Моя жизнь не приносит пользы
В прошлой статье мы с вами начали разбираться тем, что делать, если “жизнь не в кайф”. Я рассказала вам, что такое явление имеет даже медицинское название “ангедония”, встречается не сказать, чтобы редко, и обычно сопровождает глубокую затяжную депрессию.
В этой статье давайте поговорим о том, ЧТО же все таки делать с этой напастью.
Думаю, эти рекомендации будут также полезны тем, у кого отсутствие радости в жизни проявляется не так глобально, а посещает время от времени настроениями “ничего-не-хочу”.
1. Вы серьезно?
Для начала стоит определить ваше отношение к происходящему – то есть к невозможности получать положительные эмоции, удовлетворение и наслаждение от происходящего в вашей жизни.
Вас это действительно тревожит и волнует?
Вы действительно готовы не просто мимоходом подумать : “Да, что-то хреново, надо бы разобраться” и забыть об этом, но и приложить усилия и начать совершать реальные действия в эту сторону?
Если ваш ответ “ДА!”, идем дальше.
2. Помоги себе сам
Самое простое, что вы можете сделать для улучшения вашего самочувствия – позаботиться о себе на уровне “физики”:
- качественный, полноценный, здоровый сон. Изучите эту тему и внедрите рекомендации. В большинстве своем они просты и требуют просто желания и дисциплины
- больше пейте воды, уделяйте внимание своему рациону, обратите внимание на продукты, богатые серотонином (сыр, нежирное мясо, чечевица, куриные яйца, фасоль, творог, пшено, гречка, бананы, дыня, финики, тыква, апельсин и многие другие)
- физическая активность, сознательное выделение времени на спорт, или хотя бы прогулки на свежем воздухе
- своевременный отдых и релакс: массаж, СПА, по выходным – изменение температурного режима в виде бани или сауны,
3. Исследуем пределы наслаждений
Итак, прошлые способы “причинения” себе невыразимого удовольствия канули в лету. Вас больше “не вштыривает”, “не вставляет” и “не колбасит”.
Значит, нужно найти новые источники удовольствия!
Ага, легко сказать, понимаю.
Поэтому для начала предлагаю составить план, разделив ваши поиски на области. Например,
- гастрономия и вкусы
- музыка
- фильмы
- книги
- природа, новые места
- путешествия
- новые занятия, навыки
- физическая активность, спорт
К примеру, вы решаете начать эксперименты со вкусовой составляющей. Выделите на это бюджет, время, заручитесь поддержкой друзей, если вам интересней посещать новые места в компании близких людей.
Ищите новые вкусы, пробуйте незнакомые продукты, блюда из разных кухонь мира, пытайтесь готовить сами неизвестные рецепты. Ищите те сочетания, которые по-настоящему вам понравятся. Посещайте кафе, в которых не были, рискуйте и пробуйте еду на улице (если она внушает доверие), пройдитесь по местным рынкам и внимательно осмотритесь.
Возможно, вас “зацепит” даже не вкус еды, а антураж: оформление и стиль заведения, необычная сервировка и подача, какой-то необычный шарм или изысканное настроение.
Подмечайте все и складывайте “в копилку” своей памяти. Старайтесь наслаждаться этим процессом “до самого дна”, а не просто скучающе тыкать в кнопки телефона в ожидании заказа, или приходить на рынок в настроении “ну разве можно меня чем-то удивить”.
В общем, ваша задача – составить варианты всех сфер жизни, в которых вы готовы искать новое и пробовать необычное и начать планомерно “прощупывать почву”.
Слушать новую, необычную для вас музыку. Открывать для себя новых авторов. Смотреть кинокартины, которым вы раньше не уделяли внимание. Пробовать новые увлечения и занятия. Экспериментировать с новыми формами досуга. В общем, думаю, вы поняли.
Для вдохновения обратитесь к примеру героя фильма “Всегда говори да” – помните, каким занудой он был вначале, и каким “душой компании” и “мастером на все руки” стал в финале? Понятно, у инициативы соглашаться на все есть и свои побочные явления:) Но с этим, думаю, вы, как здравомыслящий человек, разберетесь.
4. Дневник удовольствий
Звучит провокационно, не правда ли?
А на деле все безобидно. Но полезно.
Заведите себе “дневник удовольствий”, в который вы будете записывать ваши “опыты” над собой, и какой они дали результат. Записывайте каждый день наблюдения над тем, что происходило с вами, какую эмоциональную реакцию давал ваш организм, и что ее вызвало.
5. Таблетки-микстурочки
Поскольку ангедония (невозможность получать удовольствие и радость от жизни и своих достижений) часто является спутницей тяжелых депрессивных форм, то для улучшения состояния можно попробовать попринимать антидепрессанты.
Однако вот какая “собака” здесь зарыта.
