Лекарственные растения и их польза 3 класс

Лекарственные растения и их польза 3 класс thumbnail

Устный журнал по экологии для младших школьников. Тема: Растения-лекари

Цели: формировать представление о лекарственных растениях, их многообразии; учить детей восхищаться красотой растений; вызвать потребность бережного отношения к растениям.

Оборудование: картинки с изображением растений, карточки-рецепты, таблички «Цветик», «Травинка», фишки.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Учитель. Мы получили журнал «Растения-лекари». Этот журнал необычный: устный. Как вы думаете, о чем он?

Ответы детей.

Учитель. Полистаем страницы журнала «Растения-лекари», и он расскажет нам много нового и интересного.

II. Парад растений.

Учитель. Откроем первую страницу.

Рябина обыкновенная – дерево со светло-серой корой и развесистой кроной. Листья крупные, с зубчатым краем. Цветки мелкие, желтовато-белые, собранные в щитки. Цветет рябина в мае. Плоды ярко-красные, вначале горько-вяжущие, после заморозков теряют горечь.

Черемуха обыкновенная – дерево до 10 м высотой или кустарник с развесистой кроной. Листья крупные, эллиптические, с пильчатым краем. У основания на черешке имеются две крупные железки со сладким соком. Этот сок любят муравьи. Они защищают растение от насекомых вредителей. Соцветие черемухи – кисть. Цветки белые, правильные, душистые, с пятилепестным венчиком. Плоды – черные блестящие костянки, созревающие в июле – августе. Имеют одну крупную косточку внутри и сладковяжущий вкус. Черемуха – прекрасный медонос.

Дуб обыкновенный.

Дуб – крупное дерево. В хороших условиях развивает мощную корневую систему, ствол и раскидистую пирамидальную или шатровидную форму. Листья перистолопастные. Зацветают дубы одновременно с распусканием листьев с 30-60-летнего возраста. Обильно плодоносят один раз в 4-8 лет. Цветки мелкие, зеленоватые, с малозаметным околоцветником. Плоды – желуди разной величины и формы, которые заключены в чашечку. Цветет в мае. Плоды созревают в августе – сентябре.

Одуванчик лекарственный.

Одуванчик лекарственный – травянистый многолетник с коротким корневищем и тонким стержневым корнем. Листья крупные, стручковидной формы при корневой розетке. Плоды – мелкие семянки коричневого цвета, снабженные парашютиками из пушистых волосков. Достаточно легкого дуновения ветерка – и семена разлетаются далеко от материнского растения. Растет в самых разных условиях. Цветет в мае. Цветок имеет приятный аромат и является медоносом. В ясную погоду он радует людей, сияя маленьким солнышком. В плохую погоду одуванчик закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.

Крапива двудомная.

Стебли и листья покрыты жгучими волосками. Цветки крапивы – мелкие, зеленые. Они собраны в ветвистые колоски. Цветет с июня до сентября. Крапива растет на плодородных почвах.

III. Рецепты применения.

Учитель. Откроем вторую страницу.

Рябина.

При витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины.

Настои готовятся таким образом: плоды измельчают, заливают стаканом кипящей воды.

Применяют плоды рябины в пищевой промышленности для производства варенья, пастилы, конфет, настоек.

Черемуха.

В народной медицине использовались плоды, кора, листья и цветы. Применяли как вяжущее средство, при заболевании верхних дыхательных путей, для лечения глазных болезней.

В современной медицине черемуха используется мало.

Плоды идут для приготовления компотов, напитков, их употребляют в качестве начинки для пирогов и подмешивают в тесто для придания ему цвета и аромата.

Дуб обыкновенный.

В современной медицине дубовую кору, собранную с молодых веток, применяют для полосканий при заболеваниях полости рта, для лечения ожогов.

Для приготовления отвара две столовые ложки коры заливают одним стаканом горячей воды, кипятят в водяной бане 30 мин, настаивают 10 мин, процеживают в горячем виде.

