Между христианством и другими монотеистическими религиями в пользу первого
Руслан Г. · 24 февраля
3,7 K
Скромный и неформатный христианский апологетический проект. · vk.com/theist
Для начала нужно заметить, что вопрос имеет крайне некорректные замечения. Учение о Троице не является “одним из самых” и “популярным” – это один из основных догматов христианского вероучения, присутствующий в Символе Веры и бесспорный для всех традиционных конфессий (за исключением отдельных протестантских ответвлений).
Если же отвечать конкретно по вопросу, то христианство относят к монотеистическим религиям просто потому, что христиане и верят в одного и единого Бога. Понятно, что учение о Троице есть весьма уникальная вещь по сравнению с другими религиями, которая среди оппонентов подвергается весьма вульгарным трактовкам с самого зарождения христианства и начала закрепления этого учения в догматике. Но, тем не менее, не являющаяся причиной для отвергания монотеистического характера христианства.
Нужно понимать, что Троица – это не учение о трех отдельных богах. Христиане верят, что Бог троичен, но эта троичность состоит в том, что в Боге существуют Три Лица или три ипостаси, отличающиеся личными свойствами, но все же представляющие все вместе одно единое существо.
Часто в пример приводят слова одного из святых отцов Церкви, святителя Василия Великого, который считал самой удачной материальной аналогией Троице явление радуги, поскольку «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен».
«И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Говоря современным физическим языком, явление дисперсии, лежащее в основе явления радуги, показывает, как в одном белом свете можно выделить 7 основных цветов, которые при этом сами по себе так и остаются светом. Конечно, аналогия отнюдь не абсолютно точная, и к ней можно найти претензии. Но аналогия и есть аналогия, что не передает в точности свойства сравниваемого оригинала, а природа Троичного Бога христианами смиренно принимается как совсем непостижимое полностью для человеческого рассудка.
Ты только что сказал что он троичен как три равных значит трех головый бог в одном теле?
“….. Христиане верят… Читать дальше
Потому что Бог один и Он – Троица, то есть три ипостаси в одной сущности. И это не “один из популярных”, это основной догмат христианства. Можно сказать, что у христиан Бог Троица.
Бог в силу своего всемогущества может предстать пред людьми в любом виде флоры и фауны и не толькоТроицы.Из Писания известно
Бог показывался в виде Голубя,Горящего куста (Неопалима),Человека-Невидимки (когда всю ночь боролся с Иаковом и к утру была ничья.)
Вы просто немного недопоняли. На самом деле христиане воспринимают своего бога как трехглавого дракона. Скажем, православные, как Змея Горыныча, он им ближе чем какой-то ирландский дракон. А ведь сложно спорить что Змей Горыныч – он моносущество, хотя и триедин.
Змей Горыныч это, наверное, намёк на то, что зло тоже триипостастное. 1- дьявол, 2 -грешники на земле, 3- бесы… Читать дальше
Суть в том, что Бог един и не делим, но проявляется в трех ипостасях: Бог-Отец (мужское начало), Бог-Сын (женское начало), Бог-Святой Дух (универсальный посрединик). Бог о себе говорит: “Я – проявление единой силы многих”, где многие есть представители лучших мыслящих цивилизаций Космоса. А сам Бог есть Космический Разум Вселенной Доменного Сознания Абсолюта.
В… Читать далее
Статьи о логике христианства на ПРОЗА.РУ. В прошлом тысячелетии была программис…
Догмат о Троице- это суть христианства. Христианский Бог возрастает с помощью человечества. В посланиях апостола Павла говорится об этом (Еф 1:22, 4:11-16). Простите за грубое, но наглядное сравнение. Деление клетки или беременная женщина. Бог-Сын это отделяющаяся часть Бога-Отца. Святой Дух это переносчик генной информации (так сказать, молекула ДНК). Сейчас… Читать далее
Что такое теология?
Чем она отличается от религиозной философии?
Религиоведение, египтология, диалог мировоззрений. Диспут каждый день. Если прои…
Религиозная философия – это философская составляющая религиозного вероучения, выраженная в канонических текстах той или иной религии.
Под теологией может пониматься существующее в той или иной религии учение о Боге или богах. Но вот христианская теология – это комплекс сложных дисциплин. Основной вопрос христианской теологии – это соотношение веры и разума. Как вы, возможно, знаете христианский символ веры, начинающийся со слов “Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца…” – это свод всего того, что нужно принять на веру, а всё остальное уже из этого следует логическим путём. Теология также создавалась для того, чтобы логическим путём вывести из текстов канонических писаний ответы на вопросы, не затронутые там. Изначально для этого использовалась методология Платона и Аристотеля. В состав теологии вошли различные дисциплины, например, апологетика – защита истинности христианского вероучения, начатая в текстах ранних христианских авторов, писавших против язычников, или, например, гомилетика – искусство чтения проповеди. А также ряд других дисциплин.
Если Бог един, тогда почему в разных религиях так разнится вера в него?(обычаи, ритуалы и т.п.)
