Массаж для грудного ребенка польза

массаж грудному ребенку
Казалось бы, массаж, что он может? Погладили, поразмяли…. Для чего его проводить грудному малышу? Ведь массаж всегда связан с трудозатратами и материальными мамы или папы. Ходить, ждать… Но вспомните малышам до года всегда и все врачи рекомендуют провести минимум два курса массажа по десять сеансов! Почему?
Оказывается, детский массаж оказывает благотворное воздействие на весь организм ребенка, а тем более на быстро растущий организм грудного ребенка. Под влиянием массажа с кожных покровов по нервным путям проходят многочисленные потоки импульсов, которые, достигнув головного мозга, действуют на центральную нервную систему, а это улучшает ее главную функцию — контроль над работой всех систем и органов. Головной мозг начинает развиваться быстрее Мощный тактильный раздражитель, которым является массаж, для малыша очень важен: он оказывает влияние на восприятие положительных эмоций и установление правильных двигательных реакций. Легкие похлопывания по щечке, поглаживания вызывают у младенца улыбку. Педиатры называют ее физиологической.
Психологи, изучающие развитие речевой функции у детей, знают, что начальная речевая реакция (гуление) чаще возникает в ответ на поглаживание живота, ног, в то время как другие методы общения с взрослым у ребенка не вызывают оживления. Это наблюдение получило теоретическое обоснование в работах многих физиологов, утверждающих, что проводящие пути кожных рецепторов созревают раньше других (слухового, зрительного) и сформированы уже к рождению, поэтому дети первых месяцев жизни более доступны воздействию через кожу. Даже легкие прикосновения вызывают не только эмоциональные, но и двигательные реакции в организме ребенка.
В педиатрическом массаже используются такие же приемы, как и в классическом массаже: растирание, поглаживание, легкие ударные приемы, вибрация, приемы точечного массажа, разминание. Массажные приемы оказывают различное воздействие на нервную систему: мягкое разминание, растирание и поглаживание усиливают тормозные процессы, тем самым успокаивают ее. Пощипывание и поколачивание оказывают возбуждающее действие.
Также массаж действует непосредственно на системы и органы, которые располагаются ближе к коже – это, прежде всего структура лимфатической системы. Массаж активно воздействует на лимфоток, ускоряя передвижение лимфы, и тем самым освобождает ткани от продуктов обмена, в результате этого, утомленные мышцы при воздействии массажа отдыхают быстрее, чем в покое. Под действием массажных приемов, периферическая капиллярная сеть резко расширяется, что приводит к покраснению кожи. Приток крови к массируемым тканям обеспечивает благоприятные условия для оздоровления и питания кожи: она становится блестящей, эластичной и розовой. Воздействие различных массажных приемов на мышцы не одинаково: растирание, разминание, поглаживание вызывает расслабление мышц; пощипывание и поколачивание их сокращение. При слабости кишечной мускулатуры и брюшного пресса, которые способствуют метеоризму, массаж живота механически помогает освобождению кишечника от газов.
При проведении массажа надо помнить, что у младенца кожные покровы первые месяцы сухие, тонкие и легкоранимые. Поэтому вначале массаж должен быть щадящими, потом постепенно вводятся более активные приемы: легкие ударные приемы, разминание, растирание. Медленно нарастает длительность и интенсивность процедур. Во время массажа ребенок должен находиться в горизонтальном положении.
Безусловно, массаж в большинстве случаев дополняется гимнастикой. Один прием с названием «парение» доставляет массу удовольствия малышам, не говоря уже о таких веселых мероприятиях, как прыганье на мяче. Не обязательно массажем что-либо лечить, можно и просто побаловать своего малыша.
Кто может проводить массаж?
Массаж может проводить сертифицированная медсестра. Заметьте, по сегодняшним правилам врач,за редким исключением, не имеет права проводить массаж.
К нам обращались родители, находившие массажиста по объявлением в Интернете с жалобами на появление сыпи. В ряде случаев это было связано с применением ароматических масел при массаже грудного ребенка. Будьте, пожалуйста, аккуратны, не доверяйте своего малыша неизвестным рукам!
Массаж является медицинской услугой и на его проведение помимо необходимых знаний и умений медсестры необходимо и наличие медицинской лицензии. Тем более, если Вы отдаете малыша на целых 10 сеансов! У детишек, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья, может быть также назначен лечебный массаж врачом – невропатологом или ортопедом. Для проведения таких массажей необходимы углубленные знания по массажу в детской практике. Помните, что массаж в руках непрофессионала может только навредить.
