Мелкая моторика для рук польза
“Руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умелые пуки снова
способствуют развитию мозга”.
И.П.Павлов
Родителей и педагогов всегда
волновали вопросы: как обеспечить полноценное
развитие ребенка? как подготовить его к школе?
Один из “практических” ответов на оба эти
вопроса – развитие у детей мелкой моторики и
улучшение координации движений.
Что такое мелкая моторика?
Когда мы говорим “мелкая
моторика”, мы подразумеваем движения мелких
мышц кистей рук. При этом важно помнить о
координации “рука-глаз”
(зрительно-двигательной координации), поскольку
полноценное развитие мелких движений рук обычно
происходит под контролем зрения.
Почему важно развивать навыки мелкой
моторики?
Ученые доказали, что с анатомической
точки зрения, около трети всей площади
двигательной проекции коры головного мозга
занимает проекция кисти руки, расположенная
очень близко от речевой зоны. Именно величина
проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне
дают основание рассматривать кисть руки как
“орган речи”, такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии тонких
движений пальцев на формирование и развитие
речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить
ребенка говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и
развивать движения пальцев рук, или мелкую
моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие мелкой моторики – залог
нормального развития интеллекта ребенка.
Чем лучше ребенок работает пальчиками,
тем быстрее он развивается, лучше говорит и
думает. Так же, развитие тонкой моторики является
важным показателем готовности ребенка к
школьному обучению и играет важную роль в
овладении учебными навыками. Умение производить
точные движения кистью и пальцами рук просто
необходимо для овладения письмом. Поэтому при
подготовке ребенка с задержкой психического
развития к школе важнее не учить его писать, а
создавать условия для развития мелких мышц рук.
Руки — инструмент тонкий, и
“настраиваются” они в течение долгого времени.
Поэтому и игрушек для развития моторики
потребуется много.
Как показывает практика, пособия,
изготовленные своими руками, детям нравятся
больше и они с удовольствием выполняют
предложенные задания.
Я хочу представить
многофункциональный развивающий коврик.
Развивающий коврик изготовлен с применением
разнофактурных, разнообразных по расцветке
материалов.
Благодаря ярким цветам своих деталей
помогает тренировать зрение ребенка.
Разнообразный материал, который применяется при
изготовлении и декорировании коврика
стимулирует развитие осязания ребенка. А
различные предметы, застежки, которые закреплены
на коврике, способствуют общему психомоторному
росту дошкольника.
Развивающий коврик обладает
множеством интересных функций, от простых до
более сложных. Благодаря таким коврикам ребенок
получит возможность самостоятельной и свободной
творческой игры. В каждой секции – игровые
элементы для развития тонкой моторики рук, для
изучения цветов, развития внимания и координации
движения (мягкие, тканевые игрушки, пуговицы,
резинки, ткани разных фактур и цветов, “молнии”,
ленты, шнуры, детали на липучках). Игровой коврик,
воспитывает игровые качества в сюжетной
композиции.
Несколько правил:
- РАЗВИВАЮЩИЕ КОВРИКИ не должны лежать в одном
месте с другими игрушками. Выдавайте их только на
занятия. Так интерес у ребенка не иссякнет. - Необходимо участие и ободряющее внимание
взрослого к трудному для ребенка процессу
попадания в цель. - Если ребенок не проявил интереса к развивающему
коврику – значит ему еще рано, ведь у каждого
дошкольника индивидуальный темп развития.
Предложить следует чуть попозже.
Для занятий коврик можно расстилать на
полу
Диаметр коврика 1,5 метра. Разделен на
четыре секции, простроченной зигзагом тесьмой.
По ней дети водят пальчиками. В каждой части
коврика используются определенные
функциональные застежки (пуговицы, липучки,
кнопки, замочки, пряжки, бантики). Для
изготовления пособия использована ткань
различных фактур.
Играть может несколько детей, каждый
выбирает себе определенный вид деятельности.
Секции развивающего коврика
Из геометрических фигур дети
составляют клоуна. Нос на липучке. Шапочка – на
кнопках. Пуговицы разных размеров и цветов
(закрепляем понятие большой – маленький).
Хорошая тренировка для пальчиков,
совершенствуется ловкость. В кармашке спрятаны
детали других геометрических форм
(прямоугольной, круглой, различные
многогранники). Используется ткань различной
фактуры. На звездочке пришита пуговица, на
которую так же можно пристегивать фигуры
геометрических форм самостоятельно и по заданию.
Девочкам очень нравится заплетать
косички, завязывать бантики (пространственное
ориентирование, усвоение понятий “право”,
“лево”). На поясе шнурок, на котором привязаны
разноцветные резиночки. Можно смело придумывать
прически.
При шнуровании дети испытывают
трудности (сложно продеть в петельку). Для
непослушных пальчиков это не очень простая
работа! Можно предложить шнуровать в виде
лесенки, стежка или полоски. Это обязательно
привлечет ребенка и подтолкнет его повторить
действия. Если ребенок справился с заданием, то
его ждет приз – цветочек. Цветок многослойный,
пристегивается на большую пуговицу. Можно
собирать в различной последовательности (от
большого к маленькому и наоборот).
Нравятся детям играть с различные
зажимами, которые при надавливании можно
перемещать. В кармашках на молнии собраны
разноцветные шнурки, которые дети используют при
шнуровании.
