Лицейский мудрец неопытное перо для удовольствия и пользы

Рукописи и рисунки лицеистов (фото автора)

Первый набор лицеистов объединил множество ярких личностей, и, конечно же, их индивидуальности проявили себя.

Практически сразу же начали создаваться литературные журналы. В них помещали переводы, стихи и прозу, еще несовершенные пробы пера будущих литераторов. Из статей журнала мы узнаём о жизни Лицея и Царского Села.

К сожалению, сохранилось немногое. Остальное, скорее всего, погибло зимой 1825-1826 г.г., когда по всей России сжигались бумаги, из-за которых владельца могли счесть опасным вольнодумцем, особо разбирать архивы было некогда…

Мы знаем названия – «Сарско-Сельские газеты», «Императорского Сарскосельского Лицея Вестник», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы»…

В течение трех лет, с конца 1813 года, издавался журнал «Лицейский мудрец». Сохранился альбом, собравший четыре номера за 1815 год.

Тот самый альбом

На первой странице написано: «Печатать дозволяется. Цензор барон Дельвиг». И ниже: «В типографии Данзаса» (Данзас был одним из последних по успехам, но отличался красивейшим почерком, а потому переписывал все статьи в журнал). Издателем был, видимо, Н. Корсаков. Журнал открывался обещанием: «Лицейский мудрец будет прилагать все старания свои, чтобы принести вам удовольствие». В журнале было несколько разделов – изящная словесность: проза и стихи; критика; политика, смесь, а украшали его карикатуры Илличевского. Статьи – без подписи авторов.

О чем же писали?

Были размышления (подчас, конечно, наивные) на общественно-политические темы. Были первые литературные опыты лицеистов.

Стихотворение «Зима» (автор нам неизвестен):

Дни холодные настали;

Нет цветочков на полях:

Розы, ландыши увяли;

Соловей умолк в лесах.

Дубы, сосны, мирты, ели

И зеленая трава –

Все от снега побелели,

Как от пудры голова.

Были эпиграммы, как на окружающих, например, на доктора Пешеля и Кюхельбекера:

Смотрите –

Тут Доктор, здесь Поэт:

бегите! –

так и политические

Двум А[лександрам] П[авловичам] (приписывается Пушкину)

[Роман]ов и Зернов лихой,

Вы сходны меж собою:

Зернов! хромаешь ты ногой,

[Роман]ов головою.

Но что, найду ль довольно сил

Сравненье кончить шпицом?

Тот в кухне нос переломил,

А тот [под Австерлицом.]

В скобки я взяла места, не прописанные в лицейском сборнике. Император сравнивается с А. П. Зерновым, служившим в Лицее в должности помощника гувернера. По словам М.Корфа, это был «подлый и гнусный глупец».

Но самое интересное – своеобразные «репортажи» с места событий, рисующие лицейские происшествия. Вот, например, «Письмо из Индостана к Лицейскому Мудрецу», где описывается ссора двух лицеистов: «На этих днях произошла величайшая борьба между двумя Монархиями. – Тебе известно, что в соседстве у нас находится длинная полоса земли называемая Бехелькюкериада [Кюхельбекер], производящая великий торг мерзейшими стихами… В соседстве сей Монархии находилось государство, называемое Осло-Доясомев [Мясоедов], которое известно по значительному торгу лорнетами, париками, цепочками.. и проч. и проч. – Последняя монархия, желая унизить первую, напала с великим криком на провинцию Бехелькюкериады, называемую sourde oreille [глухое ухо], которая была разграблена; но за то сия последняя отмстила ужаснейшим образом: она преследовала неприятеля и, несмотря на все усилия королевства Рейемс [гувернёр Мейер] разбила совершенно при местечках щёк, спин и проч. и проч… Снова начались сражения, но по большей части они кончились в пользу королевства Осло-Доясомева. Наконец, вся Индия [Лицей]пришла в движение и с трудом укротили бешенство сих двух Монархий, столь долго возмущающих спокойствие Индии».

На карикатуре изображены Мясоедов (с ослиной головой) и Кюхельбекер с гувернёром Мейером между ними.

Помещались и насмешки над «издателем»

«Охота

…Мудрено ль, что мы преданы охоте? ибо природа… послала нам только одного [зверя]… Однако же говорят, что он более зол, чем опасен. – Не от того ли, братцы, находите столько удовольствия травить его?.. Не позволено ли мне представить вам картинку знаменитой травли, скопированную с натуры, – нет, нарисованную только фантазией…

Вот этот человек в зеленом мундире – как он одет! какая на нем рожа! – это Италианец, это наш приятель Б…. А этот молодец, который отважнее и задорнее всех нападает на зверя, теснит его с бока, рубит его саблею, – это наш Сибиряк ….ов. А этот немчик, в кургузом фраке с лисичьей харей, с лифом на – это ….кий. А этот маленький Бутус, смотрите, как он выступает маленькой ножкой и грозит маленьким кулаком,- это… думайте, друзья, что…, что хотите, это не мое, а – ваше дело, скажу я вам в свою очередь».

Хотя имена и не названы, «скотобратцам» они были понятны.

Медведь – Данзас, редактор “Мудреца”, на которого напали товарищи, судя по описанию автора, слева направо: Броглио, Корнилов, Мартынов, Комовский.

А ещё одна карикатура, к сожалению, сохранившаяся не полностью, «Процессия усопших», изображает уволенных лицейских гувернёров. Впереди идёт М.Пилецкий-Урбанович («Мы прогоняем Пилецкого»,-запишет Пушкин в плане автобиографии, оценивая это как победу), за ним – А.Иконников, поэт-любитель, устроитель лицейского театра, изгнанный за пьянство. В «Национальных песнях» пели:

Пилецкий, пастырь душ с крестом,

Иконников с бутылью.

Об остальных можно спорить…

«Процессия усопших»

Читайте также:  Горячее или холодное копчение польза

Если журнал долго не выходил, приятели в стихах подбадривали издателя:

Мудрец

Леность клонит, я засыпаю…

Ах устал, устал я писать.

Вам, друзья, теперь не мешаю,

И меня оставьте вы спать.

Протекторы.

Да вставай же, мудрец,

Скоро ль будет конец?

Не хотим дожидаться.

Или толстым дубьём,

Мудреца мы прибьём

(Мудрец, в данном случае,- это Данзас)

А когда всё же журнал перестал выходить, появилось стихотворение «Мудрец» (подражание «Певцу» Жуковского)

На кафедре, над красными столами,

Вы кипу книг не видите ль, друзья?

Печально чуть скрипит огромная доска,

И карты грустно воют над стенами.

На печке дудка и венец,

Восплачемте, друзья, – могила

Прах мудреца навек сокрыла.

Бедный мудрец!

…Друзья! восплачем над могилой,

Он был медведь, – но мишка милый,

Бедный мудрец!..

Как жаль, что многое потеряно навсегда!

Продолжение следует! Голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Источник

ЯБНАНДМНЕ НР ЙКЮЯЯНБ БПЕЛЪ БНЯОХРЮММХЙХ АНКЕЕ БЯЕЦН КХРЕПЮРНПЯРБНБЮКХ

— ХГДЮБЮКХ ПСЙНОХЯМШЕ ФСПМЮКШ. хУ НАЗЕДХМЪКН ВСБЯРБН КЧАБХ Й НРЕВЕЯРБЕММНИ

КХРЕПЮРСПЕ. бЯЕ БЛЕЯРЕ ЯНВХМЪКХ &laquoМЮЖХНМЮКЭМШЕ ОЕЯМХ&raquo, ЦДЕ Б ЬСРКХБШУ,

ХМНЦДЮ Х ГКШУ, ЙСОКЕРЮУ БШЯЛЕХБЮКХ ЯБНХ МЕДНЯРЮРЙХ Х ЯКЮАНЯРХ ЯБНХУ

МЮЯРЮБМХЙНБ. дСЬНЧ КХРЕПЮРСПМНЦН ЙПСФЙЮ АШК оСЬЙХМ, Ю НЙНКН МЕЦН ЦПСООХПНБЮКХЯЭ

КХЖЕИЯЙХЕ ОНЩРШ: дЕКЭБХЦ, хККХВЕБЯЙХИ, йНПЯЮЙНБ, йЧУЕКЭАЕЙЕП, ъЙНБКЕБ

Х МЕЙНРНПШЕ ДПСЦХЕ. пСЙНОХЯМШЕ ФСПМЮКШ МНЯХКХ МЮГБЮМХЪ: &laquoбЕЯРМХЙ&raquo,

&laquoмЕНОШРМНЕ ОЕПН&raquo, &laquoчМШЕ ОКНБЖШ&raquo, &laquoдКЪ СДНБНКЭЯРБХЪ Х ОНКЭГШ&raquo, &laquoкХЖЕИЯЙХИ

ЛСДПЕЖ&raquo, &laquoлСДПЕЖ-ОНЩР&raquo (ХКХ &laquoкХЖЕИЯЙЮЪ ЮМРНКНЦХЪ&raquo).

яСЫЕЯРБНБЮК Х &laquoяКНБЮПЭ&raquo, Н ЙНРНПНЛ оСЬЙХМ БЯОНЛХМЮК Б ВЕПМНБНЛ

МЮАПНЯЙЕ &laquo19 НЙРЪАПЪ 1825 ЦНДЮ&raquo:

гКЮРШЕ ДМХ! СПНЙХ Х ГЮАЮБШ,

х ВЕПМШИ ЯРНК, Х АСМРШ БЕВЕПНБ,

х МЮЬ ЯКНБЮПЭ, Х ОКЕЯЙХ ЛХПМНИ ЯКЮБШ,

х ЙПХРХЙХ КХЖЕИЯЙХУ ЛСДПЕЖНБ!

НЯОХРЮММХЙХ, НАКЮДЮБЬХЕ ЙПЮЯХБШЛ ОНВЕПЙНЛ, ОЕПЕОХЯШБЮКХ ЯНВХМЕММНЕ

РНБЮПХЫЮЛХ. хККЧЯРПХПНБЮКЯЪ ФСПМЮК Б НЯМНБМНЛ хККХВЕБЯЙХЛ, ЯОНЯНАМШЛ

ПХЯНБЮКЭЫХЙНЛ Х ЙЮПХЙЮРСПХЯРНЛ.

&laquoСЬЙХМ…

— ОХЯЮК х. х. оСЫХМ,— ОНЯРНЪММН Х ДЕЪРЕКЭМН СВЮЯРБНБЮК

БН БЯЕУ КХЖЕИЯЙХУ ФСПМЮКЮУ, ХЛОПНБХГХПНБЮК РЮЙ МЮГШБЮЕЛШЕ МЮПНДМШЕ

МЮЬХ ОЕЯМХ, РНВХК МЮ БЯЕУ ЩОХЦПЮЛЛШ Х ОП. еЯРЕЯРБЕММН, НМ АШК БН ЦКЮБЕ

КХРЕПЮРСПМНЦН ДБХФЕМХЪ, ЯМЮВЮКЮ Б ЯРЕМЮУ кХЖЕЪ, ОНРНЛ Х БМЕ ЕЦН, Б

МЕЙНРНПШУ ЯНБПЕЛЕММШУ ЛНЯЙНБЯЙХУ ХГДЮМХЪУ&raquo.

ПЙНЕ

ДЮПНБЮМХЕ оСЬЙХМЮ-УСДНФМХЙЮ АШКН НЖЕМЕМН КХЬЭ ЯН БПЕЛЕМЕЛ. нМН ОПНЪБХКНЯЭ

Б АНКЭЬНИ ЯРЕОЕМХ СФЕ ОНЯКЕ НЙНМВЮМХЪ кХЖЕЪ. кЮЙНМХВМЮЪ Х РНВМЮЪ ЛЮМЕПЮ

ОСЬЙХМЯЙНЦН ПХЯСМЙЮ БШГБЮКЮ БОНЯКЕДЯРБХХ МЮПНВХРШЕ ОНДПЮФЮМХЪ ЛМНЦХУ

УСДНФМХЙНБ-ЦПЮТХЙНБ, НЯНАЕММН ПЮАНРЮБЬХУ ОН ОСЬЙХМЯЙНИ РЕЛЮРХЙЕ. мН

МХЙНЛС ХГ МХУ, ДЮФЕ ЯЮЛШЛ РЮКЮМРКХБШЛ, МЕ СДЮКНЯЭ ОПХАКХГХРЭЯЪ Й ЩЛНЖХНМЮКЭМНЛС,

БШПЮГХРЕКЭМНЛС ОНВЕПЙС ОНЩРЮ.