Мы с вами уже выясняли, что ангедония – это в основном нарушения выделения нейромедиатора дофамина. А бОльшее число антидепрессантов работают на нормализацию выработки серотонина, который отвечает за улучшение настроения, снижение тревоги и стресса. А в вопросе “пропал кайф от жизни” они, увы, могут и не помочь.
Да, конечно есть и препараты, отвечающие за дофаминовую регуляцию. Но, во-первых, их немного. А во-вторых, у каждого препарата индивидуальное действие и список побочных явлений.
6. Помощь зала
Вернее, не зала, а специалиста по душевной самоорганизации.
Признаюсь, пункт, который требует тщательной подготовки, ибо психотерапевт (а лучше обращаться именно к психотерапевту, чем к психологу) должен быть проверенным, зарекомендовавшим себя, вызывающим у вас симпатию (насколько вы способны симпатизировать в вашем состоянии) и положительную реакцию.
Почему нужна помощь специалиста?
Часто в нас бывает намешан такой парадоксальный “коктейль” убеждений, что самостоятельно с этим трудно справиться.
Например, вы можете не осознавать, что в вас сильны установки:
радость и удовольствие нужно заслужить, они не даются просто так
после чего-то хорошего обязательно последует расплата
разве могу я радоваться и наслаждаться жизнью, если рядом кому-то плохо
чтобы порадоваться, нужен действительно значительный повод
Специалист может помочь “вытащить” все это “на поверхность”, помочь заменить эти установки на противоположные, и начать отрабатывать эти изменения в реальной жизни.
7 Играйте на опережение
Часто предупредить бывает проще, чем исправить. Поэтому, если у вас дела еще не зашли так далеко, напоминайте себе о необходимости радоваться всему положительному, что происходит в вашей жизни. Даже если и радоваться особо нечего – попробуйте сыграть в увлекательную игру, выискивая положительные моменты в происходящем.
Кстати, отличный пример позитивного мышления описан в книге “Поллианна” Элеонор Портер. Попробуйте, вдруг вам понравится!
А если эта статья была вам полезна – ставьте большой палец вверх и присоединяйтесь к этому каналу. Здесь говорят о Мужестве Быть и оставаться Человеком несмотря ни на что.
До связи!
Татьяна Серёгина
Статья о том, как получать удовольствие не только от результата, но и от процесса достижения целей. Информация будет полезна тем, кто стремится к цели или находится в поиске того, к чему стремиться.
Почему удовольствие от процесса важнее
Люди стремятся к благополучию жизни. Приятные ощущения появляются у человека уже от мыслей о том, «чего бы хотелось». Долгожданный отпуск на берегах диких островов в жарких странах, покупка действительно хорошей машины, стильных вещей, подчеркивающих личностные особенности человека, постройка собственного дома и другие привлекательные объекты, которые иногда становятся целями людей.
Конкретная цель выглядит в уме человека как заключительный, желаемый результат. Удобно воспринимать реальность, как движение от точки «А» в точку «Б». Эти рубежи находятся исключительно в Уме Человека. В действительности всё существует как непрерывный процесс. Поэтому купленный автомобиль, построенный дом, одежда и другие ценности становятся для человека обыденностью. Количество эндорфинов максимально в момент достижения цели, а затем плавно снижается до обычного уровня.
Цель может быть экстра приятной и доставлять максимум удовольствия, а может быть средней или вовсе нейтральной. Это вопрос отношения, которое зависит от конкретных, личностных особенностей человека. Процесс также имеет свою градацию отношения. Поговорка – «цель оправдывает средства», как раз об этом. И если момент достижения цели – это непродолжительный отрезок времени, то процесс достижения цели это 90% затраченного времени.
Очевидно, что удовольствия от жизни будет больше, если не только цель, но и весь путь, процесс, движение к цели, будет приносить удовольствие. Просыпаться каждый день с улыбкой и радоваться новому дню возможно, только когда есть процесс приносящий удовольствие. Даже обладая нескончаемыми ресурсами и имея возможность тратить крупные суммы каждый день, человек привыкает и это уже не приносит удовольствия. Только осознанная деятельность и понимание ценности своих поступков приносит долгосрочные приятные ощущения и радостное фоновое состояние, а также мотивирует стараться и находить лучший вариант в совершаемых действиях.
Как получать удовольствие от процесса
«Ты не находишься во вселенной, ты и есть вселенная, её неотделимая часть. Точка фокусировки, в которой вселенная осознаёт саму себя» (с.) Экхарт Толле.
Человечество – единый организм, состоящий из клеточек – конкретных людей. Увеличиваются и становятся больше те процессы, которые являются полезными и нужными для человечества, для вселенной. Если деятельность человека полезна для других, он получает благодарность и чувствует ценность своей деятельности.
