дисульфид молибдена?
Дисульфид молибдена – это модификатор трения. Он обладает хорошими защитными, антифрикционными и противозадирными свойствами, поэтому часто выступает в качестве компонента смазочных материалов.
MoS2 имеет пластинчатую структуру. Атомы молибдена и серы, из которых он состоит, имеют приблизительно одинаковый размер и образуют очень прочное соединение. Благодаря этому кристаллическая решетка минерала равномерна.
Структура слоя дисульфида молибдена
Порошок дисульфид молибдена не растворяется в масле, а присутствует в нем в виде взвеси (дисперсии). На поверхностях частицы MoS2 создают прочный защитный слой, который выдерживает воздействие высоких нагрузок.
Молекулы вещества очень подвижны друг относительно друга, что позволяет значительно снижать трение между сопряженными деталями. Дисульфид молибдена отлично работает при высоких температурах (до +400 °C).
Присадки на основе MoS2 можно легко найти в любом специализированном магазине. Самые известные добавки в масло выпускают компании Liqui Moly, Mannol, Suprotec, Hi-Gear.
Присадки в масло с дисульфидом молибдена
Производители обещают стабильность дисперсий при длительных динамических и термических нагрузках, их способность снижать износ двигателя, увеличивать его ресурс и мощность, сокращать расход масла и топлива.
Плюсы и минусы молибденовых присадок
Способность дисульфида молибдена уменьшать количество задиров, улучшать смазывание и снижать износ сопряженных деталей сыграла большую роль в его распространении как присадки к моторному маслу.
Молибденовые масла призваны максимально продлить работоспособность двигателей, особенно подверженных экстремальным нагрузкам и перегреву.
Однако многие автомеханики и эксперты считают применение присадок на основе дисульфида молибдена неоправданным. Дело в том, что современные моторные масла содержат большое количество активных моющих компонентов, много щелочи, кальция и других веществ, которые могут вступать в нежелательную реакцию с MoS2.
При этом происходит это намного раньше, чем образование защитной пленки на поверхностях деталей. В результате частицы дисульфида молибдена увеличиваются в размерах и в большом количестве оседают на масляном фильтре, загрязняя его.
Помимо всего прочего, MoS2 при окислении выделяет серу, вызывающую коррозию, и абразивную окись молибдена.
Именно поэтому моторные масла с дисульфидом молибденом нужно менять чаще других: если стандартный интервал замены составляет 8-10 тыс. км пробега, то при использовании масла с присадками он уменьшается до 5-7 тыс. км.
Подводя итог, следует отметить: применение любых присадок, в том числе с дисульфидом молибдена – это риск. Поэтому перед использованием каких-либо добавок следует проконсультироваться со специалистами, взвесить все “ЗА” и “ПРОТИВ”. В противном случае двигателю можно не помочь, а навредить.
Читайте другие наши публикации:
Дешевое синтетическое масло “Каждый день” 5w40. Можно ли его заливать в двигатель
Суперклей. 5 малоизвестных фактов о цианакрилатном клее
Больше интересных статей – на сайте mirsmazok.ru
Если было интересно – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!
Так уж сложилось, что многие считают наличие в моторном масле добавок молибдена признаком высокого качества и панацеей от всех бед.
Но не совсем понятно, почему тогда его не применяют все изготовители масел поголовно. Очевидно, что не всё там идеально, существуют недостатки и ограничения.
Заливаем масло в ДВС
Что такое молибден (характеристика химического элемента)
Это обычный металл, в чистом виде мало где используемый, но достаточно ценный в качестве легирующих добавок в сплавы.
К маслам он вообще не имеет никакого отношения, поскольку там применяется не сам металл, а его химические соединения, то есть совершенно другие по своим свойствам вещества.
Начиналась вся история с молибденом после того, как были отмечены особые свойства его соединения, а именно, дисульфида, как эффективной антифрикционной и противозадирной смазки для особо нагруженных узлов трения.
Молибден
Молекулы этого вещества создавали дополнительный скользкий слой на поверхности металла, работающий даже тогда, когда плёнка масла или смазки полностью выдавливалась из зазора.
Трение в контакте двух металлов разрушало обе поверхности в результате локального перегрева или механического повреждения.