Одуванчик лекарственный.

В народной медицине применяют при самых разных заболеваниях, для улучшения аппетита, как снотворное и успокоительное средства.

В современной медицине корни одуванчика или корни с надземной частью используются для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварительных органов, при заболеваниях печени и глаз. Корень одуванчика в виде сухого порошка выводит вредные вещества из организма.

Все части растения используются в пищу: из листьев готовят салаты, из цветков варят варенье, цветочные бутоны маринуют, поджаренные корни используют в пищу в натуральном виде. Сок свежих корней применяют в косметике.

Употребляют в виде отвара из расчета 20 г измельченных корней на стакан воды. Кипятят в течение 30 мин, охлаждаю!’ и пьют 1/3 стакана 3 раза в день.

Крапива двудомная.

В народной медицине применяется при воспалении легких, кишечных расстройствах, нарывах, кровотечениях, травмах.

В современной медицине крапиву используют как кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях, как целебное растение против хронических заболеваний кожи, как ранозаживляющее средство.

Настой крапивы готовят следующим образом: столовую ложку листьев измельчают, заливают стаканом кипящей воды, настаивают 10 мин. Процеживают и принимают по одной столовой ложке 3 раза в день.

IV. Это нужно знать.

Учитель. Откроем третью страницу.

Нельзя оставлять букет черемухи в закрытой комнате. Это может вызвать у вас головную боль и недомогание.

В момент цветения черемуха выделяет громадное количество летучих фитонцидов, губительно действующих не только на микробы, но и на крупных животных (крыс, мышей).

Сырые желуди для человека очень опасны, так как содержат ядовитое вещество, совсем безвредное для животных. Ядовитое вещество разрушается при вымачивании или обжаривании. В этом случае желуди становятся съедобными для человека. Из желудей делают муку, которую применяют для выпечки кондитерских изделий.

В домашнюю аптечку лекарственных растений нужно собирать столько, сколько необходимо на один сезон.

Нельзя применять лекарственные растения без совета врача. Например, неумелое обращение со зверобоем вызывает болезнь органов дыхания.

Нужно помнить, что наибольшее содержание лекарственных веществ концентрируется:

• при цветении – во всей надземной части;

• при плодоношении – в плодах;

• в осеннее время – в корнях и корневищах.

Траву собирают с началом цветения, в сухую погоду. Рвут только цветы и листья. Лишь иногда – тонкие стебли (в толстых меньше лекарственных веществ). Нельзя тревожить корень, чтобы не погубить растение.

Плоды собирают зрелые, завяливают их, следят, чтобы при сушке они не сливались в большие комки.

Сочные плоды ставят на солнце, в печь или сушилку.

Сухие семена (тмин, укроп) снимают до начала полного созревания. Срезают всю надземную часть, вяжут пучками, сушат и обмолачивают.

Кору собирают весной, в период сокодвижения.

На срез нужно выбирать те ветки, что мешают росту других. ‘ Нельзя снимать кору с живого дерева. Рана с годами не затягивается, а наоборот, расширяется.

Сушат кору в теплом месте, на солнце.

Корни и корневища заготавливают ранней весной и поздней осенью.

Выкапывая, нельзя трогать молодые растения и часть взрослых (для возобновления заросли). Если сохранились семена, их стряхивают в рыхлую почву. Крупные коренья разрезают вдоль. Измельчают при приготовлении лекарств. Нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах, так как они не пропускают воздух.

V. Игротека. Соревнование «Знатоки природы».

Учитель. Откроем следующую страницу.

Проведем соревнование «Знатоки природы». Для этого образуем 2 команды. Название первой команды – «Цветик», второй – «Травинка». Каждой команде задается вопрос. За правильный ответ на вопрос команда получает фишку. Кто больше получит фишек, тот и выиграет в соревновании.

Читайте также:  Инжир польза и вред состав

Вопросы к игре:

• Сок какого растения применяют как укрепляющее средство? (Березы.)