Действительно классно делать то, что приносит реальную пользу и радость другим людям. Достижение своих личных целей становится второстепенным результатом, а при их большом количестве – подтверждением того, что деятельность реально полезная и нужная, то есть на неё есть спрос и люди готовы платить.
Чтобы получать удовольствие от процесса, нужно идти своим путём и быть на своём месте, принося пользу другим людям. Если человек идёт своим путём, то этот путь радостный, интересный и увлекательный, есть мотивация стараться и находить лучший вариант в совершаемых действиях. Осознание и внимательное отношение к смыслу своей деятельности, понимание ценности своих действий для других людей и стремление сделать больше — вот что приносит ощутимое ощущение удовольствие от процесса.
«Делай добро и приноси реальную пользу людям
Старайся отдать больше, чем получаешь и будешь получать больше, чем сейчас»
связаться с автором
Наш эксперт – семейный психолог, арт-терапевт, бизнес-тренер Ольга Заводилина.
Что имеем, не ценим
Большинство из нас считают, что плохое настроение возникает под влиянием какого-то негативного момента. И как только ситуация изменится – поменяется и внутренний настрой. Но, увы, так бывает не всегда. Если на первый взгляд в жизни всё складывается прекрасно, скорее всего, внутреннее недовольство росло в течение долгого времени.
Обычно причина такого положения вещей кроется в обесценивании себя и своих достижений. Человек не умеет ценить то, что у него есть. Этому он научился у родителей, которые в детстве больше внимания уделяли промахам ребёнка, а не его победам. Все успехи малыша они считали чем-то само собой разумеющимся (получил пятёрку – так и должно быть), а малейшую ошибку расценивали как повод для большой работы (тройка за диктант означает месяц дополнительных занятий русским языком). На самом же деле каждая полученная пятёрка – это результат длительного труда ребёнка, и, если этот труд не оценивается по достоинству, малыш перестаёт считать свои достижения значимыми.
Другая распространённая ситуация – когда ребёнок рвётся помочь родителям, но те отказываются от помощи, считая, что сами сделают лучше и быстрее. И снова малыш осознаёт, что его действия неспособны принести пользы, и ощущает себя никчёмным.
В погоне за счастьем
Неправильные установки сохраняются во взрослом возрасте, поэтому человек продолжает обесценивать всё, что имеет, думая, что престижная работа или крепкая семья должна быть у него априори. И тогда создаётся ощущение, что он не обладает ничем значимым, а это довольно болезненно.
Нередко в этой ситуации человек начинает задаваться надуманными целями. Например, может показаться, что для счастья необходимо получить прибавку к зарплате или поменять квартиру. Но на самом деле часто это вовсе не то, что действительно необходимо. И, как только цель оказывается достигнутой, наступает разочарование, ведь человек не привык ценить то, что у него есть. Эта бесконечная гонка с годами выливается в постоянное ощущение неудовлетворённости.
Невесёлое веселье
Пытаясь справиться с постоянным чувством разочарования, многие из нас стараются вернуть себе радость жизни при помощи минутных удовольствий. Начинают придумывать себе занятия, которые когда-то были приятны, – устраивают частые посиделки с друзьями или каждые выходные отправляются в поездки. Но всё это лишь отвлекает от решения настоящей проблемы, поэтому неудовлетворённость не уходит, а лишь накапливается. Это не значит, что нужно запереться в четырёх стенах, просто необходимо прислушаться к себе и понять, что ценного есть в вашей жизни уже сегодня.
Как правило, это нелегко. Изменить шаблон поведения, которому человек следовал с детства, очень сложно – он уже стал стилем жизни. В юном возрасте изменения будут идти быстрее. Зрелым людям — не обойтись без помощи психолога.
Медвежья услуга
Нередко близкие люди, пытаясь взбодрить человека, пребывающего в плохом настроении, невольно усугубляют ситуацию, возражая в ответ на его жалобы. Разговоры о том, что переживания надуманы, обесценивают проблему. Фактически говорящий это становится в позицию того самого родителя, который когда-то не обращал внимания на достижения своего чада. Ведь человек испытывает самые настоящие страдания, а его близкие называют их ерундой.
Поэтому не стоит давать советов о том, как немедленно исправить настроение. Лучше проявить сочувствие и дать понять, что проблемы близкого человека вызывают у вас сострадание.
Как улучшить настроение
Признайте наличие у себя разочарования, неудовлетворённости и плохого настроения. Если вы внутренне согласитесь с тем, что проблема существует, появится возможность найти резервы для её решения.
- Учитесь ценить свои достижения. Каждый день анализируйте, что сегодня вам удалось сделать, за что вы можете себя похвалить.
- Не требуйте от себя немедленных перемен. Для того чтобы поменять отношение к себе и к жизни, потребуется время. Любые попытки себя подгонять приводят лишь к стрессу и новым разочарованиям.
