Ломоносов о пользе стекла краткое
Современная наука о стекле могла бы и не появиться на свет без русского гения, ученого-естествоиспытателя мирового значения, Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765).
Стекло было известно человечеству с давних времен. Бусы и кольца, вазы и чаши – их делали тысячелетия назад из непрозрачного, часто окрашенного стекла. Изготовить цветное стекло проще, чем прозрачное. Для получения прозрачного стекла необходимы чистые материалы, а стеклоделы древности пользовались тем, что имелось. В результате стекло получалось грязно-зеленого цвета из-за примесей различных металлов, которые находятся в песке, мраморе и других материалах, применяемых при варке стекла. Если в стекло добавляли некоторые металлы, то оно приобретало какую-либо другую окраску и становилось красивым, как драгоценный камень. Способы производства цветного стекла держались в секрете и переходили по наследству. Стеклодувам было безразлично, почему получается тот или иной цвет, им необходимо было только знать рецепт варки для получения равномерной окраски стекла.
Но вечно так продолжаться не могло. Этой проблемой очень заинтересовался М. В. Ломоносов. Причиной его интереса считаются впечатления, полученные им от итальянских мозаичных картин, которые он увидел в 1746 году. Ученый приходит к решению создать нечто подобное не из природных материалов, а из стекла. В «Письме о пользе стекла», написанного М. В. Ломоносовым графу Шувалову в 1752 году, он говорит:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
В 1748 году была создана и получила необходимое оборудование химическая лаборатория. Ученому это стоило трех лет титанических усилий. Все приборы и оборудование изготовлено по чертежам М. В. Ломоносова, и он начал проводить в ней различные опыты, связанные с химией, технологией силикатов, теорией растворов и обжигом металлов. Кроме этого, в лаборатории осуществлялись пробы руд.
Для понимания и объяснения различных существующих зависимостей необходимо было последовательно провести определенные эксперименты, обнаруженные закономерности привести к строгой системе. И это все смог сделать М. В. Ломоносов, который был прекрасным систематизатором. В течение четырех лет исследователь изучал в лаборатории химию стекла. Фундаментальные научные исследования, потребовавшие более четырех тысяч опытов, можно разделить на три крупных этапа:
- Увеличение количества исходных материалов. Имелся весьма ограниченный набор компонентов, который применяли при изготовлении стекла, их было не более 15. При подготовке к экспериментам М.В. Ломоносов различными путями подготовил – обработал и очистил от примесей – около 60 компонентов.
- Получение, с помощью химической очистки, достаточно чистых минеральных красителей.
- Проверка и систематизация взаимодействия красителей и стекла.
К этому этапу можно было перейти только после окончания предыдущих. Ученый считал, что факторы, влияющие на окрашивание стекла, следующие:
- природа происхождения красителя;
- методика приготовления красителя и состояние при его добавлении;
- концентрация компонентов красителя и стекла.
Во всем этом великий ученый проявился как прекрасный систематизатор.
Несокрушимая энергия М. В. Ломоносова, который в то время уже был профессором Академии и ученым с мировым именем, помогла в создании мозаичной мастерской на Васильевском острове, в специальной пристройке к его дому. В ней он начинает заниматься с первыми учениками, Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. Благодаря безошибочному художественному чутью, этот великий творец очень быстро становится руководителем коллектива художников, прославившихся созданием прекрасных мозаичных картин.
По отзывам современников, набранный из крупных, неправильной формы, кусков смальты в 1754 году, портрет Петра I «является драгоценной реликвией» и «дает один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Из мастерской М. В. Ломоносова вышло множество мозаичных полотен, самое известное из которых – «Полтавская баталия»- находится в Санкт-Петербурге, в здании Академии Наук.
Изучая свойства и способы производства стекла, гений М. В. Ломоносова создал новую науку – физическую химию в современном ее понимании. Кроме того, им была разработана и успешно внедрена научная методика эксперимента со строгим постоянством условий проведения опытов, хранением образцов и ведением лабораторного журнала. Он провел уникальное для своего времени научное исследование влияния различных веществ на свойства стекла и внедрил методику варки цветных стекол.
