Мал золотник да дорог о пользе насекомых 3 класс

Пословица «Мал золотник, да дорог»: происхождение, значение, сочинение.

В этой статье мы предлагаем детально разобрать происхождение и значение русской народной пословицы «Мал золотник, да дорог».

Пословица «Мал золотник, да дорог» — происхождение

Русская речь уникальна, ведь в ней собрана славянская мудрость, корни которой уходят далеко в прошлое. И, несмотря на то, что часть слов мы несправедливо позабыли или произошло замещение иностранными словами, новыми понятиями, мы несем энергетику и мудрость поколений в пословицах. Как часто вы слышите или произносите пословицу «Мал золотник, да дорог»? Какое значение в эту фразу вы вкладываете? Предлагаем разобраться в этом с лучшими филологами русского языка.

Итак, в этой пословице употребляется четыре слова, из которых одно в настоящее время не используется. А, следовательно, молодые люди могут некорректно понимать его. Поэтому заглянем в толковый словарь С.И. Ожегов, значение слова золотник. Как указывается в словаре, это мера веса, которая использовалась во времена Российской Империи. Ее удельный вес равен 1/96 фунта, также приравнивается к 4.26 современным граммам.

Мал золотник, да дорог — корни пословицы уходят в века

Данная единица веса активно использовалась для взвешивания драгоценных металлов и камней ювелирами, а также для определения веса ценных приправ и т.д. То есть золотник относился к удельному весу дорогостоящих вещей.

Со временем русский народ подарил последующим поколениям пословицу, в которой гласилось «Мал золотник, да дорог».

Пословица «Мал золотник, да дорог» — значение

Сегодня слыша пословицу «Мал золотник, да дорог», каждый расценивает ее по-своему. Но первоначальное значение пословицы несло в народ такую мудрость. Даже если оно вам кажется что-то крохотным и не очень значительным, присмотритесь — возможно, в нем кроется огромная ценность.

Эта пословица применима как к живому существу, так и к неодушевленному предмету:

  • Можно сказать на малыша — «Мал золотник, да дорог», как утверждение того что, несмотря на возраст, беззащитность и никакой полезности, а только заботы, малыш все равно ценнее и дороже всего в мире;
  • Фраза «Мал золотник, да дорог» применима к близкому человеку в случае, если вы хотите подчеркнуть то, что любимый человек важен и дорог несмотря на все неудачи и трудности которые он переживает;
  • Пословицу «Мал золотник, да дорог» можно примерить и к домашнему питомцу, подчеркнув его значимость для семьи;
  • А еще «Мал золотник, да дорог» можно сказать на неодушевленный предмет, например, на телефон. Он небольшой, но для многих важен как воздух.

Как видите, эта пословица получила широкое применение, и поэтому активно используется в современном ритме общения. Теперь разобравшись со значением этой пословицы, предлагаем набросок школьного сочинения на тему происхождения и значения пословицы «Мал золотник, да дорог».

Сочинение на тему: как я понимаю пословицу «Мал золотник, да дорог»?

  • Сочинение на тему «Мал золотник, да дорог»

Прошлым летом мы с семьей пошли на рыбалку. На улице стояла жара, несмотря на то, что было ранее утро. Подойдя к реке, мы решили искупаться, а потом подкрепиться завтраком. Я с отцом пошел рыбачить, а мама с сестричкой решили посмотреть окрестности.

Не прошло и пяти минут, как сестренка прибежала и позвала нас с отцом на помощь. Оказывается птенец выпал из гнезда и если бы они не отправились на прогулку, то его бы съели хищники. Забирать такого малыша домой было бы ошибкой, так как мы не знали, как за ним правильно смотреть, да и как потом приучить к дикому миру?

На Руси знали — золотник может быть и мал, но очень ценен!