Все сотрудники медицинских организаций проходят ежегодные периодические медицинские осмотры, что вряд ли можно сказать о специалистах «из Интернета». А ведь именно на первом году жизни малыши так восприимчивы к разного рода инфекциям, а контакт массажиста с малышом очень тесный.
Профессионально выполненный массаж дает резкий толчок в развитии малыша, стимулирует более раннее развитие речи.
Новые статьи читайте на моем сайте
©Санкт-Петербург, 2007, Черноруцкая Е.И., врач УЗД (специализация нефрология, гастроэнтерология) e-mail:89052774444@mail.ru
Êàê óòâåðæäàþò âðà÷è è ó÷¸íûå, ðåãóëÿðíûå êóðñû ìàññàæà – íåîáõîäèìîå óñëîâèå äëÿ ïîääåðæàíèÿ äåòñêîãî çäîðîâüÿ. Ìàññàæ ñïîñîáåí îáåñïå÷èòü ãàðìîíè÷íîå ðàçâèòèå íîâîðîæäåííîìó, ïðåäîòâðàòèòü èëè óñòðàíèòü ïàòîëîãèè â íåæíîì âîçðàñòå è íå äîïóñòèòü áîëåçíåé â äàëüíåéøåì. Ìàññàæ ïîìîãàåò ðåáåíêó àäàïòèðîâàòüñÿ â ñàäèêå è øêîëå, ïîâûñèòü èììóíèòåò è äàæå èíòåëëåêò. È ýòî äàëåêî íå âñ¸, íà ÷òî ñïîñîáåí ìàññàæ, åñëè îí âûïîëíåí ãðàìîòíûìè ñïåöèàëèñòàìè.
Öåíòð ìåäèöèíñêîãî ìàññàæà NOVI ïðåäëàãàåò óñëóãè âñåõ âèäîâ ïðîôèëàêòè÷åñêîãî è ëå÷åáíîãî ìàññàæà äëÿ äåòåé âñåõ âîçðàñòîâ, íà÷èíàÿ ñ ìëàäåí÷åñêîãî è çàêàí÷èâàÿ ïîäðîñòêîâûì.
Çäîðîâûé ñòàðò
Ïåðâûé ãîä æèçíè ðåá¸íêà – ñàìîå “ãîðÿ÷åå” âðåìÿ, êîãäà åãî îðãàíèçì ðàçâèâàåòñÿ îñîáåííî áóðíî. Èìåííî â ýòîò ïåðèîä ìàëûø ó÷èòñÿ äåëàòü ñâîè ïåðâûå îñîçíàííûå äâèæåíèÿ, äåðæàòü ãîëîâêó, ñèäåòü, ïîëçàòü, âñòàâàòü íà íîæêè. Ýòî îäíà èç ïðè÷èí, ïî êîòîðîé ãðàìîòíûå ïåäèàòðû íàçíà÷àþò êóðñû ìàññàæà äàæå çäîðîâûì äåòÿì.
 èäåàëå, íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ìàëåíüêîìó ÷åëîâå÷êó íåîáõîäèìî ïðîâåñòè òðè êóðñà ìàññàæà – â ïîëóòàðîìåñÿ÷íîì, øåñòèìåñÿ÷íîì è 10-12-ìåñÿ÷íîì âîçðàñòå.
Ïðîôåññèîíàëüíûé ìàññàæ óêðåïëÿåò ìûøöû è êîñòè ìëàäåíöà, ïîâûøàåò âûíîñëèâîñòü è èììóíèòåò, áëàãîòâîðíî âëèÿåò íà íåðâíóþ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò, óñêîðÿåò ôèçè÷åñêîå è óìñòâåííîå ðàçâèòèå.
Ó÷¸íûå äîêàçàëè, ÷òî ìëàäåíöû, êîòîðûì ðåãóëÿðíî äåëàþò ìàññàæ, áûñòðåå íà÷èíàþò äåðæàòü ãîëîâêó, ïîëçàòü è õîäèòü, ìåíüøå ïëà÷óò è ëó÷øå ñïÿò.