- Не стоит бесконечно забрасывать себя интересными мероприятиями. Остановитесь и подумайте, что вам действительно нужно. Пусть лучше выходов в свет будет меньше, но зато каждый из них принесёт радость.
- Ставьте перед собой реальные цели. Если вы хотите с нуля выучить иностранный язык, не стоит сразу записываться в группу, где уже говорят на определённом уровне, в надежде догнать однокурсников и ощутить радость от своей победы. Иначе велик риск понизить и без того не слишком высокую самооценку.
- Не пренебрегайте помощью психолога.
Первый читатель
Ирина Рудоминская, актриса
– Рецепт хорошего настроения прост: надо заниматься любимым делом, найти себя в этой жизни и быть для своего круга людей авторитетом. Тогда придёт понимание нужности себя в этом мире и эта гадкая «безрадостность» будет бежать, сверкая пятками.
«Ìû äåëàåì ïðîæèòü¸ èç òîãî, ÷òî ïîëó÷àåì; ìû äåëàåì æèçíü èç òîãî, ÷òî îòäà¸ì». Óèíñòîí ×åð÷èëëü
Æèçíü íå èìååò íèêàêîãî ñìûñëà.
Ïðè÷èíà, ïî êîòîðîé áîëüøèíñòâî ëþäåé íå ìîãóò íàéòè öåëü â ñâîåé æèçíè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíè ðàññìàòðèâàþò å¸ êàê âåùü, à íå îïûò. Öåëü ýòî íå òî, ÷òî ìû ìîæåì èìåòü; ìû ïðèâíîñèì ñìûñë â æèçíü.
 ýòîì ñîñòîèò ïàðàäîêñ ñ÷àñòüÿ ÷åì áîëüøå ìû çà íèì ãîíÿåìñÿ, òåì ìåíåå ñ÷àñòëèâûìè ìû ñåáÿ ÷óâñòâóåì. Ñ÷àñòüå ýòî ñêîðåå ñîñòîÿíèå äóøè, íåæåëè ýìîöèÿ.
Ïëîõî îïðåäåë¸ííàÿ èäåÿ ñ÷àñòüÿ «ò¸ìíàÿ ñòîðîíà ñ÷àñòüÿ», êàê å¸ íàçûâàþò ïñèõîëîãè îòâëåêàåò íàñ îò áîëåå çíà÷èìûõ àñïåêòîâ æèçíè. ×åì áîëüøå ìû îäåðæèìû ñ÷àñòüåì, òåì ìåíüøå ìû öåíèì òî, ÷òî óæå èìååì.
Ïóòü âàæíåå êîíå÷íîãî ïóíêòà íàçíà÷åíèÿ ìû íàõîäèì öåëü, ïóòåøåñòâóÿ.
Ñïîñîáíîñòü ïðèíîñèòü ïîëüçó ýòî òî, ÷òî ïðèäà¸ò ñìûñë æèçíè
«Ìû âîçâûøàåìñÿ, ïîäíèìàÿ äðóãèõ». Ðîáåðò Èíãåðñîëë
Îáðåòåíèå ñìûñëà ýòî öåëü æèçíè.
Îäíà èç ïîâòîðÿþùèõñÿ ïðîáëåì, ñ êîòîðûìè ÿ ñòàëêèâàþñü êàê êîíñóëüòàíò ïî ïåðåìåíàì â æèçíè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ëþäè ñìîòðÿò íà öåëü ÷åðåç èíäèâèäóàëèñòè÷åñêóþ ïðèçìó îíè äóìàþò, ÷òî ñìûñë âðàùàåòñÿ âîêðóã íèõ. Çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû «ïåðåïðîøèòü» óìû ëþäåé ñìûñë âðàùàåòñÿ íå âîêðóã íàñ, à âîêðóã íàøèõ îòíîøåíèé.
Àìåðèêàíñêèé ôèëîñîô è ïîýò Ðàëüô Óîëäî Ýìåðñîí áûë ïðàâ, êîãäà ñêàçàë: «Öåëü æèçíè áûòü íå ñ÷àñòëèâûì, à ïîëåçíûì, áëàãîðîäíûì è ñîñòðàäàòåëüíûì, è äåëàòü òî, ÷òî èìååò çíà÷åíèå, ÷òîáû æèòü õîðîøî».
Àðèñòîòåëü ïèñàë, ÷òî ñ÷àñòüå è óäîâëåòâîðåíèå äîñòèãàþòñÿ, êîãäà âû îòäà¸òå ëþáîâü, à íå òîëüêî ïðèíèìàåòå. Îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè ÿâëÿþòñÿ «ãëàâíîé îñîáåííîñòüþ ïîçèòèâíîé, ïîëíîöåííîé æèçíè» ýòî âàæíîå îòêðûòèå áûëî ñäåëàíî ïñèõîëîãîì Êýðîë Ðèôô, êîòîðàÿ èçó÷èëà ìíîæåñòâî òðóäîâ ðàçëè÷íûõ ôèëîñîôîâ.
