Мнение ученых о пользе чтения
То, что чтение полезно, многими воспринимается как аксиома, однако в этом утверждении немало белых пятен. Во-первых, оно вовсе не так уж и очевидно, ведь измерить «полезность» чтения очень непросто. Большинство выводов о благотворном влиянии чтения на человека на самом деле основаны на теоретических предположениях, чем реальных научных исследованиях. Недоверчивые граждане в свою очередь замечают, что чтение художественной литературы не тренирует никаких важных в реальной жизни навыков, не снабжает важной информацией, а если что и развивает — так это только воображение. Находятся даже люди, утверждающие, что чтение не только не полезно, а наоборот — может принести вред, так как «отрывает» человека от действительности, погружая в воображаемые миры, и тем самым делает его менее социально приспособленным. Так что польза чтения отнюдь не очевидна.
Второй важный вопрос, это качество прочитанного. Интуитивно мы предполагаем, что прочтение полного собрания сочинений Дарьи Донцовой принесет вам меньшую пользу, чем самый коротенький рассказ Чехова. Но подтвердить это оказывается ещё сложнее, чем с чтением вообще. В этой заметке мы постарались собрать воедино последние исследования ученых, касающиеся той пользы, которую приносит людям чтение именно художественной литературы. Подборка составлена по материалам СМИ, выбраны только те материалы, где есть указание на организацию, проводившую исследование, и хоть какое-то описание экспериментальной методики.
Начнем с поэзии. Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения. Особенно активизировались зоны, связанные с автобиографической памятью. Дополнительно ученые пересказали содержание стихотворений «своими словами». Так вот, чтение этих пересказов не оказывало почти никакого влияния на мозговую активность.
Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине, отвечающей за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги. Ученые выяснили также, что читатели переживают опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания того или иного действия конфигурация межнейрональных связей начинает повторять их конфигурацию в момент совершения этого действия. К примеру, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и сам физический процесс плавания.
Специалисты из Оксфордского университета также использовали МРТ и выяснили, что при чтении у человека активизируются те же самые участки мозга, как и при наблюдении описанных в книге сцен вживую. Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Иными словами, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — очень недалеко от истины.
А в 2008 году исследователи из Университета Дьюка выяснили, что чтение может быть использовано при лечении от ожирения. Они обследовали 30 девочек в возрасте от 9 до 13 лет, страдавших ожирением. Одним из них предложили прочитать роман «Спасительное озеро» — о девочке с избытком веса и низкой самооценкой, которая пытается похудеть. Вторая группа читала книгу, где такого персонажа не было, а третья вообще ничего не читала. В результате снижение индекса массы тела в первой группе почти в два раза превысило результаты второй и третьей групп. Ученые связали это с влиянием чтения на мотивацию девочек. Польза чтения специфической литературы подтверждалась и в других исследованиях.
Коллектив ученых (преимущественно из Франции) под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene) сравнивал активность мозга (с помощью всё того же МРТ) неграмотных людей, людей, научившихся читать в зрелом возрасте и «обычных», грамотных с детства. Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров. Но не только это характеризует работу „грамотного мозга“ — даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.
Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.
Нейрофизиолог Дэвид Льюис с коллегами провели исследование, как разные виды активности способствуют снятию стресса. Группу добровольцев вводили в состояние стресса, а затем предлагали этот стресс снять при помощи того или иного метода. Оказалось, что самым эффективным антистрессом является именно чтение. Шести минут чтения было достаточно для того, чтобы расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие методы как прослушивание музыки, распитие чая и прогулка.
Американский исследователь Роберт Уилсон с группой ученых в течение 6-ти лет наблюдали за группой из почти трехсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.
Теперь перейдем к несколько неожиданным исследованиям. Вопреки распространенному мнению, сотрудники университета Тулузы доказали, что читать во время еды не только не вредно, а наоборот — полезно! У тех людей, которые не расстаются с книгой за столом, пища усваивается гораздо лучше, чем у тех, кто смотрит телевизор. Во время чтения человек пережевывает пищу медленнее, в результате чего еда поступает в желудок в более измельченном виде и хорошо пропитывается пищеварительными соками.
Ученые Нюрбергской академии нравственного и физического здоровья пришли к ещё боле экзотическому выводу. Оказывается, полезно читать в туалете. Особенно тем, кто страдает запорами. Текст отвлекает читателя от собственных переживаний, а захватывающий сюжет благоприятно влияет на сокращение стенок кишечника, поэтому исследователи рекомендуют оставлять в туалете детективы и шпионские романы.
Но вне конкуренции оказались сексологи из лаборатории эякуляторной патологии при госпитале святого Патрика. Эти ребята установили, что определенную пользу может принести чтение.. да, во время секса! Оказалось, что чтение математических книг во время соития способствует продлению полового акта. Я, по правде сказать, не рискну воспользоваться этим ценным советом, но если кто-то попробует — пишите в комментариях, что получилось.
Ну а самую большую пользу от чтения выявили вовсе не ученые, а полицейские Новосибирска. В феврале прошлого года в городе произошел такой инцидент. Давний «приятель» девушки, видимо решил насильно вернуть её расположение и угрожая пистолетом пытался затащить в свой автомобиль. Друг девушки, оказавшийся поблизости, решил помешать и получил пулю прямо в грудь. Однако, пуля застряла в страницах книги, лежавшей в нагрудном кармане парня, который в результате отделался ушибом.
На этом мы заканчиваем наш и без того затянувшийся экскурс в науку. Надеюсь, что теперь вам будет что сказать на вопрос: «Чем вообще полезно, твоё чтение?» Ведь польза чтения – научно доказанный факт.
Источник: bookmix
Далеко не все считают, что люди, посвящающие много времени чтению книг, тем самым приносят пользу собственному здоровью. Тем не менее, ряд исследований указывает на то, что книголюбы живут дольше и чувствуют себя лучше, чем те, кто считает себя далеким от этого хобби. В частности, в этом году к такому выводу пришли специалисты из Йельского университета, доказавшие, что люди, читающие более 3,5 часа в день тем самым снижают риск ранней смерти на 23 процента.
В данном исследовании американские специалисты отметили лишь саму взаимосвязь между любовью к чтению и продолжительностью жизни, однако природу этой зависимости помогают понять некоторые работы, опубликованные ранее. Основываясь на них, The Huffington Post представил подборку из пяти основных причин, по которым человеку следует как можно больше читать. Некоторые из этих причин выглядят вполне логичными, в то время как другие на первый взгляд могут оказаться довольно странными, но при ближайшем рассмотрении также вполне имеют смысл.
Во-первых, чтение позволяет человеку избавиться от стресса, тем самым косвенно защищая его примерно от 60 процентов всех распространённых болезней. В частности, стресс на 50 процентов повышает риск инсульта и на 40 процентов — риск болезней сердца. В 2009 году специалисты, представляющие Университет Сассекса, пришли к выводу, что чтение книг способствует снижению уровня стресса на 68 процентов — менее эффективными в этом отношении оказались даже прогулки на свежем воздухе и спокойная музыка.
Во-вторых, книги позволяют мозгу человека до более позднего возраста работать «в полную силу». С возрастом когнитивные способности людей снижаются, и порой это принимает такие тяжелые формы, как болезнь Альцгеймера. В 2013 году учёные из Университета Раша пришли к выводу, что люди, много читающие или каким-то иным образом «стимулирующие» свой мозг, в меньшей степени подвержены развитию деменции. Впоследствии эти результаты были подтверждены и рядом других исследований.
Третья причина позволяет понять, почему человеку следует читать именно «бумажные» книги или, в крайнем случае, пользоваться устройствами с электронной бумагой. Дело в том, что люди, много времени проводящие перед монитором компьютера или постоянно разглядывающие экран собственного смартфона, тем самым ухудшают качество собственного сна. Исследование, демонстрирующее эту взаимосвязь, было опубликовано в недавнем выпуске журнала Social Science & Medicine. В то же время, чтение на ночь обычной книги, как отмечают различные специалисты, способствуют здоровому сну и более органичному переходу от бодрствования к дрёме (особенно, если превратить книгу на ночь в своего рода «ритуал»).
Четвёртое преимущество, которое даёт чтение книг, можно назвать самым неожиданным из них — как показывает ряд исследований, подобное времяпрепровождение оттачивает социальные навыки. На первый взгляд может показаться, что любители чтения зачастую пытаются «спрятаться» в книжные миры от живого общения, тем самым становясь ещё менее к нему подготовленными. Однако, как демонстрируют некоторые научные работы, на самом деле любители почитать значительно чаще осознают ключевую для взаимопонимания деталь — что другие люди могут мыслить совсем не так, как они, верить в другое и мечтать о другом.
Наконец, чтение попросту делает человека умнее. В частности, об этом свидетельствует обнаруженная в 2014 году закономерность, согласно которой чем лучше семилетний ребёнок умеет читать, тем выше вероятность, что он обладает высоким для своего возраста показателем IQ.
Научные факты о пользе чтения
Наверняка вы тоже с самого детства привыкли слышать, что читать полезно. Звучит, конечно, неплохо, но почему-то никто не утруждал себя аргументами. Так что со временем многообещающее утверждение превратилось в одну из множества занудных банальностей. По случаю Всемирного дня книголюбов 9 августа мы решили исправить несправедливость и отыскали любопытные научные факты, доказывающие этот отрадный факт.
Чтение снимает стресс. И по этому поводу есть свеженький (буквально, прошлогодний) доказательный эксперимент, которым озадачилась группа ученых из Университета Сассекса под руководством нейрофизиолога Дэвида Льюиса. В лучших научных традициях, они сначала вдоволь поизмывались над добровольцами, заставляя их делать физические упражнения и корпеть над умственными тестами, а затем задались целью нормализовать пульс, давление и мышечный тонус подопытных. В качестве экспериментальных методов использовалась музыка (снижает стрессовые показатели на 61%), чашка теплого ароматного чая (54%), прогулка на свежем воздухе (42%). И чтение, которое установило качественный рекорд – 68% – причем всего-то за шесть минут. Теперь вы знаете, что делать, когда все идет не так.
Чтение развивает интеллект. За этой расхожей фразой скрывается образование нейронных связей в головном мозге, что, говоря простыми словами, «тренирует» серую массу и положительно сказывается на ее обладателе. За доказательствами отправимся в Атланту, где испытуемым предлагали ежедневно читать книги прямо в аппарате МРТ. Одновременное сканирование наглядно продемонстрировало повышенную активность образования новых нейронных связей в участках мозга, отвечающих за речь, внимание, память, способность рассуждать и анализировать, ориентирование в пространстве, сенсомоторные реакции.
Эффект чтения различается в зависимости от цели. Подобный эксперимент с теми же выводами провели ученые из Стэнфорда, которые в своих научных изысканиях зашли дальше. Они сравнили мозговую активность читателей, когда те проводили время за книгой для удовольствия – и когда тщательно анализировали прочитанное, готовясь к докладу по заданной теме. Оказалось, во втором варианте была задействована сложная когнитивная функция, которая обычно не вовлечена в процесс чтения. А в целом два варианта времяпрепровождения за книгой вызывают активность в разных сегментах головного мозга.
Чтение продлевает жизнь. Логичным последствием формирования нейронных связей и постоянной «тренировки» мозга с помощью чтения, является уменьшение риска деменции и подобных проблем, снижающих качество и продолжительность жизни. Ученые из Университета Раш в Чикаго зафиксировали снижение шансов на развитие болезни Альцгеймера в «читающей» группе испытуемых в 2,5 раза. А их коллеги из Йеля отметили, что риск преждевременной смерти из-за проблем с головным мозгом снизился на 23% у тех, кто читал не менее 3,5 часов в неделю на протяжении 12 лет.
Чтение помогает улучшить все. А вот многообещающий эксперимент с прикладным значением, который повторяли несколько ведущих университетов мира с одинаковыми выводами: при вовлеченном чтении мы буквально «погружаемся» в текст, нередко идентифицируя себя с героями. При этом в мозгу активизируются те же участки, которые работают при непосредственном переживании описанных действий. Только вдумайтесь: когда мы плаваем и читаем об этом, в нашем организме происходят схожие процессы. Когда мы любим и читаем о захватывающей любви – мозг посылает схожие сигналы счастья и удовольствия. Когда мы достигаем успехов и читаем о победах симпатичных нам героев – мы переживаем схожий опыт. А значит, чтение помогает буквально «прокачивать» любые сферы жизни по своему усмотрению. Главное в этом – эффект погружения, который может возникать сам по себе или потребовать от читателя определенных усилий. То есть, стоит «примерять» на себя ситуации и чувства, которые вы хотели бы переживать в жизни. Словом, читаете об успехе – впускайте успех в себя. Рекомендовано наукой.