Åù¸ áîëåå âàæåí ìàññàæ äëÿ äåòåé îñëàáëåííûõ, ÷àñòî áîëåþùèõ, íåäîíîøåííûõ èëè ðîäèâøèõñÿ ñ íåáîëüøèìè îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè. Ìàññàæ ñïîñîáåí ïðåäîòâðàòèòü èëè ïîëíîñòüþ óñòðàíèòü îïðåäåëåííûå ïðîáëåìû, òàêèå êàê ïîâûøåííûé èëè ïîíèæåííûé òîíóñ ìûøö, äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâîâ, êðèâîøåÿ è äðóãèå. Ìàññàæ ïî áîðüáå èëè äëÿ ïðîôèëàêòèêè êðèâîøåè è òàçîâîé äèñïëàçèè ðåêîìåíäóåòñÿ íîâîðîæäåííûì îò 0 äî 3 ìåñÿöåâ.
Îñîáåííî ÷àñòî çà ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ ó ìëàäåíöåâ ôèêñèðóåòñÿ ïîâûøåííûé òîíóñ (ãèïåðòîíóñ) ìûøö, êîòîðûé ìîæåò ïðèâåñòè ê çàäåðæêàì ôèçè÷åñêîãî, à èíîãäà è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Ìàññàæ äëÿ êîððåêöèè ãèïåðòîíóñà ïîêàçàí äåòÿì â âîçðàñòå îò 3 ìåñÿöåâ.
Åñëè âîâðåìÿ íå óñòðàíèòü ãèïåðòîíóñ ìûøö, ïðîáëåìà ïðîÿâèòñÿ ïîçæå, êîãäà ðåá¸íîê íàó÷èòñÿ õîäèòü è àêòèâíåå ïîçíàâàòü îêðóæàþùèé ìèð.
Ìàññàæ â 3-ìåñÿ÷íîì âîçðàñòå ñïîñîáñòâóåò òàêæå óêðåïëåíèþ ìûøö ñïèíû, áëàãîäàðÿ ÷åìó ðåá¸íîê ñìîæåò íàó÷èòüñÿ ñèäåòü è ïðàâèëüíî ïîëçàòü â ïîëîæåííûå ñðîêè. Ñ 6 ìåñÿöåâ äî ãîäà ìàññàæ ïîëåçåí äëÿ óêðåïëåíèÿ íîæåê, îí ïîìîãàåò ðåá¸íêó âîâðåìÿ ñäåëàòü ñâîè ïåðâûå øàãè.
Ïîäãîòîâêà ê ïîçíàíèþ ìèðà
Ïîñëå ãîäà ðåá¸íîê âñ¸ àêòèâíåå ïðèìåíÿåò íîâîïðèîáðåòåííûå íàâûêè ïîçíàíèÿ ìèðà. Òîïàíüå ïèíåòîê ïî ïîëó ñòàíîâèòñÿ âñ¸ ÷àùå, ìàëûø ïîñòîÿííî â äâèæåíèè – òîëüêî óñïåâàé ëîâèòü.
Îðãàíèçì ðåá¸íêà ðàçâèâàåòñÿ ñêà÷êàìè, è íå âñåãäà ïîñïåâàåò çà ïîðûâàìè åãî ýìîöèé. Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà åù¸ íå ñîâåðøåííà, è åé íåîáõîäèìà ïîääåðæêà. Îäíà èç ñàìûõ âàæíûõ çàäà÷ â äàííûé ïåðèîä – ïðåäîòâðàùåíèå äåôîðìàöèé îñàíêè.
Åñòåñòâåííûå èçãèáû ïîçâîíî÷íèêà ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà óæå ñôîðìèðîâàíû, òåïåðü ãëàâíîå – “çàêðåïèòü” èõ â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè.  ýòîì ïîìîæåò ïðîôåññèîíàëüíûé ìàññàæ.
Êðîìå òîãî, â âîçðàñòå îò 3 äî 5 ëåò àêòóàëüíà ïðîôèëàêòèêà äåôîðìàöèé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, òàêèõ êàê Õ-îáðàçíûå èëè Î-îáðàçíûå íîæêè. Ïîäîáíûå ïðîáëåìû ìîãóò áûòü ñëåäñòâèåì èçáûòî÷íîé ìàññû òåëà ðåáåíêà, ñëàáîñòè ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà èëè ðàõèòà.
Ñòàòèñòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî â 50% ñëó÷àåâ ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò êîððåêöèè ïàòîëîãèé êîñòåé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ó ðåá¸íêà çàâèñèò èñêëþ÷èòåëüíî îò åãî ðîäèòåëåé, êîòîðûå âîâðåìÿ îáðàòèëèñü ê âðà÷ó è ìàññàæèñòó.