Химик, физик, астроном, геолог, географ, а также поэт, историк и художник — не было такой области науки и искусства, в которой Ломоносов не находил бы себе применение. Но знаете ли вы, сколь велик был вклад ученого в архитектуру вообще и в облик интерьеров XVIII века в частности? Рассказывает Юлия Шишалова.
Основы стекловарения
Безусловно, стекло варили и до него — причем не одно столетие. Прозрачное, цветное — второе встречалось гораздо чаще, поскольку окрас удачно скрывал неизбежные пузырьки и дефекты.
В то же время опыт получения цветного стекла был исключительно эмпирическим: мастера толком не знали, как наверняка получить тот или иной оттенок, а те, кто обладал «секретным рецептом» и достаточным опытом — обычно и то, и другое уносили с собой в могилу.
Михаил Васильевич первым подвел под процесс выплавления стекла научную базу и метод. Доподлинно неизвестно, что же все-таки возбудило в нем такой негасимый интерес к тому, «чего и сильный огнь не может разрушИть» («Письмо о пользе стекла» фавориту Елизаветы графу Шувалову, написанное Ломоносовым в 1752 году, по многословности и поэтичности в отношении «прекрасного Стекла» так и не удалось никому перещеголять).
Вполне вероятно, то действительно были работы итальянских мозаичистов или мозаики киевских церквей, увиденные ученым во время путешествий. Или, возможно, все дело в пытливом уме, который до этого постигал тонкости добычи горных руд и минералов и вдруг вплотную столкнулся с плохо изученной темой стекла и других силикатных расплавов.
Так или иначе, с того момента, когда в 1748 году после нескольких лет хождения по инстанциям открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по ломоносовским чертежам, Михаил Васильевич рьяно принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (!) опытов. Применив свои знаменитые способности великого систематизатора, ведя лабораторные журналы и строжайше соблюдая необходимые, согласно его методу, условия экспериментов: точную дозировку компонентов и последовательное изменение только одного из факторов, в то время как прочие показатели сохраняются неизменными.
Знание — сила
В результате проведенной фундаментальной работы Ломоносову, во-первых, удалось значительно расширить список возможных «ингредиентов» для шихты — так называется смесь компонентов, которая после высокотемпературной обработки превращается в стекло. Бывший тогда в обиходе набор из 15 веществ Михайло довел до 60, тщательно подготавливая их к каждому опыту и очищая от возможных примесей.
Во-вторых, это было первое научное исследование взаимодействия стекла с минеральными красителями. Благодаря разработанной Ломоносовым исследовательской методике, ему удалось записать множество готовых рецептов «приготовления» тех или иных цветных стекол, в которых наряду с разным составом шихты фигурировали разные комбинации способов химической обработки. Фактически, чередуя различные приемы в условиях окисления или восстановления и вводя в разной концентрации свинец, олово, сурьму и медь, гениальный химик получил стекло редчайших оттенков зеленого, изумрудного и «королевского» красного.
В-третьих, Михаил Васильевич впервые четко сформулировал то, что лежит в основе всего современного стекольного производства: свойства конечного материала напрямую зависят от его состава. Варьируя состав, можно получать стекла, отличающиеся друг от друга как внешне — по цвету и светопрозрачности, — так и, скажем, по прочности.
Именно там, в ломоносовской лаборатории, были заложены основы физической химии, которая сейчас считается чуть ли не самым значительным разделом химии вообще. А кроме того, разработка рецептур, дающих гарантированный итоговый результат, сделала возможным и логичным производство стекла в промышленных целях и масштабах.
От лаборатории к фабрике
Пройдя еще одну череду бюрократических и финансоизыскательных процедур, из Санкт-Петербургской лаборатории ученый отправился за несколько десятков километров, в деревню Усть-Рудица. Здесь в 1754 году заработало первое промышленное стекольное производство невиданного доселе размаха.
Жизнь в деревушке в окрестностях Ораниенбаума закипела на таком градусе, какой раньше местные жители вкушали разве что с самогоном.
