Культурные ценности всегда приносят практическую пользу верно только а

Культурные ценности всегда приносят практическую пользу верно только а thumbnail

Ценностные ориентации. Культура — совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации — это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности». Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему, от которой во много зависит поведения человека в той или иной ситуации.

Речь, поведение человека всегда опираются на ценности, которые осваиваются ею и становятся ценностными ориентациями, направляющими её сознание и поведение. Те ориентации, которые обуславливают человеческое поведение, называют ценностными. Они образуют ядро личностных убеждений. Например, таджик, признаваясь в любви, скажет своей возлюбленной: «Ты мой несравненный попугай», т.к. для него эта птица — символ экзотичности, разно перья, своего рода ценность. Назовет ли русский человек любимую попугаем? Конечно, нет. Попугай для него — это символ болтливости и глупости. Здесь мы видим зависимость культуры от видения мира, от индивидуальных или групповых установок, от той объективной шкалы, которая зависима от субъективных оценок. Поэтому существуют и так называемые национальные ценности — это ценности, значимые для конкретного народа, занимающие важнейшее место в его жизни (для русских — это Пушкин, Толстой, «Слово о полку Игореве», Эрмитаж, Третьяковская галерея и т.д., для грека — это Гомер, акрополь, демократия и т.д.).

Существуют и сословно-классовые, локально-групповые, утилитарные, этические, правовые, политические, религиозные ценности и т.д. в зависимости от критерия, положенного в основу их классификации.

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный характер. «Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости, выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях».

Культурные ценности — это объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно — полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым могут удовлетворяться разнообразные потребности людей. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами, допускает полярность решений, что свидетельствует об амбивалентной, двойственной природе ценности. Ценности помогают человеку и обществу определить хорошее и плохое, красивое и безобразное, существенное и второстепенное. Приоритет тех или иных ценностей отражает степень духовности человека.

В мире человека можно обнаружить различные виды ценностей: предметные ценности, ценности — свойства вещей, ценности как специфический вид норм, императивов, традиций, ценности — идеалы, ценности — знания и др., либо их можно классифицировать таким образом: моральные ценности — добро, любовь, честь, благо; религиозные ценности — Бог, вера, благодать, спасение. Хотя и те, и другие ценности находятся во внутри сущностном единстве. В основании сложной структуры ценностей находятся фундаментальные высшие ценности, которые определяются социальной всеобщностью и необходимостью. Иногда возникает иллюзия, будто ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. Однако это не так. В каждой культуре рождаются, расцветают свои ценностные ориентации. В каждой культуре обнаруживается её ценностная природа, т.е. наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Человеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

Читайте также:  Сыр с чаем польза или вред

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эта триада является исторически сложившейся высшей ценностью. Данные абсолюты отражают достояния всего человеческого рода.

Нет культуры, где не оценивались бы негативно убийство, ложь, воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях: движении защиты прав личности, ее уважении, признание ее достоинств, свободе, совести, гуманности, взаимообогащении национальных культур, научном знании и передовых технологий и экологическом отношении к жизни и окружающей среде. Общечеловеческая культура — это также наилучшие формы творческой деятельности людей.

Материальные ценности — это материальные блага, предназначенные для удовлетворения жизненно — необходимых потребностей. Материальные потребности, конечно, являются определяющими, но они, особенно в век научно-технического прогресса могут быть довольно скоро удовлетворены, если говорить о разумных потребностях. Но, как гласит народная мудрость, «не хлебом единым жив человек». Немаловажную роль в жизни человека, общества, в культуре имеют духовные ценности. Ими являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений, произведений архитектуры, живописи, музыки, кинофильмов, телевизионных передач, которые несут в себе высокие идеи, образы, чувства и представления. Хранителями и распространителями духовных ценностей являются музеи, библиотеки, школы, радио и т.д. Забота об умножении материальных и духовных ценностей общества, о культурном росте человека, сознании необходимых условий для приобщения его к этим ценностям — одна из закономерностей развития общества.

Ценности и смыслы, воплощенные в памятниках прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. При этом они должны не только сохраняться, но и воспроизводиться, вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений. Непреходящие ценности запечатлены в египетских пирамидах. Михаил Эминеску писал: «А в немой дали застыли пирамиды фараонов, саркофаги древней были, величавые, как вечность, молчаливые, как смерть». Все на свете боится времени, а время боится пирамид. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от современного Каира до Фаюмского канала. Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только в более поздних стены гладкие. Почему? — до сих пор не выяснено. Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней.

Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да еще не просто воздвигнуть, а придать ему геометрически правильную форму пирамиды, все это ставило в тупик. Иногда даже высказывалось мнение, что пирамиды не мог построить народ, живший в бронзовом веке, и что в создании этих колоссальных сооружений принимала участие трансцендентальная сила. Но постепенно тайна возведения пирамид раскрылась. Выяснилось, что с инженерной точки зрения это примитивные постройки, горы, сложенные людьми. И, тем не менее, пирамиды — самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. Цель древних была достигнута — пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетия.

Итак, классифицируя ценности на материальные и духовные, нужно отметить, что различение между ними условно. Материальные объекты имеют, как правило, и духовно-культурную ценность и, наоборот, духовные ценности неразрывно связаны с материальными объектами или имеют материальную оболочку. Ценности — это основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности. Как отмечал Сорокин, «люди с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесут любое бедствие». ценность потребность культура жизнь

Читайте также:  Сладкий творог польза и вред

Понятие культурной нормы. С понятием ценностей связано понятие нормы. Чтобы обращаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведения людей, вырабатываются в той или иной культуре и называются культурными нормами.

Нормы (от лат. norma — правило, образец) — это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следует более или менее точно.

Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные нравственные нормы: «не укради», «не убей»… Они способствуют нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Жить гуманно. Живя в социуме, человек должен стремиться не ущемить прав другого, а значит строить свое поведение так, чтобы оно соответствовало поведению той социальной группы, в которой он находится, живет, работает. При нарушении норм поведение человека становится антиобщественным, анти культурным. Живя в той или иной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, признать их, освоить и использовать, иначе он окажется оторванным от данной культуры либо вступит в конфликт с ней.

Таким образом, культурные нормы — определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализации (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля). Только таким образом можно сохранить в обществе его устойчивость и порядок. В обратном случае неизбежна аномия.

Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы XIX века. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Это привело к тому, что обесценились прежние ценности, не выработались новые, тем самым нарушилось единство культуры. Обострение многих социальных проблем, порожденных как реформированием экономики, так и крушением целостной культурной системы, девальвация духовно-культурных ценностей, приводят к аномии. В культуре, в которой безусловные и основополагающие ценности отброшены и великие университеты духовных, нравственных, эстетических, религиозных исканий ничего не значат, имеет так же место аномия.

В современном мире нарастают негативные явления, что порождает опасность антропологического кризиса. Над обществом нависает угроза без духовности. Для достижения своих утилитарных целей человек зачастую пренебрегает честью и совестью. В связи с этим важную роль играет выработка целостной нормативной системы, которая способствует воспитанию культурной, гармонично развитой личности. Именно данная система выступает как невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.

Источник

1.Верны ли следующие суждения о морали? А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению. Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.       

1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

2.Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза: 

«Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип   

 1)  искусства      2)  морали      3)  политики      4)  экономики

3. Верны ли следующие суждения о морали? А. Понятие «мораль» используется для характеристики социальных перемещений индивида. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

4.Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому

элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 ПРИЗНАКИ   ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ:

А)  процесс приобщения к знаниям о мире Б)  является способом регулирования поведения В)  формирует научную картину мира Г)  поддерживается силой общественного мнения Д)  воздействует преимущественно на эмоции человека    

Читайте также:  Красная соленая рыба вред и польза и вред

1)  образование 2)  мораль

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5.Верны ли следующие суждения о морали?

А.Государство регулирует исполнение гражданами норм морали с помощью аппарата принуждения. Б.Отношение окружающих может повлиять на соблюдение человеком моральных норм.       

1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

6. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье  – это основной принцип  

   1)  идеализма     2)  патриотизма     3)  гуманизма     4)  порядочности

7. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Культура развивается как за счёт новаторских достижений, так и за счёт сохранения традиций. Б.Культурные ценности всегда приносят практическую пользу.     

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется   

 1)  нравственность     2)  образование     3)  искусство     4)  творчество

9. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Вторая половина XX века отмечена достижениями науки и техники. 

(Б) Наиболее развитые страны мира увеличивают финансирование науки и образования, создания новых технологий. (В) Главное, чтобы расширение научно­технических возможностей человечества всегда использовалось во благо общества.

1)  отражают факты 2)  выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

10.Верны ли следующие суждения о морали?

А. Исполнение норм морали обеспечивается поддержкой общественного мнения.

Б. Исполнение требований морали   закреплённая в законе обязанность каждого гражданина государства.       

1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

11.Что из перечисленного отличает мораль от других форм (областей) духовной культуры?   