Âàæíî òàêæå îòìåòèòü, ÷òî ìàññàæ â âîçðàñòå äî ãîäà ïîìîãàåò èçáåæàòü ðàçâèòèÿ ïëîñêîñòîïèÿ. Ñâîäû ñòîïû ôîðìèðóþòñÿ ó ðåáåíêà äî 4-õ ëåò. Èíîãäà âðà÷ ìîæåò ïîñòàâèòü äèàãíîç “ïëîñêîñòîïèå” è äâóõëåòíåìó ìàëûøó, íî â ýòîì ñëó÷àå ðå÷ü èä¸ò ëèøü î ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê äàííîìó çàáîëåâàíèþ. Âîâðåìÿ ïðîâåäåííûå êóðñû ñïåöèàëüíîãî ìàññàæà ñòîï ñïîñîáíû îñòàíîâèòü ðàçâèòèå ïëîñêîñòîïèÿ.
 âîçðàñòå îò ãîäà äî ñåìè ìàññàæ ïîäãîòàâëèâàåò îðãàíèçì ðåáåíêà ê ïðåäñòîÿùèì íàãðóçêàì, ðàçâèâàÿ êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé, äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü, ëîâêîñòü è ÷óâñòâî ðàâíîâåñèÿ.
Íå ñëåäóåò çàáûâàòü, ÷òî ìàññàæ ïîçèòèâíî âëèÿåò è íà íåðâíóþ ñèñòåìó äîøêîëüíèêà, óñêîðÿåò åãî èíòåëëåêòóàëüíîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå.
Ýòî îñîáåííî âàæíî äëÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè ðåáåíêà – êàê â äåòñêîì ñàäó, òàê è ïåðåä øêîëîé.
Çàëîã íà ñ÷àñòëèâîå áóäóùåå
Ïåðâûé ðàç â ïåðâûé êëàññ! Øêîëà äëÿ áûâøåãî “ïîäãîòîâèøêè” – ýòî, êîíå÷íî, çäîðîâî è èíòåðåñíî. Îäíàêî òîëüêî â÷åðà âàø ðåá¸íîê ìîã áåãàòü è ïðûãàòü, êîãäà çàõî÷åòñÿ, à ñåãîäíÿ îí âûíóæäåí ÷àñàìè ñèäåòü çà ïàðòîé, ïîðîé â íåêîìôîðòíîé ïîçå, íå èìåÿ âîçìîæíîñòè âñòàòü è ðàçìÿòüñÿ â ëþáîé ìîìåíò. Âå÷åðîì òîæå íå ëåã÷å – íàäî äåëàòü óðîêè, è îïÿòü – çà ñòîëîì.
Ðåçóëüòàò – íàïðÿæåíèå â øåéíî-âîðîòíèêîâîé çîíå, êîòîðàÿ äîëãîå âðåìÿ íàõîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè íåïîäâèæíîñòè. Åñëè âîâðåìÿ íå ïðèíÿòü ìåðû, íàïðÿæåíèå â ïîçâîíî÷íèêå ìîæåò âïîñëåäñòâèè âûëèòüñÿ â ñêîëèîç, îñòåîõîíäðîç è õðîíè÷åñêèå áîëè â ñïèíå, à òàêæå â ãîëîâíûå áîëè.
Ñïåöèàëèñòû íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþò ïðîâîäèòü êóðñû ìàññàæà øêîëüíèêàì âñåõ âîçðàñòîâ íå ðåæå 2-3 ðàç â ãîä êóðñàìè ïî 10-15 ñåàíñîâ. Åñëè æå ïåðâûå ïðèçíàêè óïîìÿíóòûõ çàáîëåâàíèé óæå ïðîÿâèëèñü, íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, ÷òîáû òîò íàçíà÷èë ðåá¸íêó êóðñû ëå÷åáíîãî ìàññàæà.
Îäíè èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàí¸ííûõ çàáîëåâàíèé XXI âåêà – îñòåîõîíäðîç è ñêîëèîç. Âî âçðîñëîì âîçðàñòå ñêîëèîç êîððåêöèè ïðàêòè÷åñêè íå ïîääàåòñÿ.
Ðåãóëÿðíûå êóðñû ìàññàæà ó âçðîñëûõ ìîãóò ëèøü îñòàíîâèòü äàëüíåéøåå ïðîãðåññèðîâàíèå ñêîëèîçà, îäíàêî îáðàòíî óæå íè÷åãî íå âåðíóòü. Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, áîëüøèíñòâî “ñêîëèîçíèêîâ” “çàðàáîòàëî” äàííûé íåäóã èìåííî â øêîëå. Ïðè÷èíû – íåïðàâèëüíàÿ ïîñàäêà çà ïàðòîé, íåäîñòàòîê äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè è ðåãóëÿðíûõ ñåàíñîâ ïðîôèëàêòè÷åñêîãî ìàññàæà.