Историк по образованию, журналист. Интересуюсь почти всем на свете. Люблю все…
Самый простой ответ, потому что даже если бог един, то религии создавали люди. И не просто люди, а в разные эпохи, в разных странах с различными природными явлениями, взглядом на жизнь и мир. Поэтому можно сформулировать так: любая религия отражает условия жизни людей того времени, в которое она появилась. И меняется в соответствии с изменениями в жизни и менталитете людей.
Даже если взять только одну мировую религию – христианство, то нетрудно заметить, как менялась она на протяжении столетий.
В эпоху своего становления (первоначальное христианство) – это была самая мирная из всех религий того времени, призывающая к терпению, покорности, всепрощению и обещавшая за это блаженство вечной жизни на том свете.
Гораздо позже, в средние века и даже в эпоху Возрождения, христианство развязало немало войн, инициировало Крестовые походы, охоту на ведьм.
Кроме того, по мере развития общества христианство менялось, усложнялось, появлялись его ответвления. Так, сначала появилось католическое (западное) и православное (восточное) христианство. Потом и эти ветви стали «делиться». Возникло движение протестантизма на западе и староверов на востоке.
Приведу один простой пример того, что религии (а, значит, и ритуалы и обычаи) меняются в соответствии с потребностями общества. В классическом христианстве все общество делилось на 3 категории людей:
Те, кто молятся – соответственно, церковнослужители и монашество.
Те, кто воюют – это дворяне, люди, чьим предназначением было военное дело.
И, те, кто работают – крестьяне.
При этом, первыми «претендентами» на попадание в рай были нищие, поскольку нищенство воспринималось как состояние благодати.
Долгое время все так и было. Но идет время, общество развивается, появляются новые профессии, например, ростовщики (предвестники банкиров), люди, которые дают деньги «в рост», то есть в долг под проценты.
В католицизме отношение к ростовщикам было резко отрицательно. Еще бы, ведь, собственно, человек не работает, не молится, не воюет. Чем он занимается? Он, по сути, торгует временем. А по христианскому воззрению время – прерогатива Господа. Отсюда и мнение, что все ростовщики попадут в ад непременно.
Но это в теории. А в жизни? Без ростовщичества не может обойтись ни одно государство. В долг берут даже короли. И что происходит? Возникает, складывается то самое ответвление в католицизме – протестантизм. Опустим всякие теологические подробности, а скажем главное. В этом направлении христианства уже не зазорно быть богатым, наоборот, к деньгам относятся как к примете того, что господь в тебя верит, что ты правильный христианин.
Соответственно, в протестантизме изменилось и отношение к нищим. Теперь это воспринималось как знак того, что бог от тебя отвернулся.
Можно привести примеры еще проще. Все знают, что виноград, виноградная лоза – один из символов христианства и самого Христа. Поэтому виноград часто изображают на иконах. Но на Руси несколько иконописных центров располагались на Севере, где живописцы понятия не имели, как выглядит этот самый виноград. И на старинных северных иконах можно увидеть вместо него … клюкву. Уж как выглядит эта ягода на Севере знал каждый!)))
Таким образом, все различия в религиозных ритуалах, канонах – по сути наносная шелуха, зависящая от временных и территориальных особенностей.
Прочитать ещё 8 ответов
Какие христианские церкви и деятели поддерживают учение о реинкарнации?
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…
Если не относить к христианам гностиков и христианствующие общины New Age, то церкви — никакие. Что касается деятелей, то есть свидетельства, что Ориген поддерживал нечто подобное, но его текстов на этот счёт не осталось. Из более недавних времён это русский религиозный философ Николай Онуфриевич Лосский. См. его работу “О перевоплощении”.
Противоречит ли буддизм христианству?
Да, конечно противоречит в своих базовых положениях.
В христианстве к таковым относятся вера в Б-га – творца мира, в творение им мира.
Вера грехопадение и искупление ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ ВЕРЫ И ИИСУСА ХРИСТА, т.е. с ОПОРОЙ НА СИЛЫ ДРУГОГО.
Вера в душу
Буддизм отрицает идею Б-га творца мира и творение им мира
Будда провозглашал, что спастись можно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОИМИ СИЛАМИ
Буддизм не признаёт душу, как вечную и неизменную субстанцию.
поэтому в своих базовых положениях христианство и буддизм идут не только разными путями, но и в разные стороны, ибо и цели их различны: в христианстве вечное бытие с Б-гом. В буддизме – окончание страданий в сансаре и вечный покой.
А вот на социальном уровне общие моменты есть: и та и другая религия (в своих классических, древних вариантах) говорит о любви и сострадании, о пользе отречения и трезвения, о борьбе со страстями.
И тут у буддизма с христианством есть точки соприкосновения.
Более того, для гармоничного сосуществования в обществе людям разных религий, именно на этом уровне и нужно взаимодействовать. Такое взаимодействие снижает конфронтацию между людьми разных вер, и даже может быть полезно при общении с неверующими.
И как перебороть в таком случае влечение к одной из религий?
Хорошенько обдумать и выбрать для себя что-то одно, ибо на двух стульях вы сразу не усидите.