 1)  опора на представления о добре и зле      2)  определение образцов прекрасного     

3)  стремление к установлению научной истины    4)  опора на принудительную силу государства

12.Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?   

 1)  мораль     2)  искусство     3)  наука     4)  идеология

13.Для обозначения особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, используют термин   

 1)  гуманизм     2)  гражданственность     3)  право     4)  мораль

14.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль помогает человеку строить гармоничные отношения с другими людьми. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.     

1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

15.Верны ли следующие суждения о культуре? А. В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человечеством в процессе преобразования природы.

Б. В основе культуры   творческая деятельность человека.   

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

16.Верны ли следующие суждения об особенностях духовной культуры? А. К духовной культуре относятся средства производства и предметы труда. Б. Духовная культура связана с формированием и распространением ценностей добра, красоты.     1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

17.Известный философ полагал, что «долг  – это уважение к праву другого». Эти слова выражают принцип   

 1)  искусства      2)  морали      3)  политики     4)  экономики

18.«Не желай другому человеку зла», – один из принципов     

1)  морали      2)  науки      3)  права     4)  этикета

19.Совокупность норм поведения человека в обществе, основанных на представлениях о добре и зле,   это   

 1)  мораль      2)  право     3)  культ      4)  религия

20.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся. Определите, какие положения текста

1)  отражают факты 2)  выражают мнения

 Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

21.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.   

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

22.Верны ли следующие суждения о морали? А.А.Мораль регулирует деятельность человека и общества. Б.Главным внутренним «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.     

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

23.Верны ли следующие суждения о морали?

А.Нравственная оценка поступка связана с пониманием добра и зла. Б.Совесть   главный «контролёр» человека в вопросах морали.     

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения  4)  оба суждения неверны

24.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) 25­летним и 55­летним гражданам, участвующим в социологическом опросе, был задан вопрос: «Чем объясняется повышение значения науки в современном мире?». (Б) Большинство 25­летних опрошенных связывают повышение значения науки с тем, что научные открытия способствуют развитию техники и технологий, а большая часть 55­ летних ­ с тем, что научные открытия помогают побеждать болезни. (В) Примечательно, что люди старшего возраста связывают повышение значения науки с её социальными функциями. Определите, какие положения текста

 1)  отражают факты 2)  выражают мнения  

25.Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?     

1)  мораль     2)  искусство     3)  наука     4)  мировоззрение

26.Науку как форму культуры отличает   

 1)  стремление к получению объективных знаний     2)  вера в сверхъестественные силы   

 3)  отражение мира в художественных образах     4)  ориентация на представления о добре и зле

27.И.С. Тургенев считал, что «добро по указу не добро». В этом высказывании выражается   

 1)  научная истина     2)  правовая норма     3)  экономический закон     4)  нравственный принцип

28.Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам. Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.   

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

29.Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях? А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбы Родины. Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.     

1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

30.Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль регулирует отношения людей с позиций добра и зла. Б. К моральным ценностям можно отнести гражданственность и патриотизм.   

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

31.Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм –  чувство любви к Отечеству и преданности ему. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.   

1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

32.Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали выражают представления о добре и зле. Б. Общество заинтересовано в том, чтобы его члены выполняли требования морали.     

1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

33.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Наверное, мы не найдём ни одного, даже самого примитивного, человеческого общества, не создавшего свою культуру. 

(Б) Человек в течение своей жизни преобразовывает самого себя и окружающий мир.

 (В) Неслучайно по уровню развития культуры оценивают общественный прогресс.

Определите, какие положения текста

  1)  отражают факты 2)  выражают мнения

34.Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм –  это любовь к Отечеству. Б. Патриотизм означает стремление граждан своими действиями служить интересам Отечества.       1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

35.Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали фиксируются в законах и подзаконных актах государства. Б. Самоконтроль человека   основа морального регулирования его поведения.   

 1)  верно только А     2)  верно только Б     3)  верны оба суждения     4)  оба суждения неверны

Ответы:

1-1

2-2

3-3

4. А-1, Б-2,В-1,Г-2, Д-2.

5.-2

6.-3

7.-1

8-2

9. А-факт, Б-Факт, В-Мнение

10.-1

11.-1

12.-1

13.-4

15-3

16.-3

17.-2

18-1

19-1

20 А-факт, Б-факт, В-мнение

21.-3

22.-3

24. А-факт, Б-факт, В-мнение.

25. -1

26-1

27-4

28-3

29-3

30-3

31-3

32-3

33 А-2, Б-1, В-2

34-3

35-2

Источник