ЯБНЕИ ОЕПБНИ КХЖЕИЯЙНИ РЕРПЮДХ юКЕЙЯЮМДП оСЬЙХМ ДЮК ДНЯРНБЕПМШЕ ХГНАПЮФЕМХЪ

ЯБНХУ ЯНБПЕЛЕММХЙНБ. еЦН КЕЦЙНЕ ОЕПН СФЕ РНЦДЮ СЛЕКН САЕДХРЕКЭМН ОЕПЕДЮРЭ

ХУ УЮПЮЙРЕПМШЕ ВЕПРШ. б КХЖЕИЯЙХЕ ЦНДШ Б ВЕПМНБШУ МЮАПНЯЙЮУ ПНФДЮКХЯЭ

ОЕПБШЕ ЮБРНЦПЮТШ ОНЩРЮ. бОНЯКЕДЯРБХХ ЛМНЦНВХЯКЕММШЕ ЮБРНОНПРПЕРШ оСЬЙХМЮ

ОПХНАПЕКХ ЬХПНЙСЧ ХГБЕЯРМНЯРЭ, Ю НДХМ ХГ МХУ Х МШМЕ СЙПЮЬЮЕР &laquoкХРЕПЮРСПМСЧ

ЦЮГЕРС&raquo.

ЮДН

ГЮЛЕРХРЭ, ВРН КХЖЕХЯРШ ПХЯНБЮКХ ЛМНЦН Х Я МЮРСПШ — ДПСЦ ДПСЦЮ, Ю ХМНЦДЮ

Х ОПХЕГФЮБЬХУ Б кХЖЕИ ПНДМШУ Х ГМЮЙНЛШУ. сПНЙХ я. ц. вХПХЙНБЮ МЕ ОПНЬКХ

АЕЯЯКЕДМН — БЯЕУ ЯБНХУ ОХРНЛЖЕБ НМ МЮСВХК ПХЯНБЮРЭ. оПЮЙРХВЕЯЙХ БЯЕ

КХЖЕХЯРШ ЯБНХ ПСЙНОХЯХ (ЕЯКХ РЮЙНБШЕ ЛЕКХ ЛЕЯРН) ЯМЮАФЮКХ ГЮПХЯНБЙЮЛХ,

ЙЮПХЙЮРСПЮЛХ, МЮАПНЯЙЮЛХ, БШОНКМЕММШЛХ Я АНКЭЬКИ ДНКЕИ ЛЮЯРЕПЯРБЮ.

ФЕ

РНЦДЮ, Б ПЮММХИ ОЕПХНД ЯБНЕЦН РБНПВЕЯРБЮ, оСЬЙХМ НРМНЯХКЯЪ Й ОНЩГХХ

Я ОНГХЖХИ БШЯНЙНИ ЦПЮФДЮМЯРБЕММНЯРХ, ОПНЪБХБ ЯЕАЪ ОПЕФДЕ БЯЕЦН ЙЮЙ

ОНЩР-ОЮРПХНР. нМ БЕЯЭ НРДЮБЮКЯЪ РБНПВЕЯРБС Х, ХЯОШРШБЮЪ ЛХМСРШ БДНУМНБЕМХЪ,

ОНГМЮБЮК ПЮДНЯРХ ОНЩРХВЕЯЙНЦН РПСДЮ. оПНИДСР ЦНДШ, Х оСЬЙХМ ЯЙЮФЕР

НА ЩРНИ ОНПЕ:

лКЮДШУ АЕЯЕД НЯРЮБЪ АКЕЯЙ Х ЬСЛ,

ъ ГМЮК Х РПСД Х БДНУМНБЕМЭЕ,

х ЯКЮДНЯРМН ЛМЕ АШКН ФЮПЙХУ ДСЛ

сЕДХМЕММНЕ БНКМЕМЭЕ.

СЬЙХМ Х МЕЙНРНПШЕ ДПСЦХЕ БНЯОХРЮММХЙХ ОНД ПЮГКХВМШЛХ ОЯЕБДНМХЛЮЛХ

МЮВЮКХ ОНЛЕЫЮРЭ ЯБНХ ОПНХГБЕДЕМХЪ Б ЛНЯЙНБЯЙХУ ФСПМЮКЮУ (&laquoбЕЯРМХЙ

еБПНОШ&raquo, &laquoпНЯЯХИЯЙХИ ЛСГЕСЛ&raquo, &laquoюЛТХНМ&raquo).

оЕПБШЛ ЯРЮК ОЕВЮРЮРЭЯЪ дЕКЭБХЦ. б &laquoбЕЯРМХЙЕ еБПНОШ&raquo Б 1814

ЦНДС АШКЮ НОСАКХЙНБЮМЮ ЕЦН &laquoнДЮ МЮ БГЪРХЕ оЮПХФЮ&raquo, ОНДОХЯЮММЮЪ

ОЯЕБДНМХЛНЛ &laquoпСЯЯЙНИ&raquo. оЕПБНЕ ОПНХГБЕДЕМХЕ оСЬЙХМЮ &laquoй

ДПСЦС ЯРХУНРБНПЖС&raquo АШКН МЮОЕВЮРЮМН Б ФСПМЮКЕ &laquoбЕЯРМХЙ еБПНОШ&raquo

Б 1814 ЦНДС, Б № 13, ГЮ ОНДОХЯЭЧ &laquoюКЕЙЯЮМДП м. Й. Ь. О.&raquo.

б ЩРНЛ ЯРХУНРБНПЕМХХ ЦНПДН ОПНГБСВЮКХ ЯКНБЮ ОЪРМЮДЖЮРХКЕРМЕЦН ОНЩРЮ:

&laquoх ГМЮИ, ЛНИ ФПЕАХИ ОЮК, Ъ КХПС ХГАХПЮЧ&raquo.

Источник

«Юные пловцы»

«Литературных собраний» лицеистам было мало. Они придумали занятие еще более интересное. Лицей охватила эпидемия: все начали печататься, издавать журналы.

Поэты и прозаики несли свои творения «издателям». Расторопные «издатели» строго-настрого наказывали родным привезти альбомы и тетради с бумагой получше, в переплетах покрасивее. А затем, распределив все полученное, переписывали «творения» набело красивым и четким почерком.

В Лицее появилось великое множество рукописных изданий: «Сарско-сельские лицейские газеты», «Императорского Сарско-сельского Лицея Вестник», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Сверчок», «Лицейский Мудрец» и другие журналы, названия которых неизвестны.

От лицейских журналов осталось немногое. Как ни странно, судьба их причудливо переплелась с трагическими событиями 14 декабря 1825 года.

Незадолго до восстания декабристов лицейские журналы взял у Яковлева брат Ивана Пущина Михаил. После восстания его арестовали. И среди бумаг, захваченных у него, оказались лицейские журналы. Так они и сгинули. Но из того немногого, что случайно уцелело, видно, чем заполняли лицейские «издатели» свои листки.

«Лицейский мудрец», рукописный журнал. Обложка. 1815 год.

Были здесь смешные описания различных происшествий из лицейской жизни, письма, статьи и стихи лицейских прозаиков и поэтов, рисунки, карикатуры на профессоров, гувернеров и воспитанников.

Так, в единственном сохранившемся номере журнала «Императорского Сарско-сельского Лицея Вестник» от 3 декабря 1811 года в разделе хроники описывается ссора Горчакова с Ломоносовым и Масловым, «секретная експедиция», посланная Горчаковым для переговоров с «соперниками», а также примирение «сих трех знатных особ». В разделе «Смесь» помещены стихи Илличевского, стихотворный перевод Кюхельбекера и рассуждение под названием «Истинное благополучие». Заканчивался номер «Разными известиями».

Издавали лицейские журналы воспитанники Корсаков, Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер, Яковлев, Вольховский, Есаков, Маслов, Данзас.

«Пушкин, — вспоминал Иван Пущин, — потом постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр [очее]».

Участие Пушкина в лицейских журналах было очень разнообразным. Он помещал в них свои стихи. В журнале карикатур, который выходил под руководством Чирикова, трудился вместе с Илличевским и Мартыновым как художник. Рисовал он хорошо. «Искусен в французском языке и рисовании», — записал о нем Василий Федорович Малиновский.

Как «издатель» Пушкин выступал в журналах «Неопытное перо» и «Юные пловцы».

От этих журналов ничего не сохранилось, кроме письма «Господам издателям журнала под заглавием Юных пловцов — от Корреспондента Императорского Вольного Экономического общества, отставного гувернера» — то есть письма от бывшего лицейского гувернера Иконникова воспитанникам Пушкину, Дельвигу, Илличевскому, Кюхельбекеру и Яковлеву.

Автор этого письма Алексей Николаевич Иконников прослужил в Лицее всего один год (1811–1812). Он был человеком образованным, благородным, умным, но приверженным к вину. Из Лицея его выжил Мартин Пилецкий, который на освободившееся место пристроил своего братца Илью.

Но уволенный из Лицея Иконников не забывал своих питомцев. Пешком (денег на извозчика у него не было) приходил он из Петербурга в Царское Село, чтобы повидаться с ними, следил за их журналами, за их литературными успехами. «Успехи ваши в издании вашего журнала, — писал он издателям „Юных пловцов“, — видел я с сердечным удовольствием, сочинения ваши, в оном помещаемые, читал с равномерным».

Письмо Иконникова помечено 2 сентября 1813 года. «Юные пловцы» выходили в этом же году. И тогда же вдруг запретили в Лицее издавать журналы.

