Мероприятие для подростков о пользе чтения

Продолжаем цикл статей в поддержку чтения,
основная задача которых – воспитание у молодого поколения стойкого
интереса к чтению и читательской культуры. В этих материалах содержатся
конкретные рекомендации, сценарии литературных мероприятий, игры,
упражнения и многое-многое другое (ссылки на все статьи приведены в
конце страницы).

Дорогие друзья! Мы
надеемся, что вас тоже волнуют проблемы, связанные с чтением,
которые возникли в результате снижения интереса к чтению у наших
сограждан, падения уровня читательской культуры и грамотности. Особенно
у детей и подростков.

Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а
Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем.
Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные,
на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину
книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как
бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные
сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и
врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не
только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка
семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые,
читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.

А что сегодня? А сегодня книга утрачивает свое значение. В результате
утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что
приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому
падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию. “Люди
перестают мыслить, когда перестают читать,” – учит Дени Дидро,
французский писатель и философ-просветитель. Во все времена на Руси у
просвещенных людей Книга считалась источником знаний, главным учителем.
И мы недаром озаглавили нашу статью известным высказыванием А.С.Пушкина
«Чтение – вот лучшее учение!».

И сегодня именно те, кто напрямую связан с воспитанием подрастающего
поколения, уже забили тревогу. И мы в их числе. Нашими призывами мы
пытаемся привлечь внимание общественности, а нашими статьями, имеющими
практическую ценность (рекомендации,
игры, упражнения, сценарии мероприятий, литературные конкурсы и т.п.),
– привить интерес к чтению и научить читать, но не буквы складывать, а
читать вдумчиво, продуктивно, получая от самого процесса удовольствие.

Известно, что воспитание любви к
чтению и культуры чтения происходит в эмоционально благоприятной
обстановке, часто с применением определенных методов и приемов стимулирования
интереса к чтению и совершенствования техники чтения (в указанных ниже
статьях они описаны достаточно подробно). Увлекательные и грамотно
организованные мероприятия (как школьные, так и в кругу семьи) способны
решить проблемы большинства современных школьников, связанные с отсутствием привычки читать вдумчиво,
выработать у них потребность в самостоятельном чтении. Любой учитель,
воспитатель, родитель, библиотечный работник при желании может внести
свой вклад в это чрезвычайно благородное дело. Даже превратить занятия
по преодолению трудностей чтения в незабываемую увлекательную игру
думающему человеку не составит большого труда. А мы всегда готовы
помочь.

Дорогие друзья! Во
всех наших статьях в поддержку чтения
мы устраиваем мероприятия для детей и взрослых, предлагаем
рекомендации, увлекательные упражнения, сценарии, направленные на
формирование у школьников интереса к чтению и культуры чтения. Мы
просим вас выразить свое мнение по этому поводу. Ваши отзывы для нас
представляют большой интерес. Будем рады, если у вас возникнет желание
поделиться с нами своими взглядами на проблему и способами ее решения.
Давайте сотрудничать. Вместе мы сможем внести существенный вклад в поддержку чтения
и изменить ситуацию к лучшему. Пишите нам, будем рады каждому сообщению
и предложению, которые вы можете оставить в поле “Комментарий” в конце
страницы. Присылайте нам свои статьи с интересными ситуациями из жизни,
из опыта вашей учебы или работы, касающиеся этого вопроса. Присылайте
нам увлекательные упражнения, стимулирующие интерес к чтению и
развивающие технику чтения. Присылайте нам все, что считаете нужным,
либо на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., либо на сайт через форму
обратной связи, которая расположена в меню на главной странице. Мы
опубликуем ваш материал на страницах нашего сайта с соблюдением вашего
авторства, не забудьте указать полное имя, фамилию, социальный статус
(учащийся, учитель, родитель, журналист и т.п.), место работы или учебы.