Àíàëîãè÷íûì îáðàçîì, èññëåäîâàíèå Äýðèëà Âàí Òîíãåðåíà è åãî êîëëåã ïîêàçàëî, ÷òî ïðîñîöèàëüíîñòü ïðèäà¸ò íàøåé æèçíè ñìûñë. Ó÷àñòíèêè, êîòîðûå áûëè áîëåå àëüòðóèñòè÷íûìè, êàê ñîîáùàëîñü, âèäåëè áîëüøèé ñìûñë â æèçíè.
Ñóùåñòâóåò äâà òèïà áëàãîïîëó÷èÿ: ãåäîíè÷åñêîå (îùóùåíèå ñ÷àñòüÿ) è ýâäåìîíè÷åñêèé (îùóùåíèå ñìûñëà è öåëè).
Îñìûñëåííàÿ æèçíü è ñ÷àñòëèâàÿ æèçíü ÷àñòî èäóò ðóêà îá ðóêó, íî íå âñåãäà.
Ýòî ãëàâíàÿ èäåÿ ðàáîòû, îïóáëèêîâàííîé Ðîåì Áàóìåéñòåð â æóðíàëå Journal of Positive Psychology. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ïîêàçûâàþò, ÷òî ñìûñë (îòäåëüíî îò ñ÷àñòüÿ) íå ñâÿçàí ñ òåì, çäîðîâ ëè ÷åëîâåê, äîñòàòî÷íî ëè äåíåã îí èìååò, ÷óâñòâóåò ëè ñåáÿ êîìôîðòíî â æèçíè, â òî âðåìÿ êàê ñ÷àñòüå (îòäåëüíî îò ñìûñëà) äà.
Óäîâëåòâîðåíèå æåëàíèé è ïîòðåáíîñòåé ìîæåò ïðèíåñòè âàì ñ÷àñòüå, íî íå äîáàâëÿåò ñìûñëà. Ñ÷àñòüå ñâÿçàíî ñ íàñòîÿùèì; îñìûñëåííîñòü áîëåå öåëîñòíà îíà îáúåäèíÿåò ïðîøëîå, íàñòîÿùåå è áóäóùåå. Èññëåäîâàíèå óêàçûâàåò íà îäèí ôàêòîð, íåîáõîäèìûé äëÿ ïîèñêà ñìûñëà: ðàçâèòèå êà÷åñòâåííûõ îòíîøåíèé.
Ñ÷àñòüå ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òîáû áðàòü, à íå äàâàòü; îñìûñëåííîñòü ñ òåì, ÷òîáû äàâàòü, à íå òîëüêî áðàòü.
Æèòü çíà÷èò è áðàòü, è äàâàòü
«Áûëî äâà êëàññà ëþäåé, çàíèìàâøèõñÿ áëàãîòâîðèòåëüíîñòüþ: îäíè äåëàëè ìàëî, íî ïîäíèìàëè âîêðóã ýòîãî ìíîãî øóìà, â òî âðåìÿ êàê äðóãèå äåëàëè ìíîãî, íî âñåãäà ìîë÷àëè îá ýòîì». ×àðëüç Äèêêåíñ
Ñîãëàñíî êíèãå Àäàìà Ãðàíòà «Äàâàé è áåðè», âàø ïðèíöèï âçàèìîäåéñòâèÿ, îñíîâàííûé íà âçàèìíîé âûãîäå, îïðåäåëÿåò òî, ãäå âû îêàæåòåñü â êîíå÷íîì èòîãå: íà âåðøèíå èëè â ñàìîì íèçó ëåñòíèöû óñïåõà.
Ïî ñëîâàì Àäàìà Ãðàíòà, ïðîôåññîðà Áèçíåñ-øêîëû Óîðòîíà, ñóùåñòâóåò òðè ðàçëè÷íûõ ïðèíöèïà âçàèìîäåéñòâèÿ, îñíîâàííîãî íà âçàèìíîé âûãîäå. Ñîãëàñíî ýòèì ïðèíöèïàì, ëþäè äåëÿòñÿ íà áåðóùèõ, äàþùèõ è òåõ, êòî îòäà¸ò è áåð¸ò ïîðîâíó.
1. «Áåðóùèå» çàöèêëåíû íà òîì, ÷òîáû âñåãäà ïîëó÷àòü áîëüøå, ÷åì îòäàâàòü.
Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî ìèð æèâ¸ò ïî ïðèíöèïó «×åëîâåê ÷åëîâåêó âîëê», è ñòðåìÿòñÿ äîáèòüñÿ óñïåõà ëþáîé öåíîé. Êîãäà îíè îòäàþò, îíè ñòàíîâÿòñÿ ñëàáûìè. Áåðóùèå ÷óâñòâóþò íåîáõîäèìîñòü â ñàìîïðîäâèæåíèè, ïîñêîëüêó îíè íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì ñîïåðíè÷åñòâå ñ äðóãèìè.
«Êàêàÿ ìíå îò ýòîãî ïîëüçà?» «×òî ÿ ïîëó÷ó âçàìåí?» «Ïî÷åìó ìåíÿ ýòî äîëæíî âîëíîâàòü?» Èõ ïîñòóïêè ïðîäèêòîâàíû êîðûñòüþ îíè çàáîòÿòñÿ òîëüêî î ñåáå.
Òàêîå ïîâåäåíèå äåëàåò áåðóùèõ ðàñ÷¸òëèâûìè, îñòîðîæíûìè è ñàìîçàùèòíûìè.
2. Òå, êòî îòäà¸ò è áåð¸ò ïîðîâíó, âåðÿò â quid pro quo «òî çà ýòî».
Îíè ïîäõîäÿò ê îòíîøåíèÿì ñ ÷óâñòâîì ñïðàâåäëèâîñòè è ðàâåíñòâà. Åñëè îíè äåëàþò êîìó-òî îäîëæåíèå, îíè îæèäàþò ÷åãî-òî âçàìåí. Òî÷íî òàê æå, îíè ÷óâñòâóþò ñåáÿ â äîëãó ïåðåä âàìè, åñëè âû îêàçàëè èì óñëóãó.
«Åñëè òû âîçüì¸øü ó ìåíÿ, ÿ âîçüìó ó òåáÿ. Åñëè òû îòäàøü ìíå, ÿ îòäàì òåáå».
Òàêèå ëþäè îäåðæèìû áàëàíñîì îíè âñåãäà ñëåäÿò çà òåì, ñêîëüêî îíè îòäàþò è ïîëó÷àþò.
3. Äàþùèå ñîñðåäîòî÷åíû íà äðóãèõ
Èõ ïîñòóïêàìè ðóêîâîäèò ùåäðîñòü. Îíè íå âçâåøèâàþò ïëþñû è ìèíóñû è íå ïûòàþòñÿ óñòàíîâèòü áàëàíñ. Îíè ñòðåìÿòñÿ îáîãàòèòü æèçíü ëþäåé, ñ êîòîðûìè âçàèìîäåéñòâóþò.
«×òî õîðîøåãî è öåííîãî ÿ ìîãó ïðèâíåñòè â æèçíü ýòîãî ÷åëîâåêà?» «×òî ÿ ìîãó ñäåëàòü äëÿ íåãî?»
Äàþùèå äâèæèìû ñìûñëîì. Îíè ñòðåìÿòñÿ áûòü ùåäðûìè, äåëÿñü ñâîèì âðåìåíåì, çíàíèÿìè, èäåÿìè è ñâÿçÿìè ñ äðóãèìè ëþäüìè.
Ïîíèìàíèå ýòîé ìîäåëè ïðîñòîå: áóäüòå äîáðû è ïîëåçíû äðóãèì. Îäíàêî åñòü íåêîòîðûå ñóùåñòâåííûå ðèñêè. Â òî âðåìÿ êàê áîëüøèíñòâî äàþùèõ íàõîäÿòñÿ íà âåðøèíå êîðïîðàòèâíîé ëåñòíèöû, ìíîãèå èç íèõ òàêæå ìîãóò îêàçàòüñÿ âíèçó ëåñòíèöû.
Åñëè âû îòäà¸òå ñëèøêîì ìíîãî (èëè íå òåì ëþäÿì), ýòî ìîæåò íàâðåäèòü âàì.
Ïðîáëåìà ñ òåì, ÷òîáû äàâàòü
«Åñëè ìîæåòå, ïîìîãàéòå äðóãèì; åñëè íå ìîæåòå, ïî êðàéíåé ìåðå, íå ïðè÷èíÿéòå èì âðåäà». Äàëàé-ëàìà
Äàð îòäàâàòü ìîæåò ñòàòü ñëàáîñòüþ âû ìîæåòå ñòîëêíóòüñÿ ñ âûãîðàíèåì.
Èññëåäîâàíèå Àäàìà Ãðàíòà ïîêàçûâàåò, ÷òî â ëþáîé îðãàíèçàöèè ñóùåñòâóåò áèìîäàëüíîå ðàñïðåäåëåíèå äàþùèõ. Áûëà âûäåëåíà îáùàÿ ÷åðòà, õàðàêòåðíàÿ äëÿ òåõ, êòî îòëè÷àëñÿ íàèõóäøåé ïðîèçâîäèòåëüíîñòüþ. Èíîãäà îíè îòäàþò ñëèøêîì ìíîãî. Èíîãäà îíè îòäàþò íå òåì ëþäÿì (áåðóùèì).