Работает дисульфид молибдена на молекулярном уровне. Атомы серы, прочно соединённые с атомами присадочного металла и плохо взаимодействующие с материалом трущихся поверхностей создают своего рода среду сухой смазки, что защищает металлы и улучшает скольжение.
Зачем молибден в моторном масле
Дисульфид молибдена успешно вводят в масло для двигателя, где он стабилен и может долго находится в виде взвеси, сам по себе являясь твёрдым веществом и не растворяясь в нефтепродуктах и прочей органике, в том числе и достаточно агрессивных веществах присадок, которых в качественном масле великое множество.
Рабочий слой вещества на поверхностях двигателя очень тонок, поэтому не оказывает существенного влияния на геометрию зазоров.
Соединение проходит через масляные фильтры, не образуя крупнодисперсных частиц, способных создать засорения, тем более не понижает сечение маслопроводящих каналов.
Что такое молибден на самом деле
При этом молекулы присадки формируют на всех деталях вторую защитную границу. Первая образуется масляной плёнкой, но она имеет ограниченную прочность.
При высоком удельном давлении, которое всегда присутствует в особо нагруженных парах трения, плёнка разрывается и наступает контакт двух металлических деталей.
Мгновенно повышается температура, происходит механический или тепловой задир поверхностей. Присадка позволяет этого избежать.
Как изнашиваются детали двигателя
Особенную роль подобные присадки сыграли в тех условиях, когда двигатели могли испытывать масляное голодание при работе в нештатных режимах.
Например, моторы военной техники, повреждённые во время боевого применения.
Имелись случаи, когда двигатели самолётов, потеряв масло в результате попаданий снарядов в масляные радиаторы, продолжали некоторое время работать без масла, только на оставшейся плёнке из твёрдых веществ молибденосодержащих присадок.
В гражданских автомобилях на такое не рассчитывают. Тут на первый план выходит энергосберегающий эффект, когда в критических режимах масляного голодания, например, низких оборотах и большой нагрузке, коэффициент трения не возрастает и расход топлива остаётся в норме.
Плюсы молибдена
В настоящее время неорганические вещества на основе молибдена в моторных маслах повышенного качества почти не применяются, им на смену пришла органика.
Используются вещества, обозначаемые, как MoDTC или MoDTP, это более эффективные модификаторы трения, способные при определённых условиях даже легировать атомами молибдена трущиеся поверхности металлов.
Формула MoDTC
К уже известным антифрикционным свойствам добавляется эффект упрочнения поверхностей, между которыми остаётся прочный и скользкий дополнительный слой твёрдой смазки. Эти вещества более стабильны и придают новые свойства моторным маслам.
Особенно это важно для применяемых при низких температурах сезонных и энергосберегающих масел низкой вязкости, плёнка которых не отличается высокой прочностью основы. Хотя данные соединения часто добавляют и в более традиционные продукты, но уже в меньших количествах.
Стабильность пограничного слоя обеспечивается его динамическим обновлением. Молекулы присадки постоянно содержатся в составе масла и защита обновляется по мере расходования её молекул в зоне трения.
Поэтому не стоит верить заявлениям, призывающим один раз обработать двигатель, создав защиту, работающую даже после смены масла на обычное. Сроки обновления смазывающего продукта не должны нарушаться, какими бы свойствами он ни обладал.
Минусы молибдена
Основной проблемой может стать очень неохотное отношение производителей двигателя к присадкам на основе молибдена.
Кроме положительных свойств, подобные вещества имеют неустранимые недостатки, поэтому испытания продуктов автомобильными фирмами практически не проводятся, им вполне достаточно тех продуктов, под которые их двигатели были изначально рассчитаны и созданы.
- Прежде всего, изготовителей волнуют вопросы повышенной зольности металлосодержащих присадок. При высоких температурах и под воздействием кислорода они образуют отложения на деталях двигателя, вплоть до закоксовки поршневых колец.
У современных высокоэффективных двигателей это и так слабое место. Куда проще применять с теми же целями синтетические компоненты присадок на основе сложных эстеров или даже тефлона.