Âûâîä ïðîñò: çäîðîâüå ñåãîäíÿøíèõ øêîëüíèêîâ â áóäóùåì – îòâåòñòâåííîñòü èõ ðîäèòåëåé.
È åù¸ îäèí âàæíûé ìîìåíò. Ðåá¸íîê-îòëè÷íèê – ìå÷òà ëþáûõ ïàïû è ìàìû. Íî íå âñåãäà îíà ñîâïàäàåò ñ ðåàëüíîñòüþ. Ìîæíî ñêîëüêî óãîäíî çàñòàâëÿòü ñâî¸ “íåïóò¸âîå ÷àäî” ðåøàòü çàäà÷è è çàïîìèíàòü ïàðàãðàôû íàèçóñòü, íî åñëè äåëî íå â åãî èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòÿõ è ïðèëåæíîñòè, ýòèì íè÷åãî íå äîáüåøüñÿ. Èíîãäà ïðè÷èíàìè øêîëüíûõ äâîåê ìîæåò áûòü áàíàëüíàÿ ôèçèîëîãèÿ.
Ìàññàæ ñïèíû è øåéíî-âîðîòíèêîâîé çîíû ïîëîæèòåëüíî âîçäåéñòâóåò íå òîëüêî íà ìûøöû, íî è íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó.
 ðåçóëüòàòå ìàññàæà ðàçäðàæàåòñÿ öåíòð êîðû áîëüøîãî ìîçãà, ñîçäàâàÿ òåì ñàìûì î÷àãè âîçáóæäåíèÿ, êîòîðûå îêàçûâàþò òîíèçèðóþùåå äåéñòâèå íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó è ìîçãîâîé êðîâîòîê. Êàê ðåçóëüòàò – ñíÿòèå õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè, óñòðàíåíèå àïàòèè è íåðâíîãî âîçáóæäåíèÿ, ïîâûøåíèå èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé. Ìàññàæ äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ áëàãîòâîðíî âëèÿåò íå òîëüêî íà èõ ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå, íî è íà óìñòâåííîå. Ýòî äîêàçàííûé ôàêò.
Ìåäèöèíñêèé öåíòð NOVI ïðåäëàãàåò ñâîèì êëèåíòàì âñå âèäû ëå÷åáíîãî, ïðîôèëàêòè÷åñêîãî è îáùåãî ìàññàæà. Ïîìèìî ìàññàæà äëÿ âçðîñëûõ, ê âàøèì óñëóãàì: ìàññàæ äëÿ ãðóäíè÷êîâ, äåòñêèé ìàññàæ è ìàññàæ äëÿ ïîäðîñòêîâ.
 Öåíòðå NOVI âåäóò ïðèåì êâàëèôèöèðîâàííûå ñïåöèàëèñòû ñ ìåäèöèíñêèì îáðàçîâàíèåì è ñòàæåì ðàáîòû îò 5 ëåò. Ìàññàæ âîçìîæåí êàê íà äîìó, òàê è â ìàññàæíîì öåíòðå.
Æä¸ì âàñ ïî àäðåñó:
Öåíòð ìåäèöèíñêîãî ìàññàæà NOVI
ã. Åêàòåðèíáóðã, óë. Áàæîâà, 189
òåë. (343) 254-06-60
ñàéò íîâè66.ðô
ÈÌÅÞÒÑß ÏÐÎÒÈÂÎÏÎÊÀÇÀÍÈß. ÍÅÎÁÕÎÄÈÌÀ ÊÎÍÑÓËÜÒÀÖÈß ÑÏÅÖÈÀËÈÑÒÀ.
Íà ïðàâàõ ðåêëàìû
На чтение 10 мин. Просмотров 1.6k. Опубликовано 11.09.2018
Новорожденный человечек нуждается в вашей заботе и уходе – от этого зависит его развитие и здоровье. Одной из самых полезных для малыша домашних процедур является общеукрепляющий массаж для грудничков. Грамотно проводимый массаж укрепляет физическое здоровье новорожденного человечка, ускоряет его развитие, благотворно влияет на психическое и эмоциональное состояние.
Детские врачи подтверждают: дети, получающие регулярный массаж, раньше начинают переворачиваться, садиться, ходить, разговаривать.
