Курсы скорочтения польза и вред

Курсы скорочтения польза и вред thumbnail

https://soroban.ru

Скорочтение для детей младшего возраста: не преграждаем ли мы этим путь своим малышам?

Написать эту статью меня побудили многочисленные вопросы и от преподавателей, и от учеников Школы устного счета «Соробан»: «Почему у нас не обучают скорочтению? Почти все уже ввели такую программу».
Что ж, давайте подумаем вместе. Любой вопрос, касающийся обучения детей, требует, прежде всего, понимания не только того, что полезного мы дадим, но и осознания ответственности за то, в чем можем навредить. Не только у врачей, но и у педагогов главное правило «Не навреди!»
Итак, что же такое скрочетние? Это уемние схватыавть клюечвые слова пропуксая детали. С одной стороны, это хорошо. С другой – сколько граматимческих ошибок Вы начситали в предудыщих предложиниих абазца?

Даже взрослому, грамотному человеку, не обладающему скорочтением, воспринять неправильность сложно. Мы читаем автоматически. Но при этом все же спотыкаемся на ошибках. А в скорочтении схватываются ключевые слова со страницы. И на осознание правильности написания этих слов времени просто нет. В итоге, слова могут запоминаться в неверном написании. И человек будет считаться неграмотным. Но отнюдь не потому, что плохо учился. Он просто так запомнил эти слова.

Вспомните, как нас учили грамоте и правописанию. Мы читали. Читали много. Читали каждое слово. И после пятисот раз прочтенного слова «слушает» в произведении из трех томов, видя написанное «слушаИт», мы ощущаем дискомфорт. Согласитесь, это так? Мы запомнили образ слова. И этот памятный багаж не позволяет делать грамматические ошибки.
А если этот же трехтомник прочесть за вечер, выхватывая отдельные слова? Стали бы мы грамотными? Будут ли наши дети при таком обучении знать, как правильно пишутся слова?

Соглашусь, быстро читая, человек может сэкономить время, поняв идею произведения, независимо от объема текста. Но обогатится ли внутренний мир читателя?
Давайте вспомним повесть великого писателя Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В чем его сюжет? Оксана поставила условием свадьбы с Вакулой получение ею обуви от царицы. Вакула при помощи черта и запорожцев решил этот вопрос. Все. А как же ночной полет на черте? А встреча с царицей? Прочитав это произведение «по диагонали», человек лишится возможности насладиться яркими образными описаниями национального быта, красоты окружающего мира. Самобытность языка писателя останется непонятой. И это очень печально.

Не могу не признать, что у методики «Соробан» есть нечто общее со скорочтением. И там, и там важны образы. В скорочтении — образы слов, в «Соробане» — образы косточек на счетах. Но в ментальной арифметике идет и дальнейшее развитие — запоминаемые образы динамичны, они развиваются, создавая новые образы чисел, представляя решение новых задач. Мозг постоянно работает.
Я начал этот разговор с вопросов коллег и учеников о том, почему в «Соробане» не учат скорочтению. 

Отвечу. Если ребенок правильно воспримет нужную информацию, то без разницы как он прочитал учебник — обычно или быстро. Но для меня, как педагога и родителя, важно, чтобы ребенок развивался гармонично. Поэтому я не приветствую обучение скорочтению в детском возрасте. Объясню почему.

В скорочтении образ слова статичен. Я говорил об этом ранее. Увидели слово и запомнили. Если слово написано правильно — хорошо. А если нет? Современные издательства чаще всего экономят на работе корректоров. И вот отсюда пойдут истоки неграмотности ребенка. Зачем это? Позвольте ребенку зачитываться ночами под одеялом произведениями классической литературы; понять, что Ромео и Джульетта погибли от неприятия их любви окружающими, а не от какого-то модного в те времена течения самоубийств. Научиться скорочтению можно в любом возрасте. Пусть ваш ребенок вырастет и сам поймет, нужно ли ему это.
«Тесто. Тропинка. Лиса». Узнали сказку про Колобка? А готовы к тому, что ваши дети будут читать ее вашим внукам не полностью, а только в три слова? Так и случится, если навык скорочтения сформируется у вашего ребенка прежде, чем он научится читать сознательно.
На самом деле, профессий, где навык скорочтения важен, где из миллионов печатных знаков надо вычленить крупицу информации, не так и много. Журналисты, продавцы книжных магазинов. Больше, пожалуй, сразу и не вспомнить.