На цветах нашиты липучки. В кармашке на
молнии хранятся разноцветные клубочки. Задача
детей подобрать клубочек цветочку(соотнесение
по цвету). Очень увлекательное занятие, ребятишки
придумывают свои “сказочные” цветы. Серединку
цветка можно выложить шнурком или тесемкой.
Все так или иначе сталкивались с утверждением, что маленьким детям необходимо развивать мелкую моторику для того, чтобы укрепить память, внимание, облегчить развитие речи и прочее. Однако наивное предположение, что взрослым это уже не нужно, не имеет под собой ни малейших оснований. Мелкая моторика полезна в любом возрасте. Кому и в каких случаях? Давайте разбираться!
Взгляд изнутри
Говоря о моторике, подразумевают, прежде всего мелкие мышцы на кистях рук (преимущественно пальцах) и стоп (пальцы ног). Без правильного функционирования данных мышц невозможно выполнить ни одно простейшее действие – ни удержать в руках карандаш/ручку, ни перелистнуть страницу книги, ни, банально, шнурки завязать на ботинках. Если вы все это умеете, не спешите закрывать статью, поскольку данные примеры — лишь вершина айсберга.
С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем — нервную (о колоссальном количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную (что логично), а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз и является тем, что называется мелкой моторикой.
Польза для мозга
Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером до регулярных занятий асимметричной (или пальцевой) гимнастикой?
Во-первых — нагрузка сразу нескольких систем организма воздействует на многие отделы головного мозга, активная работа которого способствует быстрой обработке информации и формированию синапсов между нейронами. Последний пункт, кстати, и объясняет влияние мелкой моторики на память.
Во-вторых, задействование зрительной системы самым благотворным образом сказывается на воображении. Ученые уже доказали, что работа с придуманными образами с точки зрения мозга ничем не отличается от просмотра реальных изображений. Активное воображение, в свою очередь, отвечает за развитие пространственного мышления, креативность и способность создавать нестандартные решения.
В третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили. Казалось бы, руки и язык совершенно ничем не связаны друг с другом, однако стоит вспомнить о нервной системе, и все становится на свои места. Нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе, речевой центр.
Есть и другая теория. Не удовлетворившись поверхностным заявлением о том, что воздействие на одни отделы мозга волшебным образом активирует и соседний, отвечающий за речь, часть ученых решила копнуть поглубже. Кратко, в результате исследований обнаружилась еще одна закономерность. Работа с мелкими предметами приучает мозг к более точному моторному планированию (продумыванию своих действий перед командой выполнения). Именно эта способность затем переносится на речь, помогая произносить звуки.
Мелкая моторика для взрослых
Чаще всего о пользе мелкой моторики для взрослых говорят в тех случаях, когда была получена какая-либо травма головного мозга, спровоцировавшая нарушения двигательной, либо речевой активности, чтобы ускорить процесс восстановления данных функций. Показаны подобные упражнения и тем, кто имеет какие-либо проблемы с памятью. Однако и здоровым людям не стоит отказываться от возможности «прокачать» свой мозг — укрепить память, улучшить свои когнитивные и творческие способности — тем более, для этого обычно не требуется никаких специальных инструментов.
- Рисование
Одно из простейших упражнений, которые окажут неоценимую услугу вашему мозгу — рисование. По сути, неважно, каковы ваши художественные навыки, ведь дело не в таланте как у Пикассо, а в банальном умении держать пишущий предмет. Можно рисовать картины или самозабвенно выводить карандашом каляки-маляки в стиле трех-летки — эффект будет в любом случае. Регулярное письмо от руки или занятия каллиграфией будет иметь то же воздействие.
2. Пальцевая гимнастика
Практически ни одно занятие в Advance не обходится без традиционной пальцевой гимнастики. Нехитрые сгибания пальцев способствуют развитию памяти, внимания, концентрации и стимулируют воображение. При этом, наша йога для пальцев асимметрична, что позволяет задействовать оба полушария мозга в одно и то же время. Иными словами, синхронизирует его работу для более эффективного выполнения последующих задач.
3. Игра на музыкальных инструментах
Помимо того, что музыка сама по себе полезна и прекрасна, научиться играть на них — отличный стимул для мозга. Для гармоничной игры на гитаре, скрипке, рояле и других инструментах нужны проворные пальцы. Чем не тренировка мелкой моторики?
4. Вышивание
Вышивание, вязание и прочее рукоделие — излюбленное хобби не только женщин, но и мужчин. Отличный выбор! Наряду с кропотливой работой, повышающей навык концентрации внимания и терпения, данная процедура тренирует мелкие мышцы на кистях рук (иногда в сочетании с неумышленной акупунктурой).
5. Моделирование
Увлечение созданием моделей самолетов, пароходов, шедевров архитектуры и прочих объектов, так же как и собирание паззлов — еще один способ «прокачать» мелкую моторику, а заодно и множество других навыков. В том числе — пространственное мышление и воображение. Сюда же можно отнести такие занятия как резьба по дереву, выпиливание лобзиком и т.д..
Подробнее о курсах по развитию памяти, мнемотехнике и эффективному чтению на нашем сайте: https://bit.ly/2LIyfMj.
Татьяна Миронова
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям,приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее – и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
• Резать ножницами (желательно небольшого размера).
• Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.
• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку – попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры – собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра – как раз то, что вам нужно.Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.
В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно – развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.
Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
• Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
• Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
• Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
•Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
• Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
• Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
• Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
• Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.
• Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
• Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
• Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
• Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
• На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
• Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
• Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
• Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу,как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
• Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
• Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок.Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.