Строгость объясняли тем, что журналы отвлекают воспитанников от занятий. Но запрет не помог. Наоборот, вызвал противодействие:

Послушай-ка меня, товарищ мой любезный,

Неужели газет не будем издавать?

И презрев Феба дар толико драгоценный

Ужели более не будем сочинять?

На смену журналам появились всевозможные рукописные сборники.

Один из них назывался «Жертва Мому, или Лицейская антология». Мом — в греческой мифологии бог иронии и насмешки. Сборник целиком состоял из эпиграмм на Кюхельбекера.

Чего только не городили лицейские поэты на бедного Кюхлю! И не со зла, а просто для красного словца, чтобы показать свое остроумие. А остроумие бывало и невысокого полета. Все больше насчет внешности Кюхельбекера, его длинной, тощей, нескладной фигуры и, конечно, насчет его страсти к писанию стихов.

Виля, Клит, Пушкарь, Дон-Кишот, Тарас, В. фон Рекеблихер, Циплятопирогов — это прозвища Кюхельбекера в лицейских эпиграммах. Назывались эпиграммы: «Жалкий человек», «О Дон-Кишоте», «На случай, когда Виля на бале растерял свои башмаки», «Виля Геркулесу, посвящая ему старые свои штаны» и тому подобное.

Продавец кваса. Ученический рисунок Пушкина.

Вот одна из них:

             О Дон-Кишоте

Оставил пику Дон-Кишот

И ныне публику стихами забавляет.

И у него за белкой кот

С сучочка на сучок летает.

Двадцать одна такая эпиграмма вошла в сборник «Жертва Мому». Составил его и собственноручно переписал четырнадцатилетний Александр Пушкин. Он любил доброго, умного, нескладного Кюхельбекера, но и не упускал случая посмеяться над ним.

Антологии и сборники пользовались у лицеистов успехом. И все же «юным пловцам» хотелось большого плавания, чтобы испробовать свои силы не только в тихих лицейских водах, но и в бурном море настоящей литературы.

«Александр Н.к.ш.п.»

Первым в большое плавание отважился пуститься Миша Яковлев. Он переписал свои басни в особую тетрадь и послал ее в журнал «Вестник Европы». При этом просил издателя скрыть от публики имя сочинителя.

Время шло, басни не появлялись. Ехидный Илличевский написал эпиграмму «Уваженная скромность».

Нагромоздивший басен том,

Клеон давай пускать в журнал свои тетради,

Прося из скромности издателя о том,

Чтоб имени его не выставлял в печати.

Издатель скромностью такою тронут был,

И имя он, и басни — скрыл.

Басни Яковлева так и не увидели свет.

Удачнее оказалась попытка Дельвига. Его стихотворение «На взятие Парижа» за подписью «Руской» появилось в 12-м номере «Вестника Европы» в июне 1814 года.

Первое стихотворение Пушкина увидело свет при не совсем обычных обстоятельствах.

Очевидно, Дельвиг, посылая в журнал свое стихотворение, посоветовался с товарищами и потихоньку от Пушкина отправил заодно и его стихотворение «К другу стихотворцу».

«К другу стихотворцу», первое печатное стихотворение Пушкина. Страница журнала «Вестник Европы», 1814 г., № 13.

Вскоре ничего не подозревающий Пушкин зашел в Газетную комнату, взял свежий номер «Вестника Европы» и с изумлением прочитал: «От издателя: Просим сочинителя присланной в „Вестник Европы“ пьесы под названием „К другу стихотворцу“, как всех других сочинителей, объявить нам свое имя, ибо мы поставили себе законом: не печатать тех сочинений, которых авторы не сообщили нам своего имени и адреса».

Источник

Альма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух — «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

«Для общей пользы» — девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели — и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний — особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали. По программе самого Михаила Сперанского — реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе — будь то военной или гражданской.

Единица — «за счастье». За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки — за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14. Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин. Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 — «келья» Пушкина. «№ 14» — так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры. Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен — как первый поэтический успех. Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века — Гавриил Державин. Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде. Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» — молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы. С момента торжественного открытия дух лицея взял верх — закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз — Пушкин, Франт — Горчаков, Жанно — Пущин, Кюхля — Кюхельбекер, Тося — Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей — на пистолетах, заряженных клюквой.

Илья Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

Илья Репин. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Эскиз. 1910

«Чугунники». Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца — символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны. Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Источник