Прочитать ещё 5 ответов
У христианства и иудаизма есть общее, так как обе эти религии – авраамические. Но имеются между ними и довольно существенные различия.
Отношение к первородному греху
Согласно христианской вере, каждый человек рождается с первородным грехом и на протяжении жизни должен искупать его. Апостол Павел писал: «Грех пришел в мир чрез одного человека… А поскольку прегрешение одного повело к наказанию всех людей, то правый поступок одного ведет к оправданию и жизни всех людей. И как непослушание одного сделало грешниками многих, так и покорностью одного многие сделаются праведными» (Рим. 5:12, 18-19). Согласно же иудейской религии, все люди рождаются невинными, и грешить или не грешить – это только наш выбор.
Способы искупления грехов
Христианство считает, что Иисус своей жертвой искупил все человеческие грехи. Но каждый христианин в то же время несет личную ответственность за свои поступки перед Богом. Искупить грехи можно, покаявшись перед священником как посредником между Господом и людьми.
В иудаизме же человек может добиться прощения Бога только своими делами и поступками. Все грехи иудеи делят на два вида: нарушения божьих заповедей и преступления против другого человека. Первые прощаются, если иудей искренне покается в них. Но при этом между Богом и человеком нет никаких посредников, как в христианстве. В случае же преступления против кого-либо иудей должен вымаливать прощения не у Бога, а исключительно у того, кого он обидел.
Отношение к другим мировым религиям
Христианство утверждает, что на небеса после смерти попадут только те, кто верует в единого истинного Бога. В свою очередь, иудеи считают, что для попадания в Рай достаточно будет соблюдать семь основных заповедей, полученных Моисеем от Бога. Если человек соблюдает эти законы, он попадет на небо независимо от того, какую религию исповедует – если это иноверец, то он называется праведным неевреем. Правда, иудаизм лояльно относится только к монотеистическим религиям, но не приемлет языческие учения из-за многобожия и идолопоклонничества.
Способы общения человека с Богом
В христианстве посредниками между человеком и Богом являются священники. Только они вправе проводить некоторые религиозные обряды. В иудаизме не обязательно присутствие раввинов во время религиозных обрядов.
Вера в единого Спасителя
Как известно, в христианстве Иисуса чтят как Сына Божьего, который единственный может привести людей к Богу: «Все передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Соответственно, христианское вероучение основывается на том, что только через веру в Иисуса можно прийти к Богу. В иудаизме же приблизиться к Богу может и человек, не придерживающийся данного вероучения: «Бог с теми, кто взывает к Нему» (Пс. 145:18). При этом Бог не может быть представлен ни в какой форме, он не может иметь образа или тела.
Отношение к проблеме добра и зла
В христианстве источником зла является Сатана, который предстает как сила, противоположная Богу. С точки зрения же иудаизма, нет иной высшей силы, кроме Бога, и все в мире может происходить только по Божьей воле: «Я творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7).
Отношение к мирской жизни
Христианство учит, что самой целью человеческой жизни является подготовка к последующему посмертному существованию. Иудеи же главную цель видят в улучшении уже существующего мира. У христиан мирские желания связаны с грехом и искушением. По иудейскому учению душа более важна, чем тело, но мирское тоже может иметь отношение к духовному. Так, в отличие от христианства, в иудаизме нет понятия обета безбрачия. Создание семьи и продолжение рода для иудеев – святое дело.
Такое же отношение и к материальным благам. У христиан обет бедности является идеалом святости, тогда как иудеи считают накопление богатств положительным качеством.
Отношение к чудесам
В христианской религии чудеса играют важную роль. Иудаизм относится к этому иначе. Так, Тора говорит, что если кто-то публично явит сверхъестественные чудеса и назовет себя пророком, а затем станет наставлять людей нарушить божьи предписания, то его следует убить как лжепророка (Дварим, 13:2-6).
Отношение к приходу Мессии
Христиане верят, что Мессия на Землю уже приходил в образе Иисуса. Иудеи же ждут грядущего прихода Мессии. Они считают, что это будет связано со значительными переменами в мире, которые приведут к воцарению всеобщего согласия и признанию единого Бога.
Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма — это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.
Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, бахаизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.
Определения
Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:
- Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
- Монизм. Это философское учение — начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя — всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
- Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг — Бог.
- Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие — это все в Боге.
- Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
- Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.
Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.
Происхождение
Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, — в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.
С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества — Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога — Брахмана.
Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:
- зороастризм;
- христианство;
- ислам;
- сикхизм.
Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».
Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов — сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.
Мировые монотеистические религии
Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.
Иудаизм
Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания — третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.
Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.
Христианство
Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.
Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.
Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:
- Бога Отца;
- Бога Сына;
- Бога Святого Духа.
Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».
Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.
Ислам
В исламе Аллах — всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог — это понимание». Аллах — единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.
Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.
Индуизм
В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:
- монотеизм;
- политеизм;
- панентеизм;
- пантеизм;
- монизм;
- атеизм.
Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.
Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти — способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.
Зороастризм
Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).
Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.
Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.