Уважаемые родители, всему свое время. Быстрое чтение полезно, но позвольте ребенку самому понять, что оно ему необходимо для дальнейшего развития. Реально важным это умение может быть в старших классах. Не торопите время! Дайте своим детям возможность совершить путешествие по огромному и увлекательному миру литературы.

В завершение возьму на себя смелость сказать о том, что, обучаясь устному счету в Школе «Соробан» дети развивают оба полушария мозга. То есть активно используют возможности и аналитического, и образного мышления. Только представьте, насколько эмоциональнее наши ученики воспринимают образы литературных персонажей? Развитое воображение позволяет идти рядом с любимыми героями, совершать с ними подвиги, учиться любви и доброте. Команда Школы «Соробан» верит в успешное будущее наших учеников!

Читайте также:  Сухое вино польза и вред при диабете

Автор: Юрий Новосёлов, основатель Школы устного счета Соробан™.

Источник

В старших классах наши «компьютерные» дети не успевают освоить программу по литературе. Учительница говорит, что есть методики скоростного понятийного чтения. Интересно, могут ли такие курсы помочь прочесть больше книг за короткое время. И самый главный вопрос – не вредно ли это для психики детей и подростков?
Ярослава, 37 лет

Что такое скорочтение?

Это совокупность нескольких приемов, способствующих быстрому восприятию информации. Такое определение можно встретить в текстах, дружественных к скорочтению. Внимание: обещается быстрое восприятие информации. Также обещается, что потери качества в усвоении информации нет, при том что на чтение потрачено в разы меньше времени.

Приемы скорочтения

  1. Подавление внутреннего проговаривания.
  2. Подавление регрессий (то есть движений глаз, возвращающих к только что прочитанной части фразы).
  3. Поверхностное чтение – режим просмотра.
  4. Умение выделять ключевые слова.
  5. Расширение поля охвата зрения – целостное восприятие кусков текста. Тренируется за счет работы с «серединной линией».

Вредно или нет?

Вопрос поставлен интересно: «Не вредны ли курсы скорочтения?» Думаю, что курсы не вредны. Насколько мне удалось изучить информацию, на курсах предлагаются упражнения:

  • на тренировку внимания;
  • на расширение периферического зрения, поля восприятия;
  • на развитие зрительной памяти;
  • на развитие навыков работы с текстами.

Все это весьма полезные навыки, которые могут найти применение в разных сферах жизни. На курсах эти навыки прикладываются к конкретному процессу – увеличению скорости чтения.

В Сети много хвалебных отзывов и впечатляющих видео. Также есть отзывы иного рода. Например, сообщается о том, что в процессе освоения скорочтения человек потерял способность читать про себя и может читать теперь только вслух. Скорочтение так и не освоил. Другие отзывы говорят о том, что скорочтение было освоено, но в процессах, требующих медленного анализа и внимания (вычитывание контракта), оно мешает.

Думаю, что исходя из идеи различных каналов восприятия мира у людей разные возможности для усвоения скорочтения. Визуалы (люди, для которых основной канал – зрительный) обладают большими способностями к этому. В то время как для аудиалов попытка «убрать» внутреннее проговаривание читаемого может сыграть злую шутку. Информация не будет усваиваться.

Вероятно, механизм обычного чтения, включающий и системы зрения и внутреннего слуха, не случайны. И это уже не говоря о кинестетиках, воспринимающих мир через ощущения тела, которым и так непросто.

Скорочтение: зачем?

В одной статье, дружественной к скорочтению, мне встретилась вот такая фраза: «Как мы читаем книги по обучению быстрому чтению? Если мы серьезно занялись освоением скорочтения, то учебник этой тематики мы будем читать в самом медленном темпе, так как главная наша цель будет не скорость, а понимание прочитанного материала».

И в этой фразе для меня – разоблачение. Если нам нужно глубокое понимание материала, скорочтение не подойдет!

Оно хорошо работает на текстах самих по себе поверхностных, многоводных, развлекательных. Например, для чтения этого текста скорочтение подошло бы идеально.

Вы хотели бы лечиться у врача, прочитавшего медицинские талмуды с помощью скорочтения, поверхностно, выделяя главные слова? А чтобы дом, в котором вы живете, проектировал подобный архитектор? Наверное, для чтения философии, которую преподают во всех вузах на первом курсе, скорочтение было бы полезно. Но для изучения профильных предметов – вряд ли.

Скорочтение и литература

Что преследует учитель, давая такую рекомендацию родителям и детям? Чтобы дети формально заглотили книги школьной программы, формально написали бы сочинения и побежали дальше? Не литература для человека, а человек для литературы. В данном случае скорочтение – как кисть для покраски травы перед приездом генерала.

Рекомендация не учитывает разности учеников. Визуалы, может, и освоят скорочтение, а вот аудиалы и кинестетики потеряют больше, чем обретут.

И вот еще: насколько скорочтение подходит для полноценного прочтения литературного произведения? Мое мнение – ни на сколько. Медленное чтение наполняет текст эмоциями, проживанием с героями чего-то своего. При скорочтении текст холодный, эмоционально пустой, мертвый. Что за идея у учителя набить головы учеников мертвыми текстами? Все во имя тотемного божества – Программы? Грустно, господа.

Читайте также:  Какую пользу приносят солнце воздух вода

Одна из уважаемых мною учителей-лингвистов, Ася Штейн, ведет в одной из социальных сетей группу, которая называется «Медленное чтение с Асей Штейн». Вот эта идея мне по душе.

Итак…

Скорочтение, а особенно упражнения, которые используются при обучении ему, вряд ли вредны, и даже полезны.

Скорочтение – это просто инструмент, он подходит не для всех текстов. Оно идеально для «многоводных» текстов в СМИ или для непрофильных предметов. Но его сложно рекомендовать для художественной литературы, чтения юридической и другой документации, профессиональной литературы.

Скорочтение подходит не всем. Есть люди, которым оно потенциально не полезно. Иногда встречаются трудности при попытке включить «обычный» режим чтения.

Если бы скорочтение было панацеей, человечество бы уже ему обучилось в полном составе. Но уже почти 70 лет оно остается экспериментальным способом. Принимать ли участие в эксперименте – решать каждому.

Юлия Василькина

Юлия Василькина

детский и семейный психолог, социолог, автор книг для родителей

Источник

Скорочтение – вредно! Скорочтения не существует. Люди ищут волшебную
таблетку там, где ее нет

Курсы скорочтения польза и вред

О пользе скорочтения написано много статей. А вот о
вреде? так ли полезно скорочтение, как его представляют многочисленные преподаватели.

Скорочтение вредно, например, детям. Вредно для чтения
текстов, которые должны пониматься однозначно. Скорочтение применимо только для
узкого класса текстов.

Что такое скорочтение? “Скорочтение” – это инструмент извлечения полезной информации
из многочисленной словесной руды.

Скорочтение не вредно, даже полезно в определенной ситуации, но заниматься им
нужно с определенного возраста. Все образовательные ступени человек должен проходить
последовательно. Другой вопрос, в каком темпе это делается. Если же малыш в полтора
года, благодаря методике Лищука, несколько лет назад описанному в моем проекте,
бегло читает на русском и украинском, то кто может сказать, что это плохо? Прочтите
внимательно эту статью. Ведь этого результата можно достигнуть, когда ребенок не
просто просматривает текст, а ясно видит “НАЧЕРТАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ каждого отдельного
СЛОВА” на карточке еще в восьмимесячном возрасте. Он еще не понимает, что существует
грамматика, но ряд правильно написанных “закорючек” постепенно (медленно) связывается
в его сознании с конкретным предметом, образом и понятием. Вот в чем изюминка и
большая разница между методиками. Нет сомнений, что взрослый человек способен “тренировать
мышцы”, “накачивая” скорость, быстрее воспринимая уже давно знакомые “НАЧЕРТАНИЯ”,
а вот ребенка подобным тренингом можно просто “покалечить”.

Скорочтения не существует!

Мое мнение что скорочтением надо заниматься только после того как грамматика
перестает быть для человека проблемой (не зависимо от возраста; ну хоть с пяти лет;
тесты нужно пройти), он быстро и без ошибок пишет и желательно ручкой, потому что
ручная работа развивает мозг, – этот факт уже давно доказан наукой.

Обучение СКОРОЧТЕНИЮ сделает вашего ребенка (школьника)

Хронически БЕЗГРАМОТНЫМ человеком!

Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте для тренировки скорочтения

Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 …),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)

0 секунд

Подсказка

Курс скорочтения онлайн
избранные упражнения

Существует много различных школ скорочтения. Каждый год появляется множество
новых изобретателей скорочтения, в том числе и я. На кого рассчитан рынок скорочтения?
На школьников, студентов и взрослых людей. Определенное количество учителей скорочтения
так же можно найти и на просторах интернета.

Что такое скорочтение. На сколько оно возможно?

Скорочтение  — это набор ухищрений, помогающих значительно увеличить
скорость чтения скорочитателя без существенной потери понимания прочитанного.

Существует много школ и методик скорочтения. Среди тех, что всплывает на ум –
это скорочтение, быстрое чтение, динамическое чтение, фото-чтение, кино-чтение,
мгновенное-чтение. Каждый год появляется множество новых изобретателей скорочтения,
в том числе и я. Каждый из изобретатель присевает себе лавры первооткрывателя. Почему
это происходит? Да, по той причине, что люди на которых рассчитаны методики, по
сути своей не могут разобраться самостоятельно в бесплатных источниках информации,
не могут самостоятельно учиться, находить авторитетные источники информации, поэтому
и хватаются за первые попавшиеся методики.

На кого рассчитан рынок скорочтения? На школьников, студентов и взрослых людей.
Определенное количество учителей скорочтения так же можно найти и на просторах интернета.

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением,
так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать
информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими
устройствами.

Читайте по теме скорочтения и дети следующие статьи:

  • Скорочтение и дети (школьники)
  • Как определить скорость чтения ребенка
  • Как научить ребенка читать по складам
Читайте также:  Краткое изложение в чем польза чтения

Другие статьи с сайта “Больше, чем скорочтение”

    Выборочное чтение

    Писать или не писать. Доводы в пользу ведения журнала
    заметок

    Расскажи о себе всем

    Скорочтение из Минска. Скорочтение от Ивана Полонейчика

    Жизнь это преферанс или шахматы

    Скорочтение и Библия и другие религиозные тексты

Разделы:Скорочтение – как читать быстрее |
Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения
Проговаривание слов и увеличение скорости чтения |
Угол зрения – возможность научиться читать зиг-загом |
Концентрация внимания – отключение посторонних шумов
Медикаментозные усилители – как повысить концентрирующую способность мозга |
Запоминание – как читать, запоминать и не забывать |

Курс скорочтения – Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать |
Статьи на тему самосовершенствования |
Книги и программы для скачивания |
Иностранный язык – тренировка иностранных языков |
Развитие памяти |
Набор текстов десятью пальцами |
Медикаментозное улучшение мозгов |
About

Источник

Умение быстро читать (скорочтение) афишируется в определенной среде человечества, желающей получать много информации очень быстро. Казалось бы — научись этому делу, используя тренировки — и дело в шляпе. Теперь, обладая навыками скорочтения вы сможете стать обладателем энциклопедических знаний, да и просто интеллектуальн развитым человеком. Все это произойдет за небольшой промежуток времени. Но не все так просто…

Техника чтения

Особенности чтения у человека имеют определенные ограничительные возможности и сам процесс чтения у всех людей одинаков. Происходит все примерно так: вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу.  Таким образом в процессе нормального чтения происходит несколько видов необходимых задержек. В итоге получаем, что средний читатель осиливает около 200 слов в минуту.

Особенности техники скорочтения

Вся суть скорчтения заключается в том, что оно сокращает продолжительность задержек и их количество, за счёт чего и увеличивается общая скорость чтения.

Среди основных техник скорочтения обычно выделяют четвёрку наиболее распространённых.

  1. При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
  2. При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
  3. При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники — снижение нагрузки на глаза.
  4. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.

Почему скорочтение не дает той пользы, на которую рассчитывают

Виной всему человеческие возможности. Анатомические и возможности мозга. Восприятие информации при чтении завист от анатомических возможностей глаз. Так вот, острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются, если вы стараетесь сразу охватить большой обен знаковой информации. Буковки и слова просто начинают сливаться, когда зрение слишком напряжено.

Вы можете натренировать себя и увидеть хоть 1000 слов за одну минуту, но оперативная память человеческогомозга тоже имеет предел: при скорчтении вы просто не будете усваивать, а тем более хорошо запоминать прочтенный материал. Увы. И это подтверждают исследования ученых. Например, это утверждают ученые-исследователи из группы когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) — одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.

Нужно ли использовать методы скорочтения и когда

Несмотря на недостатки скорочтения, оно имеет положительные стороны. Использовать его можно при изучении материалов, котороые не требуют глубокой мыслительной деятельности и тщательного запоминания содержания текста. Например новости из почти (газетной или электронной) — вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали.

Постоянная практика чтения позволяет нам усваивать и запоминать новые слова — увеличивать словарный запас. В свою очередь, этот запас позволяет, без ущерба для усвоения прочитанного, быстрее изучать материал, тем самым увеличивая скорость чтения.

А вы практикуете скорочтение? Можете ли опровергнуть (или подтвердить) результаты исследований ученых?

(Visited 1 times, 4 visits today)

Источник