Как и лабораторию, фабрику Ломоносов спланировал и сконструировал сам, проявив себя гениальным инженером и управленцем одновременно. При выборе места он учел близость великолепных ямбургских песков и богатых лесов, ресурс которых необходим для работы плавильных печей. Чтобы сократить транспортные расходы и не возить кирпич с удаленного завода, Михаил Васильевич построил в Усть-Рудице свой собственный — решение, достойное экотехнологичного менеджмента XXI века.
Возведенная по соседству водяная мельница выполняла сразу несколько функций: размалывала куски пород для шихты, приводила в движение шлифовальные станки, а также великолепно справлялась с другой механической работой, над которой на конкурентных заводах корпели — с гораздо меньшей эффективностью — крепостные крестьяне.
Впрочем, конкурентами фабрики в Усть-Рудице они и не были: нигде больше не производили цветное непрозрачное стекло в таком богатейшем ассортименте и таких чистых оттенков.
«Песнь льда и пламени»
Уже упоминавшееся «Письмо о пользе Стекла» примечательно не только сквозящей в нем страстью исследователя, но и перечнем возможностей материала, который в контексте XVIII века кажется удивительно полным. Скажем больше: написанную Ломоносовым поэму-трактат можно смело назвать гениальнейшей рекламой стекла за всю историю человечества — тем более, что по сути она таковой и являлась. Научные изыскания нуждались в инвестициях, и граф Шувалов, которому адресовалось письмо, мог бы стать их источником.
Интересно, что в произведении, которое хочется назвать не меньше, чем одой, помимо очевидных областей применения (изготовление посуды, украшений), акцентируется незаменимость стекла для хранения лекарств («в Стекле одном оне безвредны пребывают»), получения фарфора, создания финифтей и мозаик. А еще — строительства оранжерей («зимою за Стеклом цветы хранятся живы») и, конечно же, домов: «Но солнечны лучи он [человек] сквозь Стекло впускает и лютость холода чрез то же отвращает». И это при том, что до изобретения действительно энергоэффективных стеклопакетов, надежно защищающих от холода и ветра, оставалось порядка 200 лет!
Сто пудов
Впрочем, это не значит, что во времена императрицы Елизаветы стекло не использовалось в строительстве или интерьерном декоре.
Напротив: на отделку только дворцов Ораниенбаума пошло 100 пудов цветной ломоносовской смальты. Полы устлали «цветистые ковры», стены украсили мозаичные панно и картинные обрамления. До наших дней сохранились и три стола, у которых на крышке набраны стеклянные узоры по эскизам архитектора А. Ринальди.
Мозаики волновали ученого почти так же сильно, как химические опыты или физические теории света и цвета, на которые его натолкнула работа со стеклом. За почти 20 лет из созданной при фабрике мозаичной мастерской вышло немало отличных специалистов и более 40 мозаичных панно, к части из которых руку приложил сам Михайло, выработавший, как водится, свою особую технологию их составления.
Самое известное полотно Ломоносова — «Полтавская баталия» — в данный момент вполне себе мирно покоится на стене Санкт-Петербургской Академии Наук. Мозаичный портрет Петра I есть и в Эрмитаже, однако символично именно то, что искусство художника признали наукой. А научный подход, разоблачающий арканистов-алхимиков и воспевающий технологию, — нельзя не признать искусством.
Юлия Шишалова
- М.В. Ломоносов
- Избранные произведения
- Примечания
Письмо о пользе Стекла. Отд. изд. Спб., 1753, — Соч. 1757. Представляет собой просветительскую поэму, написанную в форме дружеского послания к И. И. Шувалову. Ломоносов отстаивает право науки истолковывать явления природы независимо от
517
религиозных представлений и традиций; защищает учение Коперника и Кеплера о солнечной системе, а также взгляды Джордано Бруно о множестве населенных миров.
Две ночи сложены в едину. Согласно древнегреческому мифу, Зевес, посещая Алкмену, мать Геркулеса, чтобы продлить свидание с ней, слил две ночи в одну.
Которая дала путь чудным сим родам. Имеется в виду образование вулканического «стекла» из остывшей лавы после извержения Этны.
Довольна чадом мать, доволен им отец — т. е. «натура» (природа) и огонь.
Блеск Стекла. Имеется в виду глазирование фарфора стекловидной массой.