• Листья и плоды какого растения обладают вяжущим средством? (Дуба.)

• На лугу у реки – золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил. (Одуванчик.)

• Из плодов какого растения делают муку, которую применяют для выпечки кондитерских изделий? (Из желудей дуба.)

• Почему сырые желуди для человека очень опасны? (Они содержат ядовитое вещество, совсем безвредное для животных.)

• Какую траву и слепой знает? (Крапива.)

• Цветение этого растения связывают с приходом устойчивого тепла. (Черемуха.)

• В народном представлении она – тонкая и нежная девушка, страдающая, печальная. (Рябина.)

• Согласно народной мудрости это растение заменяет семерых врачей. (Крапива.)

• Его издавна считают «жизненным эликсиром». (Одуванчик.)

• Гадают по ней о любви. (Ромашка.)

• Платье потерялось – пуговки остались. (Черемуха.)

• Красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты. Люди собирают плоды этого растения, пьют из них чай, который возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник.)

• Почему нельзя оставлять букет черемухи в закрытой комнате? (Это может вызвать головную боль и недомогание.)

• Почему нельзя применять лекарственные растения без совета врача?

Задание: придумать загадки о лекарственных растениях.

VI. Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Экологический классный час в 3 – 4 классе

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тысяцкая ООШ

Методическая разработка классного часа в 3 классе

«Лекарственные растения нашего края»

        Автор:

        Яковлева Надежда Александровна

         классный руководитель 3 класса

                            с. Тысяцкое 2013г.        

Аннотация.

Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. И задача воспитателя помочь детям учиться беречь и сохранять растения, правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Пояснительная записка.

Классный час проводится с учащимися 3 класса. Дети этого возраста уже имеют знания о растениях и испытывают потребность в общении с природой на территории своего села.

Цели:

– вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека                      

– расширить знания детей о лекарственных травах нашей местности

– составить экологические правила сбора лекарственных растений

– познакомить с лечебными свойствами растений

– воспитывать бережное отношение к природе

Данное занятие поможет детям узнать больше о лекарственных растениях нашего края.

   Ход занятия.

1.Сообщение темы.

– Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями царства Флоры. Эти жители- лекарственные растения. Вы узнаете, какие лекарственные растения растут в нашей местности и как правильно их собирать.

2.Вступление.

– Давно человек заметил, что многие  растения излечивают от недугов. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений.

Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу или в поле. Вот куст с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая тебя отдохнуть в тени. Где-то тебя встретят шипами и кусты боярышника.

Чтение стихотворения.

Лес не только для нашей забавы,                                                                                                                                                                                                          

Он- богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья взращены.

 Луга июльские- чудо простое,                                                                                                                                                        

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

3.Викторина «Зеленый лекарь»

Плакат. Одуванчик. подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Вот зеленая аптека

Помогает вам, ребята.

Вопросы:

1.Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?

(Валериана, сердечные болезни.)

2.У каких растений края в качестве лекарственного сырья используют цветы и соцветия? (Липа, календула. ромашка.)

3.У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды?

(Боярышник, шиповник, смородина, облепиха, калина, малина.)

4.Какой злостный сорняк дает лечебный сок? ( Чистотел.)

5.Какие лекарственные растения выращивают на наших приусадебных участках? (Мята, мелисса, календула, валериана, пустырник, тимьян, шалфей, шиповник.)

6. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы.)

7.Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используют для успокаивающих ванн. Назовите его. (Сосна.)

8.Появились бубенчики-

Белые горошины.

Распустились колокольчики

На зеленой ножке. (Ландыш майский.)

9. Какой кустарник в народе называют цветом весны, зеленью лета, ягодой

Осени? (калина.)

4. Загадки.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной.

(Ландыш)

Был рыжий Ванек,

Кудрявый паренек,

Стал седой. Белобрысый,

Ветер дунул- глядь, лысый.

(Одуванчик)

Листья этого растения обжигают нас.

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной его используют на суп.

Голову мыть его отваром – волосы растут.

(Крапива)

Вышли в поле пастушки.

За спиной у них – мешки.

А мешочки- котомочки

На тугой тесемочке.

(Пастушья сумка)

Кисть ягоды прекрасная.

Желтая иль красная.

Я достать ее боюсь-

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Читайте также:  Ацетиловая кислота вред и польза

Сердечное средство.(боярышник)

Семена, как когодки,

Желто- красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает.(календула)

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не дает идти-

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Эти резные листочки

Лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке.

(петрушка)

Это прозвище не даром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет…

(медуница)

5. Викторина «Зеленая аптека под ногами»                            

Описание1.Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Я могу  прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. ( крапива слайд 6)

Описание2. Он шипы свои выставил колко

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. ( шиповник слайд3)

Описание3. Такого модника как этот

Еще не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (одуванчик слайд3)      

Описание4. Листья этого растения препятствуют кровотечению. (подорожник слайд4)

Описание5 Применяют в качестве средства укрепляющего корни волос. ( ромашка слайд5)

Описание6. Масло этого растения составная часть многих лечебных растираний, особенно при   ревматизме. Часто употребляют в качестве пряной приправы, особенно в итальянской кухне.(душица слайд7)

Описание7. Ядовит .Успокаивает нервы. Помогает при заболевании сердца. Очень красив и ароматен. (ландыш слайд8)

Просматриваем слайды 9-17.

6.Экологические правила сбора лекарственных растений.        

Просматриваем   слайды 18-29.

7.Ребусы « Лекарственные растения»      

Приложение.

8.Кроссворд.

9.Итог занятия.

-Что нового узнали о лекарственных растениях?

-Как собирать и хранить эти растения?

Список литературы:

1.Детям о природе. Л.М. Потапова.

2. Биология, экология, здоровый образ жизни. Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимова, Волгоград,изд. «Учитель».

3.Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Сост.Т.А. Максимцева. Учитель 2003.

4.1000 загадок В.Г. Лысаков.

– Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.

В о п р о с ы  к  к р о с с в о р д у:

1. «Кошачья травка» –

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

(Валериана.)

2. Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

   (Ромашка.)

3. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

4. Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат, и калечат.

     (Зверобой.)

5. Сидит Аленка

В красной рубашонке;

Кто мимо идет –

Всяк поклонится.

                      (Земляника.)

6. Степной травы пучок простой,

Он и сухой благоухает.

И разом степи надо мной

Все обаянье воскрешает…

                                          (Полынь.)

7. В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть.

                                    (Черника.)

8. Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь на дороге.

(Подорожник.)

9. У реки, на лугу,

    Босиком на снегу

    Первые цветочки –

    Желтые глазочки.

               (Мать-и-мачеха.)

10. Коготок короток,

      А сквозь землю прошел –

     Шапку золота нашел.

               (Календула.)

11. Ягоды – не сладость,

       Зато глазу – радость,

       И садам – украшение,

      И дроздам – угощение.

               (Рябина.)

К л ю ч е в а я  ф р а з а: лекарственные растения.

Источник


1.Организационный момент. Слайд 1 
Я пришла к вам на урок. 
Вам, ребятки, будет прок. 
Постарайтесь всё понять, 
Всё запомнить, рассказать. 
Постарайтесь- не ленитесь 
А для начала – улыбнитесь!!! 
2.Проверка домашнего задания. 
-С чего начнём урок окружающего мира? 
-О чем говорили на прошлом уроке?(о растениях поля) Слайд 2. 
-Я вам предлагаю вот это. Какое задание я вам приготовила?( будем соединять слова из 1 столбика и второго -что к чему относится.) 

Зерновые пшеница 
горох 
Масличные томат 
хлопчатник 
Овощные подсолнечник 
баклажан 
Прядильные подорожник 

Бобовые 
3. Выполнение самостоятельно теста+ сверка с эталоном Слайд 3. 
Зерновые пшеница 
горох 
Масличные томат 
хлопчатник 
Овощные подсолнечник 
баклажан 
Прядильные подорожник 

Бобовые 

-Какие растения встречаются в А.о.? Чем славится наш край? (томат, баклажан) 
4.Самооценка. Итог Д/з. 
-Оцените себя: если вы не ошиблись -раскрасьте лепесток зелёным цветом, если допустили 1-2 ошибки -желтым, если много ошибок и надо повторить материал-красный лепесток у вас получится. 

-5. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения. 
-Когда мы проверяли д/з у кого возникли вопросы, затруднения? Что необычного было?(одно растение не вошло ни в одну группу)
– Какое это растение? (подорожник). 
-Что о нем знаете? 
-Где можем о нем узнать? 
-О чем же будет идти сегодня речь на уроке?( о растениях, которых мы не знаем) 
-Кого сегодня нет в классе? 
-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача) 
-Где берет мама лекарства?( в аптеке) 
-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.) 
Аптека – это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека) Слайд 4 
-Ещё раз проговорим: о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся? Какая наша цель? Слайд 5 

ПОЗНАКОМИМСЯ С ТЕМ, КАК ПОЯВИЛИСЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И УЗНАЕМ КАК СОБИРАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. 

-Я предлагаю начать со слайда. 
300 лет Аптекарский огород 
Москва Ботанический сад 
Кремль 
Перт 1 
Санкт-Петербург 

Прочтите. Какие слова знакомы? Какие незнакомы? Как вы думаете, о чем я вам расскажу сегодня? 
-Более 300 лет назад в Москве появились первые «аптекарские огороды», на которых выращивали растения, которые помогали людям от различных недуг, болезней -лекарственные растения. В Москве их было несколько, один из них располагался у стен Кремля. 
Образцовый ( большой, ухоженный) аптекарский огород был в Санкт-Петербурге разбит при Петре 1. Санкт-Петербург расположен на 44 островах и один из островов так и назывался -Аптекарский. Сейчас на этом месте построен Ботанический институт, где ученые –селекционеры работают над выведением новых сортов растений. 
-Интересно было? Что узнали из моего рассказа? Для чего вам это надо? 
-Самооценка 
-Если вам было интересно- раскрасьте лепесток зеленым цветом, если скучно-желтым, если совсем неинтересно -красным. 
Физминутка (оцените, как вы отдохнули –закрасьте лепесток) 
Вернёмся к нашей цели, что же мы узнали?(историю возникновения лек.растений) 

Читайте также:  Молоко с мускатным орехом польза

ПОЗНАКОМИМСЯ С ТЕМ, КАК ПОЯВИЛИСЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И УЗНАЕМ КАК СОБИРАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. 

-Какой же наш следующий шаг?( узнаем, какие бывают лекарственные растения) 
-Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.) 
-Предлагаю открыть учебник на стр.133. 
-Прочтите названия растений. Кому знакомы? Что вы о них знаете? 
-Чтобы узнать больше, что нужно сделать? 
-Я вам предлагаю разделиться на группы, вам дана будет информация -её много. Но ваша задача-(назовите?) –выбрать самую нужную, интересную, полезную информацию и поделится ею с товарищами. 
Работа по группам 