Для проведения массажа недостаточно только чтения литературы. Молодая мамочка может обратиться за помощью к профессионалам: медсестре, посещающей новорожденного на дому, к своему педиатру, к медсестре детской поликлинике. Ей наглядно покажут, как делать массаж. Можно посмотреть тематические видеоролики. Надеемся, что и эта статья поможет мамочке освоить массаж для грудничков на дому.
Условия проведения массажа
Делать домашний массаж новорожденному можно с 1 месяца, после полного рубцевания пуповины. Предварительно обязательно посоветуйтесь с педиатром.Настройтесь на ежедневное проведение массажа – если проводить его от случая к случаю, пользы будет мало.
Время проведения зависит от реакции ребенка. Одного малыша после процедуры будет клонить в сон, другой, наоборот, может разыграться.
В любом случае, не стоит проводить массаж перед ночным сном. Обычно физическая нагрузка рекомендуется на первую половину дня. Популярный доктор Комаровский Е.О. советует проводить массаж перед вечерним купанием.
Интервал между массажем и кормлением (предыдущим и последующим) должен составлять не менее получаса. Длительность сеанса 15-20 мин, но при недовольстве малыша сеанс лучше сократить.
Подготовка к массажу
- Проветрить комнату. В теплую погоду форточку можно открыть, но исключить сквозняк.
- Комнатная температура около 200С.
- Поверхность для массажа теплая, умеренно мягкая, комфортная для малыша (например, стол для пеленания, застеленный байковым одеялом в 2-3 сложения и пеленкой).
- Мамины руки должны быть чистыми, теплыми, мягкими, с коротко стрижеными ногтями, без украшений.
- Старайтесь проводить сеансы в одно и то же время.
Общие правила массажа
- Первый раз массируйте малыша не больше 5 мин, затем постепенно увеличивайте время.
- Использование массажного крема не обязательно.
- Все движения плавные, исключается сильный нажим или хлопок.
- Массаж грудничку не делают в области позвоночника, на половых органах, сосках, локтевых и коленных сгибах, в подмышечной впадине, на внутренней поверхности бедер, передней поверхности голени, правом подреберье (печень).
- Направление массажных движений должно совпадать с циркуляцией крови.
- Очередность: ножки, ручки, животик, грудка, спинка.
- Во время всего сеанса разговаривайте с малышом, напевайте, проговаривайте стишки-потешки.
- Можно занять ребенка игрушкой.
- Необходимо постоянно следить за реакцией грудничка – массаж должен вызывать только приятные ощущения. Если кроха недовольна, процедуру лучше отложить.
Проведение массажа
Описание основных приемов массажа для грудничков приведено в таблице:
№ п/п | Прием | Техника исполнения | Оказываемое действие |
1 | Поглаживания | Начало сеанса. Можно выполнять с 1 мес. Выполняются ладонями, плавно и медленно. Допускается легкое надавливание, не смещающее нежную кожу грудничка | Легкий разогрев кожи перед дальнейшим массажем. Снижение мышечного гипертонуса. Активизация кровообращения. Успокоительное действие. |
2 | Растирания | Выполняются с 3 мес. То же поглаживание, но интенсивное, с давлением, сдвигом кожи. Выполняется двумя-тремя пальцами. Движения по спирали или по кругу. | Проработка мышц и суставов для укрепления и увеличения эластичности. Снижение возбудимости ЦНС. |
3 | Вибрация, постукивания | Для месячного ребенка – легкое похлопывание. После 1 месяца – колебательные и постукивающие движения пальцев. | Расслабление мышц. Активизация кровообращения. |
4 | Разминание | С 3-4 мес. Интенсивный массаж, затрагивающий глубокие слои. Применяется профессионалами. Для домашнего массажа не рекомендован. | Глубокая проработка мышц. Активизация кровообращения. |
Как массировать разные зоны
Зона массажа | Техника исполнения |
Малыш лежит на спинке | |
Стопы | Мама держит ножку за голень, другой рукой поглаживает, а затем растирает стопу ребенка от пальчиков к пяточке и наоборот. Растираются боковые поверхности стопы, затем каждый пальчик. Проделать 10 раз. Указательным пальцем нажать на верх ступни, под пальчиками. Затем провести нажатия по наружной стороне стопы, спускаясь к пяточке. Это задействует рефлексы сжимания и разжимания стопы. 5 раз. |
Ножки | Массаж ножек делается поочередно. Ножка слегка сгибается в колене и бедре. Мама удерживает ножку за голень, другой рукой массирует ножку снизу вверх: заднюю, переднюю и боковую поверхность. Переднюю область голени и внутреннюю бедер не массируют. 10 р. для каждой ножки. |
Ручки | Ручка слегка сгибается в локте. Мама одной рукой удерживает ручку, другой массирует. Направление – от пальчиков к плечу. Сначала пальцами бережно разминается тыльная сторона кисти и ладошка, затем каждый пальчик. Для массажа всей ручки мама дает малышу ухватиться за свой палец. Ладонью другой руки поглаживается и разминается вся ручка с внутренней, затем наружной стороны, захватывая плечико. 10 р. для каждой ручки. |
Животик | Двумя ладонями погладить животик сверху вниз. Ладонью совершать круговые движения по часовой стрелке вокруг пупка. Двумя ладонями симметрично массировать косые мышцы – от грудной клетки с боков наискось вниз до пупка. Для массажа прямых мышц ладони располагаются поперек животика – одна сверху, другая снизу, а затем движутся навстречу друг другу, массируя животик. Каждое движение – по 8 р. |
Грудка | Массируется симметрично двумя ладонями по ребрышкам, по направлению межреберных промежутков, от центра к подмышкам. 8 р. |
Упражнение | Перед поворотом грудничка на живот полезно подвести с двух сторон ладони под спинку, обхватить его, слегка приподнять и покачать влево-вправо 8-10 р. |
Малыш лежит на животике | |
Спинка | Массируется двумя руками, симметрично, не задевая позвоночник: тыльной стороной кистей массируют снизу вверх, затем ладонями в обратном направлении. 8 р. |
Ягодицы | Похлопывание и разминание подушками пальцев. 12 р. |
Упражнение | Полезно закончить массаж рефлекторным ползанием. Немножко согните ножки грудничка в коленках и аккуратно подтолкните его, уперев в стопы ладонь. 4 р. |
Массаж при заболеваниях
Массаж оказывает эффективную помощь при многих заболеваниях. Самые распространенные способы приводим ниже.
Массаж при проблемах с животиком
Проблемой первых месяцев практически у всех новорожденных становятся колики, запоры, газы в кишечнике. Это очень беспокоит малыша, он плачет от боли и дискомфорта, не может полноценно питаться и спать.
Несложный массаж, не требующий профессиональной подготовки, способен серьезно помочь в налаживании работы кишечника.
Техника массажа при запоре и коликах у грудничка:
- животик недолго согревают теплыми ладонями;
- бережно массируют круговыми движениями по часовой стрелке, чередуя поглаживание и надавливание разной интенсивности;
- несколько раз сгибают и разгибают ножки, прижимая коленки к груди. Ножки сгибают поочередно, затем обе одновременно;
- малыша выкладывают на животик, легко поглаживают спинку, массируют область крестца.
Такой массаж можно делать до 6 раз в сутки. Он активизирует пищеварение, нормализует работу ЖКТ, избавляет кроху от запоров и газов.
Массаж при кривошее
Шею грудного ребенка массируйте очень осторожно, разминая и поглаживая только мышцы – от плеч до линии роста волос. На позвоночник никакого воздействия быть не должно! Выполняйте как одной, так и двумя руками, без утяжеления. Движения, как правило, идут к центру.
Помимо этого, младенцам делают повороты и наклоны головы. Такой массаж очень рекомендуется при кривошее у грудничков, и является одним из способов избавления от этого достаточно распространенного недуга.
Для профилактики грыжи
Применяют следующие приемы:
- Подъем ножек лежа на спине. Поднимайте по одной ножке или обе одновременно. Тяните носочки на себя, в стороны. Это укрепит мышцы пресса.
- Помогайте малышу самостоятельно сесть. Совместно делаете повороты туловища.
- Для лечения этого недуга иногда используют точечные нажатия вокруг пупка. Однако такой прием, как правило, назначает врач: без его согласия лучше не применять подобные техники.
Массаж при бронхите
Если маленького человечка поразил этот недуг, то помимо медикаментозного лечения, назначенного педиатром, можно использовать и массаж. Он облегчит состояние ребенка, ускорит выздоровление. Можно делать на 3-5-й день болезни.
Нельзя делать при повышенной температуре тела!
В силу возраста малютка не может сам отхаркивать слизь, а правильные действия массажиста помогут вывести мокроту из легких. Плюс этого вида процедур заключается в том, что мама может проводить сеансы самостоятельно в домашних условиях. Это не требует особых навыков или специального оборудования.