Папа стал возле дерева и подсадил меня на него, а мама подала птенчика, и мы посадили его в гнездо. В суматохе мы совершенно не думали о том, прилетит ли к нему птица-мать. Но когда птенец уже кричал с гнезда, родители предложили продолжить рыбалку, но мы решили с сестричкой ждать птицу-мать.

Чего уж говорить, обед мы встретили под деревом. И вот на горизонте широко расправив крылья, показалась птица. Нашей радости не было предела! Но мы притаились, чтобы не спугнуть ее. Как только она увидела нас, то пулей устремилась к гнезду и как только достигла его, накрыла птенца крыльями.

Мама сказала не спеша отойти от дерева, чтобы не спугнуть кормилицу найденыша нашего, и мы увидели уже издалека, как птица кормит своего малыша и отвечает ему курлыканьем. Мы долго удивлялись, что птица не побоялась нас, таких больших, и готова была пожертвовать своей безопасностью ради птенца. А мама нам сказала нам, — «Мал золотник, да дорог», как я вас люблю, так и птица любит свое потомство. И тогда мы поняли, что не имеет значение большой ребенок или маленький, плаксивый или послушный, хороший или попадает в передряги, все равно ему обеспечена абсолютная любовь мамы и папы! Ведь «Мал золотник, да дорог»!

Видео: Пословицы и поговорки в картинках

Источник

Автор статьи: Мария Знобищева

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:12.12.2018

Как быть, если о Вас сказали: «Мал золотник, да дорог»? Радоваться или обижаться? Слишком уж похоже на поговорку о клопе, который, хоть и мал, но… Синонимичны ли эти выражения? И нет ли в слове «золотник» какого-нибудь подвоха? Давайте разбираться вместе.

Значение выражения

Пословица «Мал золотник, да дорог» относится к человеку, животному или предмету, который не так прост, как кажется на первый взгляд.

Этой характеристикой хотят подчеркнуть необходимость, незаменимость кого-то или чего-то, несмотря на его внешнюю непритязательность, ненавязчивость, простоту. Так может назвать директор школы застенчивого учителя изобразительного искусства, пришедшего работать с детьми сразу после института. Молодой специалист, теряющийся в новом коллективе, наверняка разрумянится от похвалы и почувствует себя уверенней.

Если перейти на предметный мир, небольшим, но бесценным золотником легко сравнить нарисованную своими руками новогоднюю открытку, от всего сердца подаренную бабушке пятилетней внучкой. Такое трогательное приношение дорого отнюдь не из-за своей себестоимости! Бабушка долгие годы будет хранить подарок, сделанный с любовью, среди своих реликвий.

Иногда пословица употребляется и в ироническом смысле, но тут всё зависит от говорящего. У некоторых есть способность окрашивать иронией даже самые невинные фразы. Например, высокомерная кокетка, получив в подарок от небогатого поклонника скромный по цене кулон, купленный на половину его зарплаты, презрительно скривит губки и вздохнёт: «Что ж, мал золотник, да дорог». Впрочем, искренности такой оценки верить нельзя.

Происхождение пословицы

Существует две версии возникновения пословицы, одна из которых не исключает другую. Выражение возникло в бытовом купеческом обиходе и быстро распространилось на всё человеческое сообщество. Золотник – старинная русская мера веса, равная приблизительно 4,27 г.

Определяя ценность золота или серебра, его предварительно взвешивали. Даже крошечный кусочек драгоценного металла, весивший 1 золотник, считался огромным богатством. Скорее всего, так и родилась данная идиома.

Вторая версия связана со старославянским словом «златник», в результате появления полногласия в древнерусском языке перешедшего в «золотник». (По той же модели «врата» стали «воротами», «вран» – «вороном», «глас» — «голосом», а «млеко» – «молоком»). Златником называлась первая отчеканенная на Руси металлическая денежка. Очевидно, наши предки своевременно осознали пользу валюты и, славя бережливость, сложили о ней пословицу.

Читайте также:  Кедровая бочка польза для похудения

Синонимичные выражения

Сегодня смысл фразы настолько очевиден, что заменить её синонимом не составит труда. Выбирайте любой:

  • мала птичка, да голос звонок;
  • маленький, да удаленький;
  • мал горшок, да мясо варит;
  • невелик зверь, да лапист;
  • рыбка мелка, да уха сладка.

У иностранцев найдутся такие варианты:

  • маленький, но хороший (нем.);
  • маленькое идёт далеко (англ.);
  • из маленькой рыбки вырастет большая щука (фр.).

Если мы хотим подчеркнуть дополнительный оттенок значения, намекающий, что при внешней скромности и «малости» человек очень деловит и мастеровит, допустимо сказать: «Не боги горшки обжигают». Или по-английски: «Незаметные удары валят большие дубы».

И то, и другое будет правильно, потому что люди встречают по одёжке, а провожают по уму (или по делам). Внешность обманчива, не всё то золото, что блестит, но уж если вы нашли настоящую драгоценность, цените её, какой бы крошечной она ни казалась!

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 2 – Гавриловская сош Старорожковский филиал

Внеклассное мероприятие

по литературному чтению

в 4 классе.

Тема: «Мал золотник, да дорог».

Русские пословицы и поговорки.

учителя начальных классов

Старорожковского филиала

Мешковой Н.Н.

2015г.

Цели:

1. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Проверить знания учащихся в знании пословиц и поговорок, выявить, как понимают учащиеся смысл пословиц.

2. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций, развивать речь, мышление, интерес к русскому языку.

Воспитывать любознательность и уважение к русской старине.

Оборудование:

1. Выставка книг.

2. Карточки с пословицами и поговорками.

3. Иллюстрации .

Ход занятия:

1. Слово учителя.

А вы знаете, ребята, что никто не знает, когда возникли пословицы. Несомненно, лишь одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению. «Счастье не ищут, а делают», «Ученье свет, а неученье – тьма», – учит народ. Яркие, сочные, неувядаемо свежие русские пословицы. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы, поговорки писатели и поэты. Ставлю перед ребятами задачу: найти пословицы в тех произведениях, которые они сейчас услышат, объяснить их смысл.

Учащиеся инсценируют небольшую сказку Е.Пермяка «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнет, сюда подвернет. Все она сообразила, все высчитала – потом за ножницы взялась.

Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.

– Где ты кройке-шитью училась, Синица? Какие курсы кончила? – спрашивает ее Куница.

– Никаких я курсов не кончила,- отвечает Синица. – Бабушка меня шитью выучила.

– А как она учила?

– Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

– Каких?

– Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Ребята находят пословицу и объясняют ее смысл.

Предлагается еще несколько произведений с пословицами: басни Крылова, стих-ния Л.Ошанина, Г.Яковлева.

2. Игра « Закончи пословицу».

Кто много говорит, тот мало делает.

Повторенье – мать ученья.

Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.

Сделал дело – гуляй смело.

Куй железо, пока горячо.

Делу – время, потехе час.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Мелет до вечера, а слушать нечего.

Не все то золото, что блестит.

Ребята ищут пару к пословице, а если не знают их, то запоминают.

После этого задание усложняется, предлагается другая игра «Назови пословицу».

Показываю ребятам небольшие таблички с написанными на них словами. Ученики должны отгадать, восстановить пословицу по этим словам.

Дело – безделье. «Маленькое дело лучше большого безделья».

Дружба – служба. «Дружба дружбой, а служба службой».

Лает – кусает. «На смелого собака лает, а трусливого кусает».

Руки – скуки. «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки».

Шило – мешок. «Шила в мешке не утаишь».

Коса – камень. «Нашла коса на камень».

3. Задание: отгадай загадки-пословицы

О каких людях идет речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах-загадках?

Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Болтовня).

Ел да устал, спал да намаялся. (Лень).

Подал руку, да подставил ногу. (Двуличие).

Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоизм).

4. Быстро, легко справляются пятиклассники со следующим заданием.

«Составь поговорку».

Нужно к словам подобрать соответствующую по смыслу картинку, тогда получится семь известных поговорок. (Рисунки делаю на плотной цветной бумаге. Ученик, правильно составивший поговорку, дописывает нужное слово мелом, который легко стереть сухой тряпкой).

5. Развитию речи учащихся способствует задание «Составь небольшой рассказ, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц. Предлагается прочитать 2-3 учащимся.

Как правило, в классе не бывает историй, похожих одна на другую. Творит каждый сам.

6.Рефлексия урока.

7.Задание на дом: Прочитать выразительно короткие рассказы из книги Л.Н.Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и Б.Шергина «Одно дело делаешь, другого не порть».

Источник

Ильина Нина Александровна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «В(С)Ш № 9» г. Ульяновска

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-9 классов.

Интеллектуальная игра «Мал золотник, да дорог»

Цели. 1. Расширить представление о русской фразеологии.

2. Развивать языковую зоркость, чувство языка, навыки культуры

речевого общения.

3. Формировать интерес к изучению русского языка и литературы.

  1. Пополнять словарный запас учащихся.

  2. Активизировать творческие возможности учащихся.

  3. Воспитывать чуткое отношение к языку, к слову.

Оборудование.

1.Звёзды, вырезанные из бумаги (звезда дается за правильный

ответ).

2. Высказывания о языке.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так

вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и

животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и

поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский.

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с

быстротой поражающей.

М. Горький.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и

культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

является не праздным занятием от нечего делать, но насущной

необходимостью.

А.И.Куприн.

3. Компьютерное обеспечение: презентация к мероприятию

Ход игры.

Вступительное слово.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы

Читайте также:  Яблоко с морковью на терке польза

из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Вот и мы с вами попробуем замашисто, бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово».

Как работает слово

Бывает частенько, что слово – одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»!

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки — сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал.

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет —

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую… Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

– Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?

( об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду. Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши…

А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного здесь в буквальном смысле.

Нелепо? Смешно? Конечно!

– Что же произошло с привычными и понятными до сих пор для нас словами? Как вы думаете?

Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них всех смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое часто называют еще устойчивым сочетанием.

Сегодня вместе проверим, как мы можем ориентироваться в огромном море фразеологизмов. Прошу команды занять свои места.

Две команды по пять игроков занимают места за столами.

Участвуя в игре «Мал золотник, да дорог», команды докажут нам, что с фразеологизмами они уже на короткую ногу и в этом деле собаку съели, покажут нам веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор. А на чьей улице будет сегодня праздник, узнаем попозже. Болельщикам мы предлагаем также разбиться на две команды. Бить баклуши вам будет некогда, вы тоже можете зарабатывать баллы, и среди болельщиков также определиться знаток русских фразеологизмов.

Итак, не откладывая дело в долгий ящик, представляю командам и их болельщикам тех, в чьих руках находится сегодня их судьба. Скажу сразу: члены жюри тоже не лыком шиты, этих и вокруг пальца не обведешь, и лапши на уши им не навешаешь, и на мякине их не проведешь! (представление жюри)

1 тур «Дальше… дальше»

Фразеологические обороты, которые являются предметом сегодняшнего разговора, – это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете лексические значения фразеологизмов.

За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

1 команда 2 команда

1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)

2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости( худой)

3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)

4.заячья душа (трус) 4.в двух словах ( коротко)

5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)

6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)

7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)

8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)

9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)

10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)

11. играть первую скрипку(быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно)

12. стреляный воробей(опытный чел.) 12. бросать слова на ветер( говорить зря)

13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно)

14. избушка на курьих ножках(старое что-то) 14. одна нога здесь, другая там (быстро)

15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо)

16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).

2 тур «Найди синонимы».

Вы заметили, что многие фразеологизмы обозначают одно и то же: во все лопатки, во весь дух, сломя голову, со всех ног – быстро.