Финифти, Мозаики. Финифть — род эмали. Финифтяное дело было распространено на русском Севере (Великий Устюг, Сольвычегодск). Мозаика первоначально составлялась из частиц естественных камней и минералов, замененных впоследствии непрозрачными цветными стеклами (смальтой).
В Америке живут и т. д. Речь идет о древних обитателях Нового Света, которых порабощали европейские завоеватели.
Кастиллан— кастилец. Здесь: конкистадор.
Небесным без греха огнем курим табак. Речь идет о зажигательных стеклах.
Аристарх из Самоса (III в. до и. э.) — греческий философ и астроном. Он утверждал, что звездная сфера и Солнце неподвижны, а Земля обращается по окружности, центром которой служит Солнце (причем центр звездной сферы не совпадает с этим центром). По свидетельству Плутарха, стоик
Клеант обвинил Аристарха в святотатстве.
Запутан циклами. Чтобы согласовать сложные движения планет по небосводу с принятой в средние века «системой мира» Клавдия Птолемея, было принято, что каждая планета движется по особому кругу, называемому «эпициклом», причем центр каждого «эпицикла» в свою очередь двигался по другому кругу, еще большему («дифференту»). Для приспособления этой теории к практическим расчетам приходилось ее все более и более усложнять и вводить новые дополнительные «эпициклы».
Гугений — латинизированная форма фамилии голландского ученого Христиана Гейгенса (Гюйгенса, 1629—1695), которым были открыты кольца вокруг планеты Сатурн. Книга Гейгенса «Космотеорос», знакомившая с учением Коперника, появилась в русском переводе в 1717 г.
Кеплер Иоганн (1571—1630), немецкий астроном, разработавший законы движения планет и завершивший учение
Коперника. Последний, указав на центральное положение Солнца в нашей системе, не смог отрешиться от традиционного представления, что движение планет может совершаться только по кругу, и поэтому был вынужден сохранить часть «эпициклов» (см. выше). Кеплер, доказав, что это движение совершается по эллипсисам, устранил эти противоречия.
Августин (354—430) — западноевропейский (вечерний) богослов, отрицавший в своей книге «О граде божием» существование антиподов (людей, живущих на противоположном полушарии).
В костелах новых — т. е. построенных в Новом Свете католиками.
Стеклянный шар — часть электростатической машины, в которой электричество получалось путем трения о стеклянную поверхность.
До лета прошлого. Имеется в виду известие об опытах Франклина с атмосферным электричеством, полученное в 1752 г.
Прощает миллионы. 15 декабря 1752г. Елизавета издала указ о снятии недоимок по подушному сбору.
Меценат — И. И. Шувалов.
Морозов А.А. Комментарии: Ломоносов. Письмо о пользе Стекла // М.В. Ломоносов. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986. С. 517—518. (Библиотека поэта; Большая серия).
© Электронная публикация РВБ, 20042020. Версия 2.0 от 1 декабря 2016 г.
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация внеурочного занятия “М.В. Ломоносов и наука о стекле”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Пою перед тобой В восторге похвалу Не камням дорогим, Ни злату, но Стеклу. М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла»
2 слайд
Описание слайда:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Пушкин А. С.
3 слайд
Описание слайда:
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С. Пушкин.
4 слайд
Описание слайда:
Новая наука Наука о стеле – один из наиболее важных разделов в естественно-научном наследии Ломоносова. Наука о стекле родилась на стыке химии и физики, то есть в пределах новой науки – физической химии.
5 слайд
Описание слайда:
Написанную Ломоносовым поэму-трактат можно смело назвать гениальнейшей рекламой стекла за всю историю человечества. Почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков)
6 слайд
Описание слайда:
Три года М.В. Ломоносов добивался разрешения на строительство первой лаборатории.
7 слайд
Описание слайда:
В 1748 году открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по собственным чертежам М.В. Ломоносова.
8 слайд
Описание слайда:
Учёный принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (!) опытов. Работа длилась почти 4 года.