Техника массажа: До сеанса рекомендуется дать ребенку теплое питье. Во время процедуры, ни в коем случае, малыш не должен замерзнуть, поэтому следите за температурой в комнате. При бронхите массируются грудная клетка и спинка.
- Начните с поглаживаний.
- Разогрейте кожные покровы.
- После этого можно приступать к растираниям, они могут быть достаточно интенсивными.
- Для того чтобы начался процесс отхождения мокроты, используйте вибрационные движения: постукивайте пальцами и ребром ладони.
Противопоказания
При повышении температуры нельзя делать никакой вид массажа. Запрещен он также при болезнях кожного покрова (особенно при гнойных формах), хрупких костях, болезнях кровеносной системы и ОРВИ.
Болезнь в стадии обострения также подразумевает отказ от массажных процедур.
Если у крохи выявлена пупочная грыжа, то массаж должен осуществляться только врачом или под его чутким присмотром из-за опасности защемления грыжи. Также рекомендуем прочитать: паховая грыжа у детей.
Аналогично ситуация обстоит с детками с пороком сердца. Массаж в этом случае – строго под присмотром кардиолога.
Повышенная нервозность малютки не позволяет делать массажные процедуры, так как может быть увеличен тонус мышц.
Список противопоказаний дополняют:
- Гнойничковые, инфекционно-воспалительные или грибковые заболевания кожи являются строгим противопоказанием к проведению массажа, так как открытые зоны гнойных участков, так же как и пузырьковые элементы (высыпания) при некоторых инфекционных заболеваниях, во время массажа могут травмироваться, и возбудитель инфекции будет разноситься по кожным покровам.
- Дерматиты, аллергические реакции на коже, которые часто сопровождаются образованием мокнутий, представляющих из себя открытую раневую поверхность. Массаж, как правило, требует применения кремов и масел, что недопустимо на участках пораженной кожи. Кроме того, дополнительное трение таких зон при массаже может вызвать у ребенка болезненные ощущения и способствовать ухудшению местного состояния кожных покровов.
- Болезни крови (гемофилия, геморрагический диатез), склонность к кровотечениям. Надавливание на кожу во время массажа может спровоцировать возникновению внутренних подкожных кровоизлияний.
- Судорожный синдром, эпилепсия. При этих состояниях массаж противопоказан, так как он может спровоцировать новые приступы.
- Рахит в период обострения. В этой стадии заболевания дети особенно беспокойны и возбудимы, проведение массажа, как дополнительного стрессового воздействия, не рекомендуется, так как необходим щадящий режим.
- Плохое настроение (как у малыша, так и у мамы)
Когда ребенок плачет и раздражен, сеанс не принесет пользы.
Массаж для грудничков: сложно или просто?
Существует целый ряд несложных приемов массажа для грудничков, которые мама может выполнять самостоятельно каждый день, обеспечивая своему малышу гармоничное физическое и нервно-психическое развитие. Общеукрепляющий массаж можно начинать делать ребенку с 1,5 месяцев после консультации врача-педиатра и невролога при отсутствии противопоказаний.
Недоношенность и гипотрофия (низкая масса тела) не являются противопоказанием к проведению массажа, но занятия с такими малышами должны быть отсрочены и обязательно согласованы с врачом.
Заключение
Как скоро малыш научится контролировать свои движения? Это будет зависеть и от него, и от вас. Е. Комаровский утверждает, что ежедневный массаж для новорожденных поможет снять гипертонус, а элементарные гимнастические упражнения будут укреплять мышцы и суставы.
Важно помнить, что ребенку для гармоничного физического развития нужны не только пассивные, но и активные движения. Поэтому массаж рекомендуется дополнять специальной гимнастикой. Врач-педиатр или медсестра могут показать маме несложные упражнения гимнастики для малышей, которые она сможет выполнять самостоятельно.
Ежедневный домашний массаж для грудничка, проводимый заботливыми мамиными руками под ее песенку и ласковые слова, позволит малышу быстрее преодолеть гипертонус новорожденных, укрепит здоровье, ускорит развитие.
Пользу, приносимую массажем, серьезно поддержит и увеличит специальная гимнастика для новорожденных, которую можно проводить одновременно с ним. Это несложные упражнения, с которыми молодых родителей охотно ознакомит педиатр.
А у вас уже есть опыт массажа в домашних условиях? Пишите, ваши советы могут помочь менее опытным родителям. Здоровья вам и вашим семьям!