– Как называется такое явление в русском языке?

(синонимия).

Ваша задача: определить, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы и определить значение этих групп.

1 команда

1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул.

4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии. 8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.10. Рвать и метать.

11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.

2 команда

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках.

5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить.

8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.

11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.

3 тур «Найди антонимы».

Слова с одинаковым значением называются синонимами, а как называются слова с противоположным значением? В русском языке есть фразеологизмы – антонимы.

К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:

1. В двух шагах – за тридевять земель.

2. Взять себя в руки – выйти из себя.

3. Засучив рукава – спустя рукава.

4. Пасть духом – воспрянуть духом.

5. Хоть пруд пруди – кот наплакал.

6. Чесать языком – держать язык за зубами.

Игра с болельщиками во время 2 и 3 тура.

Раскройте значение фразеологизмов.

1. Сесть в калошу (потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении)

2. Лить крокодиловы слезы (лицемерить, притворяться).

3. На козе не подъедешь (не подступишься, не договоришься).

4. Нужен как собаке пятая нога (лишний)

5. Греть уши (подслушивать).

6. Нашли общий язык (подружиться, хорошо понимать друг друга).

7. Грызть гранит науки (учиться усердно).

8. И ухом не ведет (не обращает внимания).

9. Рассказывает бабушкины сказки (обманывает).

10. Лезет из кожи вон (старается).

4 тур «Кто быстрее».

В русском языке тьма – тьмущая не только фразеологизмов – синонимов, антонимов, но и оборотов, имеющих общее слово. Ну хотя бы «рука», «голова», «нос», «глаз» и т.д. Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.

Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом (существительным):

1 команда – слово « глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)

Читайте также:  Польза запеченной свеклы в микроволновке

2 команда – слово «язык» (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).

Болельщики подбирают со словом «ухо» ( держать ухо востро, пропускать между ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке).

5 тур «Кто больше».

Вы заметили, что мы постоянно что-то сегодня считаем: за одну минуту произносим значения фразеологизмов, пишем пять оборотов с общим словом и т.д. А знакомы ли наши знатоки с числительными в составе фразеологизмов? Сейчас проверим.

За установленное время (2 минуты) записать фразеологизмы, в состав которых входят числительные.

(в один голос, одного поля ягода, меж двух огней, ни два ни полтора, как дважды два, на все четыре стороны, знать как свои пять пальцев, заблудиться в трех соснах, семь пятниц на неделе…)

А так как некоторые болельщики больше ворон считают, то естественным для них будет за это же время вспомнить фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы.

( волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода).

6 тур «Почувствуй и скажи».

Жизнь человека состоит не только из чисел (даже если они благородно включены в обороты), слов «дальше», «быстрей», «больше». На то мы и люди, что в отличие от машин умеем чувствовать: любить, ненавидеть, радоваться и печалиться. Свои чувства мы можем выражать фразеологизмами.

Вспомним фразеологические выражения, обозначающие настроение, состояние души, чувства, которые испытывал, как пить дать, каждый из нас:

Повесил голову (печаль)

Быть на седьмом небе (радость)

Губы надул (обида)

Готов сквозь землю провалиться (стыд)

Встать не с той ноги (плохое настроении)

Мурашки забегали, мороз по коже пробежал (испуг)

Кошки на душе скребут (тревога)

Дойти до белого каления (негодование)

Душа ушла в пятки (страх)

7 тур «Почему мы так говорим».

Да, ну и заварили мы кашу.

-А что означает выражение «заварить кашу»?

(затевать какое-нибудь хлопотное или неприятное дело)

А у нас какое дело? Конечно, хлопотное. Сколько потов сойдет, пока разберешься, в чем суть да дело.