- Вторым большим недостатком стали реакции соединений молибдена с кальцием, который широко применяется в качественных маслах. Образуются крупнодисперсные частицы нерастворимых соединений, забивающие фильтры и ведущие к общему загрязнению двигателя.
Проблемы не имеют решения, поэтому многие молибденосодержащие вещества прямо запрещены к применению, вплоть до законодательного уровня. А уж получить допуск автопроизводителя таким маслам вообще нереально. Продукты распространяются только в виде отдельных присадок к маслу.
Если не сложно “ПАЛЕЦ ВВЕРХ” и “ПОДПИШИСЬ”. Читай ещё больше информации про молибден на AUTOvogdenie
Привет всем любителям этого очень полезного сайта! ))
Регулярно просматривал анализы масел, но вот зарегиться меня сподвиг вопрос после одного случая.
Первое сообщение на форуме будет с очень обширным вопросом. Ну что ж поделать.
Ну так вот. Сам я заливаю это масло, т.к. оно идёт как основное рекомендуеомое производителем для моего авто. https://www.oil-club.ru/forum/topic/8833-idemitsu-zepro-0w-20-api-sn-svezhee/
Но помимо вязкости 0-20, так же допускается 0-30, 5-30, 5-40. На зиму 0-20 считаю будет то, что надо.
Суть вопроса начнётся с этого. На профильном форуме один товарищ жаловался на то, что двигатель как-то хреново заводится.
Ему посоветовали проверить один датчик. Когда датчик был откручен, товарищ написал вот про это https://forums.drom.ru/subaru/t1151358480-p887.html#post1147999414
Тут конечно я сразу задумался действительно ли виновно масло в этом отложении и начал искать инфу по инету про масла с молибденом.
Нашёл две абсолютно противоположные статьи про моторные масла с молибденом. По одной статье всё ОК, по другой вообще не ОК.
Не поможете рассудить, где есть правда и стоит ли соскавить с такого масла, пока не поздно?
Статья по которой молибден есть хорошо.
В настоящее время есть как положительные отзывы автолюбителей о применении моторных масел с дисульфидом молибдена, так и отрицательные. Попытаемся разобраться, что это за вещество и как оно работает в смазочных материалах?
Все более жесткое регламентирование в отношении автомобильных выбросов и эффективности использования топлива приводит к возрастающим требованиям как к изготовителям двигателей, так и к разработчикам рецептур смазочных масел. Применение модификаторов трения, создающих антифрикционные слои в зонах нарушения масляной пленки, является одним из способов придания моторным маслам энергосберегающих свойств.
Дисульфид молибдена является классической противозадирной противоизносной присадкой в масла и смазки. Все производители моторных масел так или иначе добавляют в состав своих продуктов антифрикционные соединения — как жидкие, так и твердые: эстеры, дисульфид молибдена, керамика, графит. Механизм действия добавки MoS2 сходен с действием графитовых добавок и основан на ее слоистой, пластинчатой структуре.
Молекулы дисульфида молибдена MoS2 состоят из одного атома молибдена, который прочно связан с двумя атомами серы. Размеры атомов серы сопоставимы с атомами металлов, поэтому сера прочно прикрепляется к металлической поверхности трущейся детали (поршня или подшипника). Соединение серы с молибденом очень крепкое, а соединение между частицами серы в прилегающих молекулах наоборот, слабое.
При добавлении дисульфида молибдена в смазочные материалы обе трущиеся металлические поверхности покрываются защитными слоями молекул дисульфида молибдена, которые свободно скользят относительно друг друга. Таким образом, исключается непосредственный контакт металла с металлом. Значительно уменьшается трение и перегрев деталей в зонах трения, особенно при экстремальных нагрузках, и замедляется износ металлических деталей.