Êîíòåêñò òîæå èìååò çíà÷åíèå. Îòäàâàòü â ðàáî÷åé êóëüòóðå, êîòîðàÿ âîçíàãðàæäàåò áåðóùèõ (ëþäè, êîòîðûå ìíîãî áîëòàþò, íî íè÷åãî íå äåëàþò) çíà÷èò ëèøàòü ñåáÿ óâëå÷¸ííîñòè.
Íåêîòîðûå ëþäè íå ìîãóò ïåðåñòàòü îòäàâàòü, äàæå åñëè ñèòóàöèÿ îñòàâëÿåò èõ ýìîöèîíàëüíî îïóñòîø¸ííûìè. Ìîæåò áûòü, ïîòîìó, ÷òî îíè íå çàáîòÿòñÿ î ñâîèõ ïîòðåáíîñòÿõ èëè áîÿòñÿ ðàçî÷àðîâàòü äðóãèõ. Åñòü ëþäè, êîòîðûå áîÿòñÿ íàêàçàíèÿ â ñëó÷àå, åñëè îí è íå îòäàäóò âñ¸.
Âàæíî óìåòü îòäàâàòü ïðàâèëüíî ýòî çàùùàåò âàñ îò òîãî, ÷òîáû âàìè ïîëüçîâàëèñü.
Êîãäà âû îòäà¸òå, ýòî ïðèâíîñèò ñìûñë â âàøó æèçíü, ðàçâèâàÿ áîëåå êðåïêèå îòíîøåíèÿ. Äàþùèå ñîçäàþò áåñïðîèãðûøíûå ñèòóàöèè è ïîìîãàþò äðóãèì äîáèâàòüñÿ óñïåõà.
Æèçíü ýòî êîíòèíóóì, ãäå âñå âàøè äåéñòâèÿ ïåðåïëåòåíû. Âû ñîçäà¸òå ñâîþ êàðìó âû ïîëó÷àåòå òî, ÷òî îòäà¸òå. Òå, êòî îòäà¸ò è ïîëó÷àåò ïîðîâíó òî åñòü ñòðåìÿòñÿ ê quid pro quo áóäóò òÿíóòüñÿ ê âàì.
Ñåìü ñïîñîáîâ áûòü ïîëåçíûì äðóãèì
«Åñëè âû çàææ¸òå ëàìïó äëÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà, îíà áóäåò îñâåùàòü è âàø ïóòü». Áóääà
Ëþäè, êîòîðûå ùåäðû, îòäàþò áîëüøå, ÷åì ïîëó÷àþò, èñêðåííå ïûòàþòñÿ ïîìî÷ü äðóãèì, ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ äîáüþòñÿ óñïåõà. Âîò íåñêîëüêî ñïîñîáîâ, êàê ìîæíî ïîìîãàòü îêðóæàþùèì:
1. Ñòðîéòå, íå îãðàíè÷èâàéòå äðóãèõ:
Ñàìûé ïðîñòîé ñïîñîá ïîìî÷ü äðóãèì îïèðàòüñÿ íà èõ èäåè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ìû ðåàãèðóåì îòâåòàìè «äà» èëè «íåò», îäíàêî ìûñëåííî ìû ñïèñûâàåì èäåè äðóãèõ ñî ñ÷åòîâ. Ëèáî ïîòîìó, ÷òî ìû çàíÿòû, ëèáî ïîòîìó, ÷òî íàì âñ¸ ðàâíî. Ìûøëåíèå «Äà, è…» ñäåëàåò âàñ áîëåå ïîëåçíûì. Óñèëèâàéòå èäåè è ìûñëè äðóãèõ ëþäåé. Êðåàòèâíîñòüþ äâèæåò ùåäðîñòü.
2. Ïðàêòèêóéòå ïÿòèìèíóòíóþ ïîìîùü:
Èçâåñòíûé ïðåäïðèíèìàòåëü Àäàì Ðèôêèí ïðèäóìàë ìåòîä «ïÿòèìèíóòíîé ïîìîùè». Ýòî íåáîëüøèå, íî äåéñòâåííûå óñëóãè, êîòîðûå çàíèìàþò ìàëî âðåìåíè. Ðàññìàòðèâàéòå âñå ñïîñîáû, êîòîðûìè âû ìîæåòå ïîìî÷ü äðóãèì. ß, íàïðèìåð, çíàêîìëþ ëþäåé äðóã ñ äðóãîì, äàþ ðåêîìåíäàöèè/ñîâåòû è îáåñïå÷èâàþ îáðàòíóþ ñâÿçü.