Зверобой Подорожник Валериана Мать-и-мачеха 
Я -зверобой Другие мои названия – зверобой продырявленный, зверобой исколотый, зверобой обыкновенный 
Я широко известен в народе как растение с ярко-жёлтыми цветками и слегка приятным запахом. 
Я- Растение многолетнее, травянистое. 
Я давно в народе считаюсь одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Я вхожу в состав очень многих травяных сборов. 
Зверобой, для людей, является лечебным растением, тогда как у животных он может вызывать серьезное отравление и смерть . К зворобою чувствительны овцы, лошади, коровы. Отсюда и пошло название – зверобой. 
Растёт он повсюду, Меня используют как 
противовоспалительное и тонизирующее средство . Помогаю при кашле, болях в животе , коликах, болезнях печени, отвар применяют для укрепления дёсен. Я –подорожник. Расту не только возле дороги, но часто так и прошусь всем зверям или людям в попутчики. Мои созревшие семена прилипают, как приклеенные, к шкуре животных, обуви и одежде людей. 
известно около 250 видов этого растения. Меня можно встретить вдоль дорог, на пустырях или в степях, на лугах и песках, даже на сорных местах. 
Из моих листьев приготовляют настои и используют для лечения кашля. Сок из подорожника применяют для лечения желудка и так же для улучшения пищеварения. Дети часто прикладывают лист подорожника к разбитым коленкам и локтям. 
Растение подорожника служит отличным целебным и лекарственным средством для человека. Он прекрасно снимает воспаление, служит антисептиком, заживляет и затягивает раны 
Другие мои названия: кошачий корень, земляной ладан 
Я встречаюсь во всех районах по берегам рек и ручьев, на заливных и влажных лугах. В России есть большие поля, засеянные валерианой. Валериана оказывает многостороннее Валериану применяют по различным показаниям: как успокаивающее средство при расстройствах центральной нервной системы, при неврозах, 
В народной медицине валериану применяют в виде настоев, отваров, экстрактов и порошков. Настой корня после перенесенных заболеваний как общеукрепляющее средство. 
Я- мать-и-мачеха. Меня можно наблюдать Одним из самых первых цветков ранней весной. Моё Желтое “солнышко” на толстой ножке стоически пробивается сквозь плотный слой прошлогодней пожухлой травы. Мать-и-мачеха довольно оригинальное растение – сначала выносит на толстом чешуйчатом стебле желтый цветок, который затем превращается в белый пушистый шарик с волосистыми семенам и уже после окончания цветения выпускает прикорневые листьев. Благодаря им мать-и-мачеха получила свое двойное название. С одной стороны они тёплые, мягкие, почти пушистые -как мать. С другой стороны они темно-зеленые, гладкие, часто глянцевые и прохладные на ощупь -как мачеха. . Называя эту траву, народ провел образную аналогию с холодной мачехой и доброй, ласковой матерью. Еще в древней Греции и Древнем Риме мать-и-мачеха была известна как лекарственная трава Заболевания, при которых применяют мать-и-мачеху: бронхиты и ангины; -ларингит; пневмония; бронхиальная астма; выпадение волос и перхоть; 
Давайте оценим вашу работу. Посовещайтесь и расскажите, как вы работали. 
-А теперь оцените работу в группе каждый сам. 
-Какие интересные у Вас сообщения! Но я тоже вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ. 
-Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе. 
-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям) 
-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать) 
Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки. 
-Понравилось? 
-Это все лекарственные растения , которые есть на свете? (нет) 
В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными. 
-Почему их так назвали люди? 
-Где их можно приобрести? 
-А в аптеку как они попадают? 
-А кто их собирает? 
-Какие люди их собирают?(знающие) 
-Какой же наш следующий этап работы? 
ПОЗНАКОМИМСЯ С ТЕМ, КАК ПОЯВИЛИСЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ, КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И УЗНАЕМ КАК СОБИРАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. 

-Где это можно узнать? 
-Для чего нам это нужно? 
-Впереди лето, вы многие поедете к бабушке в село или деревню, побываете на даче, за городом и сможете собрать свою небольшую коллекцию. Но как вы думаете, что надо знать? 
РАБОТА В ПАРАХ,. Какая работа нам предстоит?(соотнести или составить правила) 

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН 
КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ 

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ 
ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ 

3.ПРИ СБОРЕ 
ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ. 

4.ПРИ СБОРЕ 
РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ. 

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ 
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ 

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО 

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ 
СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. 

Сверка с эталоном. 

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН 
КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ 

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ 

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ 

3.ПРИ СБОРЕ 
ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ. 

4.ПРИ СБОРЕ 

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ. 

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ 
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ 

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО 

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ 
СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. 

Самооценка своей деятельности.( лепесток) 

Источник