6 отличных книг, в которых читают книги, ко Всемирному дню книголюба.
Книжные странники
Мехтильда Глейзер
Как много есть книг, в которые стоило бы попасть, как много персонажей, с которыми обязательно надо познакомиться.
Отправляясь на родину своей матери, остров Штомсей в Шотландии, Эми Леннокс неожиданно узнает, что унаследовала семейную способность путешествовать по книгам.
удивительное открытие позволяет ей тут же совершить первый прыжок в «Книгу Джунглей». Девушка с восторгом изучает литературный мир и заводит там друзей, пока с сюжетами книг не начинает происходить что-то странное.
Клуб любительниц грязных книг
Лизи Харрисон
Дорогая моя, читать «50 оттенков серого» ради текста-это как пить вино, чтобы поумнеть.
Эм Джей переезжает за своим женихом в солнечную Калифорнию и знакомится с Глорией, своей немолодой соседкой. Та приглашает ее в давно образованный ею клуб, где они читают самого разного рода «грязные» книги — от «Пятидесяти оттенков серого» до «Генри и Джун», от «Любовника леди Чаттерлей» до «Прекрасного подонка». Для многих эти встречи станут роковыми, а кому-то откроют дверь в новую жизнь.
Тринадцатая сказка
Сеттерфилд Д.
Я до сих пор верю в сказки. Я по-прежнему забываю обо всем на свете, когда погружаюсь в хорошую книгу.
Маргарет Ли предпочитает современности мир Диккенса и сестер Бронте. Неожиданно для себя она получает предложение стать биографом знаменитой писательницы. И вот перед Маргарет, оказавшейся в стенах мрачного, населенного призраками прошлого особняка, разворачивается в буквальном смысле слова готическая история сестер-близнецов, которая странным образом перекликается с ее личной историей и постепенно подводит к разгадке тайны, сводившей с ума многие поколения читателей.
Книжный вор
Зусак М.
Я ненавидела слова
и любила их,
и надеюсь, что составила их правильно.
В январе 1939 года мать везет девятилетнюю Лизель Мемингер к приемным родителям под Мюнхен, чтобы уберечь от надвигающегося ужаса войны. Отца у Лизель больше нет – его унесло дыханием чужого и странного слова «коммунист», а теперь девочка должна будет остаться без матери. История взросления ребенка в жестоком мире реальности, ищущего спасение в мире книг, бесподобно рассказана от лица Смерти.
Тень ветра
Сафон К.
Книги – они как зеркала: в них лишь отражается то, что у тебя в душе.
Неожиданная находка заставляет Даниэля погрузиться в мир книги, которая только на первый взгляд кажется ему случайной. Чем дальше, тем сильнее его судьба переплетается с судьбой неизвестного ранее автора, а события приобретают неожиданный поворот. Ему предстоит встретить зловещих незнакомцев и загадочных женщин, бродить по мрачным лабиринтам прошлого, и главное — раскрыть тайну книги, которая непостижимым образом изменяет жизнь тех, кто к ней прикасается.
Книжный ниндзя
Берг Э., Кэлус М.
Если бы жизнь Фрэнки была книгой, она озаглавила бы ее «Разочарование», в точном соответствии с тем кошмаром, какой представляла собой ее карьера, семья и, конечно, личная жизнь.
Фрэнки не судит о книгах по обложке, но судит о людях по тому, что они читают. Она работает в книжном магазине, зачитывается классикой и мечтает о большой любви, как в романах Джейн Остин. Когда на пороге ее магазина появляется обаятельный и непредсказуемый Санни — вылитый Эдвард Каллен и поклонник подростковой литературы, — Фрэнки не уверена, что они найдут общий язык. Но, может быть, настоящая любовь стоит того, чтобы расширить свои литературные горизонты?