3. Áóäüòå àêòèâíûì ñëóøàòåëåì:
Áîëüøèíñòâî ëþäåé íå íóæäàþòñÿ â ñîâåòàõ. Îíè ïðîñòî õîòÿò, ÷òîáû èì óäåëèëè âíèìàíèå. Ðàçãîâîðû ïðèíîñÿò ÿñíîñòü è ïåðñïåêòèâó. Ê ñîæàëåíèþ, áîëüøèíñòâî ëþäåé íå ñëóøàþò äðóãèõ îíè ëèøü ñòðåìÿòñÿ ïîäåëèòüñÿ ñâîåé ìóäðîñòüþ. Âíèìàíèå è ïîíèìàíèå òðåáóþò ùåäðîñòè. Ïðèñóòñòâóéòå â ìîìåíòå è íå ïåðåáèâàéòå.
4. Îêàçûâàéòå ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå:
Èíîãäà ìû íå çàìå÷àåì, êàê íàøå ïîâåäåíèå âëèÿåò íà äðóãèõ. Âàøè ñëîâà è ìûøëåíèå îêàçûâàþò ìîùíîå âëèÿíèå îíè ïðèäàþò ñìûñë âàøèì îòíîøåíèÿì. Âäîõíîâëÿéòå äðóãèõ, ýòî òàêæå ïðèíîñèò ïîëüçó.
5. Íå æäèòå íè÷åãî âçàìåí:
Âàøå âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ öåííûì àêòèâîì îòäàâàéòå, íå îæèäàÿ íè÷åãî âçàìåí. Íåêîììåð÷åñêèå îðãàíèçàöèè, ëþäè èëè êîìïàíèè, êîòîðûå òîëüêî íà÷èíàþò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü, íóæäàþòñÿ â âàøèõ óñëóãàõ áîëüøå, ÷åì òå, êòî ìîæåò ñåáå ýòî ïîçâîëèòü. Çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ñâîåé êîíñàëòèíãîâîé ïðàêòèêè ÿ ïðîâîæó íà îáùåñòâåííûõ íà÷àëàõ ýòî ëó÷øèé ñïîñîá âûðàçèòü áëàãîäàðíîñòü çà óñïåøíûé áèçíåñ.
6. Áóäüòå íàñòàâíèêîì äëÿ äðóãèõ:
Âû ìîæåòå èçìåíèòü ÷üþ-òî æèçíü. Íàñòàâíè÷åñòâî ýòî àêò ñîïåðåæèâàíèÿ: âû ñìîòðèòå íà æèçíü ãëàçàìè äðóãîãî ÷åëîâåêà. Íåâàæíî, êîìó âû ïðèõîäèòåñü íàñòàâíèêîì: òîìó, êòî òîëüêî íà÷èíàåò ñâîé ïóòü, èëè óñïåøíîìó ïðîôåññèîíàëó, êîòîðûé ñòðåìèòñÿ ê ïåðåìåíàì â êàðüåðå, íàñòàâíè÷åñòâî ïðåîáðàçóåò îáå ñòîðîíû. ß óçíàë ýòî íà ñîáñòâåííîì îïûòå. Áûòü íàñòàâíèêîì çíà÷èò áîëüøå, ÷åì ïðîñòî îòäàâàòü; âû îáó÷àåòå ïîäîïå÷íîãî èñêóññòâó áûòü ïîëåçíûì.
7. Ñòàíüòå âîëîíò¸ðîì:
Ñîãëàñíî îò÷¸òó Deloitte, 74% ëþäåé, êîòîðûå çàíèìàþòñÿ âîëîíò¸ðñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, îòìå÷àþò óâåëè÷åíèå áëàãîñîñòîÿíèÿ è îáðåòåíèå ÷óâñòâà öåëè. Âû ìîæåòå ñòàòü âîëîíò¸ðîì èëè âûðàáîòàòü ïðèâû÷êó åæåäíåâíî ñîâåðøàòü äîáðûå äåëà.
Ñàìà æèçíü íå èìååò ñìûñëà ìû îáðåòàåì åãî, ïóòåøåñòâóÿ.
 ìèðå ïîëíî äàþùèõ è áåðóùèõ. Îäíè ëþäè ëþáÿò âíîñèòü âêëàä â îáùåñòâî, à äðóãèå ïðîñòî çàáîòÿòñÿ î ñåáå. Òî, ÷òî ìû âûáèðàåì, îïðåäåëÿåò íàøó êàðìó.
Öåëü ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû áûòü ïîëåçíûì íàñëàæäàòüñÿ ñâîèìè äîáðûìè ïîñòóïêàìè, íå îæèäàÿ íè÷åãî âçàìåí. – via