Дисульфид молибдена хорошо стабилизируется в моторном масле, что удерживает его во взвешенном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации, не позволяя самопроизвольно осаждаться на поверхностях двигателя, в том числе и в гидрокомпенсаторах. Защитная пленка MoS2 имеет ничтожно малую толщину по сравнению с рабочими зазорами двигателя, поэтому она не нарушает свободную циркуляцию масла в двигателе. Пленка формируется не бесконечно. После первого ее образования наступает равновесие, когда скорость наращивания и скорость изнашивания защитного слоя уравниваются. Это происходит только тогда, когда маслом с молибденовой присадкой пользуются постоянно, потому что только перманентное его присутствие в масляной системе поддерживает это равновесие, способствуя снижению трения и износа двигателя. При переходе на традиционное масло молибденовая пленка снашивается, а с ней пропадают все антифрикционные, противоизносные и противозадирные свойства присадки. С 2010 года моторное масло Eneos выпускается с новейшим пакетом присадок, содержащим дисульфид молибдена.
Добавление дисульфида молибдена в консистентные смазки, например, на литиевой основе, дает синергетический эффект: молекулы дисульфида создают на поверхности металла второй смазочный слой, который вступает в действие, когда обычная смазка уже не работает, например, при ударных нагрузках. В свое время такое техническое решение, как ШРУС, было реализовано благодаря введению в смазку MoS2.
Молибденовые присадки, кроме того, выпускаются как отдельный продукт автомобильной химии, например присадка в масло на основе молибдена (AUG), присадка в масло 5 в 1 (AUG). Область применения MoS2, кроме автомобильных моторных масел и смазок: благодаря высокой термостойкости, дисульфид молибдена применяют в областях, где обычные масла и смазки не могут работать из-за высоких температур, давления или использования необычных средств. Смазка на основе молибдена может служить при температурах до 400 oС. Применяется для долговременной смазки в точной механике, в виде порошкообразной смазки в процессах прокатки и волочения, в виде жидкой смазки, как добавка к пластическим массам для увеличения их плотности.
Статья по которой молибден – не есть хорошо.
Да уж, с молибденом надо быть поосторожней, как никак устаревшая технология, которую почему то никак не оставит Liqui Moly… Как говорится от греха подальше… А чтобы понятно было о чем мы тут переживаем, человек высказал основное про присадку дисульфид молибдена:
Какие преимущества у масел с молибденом?
Речь идёт о твёрдом смазочном материале, вводимом в моторное масло и образующем на металлических поверхностях слои, уменьшающие трение. Исследования показали, что такого рода добавки в масла эффективны, прежде всего, в таких промышленных агрегатах как лебёдка и редукторы с цилиндрическими зубьями. Для высокооборотных бензиновых двигателей в большинстве случаев результаты отрицательные.
Моторное масло с дисульфидом молибдена – это физическая смесь, а не химический раствор. Размеры твёрдых частиц дисульфида молибдена достаточно велики. При работе в двигателе эти частицы попадают не только в желаемые зоны трения, но и туда, где такие добавки не желательны, например – в зону поршневых колец.
Смазочные материалы, содержащие дисульфид молибдена, при высоких температурах не редко ведут к закоксовыванию или отложению твёрдых продуктов сгорания в зоне поршневых колец, что отрицательно влияет на работу ЦПГ (цилиндро-поршневой группы). Происходящий вследствие этого прорыв газов в масло через зону поршневых колец в значительной степени ведёт к высоким термическим нагрузкам и, следовательно, к усиленному образованию нежелательных отложений. Этот факт объясняет, почему моторные масла, содержащие дисульфид молибдена, не рекомендуются к применению крупными автомобильными фирмами.
Уменьшение трения в настоящее время возможно с помощью специальных синтетических базовых компонентов. Речь идёт о так называемых сложных синтетических эфирах – продуктах, по своей полярности и смазочной способности, сравнимых с касторовым маслом. Последнее в настоящее время до сих пор частично применяется в гоночных автомобилях. Сложные эфиры имеют высокую адгезионную способность и образуют очень стабильную смазочную плёнку. Достоинством синтетических масел является их чрезвычайно высокая термическая стабильность.
Во многих продуктах в качестве присадок используют дисульфид молибдена и тефлон (твердые вещества). Удельный вес молибдена равен приблизительно 5 и он имеет очень хорошую структуру для смазывания. Молекулы дисульфид молибдена (МoS2) движутся друг относительно друга, как например, листы книги. Графит имеет круглую форму, а молибден – пластинчатую. Использование молибдена было бы оправдано, если бы в двигателе использовалось масло без моющих присадок.