Мы планируем продолжить наш литературный конкурс для школьников «Я –
писатель», как только найдем учредителя или просто спонсора (О
новом конкурсе «Я – писатель»). Когда это произойдет, сразу на
главной странице сайта появится Положение
о конкурсе. Следите. Одной из тем авторской творческой работы
обязательно станет наряду с темой «Мой вклад в поддержку русского
языка» и тема «Мой вклад в поддержку чтения».
А вы, дорогие школьники,
уже сейчас можете присылать свои сочинения на адрес
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. И уже сейчас лучшие работы мы опубликуем на
страницах нашего сайта с соблюдением вашего авторства (не забудьте
указать полное имя, фамилию, класс, название и место образовательного
учреждения). А потом, когда конкурс начнет свою работу, эти сочинения
обязательно будут рассмотрены нашим жюри. В прошлом сезоне мы
опубликовали в статье Я
люблю читать очень интересные работы школьников-конкурсантов на эту
тему. Читайте, они необыкновенные.

Читайте также:  Чем заняться чтобы была польза

Для большей убедительности наших намерений и действий мы приводим 17
причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги.

Добавим, что человек, который не
дружит с книгой, вряд ли может быть интересным собеседником, чья речь
богата афоризмами, сравнениями, фразеологизмами и т.п. Отметим,
например, что результат работы школьника над пословицами и
фразеологизмами очень хорошо отражает качество и частоту его
общения с книгой.

Приведем в пример упражнения,
которые являются подходящим материалом для тестирования (О.Холодова. Юным умникам и умницам. 3
класс. Рабочая тетрадь, 2 часть).

1. Составь пары,
подобрав к фразеологизмам из первого столбика близкие по смыслу
фразеологизмы из второго столбика.

2. Составь пары,
подобрав к фразеологизмам из первого столбика противоположные по смыслу
фразеологизмы из второго столбика.

Дорогие друзья! Все наши
рекомендации, игры, упражнения, сценарии литературных праздников,
конкурсы и другие материалы в поддержку чтения вы можете найти в
следующих статьях:

Помните! Надеяться в
нашем благородном деле надо в первую очередь на себя. Нам с вами
принимать самое активное участие в развитии и продвижении чтения в
нашей стране. Мы
с вами способны привлечь внимание детей и подростков к чтению, к
книге, и неважно, в каком формате. И показать, каким должно быть
чтение. В связи с этим уместно привести точные высказывания
В.А.Сухомлинского, имеющие огромное для каждого человека значение:

А вот что писал К.Г.Паустовский: «Человек, любящий и
умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных,
добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».

Источник

Муниципальное учреждение культуры

«Межпоселенческая библиотека Советского района»

                                                                     «Утверждаю»

                                                                          Директор муниципального

                                                                   учреждения культуры

«Межпоселенческая библиотека

                                                               Советского района»

 _____________ Галимова М.В.

Проект

  “Подросток и книга. О пользе семейного чтения”

г. Советский

2010 г.

Сроки реализации: 2010-2014 г.

Авторы  проекта: Замесина Галина Николаевна, библиотекарь муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района»,

Мишагина Марина Германовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1

 г. Советский, классный руководитель.

                                                Паспорт проекта

Полное название проекта

“Подросток и книга. О пользе семейного чтения”

Целевая группа

Учащиеся 5В (2010г.) – 9В (2014) класса

Основание для разработки проекта

Инициативная разработка в рамках реализации ФГОС

Авторы проекта

Замесина Галина Николаевна, библиотекарь библиотекарь муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района».

 Мишагина Марина Германовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г. Советский, классный руководитель 5 Б класса

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

– создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

Задачи проекта:

– организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”

– возрождение традиции семейных чтений;

– повышение культуры чтения в семье;

– приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки.

Ожидаемые результаты

  • Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников.
  • 100% охват школьников библиотечным обслуживанием.
  • 50% систематически читающих школьников.
  • 30% привлечение родителей в библиотеку.
  • Развитие культуры чтения школьников.