А вот история происхождения фразеологизма «заварить кашу». Основными блюдами русской национальной старинной кухни были: щи, каша, квас и кисель. Каша была обязательным блюдом на свадебном пиру, так как символизировала собой плодородие. Заварить кашу означало раньше на Руси устроить свадебный пир. А свадьба, как известно, дело хлопотное и непростое. От этих каш – свадебных пиров, в которых участвовало много людей, и возникло выражение «заварить кашу».

Задание командам

Выяснить происхождение фразеологизмов.

1-я команда

«ахиллесова пята»; «играть на нервах»;

2-я команда

«ариаднина нить»; «во всю ивановскую».

Ахиллесова пята

Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение?

Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунула Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.

В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Играть на нервах

Расстроенные нервы, натянутые нервы, слабая струна, играть на нервах… Немало выражений, касающихся нервов, имеют «музыкальный» уклон: играть, расстроенные, натянутые… Это объясняется происхождением слова нерв. Еще в глубокой древности люди, играли на музыкальных инструментах. Струна по латыни— «нервус». Позже врачи узнали о существовании в организме нервов. Нервы похожи на струны, римляне их так и назвали. А привычные выражения, связанные с музыкальными струнами, стала применять и по отношению к нервам. Выражение играть на нервах равнозначно «намеренно раздражать, нервировать кого-либо».

Ариаднина нить

Эти крылатые слова — из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек, полубык). С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра — при помощи клубка ниток. Переносное значение: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Во всю ивановскую

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

История этого выражения такова. Очень давно, в XVI— XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царевы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Игра с болельщиками.

Крылатые выражения, фразеологизмы приходят в нашу речь и из литературных произведений. Вспомним некоторые из них. Кто автор и из какого произведения крылатое выражение?

1. Быть можно дельным человеком

И думать окрасе ногтей. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

2. Быть или не быть – вот в чём вопрос. (В.Шекспир «Гамлет)

3. Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин «Не жалею, не зову, не

плачу…»)

4. Гадкий утёнок. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»)

5. Да здравствует солнце, да скроется мгла! (А.С.Пушкин «Вакхическая

песня»)

6. Доктор Айболит. (К.И.Чуковский «Айболит»)

7. Жди меня, и я вернусь. (К.Симонов «Жди меня»)

8. Луч света в тёмном царстве. ( Н.А.Добролюбов «Луч света в тёмном

царстве»)

9. Не хочу учиться, хочу жениться. (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

10. Пир во время чумы. (А.С.Пушкин «Цыгане»)

11. Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

12. С милым рай и в шалаше. Н.М.Ибрагимов (1778-1818) Стихотворение

«Русская песнь»: Не ищи меня, богатый, ты не мил моей душе.

Что мне, что твои палаты? С милым рай и в шалаше.

8 тур «Гонка за лидером».

Закончите фразеологизмы.

1 команда. 2 команда.

1. Не взирая… (на лица) 1. Два сапога… (пара).

2. Буря в… (в стакане). 2. Топтаться на…(месте).

3. Кусать…(локти). 3. Не мудрствуя…(лукаво).

4. Волчий…(аппетит). 4. Как две капли… (похожи).

5. Черепашьим…(шагом). 5. От корки… (до корки).

6. За семь верст…(киселя хлебать). 6. Ждать у…(моря погоды).

7. Принять за чистую…(монету). 7. Овчинка… (выделки не стоит).

8. Проще пареной…(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).

9. Не в бровь… (а в глаз). 9. Сулить золотые…(горы).

10. Не видеть дальше…(собст.носа). 10. Краем уха…(слышать).

11. Плакать в…(жилетку). 11. Кисейная…(барышня).

12. Еле-еле душа…(в теле). 12. Рог… (изобилия).

13. На сон…(грядущий). 13. Голод не…(тетка).

Подведение итогов.

Имеющий уши да… услышит все то, что мы сегодня говорили.

Имеющий память да… запомнит все то, что услышал сегодня.

Прошу жюри подвести итоги игры «Мал золотник, да дорог».

Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами и фразеологизмами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари (показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова»).

Источник