В Германии во время второй мировой войны дисульфид молибдена использовался в танковых войсках. Если происходила утечка масла, двигатель мог еще какое-то время работать благодаря молибденовым отложениям. Американцы во время войны во Вьетнаме смазывали молибденовыми маслами трансмиссии вертолетов, чтобы в случае повреждения не упасть как камень, а какое-то время продержаться в воздухе и приземлиться.
Недостаток современных моторных масел в том, что они содержат большое количество кальция. Кальциевые присадки реакционноспособны и они атакуют присадки молибдена до того, как те соприкоснутся с поверхностью металла. В результате образуется крупная молекула, которая оседает на фильтре. Если бы в современных маслах не использовался кальций и к чистоте двигателя не предъявлялись столь высокие требования, то дисульфид молибдена до сих пор был бы современной и хорошей присадкой. При использовании дисульфид молибдена, во-первых, истрачиваются кальциевые присадки, поддерживающие чистоту двигателя, во-вторых, засоряется фильтр и тем самым происходит загрязнение двигателя.
Молибденовые присадки от Liqui Moly могут успешно применяться в давно сформулированных российских маслах, не содержащих цинка и кальция.
В своей маркетинговой деятельности Liqui Moly оперирует старой информацией и не заостряет внимание клиентов на том, что у современных масел уже сбалансированный пакет присадок.
Собственник Liqui Moly, уйдя из фирмы, не желающей учитывать особенности современных масел, основал новую фирму под названием Meguin, которая ничего общего с молибденовыми присадками не имеет.
Изучая спецификации или, например, листы Mercedes-Benz, можно увидеть, что продукты Liqui Moly, содержащие дисульфид молибдена, не имеют лицензий, поскольку из-за этих присадок сульфатная зольность повышается настолько, что не укладывается в норму.
И тут – https://www.svong-1.com/MoS2/index.htm :
Источник: Svong
Теория.
Измельчённый, химически чистый MoS2, казалось бы, является уникальной, классической противозадирной, противоизносной присадкой в масла и смазки. Всё из-за слоистой структуры. По идеологии MoS2 прямой родственник графита (кстати Россия лидировала в мире по производству уникальных графитовых присадок на основе вермикулярного графита, сейчас многие технологии потеряны – брошены), то есть слоистые структуры позволяют держать огромные нагрузки в узле трения. Такое техническое решение, как ШРУС, я думаю было бы невозможно реализовать в своё время без MoS2.
Практика.
MoS2 (дисульфид молибдена)- очень уникальная вещь, которая держит громадные нагрузки в узле трения. Но, только наивный человек может лить молибден себе в двигатель. Ведь прозевал чуть-чуть момент замены масла и двигателю каюк. Почему? Потому что продукты окисления дисульфида молибдена состоят из окиси молибдена (MoO3), обладающей высокой абразивностью и серы – коррозионно-опасного агента. Очень наглядно это видно, когда рвётся пыльник на ШРУСе. ШРУС выходит из строя, не потому, что грязь попала внутрь, а потому, что под воздействием кислорода происходит распад дисульфида. Попадающая влага усугубляет ситуацию, так как при этом образуется серная кислота (H2SO4). Кислота размягчает металл, абразив приводит к износу. В итоге – хруст. Но, ШРУС можно и поменять, а вот двигатель менять хлопотно. Я, кстати, знаю много случаев, когда ранее популярная присадка Liqui-Moly (жидкий молибден) ускоряла путь к капремонту двигателя. И это была весьма высокая плата за ощущения ложного ремонта на 2000-3000 км. Аналогично некоторые умельцы догадываются смазкой ШРУС-4 забивать ступичные подшипники. Категорически опасно!
Выводы.
Во многих странах производство, или импорт масел с добавками дисульфида молибдена (MoS2) обложено повышенными пошлинами (следующий шаг – запрет). Именно из-за этого Liqui-Moly практически отказались от производства препаратов с MoS2. Казалось бы, мы ничего нового не открыли, всё это известные факты, но иногда приходится сталкиваться с некоторыми нечистыми на руку коммерсантами, которые пытаются переписать историю с MoS2 и решить свои материальные проблемы путём обмана покупателей.
Изменено 24 ноября 2013 пользователем SWORD