Период и этапы реализации проекта

1. 2010-2011 учебный год. “Чтение наперегонки”

2. 2011-2012 учебный год. “Подросток и книга.” (Литературная гостиная).

3. 2012-2013 учебный год. “Подросток и книга.” (Литературная гостиная)

4. 2013-2014 учебный год. “Подросток и книга.” (Клуб “Профи” помощь в профессиональном самоопределении)

Читайте также:  Наваристый бульон польза и вред

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА

Общее состояние по заявляемой теме проекта

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа – это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

Обоснование проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации – визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

– интеллектуальное и эмоциональное развитие;

– развитие языка;

– социальное и образовательное развитие;

– влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Читайте также:  Картофель в мундире калории польза

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

– создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье.

Задачи проекта:

– организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”

– возрождение традиции семейных чтений;

– повышение культуры чтения в семье;

– приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки. 

Ведущие методы: в 5-6 классах – игра; 7-8 – учебный проект; в старшей школе – исследование.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.

Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития. 

Развитие УУД учащихся:

Личностные УУД: выражаются формулой: «Я читатель»,  ребёнок оценивает свою читательскую деятельность, свои достижения в этой области; учится считаться с мнением других, проявлять терпение и доброжелательность при обсуждении произведений, доверять собеседнику;

Регулятивные УУД: организация своей читательской деятельности и участие в проекте; планирование этапов деятельности; корректировка в планах самим ребёнком; саморегуляция;

Познавательные УУД: формирование поисковой и исследовательской деятельности, тесно связаны с проектом; расширяются возможности для межпредметных связей

Календарный план

Наименование работ и основные этапы его выполнения

Сроки исполнения

               2010-2011 уч. г. ЧТЕНИЕ НАПЕРЕГОНКИ

1

Проведение практического исследования “Читающий                                 ребёнок” (игра)

сентябрь

2

“Мир Владислава Крапивина. Всё начинается в детстве”

октябрь.

3.

Даниэль Дефо. Жизнь и творчество. “Робинзон Крузо”

ноябрь

4

Детский детектив.

декабрь

5

 “Будь судьбы своей капитаном” (по роману В.А. Каверина “Два капитана”)

февраль

6

Книги о Великой Отечественной войне.

март

7

Родительское собрание “Волшебный мир книги”(награждение лучших читающих семей)

апрель

8

Обобщающее занятие.  Брейн-ринг.

май

               2011-2012 уч. г. ПОДРОСТОК И КНИГА (Литературная гостиная)

1.

Конкурсная программа “Лето с книгой”

сентябрь

2.

Литературный вечер, посвящённый Дню матери

ноябрь

3

Акция “Прочитай книгу о войне”

январь

4

Фестиваль чтения

март

5

Родительское собрание “О пользе семейного чтения” (награждение лучших читающих семей)

май

               2012-2013 уч. г. ПОДРОСТОК И КНИГА (Литературная гостиная)

1.

Конкурсная программа “Лето с книгой”

сентябрь

2.

Читательская конференция «Такой занимательный Гоголь»

октябрь

3.

Литературный вечер, посвящённый Дню матери

ноябрь

4.

По страницам классики.

январь

5.

Фестиваль чтения

март

6.

Родительское собрание (награждение лучших читающих семей)

май

              2013-2014 уч. г. “Подросток и книга.” (Клуб “Профи” помощь в профессиональном самоопределении)

1.

Портфолио учащегося

сентябрь

2.

Мир профессий

октябрь

3.

Литературный вечер, посвящённый Дню матери

ноябрь

4.

Человек и судьба. Жизненные планы

январь

5.

Фестиваль чтения

март

6.

Ночь в библиотеке

май

“Подросток и книга. “– это интересные книги и конкурсы, призы и подарки, а главное – удовольствие!

 “Подросток и книга. “– это проект, в котором мы становимся настоящими читателями.

“Подросток и книга. “– это замечательный проект, это чудесные книги, которые хочется перечитывать снова и снова, это интересные задания, которые нравятся всем.

Источник