9 слайд
Описание слайда:
Мастера толком не знали, как наверняка получить тот или иной оттенок, а те, кто обладал «секретным рецептом» и достаточным опытом скрывали его от других мастеров. Германский стекловар Кункель ещё в XVII столетии в совершенстве овладел способом получения стекла красивого кисельно-розового цвета разной интенсивности — «золотой рубин» Но он не раскрыл никому тайну этой красоты, оставив запись такого содержания: «Так как этот секрет стоил мне больших трудов, стараний и забот, то пусть никто не сочтёт дурным, что я не делаю его сейчас достоянием всех». Одним из первых, кто вновь открыл его секрет, заново разрабатывая технологию «золотого рубина», был М. В. Ломоносов.
10 слайд
Описание слайда:
Образцы стёкол, сваренных в лаборатории М.В. Ломоносовым.
11 слайд
Описание слайда:
Ломоносов первым подвел под процесс выплавления стекла научную базу и метод. Страница из журнала с записями учёного.
12 слайд
Описание слайда:
Соблюдение строгой количественной дозировки компонентов — новость для того времени. Взвешивание с достаточной точностью, до 1 грана (0,0625 г) Образцы хранились в системе — в специальных пронумерованных ящиках. Их было несколько тысяч. можно понять, что это соблюдение настоящего условия требовало предельной точности и аккуратности.
13 слайд
Описание слайда:
Экспонаты химической лаборатории М.В.Ломоносова. Музей в Петербурге.
14 слайд
Описание слайда:
Когда Ломоносов разработал теорию приготовления различных стекол и разноцветных смальт, он стал добиваться организации специальной фабрики цветного стекла, чтобы развить стекольную промышленность в России. Русские императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II
15 слайд
Описание слайда:
«Желаю я, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол…, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи. Прошение к императрице Елизавете Петровне:
16 слайд
Описание слайда:
А я могу … делать помянутых товаров не только требуемое количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать оные можно будет, которые и покупать будут охотно, ибо … станут здесь заморских дешевле…» М.В. Ломоносов
17 слайд
Описание слайда:
Но проект фабрики был встречен правительством довольно холодно. Ломоносову пришлось хлопотать целый год, пока, наконец, ему не был отведен под фабрику участок земли недалеко от Ораниенбаума — ныне город Ломоносов. Жалованная грамота и дарственная на земли для строительства фабрики.
18 слайд
Описание слайда:
Как и лабораторию, фабрику Ломоносов спланировал и сконструировал сам, проявив себя гениальным инженером и управленцем одновременно.
19 слайд
Описание слайда:
При выборе места он учел близость великолепных песков и богатых лесов, ресурс которых необходим для работы плавильных печей. Чтобы сократить транспортные расходы и не возить кирпич с удаленного завода, Михаил Васильевич построил в Усть-Рудице свой собственный — решение, достойное экотехнологичного менеджмента XXI века.
20 слайд
Описание слайда:
Возведенная по соседству водяная мельница выполняла сразу несколько функций: размалывала куски пород для шихты, приводила в движение шлифовальные станки, а также великолепно справлялась с другой механической работой, над которой на других заводах трудились крепостные крестьяне.
21 слайд
Описание слайда:
Фабрика на берегу реки Рудицы начала работу летом 1754 г. Это была первая в Европе механическая фабрика по изготовлению цветного стекла. Модель Усть-Рудицкого имения и фабрики в музее имени М. В. Ломоносова.
22 слайд
Описание слайда:
Искусство мозаики. Мозаика – картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней. За 20 лет из созданной при фабрике мозаичной мастерской вышло немало отличных специалистов и более 40 мозаичных панно, к части из которых руку приложил сам Михаил Васильевич, выработавший, свою особую технологию их составления.
23 слайд
Описание слайда:
М.В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы
24 слайд
Описание слайда:
Самое известное полотно М.В. Ломоносова — «Полтавская баталия» — на стене Санкт-Петербургской Академии Наук.
25 слайд
Описание слайда:
Мозаичный портрет Петра I в Эрмитаже.
26 слайд
Описание слайда:
Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова С 1956 года высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Самым первым был награждён Капица П.Л.
27 слайд
Описание слайда:
Орден им. М.В. Ломоносова Орденом награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. В 2006 году этим орденом был награждён писатель А. А. Лиханов.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-154281
Вам будут интересны эти курсы: